«Интеграция образовательных областей Художественное творчество и Музыка в деятельности детей дошкольного возраста».
статья по музыке на тему

Вишнякова Светлана Александровна

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГОС),  - принцип интеграции образовательных областей.Три основных уровня интегрированного процесса по Ю.С. Тюнникову предложены в данном материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon materialy_integr_obraz_oblastey.doc52.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАДОУ  «Центр развития ребёнка- детский сад №46»

 «Интеграция образовательных областей Художественное творчество и  Музыка

в деятельности детей дошкольного возраста».

Музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории:

Вишнякова С.А.

г.о. Саранск-2013

«В настоящее время начинается перемена

в деле нашего образования, заключающаяся

в перемещении центра тяжести. Это -

перемена, революция, подобная той,

которую произвел Коперник, когда

астрологический центр  был перемещен

с Земли на Солнце. В данном случае

ребенок становится солнцем, вокруг

которого вращаются средства образования,

Он – центр,

вокруг которого они организуются.»

(Джон Дьюи,

основоположник межпредметной интеграции)

   В последнее время в связи с введением ФГОС  у учёных и практических работников вновь появился интерес к интеграции. Так, основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГОС),  - принцип интеграции образовательных областей.

Данный принцип является инновационным и обязывает ДОУ коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, что предполагает получение целостного образовательного продукта, обеспечивающегоформирование интегральных качеств личности дошкольника и его гармоничное вхождение в социум.

Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде гуманитарных наук: философия, социология, психология, педагогика и др. Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных аспектах в трудах многих исследователей. В работах В.В. Краевского, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной рассматриваются вопросы интеграции педагогики с другими науками. Г.Д. Глейзер и В.С. Леднёв раскрывают пути интеграции в содержании образования. В работах Л.И. Новиковой и В.А.Караковского раскрыты проблемы интеграции воспитательных воздействий на ребёнка. Интеграция в организации обучения рассматривается в трудах С.М. Гапеенкова и Г.Ф. Федорец. Учёными определены методологические основы интеграции в педагогике: философская концепция о ведущей роли деятельности в развитии ребёнка; положение о системном и целостном подходе к педагогическим явлениям; психологические теории о взаимосвязи процессов образования и развития. Опираясь на выделенные методологические положения, учёные выделяют ряд понятий: процесс интеграции, принцип интеграции, интегративные процессы, интегративный подход. Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы. Сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов. Интегративный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает целостность и системность педагогического процесса. Интегративные процессы являются процессами качественного преобразования отдельных элементов системы или всей системы. Многие исследования в отечественной дидактике и в теории воспитания опираются на выше перечисленные положения при разработке конкретных путей совершенствования образовательного процесса. Недостаточно сказать, что интеграция – это соединение. Важно понять, как именно это соединение происходит. Понятие интеграции должно давать нам знание метода, в соответствии с которым организуется дидактический процесс в интегрированной системе. Ничего  этого в традиционном определении интеграции нет; оно описывает лишь внешнюю сторону процесса и не несет необходимого методологического знания. В предлагаемой статье эти недостатки об интеграции преодолеваются. В ней представлен опыт работы, который позволяет соединять разноорганизованные системы в целостный образовательный процесс.

 Интегрированный подход в дошкольном образовании  заключается в осуществлении не только содержательных, но и формальных целей и задач воспитания и развития, а также в установлении системы следующих связей:

- компонентов содержания разных разделов программы (межвидовая интеграция) и внутри разделов программы (внутривидовая интеграция)

-во взаимодействии методов и приемов воспитания и обучения (методическая интеграция)

-в синтезе детских видов деятельности (деятельностная интеграция)

- в интеграции различных организационных форм взаимодействия педагогов с детьми и родителями.

Три основных уровня интегрированного процесса предложил Ю.С.Тюнников. Он выделил низкий - модернизация процесса обучения только относительно его содержания, средний - комплексирование компонентов процесса обучения и высокий - синтез целостного новообразования, уровни.

