Проект "Волшебные ладошки". Нетрадиционные техники рисования.
проект по рисованию (младшая группа)
Цель проекта:
- Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у воспитанников младшего дошкольного возраста.
- Развитие художественно-творческих способностей детей посредством использования нетрадиционной техники «Рисование пальчиками и ладошками».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volshebnye_ladoshki_dlya_detey_mladshego_vozrasta.docx | 43.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Волшебные ладошки»
«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие руки
с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке,
тем ребенок умнее…»
В.А. Сухомлинский
Вид проекта: творческий.
Срок реализации: долгосрочный (1 год)
Участники проекта: педагоги группы, воспитанники младшей группы (с 3-х до 4-х лет), родители воспитанников.
Цель проекта:
- Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у воспитанников младшего дошкольного возраста.
- Развитие художественно-творческих способностей детей посредством использования нетрадиционной техники «Рисование пальчиками и ладошками».
Задачи:
- Создать условия для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук, детей младшего дошкольного возраста.
- Знакомить детей с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
- Содействовать знакомству родителей с нетрадиционной техникой рисования (пальчиками и ладошками) и стимулировать их совместное творчество с детьми.
Актуальность проекта:
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас детей.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Основные принципы (правила) работы педагога при реализации проекта:
- уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- систематичность и последовательность занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- наглядность;
- адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;
- постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;
- индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;
- повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Предполагаемые результаты реализации проекта:
- Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.
- Овладение детьми приемами работы с использования нетрадиционной техники «Рисование пальчиками и ладошками».
- Создание в группе предметно-развивающей среды, необходимой для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста:
- пальчиковые бассейны с различными наполнителями;
- игры-шнуровки;
- контейнеры с разнообразным материалом: трубочки для коктейля, бусины, прищепки, шнурки с узелками;
- природный материал: камешки, ракушки, различные семена, плоды, листья;
- мозаика;
- мелкий конструктор;
- разрезные картинки
- пальчиковый, театр;
- дидактические игры с пуговицами, липучками, прищепками;
- пирамидки, вкладыши различного типа,
- изготовлены информационные стенды для родителей.
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный (август - сентябрь.)
- Изучение: психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;
- Подбор и изготовление наглядного, дидактического, раздаточного материала, литературы и материала для творчества.
- Составление картотек: «Игры для развития пальчиков и кистей рук детей младшего возраста», «Пальчиковые игры», «Упражнения с массажными мячиками для детей младшей группы».
- Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук;
- Изучение и анализ полученных результатов, составление планов индивидуальной работы с детьми.
- Создание предметно-развивающей среды;
- Изучение мнения родителей по данной проблеме через анкетирование.
- Составление перспективного плана реализации проекта «Веселые ладошки».
II этап – основной (октябрь – май.)
Реализация проекта.
Работа в следующих направлениях:
С детьми (согласно перспективному плану проекта):
- специально организованная деятельность,
- совместная образовательная деятельность педагога с детьми, - индивидуальные занятия.
С педагогами:
- проведение семинаров-практикумов, консультаций, открытых мероприятий.
С родителями:
- Консультации:
- «Веселые ладошки» - рисование с использованием нетрадиционной техники».
- «Развитие мелкой моторики рук в процессе детского творчества». - «Игры для развития пальчиков и кистей рук детей младшего дошкольного возраста». - « Как развивать речь и моторику рук у детей 3-4-х лет». - «Развитие художественно-творческих способностей у детей».
- Семинар – практикум для родителей «Пальчиками играем – речь развиваем»
- Размещения информации на сайте группы.
- Привлечение родителей к совместному творчеству.
III этап – заключительный (май 2016 г.)
- Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики рук.
- Презентация проекта для педагогов.
- Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.
- Итоговое проектное мероприятие для родителей и педагогов: мастер-класс «Веселые ладошки».
- Организация выставки детских творческих работ с использованием нетрадиционной техники «рисование пальчиками и ладошками».
