Проект: «Я всё смогу» (использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ)
проект
Паспорт проекта.
«Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».
В. А. Сухомлинский
Краткая аннотация.
В данном проекте представлен комплекс нетрадиционных техник рисования, который может использоваться в работе, как с детьми общеобразовательных групп, так и в группах с детьми с ЗПР. Мною был составлен план работы с воспитанниками и с семьями воспитанников.
Данный проект предоставил хорошую возможность привлечь родителей к совместной деятельности с педагогом и детьми.
Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Тип проекта: творческий, игровой.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный (октябрь- май).
Участники проекта: дети группы ЗПР (5-7 лет), воспитатели, родители.
Постановка проблемы: в последнее время все актуальнее встает проблема увеличения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Начав работать в коррекционно-развивающей группе, мною были выявлены следующие проблемы: дети малоинициативны, предпочитают долго сидеть, часто плохо ориентируются на листе бумаги, не усидчивы, не могут довести до конца начатое дело, а порой вовсе отказываются рисовать. Учитывая все эти особенности, я начала искать пути решения проблемы. Изучив множество технологий и приемы работы я пришла к решению использовать в работе один из приемов арт-терапии – изотерапия. На сегодняшний день интересной формой изобразительного творчества является нетрадиционное рисование, в том числе на прозрачном мольберте. Ведь стандарты дошкольного образования ориентируют нас, педагогов, на новые формы взаимодействия и сотрудничества с детьми.
Актуальность темы.
Учеными доказано, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы (т.е. сформировать полноценные представления о свойствах и качествах предметов). Накопление чувственного опыта при знакомстве с цветом, формой, величиной предметов обозначают как накопление сенсорных впечатлений. Именно эти впечатления способствуют формированию у детей полноценного восприятия окружающего мира.
Многие психологи, изучавшие психическое развитие, отмечали высокое значение воображения и фантазии в жизни ребёнка (Л.С. Выготский, В. Штерн, С.Л. Рубенштейн). Многие педагоги современности ищут инновационные технологии развития познавательных процессов. Продуктивная деятельность ребенка с ОВЗ без специального обучения формируется с большим трудом и опаздывает по срокам. Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития, хотя известно, что эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. Современные дети стали менее отзывчивыми. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Таким образом родилась идея создания проекта «Я все смогу!».
За время своей работы в детском саду я обратила внимание, что изобразительная деятельность одна из самых привлекательных для детей дошкольного возраста. Она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. А рисование нетрадиционными техниками - способствует развитию воображения и фантазии; эстетического воспитания; проявления интереса к совместной деятельности; развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Что особенно актуально в работе с детьми с ОВЗ.
Объект проекта: нетрадиционные техники рисования в работе воспитателя по коррекции эмоционально – волевой сферы детей с ЗПР в условиях ДОУ.
Предмет исследования: использование различных нетрадиционных техник рисования в работе воспитателя по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы детей с ОВЗ в условиях ДОУ.
Цель проекта: развитие эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Гипотеза исследования: чем разнообразнее будут условия, в которых протекает творческая деятельность дошкольников, содержание, формы, методы и приемы работы, а так же материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться творческие способности детей с ОВЗ.
Задачи проекта.
С детьми.
Образовательные:
- познакомить детей с рисованием на прозрачном мольберте как видом нетрадиционной техники и способами применения в быту;
- формировать способности управлять собственными эмоциями;
- корректировать нарушения в эмоционально - личностном и познавательном развитии;
- обучить простейшим способам релаксации, саморегуляции;
- расширять представление детей об эмоциях и различных способах адекватно их выражать.
Развивающие:
- развивать умение идентифицировать и передавать разные эмоции через работу мимикой и жестами, развивать невербальные средства общения;
- способствовать творческому самовыражению и самореализации в продуктах творчества.
Воспитательные:
- стимулировать и поощрять творческую активность, эмоциональную раскованность дошкольников;
- воспитывать эстетические чувства детей посредством техники рисования на прозрачном мольберте;
- воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, умение довести работу до конца (предпосылки к учебной деятельности);
- воспитывать доброжелательность, укреплять эмоциональную устойчивость.
С родителями:
- вовлечь родителей в процесс поддержки детской инициативы и потребности в познании и овладении нетрадиционной изобразительной техники;
- оказывать поддержку и содействие семье по развитию у детей творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования.
