Конспект "Мир музыки Г.В.Свиридова" для детей 6-7 лет (интеграция образовательных областей "Музыка", "Художественное творчество")
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Корнеева Елена Ивановна

Конспект интегрированного зантия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_muz-izo_30.11.2012.doc56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №65»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Мир музыки Г.В. Свиридова»

в группе компенсирующей направленности

для детей 6-7 лет  с нарушениями речи

(интеграция образовательных областей «Музыка», «Художественное творчество»)

                                                                                                      подготовили

                                                                             музыкальный руководитель

                                                                             Харланова Татьяна Григорьевна;

                                                                             педагог по изобразительной                

                                                                             деятельности  

                                                                             Корнеева Елена Ивановна

г. Курск

2015

Задачи: 

- воспитывать интерес и уважение к творчеству Г. В. Свиридова;

- развивать эстетическое восприятие окружающего мира, любовь к родной земле, Курскому краю;

- закреплять умение различать средства музыкальной выразительности;

- приобщать к миру искусства;

- развивать творческие способности детей, фантазию, чувство цвета;

- учить рисовать гармонь, балалайку, дудочку; аккуратно прорисовывать детали на трафарете.

 Материалы и оборудование:

- портрет Г. В. Свиридова;

- фонограмма произведений Г. В. Свиридова: «Военный марш», «Колдун», «Дождик», «Парень с гармошкой»;

- шумовые инструменты: бубны, ложки, трещотки;

- шали, платочки;

- оборудование для рисования: шаблоны народных инструментов, цветная бумага, простые карандаши, восковые мелки, фломастеры, ножницы, клеящий карандаш, салфетки.

Предварительная работа:

- слушание пьес «Колдун», «Дождик» из «Альбома пьес для детей» Г. В. Свиридова;

- экскурсия в краеведческий музей, рассматривание русского костюма;

- рассматривание репродукции картины Б. Кустодиева «Праздник в деревне»;

- тонировка большого листа ватмана, создание на нем композиции деревни в стиле аппликации с размещением трафаретов кукол в костюмах.

Музыкальный репертуар.

«Военный марш», пьесы «Дождик», «Колдун», «Парень с гармошкой» Г. В. Свиридова; авторская разработка песни-распевки «Доброе утро» О. Н. Арсеневской; русские народные наигрыши, плясовая «Светит месяц».

Ход образовательной деятельности

Музыкальное приветствие.

Валеологическая песня-распевка «Доброе утро»

Доброе утро! Улыбнись скорее!

И сегодня весь день будет веселее.

Мы погладим лоб, и носик, и щечки.

Будем мы красивыми, как в саду цветочки!

Разотрем ладоши сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем смелее, смелее!

Уши мы теперь потрем и здоровье сбережем.

Улыбнемся снова, будьте все здоровы!

Музыкальный руководитель. Ребята, скажите, у кого бывает день рождения?

Ответы детей.  У детей, у мам, пап, у бабушек, дедушек, у кошек, у игрушек.

Музыкальный руководитель. А вы знаете, ребята, что у города тоже бывает день рождения.

Просмотр слайдов «980-летие города Курска».

Музыкальный руководитель. Вы узнали, какой город был изображен на фотографиях?

Ответы детей. Это наш город Курск.

Музыкальный руководитель. А какое важное событие отмечали жители нашего города в сентябре?

Ответ детей. День города.

Музыкальный руководитель. Вы правы, в сентябре все куряне отмечали 980-летие Курска. У нашего города богатая история и культурное наследие. И сегодня мы с вами поговорим об одном из наших известных земляков, великом русском композиторе ХХ века Георгии Васильевиче Свиридове.

Показ  портрета композитора.

Музыкальный руководитель. Сейчас прозвучит одно из произведений Свиридова, уже знакомое вам. Предлагаю пройти по залу, выполняя маршевую ходьбу и ритмические упражнения.

Звучит аудиозапись «Военного марша» Г.В. Свиридова. Дети выполняют ходьбу с перестроением и упражнения, а затем садятся на стулья.

