Программа кружка "Волшебный художник"
рабочая программа по рисованию (старшая группа)
Цель – создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи программы:
- Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования:
тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография), монотипия, зубной щёткой, одноразовыми вилками, по сырому листу, оттиск печатями из картофеля.
- Обучать основам создания художественных образов.
- Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
- Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.
- Развивать целеустремлённость в работе.
- Развивать умение доводить работу до конца, работать в заданном темпе
- Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д.
- Развивать способность рисования не стандартными материалами;
- Проявлять творчество, инновационные решения в работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_hudozhnik.docx | 61.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 50 «ЧАЙКА»
ПРИНЯТО: | УТВЕРЖДАЮ |
на Педагогическом совете | Заведующий МДОУ – ДС №50 «ЧАЙКА» |
МДОУ – ДС №50 «ЧАЙКА» | |
Протокол № | Приказ МДОУ – ДС №50 «ЧАЙКА» |
от « » ______________. | ____________Обухова И.А. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
совместной деятельности по художественно-эстетической деятельности
«Весёлый художник»
с детьми 6-7 лет
уровень программы – стартовый
Срок реализации 1 год (2019-2020 гг.)
Программу разработали:
ст.воспитатель Павлова С.Л.,
воспитатель Маслова Н.В.
Московская область, дер. Струбково
2019 год
I. Комплекс основных характеристик программы
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа дополнительного образования «Волшебный художник» разработана, утверждена и реализуется в образовательном учреждении на базе основной общеобразовательной программы МДОУ-Д/С №50 «ЧАЙКА», разработанной на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровской, М.А. Васильевой, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Рассчитана на возраст детей от 5 до 6 лет, срок реализации программы 1 год.
Тематический цикл: Художественно-эстетический
Предметная область: Рисование
Форма обучения: очная.
Форма организации: групповая (одновозрастная).
Функциональное предназначение программы – дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
Актуальность
Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.
Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.
1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель – создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи программы:
- Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования:
тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография), монотипия, зубной щёткой, одноразовыми вилками, по сырому листу, оттиск печатями из картофеля.
- Обучать основам создания художественных образов.
- Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
- Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.
- Развивать целеустремлённость в работе.
- Развивать умение доводить работу до конца, работать в заданном темпе
- Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д.
- Развивать способность рисования не стандартными материалами;
- Проявлять творчество, инновационные решения в работе.
Ведущие идеи:
Отличительной особенностью программы является то, что время работы дети превращаются в волшебников и делают своими руками «волшебство», каждая работа имеет своё назначение: украшение, подарок, для игры и т.д. Первое занятие — это создание волшебной палочки, которая превращает всех детей в весёлых волшебников. В конце учебного года, на итоговом занятии, в награду и подтверждение его навыков ребёнок получает диплом волшебника весёлой волшебной мастерской и свою волшебную палочку. На занятии детей называют «Весёлые волшебники». Отличительная особенность также в том, что появляются новые возможности и используются более разнообразные материалы для творчества – поролон, пробки от бутылок, восковая свеча, веревочки, зубной щёткой, одноразовыми вилками и т.д.
Программа адресована детям 5-6 лет и рассчитана на занятия со всей возрастной группой.
Объем программы:
Объем программы в год составляет 36 часов.
Срок реализации программы- 1 учебный год.
Режим занятий: занятия организуются 1 раз в неделю во второй половине дня с продолжительностью 25 минут, в соответствии с СанПиН.
Программа рассчитана на 1 год, с сентября по май (включительно).