Перспективный план реализации проекта «Веселые ладошки»
Сентябрь. 1 этап – подготовительный .
Тема: «Здравствуй детский сад! Мы знакомимся».
Художественно-эстетическое развитие:
- Рисование «Моя ладошка».
Познавательное развитие:
- Д/игра «Назови пальчик».
Социально-коммуникативное развитие:
- Игра «Дай ручку! » (развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта).
Речевое развитие:
- Пальчиковая гимнастика: «Ладушки-ладушки».
Физическое развитие:
- Упражнение с массажными мячиками "Орех"
Тема: «Наша группа, наши игрушки».
Художественно-эстетическое развитие:
- Рисование «Бусы для куклы» (техника: рисование пальчиками);
- Лепка «Пирамидка» (пластилин).
Познавательное развитие:
- Д/игра «Цветные ладошки» (учить подбирать предметы, ориентируясь на цвет, по показу и по словесному обозначению).
- Упражнение "Платочек для куклы" (определение фактуры материала).
Социально-коммуникативное развитие:
- Настольный театр «Репка».
Речевое развитие:
- Игра «Разноцветные шнурочки»;
- Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня».
Физическое развитие:
- Самомассаж с фасолью.
Октябрь.
Тема: «Разноцветный мир».
Художественно-эстетическое развитие:
- Коллективное рисование «Мой любимый дождик» (техника: рисование пальчиками)
- Рисование «Желтые листья летят» (техника: рисование ладошками) Познавательное развитие: - Д/и «Оденем Машу». Социально-коммуникативное развитие:
- Пальчиковый театр «Репка».
Речевое развитие:
- Пальчиковое упражнение «Послушные пуговицы»;
- Рисуем на манке (мячи, кубики, кирпичи).
Физическое развитие:
- Самомассаж камушками, косточками от абрикосов.
Тема: «Осень золотая».
Художественно-эстетическое развитие:
- Коллективная работа «Осень золотая» (рисование пальчиками и ладошками)
- Лепка/аппликация «Зонтик в горошек» (аппликация с крупами: горох, фасоль, рис). Познавательное развитие:
- Д/игра "Чудесный мешочек" (определение овощей и фруктов на ощупь).
Социально-коммуникативное развитие:
- Фольклорная пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать».
Речевое развитие:
- Пальчиковая гимнастика: «В гости к пальчику большому…», «Квасим капусту»,
Физическое развитие:
- Упражнение с массажным мячиком «Колючки».
Ноябрь.
Тема: «Я здоровым быть хочу!»
Художественно-эстетическое развитие:
- Рисование «Ягоды на тарелочке» (техника: рисование пальчиками).
Познавательное развитие:
- Упражнение «Прятки» - найди всех животных в сухом бассейне.
Социально-коммуникативное развитие:
- Пальчиковая игра «Доброе утро, здравствуй …..»
Речевое развитие:
- "Подарок для мышек и мышат" (сортировка семечек тыквы и подсолнуха).
- Пальчиковая гимнастика «Дружат добрые зверята».
Физическое развитие:
- Массаж пальчиков карандашами «Дровишки».
- Самомассаж со щеткой.
Тема: «Домашние животные».
Художественно-эстетическое развитие:
- Рисование «Жили у бабуси два весёлых гуся» (техника: рисование ладошками).
Познавательное развитие:
- Д/игра «Выложи по образцу» (геометрические фигуры).
Социально-коммуникативное развитие:
- Режиссерская игра «На ферме» (пальчиковый театр).
Речевое развитие:
- Пальчиковая гимнастика «Встретились пальчики…»
Физическое развитие:
- Упражнение с массажным мячиком « Непростой шарик».
Декабрь.
Тема: «Зима пришла. Зимние забавы».
Художественно-эстетическое развитие:
- Рисование «Снегопад» (техника: пластилинография;
- Рисование «Мои рукавички» (техника: рисование ладошками и пальчиками).
Познавательное развитие:
- Игры с бумагой «Спрячем мишку в сугроб».