С педагогами:
- обогащать представления педагогов о нетрадиционных техниках рисования;
- способствовать формированию активной позиции педагогов по достижению предполагаемых результатов проекта.
Практическая значимость: использование прозрачного мольберта в работе детского сада может быть использовано не только воспитателями, но и другими специалистами дошкольного образовательного учреждения в различных формах организации образовательного процесса. Также его можно использовать для проведения совместных мероприятий с детьми и родителями.
Перспективы развития: разработка методических рекомендаций для работы с детьми группы компенсирующей направленности с использованием нетрадиционных техник рисования и прозрачного мольберта. Проект позволит расширить и углубить знания, использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнять в продуктивной, экспериментальной деятельности.
Методы и приёмы.
- Изучение и анализ литературы.
- Работа с раздаточным материалом, поиск, наблюдение, рисование.
- Игровая деятельность: обыгрывание ситуации.
- Словесные методы: беседы, рассказ.
- Наглядные методы: показ игрушек, картинок, использование трафаретов, раскрасок.
Экспериментальная база исследования.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32 комбинированного вида», группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР в количестве 9 человек.
Материально – техническое обеспечение.
ИКТ, магнитофон, принтер цветной, интернет – ресурсы, подбор различных развивающих игр, музыкального сопровождения, подбор средств и материалов для проведения игр на развитие художественно – эстетических навыков
План проекта:
№ п/п | Этапы проекта | Содержание | Сроки реализации |
1. | Подготовительный (организацион но-прогностический)
| - изучение и подбор методической, научно-популярной, художественной литературы по данной теме - составление перспективного плана -подбор наглядного и дидактического материала -прогнозирование ожидаемых результатов проекта |
ноябрь
|
2. | Основной
| -реализация проекта в учебно-воспитательном процессе -промежуточная диагностика результатов внедрения проекта - создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей достижение цели проекта и соответствующей возрастным особенностям детей - ознакомление детей с нетрадиционными техниками -разработка конспектов мероприятий по развитию художественных способностей на основе нетрадиционных техник рисования с использованием различных материалов | Декабрь- февраль |
3. | Заключитель ный
| - выставка работ, выполненных детьми на базе сада - умение применять освоенные техники изобразительной деятельности - анкетирование родителей по выявлению степени удовлетворённости участия в проекте и значимости результатов проекта, в развитии личностного роста ребёнка, раскрытия его природных способностей | Март – май |
План реализации проекта | |||||
Период | Мероприятия | Задачи | |||
Подготовительный этап Сентябрь- ноябрь | Игра «Путешествие в страну «Рисовандию». | Определить место хранения в группе необычных инструментов | |||
Разработка содержания проекта «Использование нетрадиционной техники рисования для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ» | Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты | ||||
Анкетирование родителей на тему: «Как вы относитесь к проявлению творческих способностей у детей» | Выявить компетентность родителей по вопросу развития у дошкольников изобразительных навыков. | ||||
Основной этап
| |||||
Декабрь
| 1 неделя | Непосредственно образовательная деятельность «Компоты и варенье» | Познакомить детей с новым видом изобразительной техники – печатание фруктами (оттиск).Обобщить знания о фруктах и ягодах. | ||
2 неделя | Непосредственно образовательная деятельность | Закреплять технику рисования – рисуем пальчиком. Развитие мелкой моторики рук. Воспитывать в детях любовь к природе | |||
3 неделя | Мастер-класс для родителей: «Наши руки не для скуки» | Познакомить родителей с различными методиками изобразительной деятельности. | |||
4 неделя | Индивидуальная форма работы «Осенний букет».
| Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объектов (цветов), полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности. Поощрять детское творчество, инициативу. | |||
Январь | 1 неделя | Непосредственно образовательная деятельность «Бабочки». | Познакомить детей с техникой монотипия. Развивать образное мышление, аккуратность. Развивать мелкую моторику. | ||
2 неделя | Консультация для родителей: «Значение рисования в жизни ребенка» | Продолжать знакомить родителей с основами рисования в нетрадиционной технике | |||
3 неделя | Совместная деятельность педагога и детей (коллективная работа) «Волшебный лес». | Освоение техники печатания растениями. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Развивать творческое воображение, мелкую моторику пальцев рук. | |||
4 неделя | Мастер – класс для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста». | Познакомить родителей с основами изобразительной деятельности и использование нетрадиционных техник рисования | |||
Февраль | 1 неделя |
«Плюшевые игрушки» | Познакомить с новым способом нетрадиционной техники рисования с помощью поролоновой губки. Продолжать учить детей закрашивать контур рисунка «тычками». Закреплять части тела, цвета: оранжевый, коричневый, белый. | ||
2 неделя | Индивидуальная форма работы «Волшебница зима».
