Проект парциальной программы с использованием нетрадиционных техник рисования
материал по рисованию (подготовительная группа)
Изобразительная деятельность приносит дошкольникам много радости, ведь потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне. Дети изучают окружающий мир, копируя его. Учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, стандартных занятий рисованием недостаточно для творческого развития детей дошкольного возраста.
Всякое детское художество изначально сводится не к тому, ЧТО рисовать, а НА ЧЁМ и ЧЕМ. Задача нас, взрослых — научить детей манипулировать с разнообразными материалами и использовать в работе нетрадиционные способы изображения.
В старшем дошкольном возрасте дети осваивают трудные техники рисования: кляксография, монотипия, диатипия, рисование штрихом, рисование на мятой и бархатной бумаге, пластилинография, батик (рисование на ткани), витраж (рисование по стеклу).
Такие необычные способы рисования развивают активность, воображение, гибкость и оригинальность творческого мышления детей, они интересны своим разнообразием и основаны на творческой фантазии каждого ребёнка. Особенно полезны детям «зажатым», неуверенным в себе, так как создают радостное настроение, снимают страх и неуверенность перед самим процессом рисования, помогают ребёнку увидеть всё многоцветие палитры красок и разнообразные способы передачи изображения. Это даёт неограниченные возможности выражать в своих рисунках чувства, мысли, эмоции, переживания! Дети учатся видеть образы в неожиданных сочетаниях пятен, линий, мазков и оформлять эти образы, погружаясь в удивительный мир творчества!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_radost_tvorchestva.docx | 86.37 КБ |
Предварительный просмотр:
| |
ПРОЕКТ
ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«РАДОСТЬ ТВОРЧЕСТВА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД «ТОПОЛЁК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯСННСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
Автор: | Павлова Наталья Александровна, Воспитатель МДОАУ ДС «Тополек» |
Ясный 2020год
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I. | Целевой раздел | |
1.1 | Пояснительная записка | |
1.2. | Актуальность парциальной образовательной программы | 4-5 |
1.3. | Цель и задачи парциальной образовательной программы | 5 |
1.4 | Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы | 5 |
1.5 | Возрастные характеристики развития детей | 6-7 |
1.6 | Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы | 7 |
1.7 | Обоснование выбора содержания парциальной программы | 7 |
1.8 | Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы | 8 |
II. | Содержательный раздел | |
2.1 | Тематическое планирование образовательной деятельности | 9-13 |
2.2 | Содержание парциальной образовательной программы | 14-15 |
III. | Организационный раздел | |
3.1 | Кадровое обеспечение парциальной образовательной программы | 16 |
3.2 | Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы | 16 |
3.3 | Методическое обеспечение парциальной образовательной (материалы и средства развития, обучения и воспитания) | 17 |
3.4 | Время и сроки реализации парциальной образовательной программы | 18 |
3.5 | Организация развивающей предметно-пространственной среды | 18-19 |
IV. | Дополнительный раздел | |
4.1 | Презентация парциальной образовательной программы | 20 |
V. | Литература | 21 |
Приложение Приложение 1 Карта наблюдения Приложение 2 | 22-23 |
I. Целевой раздел
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изобразительная деятельность приносит дошкольникам много радости, ведь потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне. Дети изучают окружающий мир, копируя его. Учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, стандартных занятий рисованием недостаточно для творческого развития детей дошкольного возраста.
Всякое детское художество изначально сводится не к тому, ЧТО рисовать, а НА ЧЁМ и ЧЕМ. Задача нас, взрослых — научить детей манипулировать с разнообразными материалами и использовать в работе нетрадиционные способы изображения.
В старшем дошкольном возрасте дети осваивают трудные техники рисования: кляксография, монотипия, диатипия, рисование штрихом, рисование на мятой и бархатной бумаге, пластилинография, батик (рисование на ткани), витраж (рисование по стеклу).