Режим:
Возрастная группа | Продолжительность занятия | Периодичность | Количество занятий в год |
5-6 лет | 25 минут | 1 раз в неделю (вторая половина дня) | 36 |
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание
к дополнительной общеразвивающей программе
«Волшебный художник»
(стартовый уровень)
№ п/п | Название разделов и тем | Содержание | Форма образовательного процесса |
1 неделя – «Осень на опушке краски разводила» (печать листьев) | - Познакомить с новым видом изобразительной техники «печать листьев»; - воспитывать интерес к осенним явлениям природы; - развивать чувство композиции, цветовосприятия. | Занятия | |
2 неделя – «Ветка рябины» (рисование пальчиками) | - Учить анализировать натуру, выделять ее признаки, особенности; - познакомить с техникой пальчикового рисования; - закрепить прием вливания одного цвета в другой; - развитие мелкой моторики. | Занятия | |
3 неделя – Поспели яблочки (оттиск печаткой из картофеля) | - Познакомить с новым видом изобразительной техники «оттиск»; - воспитывать интерес к осенним явлениям природы; - развивать чувство композиции, цветовосприятия. | Занятия | |
4 неделя – Осеннее дерево (оттиск печатками из ластика/пластилина) | Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Осеннее дерево». Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техники рисования «оттиск, отпечаток листьями» Развивать чувство композиции, эстетического вкуса. Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве | Занятия | |
1 неделя – «Осенние мотивы» (раздувание краски) | - Познакомить с новым способом изображения – раздувание краски, показать его выразительные особенности; - помочь освоить новый способ изображения; - развивать воображение, фантазию, мышцы рта. | Занятия | |
2 неделя – «Плюшевый медвежонок» (рисование поролоном) | - Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоном, губкой; - учить рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа; - побуждать детей передавать в рисунке образ игрушки; - развивать творческое воображение детей. | Занятия | |
3 неделя- Грибы в травке (рисование по сырому листу) | - Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование по сырому листу. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию. Развивать интерес к природе и отображению представлений в изобразительной деятельности. | Занятия | |
4 неделя- осенние цветы (Астры) (рисование вилкой) | Познакомить детей с новой техникой творческой деятельности – рисование вилкой. -Обучать детей методам и приёмам нестандартной технике рисования. - Развивать творческое мышление и воображение при создании рисунка нетрадиционным методом. -Воспитывать аккуратность, самостоятельность, внимательность при работе с гуашью и вилкой. | Занятия | |
1 неделя – «Колючая сказка» (рисование штрихом) | - Обучить ритмичному нанесению штриховки; - учить изображать качественные признаки рисуемых объектов «колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели; - развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном в разных направлениях без просветов. | Занятия | |
2 неделя – «Осенний листопад» (граттаж) | Учить выполнять рисунок в новой технике рисования – «Граттаж». Закреплять умения рисовать листья деревьев разной формы и размеров, используя различные приемы. Развивать интерес к творчеству. | Занятия | |
3 неделя – «Я шагаю по ковру из осенних листьев» (набрызг на мокрый лист) | - Познакомить детей со способом изображения листочков – «набрызги» по верх трафарета; - вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ осеннего пейзажа; - обогащение речи детей эмоционально окрашенной лексикой. | Занятия | |
4 неделя –«Первый робкий снег» оттиск смятой бумагой) | Учить использовать технику - оттиск смятой бумагой. Развивать у детей воображение. Учить детей наносить краску смятым комком бумаги. Воспитывать любовь к занятиям изобразительной деятельностью. Прививать чувство аккуратности. | Занятия | |
1 неделя – «Зимние напевы» (набрызги) | - Продолжать знакомить детей со способом изображения снега – «набрызги»; - вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа; - обогащение речи детей эмоционально окрашенной лексикой. | Занятия | |
2 неделя- «Мои любимые снежинки» (рисование восковыми мелками и акварелью) | Познакомить детей со способом рисования восковыми мелками и акварельными красками; Учить располагать снежинки по всему листу бумаги; Учить отображать облик снежинок наиболее выразительно. Используя необычные материалы; Учить тонировать лист разными цветами акварели; Закреплять умение правильно рисовать кистью; | Занятия | |
