Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию "Знатоки изобразительного искусства"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Уляшева Тамара Николаевна

Конспект по закреплению знаний у детей по художественно- эстетическому развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Усть – Куломский детский сад № 7 «Голубок»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности

По художественно- эстетическому развитию

« ЗНАТОКИ    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО   ИСКУССТВА»

(подготовительная группа)

Составила:

Воспитатель МДОУ

«Усть – Куломский детский сад № 7 «Голубок»

Уляшева Тамара Николаевна

2019 г.

« ЗНАТОКИ    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО   ИСКУССТВА»

(подготовительная группа)

ЦЕЛЬ: Обобщение представления и знания детей об изобразительном искусстве.

ЗАДАЧИ: Создать  ситуацию успеха, атмосферу радости и тепла. Выявить знания выразительных средств, терминологии и понятий изоискусства; умения выделять отличительные особенности, составные элементы произведений разных жанров (пейзаж, портрет, натюрморт, сказочно-былинный жанр, анималистический жанр); умение составлять композицию по собственному замыслу; знание о лице и расположение его частей; умение устанавливать сходство между геометрическими  формами и предметами и путем дорисовки форм получать предметную или сюжетную картину. Познакомить с профессией художника - реставратора.

МАТЕРИАЛЫ: Письмо –сюрприз (изображение художника Тюбика, разрезанное на 10 частей; изображение цветных карандашей с буквами П,О,Р,Т,Р,Е,Т); изображение Феи Живописи, Феи Графики; набор цветных карточек; альбомные листы с именами детей; музыка для заставок во время дидактических игр; торжественная музыка, мешочек с конфетами, медали. 

ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ: бумага, рамка, кисть, палитра, мел, краска, картина, ручка, мольберт, кроссворд.

Дидактические игры:

         «Найди недостаток в портрете»,

         « Чудесные превращения»,

         « Составь натюрморт»,

         « Найди картину автора»,

         « Художники – реставраторы».

                                                     ХОД ЗАНЯТИЯ.

Кто-то бросил мне в оконце,

Посмотрите  письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко,

Пролетая, обронил?

Может, кот письмо, как мышку

На окошко заманил?

Воспитатель: Вам хочется узнать, от кого письмо?  Тогда надо постараться и собрать целое из частей. (Достает из конверта изображение художника Тюбика, разрезанное на 10 частей). Дети, собрав изображение, узнают в нем Тюбика.

- Ну, тогда посмотрим, что же в письме.

Воспитатель из конверта достает письмо и читает:

« Здравствуйте, мои маленькие художники! Я художник Тюбик, приглашаю вас на занятие «Знатоки Изобразительного искусства». Оправляясь в путь, не забудьте надеть одежду с карманом. Дорогу вам покажут мои верные помощники – цветные карандаши.

(По знакам – указателям, цветным  карандашам, дети отправляются в мастерскую художника. Дети  собирают по пути карандаши в коробку и остается возле приготовленной мастерской, где находятся пронумерованные материалы для рисования, которые обозначены цифрами:1-бумага, 2-рамка, 3-кисть, 4-палитра, 5-мел, 6-крарндаш, 7-краски, 8 –картина, 9-ручка. Рядом мольберт, на котором укреплен кроссворд. (Под ним лист с изображением фей Живописи и Графики).

Воспитатель:  Куда же мы попали? Обратите внимание: верные помощники художника Тюбика обозначены цифрами, на мольберте – лист бумаги с клеточками, и в них те же цифры. Что же это такое? (кроссворд). Здесь ещё есть записка! (читает):

«Если вы отгадаете все предметы, которыми я пользуюсь, то узнаете, как   называется комната, где работает художник. За каждый правильный ответ вы получите  цветную карточку. Кладите её в карман. Кто больше всех получит цветных карточек, тот и станет победителем – знатоком ИЗО. Желаю удачи! Ваш Тюбик».

(Дети отгадывают названия предметов. Воспитатель  вписывает слова в клеточки кроссворда и задает последний вопрос

«Какая буква последняя в алфавите?» (я).

- Какое слово получается? (мастерская)

В: Мы с вами в мастерской художника.

( кроссворд убирается и перед глазами появляются Феи).

Воспитатель:  Кто же нас встречает? (феи изоискусства: Живопись и Графика)

- Какой главный инструмент художника?

- Что означает слово Живопись?(живо писать жизнь).

- Чем повелевает Фея Живописи? (цветом)

-Какой материал использует художник, когда занимается живописью?(краски, масляные краски, гуашь)

- Что означает слово графика?(рисую).

