Краткосрочный проект «Волшебные краски» (нетрадиционные техники рисования)
проект (средняя группа)
Работа, проведённая по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования и материалов показала, что каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью открывающего для себя незнакомый и удивительный мир творчества.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление младших дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения, уверенности в своих способностях.
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная деятельность | 2.9 МБ |
proekt.docx | 92.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Успенской СОШ дошкольного отделения-детского сада №25
Краткосрочный проект
в средней группе
на тему: “Волшебные краски”
(нетрадиционные техники рисования)
Подготовила: воспитатель
Гашина С.Г.
с Успенское, 2022г.
1 Автор проекта: воспитатель Гашина С.Г.
2 Участники проекта: воспитанники группы №4, родители воспитанников, воспитатели.
3 Сроки реализации проекта: сентябрь 2022 г. - января 2023 уч. г.
4 Образовательная область: Художественно-эстетическое, речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное, физическое.
5 Вид проекта: творческий.
6 Длительность проекта: краткосрочный .
7 Название проекта: “Нетрадиционные техники рисования”.
Возраст детей: 4-5 лет
Актуальность темы - Формирование творческой личности, наиболее полное её раскрытие-важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством её решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм её организации. Интеграция образовательных областей:
ОО ”Физическое развитие”- формирование физических качеств, обогащение опыта детей разнообразными формами пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики, физкультминутками.
ОО ”Познавательное развитие”-формирует целостность картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства , творчества.
ОО ”Речевое развитие”-формирование интереса и приобщения к словестному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
ОО “Социально-коммуникативное развитие”-развитие общения со взрослыми и детьми и результатов продуктивной деятельности.
Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. Творчество- это обязательное условие всестороннего развития ребёнка, оно делает его богаче, полнее радостнее, пробуждает фантазию, учить мечтать, придумывать что-то новое и ещё неизвестное.
В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в неё, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребёнок формирует и развивает у себя определённые способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение. Как правило, дети часто копируют предлагаемый им образец, а нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с материалами, инструментами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения
стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Нетрадиционное рисование развивает эстетическое восприятие, фантазию, творческую самостоятельность, дает возможность использовать детям хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, позволяет детям заниматься рисованием ненавязчиво, а с удовольствием; это возможность для детей пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Цель проекта:
1. Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
2. Выявление и развитие творческих способностей у детей средней группы путём проведения занимательных занятий рисования красками.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Знакомить детей среднего возраста с нетрадиционными спосабами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
- Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
- Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.(Печатанье листьями, рисование пальчиками, ладошками, тычкованием и др.)
- Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования , стимулировать их совместное творчество с детьми.
Развивающие:
- Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
- Закрепить и уточнять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
- Познакомить с нетрадиционными способами рисования пальчиками. Закрепить умение пользоваться гуашью.
- Создавать условия для развития творческой активности, фантазии, памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомер, познавательного интереса.
- Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
- Учить красиво, во весь лист располагать изображение. Развивать чувство ритма, эстетического восприятия.
Воспитательные:
- Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально.
- Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Методы реализации проекта:
Наглядный(показ, театрализация);
Словестный(беседа, рассказ, наблюдение, объяснение);
Практический (самостоятельная деятельность при выполнении работы);
Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе занятия);
Исследовательский (опыты, вопросы проблемно-поискового характера);
Мотивационный (убеждение, поощрение).
Ожидаемые результаты:
1. Увеличить динамику высокого уровня развития по технике рисования.
2. Умение применять усвоенные нетрадиционные техники рисования.
3. Способствовать самореализации личности ребёнка в художественном творчестве, стимулировать стремление быть оригинальным в выборе средств своего замысла, давать оценку продуктам своей и чужой деятельности.
4. Создание детского альбома рисунков «Волшебные краски».
Нетрадиционные техники рисования: рисование пальчиками, ватными палоками, ладошкой, смятой бумагой, акварель, кляксография, выдувание трубочки, отпечатки листьев, рисование вилкой, рисование манкой и т. д.
- Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- Повышение уровня по формированию художественно-творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционной техники рисования;
- Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, и активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для овладения детьми, умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, их желания и интересы.
С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Техническое оснащение
- листы бумаги
- гуашь
- кисточки с коротким ворсом
- салфетки
- ватные палочки
Поэтапный план реализации проекта
1 этап- подготовительный
- Создать развивающую среду и соответствующую материальную базу;
- Обследование темы, мотивация выбора;
- Определение цели и задач проекта;
- Подбор материала (теоретическое обоснование, разработка консультации для родителей
- Составление тематического планирования работы с детьми, родителями;
- Нахождение и установление эффективных связей с родителями.
2 этап- основной
1. Развивать художественно- творческие способности у детей среднего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник и живописных материалов через систему занятий.
2. В ходе занятий используются следующие методы и приёмы: беседа, показ технических приёмов, объяснение, указание, напоминание, поощрение, анализ, игровые методы.
3. На занятиях используются нетрадиционное оборудование, иллюстративный материал, музыка.
4. На занятиях по рисованию познакомить детей с техникой рисования ватными палочками, рисования салфетками, рисование манкой, рисование вилкой.
Учить использовать в рисовании различные материалы: ватные палочки, манку, вилку, салфетки.
3 этап- заключительный
- Самоанализ проделанной работы, оценка результатов, выводы;
- Чтение художественной литературы по темам занятия
- Рассматривание плакатов по теме занятий.
- Дидактические игры.
- Отгадывание загадок о предметах рисования.
- Пополнение нетрадиционными материалами для рисования, наглядно-дидактическими материалами.
- Материально-техническое обеспечение проекта; альбом, гуашь, штампы, вилки.
- Оформление уголка для родителей по данной теме.
- Выставка (коллективные работы детей)для родителей.
- Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования ( ватные палочки, салфетки).
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Успенской СОШ дошкольного отделения-детского сада №25
План мероприятий
по реализации проекта
Подготовила: воспитатель
Гашина С.Г.
с Успенское, 2022г.