3 неделя- птичка «Снегирь» (Рисование ладошками) | - Развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования – оттиском ладошки; - учить детей располагать изображение по центру бумаги и дорисовывать кисточкой голову и клюв; - уточнять и закреплять знания цветов; - развивать эстетический вкус; - воспитывать доброжелательное отношение к птицам. | Занятия | |
4 неделя – «Дед Мороз» (рисование солью) | - Обучить новому приему: присыпание солью по мокрой краске; - закрепить умения рисовать фигуру персонажа, передавая форму частей, их расположение; - закрепить навыки рисования гуашью, умение смешивать на палитре краску; - побуждать детей к творческой активности. | Занятия | |
1 неделя – «Морозный узор» (фотокопия) | - Помочь освоить метод спонтанного рисования; - вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы; - развивать воображение, творчество, зрительную наблюдательность, способность замечать необычное. | Занятия | |
2 неделя – I. «Падает снежок в лесу» (рисование ладошкой) | - Развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования – оттиском ладошки; - учить детей располагать изображение по центру бумаги; - уточнять и закреплять знания детей о ценности леса; - развивать эстетический вкус; - воспитывать доброжелательное отношение к деревьям. | Занятия | |
2 неделя – II. «Падает снежок в лесу» (рисование ватными палочками) | Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования - ватными палочками, - развивать творческие способности дошкольников, - развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику руки, - развивать художественный вкус, чувство композиции. | Занятия | |
4 неделя – «Витражи для окошек в избушке Зимушки – Зимы»» (клеевые картинки – техника выполнения витражей) | - Познакомить детей со словом «витраж» и техникой его выполнения; - выработать навык проведения пересекающихся линий в разных направлениях; - закрепить умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон белой гуашью. | Занятия | |
1 неделя – «Рисуем по шаблону» (шаблонография) | - Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм; - научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон; - расширять представление детей о строении сложных предметов; - развивать мелкую моторику рук. | Занятия | |
2 неделя – «Ожившая сказка» (ожившие предметы) | - Формировать умение работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка; - развивать образную память, воображение, творческую фантазию, умение передавать характер рисуемого объекта. | Занятия | |
3 неделя – «Море мужества для папы» (рисование ниткой, рисование отпечатками ладони) | -Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования ниткой - развивать творческие способности дошкольников, - развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику руки, - развивать художественный вкус, чувство композиции. | Занятия | |
4 неделя - «Длинные сосульки» (раздувание краски) | - Продолжать знакомить с новым способом изображения – раздувание краски, показать его выразительные особенности; - помочь освоить новый способ изображения; - развивать воображение, фантазию, мышцы рта. | Занятия | |
1 неделя – «Масленица. Вкусный блинчик» (монотипия), тычкование ватной палочкой). | - Продолжать знакомить с новой техникой рисования– монотипией; - расширять кругозор о традициях и праздников русского народа; - развивать умение детей поэтапно рисовать двумя техниками. | Занятия | |
2 неделя – «Мамин день. Букет для мамы» | - Продолжать знакомить детей со способом изображения букета цветов на мокром листе - вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ цветочной композиции; - обогащение речи детей эмоционально окрашенной лексикой. | Занятия | |
3 неделя – Подснежники (рисование восковыми мелками и акварелью) | Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Занятия | |
4 неделя – «Красивые картинки из разноцветной нитки» (рисование нитками) | - Продолжать знакомить со способом рисования ниткойа; - учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой; - учить выкладывать нить точно по нарисованному контуру; - развивать цветовосприятие, умение подбирать соответствующие цветовые сочетания; - развивать мелкую моторику рук. | Занятия | |
1 неделя – «Космический пейзаж» (способ граттаж) | - Обучить новому способу – граттажу; - воспитывать стремление к познанию окружающего мира; - формировать умение получения четкого контура рисуемых объектов; - развивать мелкую моторику рук. | Занятия | |
