Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию Тема: Человек – творец
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Обогащать эстетическое восприятие, развивать наблюдательность; учить видеть и понимать смысл наблюдаемого, выражать свое отношение к нему; формировать умение чувствовать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chelovek_tvorets_konspekt_po_her.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Выездновский д/с №1

Конспект занятия

по художественно-эстетическому развитию

Тема: Человек – творец

Составила и провела

воспитатель Баранова О.В.

Цель: Обогащать эстетическое восприятие, развивать наблюдательность; учить видеть и понимать смысл наблюдаемого, выражать свое отношение к нему; формировать умение чувствовать.

Оборудование: репродукции картин: К.Ф.Юон - «Весенний солнечный день», И.Левитан - «Март», «У омута», И.И.Шишкин - «Рож», А.К.Саврасов - «Проселок в сосновом лесу», И.Э.Грабарь - «Рябинка», И.Ф.Хруцкий – «Цветы и плоды», Шилов – «Машенька». Аудио записи: отрывок из альбома П.И.Чайковского «Времена года», «На тройке»; «Лунная соната» Глюк; вступление к опере «Кармен» Ж.Бизе; музыка из цикла «Старинные инструменты  № 8, клавесин, № 7, виола, № 17»; музыка «Три чуда» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»; «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»; вальс Е.Дога «Мой нежный и ласковый зверь»; музыка М.Мусоргского «Катакомбы» из цикла «Картинки с выставки»; три бумажных куклы в красном, синем, желтом платьях, два платья к ним розовое, сиреневое; синяя, желтая, красная,  зеленая картинки.
Методы: словесный, наглядный.

Приемы: беседа, наблюдение.

Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное, познание, развитие речи.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята! Давайте немного помечтаем о будущем. Подумайте и скажите, какую профессию вы выбрали бы для себя, когда вырастите.

Дети: Я хочу стать шофером!

Воспитатель: Почему? Какую пользу ты принесешь людям, став шофером. А, твоя профессия, чем полезна?

Другой ребенок: Я хочу быть врачом. Врач возвращает людям здоровье!

Ребенок: Я хочу быть учителем! Учитель дает знания.

Воспитатель: Все профессии, которые вы хотите выбрать, нужны и полезны. Но существуют не только такие профессии, которые возвращают здоровье, дают знания, дарят людям красивую одежду. Живут на земле и такие люди, которые умеют сочинять стихи и сказки, придумывать танцы и танцевать, рисовать и сочинять музыку. Одна из самых творческих профессий – профессия музыканта. Каких людей мы называем музыкантами?

Дети: Музыкантами мы можем назвать – композиторов, певцов.

Воспитатель: Каких композиторов вы знаете?

Дети: Чайковский, Римский-Корсаков, Филиппенко …

Воспитатель: Что является продуктом труда композитора? ( У строителя – дом, у портного – одежда).

Дети: мелодии

Воспитатель: А какую музыку сочиняют композиторы?

Дети: Композиторы сочиняют: сонаты, симфонии, пьесы, танцевальную музыку.

Воспитатель: Кто помогает нам услышать, почувствовать то, что сочинил композитор?

Дети: Исполнители.

Воспитатель: Правильно. Они исполняют музыку на инструментах. А какие инструменты знаете вы?

Дети называют музыкальные инструменты.

Воспитатель: Композитор может быть один, например Чайковский или Глинка, а исполнителей много. А еще больше людей, которые слушают. Мы тоже умеем слушать и слышать музыку. Мы – слушатели. Давайте послушаем музыкальный отрывок и попробуем отгадать, кто написал музыку и как произведение называется.

Звучит отрывок из альбома П.И.Чайковского «Времена года», «На тройке».

Воспитатель: композитора Чайковского уже нет, а его музыка нас по-прежнему восхищает и волнует.  Есть  у человека еще одна удивительная способность – способность к рисованию. Как называют таких людей?

Дети: Их называют художниками.

Воспитатель: Каких художников, вы знаете?

Дети: Шишкин, Левитан, Саврасов, Перов, Серов, Репин, Ступин…

Воспитатель: Каких художников земляков вы знаете?

Дети: Ступин, Сорокин.

