Проект по освоению нетрадиционной техники рисования детьми раннего возраста «Ножки и ладошки».
проект по рисованию на тему

Зайцева Лариса Валерьевна

Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Ножки и ладошки"32.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому

направлению развития детей № 33

города Каменск – Шахтинский (МБДОУ детский сад № 33)

Проект

по освоению нетрадиционной техники рисования детьми раннего возраста «Ножки и ладошки».

Подготовили и провели

воспитатели:

 Зайцева Л.В.

Семенюта Г.Ю.

г.Каменск- Шахтинский

2015- 2017 учебный год.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов.

Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» (Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина (2004) ; К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин (2001) .

Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:

  • Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски).
  • Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
  • Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
  • Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость) ;
  • Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.

Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта: «Ножки и ладошки»

Составитель проекта: воспитатель МБДОУ детского сада Зайцева Л.В.

Вид проекта: творческий

Длительность проекта: Среднесрочный

Сроки и этапы реализации проекта: Сентября 2016 – Декабрь 2016 гг.

 Цель проекта: 

Развитие художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Задачи проекта:

• Знакомить детей раннего возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.

• Способствовать овладению детей простейшими техническими приемами работы с  изобразительным материалом, краской.

• Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (рисование пальчиками и ладошкой, стопой) .

• Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Реализация проекта по этапам:

I этап – подготовительный:

1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

2. Разработка содержания проекта: «Нетрадиционные способы рисования для малышей».

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

II этап – основной:

1. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей раннего возраста.

2. Формирование навыков художественной деятельности детей раннего возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.

III этап – завершающий:

1. Презентация проекта.

2. Разработать «Методические рекомендации» по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста.

Участники проекта: воспитатели, родители, дети раннего возраста.

Используемые в проекте виды деятельности:

  1. Продуктивная
  2. Игровая
  3. Коммуникативная
  4. Трудовая
  5. Познавательно- исследовательская
  6. Чтение

Дополнительные стимулы:

      1.        Игра является основным видом деятельности детей.

      2.        Сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие.

      3.        Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми.

      4.        Музыкальное сопровождение.

      5.        Эмоциональное объяснение способов действий и показ приемов изображения.

Условия, необходимые для овладения умениями и навыками:

-Доступность нетрадиционных техник рисования для детей;

-Использование различных форм занятия (комплексные, основанные на интеграции разных видов деятельности, коллективные работы, организация выставок, их обсуждение и просмотр;

-Создание предметно - пространственной среды;

- Использование богатого иллюстративного материала;

- Наличие оборудования и материалов, правильная организация места для них.

Формы реализации проекта:

Формы работы с детьми: создание игровой ситуации, проговаривание последовательности работы, наблюдения, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, организованная деятельность.

Формы работы с родителями: 

Консультации, практикумы, демонстрация фото отчета занятий с детьми, семейная творческая деятельность.

Продукты проектной деятельности: Рисунки, выставки.

Итоговое проектное мероприятие: Обобщение и распространение педагогического опыта в методобъединении, презентация.

Мероприятия по реализации проекта:

Познавательно - исследовательское развитие

  1. Знакомство с новым ИЗО средством, краской.
  2. Знакомство со снегом и его свойствами.
  3. Знакомство со «следом».
  4. Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Познавательно - речевое развитие

1. Чтение стихотворений об осени, зиме.

2. Беседы на темы «Что такое след?», «Осенний листопад», «Дикие животные», «Зима и ее признаки», «Снег, снег кружится»

3. Чтение потешек.

4. Отгадывание загадок и зиме.

Художественно – творческая деятельность:

 1.Рассматривание альбомов и наглядно- демонстрационного материала по теме.

2. Рисование «Осенний пейзаж» (стопами и пальчиками).

3. Рисование «Снег, снег кружится» (пальчиками).

4. Рисование «Следы котенка» (пальчиками).

5. Рисование «Символ Нового года» (ладошками).

6. Коллективная работа «Зимние превращения» (сотворчество с детьми).

7. Рисование «Солнышко» (стопами).

8. Рисование «Снеговик» (стопами).

9. Рисование «Мишка косолапый» (стопами).

10. Рисование «Дождик, дождик кап-кап-кап…» (стопами и кистью).

11. Рисование «Лисичка» (стопами).

12. Рисование «Зайка серенький сидит» (стопами).

13. Рисование «Елочка» (стопами).

Физкультурная деятельность :

1.        Подвижные игры, игровые упражнения, прогулки.

Игровая деятельность :

1. Подвижные игры : «Поиграй в снежки», «Зайки на опушке».

2. Дидактические игры : «Разноцветные колечки», «Домашние животные», «Дикие животные».

3. Игры – путешествия «Мы на саночках катились».

4. Логоритмическое упражнение «Пришла зима»

5. Игровое упражнение «Миша косолапый».

Музыка:

1. Прослушивание и заучивание танцевальных композиций .

2. Ознакомление с песней «Следы» из мультипликационного фильма «Маша и медведь».

Работа с родителями:

1. Родительское собрание «Как провести выходной день с детьми».

2. Консультации для родителей «Нетрадиционные техники рисования».

3. Беседа с родителями «Роль семьи в художественно-эстетическом развитии детей».

4. Размещение информационного материала в родительских уголках.

5. Совместная деятельность детей и родителей по подбору материала на тему «Ножки и ладошки».