Музыкальный руководитель. Вспомнили, как называется это произведение Георгия Васильевича?

Ответы детей. Это звучал «Военный марш».

Музыкальный руководитель.  «Моя музыка – это лучшее, что есть во мне», так о своем творчестве говорил композитор. Главные темы его музыкальных произведений – Родина, поэтические картины родной земли, образы простых людей. Свиридов большую часть своих произведений написал для хора. Одно из таких произведение - «Курские песни». Оно основано на подлинно народных мелодиях Курского края. Георгий Васильевич говорил: «Часто я вспоминаю свою Родину – Курский песенный край. Россия была богата песней, Курские края – особенно…»

Внимательно послушайте музыкальные произведения Г. В. Свиридова.   Сколько пьес прозвучит?

Звучат в аудиозаписи  пьесы  «Дождик», «Колдун».

Музыкальный руководитель. Вспомните названия этих произведений.

На каком инструменте они были исполнены?

Ответы детей. Эти пьесы называются «Дождик» и «Колдун».

Исполнены они были на фортепиано.

Музыкальный руководитель. Представляете, ребята, через 3 года мы будем отмечать 100 лет со дня рождения Георгия Васильевича Свиридова, а его музыка современна и в настоящее время!  

Музыкальный руководитель. Ребята, а  вы знаете, что такое альбом? Какие бывают альбомы?

Ответы детей. Альбом – это тетрадь, в которой что-то собирают. Бывают альбомы для рисования, альбомы с марками,  фотоальбомы.

Музыкальный руководитель. У меня есть альбом с фотографиями известных мест нашего города, а также фотографиями знаменитых людей Курска.

Музыкальный руководитель предлагает детям рассмотреть разные альбомы,  среди которых «Альбом пьес для детей» Г. В. Свиридова.

Музыкальный руководитель. А еще есть музыкальные альбомы (берет в руки музыкальный альбом).

Музыкальный руководитель. Прочитайте, как называется этот альбом.

Дети читают название альбома.

 

Музыкальный руководитель. Этот музыкальный альбом Георгий Васильевич Свиридов написал специально для своего маленького сына и для всех детей. Здесь собраны удивительные пьесы, которые адресованы маленьким пианистам.

Назвал его композитор, как вы правильно прочитали, «Альбом пьес для детей». Я предлагаю вам открыть этот альбом на одной из страниц и послушать музыку.

Балалаечка бренчит,

Гармошка заливается.

На широком на лугу

Веселье начинается!

Дети слушают пьесу «Парень с гармошкой» в аудиозаписи.

Музыкальный руководитель. Какое настроение передает музыка, что вы в ней услышали?

Ответы детей. Музыка радостная, веселая, задорная.

Музыкальный руководитель. Вы правы, музыка веселая, озорная, игривая, похожая на задорную плясовую. В деревнях по праздникам русские люди издавна собирались на гулянья – пели, плясали под народные инструменты. Особенность звучания одного из инструментов композитор изобразил в озорной музыкальной пьесе «Парень с гармошкой». Раньше мы с вами слушали, как звучит настоящая гармошка. А в этой музыкальной картинке голосу гармошки подражает фортепиано. И мелодия, и аккомпанемент пьесы похожи на её звучание.

Музыкальный руководитель. Послушайте еще раз пьесу «Парень с гармошкой» и подумайте, на что похожа пьеса?

Еще раз звучит пьеса «Парень с гармошкой».

Ответ детей.  На задорную частушку.

Музыкальный руководитель. Скажите, меняется ли характер музыки? Сколько в ней частей?

Отвей детей. В пьесе одна часть. Музыка все время озорная, задорная, веселая.

Музыкальный руководитель. В каком темпе звучит пьеса?  В каком регистре?

Ответ детей. Темп пьесы быстрый, звучит она высоко.

Музыкальный руководитель. Георгий Васильевич Свиридов передал задорный, игривый характер музыки разными средствами музыкальной выразительности.

Педагог по изобразительной деятельности показывает репродукцию  картины Б. Кустодиева «Праздник в деревне».    