План мероприятий по реализации проекта
Тема | Задачи | Сроки проведения |
Беседа на тему: «Кто такие художники?» | Познакомить детей с профессией художника, значимостью его деятельности для общества, орудиях его труда. Рассматривание иллюстраций. | сентябрь |
«Цветы» | Познакомить с техникой рисования кляксография - выдувание трубочкой, продолжать использовать знакомые приемы рисования при дорисовывании рисунка, закрепить знания об основных цветах. | сентябрь |
«Осеннее дерево» | Познакомить с техникой рисования смятой бумагой. Учить детей творить, наслаждаться красотой этого действия. Развивать воображение и фантазию у ребёнка. | сентябрь |
«Березовая роща» | Научить способу получения изображения прижиманием листьев разной величины. Развивать у детей фантазию, творческие способности; мелкую моторику рук; чувство композиции, цветовосприятия; | октябрь |
«Совушка» | познакомить с изобразительной техникой рисования ватными палочками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги. | октябрь |
«Пейзаж» | Научить создавать объемные рисунки (с помощью клея и манки) | ноябрь |
«Ветка рябины» | Вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом. Закрепляем технику нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком) | ноябрь |
Рассматривание картин: А. Пластов «Первый снег». | Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа; развивать художественное восприятие пейзажных картин. | декабрь |
«Ежик» | Познакомить с техникой рисования вилкой. Закреплять знания о лесном жителе и его характерных особенностях и строении, воспитывать любовь к животным; воспитывать аккуратность, самостоятельность и внимательность при работе с красками и вилкой. | декабрь |
Оформление детского альбома «Юные художники». Выставка работ. | Создание альбома «Юные художники»(дети рисуют с использованием различных методик и техник рисования; Рисование пальчиками, ладошками, вилкой, смятой бумагой, рисование манкой, кляксография.) | январь |
Вывод:
Работа, проведённая по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования и материалов показала, что каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью открывающего для себя незнакомый и удивительный мир творчества.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление младших дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения, уверенности в своих способностях.
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Литература:
1. Давыдов Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду Часть 1.-М. :» Издательство Скрипторий 2003», 2007.
2. Давыдов Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.- М. :» Издательство Скрипторий 2003», 2007.
3. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. Пособия для воспитателей и заинтересованных родителей. -СПб. : КАРО, 2008
4. Утробина К. К., Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. -М. :ГНОМ и Д, 2004.
5. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль:;Академия развития: Академия холдинг,2004.
6. Казакова Р. Т Занятия по рисованию с дошкольником- М. :ТЦ «Сфера», 2008.
7. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. - М. : Педагогическое общество России, 2005.
8. Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. - СПб. : КАРО,2007.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Успенской СОШ дошкольного отделения-детского сада №25
Консультация для родителей «Использование нетрадиционных методов рисования»
Подготовила: воспитатель
Гашина С.Г.
с Успенское, 2022г.
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский
Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес, к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, можно использовать нетрадиционные способы изображения. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой?
Рисовать можно чем угодно, и на чем угодно! Лежа на полу, под столом, на столе… На листочке дерева, на газете… Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывками бумаги и т. п.
Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют наличия именно этих качеств. Поэтому в детских дошкольных учреждениях необходимо достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.
Нетрадиционные техники рисования:
Рисование пальчиками
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Способ получения изображения: ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Восковые мелки или свеча + акварель
Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остаётся незакрашенным.
Печать по трафарету
Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.
Печать листьев
Осенью, гуляя с ребенком в парке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный отпечаток растения.
Рисунок клеем и манкой
Обозначенные контуры рисунка отмечаем клеем, насыпаем манную крупу и прижимаем сверху чистым листом. Убираем верхний лист, стряхиваем остатки крупы. Заполнение элементов идёт по очереди. В средней группе этим видом рисования малыши практикуют умение обрисовывать трафарет и наносить клей точно в границы изображения. Подложку для рисунка манкой нужно брать цветную, так как на белом фоне крупа будет незаметна.
Веселые брызги
Набираете полную кисть краски, держите ее над бумагой, а другой рукой ударяете по кисти. Так можно получить интересный фон для будущего рисунка. А можно еще до разбрызгивания положить на бумагу шаблоны - фигурки, вырезанные из картона. Например, силуэты звезд, полумесяца, цветов, зверюшек... Получившиеся "белые пятна" можно оставить пустыми или раскрасить.
Рисование губкой
Вам понадобится несколько губок - для каждого цвета отдельная. Сначала попробуйте сами: обмакните губку в краску, слегка отожмите, чтобы удалить излишки. Теперь можно работать на листе легкими прикосновениями. Освоите новую технику сами - научите малыша.
Использование нетрадиционных техник может привить детям желание рисовать, сделать ребенку занятия интересными и познавательными.
Не ждите от ребенка шедевров: цель любой изобразительной деятельности - получить удовольствие. Не увлекайтесь критикой, даже справедливой, иначе рискуете отвратить малыша от этого занятия. Но старайтесь и не захваливать, иначе он перестанет воспринимать похвалы всерьез.
«Березовая роща». Конспект занятия по нетрадиционному рисованию «печать листьями» .
Рисование в средней группе «Осеннее дерево"
Нетрадиционная техника рисования «Печать листьями»
Отпечатки листьев на бумаге – нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста, позволяющая получить интересную фактуру изображения с помощью красок. В этой технике используются натуральные листья деревьев.
Цель: Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «Отпечаток»
Задачи:
- познакомить детей с новым видом изобразительной техники – «печать листьями»;
- развивать у детей фантазию, творческие способности; мелкую моторику рук; чувство композиции, цветовосприятия;
-закрепить умение детей аккуратно использовать краску при работе;
- воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени; интерес к процессу рисования.
Дидактический материал: картинки с изображением осени.
Материалы:
кленовые листья;
альбомные листья;
гуашь;
салфетки;
кисти; стаканчики с водой;
Ход занятия:
1. Организационная часть
Воспитатель: - Ребята, скажите пожалуйста, какое у нас сейчас время года?
Дети: - Осень.
Воспитатель: - Назовите ее приметы?
Дети: - Похолодало, листья пожелтели, начали опадать; пошли дожди, птицы собираются улетать в теплые края, осенью собирают урожай.