2 неделя – «Пейзаж у озера» (монотипия) | - Продолжать знакомить с новой техникой изображения пейзажа – монотипией; - закрепить знания детей об окружающем мире; - развивать умение детей создавать композицию. | Занятия | |
3 неделя – «Веселые кляксы» (кляксография) | - Продолжать знакомить с новым способом изображения – кляксография; - учить дорисовывать детали объектов полученных в ходе спонтанного изображения для придания им законченности и сходства с реальными образами; - развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности, поощрение детского творчества. | Занятия | |
4 неделя- «Пушистый котёнок (тычок жёсткой полусухой кистью) | - Продолжать знакомить детей с новым способом рисования - тычком жёсткой полусухой кистью; - развивать способность передавать особенности изображаемого предмета; - развивать творческие способности детей, фантазию, эстетичность; - воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности. | Занятия | |
1 неделя – «Салют» (проступающий рисунок) | - Формировать у детей представления о подвиге народа во время Великой Отечественной войны; - закрепление свойств разных материалов, используемых в работе: акварель, восковые мелки; - усвоение навыка проведения непрерывных линий; - развитие композиционных навыков, пространственных представлений. | Занятия | |
2 неделя – «Черемуха» (рисование методом тычка) | - Продолжать знакомить с техникой рисования тычком; - формирование чувства композиции; - расширять знания детей об окружающем мире; - познакомить с внешним видом дикорастущей черемухи. | Занятия | |
3 неделя – «Цветик - семицветик» (смешивание цветов) | - Расширять знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков; - закреплять представления детей о цветовом многообразии, навыка закрашивания внутри контура. - Продолжать знакомить детей с техникой рисования– монотипией; - закрепить знания детей об окружающем мире; - развивать умение детей создавать композицию. | Занятия | |
4 неделя- «Нарисуй, что хочешь» (техники на выбор) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение самостоятельно выбирать технику для реализации темы | Занятия |
1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В итоге реализации программы ребенок :
- Будет знаком с разными нетрадиционными техниками изображения в сюжетном рисовании и предметном рисовании:
Рисование пальчиками;
Рисование ладошкой;
Тычок жёсткой полусухой кистью;
Оттиск пробкой;
Оттиск печатками из овощей и фруктов;
Оттиск поролоном;
Оттиск смятой бумагой;
Печать по трафарету;
Печать листьями;
Восковые мелки + акварель;
Свеча + акварель;
Монотипия;
Кляксография.
- В работе с нетрадиционным материалом проявляет творческие находки;
- Стремится к самостоятельному решению творческих задач;
- Умеет утверждать свою личностную позицию в художественно - творческой деятельности с использованием нетрадиционных техник изображения.
II. Комплекс организационно- педагогических условий
2.1 КАЛЕНДАРНО УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Занятия по программе «Волшебный художник» проводятся каждую неделю месяца, по вторникам, во второй половине дня
Старшая группа (5-6 лет)
16:00- 16:25
Учебно-тематический план
к дополнительной общеразвивающей программе
«Волшебный художник»
№ п/п | Название разделов и тем | Общее количество занятий | В том числе | |
Теоретические | Практические | |||
Сентябрь | ||||
Знакомство с волшебной мастерской | 1 | 1 | ||
2 неделя – «Ветка рябины» (рисование пальчиками) | 1 | 1 | ||
3 неделя – Поспели яблочки (оттиск печаткой из картофеля) | 1 | 1 | ||
4 неделя – Осеннее дерево (оттиск печатками из ластика/пластилина) | 1 | 1 | ||
Октябрь | ||||
1 неделя – «Осенние мотивы» (раздувание краски) | 1 | 1 | ||
2 неделя – «Плюшевый медвежонок» (рисование поролоном) | 1 | 1 | ||
3 неделя- Грибы в травке (рисование по сырому листу) | 1 | 1 | ||
4 неделя- осенние цветы (Астры) (рисование вилкой) | 1 | 1 | ||
Ноябрь | ||||
1 неделя – «Колючая сказка» (рисование штрихом) | 1 | 1 | ||
2 неделя – «Осенний листопад» (граттаж) | 1 | 1 | ||
3 неделя – «Я шагаю по ковру из осенних листьев» (набрызг на мокрый лист) | 1 | 1 | ||
4 неделя –«Первый робкий снег» оттиск смятой бумагой) | 1 | 1 | ||
Декабрь | ||||
1 неделя – «Зимние напевы» (набрызги) | 1 | 1 | ||
2 неделя- «Мои любимые снежинки» (рисование восковыми мелками и акварелью) | 1 | 1 | ||
3 неделя- птичка «Снегирь» (Рисование ладошками) | 1 | 1 | ||
4 неделя – «Дед Мороз» (рисование солью) | 1 | 1 | ||
Январь | ||||