Приведу примеры различных уровней интеграции из опыта работы по образовательной области «Музыка».

1 уровень - внутривидовая интеграция (внутрипредметная)

(По Тюнникову – низкий уровень)

 Для внутрипредметной интеграции характерна спиральная структура на основе принципа концентричности. Познание ценности при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому) или от общего к частному. Это первый уровень интеграции – внутри музыкальной деятельности, внутри образовательной области «Музыка». Все виды  музыкальной деятельности направлены на достижение цели – развитие положительного эмоционально – оценочного отношения к ценностной по своему художественному уровню музыке, формирование основ музыкальной культуры детей.  Такое интегрированное содержание является «информационно более емким и направлено на  формирование способности мыслить информационно емкими категориями» (В.Т.Фоменко). Наиболее ярким примером может служить использование в работе программы «Музыкальные шедевры» Радыновой, где очень хорошо прослеживается данный вид интеграции.

2 уровень – интеграция внутри художественно – эстетического направления, которая способствует развитию обобщенных представлений о разных видах искусства и художественной деятельности и направлена на проявление ценностного к ним отношения, на формирование основ художественной культуры детей. (По Тюнникову – средний уровень интеграции). Одной из форм работы такой интеграции является интегрированный курс. Он характеризуется блоковой подачей материала. Признаки - это широта, всеохватность, разносторонность и в то же время яркость и доступность. Содержание таких курсов может быть различно как по отбору, так и структурированию  материала и его реализации в образовательном процессе. Примером таких интегрированных курсов может служить работа музыкального руководителя по программам «Синтез» Тарасовой, «Путешествие в прекрасное» Куревиной, «Вдохновение» Корчаловской в форме кружка или студии.

3 уровень – интеграция межвидовая (межпредметная) т.е. между образовательными областями на основе комплексно – тематического планирования. ( По Тюнникову - средний уровень). Такая интеграция проявляется в использовании одной области при изучении другой и данная систематизация содержания приводит к формированию целостной картины мира в сознании детей. Межвидовая интеграция существенно обогащает внутривидовую. Научными исследованиями ученых (А.Я.Данилюк, В.Т.Фоменко, К.Ю.Колесина, О.Г.Гилязова, А.Г.Кузнецова и другие) доказано, что содержание образовательного процесса может быть выстроено на основе различных подходов. Помимо уровней интеграции, в педагогике выделяются ее виды. В.Т.Фоменко, А.Католиков, И.В.Коммина различают горизонтальное и вертикальное интегрирование. Под горизонтальным интегрированием понимается распространенный способ объединения сходного содержания ряда предметов; под вертикальным интегрированием понимается объединение материала, который повторяется в разные годы, объединение на разном уровне сложности, объединение по определенной теме воспитания.

 Так например, горизонтальное интегрирование использовано мною в проекте «Функциональная музыка»( использование современной детской музыки в совместной деятельности с детьми в режимных моментах), а вертикальное интегрирование в проекте «Арт-терапия» (нравственно – эстетическое воспитание детей).

Одной из форм работы такой интеграции является интегрированная  организованная образовательная деятельность (и.о.о.д.). В  такой деятельности объединяются блоки разных образовательных областей, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированной деятельности. Если общая цель определена, то из содержания областей берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации. Структура и.о.о.д. отличается от прежних занятий следующими особенностями:

- предельной четкостью, компактностью, сжатостью представляемого материала;

- логической   взаимообусловленностью, взаимосвязанностью   материала;

- его большой информативной емкостью.

И.о.о.д. уже на практике доказала свои преимущества, а именно:

-Повышает мотивацию, формирует познавательный интерес у детей

-способствует формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной.

-способствуют развитию в большей степени, чем прежние занятия, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления (логического, художественно - образного, творческого.

-обладая большой информативной емкостью позволяют вовлечь каждого ребенка в активную работу и способствуют творческому развитию детей.

 -Кроме того, интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе и.о.о.д.

