Образовательная программа с использованием нетрадиционных техник рисования "Весёлый художник"
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему
основной целью программы является стимулирование развития детского творчества путём использования нетрадиционных техник рисования. Для этого необходимо обеспечить необходимые условия для раскрытия творческого потенциала детей, совершенствовать восприятие. мышление, воображение, поддерживать личностное творческое начало.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 27.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
по обучению нетрадиционным техникам рисования
«Весёлый художник»
для детей дошкольного возраста (5-7 лет)
Содержание
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка | стр. 3 |
1.1. Цели и задачи реализации программы | стр. 4 |
1.2. Принципы и подходы к формированию программы | стр. 4 |
1.3. Возрастные особенности развития детей старшей группы | стр. 4 |
1.4. Возрастные особенности развития детей подготовительной группы | стр. 6 |
2. Планируемые результаты освоения программы | |
2.1. Планируемые результаты освоения рабочей программы | стр. 7 |
2.2 Критерии уровней развития детей | стр. 7 |
2.3 Таблица диагностических исследований | стр. 8 |
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 1.1 Тематический план для старшей группы | стр. 8 |
1.2 Тематический план для подготовительной группы | стр. 9 |
2.1 Перспективно-тематическое планирование в старшей группе | стр. 10 |
2.2 Перспективно-тематическое планирование в подготовительной группе | стр. 17 |
3. Содержание занятий | стр. 24 |
4.1 Перспективный план взаимодействия с родителями в старшей группе | стр. 24 |
4.2 Перспективный план взаимодействия с родителями в подготовит. группе | стр. 25 |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 1. Учебный план | стр.25 |
2. Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды | стр.25 |
3. Учебно-методический комплект к рабочей программе | стр.140 |
4. Материально техническое оснащение | стр.143 |
5. Список используемой литературы | стр.144 |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
Программа дополнительной образовательной услуги художественно-эстетической направленности по обучению детей нетрадиционным техникам рисования «Веселый художник» разработана на основе пособия «Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Г Казаковой.
Детское рисование заключает в себе большие возможности. Оно является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.
Как известно, дети часто копируют предлагаемый образец. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, т.к. педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Такое рисование не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществить индивидуальный подход к детям, учитывая их желания, интересы.
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Он придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения нетрадиционных техник рисования. Повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения и технических способностей ребенка.
Предлагаемая программа составлена для детей 5-7 лет, рассчитана на два года обучения. Занятия построены на сюжетной игровой основе.
Процесс обучения осуществляется по перспективно-тематическому плану, определяющему количество и содержание занятий в месяц по разработанным сюжетам. В год запланировано 31 занятие. Из них 4 занятия отведено на мониторинг детей. Занятия проводятся с октября по май один раз в неделю по 25 - 30 мин.
Работа по данной программе осуществляется в доброжелательной атмосфере на фоне доверительных отношений между педагогом и детьми и получении положительных эмоций.
В процессе наблюдений педагог оценивает способности детей, условно ориентируясь на лучшие показатели, выявленные для данного возраста (лучше – в данной группе).
Целью мониторинга является выявление уровня развития творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия). В процессе оценки используются уровни: высокий, средний, низкий. Мониторинг проводится два раза в год: в октябре, в мае. Форма занятий – групповая.
Предложенная тематика и формы обучения соответствуют возрастным особенностям. Познавательные потребности и интересы дошкольников дают простор детской фантазии и возможность проявить свою индивидуальность
При разработке программы использовались следующие нормативно-правовые документы:
* Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
* Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
* СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
* Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 г.Москва «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
* Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 января 2015 года N АП-58/18 «Об оказании платных образовательных услуг».
- Цели и задачи реализации программы
Основной целью программы является стимулирование развития детского творчества путем использования нетрадиционных техник рисования.
Основные задачи:
- обеспечить необходимые условия для раскрытия творческого потенциала детей;
- совершенствовать восприятие, мышление, воображение – психические процессы, которые лежат в основе творческой деятельности;
- познакомить с различными нетрадиционными средствами выразительности и возможностями их использовать;
- совершенствовать умения, навыки знакомых изобразительных техник;
- развивать мелкую моторику рук;
- поддерживать личностное творческое начало.
1.2. Принципы и подходы к формированию программы
- системности - занятия проводят в системе в течение всего учебного процесса;
- последовательности - знания давать постепенно, без перегрузки, с нарастающим объемом информации;
- принцип творчества - программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей;
- принцип научности - детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.;
- принцип доступности - учет возрастных и индивидуальных особенностей;
- принцип сравнений и выбора - разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала.