Такие необычные способы рисования развивают активность, воображение, гибкость и оригинальность творческого мышления детей, они интересны своим разнообразием и основаны на творческой фантазии каждого ребёнка. Особенно полезны детям «зажатым», неуверенным в себе, так как создают радостное настроение, снимают страх и неуверенность перед самим процессом рисования, помогают ребёнку увидеть всё многоцветие палитры красок и разнообразные способы передачи изображения. Это даёт неограниченные возможности выражать в своих рисунках чувства, мысли, эмоции, переживания! Дети учатся видеть образы в неожиданных сочетаниях пятен, линий, мазков и оформлять эти образы, погружаясь в удивительный мир творчества!
Использование нетрадиционных техник рисования обогащает знания и представления дошкольников о предметах, материалах, их свойствах и способах применения, создаёт условия для развития мелкой моторики рук, координации, точности и быстроты движений, вырабатывает у детей терпение, аккуратность и внимание.
У детей 6-7 лет, находящихся на пороге школы, возникает осознанное желание научиться рисовать хорошо, чтобы получить хороший результат — это важное качество для будущего школьника!
Чем наиболее разнообразны, интересны и необычны будут занятия рисованием, тем более способными и творчески развитыми будут становиться наши дети.
1.1 Актуальность парциальной образовательной программы.
После проведения анкетирования родителей и мониторинга детской деятельности была выявлена актуальность данной программы, так как в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Введение программы в образовательный процесс целесообразно, т.к. способствует формированию целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального богатства. Содержание программы направленно на то, чтобы жизнь ребенка была насыщена различными проявлениями искусства.
Программа реализуется в рамках образовательной области «художественно-эстетическое развитие»
Программа обеспечивает учёт потребностей и интересов детей, а также возможности педагогического коллектива. Соответствует требованиям нового образовательного стандарта.
1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы
Цель: развитие творческих способностей каждого ребенка средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.
Задачи:
- Формировать эмоционально-эстетического восприятия, развитие у ребёнка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом своё отношение и чувства.
- Знакомить детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
- Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами:
- Развивать эстетическое мировосприятие, воспитывать художественный вкус.
- Развивать фантазию, творческое мышление и воображение, пространственное восприятие.
- Развивать точные движения руки и мелкую моторику пальцев.
- Воспитывать зрительную культуру, индивидуальность.
9. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками
рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.
1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
В основу программы заложены следующие принципы:
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
Формирование познавательных интересов ребенка в различных видах деятельности.
Возрастная адекватность дошкольного образования.
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Учёт этнокультурной ситуации.
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали, системно-деятельностный подход так как обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребёнка исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Реализуется технология сотрудничества, демократизм, равенство, партнёрство в субъектных отношениях педагога и ребёнка. Педагог и воспитанник совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Ребёнку предоставляется свобода выбора и самостоятельности. Осуществляя выбор, ребёнок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Развитие индивидуальности, самобытности, неповторимости воспитанника, раскрытие его природного дара. Принятие ребёнка таким, какой он есть. Создание психологически комфортных условий для развития каждого ребёнка. Необходимо исходить из интересов детей, перспектив их развития, признать за ними право на выбор.
Гуманитарный подход, так как, гуманизация процесса образования означает максимальное способствование тому, чтобы у ребёнка сложилась единая, интегральная, связная картина мира. Исследования теоретиков показывают, что в дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс знаний, если те преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитываются интересы и познавательные возможности ребёнка по отношению к изучаемым явлениям.
Культурологический подход предполагает отношение педагога, направленное не только на усвоение детьми знаний, но и на способы этого усвоения, на образы и способы мышления и деятельности; на развитие и воспитание культурологии и творческого потенциала ребенка. Назначения современного дошкольного образования четко обнаружилась новая тенденция: от обыденного, практико-прагматического толкования проблем образования к их гуманистическому осмыслению формирования детской личности и развитию, обучению и воспитанию культурологии как целостного и гармонического человеческого существа в единстве его внутренней духовности и внешнего воплощения.
1.4. Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа
Программа рассчитана на старший дошкольный возраст.
Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее.
Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное. Постепенно дети приобретают способность действовать в рисовании по предварительному замыслу.
К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и темно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.
