Проект по освоению нетрадиционной техники рисования детьми раннего возраста «Ножки и ладошки».
проект по рисованию на тему
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Ножки и ладошки" | 32.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому
направлению развития детей № 33
города Каменск – Шахтинский (МБДОУ детский сад № 33)
Проект
по освоению нетрадиционной техники рисования детьми раннего возраста «Ножки и ладошки».
Подготовили и провели
воспитатели:
Зайцева Л.В.
Семенюта Г.Ю.
г.Каменск- Шахтинский
2015- 2017 учебный год.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов.
Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» (Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина (2004) ; К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин (2001) .
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
- Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски).
- Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
- Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
- Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость) ;
- Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта: «Ножки и ладошки»
Составитель проекта: воспитатель МБДОУ детского сада Зайцева Л.В.
Вид проекта: творческий
Длительность проекта: Среднесрочный
Сроки и этапы реализации проекта: Сентября 2016 – Декабрь 2016 гг.
Цель проекта:
Развитие художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи проекта:
• Знакомить детей раннего возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
• Способствовать овладению детей простейшими техническими приемами работы с изобразительным материалом, краской.
• Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (рисование пальчиками и ладошкой, стопой) .
• Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Реализация проекта по этапам:
I этап – подготовительный:
1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
2. Разработка содержания проекта: «Нетрадиционные способы рисования для малышей».
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
II этап – основной:
1. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей раннего возраста.
2. Формирование навыков художественной деятельности детей раннего возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.
III этап – завершающий:
1. Презентация проекта.
2. Разработать «Методические рекомендации» по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста.
Участники проекта: воспитатели, родители, дети раннего возраста.
Используемые в проекте виды деятельности:
- Продуктивная
- Игровая
- Коммуникативная
- Трудовая
- Познавательно- исследовательская
- Чтение
Дополнительные стимулы:
1. Игра является основным видом деятельности детей.
2. Сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие.
3. Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми.
4. Музыкальное сопровождение.
5. Эмоциональное объяснение способов действий и показ приемов изображения.
Условия, необходимые для овладения умениями и навыками:
-Доступность нетрадиционных техник рисования для детей;
-Использование различных форм занятия (комплексные, основанные на интеграции разных видов деятельности, коллективные работы, организация выставок, их обсуждение и просмотр;
-Создание предметно - пространственной среды;
- Использование богатого иллюстративного материала;
- Наличие оборудования и материалов, правильная организация места для них.
Формы реализации проекта:
Формы работы с детьми: создание игровой ситуации, проговаривание последовательности работы, наблюдения, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, организованная деятельность.
Формы работы с родителями:
Консультации, практикумы, демонстрация фото отчета занятий с детьми, семейная творческая деятельность.
Продукты проектной деятельности: Рисунки, выставки.
Итоговое проектное мероприятие: Обобщение и распространение педагогического опыта в методобъединении, презентация.
Мероприятия по реализации проекта:
Познавательно - исследовательское развитие
- Знакомство с новым ИЗО средством, краской.
- Знакомство со снегом и его свойствами.
- Знакомство со «следом».
- Наблюдение за сезонными изменениями в природе.
Познавательно - речевое развитие
1. Чтение стихотворений об осени, зиме.
2. Беседы на темы «Что такое след?», «Осенний листопад», «Дикие животные», «Зима и ее признаки», «Снег, снег кружится»
3. Чтение потешек.
4. Отгадывание загадок и зиме.
Художественно – творческая деятельность:
1.Рассматривание альбомов и наглядно- демонстрационного материала по теме.
2. Рисование «Осенний пейзаж» (стопами и пальчиками).
3. Рисование «Снег, снег кружится» (пальчиками).
4. Рисование «Следы котенка» (пальчиками).
5. Рисование «Символ Нового года» (ладошками).
6. Коллективная работа «Зимние превращения» (сотворчество с детьми).
7. Рисование «Солнышко» (стопами).
8. Рисование «Снеговик» (стопами).
