Проект "Волшебные ладошки". Нетрадиционные техники рисования.
проект по рисованию (младшая группа)

Бондарева Росанна Альгирдо

Цель проекта:

  • Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у воспитанников младшего дошкольного возраста.
  • Развитие художественно-творческих способностей детей посредством использования нетрадиционной техники  «Рисование пальчиками и ладошками».   

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnye_ladoshki_dlya_detey_mladshego_vozrasta.docx43.21 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Волшебные ладошки»

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке,

тем ребенок умнее…»

В.А. Сухомлинский

Вид проекта: творческий.

Срок реализации: долгосрочный (1 год)

Участники проекта: педагоги группы, воспитанники младшей группы  (с 3-х до 4-х лет), родители воспитанников.

Цель проекта:

  • Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у воспитанников младшего дошкольного возраста.
  • Развитие художественно-творческих способностей детей посредством использования нетрадиционной техники  «Рисование пальчиками и ладошками».    

   

Задачи: 

- Создать  условия для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук, детей младшего дошкольного возраста.

- Знакомить детей с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.

- Содействовать знакомству родителей с нетрадиционной техникой рисования (пальчиками и ладошками) и стимулировать их совместное творчество с детьми.

Актуальность проекта:

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас детей.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

Основные принципы (правила) работы педагога при реализации проекта:

  • уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
  • комплексный подход при разработке занятий;
  • систематичность и последовательность занятий;
  • вариативность содержания и форм проведения занятий;
  • наглядность;
  • адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;
  • постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;
  • индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;
  • повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Предполагаемые результаты реализации проекта:

  • Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.
  • Овладение детьми приемами работы с использования нетрадиционной        техники  «Рисование пальчиками и ладошками».    
  • Создание в группе  предметно-развивающей среды, необходимой для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста:

- пальчиковые бассейны с различными наполнителями;

- игры-шнуровки;

- контейнеры с разнообразным материалом: трубочки для коктейля, бусины, прищепки, шнурки с узелками;

- природный материал: камешки, ракушки, различные семена, плоды, листья;

- мозаика;

- мелкий конструктор;

- разрезные картинки

- пальчиковый, театр;

- дидактические игры с пуговицами, липучками, прищепками;

- пирамидки, вкладыши различного типа,

- изготовлены информационные стенды для родителей.

Этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный (август - сентябрь.)

  • Изучение:  психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;                                                                                  
  • Подбор и  изготовление наглядного, дидактического, раздаточного материала, литературы и материала для творчества.
  • Составление картотек: «Игры для развития пальчиков и кистей рук детей младшего возраста», «Пальчиковые игры», «Упражнения с массажными мячиками для детей младшей группы».
  • Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук;
  • Изучение и  анализ полученных результатов, составление планов индивидуальной работы с детьми.
  • Создание предметно-развивающей среды;
  • Изучение мнения родителей по данной проблеме через анкетирование.
  • Составление перспективного плана реализации проекта «Веселые ладошки».

II этап – основной (октябрь – май.)

Реализация проекта.

Работа в следующих направлениях:

С детьми (согласно перспективному плану проекта):

- специально организованная деятельность,

- совместная образовательная деятельность педагога с  детьми,                                - индивидуальные занятия.

С педагогами:

 - проведение семинаров-практикумов, консультаций, открытых  мероприятий.

С родителями: 

  • Консультации:

- «Веселые ладошки» - рисование с использованием нетрадиционной техники».

- «Развитие мелкой моторики рук в процессе детского творчества».              - «Игры для развития пальчиков и кистей рук детей младшего  дошкольного возраста».                                                                                       - « Как развивать речь и моторику рук у детей 3-4-х лет».                              - «Развитие художественно-творческих способностей у детей».                    

  • Семинар – практикум для родителей «Пальчиками играем – речь развиваем»
  • Размещения информации на сайте группы.
  • Привлечение родителей к совместному творчеству.

III этап – заключительный (май 2016 г.)

  • Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики рук.
  • Презентация проекта  для педагогов.
  • Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.
  • Итоговое проектное мероприятие для родителей и педагогов:      мастер-класс «Веселые ладошки».
  • Организация выставки детских творческих работ с использованием нетрадиционной техники «рисование пальчиками и ладошками».

