Программа кружка "Волшебный художник"
рабочая программа по рисованию (старшая группа)

Маслова Надежда Владимировна

Цель – создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

 

Задачи программы:

  1. Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования:

тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография), монотипия, зубной щёткой, одноразовыми вилками, по сырому листу, оттиск печатями из картофеля.

  1. Обучать основам создания художественных образов.
  2. Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
  3. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.
  4. Развивать целеустремлённость в работе.
  5. Развивать умение доводить работу до конца, работать в заданном темпе
  6. Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д.
  7. Развивать способность рисования не стандартными материалами;
  8. Проявлять творчество, инновационные решения в работе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_hudozhnik.docx61.85 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА  № 50 «ЧАЙКА»

ПРИНЯТО:

УТВЕРЖДАЮ

на Педагогическом совете                                                                            

Заведующий МДОУ – ДС №50 «ЧАЙКА»

МДОУ – ДС №50 «ЧАЙКА»

Протокол №

Приказ МДОУ – ДС №50 «ЧАЙКА»

от «      »  ______________.        

____________Обухова И.А.

                                                                                                 

                                                                        

                                         

                                                                        

                                                                                                      

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

совместной деятельности по художественно-эстетической деятельности

«Весёлый художник»

с детьми 6-7 лет

уровень программы – стартовый

Срок реализации 1 год (2019-2020 гг.)

Программу разработали:

ст.воспитатель Павлова С.Л.,

воспитатель Маслова Н.В.

Московская область, дер. Струбково

2019 год

I. Комплекс основных характеристик программы

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа дополнительного образования «Волшебный художник» разработана, утверждена и реализуется в образовательном учреждении на базе основной общеобразовательной программы МДОУ-Д/С №50 «ЧАЙКА», разработанной на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровской, М.А. Васильевой, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Рассчитана на возраст детей от 5 до 6 лет, срок реализации программы 1 год.

Тематический цикл: Художественно-эстетический

Предметная область: Рисование

Форма обучения: очная.

Форма организации: групповая  (одновозрастная).

Функциональное предназначение программы – дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)

Актуальность

Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.

Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.

1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель – создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Задачи программы:

  1. Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования:

тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография), монотипия, зубной щёткой, одноразовыми вилками, по сырому листу, оттиск печатями из картофеля.

  1. Обучать основам создания художественных образов.
  2. Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
  3. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.
  4. Развивать целеустремлённость в работе.
  5. Развивать умение доводить работу до конца, работать в заданном темпе
  6. Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д.
  7. Развивать способность рисования не стандартными материалами;
  8. Проявлять творчество, инновационные решения в работе.

Ведущие идеи:

        Отличительной особенностью программы является то, что время работы дети превращаются в волшебников и делают своими руками «волшебство», каждая работа имеет своё назначение: украшение, подарок, для игры и т.д. Первое занятие — это создание волшебной палочки, которая превращает всех детей в весёлых волшебников. В конце учебного года, на итоговом занятии, в награду и подтверждение его навыков ребёнок получает диплом волшебника весёлой волшебной мастерской и свою волшебную палочку. На занятии детей называют «Весёлые волшебники». Отличительная особенность также в том, что появляются новые возможности и используются более разнообразные материалы для творчества – поролон,  пробки от  бутылок, восковая свеча, веревочки, зубной щёткой, одноразовыми вилками и т.д.

Программа адресована детям 5-6 лет  и рассчитана на занятия со всей возрастной группой.

Объем программы:

Объем программы в год составляет 36 часов.

Срок реализации программы- 1 учебный год.

Режим занятий: занятия организуются 1 раз в неделю во второй половине дня с продолжительностью 25 минут, в соответствии с СанПиН.

Программа рассчитана на 1 год, с сентября по май (включительно).

Режим:

Возрастная группа

Продолжительность занятия

Периодичность

Количество занятий в год

5-6 лет

25 минут

1 раз в неделю

(вторая половина дня)

36

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание

к дополнительной общеразвивающей программе

«Волшебный художник»

(стартовый уровень)

№ п/п

Название разделов и тем

Содержание

Форма образовательного процесса

1 неделя – «Осень на опушке краски разводила»

(печать листьев)

- Познакомить с новым видом изобразительной техники «печать листьев»;

- воспитывать интерес к осенним явлениям природы;

- развивать чувство композиции, цветовосприятия.

