доклад Интеграция образовательных областей "Художественное творчество" и Музыка", как средство развития детского творчества.
презентация по теме
Презентация по теме интеграция областей.Содержит материал из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.78 МБ |
![]() | 21.55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: формирование эстетического восприятия окружающего мира; развитие музыкально-художественной деятельности развитие способности к освоению и преобразованию окружающего пространства; воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству приобщение к миру искусства; умение «творить» в изобразительной, музыкальной, речевой и творческой деятельности.
Художественное творчество МУЗЫКА
Виды музыкальной деятельности: слушание и гра на муз. инструментах м узыкальное творчество пение м узыкально-ритмические движения
Арт-терапия.
Выводы арт-терапии: Рисование под музыку позволяет детям выносить вовне свои эмоции и чувства . 2 . Существенно обогащается эмоциональная сфера детей, и совершенствуются способы регуляции собственных эмоций и чувств . 3 . Арт-терапия позволяет погашать даже негативные эмоции и отреагировать на них адекватным путём.
Особенности интеграции НОД. ТЕМА: (ОБРАЗ) Познавательная деятельность Музыкальная деятельность Изобразительная деятельность Театрализованная деятельность Продуктивная деятельность
Отличительные особенности: Четкость, компактность, большая информативность (слушание, наблюдение, рассматривание и т.д.) учебного материала. Логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов. Смена динамических поз и видов детской деятельности, здоровьесберегающие технологии.
Планируемые результаты и достижения: 1. У детей формируется эмоциональное и осознанное отношение к искусству; 2. П овышается творческая активность, самостоятельность, инициативность; 3. С нижается напряженность, скованность; 4. Занятия становятся более эффективными за счет снижения утомляемости и перенапряжения детей. 5. Интеграция позволяет экономить время для других режимных моментов (игра, прогулка и.т.д .); 6. Система интегрированного обучения способствует эффективному взаимодействию всех специалистов ДОУ и их сотрудничеству с родителями.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Интеграция образовательных областей «Художественное творчество» и «Музыка», как средство развития детского творчества».
Подготовила: Музыкальный руководитель
Скоробогатова Ирина Олеговна
Актуальность проблемы интеграции образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ диктуют Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, устанавливающие нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Содержание программы должно строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, соответствовать возрасту и психолого – педагогическим особенностям детей, а также специфике и возможностям образовательных областей
Основная общеобразовательная программа, в соответствии с которой мы работаем, предполагает достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, через решение следующих задач:
- формирование эстетического восприятия окружающего мира;
- развитие музыкально-художественной деятельности
- приобщение к миру искусства;
- воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству, умения услышать, увидеть, почувствовать и переживать различные эмоциональные состояния, переданные в произведениях искусства;
- развитие способности к освоению и преобразованию окружающего пространства;
- умение «творить» в изобразительной, музыкальной, речевой и творческой деятельности.
Одной из основных задач является развитие умения передавать в интонации, творческом движении настроение музыкального образа. Наряду с этим педагог развивает музыкальные и творческие способности, поддерживает желание воспитанников отражать настроение музыкального произведения в рисунке.
Осуществить это возможно при интеграции двух областей, то есть в объединении художественного творчества и музыки.
Интеграция музыки и изобразительной деятельности в НОД способствует приобщению детей к изобразительному искусству, развитию у них эмоционально-личностного отношения к произведениям искусства. Для этого необходимо формировать у дошкольников представления о видах, жанрах и средствах художественной выразительности, развивать художественное восприятие и детское творчество в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном труде), воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.
Раскрыть самоценность объектов природы, обогатить, окрасить их восприятие эмоционально-положительным отношением – задачи, которые успешно решает музыкальная деятельность. Достичь этого можно воздействуя на эмоциональную сферу ребёнка. Всё это реализуется в обычной музыкальной деятельности – слушании музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, музыкальном творчестве.
Рисование под музыку, как один из приёмов арт-терапии, довольно широко применяется в современной педагогике. Такой вид самовыражения позволяет детям ощутить и передать внутреннее эмоциональное состояние, которое появилось в результате наблюдения явлений природы, слушания литературных, музыкальных произведений. Педагоги включают в тему рисования, аппликации или лепки дождь, снегопад, полет осенних листьев, осеннее дерево и пр. При создании этих образов подобрана соответствующая музыка. Дети предварительно слушали эту музыку неоднократно беседовали со взрослыми по созданию этого произведения и только после этого рисовали. Таким образом, сочетая изобразительную деятельность со специально подбираемым музыкальным сопровождением, педагоги могут стабилизировать и развивать эмоционально-волевую сферу детей.
Работа в этом направлении позволяет говорить о закономерностях влияния музыки и рисования под музыку (арт-терапия) на развитие эмоциональных качеств и состояние детей и сделать следующие выводы:
1.Рисование под музыку позволяет детям выносить вовне свои эмоции и чувства.