Перспективный план реализации проекта «Веселые ладошки»

     Сентябрь. 1 этап – подготовительный .

Тема: «Здравствуй детский сад! Мы знакомимся».

 Художественно-эстетическое развитие:

- Рисование «Моя ладошка».

Познавательное развитие:

- Д/игра «Назови пальчик».

Социально-коммуникативное развитие:

- Игра «Дай ручку! » (развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта).

Речевое развитие:

-  Пальчиковая гимнастика: «Ладушки-ладушки».

Физическое развитие:

-  Упражнение с массажными мячиками "Орех"

Тема: «Наша группа, наши игрушки».

Художественно-эстетическое развитие:

- Рисование «Бусы для куклы» (техника: рисование пальчиками);

- Лепка «Пирамидка» (пластилин).

Познавательное развитие:

- Д/игра «Цветные ладошки» (учить подбирать предметы, ориентируясь на цвет, по показу и по словесному обозначению).

- Упражнение "Платочек для куклы" (определение фактуры материала).

Социально-коммуникативное развитие:

- Настольный театр «Репка».

Речевое развитие:

- Игра «Разноцветные шнурочки»;

- Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня».

Физическое развитие:

- Самомассаж с фасолью.

     Октябрь.

Тема: «Разноцветный мир».

Художественно-эстетическое развитие:

- Коллективное рисование «Мой любимый дождик» (техника: рисование пальчиками)

- Рисование «Желтые листья летят» (техника: рисование ладошками)                                                 Познавательное развитие:                                                                                                                                    - Д/и «Оденем Машу».                                                                                                                        Социально-коммуникативное развитие:

- Пальчиковый театр «Репка».

Речевое развитие:

- Пальчиковое упражнение «Послушные пуговицы»;

- Рисуем на манке (мячи, кубики, кирпичи).

Физическое развитие:

- Самомассаж камушками, косточками от абрикосов.

Тема: «Осень золотая».

Художественно-эстетическое развитие:

- Коллективная работа «Осень золотая» (рисование пальчиками и ладошками)

- Лепка/аппликация «Зонтик в горошек» (аппликация с крупами: горох, фасоль, рис).               Познавательное развитие:

- Д/игра "Чудесный мешочек" (определение овощей и фруктов на ощупь).

Социально-коммуникативное развитие:

- Фольклорная пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать».

Речевое развитие:

- Пальчиковая гимнастика: «В гости к пальчику большому…», «Квасим капусту»,

Физическое развитие:

- Упражнение с массажным мячиком «Колючки».

     Ноябрь.

Тема: «Я здоровым быть хочу!»

Художественно-эстетическое развитие:

- Рисование «Ягоды на тарелочке» (техника: рисование пальчиками).

Познавательное развитие:

- Упражнение «Прятки» - найди всех животных в сухом бассейне.

Социально-коммуникативное развитие:

- Пальчиковая игра «Доброе утро, здравствуй …..»

Речевое развитие:

- "Подарок для мышек и мышат" (сортировка семечек тыквы и подсолнуха).

- Пальчиковая гимнастика «Дружат добрые зверята».

Физическое развитие:

-  Массаж пальчиков карандашами «Дровишки».

- Самомассаж со щеткой.

 

Тема: «Домашние животные».

Художественно-эстетическое развитие:

- Рисование  «Жили у бабуси два весёлых гуся» (техника: рисование ладошками).

Познавательное развитие:

- Д/игра «Выложи по образцу» (геометрические фигуры).

Социально-коммуникативное развитие:

- Режиссерская игра «На ферме» (пальчиковый театр).

Речевое развитие:

- Пальчиковая гимнастика «Встретились пальчики…»

Физическое развитие:

- Упражнение с массажным мячиком « Непростой шарик».

       Декабрь.

Тема: «Зима пришла. Зимние забавы».

Художественно-эстетическое развитие:

- Рисование «Снегопад» (техника: пластилинография;

- Рисование «Мои рукавички» (техника: рисование ладошками и пальчиками).