Занятия

2 неделя – «Ветка рябины»

(рисование пальчиками)

- Учить анализировать натуру, выделять ее признаки, особенности;

- познакомить с техникой пальчикового рисования;

- закрепить прием вливания одного цвета в другой;

- развитие мелкой моторики.

Занятия

3 неделя – Поспели яблочки (оттиск печаткой из картофеля)

- Познакомить с новым видом изобразительной техники «оттиск»;

- воспитывать интерес к осенним явлениям природы;

- развивать чувство композиции, цветовосприятия.

Занятия

4 неделя – Осеннее дерево (оттиск печатками из ластика/пластилина)

Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Осеннее дерево».

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техники рисования «оттискотпечаток листьями»

Развивать чувство композиции, эстетического вкуса.

Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве

Занятия

1 неделя – «Осенние мотивы»

(раздувание краски)

- Познакомить с новым способом изображения – раздувание краски, показать его выразительные особенности;

- помочь освоить новый способ изображения;

- развивать воображение, фантазию, мышцы рта.

Занятия

2 неделя – «Плюшевый медвежонок»

(рисование поролоном)

- Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоном, губкой;

- учить рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа;

-   побуждать детей передавать в рисунке образ игрушки;

- развивать творческое воображение детей.

Занятия

3 неделя- Грибы в травке (рисование по сырому листу)

- Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование по сырому листу.

Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию.

Развивать интерес к природе и отображению представлений в изобразительной деятельности.

Занятия

4 неделя- осенние цветы (Астры) (рисование вилкой)

Познакомить детей с новой техникой творческой деятельности – рисование вилкой.

-Обучать детей методам и приёмам нестандартной технике рисования.

- Развивать творческое мышление и воображение при создании рисунка нетрадиционным методом.

-Воспитывать аккуратность, самостоятельность, внимательность при работе с гуашью и вилкой.

Занятия

1 неделя – «Колючая сказка»

(рисование штрихом)

- Обучить ритмичному нанесению штриховки;

- учить изображать качественные признаки рисуемых объектов «колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели;

- развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном в разных направлениях без просветов.

Занятия

2 неделя – «Осенний листопад» (граттаж)

Учить выполнять рисунок в новой технике рисования – «Граттаж».

Закреплять умения рисовать листья деревьев разной формы и размеров, используя различные приемы.

Развивать интерес к творчеству.

Занятия

3 неделя – «Я шагаю по ковру из осенних листьев» (набрызг на мокрый лист)

- Познакомить детей со способом изображения листочков – «набрызги» по верх трафарета;

- вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ осеннего пейзажа;

- обогащение речи детей эмоционально окрашенной лексикой.

Занятия

4 неделя –«Первый робкий снег» оттиск смятой бумагой)

Учить использовать технику - оттиск смятой бумагой. Развивать у детей воображение.

Учить детей наносить краску смятым комком бумаги. Воспитывать любовь к занятиям изобразительной деятельностью.

Прививать чувство аккуратности.

Занятия

1 неделя – «Зимние напевы»

(набрызги)

- Продолжать знакомить детей со способом изображения снега – «набрызги»;

- вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа;

- обогащение речи детей эмоционально окрашенной лексикой.

Занятия

2 неделя- «Мои любимые снежинки» (рисование восковыми мелками и акварелью)

Познакомить детей со способом рисования восковыми мелками и акварельными красками;

Учить располагать снежинки по всему листу бумаги;

Учить отображать облик снежинок наиболее выразительно. Используя необычные материалы;

Учить тонировать лист разными цветами акварели;

Закреплять умение правильно рисовать кистью;

Занятия

3 неделя- птичка «Снегирь» (Рисование ладошками)

- Развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования – оттиском ладошки;

- учить детей располагать изображение по центру бумаги и дорисовывать кисточкой голову и клюв;

- уточнять и закреплять знания цветов;

- развивать эстетический вкус;

- воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

Занятия

4 неделя – «Дед Мороз»

(рисование солью)

- Обучить новому приему: присыпание солью по мокрой краске;

- закрепить умения рисовать фигуру персонажа, передавая форму частей, их расположение;

- закрепить навыки рисования гуашью, умение смешивать на палитре краску;

- побуждать детей к творческой активности.