2.Существенно обогащается эмоциональная сфера детей, и совершенствуются способы регуляции собственных эмоций и чувств.
3.Арттерапия позволяет погашать даже негативные эмоции и отреагировать на них адекватным путём.
Особенности организации НОД
Методика работы педагогов с дошкольниками основывается на их удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Большое внимание уделяется эмоционально-образному восприятию красоты окружающего мира, когда на его основе ребенок воплощает свои представления в продуктивных видах деятельности.
Содержание работы планируется исходя из сезонности, различных проявлений природы, календарных праздников и того, что детям близко и интересно.
Реализация задач происходит через познавательную, музыкальную, изобразительную, театрализованную, продуктивную деятельность, ознакомление детей с художественной литературой, музыкальными произведениями, произведениями изобразительного искусства. Связующим звеном выступает рассматриваемая в НОД тема (образ).
При подготовке к НОД большое значение имеет предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин, игры на развитие внимания, зрительной памяти, упражнения на ознакомление с различными свойствами объектов окружающего мира. При сочетании разных видов детской деятельности включаются все системы восприятия детей: зрительная, слуховая, двигательная, что способствует повышению качества продуктивного результата (рисунка, поделки).
Интегрированная НОД имеет отличительные особенности.
Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность (слушание, наблюдение, рассматривание и т.д.) учебного материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики – НОД должна быть небольшой по объему, но емкой, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.
Второй особенностью является логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов. Принцип интеграции требует отбора содержания образования, обеспечивающего целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. На таких занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности, например, рассматривание такого понятия, как “настроение”, с помощью произведений музыки, литературы, живописи. Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой и между ними был связующий элемент – образ.
Важной особенностью интегрированной НОД является смена динамических поз и видов детской деятельности, здоровьесберегающие технологии. Во время НОД предполагается использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием, динамические паузы, потешки.
Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, в педагогическом процессе необходимо использовать большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов (выставки картин, репродукций, предметов быта, поделок, элементы костюмов). Их следует распределить так, чтобы дети могли свободно подойти к ним, рассмотреть и использовать.
Интегрированная НОД способствуют эмоциональному развитию дошкольников, поскольку основана на элементах музыки, живописи, литературы, повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса, целостной картины мира и расширению кругозора. Так, к окончанию учебного года у старших дошкольников сформировалось эмоциональное и осознанное отношение к искусству, повысились творческая активность, самостоятельность, инициативность, снизились напряженность, скованность, поведение стало более открытым.
Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и перенапряжение. Объединение различных областей знаний на одном занятии позволяет сэкономить время для игры, прогулок, самостоятельной деятельности дошкольников. Система интегрированного обучения способствует также эффективному взаимодействию всех специалистов ДОУ и их сотрудничеству с родителями, образуя тем самым детско-взрослое сообщество.
В результате работы по интеграции наблюдается заметный рост в уровне творческого развития детей, который выражается в оригинальности, продуктивности в работе детей, в умении видеть прекрасное в окружающем мире, в улучшении взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, а это не что иное, как новый уровень личности ребёнка. В продуктивной деятельности происходит совершение умения изображать предметы по памяти и с натуры, развитие наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги), совершенствуется техника изображения, развитие свободы и одновременно точности движений руки под контролем зрения, их плавности, ритмичности и т.д. В дальнейшей работе с детьми мы планируем продолжать интегративный подход к организации педпроцесса, обеспечивая тем самым новый, более высокий уровень развития детского творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природный материал как средство развития детского творчества детей старшего дошкольного возраста
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже н...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/07/picture-559933-1420633614.jpg)
Театрализованная деятельность как средство развития детского творчества у старших дошкольников
Значение театральной деятельности для развития творческого воображения дошкольников заключается в том, что эта деятельность позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задан...
Мастер-класс "Нетрадиционные техники рисования как средство развития детского творчества"
Мастер-класс с педагогами...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/08/picture-969013-1520514731.jpg)
Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества.
Тестопластика – искусство создания объёмных и рельефных изделий из теста. Искусство лепки из солёного теста стало в наши дни чрезвычайно популярно. Мука и соль – это природные, экологическ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/08/picture-969013-1520514731.jpg)
Презентация опыта работы Лепка из соленого теста, как средство развития детского творчества в рамках реализации ФГОС.
в данной презентации представлен оыты работы с детьми по тестопластике...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/12/picture-725061-1615542987.jpg)
Пластилинография –как средство развития детского творчества, развития мелкой моторики.
Представляю вашему вниманию презентацию "Пластилинография –как средство развития детского творчества, развития мелкой моторики". На занитии дети ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/30/picture-1535420-1727720849.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ТЕАТРА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
В данной статье рассматривается проблема развития детского творчества средствами интегрированной театрализованной деятельности, а также недостаток соответствующих знаний у педагогов ДОО. Был проведен ...