9. Рисование «Мишка косолапый» (стопами).
10. Рисование «Дождик, дождик кап-кап-кап…» (стопами и кистью).
11. Рисование «Лисичка» (стопами).
12. Рисование «Зайка серенький сидит» (стопами).
13. Рисование «Елочка» (стопами).
Физкультурная деятельность :
1. Подвижные игры, игровые упражнения, прогулки.
Игровая деятельность :
1. Подвижные игры : «Поиграй в снежки», «Зайки на опушке».
2. Дидактические игры : «Разноцветные колечки», «Домашние животные», «Дикие животные».
3. Игры – путешествия «Мы на саночках катились».
4. Логоритмическое упражнение «Пришла зима»
5. Игровое упражнение «Миша косолапый».
Музыка:
1. Прослушивание и заучивание танцевальных композиций .
2. Ознакомление с песней «Следы» из мультипликационного фильма «Маша и медведь».
Работа с родителями:
1. Родительское собрание «Как провести выходной день с детьми».
2. Консультации для родителей «Нетрадиционные техники рисования».
3. Беседа с родителями «Роль семьи в художественно-эстетическом развитии детей».
4. Размещение информационного материала в родительских уголках.
5. Совместная деятельность детей и родителей по подбору материала на тему «Ножки и ладошки».
6. Оформление выставки семейных совместных работ «Мы рисуем» (рисование стопами, пальчиками, ладошками).
7. Родительское собрание «Юные художники» (фото отчет по теме проекта, презентация, выставка работ).
Перспективное планирование работы по проекту:
1 неделя | 2-12 недели | 13 неделя |
|
|
|
|
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:
• формирование у детей раннего возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
• владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с изобразительным материалом, краской;
• умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей раннего возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
• повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Дальнейшее развитие проекта:
После завершения проекта откроется возможность его дальнейшего развития, реализация проекта позволит продолжить работу по формированию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования:
• Определить цель, задачи, основные направления и ожидаемые результаты реализации проекта «Нетрадиционные способы рисования для малышей», ориентированного на воспитанников раннего возраста;
• Оказать помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности по реализации образовательной области «Художественное творчество»;
• Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников;
• Обобщение и распространение педагогического опыта на различных уровнях.
Заключение:
Проект «Ножки и ладошки» направлен на развитие творческого воображения у детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка - оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать… Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: рисование пальчиками, рисование ладошками, стопами. Малышам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I, II – М. ; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
2. Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. ; Мозаика-Синтез, 2008г.
3. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М. ; Педагогическое общество России, 2005г.
4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб. ; КАРО, 2008г.
5. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
6.Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995г.
7. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 3 – 4 лет. – М., 2010.
8. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.
9. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.
10. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.
11. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.
12. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
13. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
14. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеющейся пленке // Обруч. – 1999. - №2
15. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рисование с использованием нетрадиционных техник с детьми раннего возраста «Снеговички»
Рисование с использованием нетрадиционных техник с детьми раннего возраста «Снеговички»...
нетрадиционные техники рисования детьми раннего возраста
косультация для родителей...
Проект по освоению нетрадиционных техник рисования во второй младшей группе «Цветные ладошки»
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность дет...
Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике с детьми раннего возраста «Весёлые ладошки»
Цель : - Знакомить детей с техникой нетрадиционного рисования – «рисование ладошками». - Вызывать эмоционально – эстетический отклик на тему занятия. - Восп...
Проект по освоению нетрадиционных техник рисования во второй младшей группе « Цветные ладошки »
Тема проекта: «Цветные ладошки» Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2020г. – май 2021г.). Тип проекта: творческий, групповой. Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитате...
Проект по освоению нетрадиционных техник рисования в группе раннего возраста «Маленькие художники»
Проблема развития детского творчества, в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования инд...
Проект по освоению нетрадиционных техник рисования в средней группе Тема проекта: «Краски детства»
Проектпо освоению нетрадиционных техник рисованияв средней группеТема проекта: «Краски детства»...