Занятия

1 неделя – «Морозный узор»

(фотокопия)

- Помочь освоить метод спонтанного рисования;

- вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы;

- развивать воображение, творчество, зрительную наблюдательность, способность замечать необычное.

Занятия

2 неделя – I.  «Падает снежок в лесу» (рисование ладошкой)

- Развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования – оттиском ладошки;

- учить детей располагать изображение по центру бумаги;

- уточнять и закреплять знания детей о ценности леса;

- развивать эстетический вкус;

- воспитывать доброжелательное отношение к деревьям.

Занятия

2 неделя – II.  «Падает снежок в лесу» (рисование ватными палочками)

Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования - ватными палочками,

- развивать творческие способности дошкольников,

- развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику руки,

- развивать художественный вкус, чувство композиции.

Занятия

4 неделя – «Витражи для окошек в избушке Зимушки – Зимы»»

(клеевые картинки – техника выполнения витражей)

- Познакомить детей со словом «витраж» и техникой его выполнения;

- выработать навык проведения пересекающихся линий в разных направлениях;

- закрепить умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон белой гуашью.

Занятия

1 неделя – «Рисуем по шаблону»

(шаблонография)

- Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм;

- научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон;

- расширять представление детей о строении сложных предметов;

- развивать мелкую моторику рук.

Занятия

2 неделя – «Ожившая сказка»

(ожившие предметы)

- Формировать умение работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка;

- развивать образную память, воображение, творческую фантазию, умение передавать характер рисуемого объекта.

Занятия

3 неделя – «Море мужества для папы» (рисование ниткой, рисование отпечатками ладони)

-Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования ниткой

- развивать творческие способности дошкольников,

- развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику руки,

- развивать художественный вкус, чувство композиции.

Занятия

4 неделя -  «Длинные сосульки»

(раздувание краски)

- Продолжать знакомить с новым способом изображения – раздувание краски, показать его выразительные особенности;

- помочь освоить новый способ изображения;

- развивать воображение, фантазию, мышцы рта.

Занятия

1 неделя – «Масленица. Вкусный блинчик» (монотипия), тычкование ватной палочкой).

- Продолжать знакомить с новой техникой рисования– монотипией;

- расширять кругозор о традициях и праздников русского народа;

- развивать умение детей поэтапно рисовать двумя техниками.

Занятия

2 неделя – «Мамин день. Букет для мамы»

- Продолжать знакомить детей со способом изображения букета цветов на мокром листе

- вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ цветочной композиции;

- обогащение речи детей эмоционально окрашенной лексикой.

Занятия

3 неделя – Подснежники (рисование восковыми мелками и акварелью)

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Занятия

4 неделя – «Красивые картинки из разноцветной нитки»

(рисование нитками)

- Продолжать знакомить со способом рисования ниткойа;

- учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой;

- учить выкладывать нить точно по нарисованному контуру;

- развивать цветовосприятие, умение подбирать соответствующие цветовые сочетания;

- развивать мелкую моторику рук.

Занятия

1 неделя – «Космический пейзаж»

(способ граттаж)

- Обучить новому способу – граттажу;

- воспитывать стремление к познанию окружающего мира;

- формировать умение получения четкого контура рисуемых объектов;

- развивать мелкую моторику рук.

Занятия

2 неделя – «Пейзаж у озера»

(монотипия)

- Продолжать знакомить с новой техникой изображения пейзажа – монотипией;

- закрепить знания детей об окружающем мире;

- развивать умение детей создавать композицию.

Занятия

3 неделя – «Веселые кляксы»

(кляксография)

- Продолжать знакомить с новым способом изображения – кляксография;

- учить дорисовывать детали объектов полученных в ходе спонтанного изображения для придания им законченности и сходства с реальными образами;

- развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности, поощрение детского творчества.