Социально-коммуникативное развитие:
- Сюжетная игра «Зимние забавы» (настольный театр – макет).
Речевое развитие:
- П/игры «Погреемся», «Зимняя прогулка».
Физическое развитие:
- Самомассаж с массажными мячиками.
Тема: «Новый год».
Художественно-эстетическое развитие:
- Коллективное рисование с элементами аппликации «Елочка нарядная на праздник к нам пришла» (Техника: рисование ладошками).
Познавательное развитие:
- Упражнение «Собери снежинку» - выкладывание узора счетными палочками.
Социально-коммуникативное развитие:
- Пальчиковая игра «Зима».
Речевое развитие:
- П/гимнастика «Снежный ком».
Физическое развитие:
- Самомассаж «Праздник елки» (с грецкими орехами).
Январь.
Тема: «С кем дружит ель?»
Художественно-эстетическое развитие:
- Рисование «Зимние деревья» (техника: рисование ладошками);
Познавательное развитие:
- Игры с бумагой: упражнение «Что спряталось в комочке».
Социально-коммуникативное развитие:
- Пальчиковая игра «Дружат в нашей группе девочки и мальчики…»
Речевое развитие:
- П/гимнастика «Елочка»
Физическое развитие:
- Массаж пальчиков карандашами «Погреемся»;
- Упражнение с массажными мячиками "Ласковый еж".
Тема: «У кого какие шубки?»
Художественно-эстетическое развитие:
- Рисование «Зайка серенький стал беленький» (техника: оттиск).
Познавательное развитие:
- Д/игра «Волшебный мешочек»
Социально-коммуникативное развитие:
- Пальчиковый театр «Теремок».
Речевое развитие:
- Разучивание русской народной потешки «Ай, лады-лады-лады!»
- Упражнение «Шишки для белочки».
Физическое развитие:
- Самомассаж (расслабление кисти) «Белка» (кусочек меха).
Февраль.
Тема: «Едим, плаваем, летим» (транспорт).
Художественно-эстетическое развитие:
- Рисование «автомобиль для папы» (техника: рисование пальчиками). Познавательное развитие:
- Д/игра «Выложи по образцу» (мозаика).
- Фигурки из счетных палочек «Лодка», «Пароход», «Машина», «Парусник»
Социально-коммуникативное развитие:
- Пальчиковая игра «Автобус, троллейбус, машина, трамвай…»
Речевое развитие:
- Упражнение «Чей кораблик? » - лабиринт.
- Завязывание узлов на толстой веревке, шнуре.
Физическое развитие: - Самомассаж косточками фруктов, шишки.
Тема: «Для милых мам»
Художественно-эстетическое развитие:
- Рисование «Мимоза для мамы» (техника: рисование пальчиками).
Познавательное развитие:
- Пальчиковые игры с разноцветными резиночками (подбери по цвету, величине, размеру и т.д.).
Социально-коммуникативное развитие:
- Режиссерские игры «Семья» (пальчиковый театр).
Речевое развитие:
- Игры с пуговицами «Разноцветный заборчик»,
- Игра с прищепками, «Помогаем маме».
- Пальчиковая гимнастика «Помощники», «Месим тесто»; Физическое развитие: - Самомассаж с фасолью.
Март.
Тема: «Дом» (мебель, посуда, одежда)
Художественно-эстетическое развитие:
- Рисование «Рыбка в аквариуме» (Техника: рисование ладошкой).
Познавательное развитие:
- Д/игра «Волшебный мешочек»;
- Д/игра "Недошитое платье" (пришить воротник, карман, пуговицу -разложить недостающие детали).
Социально-коммуникативное развитие:
- Пальчиковый театр «Колобок».
Речевое развитие:
- Пальчиковая игра «Мы посуду мыли»
- П\ гимнастика «Строим дом»,
- Упражнение «Бусы для мамы»- нанизывание макарон на ленту.
Физическое развитие:
- Упражнение с массажным мячиком « Скатаем шарик».
Апрель.
Тема: «Весна идет!»