| Познакомить с нетрадиционной техникой рисования набрызг. Учить новым способам получения изображений. Воспитывать аккуратность при работе. Освоение технике рисования набрызг. | |||
3 неделя | Памятка для родителей «Стоит ли учить детей рисованию?» | Продолжать знакомить родителей с методиками изобразительной деятельности. | |||
4 неделя | Оформление художественной выставки «Зимушка зима» | Познакомить детей с понятием «выставка»; побуждать детей принимать активное участие и | |||
Завершающий этап | |||||
Март | 1 неделя |
«Ветка мимозы» | Учить совмещать две техники в одном изображении (клаксография и пуантилизм). Развивать мелкую моторику. | ||
2 неделя |
«Космические дали» | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг, техники коллаж . Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызвать эмоциональное отношение к образу. | |||
3 неделя | Индивидуальная форма работы «Желтые одуванчики» | Уметь использовать разный материал для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже. Воспитать у ребенка художественный вкус. Развивать творческое воображение, мелкую моторику пальцев рук. | |||
4 неделя |
«Волшебный дождик» | Познакомить детей способом рисования: восковые мелки + акварель(волшебный дождик).Аккуратно закрашивать лист краской, чтобы увидеть волшебные капли. Воспитать у детей художественный вкус. | |||
Апрель |
1 неделя |
« Белая черемуха» |
Продолжать закреплять знакомые детям техники рисования - рисование ватными палочками и пальчиками. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | ||
2 неделя |
«Ранняя весна»
| Закреплять навык складывать лист пополам: на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере путем складывания. Половину листа протирать влажной губкой. | |||
3 неделя | Фотовыставка «Уголок изодеятельности в семье» | Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, воспитывать интерес к изодеятельности. | |||
4 неделя | «Грачи прилетели» | Учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали | |||
май | Оформление выставки «Наш вернисаж». | Продолжать знакомить детей с понятием «выставка», побуждать рассматривать работы, рассказывать о них. | |||
Ожидаемые результаты проекта.
Для детей: положительная динамика развития воображения и художественно- творческих способностей детей. Положительная динамика развития коммуникативных навыков. Снижение уровня эмоциональной тревожности. Повышение личностных качеств, таких как уверенность, умение общаться со сверстниками, умение применения знаний в процессе продуктивной деятельности.
Для взрослых: сплочение детско-взрослого коллектива через интерактивные формы взаимодействия. Активизация позиций родителей (законных представителей) воспитанников. Становление родителей (законных представителей) полноценными участниками образовательных отношений, появление сотрудничества между ребенком и родителями.
Для своей педагогической деятельности: разработка рекомендаций по использованию нетрадиционной техники рисования, в том числе и на прозрачном мольберте. Повышение профессиональной компетентности.
Итоговое мероприятие: выставка детских работ «Наш вернисаж».
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка | Умение выделять главное величиной и расположением на листе. |
Умение графич. передавать особенности изображ. объектов (форму, пропорции, характ. признаки) |
Умение контролир. направление движения руки и регулировать силу нажима при штриховке |
Умение использовать различные приемы работы кистью |
Знание основных цветов и оттенков. Получение дополнит. цветов и оттенков путем смешивания |
Уровень | ||||||
н.г | к.г. | н.г | к.г. | н.г | к.г. | н.г | к.г. | н.г | к.г. | н.г | к.г. | ||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Качество оценивается в баллах:
1 балла – низкий уровень - ребенок не выполняет задание
2 балла – средний уровень - ребенок выполняет задание частично или с помощью педагога
3 балла – высокий уровень - ребенок выполняет задание самостоятельно
Проценты считаются:
Количество детей (например 12 чел.) принимается за 100%
Количество детей, например, с низким уровнем 5 чел.
Далее 5: 12 *100=41,6 Округляем до 42%
Как сделать сводную:
| Дети | % | ||||
Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | |
начало года | - | 7 | 5 | - | 58 | 42 |
Список использованной литературы.
- Вдовиченко С.А. «Дети светлой краской красят мир» - М, Чистые пруды, 2009 г.