Воспитатель:  Правильно, Ступин – наш земляк. В Арзамасе есть художественная школа, названная в его честь. Художник изображает то, что видит сам и знакомит нас с этим. Например – море. Многие из нас его никогда не видели, а художник Айвазовский помог нам полюбоваться им. Художник помогает нам увидеть красоту в самом обычном. Давайте отправимся в музей картин.

Звучит музыка – «Лунная соната» Глюк, на фоне музыки дети рассматривают картины: Юон - «Весенний солнечный день», Левитан - «Март», «У омута», Шишкин - «РОжь», Саврасов - «Проселок», «В сосновом лесу», Грабарь - «Рябинка», Хруцкий – «Цветы и плоды», Шилов – «Машенька».

Воспитатель: С какими знакомыми картинами вы встретились в музее? Кто их автор?

Ответы детей.

Воспитатель: Алина! Какой картиной ты залюбовалась? Какое настроение передала тебе картина?

Ответ ребенка.

Какая картина заворожила тебя?

А тебе что понравилось?

Воспитатель: Какими средствами художнику удается передать настроение картины?

Дети: настроение художник передает при помощи красок.

Воспитатель: Сочетание красок в картине называется колоритом. Давайте повторим это слово. (Воспитатель показывает на цветные картины) Каждый цвет в картине имеет свой, определенный смысл. Например зеленый – успокаивает, синий заставляет задуматься, погрустить, яркий желтый, красный – радуют нас. Посмотрите на картину Грабаря «Рябинка» глядя на этот пейзаж так и хочется произнести строки из стихотворения Пушкина «Унылая пора, очей очарованья».

Воспитатель: А вы знаете, что музыкантов, художников, поэтов иногда называют волшебниками, потому, что они обладают великой силой воображения. Им в этом помогает прекрасная богиня – волшебница Муза. Недаром слова муза- музей-музыка родственные. Давайте вообразим себе музу – прекрасной женщиной, как она прекрасна. Лицо ее покрыто прозрачной тканью – вуалью. Оно настолько прекрасно, что ни один художник не нашел таких красок, чтобы написать ее лик. Эта прекрасная Муза зовет нас в царство красок, где краски мы сможем не только увидеть, но и даже услышать. Оказывается, краски умеют разговаривать. Итак отправляемся в Королевство красок. В нем правят три принцессы. Это самые главные краски. Как вы думаете, какие они?

Ответы детей.

Воспитатель берет куклу, одетую в красное платье.

Воспитатель: Эту принцессу, зовут Красная.  Она очень любит красный цвет, поэтому и наряд у нее красный. Она большая озорница, любит прыгать, бегать, баловаться. И музыку она любит шумную, громкую. (Звучит вступление к опере «Кармен» Ж.Бизе в грамзаписи). Ребята, как вы думаете, какие краски могли быть друзьями принцессы Красной.

Дети: розовая, бордовая, малиновая.

Воспитатель: Ее сестру, вторую принцессу, зовут Желтая. (Воспитатель берет куклу в желтом наряде). Она очень веселая, ласковая, как солнышко, старается  всех обогреть, всем помочь. Танцевать она тоже любит, но под нежные звуки. (Звучит музыка из цикла «Старинные инструменты  № 8, клавесин», в грамзаписи. Дети закрывают глаза и представляют легкое кружение принцессы). Как вы думаете какие краски могли быть друзьями принцессы Желтой?

Дети: зеленая, оранжевая.

Воспитатель: Третью принцессу, зовут Синяя. Она задумчивая и грустная. (Воспитатель берет куклу в синем наряде). Она любит слушать грустную музыку, особенно в исполнении виолончели. Под ее звуки она мечтает, печалится, а порой и плачет. (Включается грамзапись «Старинные инструменты, № 7, виола») Как вы думаете какие краски могли быть друзьями принцессы Синей?

Дети: фиолетовая, голубая.

Воспитатель: Принцессы очень любят устраивать балы. А их друзья, их называют придворные, готовят им наряды. Для принцессы Красной придворные приготовили бордовый наряд. Какие краски нужно смешать, что бы получить этот цвет?

Дети: Что бы получить бордовый, нужно в красный добавить капельку синего.

