Проект «Такие необычные краски»
проект по рисованию (старшая группа)

Лапшина Елена Николаевна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект «Такие необычные краски»869.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 33»

Проект в старшей группе

«Такие необычные краски»

Подготовила:

Лапшина Е.Н.

Ачинск

Актуальность проекта.

          Искусство рисования - это удивительный процесс, с одной стороны, творческий, с другой – познавательный. Он позволяет развить наблюдательность, воображение, фантазию, координацию руки и глаза, кроме того, приобрести особое видение мира и утонченность восприятия.

С самого рождения ребенок непрерывно стремится познать мир. Всё, чем он занимается: двигается, общается, играет или ест, он делает это по-своему, творчески. Творчество является неотъемлемой частью его жизни. Ребёнок ищет каждый раз свой, индивидуальный способ получения информации и самовыражения. Рисование помогает ему в этом. Рисуя, он не только развивает мелкую моторику, но и учится думать, анализировать, сравнивать, сочинять. Уроки рисования позволяют ему гармонично развиваться

            Проблема творчества в истории педагогики всегда была одной из актуальных. Творческие личности нужны во все времена. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Современное общество диктует потребность в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать свои мысли, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Поэтому развитие творчества, формирование творческой личности - одна из главных задач современного дошкольного образования. Одним из способов решения этой задачи является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми дошкольного возраста.

           Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

         Использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение. Как правило, дети часто копируют предлагаемый им образец, а нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с материалами, инструментами. Это даёт толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

           Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Однако у детей среднего дошкольного возраста еще недостаточно сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать. Ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Ведь очень важно, каких результатов добьётся ребенок, как будет развиваться его фантазия.

           В связи с этим, возникла необходимость облегчить рисование с целью создания ситуации успеха у детей, формирования устойчивой мотивации к рисованию. Результат рисования нетрадиционными техниками обычно очень эффективный и не зависит от умелости и способностей.

          Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Каждому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксу и получать забавный рисунок. Нетрадиционное рисование развивает эстетическое восприятие, фантазию, творческую самостоятельность, дает возможность использовать детям хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, позволяет дошкольникам заниматься рисованием не навязчиво, а с удовольствием; это возможность для детей пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.        

           Комбинируя и применяя различные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Продолжительность: краткосрочный (сентябрь - декабрь).

Участники: воспитатели, родители, дети.

Возраст детей: дети старшей группы в возрасте 5-6 лет.

Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Проблема: Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так, как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Создание предметно-развивающей среды.

Для успешной реализации работы в данном направлении создана предметно-развивающая среда: организован центр изо творчества, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества: бумага разного цвета и фактуры, картон, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски акварельные, гуашь, кисти тонкие и толстые, шаблоны и трафареты, стаканчики, салфетки, зубные щётки, поролоновые губки, свечи, листья, ватные палочки, перья, штампы различных форм и размеров, трубочки для коктейля, клей ПВА, пластилин.

Цель проекта:

Создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Задачи проекта:

Образовательные:

  1. Знакомить детей среднего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
  2. Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приёмами работы с различными изобразительными материалами.
  3. Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования. (Монотипия, печатанье листьями, рисование пальчиками, ладошками, тычкованием и др.)
  4. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми.

Развивающие:

Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

Закрепить и уточнять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Познакомить с нетрадиционными способами рисования «Оттиск», рисование пальчиками. Закрепить умение пользоваться гуашью.

Создавать условия для развития творческой активности, фантазии, памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомер, познавательного интереса.

Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.

Учить красиво, во весь лист располагать изображение. Развивать чувство ритма, эстетического восприятия.

Воспитательные:

Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально.

Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

Методы реализации проекта:

Метод обследования, наглядности; словесный (беседа, рассказ, наблюдение, художественного слова, указания, пояснения);

Практический (самостоятельная деятельность при выполнении работы);

Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе занятия);

Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе);

Мотивационный (убеждение, поощрение).

Предполагаемый результат проекта:

Для детей:

Познакомятся с нетрадиционными техниками рисования;

Получат практические навыки и умения по использованию техники «Пластилинография», «Пальчиковое рисование», «Рисование ладошками», «Рисование пакетом».

Появиться интерес к разнообразным видам и способам рисования;

Обогатиться словарь детей словами «пейзаж», «изображение». «фон», словами, связанными с приметами осени, зимы (метель, пурга, листопад и др.), выучат стихи об осени, о зиме, елке; прослушают детские песни о временах года (осень, зима).

Для родителей:

Организация совместной работы с детьми.

Активное участие в жизни ДОО.

