«Зимушка - Зима» (нетрадиционная техника рисования)
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Макарова Елизабет Леонидовна

Интеграция образовательных областей:  художественное – эстетическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная

Цель: Развить интерес  детей к художественному творчеству посредством применения нетрадиционной техники рисования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №81 Центрального района Санкт – Петербурга


Непрерывная образовательная деятельность с детьми группы компенсирующей направленности первого и второго года обучения

Тема «Зимушка - Зима» (нетрадиционная техника рисования)

Охват детей: 12 воспитанников, возраст 6 -7 лет

Интеграция образовательных областей:  художественное – эстетическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная

Цель: Развить интерес  детей к художественному творчеству посредством применения нетрадиционной техники рисования.

Образовательные задачи:

  • Познакомить с новой техникой рисования – оттиск листом пекинской капусты;
  • Учить рисовать пейзаж, используя в одном рисунке разные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования (оттиск капустным листом, метод «тычка», рисование мятой бумагой);
  • Закреплять знания детей о характерных признаках зимы.

Развивающие задачи:

  • Развивать самостоятельность, чувство ритма и композиции;
  • Развивать сенсорные умения – координацию руки и глаза при рисовании, мелкую моторику пальцев рук;
  • Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе через изобразительное искусство, поэзию;
  • Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности;
  • Воспитывать аккуратность при работе с красками.

Коррекционные задачи:

  • Совершенствование зрительного и слухового внимания, тактильных ощущений;
  • Совершенствование общей и мелкой моторики,
  • Координации речи с движением (пальчиковая гимнастика)

Материалы и оборудование:

Текст стихотворения: А. С. Пушкин «Зимнее утро»;

Аудиозапись музыкального произведения Свиридова «Метель. Вальс»;

Картина И. Шишкина «Зима»;

Листы пекинской капусты, тонированные синим цветом альбомные листы, белая гуашь, стаканчики с водой, кисти, салфетки, подставки для кисточек, ватные палочки, тарелочки, альбомного листа на каждого ребенка.

    Методические приёмы:

    Игровой (использование сюрпризных моментов).

    Наглядный (использование иллюстрации).

    Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

    Поощрение, анализ занятия.

НОД:

Воспитатель: Наше занятие я хочу начать со стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»:

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами

Блестя на солнце снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года описывается в

стихотворении?

Дети: Зима.

Воспитатель: Действительно, это зима. (Вывешивается картина зимнего леса.)

Воспитатель: Давайте вспомним, какой бывает зима? Какими словами можно о ней рассказать?

Ответы детей. (Зима бывает белая, снежная, белоснежная, холодная, красивая, морозная, пушистая, блестящая и т. д.)

Воспитатель: Ребята, зима бывает разной. Если стоят сильные морозы, то какая зима? (Морозная.) Часто дуют вьюги - вьюжная, долго стоят холода - холодная, кружится снег – снежная. А еще, зиму называют суровой, лютой, а если как в сказке - сказочной.

А как зиму можно назвать ласково? (зимушка)

Воспитатель: Ребята, помогите мне составить рассказ о Зимушке-зиме. Я начну, а вы закончите предложение.

-Земля покрылась белым, пушистым (снегом)

-Зимой реки и озера покрываются гладким (льдом)

-Зимой мороз рисует причудливые (узоры)

-Зимой деревья стоят (без листьев или порытые снегом)

-Зимой метут (метели)

Воспитатель: Замечательный рассказ получился! А как можно веселиться зимой?

Ответы детей. (Кататься на санках, коньках, лыжах)

Воспитатель: А в какие игры зимой больше всего любят играть дети?

Дети: в «Снежки».

Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в «снежки».

Физкультминутка "Снежок" (координация речи с движением, развитие воображения).

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого)

Мы с тобой снежок лепили ("Лепят", меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, (Показывают круг, сжимают ладони вместе)

Очень гладкий (Гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком)

Раз – подбросим, (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)

Два – поймаем, (Приседают, ловят воображаемый снежок)

Три – уроним (Встают, роняют воображаемый снежок)

И сломаем. (Топают)

Воспитатель: Давайте еще раз вспомним, какая у нас зима?

Ответы детей. (Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.)

Воспитатель: Да, ребята, вы правы. Действительно, зима у нас очень разная. Она и холодная, и с метелями, и со снегом хрустящим.

Поэты, художники, композиторы очень любят рассказывать нам о зиме в своих произведениях: стихах, картинах, музыке.

Композиторы передают в своих музыкальных произведениях характер и настроение зимы. Давайте послушаем музыкальное произведение Свиридова «Метель. Вальс» и полюбуемся на работу великого художника Ивана Шишкина, которая так и называется «Зима».

Воспитатель: Ребята, скажите, а как называется изображение природы на картине?

Дети: Пейзаж

Воспитатель: А как называют художника, рисующего пейзаж?

Дети: пейзажист.

Воспитатель: Из чего нам понятно, что на картине изображена зима?

- Что изобразил художник?

- Какого цвета краски использовал художник?

- Какие мысли у вас возникают, когда вы смотрите на эту картину?

Воспитатель: Ребята, а ведь мы с вами тоже можем передать характер и настроение зимы. Давайте сегодня мы тоже будем пейзажистами и сами попробуем нарисовать зимний лес. Но мы будем необычными художниками, и рисовать мы будем необычным способом.

Давайте пройдем за свои рабочие места.