Воспитатель: Правильно! Если в красный – озорной, добавить капельку синего – грустного получится бордовый. В наряде такого цвета принцесса  не может прыгать и скакать, она степенно и важно разгуливает по залу вот под такую музыку. Послушайте. (Звучит музыка «Три чуда» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»). Давайте и мы с вами походим по залу важно и степенно, как принцесса Красная в бордовом платье. (Дети ходят важно и степенно). Для принцессы Синей придворные приготовили фиолетовый наряд. Ребята какие краски нужно смешать, чтобы получить фиолетовый цвет?

Дети: что бы получить фиолетовый, нужно в синий добавить немного красного.

Воспитатель: Хотя в грустный синий цвет и попал кусочек красного, но он не смог изменить настроение принцессы. Печальная и задумчивая, она сидит у окна и смотрит в даль. (Грамзапись – «Старинные инструменты № 17»). Так и прошел бы этот бал в печали и тоске, если бы не принцесса Желтая. Она решила изменить настроение сестер и отправилась за помощью к доброй фее. Фею звали Белая и у нее есть волшебная палочка. Войдя в зал, она взмахнула волшебной палочкой, и бордовое платье Красной принцессы превратилось в нежно-розовое, а фиолетовое платье принцессы Синей стало нежно-сиреневым. Как только цвет платьев у принцесс изменился, зазвучала нежная, ласковая музыка. (Звучит «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»).

Следующие слова воспитатель произносит под музыку, а дети пытаются представить то, о чем говорится.  

В зале стали распускаться цветы. Это были фиалки, похожие на платья принцесс. Они очень понравились принцессам. Но у цветов был один недостаток, у них нет ни стебельков, ни листочков. Но сестры забыли, что фея Белая умеет творить волшебство. Она предложила принцессам Синей и Желтой станцевать вдвоем вальс. Этот вальс то радостный и воздушный, то плавный и задумчивый. Принцессы танцевали и у фиалок появлялись зеленые листочки и стебельки (Звучит вальс Е.Дога «Мой нежный и ласковый зверь») Давайте и мы с вами потанцуем.

Веселье, царившее на балу, было слышно во всем Королевстве. Слух о том, что все принцессы очень веселы, дошел до злой феи Черной. А надо вам сказать, что у феи Черной был не только черный наряд, но и душа у нее была черная, и дела она творила черные. (Звучит музыка М.Мусоргского «Катакомбы» из цикла «Картинки с выставки»). Поэтому я хочу вас предупредить, будьте осторожны с черной краской, когда рисуете.

Ребята понравилось вам в королевстве красок?

Ответы детей

Воспитатель: Муза хочет узнать, какое настроение, вы получили от увиденного и услышанного. Если – спокойное настроение, вы выберете зеленую картинку, если грустное, задумчивое – синею, если радостное и вам хочется потанцевать – красную, если у вас веселое игривое настроение – желтую. К сожалению, пришло время расставаться с Музой.  Ей нужно спешить, но Муза приготовила вам подарки, вот эти раскраски.  Покажите, с каким настроением мы прощаемся с музой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия художественно-эстетического развития для детей первой младшей группы "Зимушка-зима в гости к нам пришла"

Предлагаю вам конспект занятия художественно-эстетического развития для детей первой младшей группы "Зимушка-зима в гости к нам пришла"....

Конспект НОД «Художественно-эстетическое развитие» Лепка «Забавный поросенок»

Конспект НОД «Забавный поросенок»  для детей  средней группы.Разработала  воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Фазлова Н.Р....

Конспект НОД Художественно-эстетическое развитие. Художественное творчество (рисование ) продуктивная деятельность во второй младшей группе «Весенняя капель»

Конспект НОД Художественно-эстетическое развитие. Художественное творчество (рисование ) продуктивная деятельность  во второй младшей группе «Весенняя капель&raq...

Конспект По художественно-эстетическому развитию. Художественный труд. «Дизайн игр и игрушек. Салон «Друг детства». «Бумажные кораблики»

Цель:Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности детей подготовительной группы, в процессе создания картины, используя бумагу.Задачи:• Совершенство...

Конспект по художественно-эстетическому развитию, тематический блок «Художественная литература ». Рассказывание русской народной сказки «Хвосты»

На занятии дети знакомятся с русской народной сказкой "Хвосты". Применяется метод моделирования для запоминания сказки и для проявления творческих способностей.....

Конспект ООД художественно-эстетическое развитие "День пожилого человека"

Конспект ООД художественно-эстетическое развитие "День пожилого человека"...