1 неделя – «Морозный узор» (фотокопия) | 1 | 1 | ||
2 неделя – I. «Падает снежок в лесу» (рисование ладошкой) | 1 | 1 | ||
3 неделя – II. «Падает снежок в лесу» (рисование ватными палочками) | 1 | 1 | ||
4 неделя – «Витражи для окошек в избушке Зимушки – Зимы»» (клеевые картинки – техника выполнения витражей) | 1 | 1 | ||
Февраль | ||||
1 неделя – «Рисуем по шаблону» (шаблонография) | 1 | 1 | ||
2 неделя – «Ожившая сказка» (ожившие предметы) | 1 | 1 | ||
3 неделя – «Море мужества для папы» (рисование ниткой, рисование отпечатками ладони) | 1 | 1 | ||
4 неделя - «Длинные сосульки» (раздувание краски) | 1 | 1 | ||
Март | ||||
1 неделя – «Масленица. Вкусный блинчик» (монотипия), тычкование ватной палочкой). | 1 | 1 | ||
2 неделя – «Мамин день. Букет для мамы» | 1 | 1 | ||
3 неделя – Подснежники (рисование восковыми мелками и акварелью) | 1 | 1 | ||
4 неделя – «Красивые картинки из разноцветной нитки» (рисование нитками) | 1 | 1 | ||
Апрель | ||||
1 неделя – «Космический пейзаж» (способ граттаж) | 1 | 1 | ||
2 неделя – «Пейзаж у озера» (монотипия) | 1 | 1 | ||
3 неделя – «Веселые кляксы» (кляксография) | 1 | 1 | ||
4 неделя- «Пушистый котёнок (тычок жёсткой полусухой кистью) | 1 | 1 | ||
Май | ||||
1 неделя – «Салют» (проступающий рисунок) | 1 | 1 | ||
2 неделя – «Черемуха» (рисование методом тычка) | 1 | 1 | ||
3 неделя – «Цветик - семицветик» (смешивание цветов) | 1 | 1 | ||
4 неделя- «Нарисуй, что хочешь» (техники на выбор) | 1 | 1 | ||
Итого: | 36 | 1 | 35 |
2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально- техническое обеспечение
№ п/п | Оборудование, инструменты, материалы |
Бумага различной плотности и цвета | |
Бумажные салфетки (упаковка); | |
Ватные палочки, | |
Влажные салфетки (упаковка) | |
Защитные салфетки | |
Кисти | |
Краски | |
Мольберт демонстрационный | |
Нитки | |
Пенопласт | |
Печатки из овощей | |
Подносы | |
Подставки под кисточки | |
Поролоновые тампоны | |
Пробки | |
Свечи | |
Стаканчики-непроливайки | |
Столы двухместные | |
Стулья детские | |
Сухие листья | |
Тканевые салфетки | |
Трафареты, | |
Трубочки |
Информационное обеспечение:
- Магнитофон;
- Флешка с музыкальными композициями;
- Наглядно-демонстрационный материал
- Схемы использования разных техник;
- Набор иллюстрации.
Кадровое обеспечение:
№ п/п | Должность | Требования к отбору |
1. | Воспитатель | - среднее или высшее профессиональное образование; - прохождение курсов художественно-эстетической направленности или по основам реализации дополнительного образования детей в ДОО; - знание возрастной педагогики и психологии, физиологии, гигиены; - знание специфики развития интересов и потребностей воспитанников, основы их творческой деятельности; - владение методикой обучения детей изобразительной деятельности, современными технологиями продуктивной деятельности. |
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Программой не предусмотрены формы аттестации.
Результаты усвоения программы отслеживаются на каждом этапе обучения путём диагностирования.
Предусматривается проведение стартового и итогового мониторинга развития художественно творческих способностей детей. Диагностика воспитанников проводится 2 раза в год: в начале учебного года (сентябрь) и конце (май). Основной метод - наблюдение за детьми в процессе творческой деятельности в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.
Обследование проводится в ходе образовательной деятельности.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛА
- педагогическая диагностика уровня рисования дошкольников;
- анализ результатов исследовательской деятельности;
Диагностика уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Обследование проводится в ходе непосредственно образовательной деятельности. Руководитель кружка наблюдает за детьми в процессе рисования в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе данного репертуара).
Цель обследования: выявление уровня эстетического развития детей 5-6 лет
Задачи:
- Выявить уровень эстетического развития детей посредством нетрадиционных техник рисования:
- Умение использовать нетрадиционные техники рисования;
- Развитие композиционных умений;
- Аккуратность выполнения работы;
- Выявить уровень развития личностных качеств ребенка:
- Самостоятельный выбор нетрадиционных техник рисования и материалов;
- Способность к эстетической оценке и суждениям;
- Интерес к нетрадиционным техникам;
- Способность к свободному, самостоятельному, разноплановому экспериментированию с нетрадиционными техниками рисования.