Воспитатель: А вам нравится осень? Чем?
Приходилось ли вам гулять по осеннему городу? Не правда ли, осенью очень красиво. Как будто добрый волшебник раскрасил все вокруг яркими красками. Сегодня я предлагаю вам самим стать волшебниками и нарисовать волшебную осеннюю картину.
Но прежде чем мы приступим к работе, предлагаю вам немного отдохнуть.
Физминутка "Мы – листики осенние"
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.)
-Ну, что приступим! Но для начала разомнем пальчики…
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.
Дети садятся за столы.
Выполнение работы:
1. Заготавливаем листья деревьев на прогулке с детьми
2. Подготавливаем рабочее место: баночка с водой, краски, кисть,лист, простой карандаш
3. Намечаем композицию. На листе ватмана я контурно нарисовала ствол дерева и ветки.
4. Наносим фон, ждём, чтобы подсохло
5. Динамическая пауза:
Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается, к небу, к солнцу тянется. (Потягивания – руки вверх)
Вот подул весёлый ветер, закачались тут же ветки (Дети машут руками)
Даже толстые стволы наклонились до земли (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед–так деревья ветер гнет (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
6. Выбираем понравившийся листок, желательно крупного размера. Красим его с обратной стороны краской любого цвета в соответствии с красками осени. Это важный нюанс, так как прожилки на обратной стороне листьев деревьев более выраженные, а значит дадут нам более красивый отпечаток.
Напоминание: в этой технике рисования краска должна быть достаточно густая. Не нужно кисть сильно мочить в воде, иначе отпечаток будет размазанным.
7. Затем нужно взять листик, уложить его аккуратно на подготовленный фон на задний план так, чтобы не было сдвига листочка по бумаге. Далее нужно придавить листок ладошкой или легонько погладить кулачком по ней.
Снять осторожно листок за хвостик.
Вот и появилось в нашем осеннем лесу первое нарисованное дерево!
8. Прорисовываем недостающие детали с помощью кисточки.
Рефлексия:
Воспитатель: Молодцы, ребята! Какие красивые работы у вас получились.
Что мы сегодня с вами делали?
Что для вас было сегодня тяжело, а что легко?
Воспитатель. Вот какие замечательные рисунки получились у нас без помощи кисти!
Конспект занятия рисование мятой бумагой
«Осеннее дерево»
Образовательные задачи: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – рисование мятой бумагой. Закрепить знания о признаках осени. Пополнять и активизировать словарь детей.
Развивающие задачи: Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности, эстетическое восприятие, образные представления, эстетические чувства, художественно-творческие способности
Воспитательные задачи: воспитание интереса к художественно-творческой деятельности; проявлять дружелюбие при оценке работ других детей. Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании : не горбиться, не наклоняться низко над столом, сидеть свободно, не напрягаясь. Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
Предварительная работа: Наблюдение за изменениями в природе, состоянием погоды. Разучивание стихотворений об осени. Беседы, рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами. Сбор осенних листьев и рассматривание их.
Словарная работа: Клякса, кляксография, сминаем, обмакиваем.
Материал и оборудования: Листы А 4 на каждого ребёнка, баночки с водой краски гуашь, салфетки, Одноразовые тарелочки для грязных салфеток. салфетки для рук. Репродукции картин «Золотая осень» известных художников (И. И. Левитан, Поленов, Остроухов и т. д.)
Методы и приемы по структуре деятельности:
I. Организационный момент:
-игровая ситуация «Приготовим подарок».
- отгадывание загадки.
II. Основная часть:
- ознакомление с приемами рисования мятой бумагой
- самостоятельная работа детей
III. Заключительная часть:
- рассматривание работ.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, сегодня у куклы Маши день рождение. А в день рождения принято дарить подарки. А какой подарок можно сделать на день рождения?
Выслушивание ответов детей.
Воспитатель. Предлагаю приготовить подарки своими руками, Маше будет очень приятно. Я думаю, если мы нарисуем ей картину, получится отличный подарок. Ребята вы со мной согласны?
Дети. Да.
Воспитатель. А веселые загадки помогут нам определиться, темой нашей картины.
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
и летят, летят, летят. (Осень)
Наша родная земля прекрасна во все времена года и каждое время по-своему прекрасно! Даже, когда природа засыпает на время, тоже необычайно красиво! Это время называется "осень". Немного печальная, чуть грустная, но все-же чудесная и неповторимая. Мы нарисуем с вами осеннее дерево.
Воспитатель. Ребята скажите, какими цветами осень раскрасила листья деревьев.
Дети. Желтый, красный, оранжевый.
Показ иллюстраций осенних пейзажей.
Воспитатель. Не правда ли, осенью очень красиво. Как будто волшебник раскрасил все вокруг яркими красками.
Воспитатель. Сегодня я предлагаю вам самим стать волшебниками и нарисовать волшебную осеннюю картину. А почему волшебную? А потому, что рисовать мы будем необычным способом. Будем рисовать деревья, с помощью салфеток.
Воспитатель: Прежде чем мы приступим к работе, давайте пройдем в нашу картинную галерею и посмотрим репродукции художников. Какие цвета красок использовали художники при написании своих картин?
Дети: Желтые, оранжевые, красные, зеленые, лиловые.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Ребята, обратите внимание, а листики только ли на деревьях?
Дети: Нет! Листики еще лежат на земле!
Воспитатель: Ребята, про такую красоту не мало написано стихотворений. Дима нам сейчас прочитает отрывок из стихотворения "Листопад" И. Бунина.
Воспитатель: читает отрывок.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Воспитатель: Давайте пройдем в нашу ИЗО – студию. Что мы должны нарисовать?
Дети: Осенние деревья!
Воспитатель: Ребята, на столах не оказалось кисточек! Как мы будем с вами рисовать? Чем?
Дети: Бумагой, если ее смять в комочек, губкой!
Воспитатель: Правильно, ребята! Молодцы! Давайте подойдем к мольберту, и я вам напомню, как мы будем рисовать смятой бумагой.
(Воспитатель берет рисунок - заготовку, мнет в руках небольшой кусок бумаги, обмакивает в краску и наносит на ствол дерева).