- 1.3. Возрастные особенности развития детей 5 - 6 лет, 6-7 лет
………
- Планируемые результаты освоения программы
К концу первого года обучения ребёнок может:
- различать способы нетрадиционного рисования;
- самостоятельно создавать художественные образы, используя известные способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит);
- самостоятельно передавать сюжетную композицию;
К концу второго года обучения ребёнок может:
- различать и называть способы нетрадиционного рисования;
- знать различные приёмы работы карандашом, гуашью, акварелью, тушью, пастелью;
- передавать в рисунке не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту;
- уметь применять полученные знания на практике
2.2. Критерии уровней развития детей
Высокий уровень: активно, быстро входит в воображаемую ситуацию, способен самостоятельно создать художественный образ; умело использует знакомый материал на различных занятиях; самостоятельно находит свои оригинальные способы изображения, рационально применяет различные техники рисования;
проявляет самостоятельность в планировании, воплощении, получении результата.
Средний уровень: способен самостоятельно применять знакомые техники рисования; подражает образцу педагога, но использует его при создании нового образца.
Низкий уровень: не проявляет активности, подражает образцу педагога. Затрудняется в выполнении творческих заданий.
Таблица диагностических исследований
Отношение к деятельности самостоятельность, активность, быстрое вхождение в воображаемую ситуацию | Способность создания художественного образа | Умелое использование знакомого материала на различных занятиях | Умение самостоятельно находить свои оригинальные способы изображения | Способность рационально применять различные техники рисования | Подражание образцу педагога, но использование его при создании нового образца | Проявление самостоятельности в планировании воплощении, получении результата | Итоговый результат |
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Тематический план
Старшая группа
Месяц | № занятия | Тема занятия | Количество часов |
Октябрь | 1-2 | Мониторинг | 2 |
3 | Летний луг | 1 | |
4 | Бабочки, которых мы видели летом | 1 | |
Ноябрь | 1 | Осенний пейзаж | 1 |
2 | Грибы в лукошке | 1 | |
3 | Рябинка | 1 | |
4 | Первый снег | 1 | |
Декабрь | 1 | На что похожа клякса? | 1 |
2 | Волшебная ночь | 1 | |
3 | Узоры на стекле | 1 | |
4 | Маленькой ёлочке холодно зимой | 1 | |
Январь | 1 | Ёлочные игрушки | 1 |
2 | Мой портрет | 1 | |
3 | Снеговик | 1 | |
Февраль | 1 | Семёновские матрёшки | 1 |
2 | Фрукты на блюде | 1 | |
3 | Портрет зимы | 1 | |
4 | Кораблики в море | 1 | |
Март | 1 | Открытка для мамы | 1 |
2 | Мимоза | 1 | |
3 | Весеннее солнышко | 1 | |
4 | По замыслу | 1 | |
Апрель | 1 | Расцвели чудесные цветы | 1 |
2 | Ракеты в космосе | 1 | |
3 | Красивый букет | 1 | |
4 | Вишня в цвету | 1 | |
Май | 1 | Одуванчики | 1 |
2 | По замыслу | 1 | |
3-4 | Мониторинг | 2 |
Подготовительная группа
Месяц | № занятия | Тема занятия | Количество часов |
Октябрь | 1-2 | Мониторинг | 2 |
3 | Астры в вазе | 1 | |
4 | Мое любимое дерево осенью | 1 | |
Ноябрь | 1 | Я шагаю по ковру из осенних листьев | 1 |
2 | Ёжики | 1 | |
3 | Ветка рябины | 1 | |
4 | Я люблю пушистое, я люблю колючее | 1 | |
Декабрь | 1 | Первый снег | 1 |
2 | Зимняя ночь | 1 | |
3 | Снежинки | 1 | |
4 | Новогодний праздник | 1 | |
Январь | 1 | Я в волшебном еловом лесу | 1 |
2 | Животные, которых я придумал сам | 1 | |
3 | Сказочные цветы | 1 | |
Февраль | 1 | Я в подводном мире | 1 |
2 | Зимний лес | 1 | |
3 | Пингвины на льдинах (1 занятие) | 1 | |
4 | Пингвины на льдинах (1 занятие) | 1 | |
Март | 1 | Открытка для мамы | 1 |
2 | Подснежники | 1 | |
3 | По замыслу | 1 | |
4 | Ветка с первыми листьями | 1 | |
Апрель | 1 | Звёздное небо | 1 |
2 | Филин | 1 | |
3 | Берёзовая роща | 1 | |
4 | Бабочка | 1 | |
Май | 1 | Вишня в цвету | 1 |
2 | По замыслу | 1 | |
3-4 | Мониторинг | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми 6-7 лет Кружок «Волшебные краски»
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредс...
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования в младшей группе по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие "Пятнышки для жирафа"
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования в младшей группе по реализации образовательной области "Художественно-эстетическо...
Образовательная программа по обучению нетрадиционным техникам рисования "Весёлый художник"
Основной целью программы является стимулирование развития детского творчества путём использования нетрадиционных техник рисования. Для этого необходимо обеспечить необходимые условия для раскрыт...
Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в образовательной области рисование (использование нетрадиционных техник рисования) с детьми раннего возраста
Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в образовательной области рисование (использование нетрадиционных техник рисования) с детьми раннего возрас...