В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения четче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рисунках дети стараются — передать перспективу. При придумывании темы рисунка дети 6—7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.
1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы
Ребёнок научится различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы рисования;
Ребёнок научится приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом;
Ребёнок научится различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры;
У ребёнка разовьется мелкая моторика рук; сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту;
У ребёнка разовьется творчество и фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
появится любовь и уважение к изобразительному искусству;
У ребёнка сформируется художественный вкус и чувство гармонии
У ребёнка сформируются навыки самостоятельности.
Ребёнок способен слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного.
1.6. Обоснование выбора содержания парциальной программы
В основной образовательной программе детского сада недостаточное количество времени отводится на знакомство с нетрадиционными техниками рисования . Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
1.7. Формы и средства определения результативности реализации парциальной образовательной программы
1. Наблюдение процесса художественно-творческой деятельности ребенка.
2. Изучение продуктов художественно-творческой деятельности ребенка.
3.Анкетирование для родителей
4.Выставки детских работ в детском саду (тематические, праздничные)
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
| Тема | Техника | Цель | Средства выразительности | Материалы |
Цветоведение | |||||
Сентябрь | |||||
1 | Азбука цветов |
| Познакомить с цветами, которые относятся к теплой и холодной части спектра, познакомить со способом получения нового цвета красок. Учить смешивать цвета на палитре, добиваясь нужного тона | Тон, цвет | Акварель, гуашь, трафарет палитры, бумага для рисования |
2 | Веселые уроки карандаша |
| |||
3 | Холодные и теплые картины |
| |||
4 | Летний луг, который я видел летом | Мелки + акварель | Закрепить ранее усвоенные умения и навыки в данной технике. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете. | Цвет, линия, пятно, фактура | Бумага для рисования, восковые мелки, акварель, трафареты цветов, гуашь в мисочках, поролоновые тампоны, кисти. |
5 | Бабочка | Монотипия, обведение ладошки, пальчиковая живопись | Упражнять детей в технике монотипии. Закрепить умение использовать технику печатания ладошки с сомкнутыми пальчиками – большое крыло, кулачок – маленькое крыло). Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление. | Пятно, цвет, симметрия | Силуэты симметричных и несимметричных предметов в иллюстрации бабочек, лист бумаги, белый квадрат, гуашь, кисть, простой карандаш. |
6 | Рисуем мыльными пузырями |
| Совершенствовать новую технику рисования мыльными пузырями. Развивать фантазию, воображение. | Цвет, пятно | Разведенные мыльные пузыри (шампунь, гуашь, вода) лист бумаги и трубочка для коктейля |
7 | Нарядный мухомор | Печать клише, пальчиковая живопись, поролон | Закрепить умения, используя технику печатанья. Развивать чувство композиции. | Пятно, фактура, цвет | Печатки и трафареты, простой карандаш, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках. |
8 | Осенний лес | Пальчиковая живопись, монотипия | |||
Жанры изобразительного искусства. | |||||
Натюрморт | |||||
Октябрь | |||||
1 | Фотография листа | Печать листочком | Расширение представлений детей о возможных способах художественного изображения; знакомство с методом печати листьями. Закрепление знаний о теплой цветовой гамме. Формирование навыков создания несложной цветовой композиции | Пятно, фактура, цвет | Гуашь, широкие кисти, цветная бумага, клеенка для черновой работы, разнообразные по форме листья
д/в № 10-2000 г. стр.17 |
2 | Осенние листья | Тиснение | Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. По желанию рисовать на общем листе пейзаж осени (без листьев) | Фактура, цвет | Шаблоны листьев разной формы, простой карандаш, цветные карандаши, материал для тиснения (предметы с различной фактурой), ватман, гуашь, кисти. |