Воспитатель: А сейчас вы сами превратитесь в художников и нарисуете красивые осенние деревья. Выбирайте цвета красок, какие вам больше нравятся.
Но для начала разомнем пальчики…
Физминутка «Прогулка»
Пошли пальчики гулять
(пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу)
А вторые – догонять
(ритмичные движения о стол указательных пальцев)
Третьи пальчики – бегом
(движение средних пальцев быстро)
А четвертые – пешком
(медленное движение безымянных пальцев по
поверхности стола)
Пятый пальчик поскакал
(касание стола мизинчиками)
И в конце пути упал.
(хлопок кулаками по поверхности стола.)
Самостоятельная работа детей.
Дети рисуют.
Рефлексия:
Воспитатель: Молодцы, ребята! Какие красивые работы у вас получились.
Что мы сегодня с вами делали?
Что для вас было сегодня тяжело, а что легко?
Будем ли мы еще с вами помогать, если кто – то обратится за помощью?
Воспитатель. Вот какие замечательные рисунки получились у нас без помощи кисти! Ребята как вы думаете наши картинки понравятся кукле Маше? Я думаю, Маше очень понравится наша осенняя картина. Они будут замечательным подарком на день рождения.
Высказывания детей.
«Ёжик. Рисуем вилкой»
Цель: знакомство с техникой нетрадиционного рисования (вилками).
Задачи: обучение детей методам и приёмам нетрадиционной технике рисования; формировать интерес к изобразительной деятельности и аккуратности в выполнении рисунка; развивать творческое мышление и воображение при создании рисунка нетрадиционным методом; развивать художественные навыки и умения; развивать художественный вкус, творческое воображение, фантазию, умение ориентироваться на плоскости, уточнять и закреплять знания о лесном жителе и его характерных особенностях и строении, воспитывать любовь к животным; воспитывать аккуратность, самостоятельность и внимательность при работе с красками и вилкой.
Оборудование: презентация, игрушка «ёжик», листы бумаги с изображением ежа без иголок, гуашь черного цвета, пластиковые вилки, салфетки.
Ход занятия:
В: Я хочу загадать вам загадку:
1. «Под соснами, под елками – лежит мешок с иголками» (Ёжик.)
В: - Правильно, это ёжик (показ игрушки «ёжика»). Вот он какой: носик длинный с пуговкой на конце. А что у ёжика на спинке? (иголки). Для чего нужны ёжику иголки? (ответы детей).
Послушайте ещё одну загадку:
2. «На спине растут иголки.
Берегитесь лисы, волки.
Хоть я ростом не велик,
Но меня не победишь.
Собираю я грибочки,
И осенние листочки.
Ты, малыш, меня не трожь!
Я лесной колючий … (ёж).
В: А сейчас я покажу вам небольшую презентацию про ежей, мы с вами узнаем, чем питаются ежи, где живут, где спят, как прячутся от хищников, а вы мне будите помогать.
В: Я предлагаю вам сегодня нарисовать ежа.
Перед вами лежат листы, на которых уже нарисован ёжик. Но что же у него не хватает? (иголок, и рисовать их мы с вами будем необычным способом: с помощью пластиковой вилки
Я вилку опускаю в краску, а потом прикладываю её к ёжику, потом ещё раз и ещё раз.
Получились иголки?
Дети: - Да.
В: носик ежа и глазки мы нарисуем с помощью пальцев: окуните в краску большой палец и приложите к носику; окуните в краску мизинец - получился глазик. Грязные пальчики вытрите влажной салфеткой, она у вас на столе.
Перед рисованием давайте сделаем пальчиковую гимнастику:
Пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)
В: А теперь возьмите вилки и приступайте к работе.
Воспитатель оказывает помощь детям, которые затрудняются выполнять работу.
В: Выкладываем детские работы на стол (дети становятся вокруг стола).
В: Ребята, какие замечательные, красивые ёжики получились.
В: Вам понравились ваши ёжики?
В: Хотели бы вы ещё раз порисовать вилками?
«Волшебный зимний пейзаж» рисование манкой.
Цели занятия:
Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы.
Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии.
Познакомить детей с новым способом изображения снега - рисование манкой и клеем.
Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами.
Побуждать детей к творческой активности, помочь в овладении изобразительными навыками и умениями.
Материал для занятия:
Манка,
клей ПВА с дозированным носиком;
картон синего цвета А 4,
тонкие кисти,
салфетка,
репродукции с зимними пейзажами.
Предварительная работа:
Наблюдение за зимней природой во время прогулок, чтение и разучивание стихов о зиме, рассматривание иллюстраций о зиме, прослушивание музыкальных произведений на зимнюю тему, беседа с детьми на тему: «Какого цвета зима?», обследование манной крупы, наблюдение за снегом, его свойствами.
Ход занятия:
1. Организационная часть
Педагог предлагает детям отгадать загадку:
Крыша в шапке меховой, Белый дым над головой, Двор в снегу, белы дома, Ночью к нам пришла ….(зима)
Входит Зимушка - Зима: Здравствуйте дети! Дети: Здравствуй, гостья - зима, Просим милости к нам, Песни севера петь, По лесам и степям. Есть раздолье у нас – Где угодно гуляй; Строй мосты по рекам, И ковры расстилай.
Волшебница зима : Дети, вы рады зиме? Дети: Очень рады, мы зиме! Волшебница зима : Ребята, вы заметили, как стало красиво на улице: выпало
много снега и всё вокруг превратилось в снежную сказку! Зима - замечательное время года. Зимой все покрыто снегом: крыши домов, земля, деревья, всё в белоснежном наряде из инея и пушистого снега. Послушайте стихотворение об этом прекрасном времени года:
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой. Солнце зимнее ли мечет, В нём ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. (Ф. Тютчев)
Волшебница зима : Так что же описывал автор в этом стихотворении? (ответы детей). Скажите, кто в царстве у Волшебницы – Зимы, помощницы:
Лёгкие пушинки, Белые …. (снежинки)
Именно снежинки помогают своей зимушке укрывать землю снежным покрывалом. Пальчиковая гимнастика «Снежинки»
Стою и снежинки в ладошку ловлю, (Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки); Я зиму и снег и снежинки люблю! (Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки); Но где же снежинки? В ладошках вода, (На вопрос сжать кулаки, на ответ – разжать);
Куда же исчезли снежинки? Куда? (На первый вопрос сжать кулаки, на второй разжать); Растаяли хрупкие льдинки – лучи, Как видно, ладошки мои горячи! (Мелкие потряхивания расслабленными ладонями).