Воспитатель: Посмотрите, что необычного лежит у вас на столе?

Дети: капустный лист (салатный).

Воспитатель: И как он нам пригодится? Давайте рассмотрим лист, чтобы найти ответ.

На что он похож? (На дерево ствол, ветви, крона.)

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с новой техникой рисования, которая называется оттиск (отпечаток) капустным листом. Повторите «оттиск».

Воспитатель: Нам необходимо кисточкой нанести на листы капусты толстый слой белой краски.

Сначала нужно выбрать более рельефную, выпуклую сторону капустного листа.

Обмакиваем кисти в стаканчики с водой, аккуратно отжимаем ворс кисти о салфетку, затем обмакнем кисть в краску и нанесем толстым слоем на лист пекинской капусты. Прокрашиваем гуашью снизу - вверх ствол, ветви. Кисть нам больше не нужна, помоем ее в стаканчике с водой и отложим на подставку.

Теперь аккуратно берем лист капусты и прикладываем его к альбомному листу, прижимаем его рукой, затем аккуратно, двумя руками снимаем лист капусты. У нас получился отпечаток, похожий на дерево, усыпанное снегом.

Потом прорисуем ствол и веточки чуть выразительнее.

Итак, всем понятно, как мы будем рисовать деревья? Готовы?

Но сначала подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Снежинки»:

Закрутились, завертелись белые снежинки, (фонарики)

Вверх взлетели белой стаей белые пушинки. (движение рук вверх и вниз)

Чуть затихла злая вьюга, улеглись повсюду. (руки вниз)

Заблистали, словно жемчуг, все дивятся чуду. (сжимаем и разжимаем

пальцы)

Заискрились, засверкали белые подружки, («ножницы»)

Заспешили на прогулку дети и старушки(Ходим пальцами одной руки по ладони другой руки)

Воспитатель: Вот теперь приступайте к работе.

(Самостоятельная деятельность детей. Воспитатель проводит индивидуальную работу, помогает по мере необходимости).

Воспитатель: Ребята, мне кажется, что на наших работах чего-то не хватает, ведь мы рисуем зимний пейзаж.

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, на пейзажах нет снега. Предлагаю снежинки нарисовать ватной палочкой, тогда они получатся маленькими и легкими. Возьмем ватные палочки, опустим их в баночку с белой краской и методом тычкования нарисуем снежинки.

(Самостоятельная работа детей.)

Дыхательная гимнастика

Воспитатель: Ой, на мою ладонь снежинка села, большая, красивая. И на ваши ладошки опустились снежинки. Давайте сдуем снежинки с ладошек. Вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот. Вот и улетели наши снежинки.

Воспитатель: Падают снежинки на землю и получаются сугробы. Их мы тоже нарисуем необычным способом - с помощью мятой бумаги. Давайте возьмем кусочки бумаги и помнем их. Обмакиваем мятую бумагу в краску и «печатаем» сугробы.

(Дети дорисовывают пейзаж, воспитатель помогает им по мере необходимости.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вот какие у нас получились замечательные зимние пейзажи. Повесим их на выставку, и полюбуемся.

Итог занятия.

- Итак, ребята, о каком времени года мы с вами сегодня говорили?

- Что мы рисовали?

- Посмотрите на свои картины. Как называются такие картины?

- Чем вы их рисовали?

- Какой техникой вам больше всего понравилось рисовать?

- Спасибо вам, ребята, за ваши старания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зимушка - Зима" рисование в подготовительной группе с использованием нетрадиционных техник рисования

Занятие очень интересное и проходит на одном "дыхании". Техника рисования солью, трафаретами из самоклейки, клеем и манкой прекрасна. Родители  от таких работ были в полном восторге....

"Витражи для окошек в избушке Зимушки- Зимы" Нетрадиционная техника выполнения витражей -клеевые картинки

Формировать у детей интерес к зимней природе, помочь увидеть и почувствовать ее красоту в художественных образах прозы и поэзии. Познакомить детей со словом "витраж"  и техникой  его выполне...

"Моя любимая погода зимой"(нетрадиционная техника рисования)

"Моя любимая погода зимой"(нетрадиционная техника рисования) Цель: воспитывать эстетическое отношение к природе и её изображение в различных изобразительных техниках....

Комплексное занятие по рисованию в нетрадиционной технике рисования солью «Зимушка-зима»

Программное содержание.Развивать у детей творческую активность, художественно - креативныеспособности, чувство цвета, формы, композиции, мелкую моторику рук. Формировать умение видеть характерные...

«Белоснежная зима» Нетрадиционная техника: рисование методом тычка.

Программное содержание: вызвать у детей радостные чувства от прихода красавицы - зимы, развивать эстетическое восприятие зимнего пейзажа, учить детей делать тычки жёсткой полусухой кистью....

КОНСПЕКТ НОД Художественно – эстетическое развитие. Рисование. 2 младшая группа Тема: «Белоснежная зима» Нетрадиционная техника: рисование методом тычка.

КОНСПЕКТ НОДХудожественно – эстетическое развитие. Рисование.2 младшая группаТема: «Белоснежная зима»Нетрадиционная техника: рисование методом тычка....

"Зимушка - зима" (нетрадиционны способ рисования - мятой бумагой)

Рисование мятой бумагой — это новое, интересное, необычное занятие, которое способно максимально раскрыть творческие способности ребенка. Оно также прекрасно развивает мелкую моторику. Рисование...