3 | Осенний пейзаж | Тычкование | Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, прием тычкования – учить делать ежика, грибочки на него. Развивать чувство композиции. | Фактура, объем | Ножницы, клей, карандаш, квадраты (2х2 см) из газетной бумаги (около 40 шт.), красная, коричневая и белая бумага для грибов (прямоугольники), листья, изготовленные на предыдущих занятиях. |
4 | Ваза с цветами | Печать по трафарету | Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. | Пятно, фактура, цвет | Печатки и трафареты, простой карандаш, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках. |
5 | Натюрморт из овощей «Что нам осень подарила?» | Свеча + акварель | Цвет, линия, пятно, фактура | Акварель, бумага для рисования, свеча, кисти | |
6 | Праздничный торт | Любая | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
| Все имеющие в наличии |
7 | Фрукты на столе (арбуз и фрукты) | Печать поролоном, мятая бумага, пальчиковая живопись | Пятно, фактура, цвет | Печатки и трафареты, простой карандаш, скомканная бумага, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках. | |
8 | Цветы в вазе | Кляксография с ниточкой | Познакомить с новой техникой – рисования с ниточкой. Воспитывать аккуратность. | Пятно | Ниточка, трафареты, поролоновые тампоны, акварель, гуашь в мисочках. |
Пейзаж | |||||
Ноябрь | |||||
1 | Сказочные цветы | Мелки + акварель | Совершенствовать рисование в данных нетрадиционных техниках. Закрепить умение печатать по трафарету, равномерно делать напыление по всему листу, рисовать свечой. Развивать воображение, творчество. | Цвет, линия, пятно, фактура | Акварель, бумага для рисования, мелки, кисти |
2 | Сказочные цветы | Монотипия | Пятно, цвет, симметрия | ||
3 | Осень в лесу | Монотипия | Пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции | ||
4 | Заколдованный лес | Любая |
| Все имеющиеся в наличии | |
5 | Звездное небо | Напыление, печать по трафарету | Точка, фактура | Зубная щетка, гуашь, бумага для рисования, трафареты | |
6 | Березовая роща | Рисование свечой | Цвет, фактура, пятно, линия | Акварель, бумага для рисования, свеча, кисти | |
7 | Рисунок ветра | Выдувание из трубочки | Учить направлять струю выдыхаемого воздуха. Развивать фантазию. | Пятно | Бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочках, пластиковая ложка |
8 | Первый снег | Монотипия. Рисование пальчиками, мятой бумагой | Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | Пятно, фактура, цвет | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, трафареты из пенопласта |
Декабрь | |||||
1 | Листья на ветру | Графический граттаж | Познакомить с нетрадиционной техникой черно-белого граттажа. Учить передавать настроение ветра с помощью графики. Упражнять в использовании средств выразительности. | Линия, штрих. | Полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (1 капля на 1 ст. л.туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами |
2 | Кораблик в море | Живопись по – мокрому, акварельные мелки | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Цвет, пятно, фактура, точка | Акварель, акварельные мелки, бумага, кисти |
3 | Лесные тропинки | Мятая бумага, обрывание | Гелевая ручка, цветные карандаши, скомканная бумага, газетные листы, гуашь | ||
4 | |||||
5 | Ночь в лесу | Обрывание, напыление | Зубная щетка, гуашь, бумага для рисования, трафареты, бумага для обрывания. Акварель, бумага для рисования, кисти, скомканная бумага | ||
6 | |||||
7 | Новогодняя елочка | Любая | |||
8 | Кто живет в зимнем лесу | Мятая бумага, напыление, пальчиковая живопись | |||
Январь | |||||
1 | Снеговик во дворе | Мятая картина | Совершенствовать рисование в данных нетрадиционных техниках. Закрепить умение печатать по трафарету, равномерно делать напыление по всему листу, рисовать свечой. Развивать воображение, творчество. Совершенствовать рисование в данных нетрадиционных техниках. Закрепить умение печатать по трафарету, равномерно делать напыление по всему листу, рисовать свечой. Развивать воображение, творчество.