Волшебница зима : • Ну что, ребята, расскажем о нашей зиме? • Чем зима отличается от других времен года? • За что мы любим зиму? Молодцы, ребята! Но еще мы любим зиму за ее красоту. Поэты воспевают волшебницу – зиму в стихах. Сегодня мы рассмотрим несколько фотографий о зиме и послушаем замечательные стихи. Просмотр презентации «Зима» (просмотр картин и фотографий сопровождается чтением стихотворения)
«Зима» И. Суриков Белый снег, пушистый, В воздухе кружиться. И на землю тихо, Падает, ложится. И под утро снегом, Поле забелело. Точно пеленою, Все его одело.
«Первый снег» Е. Трутнева Что такое за окном? Вот о чём всю ночь свистел, Сразу в доме посветлело! За моим окошком ветер! Это снег лежит ковром, Он про снег сказать хотел, Самый первый, самый белый! И про то, что зиму встретил.
«Берёза» С. Есенин Белая берёза, На пушистых ветках, Под моим окном, Снежною каймой. Принакрылась снегом, Распустились кисти, Точно серебром. Белою бахромой.
«Зимние краски» Василий Фетисов. Заготовила зима, Краски все для всех сама. Зорям - алые чернила, Всем деревьям – чистые, Блёстки серебристые….
Волшебница зима : Какое время года изображено на картинах? – Зима. Какие зимние месяцы вы знаете?
Ответы детей: Декабрь, Январь, Февраль.
Так что же описывали авторы в этих стихотворениях? (ответы детей). Правильно, ребята. А эти картины подходят под описание из стихотворений? (ответы детей). Волшебница зима : Что вы видели на картинах, фотографиях?
Дети: Деревья, кусты, снег, снежные сугробы и т. д.
Волшебница зима : Как одним словом можно назвать то, что на картинах?
Посмотрите, как окутал снежок весь лес, каждое деревце, каждую веточку. Как красива зимняя природа. Всё кругом красиво, как в волшебной сказке! Дети: Природа. Волшебница зима : А кто помнит, как называются картины, на которых изображена природа?
Ребёнок: Если видишь на картине
Нарисована река, или ель и белый иней,
Или сад и облака, или снежная равнина,
Или поле и шалаш
Обязательно картина называется «Пейзаж»!
Ребята, а вы знаете, что означает слово пейзаж? Пейзаж - рисунок, картина, на которой изображена природа. Пейзажист - художник, который рисует пейзажи. Сегодня мы рассмотрим несколько пейзажных картин о зиме и послушаем замечательные стихи и музыку. Волшебница зима : Дети, а как художник рассказывает о красоте зимы? Какие основные средства выразительности он использует? – Краски, цвет. Волшебница зима : Какие основные цвета использовал художник? – Белый, голубой и т. д. Волшебница зима : Как можно еще назвать цвета, которыми пользуется художник? – Холодные. Волшебница зима : Что за прелесть, эти пейзажи! Что вы чувствуете, когда глядите на них? Какое настроение у вас возникает? – Печальное, радостное, тихое, спокойное. - А теперь давайте погуляем по зимнему лесу. Физкультминутка «Зимний лес» Мы пришли в зимний лес. Ходьба на месте. Сколько здесь вокруг чудес! Разводят руки в стороны. Справа берёзка в шубке стоит, Руку отводят в указанную сторону и смотрят. Слева ёлка на нас глядит. Снежинки в небе кружатся, Отводят руку и прослеживают взглядом. И на землю красиво ложатся. Движение «фонарики» и смотрят вверх. Вот и зайка проскакал, Кружась, приседают. От лисы он убежал. Прыжки. Это серый волк рыщет, Имитируют «волчью» походку. Он себе добычу ищет! Не найдёт тогда он нас! Приседают, прячась. Лишь медведь в берлоге спит, Имитируют сон. Так всю зиму он поспит. Пролетают снегири, Имитируют полёт птиц. Как красивы они! В лесу красота и покой, Разводят руки в стороны. А нам пора уже домой. Садятся на свои места.
Волшебница зима : Художники нарисовали много картин о зиме. А сегодня мы с вами создадим свои зимние картины! Дети, давайте мы с вами станем художниками. А сегодня, я приготовила вам не совсем обычные материалы (Дети перечисляют материалы, находящиеся у них на столе). Посмотрите, как манка похожа на снег (трогают ее). Оказывается, с помощью клея и манки тоже можно рисовать! Как вы уже догадались рисование у нас сегодня необычное, нетрадиционная техника рисования. Сейчас мы узнаем, как? Волшебница зима : Сегодня мы с вами нарисуем зимнюю картинку – зимний пейзаж. Ваша задача – подумать, какие деревья будут у вас в зимнем лесу, как вы их расположите на рисунке. Вначале лучше нарисовать деревья и кусты на переднем плане листа бумаги, те, которые ближе к нам, поэтому они выше и больше, а потом дальние объекты, которые будут
казаться намного меньше. Каждое дерево в лесу в разное время года как по волшебству меняет свой наряд. Дети: Деревья зимой покрыты беленьким снежком. Дети выполнят работу под музыку А. Вивальди “Зима” из цикла “Времена года”
2. Практическая часть. Способ рисования манной крупой предполагает использования клея ПВА. Для начала нужно с помощью белого карандаша нарисовать рисунок. С помощью клея ПВА прорисовать контуры рисунка. Берем манную крупу и рассыпаем по рисунку, с уже нанесенным клеем. Пока клей не высох, насыпаем сверху густой слой манной крупы равномерным слоем. После этого, нужно дать просохнуть картине. Высохший лист нужно легко встряхнуть, чтобы не приклеенные крупинки осыпались. Волшебница зима : Ну вот, молодцы! Какие красивые снежные картины получились у вас! Нужно немного времени, чтобы клей высох. А мы пока с вами разомнемся!