6. Оформление выставки семейных совместных работ «Мы рисуем» (рисование стопами, пальчиками, ладошками).

7. Родительское собрание «Юные художники» (фото отчет по теме проекта, презентация, выставка работ).

Перспективное планирование работы по проекту:

1 неделя

2-12 недели

13 неделя

  1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
  2. Разработка содержания проекта: «Нетрадиционные способы рисования для малышей».
  3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта
  4. Размещение информационного материала в родительских уголках.
  5. Консультации для родителей «Нетрадиционные техники рисования».
  6. Знакомство детей с новым ИЗО средством (краской).
  1. Беседа с родителями «Роль семьи в художественно-эстетическом развитии детей».
  2. Знакомство со «следом».
  3. Рисование «Следы котенка» (пальчиками).
  4. Рисование «Осенний пейзаж» (стопами и пальчиками).
  5. Беседы на темы «Что такое след?», «Осенний листопад», «Дикие животные», «Зима и ее признаки», «Снег, снег кружится».
  6. Рисование «Солнышко» (стопами).
  7. Знакомство со снегом и его свойствами.
  8. Рисование «Снеговик» (стопами).
  9. Рисование «Символ Нового года» (ладошками).
  10. Рисование «Дождик, дождик кап-кап-кап…» (стопами и кистью).
  11. Родительское собрание «Как провести выходной день с детьми».
  12. Рисование «Лисичка» (стопами).
  13. Рисование «Мишка косолапый» (стопами).
  14. Совместная деятельность детей и родителей по подбору материала на тему «Ножки и ладошки».
  15. Ознакомление с песней «Следы» из мультипликационного фильма «Маша и медведь»
  16. Рисование «Елочка» (стопами).
  17. Рисование «Зайка серенький сидит» (стопами).
  18. Игровое упражнение «Миша косолапый».
  19. Логоритмическое упражнение «Пришла зима»
  20. Игры – путешествия «Мы на саночках катились»
  21. Дидактические игры : «Разноцветные колечки», «Домашние животные», «Дикие животные».
  22. Подвижные игры : «Поиграй в снежки», «Зайки на опушке».
  23. Подвижные игры, игровые упражнения, прогулки.
  24. Отгадывание загадок и зиме.
  25. Рисование «Снег, снег кружится» (пальчиками).

  1. Коллективная работа «Зимние превращения» (сотворчество с детьми).
  2. Оформление выставки семейных совместных работ «Мы рисуем» (рисование стопами, пальчиками, ладошками).
  3. Родительское собрание «Юные художники» (фото отчет по теме проекта, презентация, выставка работ).
  4. Обобщение и распространение педагогического опыта в методобъединении, презентация.
  1. Прослушивание и заучивание танцевальных композиций .
  2. Наблюдение за сезонными изменениями в природе.
  3. Рассматривание альбомов и наглядно- демонстрационного материала по теме.
  4. Чтение потешек.
  5. Чтение стихотворений об осени, зиме.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:

• формирование у детей раннего возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

• владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с изобразительным материалом, краской;

• умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей раннего возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;

• повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Дальнейшее развитие проекта:

После завершения проекта откроется возможность его дальнейшего развития, реализация проекта позволит продолжить работу по формированию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования:

•        Определить цель, задачи, основные направления и ожидаемые результаты реализации проекта  «Нетрадиционные  способы рисования для малышей», ориентированного на воспитанников раннего возраста;

•        Оказать помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности по реализации образовательной области «Художественное творчество»;

•        Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников;

•        Обобщение и распространение педагогического опыта на различных уровнях.

Заключение:

Проект «Ножки и ладошки» направлен на развитие творческого воображения у детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка - оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.

Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать… Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.

В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: рисование пальчиками, рисование ладошками, стопами. Малышам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I, II – М. ; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.

2. Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. ; Мозаика-Синтез, 2008г.

3. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М. ; Педагогическое общество России, 2005г.

4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб. ; КАРО, 2008г.

5. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

6.Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995г.

7. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 3 – 4 лет. – М., 2010.

8. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.

9. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.

10. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.

11. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.

12. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

13. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11

14. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеющейся пленке // Обруч. – 1999. - №2

15. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисование с использованием нетрадиционных техник с детьми раннего возраста «Снеговички»

Рисование с использованием нетрадиционных техник с детьми раннего возраста «Снеговички»...

Проект по освоению нетрадиционных техник рисования во второй младшей группе «Цветные ладошки»

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность дет...

Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике с детьми раннего возраста «Весёлые ладошки»

Цель : - Знакомить детей с техникой нетрадиционного рисования – «рисование ладошками». - Вызывать эмоционально – эстетический отклик на тему занятия. - Восп...

Проект по освоению нетрадиционных техник рисования во второй младшей группе « Цветные ладошки »

Тема проекта: «Цветные ладошки» Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2020г. – май 2021г.). Тип проекта: творческий, групповой. Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитате...

Проект по освоению нетрадиционных техник рисования в группе раннего возраста «Маленькие художники»

Проблема развития детского творчества, в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования инд...

Проект по освоению нетрадиционных техник рисования в средней группе Тема проекта: «Краски детства»

Проектпо освоению нетрадиционных техник рисованияв средней группеТема проекта: «Краски детства»...