Занятия

4 неделя- «Пушистый котёнок (тычок жёсткой полусухой кистью)

- Продолжать знакомить детей с новым способом рисования - тычком жёсткой полусухой кистью;

- развивать способность передавать особенности изображаемого предмета;

- развивать творческие способности детей, фантазию, эстетичность;

- воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

Занятия

1 неделя – «Салют»

(проступающий рисунок)

- Формировать у детей представления о подвиге народа во время Великой Отечественной войны;

- закрепление свойств разных материалов, используемых в работе: акварель, восковые мелки;

- усвоение навыка проведения непрерывных линий;

- развитие композиционных навыков, пространственных представлений.

Занятия

2 неделя – «Черемуха»

(рисование методом тычка)

- Продолжать знакомить с техникой рисования тычком;

- формирование чувства композиции;

- расширять знания детей об окружающем мире;

- познакомить с внешним видом дикорастущей черемухи.

Занятия

3 неделя – «Цветик - семицветик»

(смешивание цветов)

- Расширять знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков;

- закреплять представления детей о цветовом многообразии, навыка закрашивания внутри контура.

- Продолжать знакомить детей с техникой рисования– монотипией;

- закрепить знания детей об окружающем мире;

- развивать умение детей создавать композицию.

Занятия

4 неделя- «Нарисуй, что хочешь» (техники на выбор)

Совершенствовать умения и

навыки в свободном

экспериментировании с

материалами, необходимыми

для работы в

нетрадиционных

изобразительных техниках.

Закрепить умение

самостоятельно выбирать

технику для реализации

темы

Занятия

1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В итоге реализации программы ребенок :

  • Будет знаком с разными нетрадиционными техниками изображения в сюжетном рисовании и предметном рисовании:

Рисование пальчиками;

Рисование ладошкой;

Тычок жёсткой полусухой кистью;

Оттиск пробкой;

Оттиск печатками из овощей и фруктов;

Оттиск поролоном;

Оттиск смятой бумагой;

Печать по трафарету;

Печать листьями;

Восковые мелки + акварель;

Свеча + акварель;

Монотипия;

Кляксография.

  • В работе с нетрадиционным материалом проявляет творческие находки;
  • Стремится к самостоятельному решению творческих задач;
  • Умеет утверждать свою личностную позицию в художественно - творческой деятельности с использованием нетрадиционных техник изображения.

II. Комплекс организационно- педагогических условий

2.1 КАЛЕНДАРНО УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Занятия по программе «Волшебный художник» проводятся каждую неделю месяца, по вторникам, во второй половине дня

Старшая группа (5-6 лет)

 16:00- 16:25

Учебно-тематический план
к дополнительной общеразвивающей программе
«Волшебный художник»

№ п/п

Название разделов и тем

Общее количество занятий

В том числе

Теоретические

Практические

Сентябрь

Знакомство с волшебной мастерской

1

1

2 неделя – «Ветка рябины»

(рисование пальчиками)

1

1

3 неделя – Поспели яблочки (оттиск печаткой из картофеля)

1

1

4 неделя – Осеннее дерево (оттиск печатками из ластика/пластилина)

1

1

Октябрь

1 неделя – «Осенние мотивы»

(раздувание краски)

1

1

2 неделя – «Плюшевый медвежонок»

(рисование поролоном)

1

1

3 неделя- Грибы в травке (рисование по сырому листу)

1

1

4 неделя- осенние цветы (Астры) (рисование вилкой)

1

1

Ноябрь

1 неделя – «Колючая сказка»

(рисование штрихом)

1

1

2 неделя – «Осенний листопад» (граттаж)

1

1

3 неделя – «Я шагаю по ковру из осенних листьев» (набрызг на мокрый лист)

1

1

4 неделя –«Первый робкий снег» оттиск смятой бумагой)

1

1

Декабрь

1 неделя – «Зимние напевы»

(набрызги)

1

1

2 неделя- «Мои любимые снежинки» (рисование восковыми мелками и акварелью)

1

1

3 неделя- птичка «Снегирь» (Рисование ладошками)

1

1

4 неделя – «Дед Мороз»

(рисование солью)

1

1

Январь

1 неделя – «Морозный узор»

(фотокопия)

1

1

2 неделя – I.  «Падает снежок в лесу» (рисование ладошкой)

1

1

3 неделя – II.  «Падает снежок в лесу» (рисование ватными палочками)

1

1

4 неделя – «Витражи для окошек в избушке Зимушки – Зимы»»

(клеевые картинки – техника выполнения витражей)

1

1

Февраль

1 неделя – «Рисуем по шаблону»

(шаблонография)

1

1

2 неделя – «Ожившая сказка»

(ожившие предметы)

1

1

3 неделя – «Море мужества для папы» (рисование ниткой, рисование отпечатками ладони)

1

1

4 неделя -  «Длинные сосульки»

(раздувание краски)

1

1

Март

1 неделя – «Масленица. Вкусный блинчик» (монотипия), тычкование ватной палочкой).