Физкультминутка: - Дети, все в кружок вставайте, игру скорее начинайте (Дети встают в кружок) «Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны) Стали белые дома, (Складывают руки домиком над головой) Снег на улице идет, (Двигают руками сверху вниз) Дворник улицу метет, (Имитируют) Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперед) Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся) Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют) И играем все в снежки. (Летят и бросают снежки)
Подведение итогов:
Волшебница зима : Ребята, у вас получились чудесные зимние пейзажи. Что вам больше всего понравилось? – Ответы детей. Какие вы молодцы! Мы разместим эти пейзажи на стенах, для ваших мам и пап, чтобы они посмотрели. После того, как дети закончили рисовать, они вывешивают свои рисунки на доску.
«Цветы. » Выдувание трубочкой
Цель: развитие у детей воображения посредствам нетрадиционной технике рисования – кляксография.
Задачи: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования кляксография – выдувание трубочкой; развивать творческое мышление детей, любознательность, воображение; воспитывать интерес к изобразительному искусству.
Оборудование: альбом с кляксой, 5-6 рисунков, выполненные в технике кляксография для демонстрации, гуашь; раздаточный материал: альбомные листы, кисти, акварельные краски, подставки для кистей, стаканы-непроливайки, салфетки, коктейльные трубочки.
Ход занятия:
(Дети стоят на ковре)
- Ребята, сделайте кружок, посмотрите друг на друга, какие вы все красивые, веселые. Возьмитесь за ручки. Почувствуйте тепло ваших рук, закройте глазки, вместе с теплом рук передайте друг другу хорошее настроение.
- Открывайте глазки, вот с таким прекрасным настроением мы проведем наше занятие.
- Ребята, послушайте. Сегодня утром я встретила свою знакомую девочку Таню, она учится в 1 классе. Таня была очень грустная. Она рассказала мне, что у неё случилась неприятность: она рисовала рисунок для мамы и нечаянно капнула краской на школьный альбом. Теперь она переживает, что в школе её будут ругать.
- Я успокоила её, попросила дать мне этот альбом на время и сказала, что мы в саду с ребятами разберемся с этой кляксой. Ведь маленькая клякса может стать началом создания великолепного сказочного рисунка.
- Поможем Тане, ребята?
- Посмотрите, вот Танина клякса на альбоме. Что же нам делать?
- Я вам расскажу. Есть такая техника рисования – Кляскография, когда с помощью коктейльной трубочки клякса превращается в замысловатый рисунок.
(Дети вместе с воспитателем подходят к демонстрационному столу)
Демонстрация создания рисунка путём выдувания коктейльной трубочкой.
- Посмотрите, что у меня получилось?
- На что похожа моя клякса?
- Теперь, чтобы закончить рисунок, я возьму кисточку и дорисую необходимые элементы.
- Посмотрите, какие красивые рисунки получаются в технике Кляксография! Кляксы превращаются в сказочных героев, причудливые растения.
(Демонстрация готовых рисунков в технике Кляксография)
- Ребята, вы хотите превратить свои кляксы в рисунки?
- Подходите к своим рабочим местам, присаживайтесь.
- Прежде чем вы начнете, разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.)
Мы закончили считать.
- Пальчики готовы! Приступим к работе.
- Мы будем создавать свои рисунки акварельной краской на ваших листках, а я возьму Танин альбом и сделаю рисунок из её кляксы.
- Приступайте.
(Воспитатель проговаривает этапы выполнения работы, дети рисуют)
- Пусть ваши кляксы немного подсохнут.
- Посмотрите на Танин альбом. У меня получился вот такой рисунок. Вам нравится?
- Я передам альбом девочке, и она принесёт в школу красивый альбом.
- Ребята, только хочу вам сказать, что рисовать лучше с мамой. А чтобы на одежде не было клякс, нужно быть аккуратными, помнить правила работы с красками.
- Ваши кляксы подсохли, теперь кисточкой можно дорисовать какие – то элементы, чтобы рисунок стал более законченным.
(Дети дорисовывают свои работы)
- Когда ваши рисунки высохнут, мы устроим выставку, вы расскажите, что нарисовали или мы попробуем угадать.
- Вам понравилось наше занятие?- Что тебе больше понравилось?- А тебе?- Ребята, вы все большие молодцы! Я вами очень довольна!
«Ветка рябины» рисование пальчиками.
Программное содержание:
Освоить новую технику рисования - прикладывание пальчиками. Продолжать знакомить детей с работой красками, правильно и аккуратно её использовать. Закреплять технические навыки. Развивать мелкую моторику пальцев рук, память, воображение, логическое мышление. Воспитывать эмоционально- положительное отношение к рисованию.
Предварительная работа:
1 .Наблюдение за изменениями в природе.
2. Беседа на тему: «Осень».
3. Рассматривание картин.
4. Чтение стихов.
Материал для занятий :
- Шаблоны веточек рябины
- Иллюстрация «Ветка рябины».
- Шаблоны дерева и птиц.
Ход занятия:
Воспитатель: Осыпается весь бедный сад
Листья пожелтевшие летят
Лишь вдали красуются, там на дне долин
Кисти ярко красных вянущих рябин.
В. : О каком времени года говориться в стихотворении.
Д. : Осень
В. : А какое дерево автор описывает в своём стихотворении.
Д. : Рябина.
В. : Словно девушка молодая, стоит рябина в своем осеннем одеянии, накинула на плечи платок разноцветный, да надела ярко красные бусы из ягод.
В. : Посмотрите на доску,что у меня изображено?
Д. : Веточка рябины. В. : Давайте рассмотрим её.
В. : Каким цветом веточка?
Д. : Оранжевая, жёлтая.
В. : Каким цветом ягодки?
Д. : Красные.
В. : Какой формы ягодки?
Д. : Круглые.
В. : А как ягоды расположены на веточке, далеко или близко друг к другу?
Д. : Близко друг к другу.
В. : Правильно,они образуют гроздь.
В. : Когда зимой холодно на рябину прилетают птицы и клюют ягоды.