Художественно-эстетическое развитие:
- Рисование «Поделись улыбкою своей» (техника: рисование ладошками и пальчиками).
- Лепка «Моя ладошка» (техника: лепка из соленого теста).
Познавательное развитие:
- Д/игра «Собери картинку» (выкладывание из нескольких частей).
- "Кто пришел" (рисуем на песке следы животных разного размера: большим пальцем и мизинцем)
Социально-коммуникативное развитие:
- Режиссерские игры (пальчиковый театр).
Речевое развитие:
- П/гимнастика «Весенний дождик».
Физическое развитие:
- Самомассаж «Весна пришла» (щетка)
Тема: «Первые цветы. Комнатные растения»
Художественно-эстетическое развитие:
- Коллективная работа "Весенний луг" (композиция из скомканных кусочков бумаги)
- Рисование « Красивые цветы для пчелки» (техника: рисование ладошкой);
Познавательное развитие:
- Упражнение «Выложи по образцу» (мозаика).
Социально-коммуникативное развитие:
- Сюжетная игра «На полянке» (настольный театр).
Речевое развитие:
- Разучивание русской народной потешки «Ладушки-ладошки, звонкие хлапошки»;
- П/гимнастика «Одуванчик»,
- Игры с прищепками (солнышко, травка, первые цветы, деревья).
Физическое развитие:
- Самомассаж «Хоровод среди цветов» (с грецким орехом).
Май.
Тема: «Наши пернатые друзья»
Художественно-эстетическое развитие:
- «Салют» - рисуем пальчиковыми красками;
- Аппликация «Птичка» (техника: ладошки).
Познавательное развитие:
- Заготовка корма для птиц - рассортировать фасоль и горох;
- Упражнения в сухом бассейне "Найди птичку".
Социально-коммуникативное развитие:
- Упражнение «Солнце светит ярко-ярко» (выкладывание из спичек солнечных лучей вокруг желтого кружка) Речевое развитие:
- Разучивание потешки «Сорока – белобока».
- "Крылышки для птички" упражнение с прищепками (силуэт птички, крылья из прищепок).
- П/гимнастика «Встреча птиц».
Физическое развитие:
- Самомассаж с бигудями.
Тема: «Мир насекомых».
Художественно-эстетическое развитие:
- Лепка «Божья коровка» (техника: пластилинография);
- Рисование «Бабочка» (техника: рисование ладошками).
Познавательное развитие:
- Д/игра "Едем на дачу" (выкладывание транспорта из геометрических фигур).
- Д/игра "Найди пару" (на ощупь в коробке).
Социально-коммуникативное развитие:
- Сюжетная игра «В лесу» (пальчиковый театр).
Речевое развитие:
- Игры с тактильными дощечками.
- Пальчиковая гимнастика «Пчелка».
Физическое развитие:
- Самомассаж с прищепками, щеткой.
Итоговое мероприятие: совместный досуг с родителями «Волшебное дерево».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по освоению нетрадиционной техники рисования детьми раннего возраста «Ножки и ладошки».
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображ...
Проект по овладению нетрадиционными техниками рисования "Цветные ладошки" в младшей группе
Проект по овладению нетрадиционными техниками рисования "Цветные ладошки" в младшей группе...
Проект по освоению нетрадиционных техник рисования во второй младшей группе «Цветные ладошки»
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность дет...
Проект по освоению нетрадиционных техник рисования во второй младшей группе « Цветные ладошки »
Тема проекта: «Цветные ладошки» Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2020г. – май 2021г.). Тип проекта: творческий, групповой. Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитате...
Краткосрочный проект «Волшебные краски» (нетрадиционные техники рисования)
Работа, проведённая по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования и материалов показала, что каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью ...
Проект «Волшебная палитра» нетрадиционные техники рисования для детей старшей группы.
Паспорт проектаТерр...
Рабочая программа кружковой деятельности «Волшебные ладошки» (нетрадиционные техники рисования) для детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, поэтому программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Таким обр...