1

1

2 неделя – «Мамин день. Букет для мамы»

1

1

3 неделя – Подснежники (рисование восковыми мелками и акварелью)

1

1

4 неделя – «Красивые картинки из разноцветной нитки»

(рисование нитками)

1

1

Апрель

1 неделя – «Космический пейзаж»

(способ граттаж)

1

1

2 неделя – «Пейзаж у озера»

(монотипия)

1

1

3 неделя – «Веселые кляксы»

(кляксография)

1

1

4 неделя- «Пушистый котёнок (тычок жёсткой полусухой кистью)

1

1

Май

1 неделя – «Салют»

(проступающий рисунок)

1

1

2 неделя – «Черемуха»

(рисование методом тычка)

1

1

3 неделя – «Цветик - семицветик»

(смешивание цветов)

1

1

4 неделя- «Нарисуй, что хочешь» (техники на выбор)

1

1

Итого:

36

1

35

2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально- техническое обеспечение

№ п/п

Оборудование, инструменты, материалы

Бумага различной плотности и цвета

Бумажные салфетки (упаковка);

Ватные палочки,

Влажные салфетки (упаковка)

Защитные салфетки

Кисти

Краски

Мольберт демонстрационный

Нитки

Пенопласт

Печатки из овощей

Подносы

Подставки под кисточки

Поролоновые тампоны

Пробки

Свечи

Стаканчики-непроливайки

Столы двухместные

Стулья детские

Сухие листья

Тканевые салфетки

Трафареты,

Трубочки  

Информационное обеспечение: 

  • Магнитофон;
  • Флешка с музыкальными композициями;
  • Наглядно-демонстрационный материал
  • Схемы использования разных техник;
  • Набор иллюстрации.

Кадровое обеспечение:

№ п/п

Должность

Требования к отбору

1.

Воспитатель

- среднее или высшее профессиональное образование;

- прохождение курсов художественно-эстетической направленности или по основам реализации дополнительного образования детей в ДОО;

- знание возрастной педагогики и психологии, физиологии, гигиены;

- знание специфики развития интересов и потребностей воспитанников, основы их творческой деятельности;

- владение методикой обучения детей изобразительной деятельности, современными технологиями продуктивной деятельности.

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Программой не предусмотрены формы аттестации.

Результаты усвоения программы отслеживаются на каждом этапе обучения путём диагностирования.

Предусматривается проведение стартового и итогового мониторинга развития художественно творческих способностей детей. Диагностика воспитанников проводится 2 раза в год: в начале учебного года (сентябрь) и конце (май). Основной метод - наблюдение за детьми в процессе творческой деятельности в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.

Обследование проводится в ходе образовательной деятельности.

2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛА

- педагогическая диагностика уровня рисования дошкольников;
- анализ результатов исследовательской деятельности;

Диагностика уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Обследование проводится в ходе непосредственно образовательной деятельности. Руководитель кружка наблюдает за детьми в процессе рисования в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе данного репертуара).

Цель обследования: выявление уровня эстетического развития детей 5-6 лет

Задачи:

  • Выявить уровень эстетического развития детей посредством нетрадиционных техник рисования:
  • Умение использовать нетрадиционные техники рисования;
  • Развитие композиционных умений;
  • Аккуратность выполнения работы;
  • Выявить уровень развития личностных качеств ребенка:
  • Самостоятельный выбор нетрадиционных техник рисования и материалов;
  • Способность к эстетической оценке и суждениям;
  • Интерес к нетрадиционным техникам;
  • Способность к свободному, самостоятельному, разноплановому экспериментированию с нетрадиционными техниками рисования.

Методы обследования:

  • Изучение продуктов детской деятельности, наблюдение, устный опрос.