В. : Сегодня мы с вами будем волшебниками и художниками мы будем рисовать ни кисточкой, а пальчиками. Посмотрите, как я сейчас буду делать. Я обмакиваю палец в воду, а потом в краску. И прикладываю его к грозди. Прикладываю не весь палец,а только кончик- подушечку (показываю).
Посмотрите пальчик грязный, что с ним нужно сделать.
Д. : Вытереть салфеткой.
В. : Перед вами на столе лежат гроздья рябины,но они совсем бесцветные, не красивые, давайте мы их с вами раскрасим. А чтобы не испортить мы с вами потренируемся. Будем прикладывать пальчик к ладошке (показ).
В. : Чтобы работы получились красивыми, мы с вами отдохнём.
Физминутка: : Осень в гости к нам пришла, (ходьба на месте)
Дождь и ветер принесла (вращения руками)
Ветер дует, задувает,
С веточек листву срывает, (хлопки над головой)
Листья по ветру кружатся, (покрутится вокруг себя)
И под ноги нам ложатся,
Ну, а мы гулять пойдем все листочки соберем. (наклоны вперед)
В. : А теперь садимся и приступаем к работе.
В. : Каким цветом краску мы берём, когда рисуем ягодки.
Д. : Красную.
(Дети рисуют ягоды).
В. : Рисуем аккуратно, набираем на пальчик побольше краски, что бы ягоды получились яркие и сочные.
В. : Посмотрите на пальчик, какой он у вас.
Д. : Грязный.
В. : Что нужно сделать.
Д. : Вытереть салфеткой.
В. : Молодцы всё правильно вы сделали.
В. : Ой какие красивые ягоды у вас получились и сколько их много. А что ещё не хватает у наших веточек.
Д. : Листьев
В. : Правильно листьев. А листья мы будем рисовать с помощью самого маленького пальчика- мизинчика, но не кончиком, а ребром (боком).Посмотрите, как я это буду делать.
В. : А теперь вы рисуйте (помогаю в процессе работы).
В. : Дети посмотрите на нашей доске есть дерево, но оно совсем не красивое, не весёлое. Давайте мы его украсим нашими гроздьями.
В. : Ой,а это кто к нам прилетел?
Д. : Птички.
В. : Они прилетели поклевать наших красивых и сочных ягод. Мне очень понравились ваши работы. Они получились очень красочные и яркие.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Успенской СОШ дошкольного отделения-детского сада №25
КАРТОТЕКА ФИЗКУЛЬТМИНУТОК
Подготовила: воспитатель
Гашина С.Г.
с Успенское, 2022г.
Цели и задачи физкультминуток для средней группы
Физкультурная минутка в процессе занятий образовательной деятельностью представляет собой необязательный режимный момент продолжительностью в средней группе 1–2 минуты, который заключается в выполнении 1–2 физических упражнений. Как правило, такие паузы организуются в промежуток между 12–16 минутами занятия, когда внимание ребят снижается, и они утомляются.
Целями проведения таких пауз является:
предупреждение утомляемости малышей;
восстановление функции работоспособности мозга (так, на занятиях познавательного характера двигательная активность на физкультминутке возбуждает участки коры головного мозга, которые на уроке не были задействованы, а те, которые работали, наоборот, отдыхают).
Задачами проведения физкультурных пауз является:
развитие координации движений;
тренировка мелкой моторики (для средней группы это начальный этап подготовки руки к письму);
совершенствование осанки;
развитие речи, произвольного внимания и памяти (за счёт запоминания движений и слов их иллюстрирующих);
стимулирование интереса детей к совместному с педагогом и товарищами выполнению заданий.
Как проводится физкультминутка
Движения выполняются стоя. Причём дети могут стоять у столов или выходить на свободное место. Упражнения могут заключаться в:
потягивании;
наклонах туловища;
махах руками вверх и вниз;
беге на месте;
приседаниях;
невысоких прыжках;
ходьбе.
Задания могут совмещать несколько видов упражнений. Например, физминутка «Мебель» совмещает ходьбу на месте, приседания, тренировку кистей рук:
Утром в магазин пойдём, (ходьба на месте) Мебель там приобретём: Высокий шкаф (встают на носочки, тянутся руками вверх) И табурет, (приседают) Кровать — на ней нам будет мягко спать (кладут сложенные ладони под левую щёку) Купим стул (к прямой правой ладони присоединяют согнутую левую, чтобы получился «стул») И стол большой (разводят руки в стороны) И отвезём домой (крутят руль).
Каждый вид движений сопровождается текстом — потешкой или стихотворением, которые могут быть связанными с темой занятия, а могут быть отвлечёнными от неё. Дети произносят текст по строчкам, делая вдох на начале строки и выдыхая в конце — это принципиально важно, так как в этом случае после выполнения упражнений дыхание будет спокойным и ритмичным.
Когда проводится физкультминутка
Физкультурная пауза, как уже было сказано, не является обязательным элементом режима. Более того, она проводится не на всех занятиях непосредственной образовательной деятельностью (НОД). Так, физкультурные и музыкальные занятия уже насыщены движениями, то есть вводить их дополнительно не имеет смысла. Что касается уроков по изобразительной деятельности, то в работе со средней группой педагогу нужно ориентироваться на состояние ребят. В 4–5 лет ребята могут довольно долго заниматься тем, что им интересно, что особенно проявляется на уроках рисования или лепки. Поэтому если малыши работают увлечённо, не отвлекаются, то и физкультминутку проводить не стоит. Исключение составляют занятия по рисованию карандашами: недостаточность развития мелкой моторики у воспитанников средней группы приводит к тому, что у них сильно устают пальцы, поэтому физкультминутку для пальчиков делать необходимо.