Познавательное развитие:

- Игры с бумагой «Спрячем мишку в сугроб».

Социально-коммуникативное развитие:

- Сюжетная игра «Зимние забавы» (настольный театр – макет).

Речевое развитие:

- П/игры «Погреемся», «Зимняя прогулка».

Физическое развитие:

- Самомассаж с массажными мячиками.

Тема: «Новый год».

Художественно-эстетическое развитие:

- Коллективное рисование с элементами аппликации «Елочка нарядная на праздник к нам пришла» (Техника: рисование ладошками).

Познавательное развитие:

- Упражнение «Собери снежинку» - выкладывание узора счетными палочками.

Социально-коммуникативное развитие:

- Пальчиковая игра «Зима».

Речевое развитие:

- П/гимнастика «Снежный ком».

Физическое развитие:

- Самомассаж «Праздник елки» (с грецкими орехами).

       Январь.

Тема: «С кем дружит ель?»

       Художественно-эстетическое развитие:

- Рисование «Зимние деревья» (техника: рисование ладошками);

Познавательное развитие:

- Игры с бумагой: упражнение «Что спряталось в комочке».

Социально-коммуникативное развитие:

- Пальчиковая игра «Дружат в нашей группе девочки и мальчики…»

Речевое развитие:

- П/гимнастика «Елочка»

Физическое развитие:

- Массаж пальчиков карандашами «Погреемся»;

- Упражнение с массажными мячиками "Ласковый еж".

Тема: «У кого какие шубки?»

Художественно-эстетическое развитие:

- Рисование «Зайка серенький стал беленький» (техника: оттиск).

Познавательное развитие:

- Д/игра «Волшебный мешочек»

Социально-коммуникативное развитие:

- Пальчиковый театр «Теремок».

Речевое развитие:

- Разучивание русской народной потешки «Ай, лады-лады-лады!»

- Упражнение «Шишки для белочки».

Физическое развитие:

- Самомассаж (расслабление кисти) «Белка» (кусочек меха).

       Февраль.

 Тема: «Едим, плаваем, летим» (транспорт).

       Художественно-эстетическое развитие:

- Рисование «автомобиль для папы» (техника: рисование пальчиками).                                               Познавательное развитие:

- Д/игра «Выложи по образцу» (мозаика).

- Фигурки из счетных палочек «Лодка», «Пароход», «Машина», «Парусник»

Социально-коммуникативное развитие:

- Пальчиковая игра «Автобус, троллейбус, машина, трамвай…»

Речевое развитие:

- Упражнение «Чей кораблик? » - лабиринт.

- Завязывание узлов на толстой веревке, шнуре.

Физическое развитие:                                                                                                                                          - Самомассаж косточками фруктов, шишки.

Тема: «Для милых мам»

Художественно-эстетическое развитие:

- Рисование «Мимоза для мамы» (техника: рисование пальчиками).

Познавательное развитие:

- Пальчиковые игры с разноцветными резиночками (подбери по цвету, величине, размеру и т.д.).

Социально-коммуникативное развитие:

- Режиссерские игры «Семья» (пальчиковый театр).

Речевое развитие:

        - Игры с пуговицами «Разноцветный заборчик»,

        - Игра с прищепками, «Помогаем маме».

- Пальчиковая гимнастика «Помощники», «Месим тесто»;                                                                              Физическое развитие:                                                                                                                                            - Самомассаж с фасолью.

       Март.

Тема: «Дом» (мебель, посуда, одежда)

       Художественно-эстетическое развитие:

- Рисование «Рыбка в аквариуме» (Техника: рисование ладошкой).

Познавательное развитие:

- Д/игра «Волшебный мешочек»;

- Д/игра "Недошитое платье" (пришить воротник, карман, пуговицу -разложить недостающие детали).

Социально-коммуникативное развитие:

- Пальчиковый театр «Колобок».

Речевое развитие:

- Пальчиковая игра «Мы посуду мыли»

-  П\ гимнастика «Строим дом»,

- Упражнение «Бусы для мамы»- нанизывание макарон на ленту.

Физическое развитие:

- Упражнение с массажным мячиком « Скатаем шарик».