Оценочная таблица

Критерии оценивания

Метод

исследования

Критерии оценки

Уровень

эстетического

развита

я детей

посредством

нетрадиционного

рисования

Умение

использовать

нетрадиционные

техники

рисования

Изучение продукта в детской деятельно ста

3 балла - ребенок умеет использовать нетрадиционные техники рисования:

-передает различия в величине изображаемых предметов с помощью нетрадиционных техник рисования;

- передает характерные особенности выразительных образов; -доводит работу до логического конца;

2 балла- ребенок недостаточно умеет использовать нетрадиционные техники рисования:

-испытывает затруднения в передаче различий в величине изображаемых предметов с помощью нетрадиционных техник рисования.

-недостаточно хороню передает характерные особенности выразительных образов;

-присутствует незаконченность работы;

1 балл - ребенок не умеет использовать нетрадиционный техники рисования:

-не передает различия в величине изображаемых предметов с помощью нетрадиционных техник рисования;

-плохо передает характерные особенности выразительных образов; -работа не закончена;

Развитие композиционных умений

Изучение продукта в детской деятельности

3 балла - ребенок соблюдает законы композиции:

-предметы расположены симметрично;

-размещает изображение на листе в соответствии с реальным изображением (передний и задний план);

- Проявляет самостоятельность в выборе композиционного и цветового решения;

2 балла- ребенок недостаточно соблюдает законы композиции: -предметы расположены несимметрично;

-изображение по всему листу, есть недостаточность в передаче переднего и заднего плана;

-присутствует незаконченность сюжета;

1 балл- ребенок не соблюдает законы композиции:

-предметы расположены несимметрично;

-значительные искажения в расположении изображения на всем листе и в передаче формы и частей изображения;

-при активной поддержке педагога определяется в выборе композиционного и цветового решения.

Аккуратность

выполнения работы

Изучение продукта в детской деятельно ста

3 балла - работа выполнена аккуратно, цвета и контуры предметов хорошо различимы;

2 балла - работа выполнена недостаточно аккуратно, цвета и контуры предметов плохо различимы;

1 балл - работа выполнена неаккуратно, цвета неразличимы, контуры предметов размыты, работа неэстетична.

Уровень

развития

качеств

личности

Самостоятельный

Выбор ребенком

нетрадиционных

техник рисования

Наблюдение

3 балла - выбирает нетрадиционные техники и материалы самостоятельно, быстро, долго не размышляет. Применяет несколько нетрадиционных техник в рисунке.

2 балла - выбирает нетрадиционные техники и материалы самостоятельно, но долго определяется в выборе, Использует 1-2 нетрадиционные техники;

1 балл - выбирает нетрадиционные техники и материалы с помощью педагога. Использует 1 -2 техники с помощью педагога.

Способность к

эстетической оценке и

суждению

Устный

опрос

3 балла - ребенок легко определяет характер данных картин, к какому жанру живописи относится каждая картина; какие средства выразительности использовал автор картины; легко определяет, какая картина ему больше нравится.

2 балла - ребенок испытывает затруднения в определении характера картин; к какому жанру живописи относится каждая картина; какие средства выразительности использовал автор картины; определении своих симпатий;

1 балла - ребенок не определяет характера картин; испытывает затруднения в определении жанра живописи; плохо знает средства выразительности; испытывает затруднения в определении своих симпатий;

Интерес к

нетрадиционным

техникам

рисования

Устный опрос,

наблюдение

3 балла - нетрадиционные техники рисования ребенку интересны; интерес сохраняется на протяжении длительного времени, хочет узнать о новых техниках, интересуется у педагога о неизвестных техниках;

2 балла - нетрадиционные техники рисования ребенку интересны, но интерес неустойчивый, легко переключает внимание на другие темы; хочет узнать о новых техниках, но самостоятельно не интересуется у педагога о неизвестных техниках;

1 балл - нетрадиционные техники рисования ребенку неинтересны, заинтересованность не сохраняется; ребенок не применяет нетрадиционные техники в своей деятельности, предпочитает традиционное рисование;

Способность к

свободному

самостоятельному,

разноплановому

экспериментированию

с нетрадиционными техниками

рисования.