Методы обследования:
- Изучение продуктов детской деятельности, наблюдение, устный опрос.
Оценочная таблица
Критерии оценивания | Метод исследования | Критерии оценки | |
Уровень эстетического развита я детей посредством нетрадиционного рисования | Умение использовать нетрадиционные техники рисования | Изучение продукта в детской деятельно ста | 3 балла - ребенок умеет использовать нетрадиционные техники рисования: -передает различия в величине изображаемых предметов с помощью нетрадиционных техник рисования; - передает характерные особенности выразительных образов; -доводит работу до логического конца; 2 балла- ребенок недостаточно умеет использовать нетрадиционные техники рисования: -испытывает затруднения в передаче различий в величине изображаемых предметов с помощью нетрадиционных техник рисования. -недостаточно хороню передает характерные особенности выразительных образов; -присутствует незаконченность работы; 1 балл - ребенок не умеет использовать нетрадиционный техники рисования: -не передает различия в величине изображаемых предметов с помощью нетрадиционных техник рисования; -плохо передает характерные особенности выразительных образов; -работа не закончена; |
Развитие композиционных умений | Изучение продукта в детской деятельности | 3 балла - ребенок соблюдает законы композиции: -предметы расположены симметрично; -размещает изображение на листе в соответствии с реальным изображением (передний и задний план); - Проявляет самостоятельность в выборе композиционного и цветового решения; 2 балла- ребенок недостаточно соблюдает законы композиции: -предметы расположены несимметрично; -изображение по всему листу, есть недостаточность в передаче переднего и заднего плана; -присутствует незаконченность сюжета; 1 балл- ребенок не соблюдает законы композиции: -предметы расположены несимметрично; -значительные искажения в расположении изображения на всем листе и в передаче формы и частей изображения; -при активной поддержке педагога определяется в выборе композиционного и цветового решения. | |
Аккуратность выполнения работы | Изучение продукта в детской деятельно ста | 3 балла - работа выполнена аккуратно, цвета и контуры предметов хорошо различимы; 2 балла - работа выполнена недостаточно аккуратно, цвета и контуры предметов плохо различимы; 1 балл - работа выполнена неаккуратно, цвета неразличимы, контуры предметов размыты, работа неэстетична. | |
Уровень развития качеств личности | Самостоятельный Выбор ребенком нетрадиционных техник рисования | Наблюдение | 3 балла - выбирает нетрадиционные техники и материалы самостоятельно, быстро, долго не размышляет. Применяет несколько нетрадиционных техник в рисунке. 2 балла - выбирает нетрадиционные техники и материалы самостоятельно, но долго определяется в выборе, Использует 1-2 нетрадиционные техники; 1 балл - выбирает нетрадиционные техники и материалы с помощью педагога. Использует 1 -2 техники с помощью педагога. |
Способность к эстетической оценке и суждению | Устный опрос | 3 балла - ребенок легко определяет характер данных картин, к какому жанру живописи относится каждая картина; какие средства выразительности использовал автор картины; легко определяет, какая картина ему больше нравится. 2 балла - ребенок испытывает затруднения в определении характера картин; к какому жанру живописи относится каждая картина; какие средства выразительности использовал автор картины; определении своих симпатий; 1 балла - ребенок не определяет характера картин; испытывает затруднения в определении жанра живописи; плохо знает средства выразительности; испытывает затруднения в определении своих симпатий; | |
Интерес к нетрадиционным техникам рисования | Устный опрос, наблюдение | 3 балла - нетрадиционные техники рисования ребенку интересны; интерес сохраняется на протяжении длительного времени, хочет узнать о новых техниках, интересуется у педагога о неизвестных техниках; 2 балла - нетрадиционные техники рисования ребенку интересны, но интерес неустойчивый, легко переключает внимание на другие темы; хочет узнать о новых техниках, но самостоятельно не интересуется у педагога о неизвестных техниках; 1 балл - нетрадиционные техники рисования ребенку неинтересны, заинтересованность не сохраняется; ребенок не применяет нетрадиционные техники в своей деятельности, предпочитает традиционное рисование; | |
Способность к свободному самостоятельному, разноплановому экспериментированию с нетрадиционными техниками рисования. | Наблюдение | 3 балла - ребенок свободно и самостоятельно выбирает разные техники рисования, сочетает их в одном рисунке и в изображении объектов; самостоятельно и разнопланово использует нетрадиционные материалы для рисования; под руководством педагога создает печатки и штампы; 2 балла - ребенок затрудняется в выборе техники рисования, но легко сочетает их в одном рисунке; разнопланово использует нетрадиционные материалы для рисования; самостоятельно использует печатки и штампы; 1 балла - ребенок испытывает большие затруднения с выбором нетрадиционных техники рисования, не знает, как можно применить несколько техник рисования в одном рисунке; использует 1-2 нетрадиционных материала для рисования; |