- Чем  повелевает Фея Графики? (линией, штрихом, точкой)

- Какие материалы используются ею в этом? (карандаш, фломастеры, уголь, восковые мелки).

Воспитатель: Вы сказали, что феи Живописи и Графики – феи изобразительного искусства. Что же они помогают изображать на картинах? (свободные высказывания детей).

Верно, художники изображают человека, его жизнь, природу, животных, предметы – весь мир. Рисование на ту или иную тему определяет жанр Живописи.

Фея графики предлагает поиграть со своими помощниками – цветными карандашами, которые указывали нам дорогу. (показывает  коробку с карандашами). Расположите цвета карандашей по порядку цветов радуги, и вы узнаете, о каком жанре мы с вами будем говорить. Только будьте внимательны.

(дети выкладывают карандаши и читают название жанра - портрет).

Воспитатель: Найдите в нашей мастерской выставку портретов. Какие бывают портреты? (погрудной, поясные, во весь рост).  Назовите названия портретов.

Мы говорим с вами о жанре портрет. А что означает слово «портрет»? (изображение человека, прежде всего его лица). Значит, чтобы нарисовать портрет, надо знать черты лица человека, фигуру, движение, костюм. Художник передает  не только внешний вид человека, но и  его характер.

(Д/И «Найди недостаток в портрете»)

Я хочу вам предложить определить недостающие части лица и дорисовать их графическим материалом – черным фломастером.

Воспитатель:  Молодцы! Вы справились с заданием! А сейчас, отгадав музыкальную загадку, вы узнаете, о каком жанре изоискусства пойдет речь дальше.

(загадка о Бабе-Яге, показ книжной иллюстрации).

В: какой жанр искусства ждет с нами встречи? (сказочно-былинный)

(Появляется Баба-Яга.)

Баба-Яга: Все, закончилось ваше занятие.

Воспитатель:   Ну, во-первых, здравствуйте дорогая Баба-Яга. А во-вторых, почему наше занятие закончилось?

 Баба-Яга:  Я все в сказочном жанре заколдовала, все картины.

Воспитатель:   Так мы расколдуем!

Баба-Яга:  Попробуйте. Вы эти картины больше никогда не увидите. Ну,  разве только маленькие кусочки. Все заколдовала. Даже, самой жалко. Такая красота была…

Воспитатель:   Ну, так расколдуй.

 Баба-Яга:  Не могу я по оставшимся фрагментам картину вспомнить.

 Воспитатель:    Мы тебе поможем.

Баба-Яга: (удивленно): Это как? Вы что волшебники?

Воспитатель:    Нет. Но наши знания нам помогут. Дети, помогите, узнать картину по фрагментам, и снять колдовство Бабы-Яги.

( перед детьми предстает репродукция картины В.Васнецова

«Богатыри»)

Воспитатель:   Ребята, как называется эта картина? (богатыри)

Баба-Яга:  Кто такой богатырь?(сильный человек, защитник Отечества)

Воспитатель:    Назовите имена богатырей, изображенных на картине.(ответы)

Давайте расскажем мы об этой картине.(рассказы детей о богатырях).

( далее дети расколдовывают картину «Аленушка».)

 Баба-Яга: В каких сказках мы можем встретить Аленушку?(ответы детей)

Порадовали вы, ребята, меня своими знаниями. Люблю я этого художника-сказочника, только забыла, как его зовут.

Воспитатель:   Помогите, дети! (художник В.М.Васнецов)

Баба-Яга:  Вот, вот, Виктор Михайлович Васнецов. Слышать слыхала, а видеть не видала. Воспитатель:   Мы тебе его покажем. Покажите Бабе-Яге портрет этого худ-ка.

Баба-Яга:  Вижу, любите вы сказочно-былинный жанр. А знаете, какой жанр называется « мертвая натура»? (натюрморт). Объясните, почему он носит такое название.

Ребенок: Если видишь на картине

Чашку кофе на  столе,

Или морс в большом графине,

Или  розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт

Или все предметы сразу –

Знай, что это натюрморт.

Баба-Яга:  А я никогда не видела этот самый…натюрморт. Покажите мне его!

 Воспитатель:   Давайте исполним желание Бабы-Яги – составим для неё натюрморт.

(Д/и «Составь натюрморт».)

Баба-Яга:  Как мне нравится «мертвая натура».

Воспитатель: Баба-Яга, что ты заладила «мертвая натура» да «мертвая натура». Художники называют натюрморт иначе – «тихая жизнь вещей». Нас всегда окружают вещи. мы привыкли к ним и порой даже перестаем замечать. А у художника взгляд зоркий, пытливый. В самом простом, обычном предмете он видит необычное, прекрасное и вещи на картинах начинают  радовать нас своей неожиданной красотой. Найдите среди репродукций натюрморты.