Наблюдение

3 балла - ребенок свободно и самостоятельно выбирает разные техники рисования, сочетает их в одном рисунке и в изображении объектов; самостоятельно и разнопланово использует нетрадиционные материалы для рисования; под руководством педагога создает печатки и штампы;

2 балла - ребенок затрудняется в выборе техники рисования, но легко сочетает их в одном рисунке; разнопланово использует нетрадиционные материалы для рисования; самостоятельно использует печатки и штампы;

1 балла - ребенок испытывает большие затруднения с выбором нетрадиционных техники рисования, не знает, как можно применить несколько техник рисования в одном рисунке; использует 1-2 нетрадиционных материала для рисования;

Оценочная таблица

Уровень

Кол-во баллов

Описание

Высокий уровень

 17-21 балл

ребенок умеет использовать нетрадиционные техники рисования: передает различия в величине изображаемых предметов с помощью нетрадиционных техник рисования; передает характерные особенности выразительных образов; доводит работу до логического конца; ребенок соблюдает законы композиции: предметы расположены симметрично; размещает изображение на листе в соответствии с реальным изображением (передний и задний план); Проявляет самостоятельность в выборе композиционного и цветового решения; ; работа выполнена аккуратно, цвета и контуры предметов хорошо различимы; выбирает нетрадиционные техники и материалы самостоятельно, быстро, долго не размышляет. Применяет несколько нетрадиционных техник в рисунке, ребенок легко определяет характер данных картин, к какому жанру живописи относится каждая картина; какие средства выразительности использовал автор картины; легко определяет, какая картина ему больше нравится, нетрадиционные техники рисования ребенку интересны; интерес сохраняется на протяжении длительного времени, хочет узнать о новых техниках, интересуется у педагога о неизвестных техниках; ребенок свободно и самостоятельно выбирает разные техники рисования, сочетает их в одном рисунке и в изображении объектов; самостоятельно и разнопланово использует нетрадиционные материалы для рисования; под руководством педагога создает печатки и штампы;

Средний уровень

12-16 баллов

ребенок недостаточно умеет использовать нетрадиционные техники рисования: испытывает затруднения в передаче различий в величине изображаемых предметов с помощью нетрадиционных техник рисования, недостаточно хорошо передает характерные особенности выразительных образов; присутствует незаконченность работы; ребенок недостаточно соблюдает законы композиции: предметы расположены несимметрично; изображение по всему листу, есть недостаточность в передаче переднего и заднего плана; присутствует незаконченность сюжета; работа выполнена недостаточно аккуратно, цвета и контуры предметов плохо различимы; выбирает нетрадиционные техники и материалы самостоятельно, но долго определяется в выборе, Использует 1-2 нетрадиционные техники; ребенок испытывает затруднения в определении характера картин; к какому жанру живописи относится каждая картина; какие средства выразительности использовал автор картины; определении своих симпатий; нетрадиционные техники рисования ребенку интересны, но интерес неустойчивый, легко переключает внимание на другие темы; хочет узнать о новых техниках, но самостоятельно не интересуется у педагога о неизвестных техниках; ребенок затрудняется в выборе техники рисования, но легко сочетает их в одном рисунке; разнопланово использует нетрадиционные материалы для рисования; самостоятельно использует печатки и штампы;

Низкий уровень  

7-11 баллов

Ребенок не умеет использовать нетрадиционный техники рисования: не передает различия в величине изображаемых предметов с помощью нетрадиционных техник рисования; плохо передает характерные особенности выразительных образов; работа не закончена; ребенок не соблюдает законы композиции: предметы расположены несимметрично; значительные искажения в расположении изображения на всем листе и в передаче формы и частей изображения; при активной поддержке педагога определяется в выборе композиционного и цветового решения, работа выполнена неаккуратно, цвета неразличимы, контуры предметов размыты, работа неэстетична, выбирает нетрадиционные техники и материалы с помощью педагога. Использует 1-2 техники с помощью педагога, ребенок не определяет характера картин; испытывает затруднения в определении жанра живописи; плохо знает средства выразительности; испытывает затруднения в определении своих симпатий; нетрадиционные техники рисования ребенку неинтересны, заинтересованность не сохраняется; ребенок не применяет нетрадиционные техники в своей деятельности, предпочитает традиционное рисование; ребенок испытывает большие затруднения с выбором нетрадиционных техники рисования, не знает, как можно применить несколько техник рисования в одном рисунке; использует 1-2 нетрадиционных материала для рисования.