Оценочная таблица
Уровень | Кол-во баллов | Описание |
Высокий уровень | 17-21 балл | ребенок умеет использовать нетрадиционные техники рисования: передает различия в величине изображаемых предметов с помощью нетрадиционных техник рисования; передает характерные особенности выразительных образов; доводит работу до логического конца; ребенок соблюдает законы композиции: предметы расположены симметрично; размещает изображение на листе в соответствии с реальным изображением (передний и задний план); Проявляет самостоятельность в выборе композиционного и цветового решения; ; работа выполнена аккуратно, цвета и контуры предметов хорошо различимы; выбирает нетрадиционные техники и материалы самостоятельно, быстро, долго не размышляет. Применяет несколько нетрадиционных техник в рисунке, ребенок легко определяет характер данных картин, к какому жанру живописи относится каждая картина; какие средства выразительности использовал автор картины; легко определяет, какая картина ему больше нравится, нетрадиционные техники рисования ребенку интересны; интерес сохраняется на протяжении длительного времени, хочет узнать о новых техниках, интересуется у педагога о неизвестных техниках; ребенок свободно и самостоятельно выбирает разные техники рисования, сочетает их в одном рисунке и в изображении объектов; самостоятельно и разнопланово использует нетрадиционные материалы для рисования; под руководством педагога создает печатки и штампы; |
Средний уровень | 12-16 баллов | ребенок недостаточно умеет использовать нетрадиционные техники рисования: испытывает затруднения в передаче различий в величине изображаемых предметов с помощью нетрадиционных техник рисования, недостаточно хорошо передает характерные особенности выразительных образов; присутствует незаконченность работы; ребенок недостаточно соблюдает законы композиции: предметы расположены несимметрично; изображение по всему листу, есть недостаточность в передаче переднего и заднего плана; присутствует незаконченность сюжета; работа выполнена недостаточно аккуратно, цвета и контуры предметов плохо различимы; выбирает нетрадиционные техники и материалы самостоятельно, но долго определяется в выборе, Использует 1-2 нетрадиционные техники; ребенок испытывает затруднения в определении характера картин; к какому жанру живописи относится каждая картина; какие средства выразительности использовал автор картины; определении своих симпатий; нетрадиционные техники рисования ребенку интересны, но интерес неустойчивый, легко переключает внимание на другие темы; хочет узнать о новых техниках, но самостоятельно не интересуется у педагога о неизвестных техниках; ребенок затрудняется в выборе техники рисования, но легко сочетает их в одном рисунке; разнопланово использует нетрадиционные материалы для рисования; самостоятельно использует печатки и штампы; |
Низкий уровень | 7-11 баллов | Ребенок не умеет использовать нетрадиционный техники рисования: не передает различия в величине изображаемых предметов с помощью нетрадиционных техник рисования; плохо передает характерные особенности выразительных образов; работа не закончена; ребенок не соблюдает законы композиции: предметы расположены несимметрично; значительные искажения в расположении изображения на всем листе и в передаче формы и частей изображения; при активной поддержке педагога определяется в выборе композиционного и цветового решения, работа выполнена неаккуратно, цвета неразличимы, контуры предметов размыты, работа неэстетична, выбирает нетрадиционные техники и материалы с помощью педагога. Использует 1-2 техники с помощью педагога, ребенок не определяет характера картин; испытывает затруднения в определении жанра живописи; плохо знает средства выразительности; испытывает затруднения в определении своих симпатий; нетрадиционные техники рисования ребенку неинтересны, заинтересованность не сохраняется; ребенок не применяет нетрадиционные техники в своей деятельности, предпочитает традиционное рисование; ребенок испытывает большие затруднения с выбором нетрадиционных техники рисования, не знает, как можно применить несколько техник рисования в одном рисунке; использует 1-2 нетрадиционных материала для рисования. |
Карта обследования
ФИ ребенка | Умение использовать нетрадиционные техники рисования | Развитие композиционных умений | Аккуратность выполнения работы | Самостоятельный выбор нетрадиционных техник рисования и материалов | Способность к эстетической оценке и суждениям | Интерес к нетрадиционным техникам; | Способность к свободному, самостоятельному, разноплановому экспериментированию с нетрадиционным и техниками рисования. | Итого |
2.5 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методы обучения
По источнику передачи и восприятия знаний:
- словесные (рассказ, беседа);
- наглядные (демонстрация материалов, иллюстраций, показ технологических приемов);
- практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы).