Педагог по изобразительной деятельности. Ребята, вам знакома эта картина? Что на ней изображено?

Ответы детей. Это картина Кустодиева «Праздник в деревне». На ней мы видим народное гуляние.

Педагог по изобразительной деятельности. Художник изобразил, как парни и девушки танцуют, а гармонист играет. Без гармониста не обходился ни один деревенский праздник. Ребята, что общего между картиной «Праздник в деревне» и пьесой Свиридова «Парень с гармошкой»?

Ответы детей. На картине музыканты играют на гармошке и мелодия пьесы Свиридова похожа на звучание гармони. 

Педагог по изобразительной деятельности. Радостно звучат яркие краски в картине. И такие же яркие музыкальные краски использовал Георгий Васильевич Свиридов в музыкальной пьесе «Парень с гармошкой».

Педагог по изобразительной деятельности подводит детей к сделанному ранее  панно «Праздник в деревне».

Педагог по изобразительной деятельности. Наше панно тоже называется «Праздник в деревне».

Музыкальный руководитель. А какой же праздник без гуляния? Русские люди очень любили музыку. На праздничных гуляниях они веселились, водили хороводы, плясали и пели под народные инструменты. Какие вы знаете музыкальные народные инструменты?

Ответы детей. Ложки, балалайка, дудочка, гармошка, бубен, трещотки, свистульки.

Музыкальный руководитель. Ребята, красивое у вас панно, яркое, красочное. Девушки и парни водят хороводы. А какое же русское гуляние без музыки? Где же музыканты на празднике? Какие инструменты можно изобразить на панно?

Ответы детей. Музыкантам можно дать дудочку, балалайку, гармошку.

Педагог по изобразительной деятельности. Предлагаю вам самостоятельно изобразить народные  инструменты, отражая все их детали.

Физкультминутка с элементами пальчиковой гимнастики

(Дети становятся в круг.)

По лужочку я пойду,        - идут друг за другом, руки на поясе

Себе дудочку найду.

Эта дудочка-дуда             - имитируют игру на дудочке

Веселить будет меня!

А как дальше я пойду –                      - идут по кругу

Балалаечку найду.

Балалаечка звенит,                             - имитируют игру на балалайке

Всех в округе веселит!

Гармонь в руки я возьму                  - имитируют игру на гармони

И меха растяну,

Весь народ плясать пойдет              - танцевальное творчество детей

Вот так праздник у ворот!

Затем дети приступают к самостоятельной работе  с индивидуальным материалом, изображая балалайки, дудочки, гармонь, ложки.

Во время работы детей фоном тихо звучат русские народные наигрыши.

По окончании работы каждый ребенок приклеивает свой «инструмент» музыканту на панно.

Музыкальный руководитель. Вот теперь у вас получилось настоящее гуляние! Почему бы и нам не присоединиться к нему. Устроим импровизированный праздник на нашей поляне!

Под русскую плясовую мелодию «Светит месяц» музыкальный руководитель приглашает детей весело потанцевать, вспомнив русские плясовые движения.  Желающие   аккомпанируют на инструментах, девочки набрасывают на плечи  шали, платочки.

Авторская разработка

Список использованной литературы

  1. Радынова О.П. Слушаем музыку: Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. – М.: Просвещение, 1990.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. kursk.nash-ostrov.ru > photo Курск
  2. images.yandex.ru > фотографии Г. В. Свиридова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность на тему "Ёлочные игрушки" с интеграцией образовательных областей (художественное творчество, познание, музыка).

Дети погружаются в мир предновогодней сказки, помогают сказочному персонажу, знакомятся с историей новогодней игрушки, создают творческие работы....

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей «Художественное творчество», «Познание») Тема: «Подарок для близких и друзей»

На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги  и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую моторику....

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей "Художественное творчество", "Познание") Тема: "Блокнот для моих близких"

На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги  и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую мотори...

«Интеграция образовательных областей Художественное творчество и Музыка в деятельности детей дошкольного возраста».

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образован...