Карточка№ 1 . “Листики осенние” "Мы – листики осенние" Мы, листики осенние, На веточках сидели. Ветер дунул, полетели. Мы летели, мы летели. И на землю тихо сели. Ветер снова набежал. И листочки все поднял. Повертел их, покружил. И на землю опустил. | Карточка№ 2. «Прогулка» Пошли пальчики гулять (пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу) А вторые – догонять (ритмичные движения о стол указательных пальцев) Третьи пальчики – бегом (движение средних пальцев быстро) А четвертые – пешком (медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола) Пятый пальчик поскакал (касание стола мизинчиками) И в конце пути упал. (хлопок кулаками по поверхности стола.) |
Карточка№3. «Пальчики» Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять! Раз, два, три, четыре, пять, В домик спрятались опять. (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке) | Карточка № 4. «Осень» Осень в гости к нам пришла, (ходьба на месте) Дождь и ветер принесла (вращения руками) Ветер дует, задувает, С веточек листву срывает, (хлопки над головой) Листья по ветру кружатся, (покрутится вокруг себя) И под ноги нам ложатся, Ну, а мы гулять пойдем все листочки соберем. (наклоны вперед) |
Карточка № 5. «Дружба» Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.) Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.) Маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.) Будем снова мы считать. Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.) Мы закончили считать. - Пальчики готовы! | Карточка № 6. «Зима» Дети, все в кружок вставайте, игру скорее начинайте (Дети встают в кружок) «Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны) Стали белые дома, (Складывают руки домиком над головой) Снег на улице идет, (Двигают руками сверху вниз) Дворник улицу метет, (Имитируют) Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперед ) Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся) Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют) И играем все в снежки. (Летят и бросают снежки) |
Карточка № 7. «Зимующие птицы.» Вот под ёлочкой зелёной Скачут весело вороны (прыжки) Кар – Кар - Кар,Кар – Кар – Кар! Целый день они кричали, Спать ребятам не давали.(летают и кричат) Кар – Кар - Кар,Кар – Кар – Кар! Только к ночи умолкают И все вместе засыпают.(присели на корточки и закрыли глаза) | Карточка № 8. «Новый год.» Н Наша ёлка велика (круговое движение руками), Н Наша ёлка высока (встать на носочки), Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носочки), Достаёт до потолка (потянуться). Будем весело плясать.(потанцевать)Эх, эх, эх! Будем песни распевать. Ля-ля-ля! Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять! |
Карточка № 9. «Зимние забавы.» Девочки и мальчики: хлоп-хлоп-хлоп, Прыгают как мячики: прыг- скок, прыг- скок. Ножками топочут: топ, топ, топ. Весело хохочут: ха, ха, ха. Глазками моргают(ритмичное зажмуривание глаз) После отдыхают (приседают , руки свободные) На лыжах Снег, снег, белый снег. Засыпает он нас всех. Дети машут руками перед собой. Дети все на лыжи встали И по снегу побежали. Имитировать, как встают на лыжи и едут | Карточка № 10. «Спорт.» Мы проверили осанку и свели лопатки, Мы походим на носках, а потом на пятках. Пойдём мягко, как лисята, И как мишка косолапый, И как заинька-трусишко И как серый волк-волчишко. Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог. Лучик ёжика коснулся, Ёжик сладко потянулся. |
Анкета для родителей по выявлению у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования.
Уважаемые родители! Изобразительное искусство является важным источником развития эмоций, социального опыта и творчества детей. Для выявления у воспитанников интереса к нетрадиционным техникам рисования и эффективной организации работы с ними по изобразительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.
1. Чем ваш ребенок любит заниматься дома (рисовать, лепить, вырезать из бумаги и т.д.)? ___________________________________________________________________________________
2. Как вы считаете, есть ли у вашего ребенка способности к изобразительному творчеству? ___________________________________________________________________________________________
3. Имеется ли у ребенка специальное место для занятий изобразительной деятельностью и хранения соответствующих материалов? __________________________________________
4. Рисует ли кто-то из членов семьи профессионально? __________________________________________________________________________________
5. Обращается ли к вам ребенок за помощью в процессе рисования (необходим совет по теме, выбору материалов, расположению рисунка на листе и т.д.)? _____________________________________________________________________ __________
6. Рассматриваете ли вы с ребенком иллюстрации детских книг, обращаете ли внимание на работу художников-иллюстраторов? __________________________________________________________________________________
7. Какими изобразительными материалами любит рисовать ребенок (карандашами, гуашью, акварелью, углем, пастелью, цветными восковыми мелками, фломастерами...)? ___________________________________________________________________________________
8. С какими нетрадиционными техниками рисования вы знакомы? ___________________________________________________________________________________
9. Использует ли ребёнок в рисовании нетрадиционные способы (пальцем, ладошкой, другими предметами)? _______________________________________________________________
10. Какие темы наиболее часто ребенок отражает в рисунках? _____________________________________________________________________ _____________
11. Рассказывает ли ребенок о своем рисунке? _____________________________________________________________________ __________
12. Как используются детские работы дома (собираются в специальную папку, устраиваются мини-выставки, периодически рассматриваются совместно с ребенком, др.)? _______________________________________________________________________________
13. Как вы оцениваете результаты изобразительного творчества вашего ребенка? __________________________________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Волшебные ладошки". Нетрадиционные техники рисования.
Цель проекта:Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у воспитанников младшего дошкольного возраста.Развитие художественно-творческих способностей детей посредством использования не...
Программа кружка «Волшебные краски» (нетрадиционные техники рисования) в рамках программы “Московское долголетие”
Проект Мэра Москвы "Московское долголетие" предназначен для активных москвичей старшего поколения. Заниматься творчеством никогда не поздно! Нами разраьботана программа кружка "Волшебны...
Проект: «Волшебные краски» (Нетрадиционные методы рисования )
Проект: «Волшебные краски» (Нетрадиционные методы рисования )...
Программа кружка «Волшебные краски» (нетрадиционные техники рисования) в рамках программы “Московское долголетие”
Проект Мэра Москвы "Московское долголетие" предназначен для активных москвичей старшего поколения. Заниматься творчеством никогда не поздно! Нами разраьботана программа кружка "Волшебны...
Рабочая программа кружка "Волшебные краски" нетрадиционные техники рисования для детей 2-3 лет
Рабочая программа кружка "Волшебные краски" нетрадиционные техники рисования для детей 2-3 лет...
Рабочая программа кружка «Волшебные краски» нетрадиционные техники рисования для детей 2-3 лет
Рабочая программа кружка «Волшебные краски» нетрадиционные техники рисования для детей 2-3 лет...
Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год
laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...