- Ганошенко Н.И., Мещерякова С.Ю. «Приобщение детей к художественно – эстетической деятельности» - М, Издательство «Мозаика – Синтез», 2008г.
- Золотарева А. «Форма работы с детьми на занятиях по рисованию» // Дошкольное воспитание, 2007, №11.
- Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М,
- Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет», М, 2007г.
- Марецкая Н.И. «Организация развивающего пространства в дошкольных образовательных учреждениях» // Дошкольная педагогика, 2005, № 9,10.
- Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - СПб, Издательство КАРО, 2007.
- Розова С. «Чудесный мир красок» // Ребенок в детском саду, 2002, № 3,4,5.
- Рузанова Ю.В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности» - СПб, Издательство КАРО, 2007.
- Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет» - М, 2007г.
- Фукалова Н.Н. «Нетрадиционные методы рисования, как средство эстетического воспитания» // Раздел с дошкольниками, 2009г.
- Хархан Г.В. «Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования» // Логопед, 2004, № 5.
- Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. (Библиотека Воспитателя).
- Акуненок Т.С.Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. -2010 - №18- с.23.
- Анциферова Н.Г. Необыкновенное рисование// Дошкольная педагогика. -2011 - №7 –с.72.
- Комарова Т.С. «Обучение дошкольников технике рисования». - М., Педагогическое общество, Россия, 2005.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ya_vse_smogu_aleksatkina.docx | 578.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №32 комбинированного вида»
Проект:
«Я всё смогу»
(использование нетрадиционных техник рисования
в работе с детьми с ОВЗ)
Автор проекта:
Воспитатель 1 категории
Алексаткина В.Н.
г. Саранск
Паспорт проекта.
«Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».
В. А. Сухомлинский
Краткая аннотация.
В данном проекте представлен комплекс нетрадиционных техник рисования, который может использоваться в работе, как с детьми общеобразовательных групп, так и в группах с детьми с ЗПР. Мною был составлен план работы с воспитанниками и с семьями воспитанников.
Данный проект предоставил хорошую возможность привлечь родителей в совместную деятельность с педагогом и детьми.
Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Тип проекта: игровой.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный (октябрь- май).
Участники проекта: дети группы ЗПР (5-7 лет), воспитатели, родители.
Постановка проблемы: в последнее время все актуальнее встает проблема увеличения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Начав работать в коррекционно-развивающей группе, мною были выявлены следующие проблемы: дети малоинициативны, предпочитают долго сидеть, часто плохо ориентируются на листе бумаги, не усидчивы, не могут довести до конца начатое дело, а порой вовсе отказываются рисовать. Учитывая все эти особенности, я начала искать пути решения проблемы. Изучив множество технологий и приемы работы я пришла к решению использовать в работе один из приемов арт-терапии – изотерапия. На сегодняшний день интересной формой изобразительного творчества является нетрадиционное рисование, в том числе на прозрачном мольберте. Ведь стандарты дошкольного образования ориентируют нас, педагогов, на новые формы взаимодействия и сотрудничества с детьми.
Актуальность темы.
Учеными доказано, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы (т.е. сформировать полноценные представления о свойствах и качествах предметов). Накопление чувственного опыта при знакомстве с цветом, формой, величиной предметов обозначают как накопление сенсорных впечатлений. Именно эти впечатления способствуют формированию у детей полноценного восприятия окружающего мира.
Многие психологи, изучавшие психическое развитие, отмечали высокое значение воображения и фантазии в жизни ребёнка (Л.С. Выготский, В. Штерн, С.Л. Рубенштейн). Многие педагоги современности ищут инновационные технологии развития познавательных процессов. Продуктивная деятельность ребенка с ОВЗ без специального обучения формируется с большим трудом и опаздывает по срокам. Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития, хотя известно, что эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. Современные дети стали менее отзывчивыми. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Таким образом родилась идея создания проекта «Я все смогу!».
За время своей работы в детском саду я обратила внимание, что изобразительная деятельность одна из самых привлекательных для детей дошкольного возраста. Она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. А рисование нетрадиционными техниками - способствует развитию воображения и фантазии; эстетического воспитания; проявления интереса к совместной деятельности; развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Что особенно актуально в работе с детьми с ОВЗ.
Объект проекта: нетрадиционные техники рисования в работе воспитателя по коррекции эмоционально – волевой сферы детей с ЗПР в условиях ДОУ.