По характеру познавательной деятельности:
- репродуктивные (воспроизводящий);
- частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);
- творческие (творческие задания).
По степени самостоятельности:
- работа под непосредственным руководством педагога;
- совместная работа;
- самостоятельная работа.
Организация образовательного процесса происходит в групповой форме со всей возрастной группой.
Формы, методы, приёмы реализации программы.
- Метод активного восприятия, позволяющий детям накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира.
- Метод взаимосвязи обучения и творчества, дающий ребёнку возможность экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, используя вариативные приёмы.
- Метод освоения разных художественных материалов, экспериментирование с ними, способствующий созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном творчестве.
- Методы стимулирования мотива интереса к занятиям: познавательные задачи, опора на неожиданность, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д.
Основные принципы:
• Принцип интеграции детской художественной деятельности (изобразительной, речевой, игровой).
• Принцип связи изобразительного искусства с окружающей природой.
• Принцип сотворчества педагога и детей.
Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
В ходе реализации программы используются следующие формы проведения итогов:
- Проведение выставок детских работ «Мастерской волшебников» на родительском собрании и общих родительских собраний
- Участие в городских выставках.
- Поделки для подарков.
- Мастер- класс для родителей.
Структура занятия:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
1. Создание игровой ситуации «Прекращение в волшебников» (проблемной ситуации, целевой установки, любой мотивации), стимулирующей активность детей к поиску ее решения.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
2. Проектирование решений проблемной ситуации. Выполнение действий. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, либо дети сами добывают знания, путём исследований, поиска, открытий…
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
3. Анализ результатов деятельности, рефлексия. Подведение итогов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Р.Г. Казакова / Занятия по рисованию с дошкольниками. - М.: ТЦ Сфера, 2017
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - СПб.: КАРО, 2014.
- Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2017.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г.Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128 с.
- Программа «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарово.й, Э.М. Дорофеевой – 4 – е изд., испр.и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 208 с.
- Ремезова А.А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 5 – 6 лет: Методика. – Школьная Пресса, 2005. – 96 с.
- Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации.– М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт о проделанной работе дополнительной образовательной программы «Маленькие художники»
Рисование помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мы...
Дополнительная образовательная программа «Маленькие художники».
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком....
Парциальная программа "Маленькие художники"
Парциальная программа "Маленькие художники".Данную программу провожу в течении трех лет с детьми от 3 до 5 лет. Дети с удовольствием занимаются, проявляют интерес и творческую активность, по окончании...
Программа "Юный художник" с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста (5-6) лет
Развитие способностей и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) посредством технологии нетрадиционного рисования. Материал предназначен для педагогов ДОУ....
Программа "Юный художник"
Программа дополнительного образования для детей старшей группы...
Дополнительная общеобразовательная программа «Я-художник»
АктуальностьВ первую очередь, рисование – это один из способов познания мира. Удивительно, что когда ребенок рисует, он учится рассуждать, сравнивать и принимать самостоятельные решения! Это ли ...
Образовательная программа «Весёлый художник»
Кружковая работа. Программа образовательных услуг по обучению нетрадиционным техникам рисования «Весёлый художник» для детей дошкольного возраста (6-7 лет)...