Проект состоит из трёх этапов:

I. Подготовительный (сентябрь 2018 г.)

II. Основной (октябрь 2018 г. – декабрь 2018 г.)

III. Заключительный (декабрь 2018 г.)

Подготовительный этап решает задачи организационного характера:

  • диагностика уровня развития творческих способностей детей;
  • определение цели и задач проекта;
  • изучение методической литературы;
  • анализ многообразия художественных техник рисования, выявление подходящих для детей среднего дошкольного возраста;
  • создание предметно-развивающей среды;
  • разработка перспективного плана работы (см. Приложение 1).

Основной этап проекта предполагает совместную деятельность с детьми:

  • реализация перспективного плана работы по рисованию нетрадиционными техниками;
  • проведение НОД, сотворчество со взрослым;
  • наблюдения, рассматривание иллюстраций, беседы с детьми;
  • экспериментирование с изобразительными материалами;
  • коллективное творчество;
  • выставки детских рисунков;
  • консультации для родителей. 

Заключительный этап проекта:

  • (см. Приложение 2);
  • разработка методических рекомендаций по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста;
  • обобщение опыта работы по данной теме на муниципальном уровне.

Ожидаемые результаты.

  • Формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования.
  • Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
  • Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.
  • Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Практическая значимость проекта.

  1. Участие в конкурсах детских рисунков на муниципальном и областном уровне.
  2. Обобщение опыта работы по теме на муниципальном уровне и распространение в образовательных организациях района.
  3. Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам развития творческих способностей дошкольников.
  4. Оказание помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности по реализации образовательной области «Художественное развитие».

Список литературы.

1. Г.Н. Давыдова "Нетрадиционные техники рисования в детском саду".

2. Е.Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”.

3. Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».

4. А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей».

5. Педагогический опыт, опубликованный в журналах “Дошкольное образование, «Учимся, играя».

6. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду».

Перспективный план работы по рисованию в нетрадиционной технике в старшей группе на 2017-2018 г.

 

Тема (техника)

Цель

Материал

Сентябрь.

«Дождик»
(Рисование
пальчиком)

Познакомить с приемами пальчикового рисования, развивать чувство композиции и ритма. Закреплять навыки рисования гуашью.

Альбомный лист, акварель, салфетка, баночка с водой.

«Бабочка».
(монотипия, рисование ладошками)

Учить детей на мокром листе делать отпечатки ладошек, и складывать пополам лист. Дорисовывать бабочку красками.

Альбомный листы, поролон, вода, тарелочки с гуашью, краски, кисточки, салфетки.

«Березовая роща»
(Печать листьями березы)

Научить способу получения изображения прижиманием растений разной величины и формы (листочки).

Альбомный лист, кисть, березовые лисья разной величины, гуашь всех цветов, кисть, салфетка, баночка с водой, картинки с изображением березовой рощи.

«Осеннее дерево».
(Рисование ладошками, пальчиками и кистью)

Продолжать закреплять умение использовать ладонь, как изобразительное средство, окрашивать её, делать отпечаток (пальцы расставлены в стороны). Закрепить умение дополнять изображение деталями (ветками, разноцветными листочками)

Альбомный лист, гуашь коричневая, акварель желтая, оранжевая, красн6ая, кисть толстая и тонкая, салфетка, баночка с водой

Октябрь.

Корзина с грибами
(Печать половиками картошки с вырезанными грибами)

Закреплять умение пользоваться трафаретом.

Трафарет разных грибов, корзины, вырезанные взрослым из картона, гуашь, палитра, палочки с закреплёнными кусочками поролона, салфетка.

Осень отражается в воде.
(Монотипия)

Знакомить с техникой рисования монотипия, складывая лист бумаги вдвое и на одной его половине рисуя желаемый рисунок, используя много воды. Затем по сгибу накрывают рисунок чистой стороной листа и прижимают ладошками.

Альбомный лист, акварель, образец пейзажа, баночка с водой, кисть, салфетка

«Листопад»
(отпечаток листьями)

Научить способу получения изображения прижиманием растений разной величины и формы (листочки).

Альбомный лист, кисть, лисья разных деревьев разной величины, гуашь всех цветов, кисть, салфетка, баночка с водой.

 

Чудесные превращения кляксы
(Кляксография)

Создать условия для свободного экспериментирования. Научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс.

Кисть, акварель, баночка с водой, салфетка, трубочка для коктейля

Ноябрь.

«Розы для мамы».
(печатанье пекинской капустой»

Учить детей наносить кистью гуашь на капусту и прикладывать к листу создавая букет. Учить работать коллективно

Гуашь разного цвета, кисти, пекинская капуста, разрезанная на3 части, салфетки, вода в баночках.