| Цвет, фактура | Салфетки разного цвета, кисти, бумага, иллюстрации пейзажей со снеговиком, клей |
2 | |||||
3 | Узоры Деда Мороза | Свеча, граттаж, процарапывание | Фактура, линия, цвет | Акварель, бумага для рисования, свеча, кисти, палочки для процарапывания | |
4 | |||||
5 | Волшебные узоры | Выдувание из пятна | Пятно | Бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочках, пластиковая ложка, поролоновые тампоны, смятая бумага | |
6 | Зимняя картина | Печать поролоном, пенопластом, мятая бумага | Пятно, фактура, цвет | ||
7 | Рябина зимой | Скомканная бумага – наложение | |||
8 | Дорисуй кораблик и сказочный город | Любая |
| Все имеющиеся в наличии | |
Портрет | |||||
Февраль | |||||
1 | Азбука настроений | Работа по схемам Акварель + восковые мелки | Закрепить умение работать по схемам, с техникой печати ладошками, по трафарету, обрывания и набрызга. Развивать цветовосприятие. | Цвет, линия, пятно, фактура | Бумага для рисования, акварель, восковые мелки, бумага для обрывания, трафареты, зубная щетка, расческа, гуашь |
2 | Дед Мороз идет по лесу | Обрывание, напыление | |||
3 | Мой портрет | Черно-белый граттаж | Учить рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики. Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции. | Линия, точка, штрих | Приготовленный лист для черно-белого граттажа, черный маркер, палочка для процарапывания, сангина, репродукции портретов, эскизы. |
4 | Я рисую своего папу | Мятая бумага, обрывание | Цвет, фактура, объем | Скомканная бумага, приготовленная бумага для обрывания, гуашь, кисти | |
5 | Платье для принцессы | Тычкование ватными палочками | Совершенствовать технику тычкования. Развивать чувство ритма. Воспитывать аккуратность. | Цвет, фактура, объем | Ватные палочки, жесткие кисти, бумага для рисования, гуашь в мисочках, трафареты. |
6 | Лесовичок | Тычок жесткой кистью | Фактура, цвет | ||
7 | Одежда для моего папы | Любая | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
| Все имеющиеся в наличии. |
8 | Мой друг | Любая |
| ||
Март | |||||
1 | Моя мама | Сангина | Учить рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики. Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции. | Линия, штрих, Точка, цвет, пятно, фактура | Приготовленный лист для черно-белого граттажа, черный маркер, палочка для процарапывания, сангина, репродукции портретов, эскизы, трафареты |
2 | Мой воспитатель | Графические средства, сангина | |||
3 | |||||
4 | Гриб - боровик | Любая | |||
5 | Автопортрет | Работа по трафарету | |||
6 | Мой друг карандаш | Любая | Все имеющиеся в наличии. | ||
7 | Я модельер | Свеча + акварель | Акварель, бумага для рисования, свеча, кисти | ||
8 | Любая | Все имеющиеся в наличии | |||
Анималистика | |||||
Апрель | |||||
1 | Пингвины на льдине | Ладошка | Совершенствование нетрадиционных техник (рисование пальчиками, ладошками, отпечатки разными предметами, тычок сухой кистью, оттиск мятой бумагой, кляксография). Развитие творческого воображения и чувство юмора. Воспитание самостоятельности, уверенности, инициативности. | Пятно, цвет, фантастический силуэт | Гуашь, акварель, кисти, бумага для рисования, скомканная бумага, клей, карандаш, квадраты (2х2 см) из газетной бумаги |
2 | Снег – мятая бумага | Пятно, фактура, цвет | |||
3 | Я рисую пушистика и колючую голову | Тычок жесткой кистью и оттиск мятой бумагой | Фактурность окраски, цвет | ||
4 | Птицы прилетают с юга | Кляксография | Пятно | ||
5 | Паук-крестовик | Обрывание | Совершенствовать умения использовать данную изобразительную технику. Познакомить с техникой печатанья листьями | Фактурность, цвет | Салфетки, ножницы, квадраты (2х2 см) из газетной бумаги, подготовленный фон, листья для печатанья, гуашь, акварель. |
6 | Стрекоза | Тычкование | |||
7 | Дружная семейка (совы) на ветке | Тычкование, пальчиковая живопись, печатанье листьями | |||