       Апрель.

Тема: «Весна идет!»

       Художественно-эстетическое развитие:

- Рисование «Поделись улыбкою своей» (техника: рисование ладошками и пальчиками).

- Лепка «Моя ладошка» (техника: лепка из соленого теста).

Познавательное развитие:

- Д/игра «Собери картинку» (выкладывание из нескольких частей).

- "Кто пришел" (рисуем на песке следы животных разного размера: большим пальцем и мизинцем)

Социально-коммуникативное развитие:

- Режиссерские игры (пальчиковый театр).

Речевое развитие:

- П/гимнастика «Весенний дождик».

Физическое развитие:

- Самомассаж «Весна пришла» (щетка)

Тема: «Первые цветы. Комнатные растения»

Художественно-эстетическое развитие:

- Коллективная работа "Весенний луг" (композиция из скомканных кусочков бумаги)

- Рисование « Красивые цветы для пчелки» (техника: рисование ладошкой);

Познавательное развитие:

- Упражнение «Выложи по образцу» (мозаика).

Социально-коммуникативное развитие:

- Сюжетная игра «На полянке» (настольный театр).

Речевое развитие:

- Разучивание русской народной потешки «Ладушки-ладошки, звонкие хлапошки»;

- П/гимнастика  «Одуванчик»,

- Игры с прищепками (солнышко, травка, первые цветы, деревья).

Физическое развитие:

- Самомассаж «Хоровод среди цветов» (с грецким орехом).

       Май.

Тема: «Наши пернатые друзья»

Художественно-эстетическое развитие:

- «Салют» - рисуем пальчиковыми красками;

- Аппликация «Птичка» (техника: ладошки).

Познавательное развитие:

- Заготовка корма для птиц - рассортировать фасоль и горох;

- Упражнения в сухом бассейне "Найди птичку".

Социально-коммуникативное развитие:

- Упражнение «Солнце светит ярко-ярко» (выкладывание из спичек солнечных  лучей вокруг желтого кружка)                                                                                                                                          Речевое развитие:

- Разучивание потешки «Сорока – белобока».

- "Крылышки для птички" упражнение с прищепками (силуэт птички, крылья из прищепок).

- П/гимнастика «Встреча птиц».

Физическое развитие:

- Самомассаж с бигудями.

Тема: «Мир насекомых».

 Художественно-эстетическое развитие:

- Лепка «Божья коровка» (техника: пластилинография);

- Рисование «Бабочка» (техника: рисование ладошками).

Познавательное развитие:

- Д/игра "Едем на дачу" (выкладывание транспорта из геометрических фигур).

- Д/игра "Найди пару" (на ощупь в коробке).

Социально-коммуникативное развитие:

- Сюжетная игра «В лесу» (пальчиковый театр).

Речевое развитие:

- Игры с тактильными  дощечками.

- Пальчиковая гимнастика «Пчелка».

Физическое развитие:

- Самомассаж с прищепками, щеткой.

Итоговое мероприятие: совместный досуг с родителями «Волшебное дерево».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по освоению нетрадиционной техники рисования детьми раннего возраста «Ножки и ладошки».

Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображ...

Проект по овладению нетрадиционными техниками рисования "Цветные ладошки" в младшей группе

Проект  по  овладению  нетрадиционными  техниками  рисования "Цветные  ладошки"  в  младшей  группе...

Проект по освоению нетрадиционных техник рисования во второй младшей группе «Цветные ладошки»

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность дет...

Проект по освоению нетрадиционных техник рисования во второй младшей группе « Цветные ладошки »

Тема проекта: «Цветные ладошки» Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2020г. – май 2021г.). Тип проекта: творческий, групповой. Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитате...

Краткосрочный проект «Волшебные краски» (нетрадиционные техники рисования)

Работа, проведённая по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования и материалов показала, что каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью ...

Проект «Волшебная палитра» нетрадиционные техники рисования для детей старшей группы.

                                                 Паспорт проектаТерр...

Рабочая программа кружковой деятельности «Волшебные ладошки» (нетрадиционные техники рисования) для детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, поэтому программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Таким обр...