«Снегири на рябинке»»
(рисование ватными палочками, пальчиками)

Учить детей рисовать ватными палочками кисть рябины, а снегирей пальчиками и дорисовывать тонкой кистью)

Альбомный лист, акварельные краски, кисточка, ватные палочки, салфетка, вода в баночке.

«Веселая зима»
(Рисование солью)

Продолжать знакомить с техникой рисования солью. Развивать наглядно- образное мышление, воображение, мелкую моторику рук.

Цветной картон тёмного цвета, клей ПВА, салфетка, мелкая соль

«Вьюга»
(Рисование мятым пакетом)

Знакомить с новой техникой рисования мятым пакетом. Учить аккуратно набирать краску, наносить оттиски на бумагу. Продолжать знакомить с цветом. Развивать эстетический вкус.

Альбомный лист, целлофановый пакет, палитра, гуашь, кисть, баночка с водой, салфетка

Декабрь.

«Новогодняя елочка».
(Пластилинография)

Закреплять умение катать одного размера шарики и приклеивать на их на контур ёлочки близко друг к другу. Воспитывать аккуратность. Умение работать в коллективе.

Пластилин зеленого цвета разного оттенка, нарисованный силуэт елочки.

«Веселые снеговики»
(рисование рукой, отпечаток ступни)

Учить детей дополнять рисунок деталями: глазки, морковка, веточки-руки, шапка-ведро. Развивать фантазию, аккуратность.

Подготовленные отпечатки ступни, кисти тонкие, гуашь разноцветная, салфетки, вода в баночках.

«Зимушка зима»
(разнообразные способы рисования)

Закрепить нетрадиционные способы рисования (пальчиком, ватными палочками, набрызгивание, печать, ниткой и др). Учить передавать в рисунке приметы зимы: снег, снегопад, зимующих птиц и т. д), воспитывать интерес к рисованию

Краска, гуашь, кисти разной толщины, материал для изображения рисунка, (Зубная щетка, клей, соль, ватные палочки), баночки с водой, салфетка.

   

В ходе реализации проекта достигнуты определенные результаты:

  • В группе организованы выставки работ детей по нетрадиционным способам рисования;
  • У детей с формулировались устойчивые знания и практические умения по данным видам нетрадиционного рисования;
  • Развит интерес к изобразительному искусству;
  • Установились партнерские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения проекта.

Выводы:

          Данный проект помог развивать в детях познавательный интерес к изобразительному искусству с применением нетрадиционных способов рисования.

         Родители стали более компетентны в вопросах развития художественно-творческих способностей у детей среднего возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

         Мне как педагогу помог систематизировать знания по нетрадиционным техникам рисования, узнать что-то новое, пополнить новыми материалами и пособиями. Я дальше буду продолжать эту интересную работу, и внедрять новые способы в рисовании.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-76461-1461857492.jpghttps://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-7712-1493624736.jpg

https://melkie.net/wp-content/uploads/2019/01/post_5c3c2657bbdf1.jpghttps://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=fc306c4c6b7e37dfb5f3d28b68ed89f4-l&n=13

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/09bb/00038c2a-5d007a70/hello_html_mce6cec.jpg

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e64323544856b008c17f5ab799b75f9d-l&n=13  https://i0.wp.com/planetadetstva.net/wp-content/uploads/2012/12/%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%B8%D1%8F-1.jpg

http://www.detsad123.ru/upload/news/2018/09/orig_adcc0165b9f8a9fc6a2211e9976706d9.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД на тему "Необычные краски" и "Виды транспорта"

Конспект проведения НОД с использованием интеграции познавательных областей для детей средней группы....

Конспект ООД "Необычные краски в помощь Мишке"

Конспект ООД  по образовательной деятельности - позновательное развитие в старшей группе "Необычные краски в помощь Мишке"...

«Необычные краски»

Конспект НОД по нетрадиционному рисованиюс детьми средней группы...

Занятие на тему "Необычные краски"

Конспект занятия на тему «Необычные краски»НОД по нетрадиционному рисованию с детьми средней группы...

«Необычные краски»

Цель: создание условий для формирования  самостоятельной творческой деятельности детей среднего возраста, через знакомство с природными красками.   Задачи:Развивающая:Формировать п...

Познавательно-исследовательский проект "Такие необычные - обычные конфеты"

Пополнение знаний детей об истории возникновения конфет, о том, какие бывают конфеты и из чего делают конфеты. Дети узнают  о том, чем полезны конфеты, какие конфеты вредные и почему,  можно...