8 | |||||
Сказочно-былинный жанр | |||||
Май | |||||
1 | Зеленый лягушонок в зеленой траве | Напыление красками разными по оттенку | Закрепить умение работать с техникой печати ладошками, по трафарету и набрызга. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. | Фактура, точка, цвет, пятно | Бумага для рисования, гуашь, кисти, поролоновые тампоны, трафареты |
2 | Волшебная карета | Печать по трафарету, ладошки, пальчиковая живопись | |||
3 | |||||
4 | Шапка-невидимка | Любая | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы с нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. | Все имеющиеся в наличии | |
5 | Иллюстрируем сказку «Три медведя» | По выбору детей | |||
6 | Кот Мурлыка | Напыление, выкладывание рисом | Учить создавать образ кота, используя смешение красок, набрызг, печать по трафарету, пальчиками, ладошками, в технике обрывания. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. | Бумага для рисования, зубная щетка, расческа, гуашь, крашенный рис, клей, эскизы, иллюстрации | |
7 | Чунга –чанга (коллективная работа) | Обрывание, пальчиковая живопись | Фактура, цвет, пятно | Бумага для рисования, бумага для обрывания, гуашь, клей, эскизы, иллюстрации | |
8 | Ладошки, мятая картина, печать | Бумага для рисования, скомканная бумага, кисти, трафареты, поролоновые тампоны, гуашь, крашенный рис, клей, эскизы, иллюстрации | |||
Июнь | |||||
1 | Бабочки собирают нектар | Монотипия | Закрепить знание детей о симметричных и нессиметричных предметах, навыки рисования гуашью. Совершенствовать работу в данных техниках. | Цвет, пятно, симметрия | Бумага для рисования, гуашь, кисти, поролоновые тампоны, трафареты, скомканная бумага, клей, эскизы, простой карандаш, иллюстрации |
2 | Бабочка - махаон | Ладошки, ступни ног | Пятно, цвет | ||
3 | Рыбы в пруду | Мятая бумага | Фактура, цвет | ||
4 | Майский жук | Ступни ног | Пятно, цвет | ||
5 | Фрукты на блюде | Восковые мелки + акварель | Совершенствовать умения в данных техниках. Учить отображать фрукты наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа. | Цвет, линия, пятно, фактура | Бумага для рисования, гуашь, кисти, восковые мелки, акварель. |
6 | Лесные кружева | Любая | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы с нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. |
| Все имеющиеся в наличии |
7 | Лесная опушка | Выкладывание крупами или рисование пряжей | Совершенствовать умения в данных техниках. Учить отображать образы животных наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа. | Фактура, цвет | Клей, бумага для рисования, крупы (рис, гречка, овес, макароны, и т.д.), пряжа разных цветов и оттенков |
8 | Тюльпаны и бабочка | Любая | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы с нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. |
| Все имеющиеся в наличии |
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Формы, способы, методы
Организация коллективной (фронтально, в подгруппах, в парах) или индивидуальной деятельности детей
Методы: методы включения детей в содержание образовательной деятельности;
На занятиях используются различные методы обучения: объяснительно-иллюстративные (педагогический показ),
словесные (рассказ педагога, беседа),
продуктивные - (создание композиций с применением нетрадиционных техник рисования)
частично-поисковые (создание нового цвета)
творческие (самостоятельный выбор композиции),
игровые (дидактическая игры «Удивительная ладонь», «Радуга». «Черрное и белое» и т.д.)
методы поддержки инициативы;
методы и приемы мотивации;
методы и приёмы обучения целеполаганию.
Алгоритм проведения занятия по нетрадиционному рисованию:
Создание игровой ситуации.
Показ воспитателя.
Использование движения руки.
Сравнение двух техник.
Проговаривание последовательности работы.