Предмет исследования: использование различных нетрадиционных техник рисования в работе воспитателя по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы детей с ОВЗ в условиях ДОУ.
Цель проекта: развитие эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Гипотеза исследования: чем разнообразнее будут условия, в которых протекает творческая деятельность дошкольников, содержание, формы, методы и приемы работы, а так же материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться творческие способности детей с ОВЗ.
Задачи проекта.
С детьми.
Образовательные:
- познакомить детей с рисованием на прозрачном мольберте как видом нетрадиционной техники и способами применения в быту;
- формировать у детей практические умения и навыки выполнения нетрадиционных техник в процессе продуктивной деятельности;
- формировать способности управлять собственными эмоциями;
- корректировать нарушения в эмоционально - личностном и познавательном развитии;
- обучить простейшим способам релаксации, саморегуляции;
- расширять представление детей об эмоциях и различных способах адекватно их выражать.
Развивающие:
- способствовать развитию творческих способностей, художественного вкуса, фантазии и изобретательности;
- способствовать раскрытию творческого потенциала детей;
- развивать умение идентифицировать и передавать разные эмоции через работу мимикой и жестами, развивать невербальные средства общения;
- способствовать творческому самовыражению и самореализации в продуктах творчества.
Воспитательные:
- стимулировать и поощрять творческую активность, эмоциональную раскованность дошкольников;
- воспитывать эстетические чувства детей посредством техники рисования на прозрачном мольберте;
- воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, умение довести работу до конца (предпосылки к учебной деятельности);
- воспитывать доброжелательность, укреплять эмоциональную устойчивость.
С родителями:
- вовлечь родителей в процесс поддержки детской инициативы и потребности в познании и овладении нетрадиционной изобразительной техники;
- оказывать поддержку и содействие семье по развитию у детей творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования.
С педагогами:
- обогащать представления педагогов о нетрадиционных техниках рисования;
- способствовать формированию активной позиции педагогов по достижению предполагаемых результатов проекта.
Практическая значимость: использование прозрачного мольберта в работе детского сада может быть использовано не только воспитателями, но и другими специалистами дошкольного образовательного учреждения в различных формах организации образовательного процесса. Также его можно использовать для проведения совместных мероприятий с детьми и родителями.
Перспективы развития: разработка методических рекомендаций для работы с детьми группы компенсирующей направленности с использованием нетрадиционных техник рисования и прозрачного мольберта. Проект позволит расширить и углубить знания, использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнять в продуктивной, экспериментальной деятельности.
Методы и приёмы.
- Изучение и анализ литературы.
- Работа с раздаточным материалом, поиск, наблюдение, рисование.
- Игровая деятельность: обыгрывание ситуации.
- Словесные методы: беседы, рассказ.
- Наглядные методы: показ игрушек, картинок, использование трафаретов, раскрасок.
Экспериментальная база исследования.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32 комбинированного вида», группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР в количестве 9 человек.
Ресурсы: ИКТ, магнитофон, принтер цветной, интернет – ресурсы, подбор различных развивающих игр, музыкального сопровождения, подбор средств и материалов для проведения игр на развитие художественно – эстетических навыков.