Карта обследования

ФИ

ребенка

Умение

использовать

нетрадиционные техники рисования

Развитие композиционных умений

Аккуратность

выполнения работы

Самостоятельный выбор нетрадиционных техник рисования и материалов

Способность к эстетической

оценке и

суждениям

Интерес к

нетрадиционным

техникам;

Способность к свободному, самостоятельному,

разноплановому экспериментированию с

нетрадиционным и техниками рисования.

Итого

2.5 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Методы обучения

По источнику передачи и восприятия знаний:

  • словесные (рассказ, беседа);
  • наглядные (демонстрация материалов, иллюстраций, показ технологических приемов);
  • практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы).

По характеру познавательной деятельности:

  • репродуктивные (воспроизводящий);
  • частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);
  • творческие (творческие задания).

По степени самостоятельности:

  • работа под непосредственным руководством педагога;
  • совместная работа;
  • самостоятельная работа.

Организация образовательного процесса происходит в групповой форме со всей возрастной группой.

Формы, методы, приёмы реализации программы.

  • Метод активного восприятия, позволяющий детям накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира.
  • Метод взаимосвязи обучения и творчества, дающий ребёнку возможность экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, используя вариативные приёмы.
  • Метод освоения разных художественных материалов, экспериментирование с ними, способствующий созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном творчестве.
  • Методы стимулирования мотива интереса к занятиям: познавательные задачи, опора на неожиданность, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д.

Основные принципы:

• Принцип интеграции детской художественной деятельности (изобразительной, речевой, игровой).
• Принцип связи изобразительного искусства с окружающей природой.
• Принцип сотворчества педагога и детей.

Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

В ходе реализации программы используются следующие формы проведения итогов:

  • Проведение выставок детских работ «Мастерской волшебников» на родительском собрании и общих родительских собраний
  • Участие в городских выставках.
  • Поделки для подарков.
  • Мастер- класс для родителей.

Структура занятия:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

1. Создание игровой ситуации «Прекращение в волшебников» (проблемной ситуации, целевой установки, любой мотивации), стимулирующей активность детей к поиску  ее решения.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

2. Проектирование решений проблемной ситуации. Выполнение действий. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, либо дети сами добывают знания, путём исследований, поиска, открытий…

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

3. Анализ результатов деятельности, рефлексия. Подведение итогов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Р.Г. Казакова /  Занятия по рисованию с дошкольниками. - М.: ТЦ Сфера, 2017
  2. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - СПб.: КАРО, 2014.
  3. Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2017.
  4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г.Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128 с.
  5. Программа «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы,  Т.С. Комарово.й, Э.М. Дорофеевой – 4 – е изд., испр.и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 208 с.
  6. Ремезова А.А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 5 – 6 лет: Методика. – Школьная Пресса, 2005. – 96 с.
  7. Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации.– М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112 с. – (Библиотека руководителя ДОУ). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт о проделанной работе дополнительной образовательной программы «Маленькие художники»

Рисование помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мы...

Дополнительная образовательная программа «Маленькие художники».

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком....

Парциальная программа "Маленькие художники"

Парциальная программа "Маленькие художники".Данную программу провожу в течении трех лет с детьми от 3 до 5 лет. Дети с удовольствием занимаются, проявляют интерес и творческую активность, по окончании...

Программа "Юный художник" с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста (5-6) лет

Развитие способностей и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) посредством технологии нетрадиционного рисования. Материал предназначен для педагогов ДОУ....

Программа "Юный художник"

Программа дополнительного образования для детей старшей группы...

Дополнительная общеобразовательная программа «Я-художник»

АктуальностьВ первую очередь, рисование – это один из способов познания мира. Удивительно, что когда ребенок рисует, он учится рассуждать, сравнивать и принимать самостоятельные решения! Это ли ...

Образовательная программа «Весёлый художник»

Кружковая работа. Программа  образовательных услуг по обучению нетрадиционным техникам рисования «Весёлый художник» для детей дошкольного возраста (6-7 лет)...