Средства образования и развития
Вид средства, например | Для специально организованной взрослым деятельности | Для нерегламентированной деятельности ребенка |
Музыкальные произведения | Бетховен «Лунная соната» Чайковский «Вальс цветов» Вивальди «Летняя гроза» «Времена года» (4 концерта) Бах Ария «Воздух» Римский-Корсаков «Полет шмеля» Мендельсон «Свадебный марш» Григ «В пещере горного короля» Сен-Санс «Карнавал животных» (сюита) Мусоргский «Картинки с выставки» (цикл пьес) Глинка «Марш Черномора» | |
Произведения живописи | Репродукции картин русских и зарубежных художников. | |
Лирика | Стихи А.С.Пушкина, А.А.Фета, Ф.И. Тютчева, С. Есенина и т.д. | |
Оборудование для проведения эксперимента | Краски, кисти, баночки для воды, салфетки, палитра, бумага разных цветов и фактур. | В уголке Изодеятельности есть все необходимое оборудование для проведения опытно-экспериментальной деятельности. |
Взаимодействие участников образовательных отношений
Для успешной реализации программных задач проводятся следующие формы работы: беседы консультации мастер - классы семинары-практикумы анкетирование выставки и др. Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых определенные представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям в освоении нетрадиционных изобразительных средств.
Педагог также организует предметно-пространственную среду (альбомы, фотовыставки, методические таблицы и т.д.)
Родители совместно с детьми собирают коллекцию фотографий интерьеров, украшенных с помощью нетрадиционных техник рисования.
Ребёнку предоставляется возможность проявить инициативу, самостоятельность в выборе композиции, цветовой гамме, технике выполнения рисунка, выбирать себе партнёра по дидактической игре, соавтора для придумывания эскиза рисунка, выступать в роли экскурсовода в сюжетно-ролевой игре, научного сотрудника в опытно-экспериментальной деятельности.
Продукт: Коллекция рисунков для украшения интерьера детского сада.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ3.1 Кадровое обеспечение – руководитель изостудии.
Для реализации программы руководитель изостудии проводит поиск, анализ, систематизацию имеющейся литературы по нетрадиционным техникам рисования, разработку планирования по изобразительной и продуктивной деятельности, конспектов образовательной деятельности. Организуют предметно-развивающую среду, проводит консультации для родителей.
3.2 Материально-техническое обеспечение Программы
Для реализации программы я использую интерактивную доску,
мультимедийный проектор, мольберты, мультимедийные презентации и фотоальбомы по видам нетрадиционных техник рисования в ДОУ.
Дидактические игры:
«УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛАДОНЬ» Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.
«РАДУГА» Цель игры: научить детей рисовать радугу, правильно называть ее цвета, помочь запомнить их расположение, развивать речь и словарный запас ребят.
«ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ» Цель игры: развивать внимательность, ловкость, быстроту, умение быстро действовать в зависимости от ситуации.
«ВЕСЕЛЫЕ ОБЕЗЬЯНКИ» Цель игры: формировать навыки по различению и правильному называнию цветов, развивать быстроту, ловкость, артистизм, умение самостоятельно действовать в сложившейся ситуации.
"ПРИДУМАЙ ПЕЙЗАЖ" Цель игры: упражнять детей в составлении композиции с многоплановым содержанием, выделении главного размером. Упражнять детей в составлении композиции, объединенной единым содержанием. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Уточнение знаний детей о пейзаже, как виде живописи, закрепление знаний о художниках, работающих в этом жанре. Развивать наблюдательность детей, творческую фантазию. Активизация словаря: "пейзаж", "живопись", "времена года".
«КТО БОЛЬШЕ И БЫСТРЕЕ НАРИСУЕТ КРУЖОЧКИ» Цель игры: упражнять детей с помощью рисования по трафаретам в изображении кругов разной величины, учить детей дорисовывать к кругам прямые линии, изображать яблоко и ягоды вишни.
Кисти, гуашевые и акварельные краски, баночки для воды, салфетки, бумага разной фактуры и цвета, восковые и акварельные мелки, свеча, поролон, пластилин, мелкий песок, манная крупа, соль и т.д..
3.3 Научно-методическое обеспечение Программы
Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. – №18
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – Москва.2007.
Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.-СПб.: КАРО,2010.
Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.
3.4. Время и сроки реализации Программы.
Программа реализуется в течение 1 учебного года. Образовательная деятельность осуществляется во вторую половину дня в виде кружковых занятий, длительностью 25-30 минут, с периодичностью 2 раза в неделю.