План проекта:
№ п/п | Этапы проекта | Содержание | Сроки реализации |
1. | Подготовительный (организационно- прогностический) | - изучение и подбор методической, научно-популярной, художественной литературы по данной теме - составление перспективного плана -подбор наглядного и дидактического материала -прогнозирование ожидаемых результатов проекта |
ноябрь |
2. | Основной | -реализация проекта в учебно-воспитательном процессе -промежуточная диагностика результатов внедрения проекта - создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей достижение цели проекта и соответствующей возрастным особенностям детей - ознакомление детей с нетрадиционными техниками -разработка конспектов мероприятий по развитию художественных способностей на основе нетрадиционных техник рисования с использованием различных материалов | Декабрь- февраль |
3. | Заключительный | - выставка работ, выполненных детьми на базе сада - умение применять освоенные техники изобразительной деятельности - анкетирование родителей по выявлению степени удовлетворённости участия в проекте и значимости результатов проекта, в развитии личностного роста ребёнка, раскрытия его природных способностей | Март – май |
План реализации проекта | |||||
Период | Мероприятия | Задачи | |||
Подготовительный этап Сентябрь- ноябрь | Игра «Путешествие в страну «Рисовандию». | Определить место хранения в группе необычных инструментов | |||
Разработка содержания проекта «Использование нетрадиционной техники рисования для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ» | Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты | ||||
Анкетирование родителей на тему: «Как вы относитесь к проявлению творческих способностей у детей» | Выявить компетентность родителей по вопросу развития у дошкольников изобразительных навыков. | ||||
Основной этап | |||||
Декабрь | 1 неделя | Непосредственно образовательная деятельность «Компоты и варенье» | Познакомить детей с новым видом изобразительной техники – печатание фруктами (оттиск).Обобщить знания о фруктах и ягодах. | ||
2 неделя | Непосредственно образовательная деятельность | Закреплять технику рисования – рисуем пальчиком. Развитие мелкой моторики рук. Воспитывать в детях любовь к природе | |||
3 неделя | Памятка для родителей: «Наши руки не для скуки» | Познакомить родителей с основами изобразительной деятельности. | |||
4 неделя | Индивидуальная форма работы «Осенний букет». | Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объектов (цветов), полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности. Поощрять детское творчество, инициативу. | |||
Январь | 1 неделя | Непосредственно образовательная деятельность «Бабочки». | Познакомить детей с техникой монотипия. Развивать образное мышление, аккуратность. Развивать мелкую моторику. | ||
2 неделя | Консультация для родителей: «Значение рисования в жизни ребенка» | Продолжать знакомить родителей с основами рисования в нетрадиционной технике | |||
3 неделя | Совместная деятельность педагога и детей (коллективная работа) «Волшебный лес». | Освоение техники печатания растениями. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Развивать творческое воображение, мелкую моторику пальцев рук. | |||
4 неделя | Мастер – класс для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста». | Познакомить родителей с основами изобразительной деятельности и использование нетрадиционных техник рисования | |||
Февраль | 1 неделя | «Плюшевые игрушки» | Познакомить с новым способом нетрадиционной техники рисования с помощью поролоновой губки. Продолжать учить детей закрашивать контур рисунка «тычками». Закреплять части тела, цвета: оранжевый, коричневый, белый. | ||
2 неделя | Индивидуальная форма работы «Волшебница зима». | Познакомить с нетрадиционной техникой рисования набрызг. Учить новым способам получения изображений. Воспитывать аккуратность при работе. Освоение технике рисования набрызг. | |||
3 неделя | Памятка для родителей «Стоит ли учить детей рисованию?» | Продолжать знакомить родителей с основами изобразительной деятельности. | |||
4 неделя | Оформление художественной выставки «Зимушка зима» | Познакомить детей с понятием «выставка»; побуждать детей принимать активное участие и | |||
Завершающий этап | |||||
Март | 1 неделя |
«Ветка мимозы» | Учить совмещать две техники в одном изображении (клаксография и пуантилизм). Развивать мелкую моторику. | ||
2 неделя |
«Космические дали» | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг, техники коллаж . Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызвать эмоциональное отношение к образу. | |||
3 неделя | Индивидуальная форма работы «Желтые одуванчики» | Уметь использовать разный материал для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже. Воспитать у ребенка художественный вкус. Развивать творческое воображение, мелкую моторику пальцев рук. | |||
4 неделя |
«Волшебный дождик» | Познакомить детей способом рисования: восковые мелки + акварель(волшебный дождик).Аккуратно закрашивать лист краской, чтобы увидеть волшебные капли. Воспитать у детей художественный вкус. | |||
Апрель | 1 неделя | « Белая черемуха» | Продолжать закреплять знакомые детям техники рисования - рисование ватными палочками и пальчиками. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | ||
2 неделя |
«Ранняя весна» | Закреплять навык складывать лист пополам: на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере путем складывания. Половину листа протирать влажной губкой. | |||
3 неделя | Фотовыставка «Уголок изодеятельности в семье» | ||||
4 неделя | «Грачи прилетели» | Учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали | |||
май | Оформление выставки «Рисование без кисточки». | Продолжать знакомить детей с понятием «выставка» и её значением |
Ожидаемые результаты проекта.
Для детей: положительная динамика развития воображения и художественно- творческих способностей детей. Положительная динамика развития коммуникативных навыков. Снижение уровня эмоциональной тревожности. Повышение личностных качеств, таких как уверенность, умение общаться со сверстниками, умение применения знаний в процессе продуктивной деятельности.