Проведение и.о.о.д. способствует повышению роста профессионального мастерства педагога, так как требует от него владения методикой новых технологий, осуществления деятельностного подхода к обучению.

Объединение материала в крупные блоки приводит к новой организационной структуре образовательного процесса. Вместо одного занятия основной организационной единицей становится  день или неделя, что создает возможность более глубокого погружения в тему.

4 интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. (По Тюнникову – деятельностная интеграция). Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта, в создание которого включены и педагоги, и дети, и родители.

 В результате освоения интегративной деятельности у ребёнка формируются целостные социальные и психологические образования, интегрированные способы деятельности, легко переносимые из одной сферы в другую, индивидуальный стиль деятельности, освоение социального опыта, развитие творческих способностей. Примером может служить реализация педагогической технологии «Развитие социальной компетентности застенчивого ребенка путем усвоения социального опыта через коммуникативные танцы».

5 уровень – интеграция межсистемная.(По Тюнникову – высокий уровень). Этот уровень может быть охарактеризован как объединение содержания образовательных областей обучения, организованное по второму уровню интеграции, с содержанием образования, получаемого детьми вне ДОУ.

 В данном случае интеграция дошкольного и дополнительного образования, которая раскрывается в  проекте «Функциональная музыка в повседневной жизни детского сада». Это путь формирования творческих способностей детей, позволяющий детям ярче проявить себя в том или ином виде художественно – творческой деятельности.

Использование интеграции  в дошкольном образовании, в частности в образовательной области «Музыка» позволяет поддерживать включенность всех участников воспитательно–образовательного процесса в непрерывную, творческую деятельность и обеспечивает устойчивую положительную динамику развития дошкольника как индивида и личности.

Благодаря процессу интеграции в о.о «Музыка»

- оптимизируется содержание воспитания и обучения:

-создается природосообразная модель организации образовательного процесса;

-определяются современные эффективные технологии, позволяющие достичь качественно более высоких результатов в воспитании и образовании дошкольников.

-формируется у педагогов гибкая гуманистическая психолого – педагогическая позиция по отношению к детям : не ребенка подгонять под те или иные педагогические требования, а саму образовательную систему корректировать в таком направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития  детей.

 Таким образом, интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему на основе календарно-тематического планирования, выступает в дошкольном образовании одним из путей достижения качества дошкольного образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении здоровья и свободного пространства детства.

Закончить свою статью я хочу словами выдающегося педагога Ш.А.Амонашвили: «Соприкосновение крупиц педагогического опыта с искорками критической мысли может родить интересную идею, соприкосновение же педагогической практики с интересной идеей может родить творческую педагогическую деятельность». Я желаю вам интересной творческой педагогической деятельности!

Литература

Образование: Традиции и инновации в условиях современных перемен: сборник.- М.,1997.

Федорец Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения.- Л.,1990.

Бондарева Н.А. ИНТЕГРАЦИЯ КАК ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 1 – С. 115-116


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей «Художественное творчество», «Познание») Тема: «Подарок для близких и друзей»

На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги  и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую моторику....

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей "Художественное творчество", "Познание") Тема: "Блокнот для моих близких"

На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги  и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую мотори...

Рабочая программа образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" ("Музыка") детей дошкольного возраста от 2,5 - до 4 лет, и от 5-7 лет

В программу включены возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста, формы организации образовательной деятельности, комплексно-тематическое и перспективное планирование....

Рабочая программа «Крохи» образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» для детей дошкольного возраста (2 - 3 лет)

Цель программы – создание благоприятных условий для введения ребёнка в МиР музыки. Задачи: • развитие музыкального слуха, ритмики, речи, в результате многократного повторения слов – звукоподражаний...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей дошкольного возраста с использованием арт-практика Тема: «За оградой парка»

Развитие творческого воображения в процессе со знакомством с изображениями парков и отображении своих впечатлений в ходе собственной художественной деятельности....