 Баба-Яга:  О, чудо дивное – искусство!

В нем страсть, и красота, и чувство!

Здесь все трепещут и творят,

И жаждой творчества горят!

 Воспитатель:   а вы горите жаждой творчества? Для творчества нужны цв. карандаши и лист бумаги. Сейчас начнутся «чудесные превращения». Послушайте загадки и попробуйте нарисовать отгадки. Победит тот, кто сделает это быстро и правильно.

  1. Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.   (береза)

  1. Что же это за девица

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (елка)

  1. Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Коровам без неё беда:

Она их главная еда     (трава)

  1. Пушистая вата

Плывет куда-то,

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.  (облако)

Баба-Яга:  Интересно, к какому жанру изобразительного искусства относятся нарисованные вами картины? (к жанру пейзажа). Что означает слово «пейзаж»? (природа)

Воспитатель:    Сколько удивительного в живой природе? Она похожа на нас, людей? Чем? (высказывания детей)

Действительно, у нее разное настроение:  веселое, когда светит…..(солнышко); грустное, когда идет… (дождь);  сердитое, когда воют …(вьюги).  Многие художники любят отражать разные настроения природы в пейзажах. Каких художников – пейзажистов  вы знаете? Назовите их. Найдите их работы и соотнесите с портретами авторов.

Воспитатель:    А вот на этих картинах изображено море. Кто скажет, как называют этот жанр пейзажа? (маринистика)

 Баба-Яга:  А что это за жанр – анималистический? (изображение животных). Вы любите животных? Любите наблюдать за их повадками, движениями, внешним видом? (ответы)

Воспитатель:    Где можно увидеть разных представителей  животного мира? (в зоопарке). Предлагаю создать «веселый зоопарк». Каждый станет художником-анималистом, я вам раздам листы бумаги, с нарисованными геом. Фигурами, линиями, а вы будете дорисовывать эти формы, чтобы получилось какое-либо животное.

(под музыку).

Пришло время подводить итоги. (Ребенок получает чистый лист со своим именем. Из  кармана выкладывает на него  заработанные цветные карточки. Слышен  плач Б-Я, она показывает поврежденные картины - в дороге они  «рассыпались» на кусочки.)

Воспитатель:   Успокойся, не плачь, милая Баба-Яга. Есть художники, которые по маленьким кусочкам терпеливо восстанавливают картины, т.е. реставрируют. Вот мы сейчас «вылечим заболевшие картины».

(Д/и «Художники-реставраторы»)

Проводится подсчет  цветных карточек, записывается количество набранных очков.

Воспитатель:   Вы все оказались знатоками изоискусства.

 Баба-Яга: Художник – Тюбик передал медали для юных художников.(награждение).

Воспитатель:    А что же делать цв. карточками?

Баба-Яга:  (складывает в мешок):  Кручу, верчу,

Быть доброй хочу.

Цветные карточки

В подарок превращу.

(достает из мешочка конфеты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД ОО «Художественно-эстетическое развитие», изобразительная деятельность (рисование) во II–й младшей группе Тема: «Весёлая страна – Дымково»

ГБОУ СОШ № 10 СПДС "Аленушка"445359. Российская Федерация, Самарская область, городской округ Жигулевск, город Жигулевск, пер. Механический, д.5а. телефон/факс: 8-848-62-2-59-85,4-49-89.4-46-60e-mail:...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность на тему "Деревья смотрят в озеро" в подготовительной группе

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность) в подготовительной группе с использованием техники рисования двойных (зеркально-симметричных) изображений....

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию.Изобразительное искусство.Рисование во второй младшей группе на тему "Мяч для Саши".

Использование нетрадиционной техники рисования-принт(печатание оттисков печатками из картофеля)...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность «Рисование»).

·        Продолжить учить детей работать красками и фломастерами·        Работать с бумагой – складывать из неё лодочку...

Перспективный план Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Изобразительное искусство.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.Освоение содержания образовательной области.                  По программе...

Консультация педагогам образовательной деятельности. Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие". Изобразительное искусство.

Мастер - класс. Тема: "Фон для детских работ, выполненный нетрадиционными техниками, используемый в изобразительной деятельности (рисование, аппликация)."...

Художественно-эстетическое развитие: изобразительное искусство, как форма развития детей с общим недоразвитием речи.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, основными задачами дошкольного обучения являются сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, разви...