Для взрослых: сплочение детско-взрослого коллектива через интерактивные формы взаимодействия. Активизация позиций родителей (законных представителей) воспитанников. Становление родителей (законных представителей) полноценными участниками образовательных отношений, появление сотрудничества между ребенком и родителями.
Для своей педагогической деятельности: разработка рекомендаций по использованию нетрадиционной техники рисования, в том числе и на прозрачном мольберте. Повышение профессиональной компетентности.
Итоговое проектное мероприятие: фото - выставка детских работ
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Умение выделять главное величиной и расположением на листе. | Умение графич. передавать особенности изображ. объектов (форму, пропорции, характ. признаки) | Умение контролир. направление движения руки и регулировать силу нажима при штриховке | Умение использовать различные приемы работы кистью | Знание основных цветов и оттенков. Получение дополнит. цветов и оттенков путем смешивания | Уровень | ||||||
н.г | к.г. | н.г | к.г. | н.г | к.г. | н.г | к.г. | н.г | к.г. | н.г | к.г. | ||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 |
Качество оценивается в баллах:
1 балла – низкий уровень - ребенок не выполняет задание
2 балла – средний уровень - ребенок выполняет задание частично или с помощью педагога
3 балла – высокий уровень - ребенок выполняет задание самостоятельно
Проценты считаются:
Количество детей (например 12 чел.) принимается за 100%
Количество детей, например, с низким уровнем 5 чел.
Далее 5: 12 *100=41,6 Округляем до 42%
Как сделать сводную:
Дети | % | |||||
Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | |
начало года | - | 7 | 5 | - | 58 | 42 |
Список использованной литературы.
- Вдовиченко С.А. «Дети светлой краской красят мир» - М, Чистые пруды, 2009 г.
- Ганошенко Н.И., Мещерякова С.Ю. «Приобщение детей к художественно – эстетической деятельности» - М, Издательство «Мозаика – Синтез», 2008г.
- Золотарева А. «Форма работы с детьми на занятиях по рисованию» // Дошкольное воспитание, 2007, №11.
- Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М,
- Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет», М, 2007г.
- Марецкая Н.И. «Организация развивающего пространства в дошкольных образовательных учреждениях» // Дошкольная педагогика, 2005, № 9,10.
- Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - СПб, Издательство КАРО, 2007.
- Розова С. «Чудесный мир красок» // Ребенок в детском саду, 2002, № 3,4,5.
- Рузанова Ю.В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности» - СПб, Издательство КАРО, 2007.
- Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет» - М, 2007г.
- Фукалова Н.Н. «Нетрадиционные методы рисования, как средство эстетического воспитания» // Раздел с дошкольниками, 2009г.
- Хархан Г.В. «Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования» // Логопед, 2004, № 5.
- Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. (Библиотека Воспитателя).
- Акуненок Т.С.Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. -2010 - №18- с.23.
- Анциферова Н.Г. Необыкновенное рисование// Дошкольная педагогика. -2011 - №7 –с.72.
- Комарова Т.С. «Обучение дошкольников технике рисования». - М., Педагогическое общество, Россия, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация"Использование нетрадиционных техник в работе с детьми раннего возраста"
Представлены техники рисования,которые используются мной на занятиях....
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ (КЛЯКСОГРАФИЯ) С ДЕТЬМИ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ»
Изобразительная деятельность необходима ребенку для физического, психического и познавательного развития. В процессе использования нетрадиционных техник рисования происходит развитие эмоциональной и и...
Проект парциальной программы с использованием нетрадиционных техник рисования
Изобразительная деятельность приносит дошкольникам много радости, ведь потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне. Дети изучают окружающий мир, копируя его. Учитывая огромный скач...
«Цветок для мамы» Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники «рисование солью» с детьми подготовительной к школе группы.
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования - рисование солью и акварельным красками....
«Использование нетрадиционных техник в работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
Работая в комбинированной группе, с дошкольниками с нарушениями речи постоянно сталкиваюсь с тем, что дети с данной патологией испытывают определённые трудности. Наблюдается отставание в развитии мелк...
Проект "Берегите природу с использованием нетрадиционная техника рисования" .
Эксперементирование, Познание социального мира....
Из опыта работы по использованию нетрадиционной техники рисования "Эбру" с детьми дошкольного возраста с ТНР.
Из опыта работы по использованию нетрадиционной техники рисования "Эбру" с детьми дошкольного возраста с ТНР....