3.5 Организация развивающей предметно-пространственной среды
В группах детского сада есть уголки изобразительной деятельности. Цель создания данных уголков - воспитание человека нового мышления, находящегося в гармонии с окружающим миром, высокообразованного, умеющего творчески воспринимать информацию в любой области будущей деятельности, обладающего умениями и навыками прошлого и настоящего, способного поставить цели и прогнозировать последствия, способного к самореализации и саморазвитию.
IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно, развивают речь.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изобразительных технологий. Все занятия в программе носят творческий характер. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой разработке, развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изобразительных техник. Программа составлена с учётом интереса детей и их родителей. Соответствует индивидуальным и возрастным особенностям развития детей дошкольного возраста, нормам СанПин и новым образовательным стандартам.
Родители принимают участие в организации выставок, получают консультативную помощь по вопросам, предусмотренными программой
V. Литература
1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-120с.
3. С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с..
4. Е. П. Арнаутова Педагог и семья. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2001.-264 с.
5. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2012 г.
6. «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева «Академия развития», 2006.
7. «Яркие ладошки» Н.В.Дубровская «Детство-пресс», 2004.
8. «Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «Детство-пресс» 2003.
9. Педагогический опыт ,опубликованный в журналах дошкольное воспитание.
10. Медиоресурсы интернета « МААМ.ru», «Почемучка.ru» и т.д.
11. Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.
12. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».
13. Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г.
Приложение 1.
Карта индивидуального развития дошкольника
№ пп | Целевые ориентиры | Показатели развития ребенка | Качество проявляется | ||
В процессе деятельности | В результате деятельности (продукте, личностном приращении) | ||||
1 | Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах | Владеет основными культурными способами де-ятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах. | |||
2 | Ребёнок способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; | Выбирает род занятий, участников по совместной деятельности; | |||
3 | Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда. | Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда. | |||
4 | Ребёнок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других. | Договаривается интересы и чувства других | |||
5 | Ребенок обладает развитым воображением, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам | Обладает развитым воображением. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. | |||
6 | Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания. | Владеет устной речью, выражает свои мысли и желания | |||
7 | У ребенка развита крупная и мелкая моторика; может контролировать свои движения и управлять ими. | Обладает развитой крупной и мелкой моторикой. Контролирует свои движения и управляет ими. | |||
8 | Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам, может соблюдать правила безопасного поведения. | Способен к волевым усилиям, следует социальным нормам поведения и правилам, соблюдает правила безопасного поведения. | |||
9 | Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать. | Любознателен, задает вопросы взрослым и сверстникам, устанавливает причинно-следственные связи, наблюдает, экспериментирует. | |||
10 | Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. | Принимает собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми 6-7 лет Кружок «Волшебные краски»
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредс...
Образовательная программа с использованием нетрадиционных техник рисования "Весёлый художник"
основной целью программы является стимулирование развития детского творчества путём использования нетрадиционных техник рисования. Для этого необходимо обеспечить необходимые условия для раскрытия тво...
Программа самообразования «Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития мелкой моторики и активизации речевой деятельности у детей с ОВЗ»
Тема саморазвития по повышению уровня компетентности и профессионализма в изучении развития мелкой моторики рук детей с ОВЗ через использование нетрадиционных техник рисования....
Конспект открытого занятия по сюжетному рисованию в средней группе «Зима в лесу» в рамках программы «Тропинки» с использованием нетрадиционной техники рисования
Конспект открытого занятия по сюжетному рисованию в средней группе «Зима в лесу» в рамках программы «Тропинки» с использованием нетрадиционной техники рисования...
Проект "Берегите природу с использованием нетрадиционная техника рисования" .
Эксперементирование, Познание социального мира....
Проект: «Я всё смогу» (использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ)
Паспорт проекта. «Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепостит...
Проект. Арт-терапия с использованием нетрадиционных техник рисования в работе с детьми среднего дошкольного возраста «В мире красок»
Все дети любят рисовать. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно, о...