Дополнительная образовательная программа «Маленькие художники».
материал по рисованию (старшая группа) на тему
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mal._hud.docx | 603.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………….3
Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………………………………..4
Содержание программы…………………………………………………………………………………………………………………………….5
Цель. Задачи…………………………………………………………………………………………………………………………………………6
Календарно-тематическое планирование………………………………………………………………………………..……………………..7-14
Основные требования к уровню подготовки…………………………………………………………………………………………………….15
Диагностика развития……………………………………………………………………………………………………………………………...16
Перечень основных средств обучения…………………………………………………………………………………………………………….17
Список литературы……………………………………………………………………………………………………………...………………….18
Список детейи график работы кружка……………….…………………………………………………………………………………………...19
Введение.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Пояснительная записка.
Рабочая программа кружковой работы «Маленькие художники» составлена на основе программы Т.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду». Программа рекомендована Министерством образования Российской Федерации.
О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н.К.Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно, искусство имеет много ветвей, но корень один. Искусство для всех. Каждый чувствует истину красоты». Платон говорил, что: «…от красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей мы перейдем к красивой жизни, от красивой жизни – к абсолютной красоте».
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире.
Целостность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношению к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.
Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, форы, объема. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его, себя как творческой личности.
Новизна данной программы заключается в том, что занятия и игры соответствуют тематическому планированию детского сада, и рассматривает художественное – эстетическое развитие детей, которое является приоритетным направлением деятельности детского сада.
Программа рекомендована для детей старшего дошкольного возраста.
Содержание программы «Маленькие художники».
Данная программа включает следующие разделы:
- предметное рисование;
- рисование с натуры;
- рисование по представлению;
- сюжетное рисование.
Учебный план.
Наименование тем | Количество занятий |
Предметное рисование. | 8 |
Рисование с натуры. | 8 |
Рисование по представлению. | 8 |
Сюжетное рисование. | 8 |
Итого: 32
Цель программы.
Развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.
Задачи.
1. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
2. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
3. Создавать условия для освоения цветовой палитры.
4. Создание условий для коммуникативной деятельности детей.
5. Развитие связной речи.
6. Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.
7. Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
Календарно-тематическое планирование.
Месяц | Форма проведения | Тема | Программное содержание | Материал | Кол-во часов | Формы работы |
Октябрь Октябрь Октябрь Октябрь | Рисование пред-метное по замыслу. Рисование по пред-ставлению. Рисование по за-мыслу. Рисование модульное (ватными палочками). | «Картинки на наших шкафчиках». «Дерево в тихую погоду». «Кто живёт в осен-нем лесу». «Кисть рябины». | Определение замысла в соот-ветствии с назначением рисунка Самостоятельное творчество – рисование предметныхкарти-нок. Освоение действия моделирования. Создание графического предметного изображения. Развивать у детей замысел, уметь изображать животных по замыслу. Создание красивых осенних композиций с передачей настроения. Свободноесочета-ние художественных материа-лов, инструментов и техник. | Акварель, бумага, кисти. Акварель, бумага, кисти. Гуашь, кисти, листы бумаги. Иллюстрация «Рябина», краски гуашь, ватные палоч-ки. | 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин Всего: 2 часа | Рассматривание карти-нок на шкафчиках. Наблюдение за деревьями. Загадывание загадок о диких животных. Чтение В. Степанова «Рябина под окном». |
Ноябрь Ноябрь Ноябрь Ноябрь | Рисование с эле-ментамиапплика-ции. Декоративное рисование. Рисование по представлению. Рисование по моти-вам литературного произведения. | «Зайка серенький стал беленьким». «Украсим сарафаны матрёшкам». «Храбрый петушок». «Мышь и воробей». | Трансформация выразительного образа зайчика: замена летней шубки на зимнюю: наклеивание бумажного силуэта серого цвета и раскрашивание белой гуашевой краской. Развитие у детей чувства цвета, самостоятельно украшать силу-эт сарафана, располагать узор по всему силуэту, или внизу, или по краю. Учить детей рисовать петушка гуашевами красками, красиво сочетая формы и цвета. Совершенствовать технику владения кистью. Развивать наблюдательность. Учить детей рисовать простые сюжеты по мотивам сказок. Подвести к пониманию обоб-щенного способа изображения разных животных. | Картики с изоб ражениязайч-чика в разное время года. Выкройка са-рафанчиков из цветной бумаги разных цветов, краски, кисти. Краски гуашь, кисти. Иллюстрации к сказке «Мышь и воробей». | 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин Всего: 2 часа | Чтение А. Блок «Зайчик». Чтение «Матрёшки» В. Степанова. Чтение Г. Лагздынь «Утро на ферме» Чтение сказки «Мышь и воробей». |
Декабрь Декабрь Декабрь Декабрь | Рисование декора-тивное с элемента-ми аппликации. Коллективное рисование Рисование декора-тивное по мотивам кружевоплетения. Рисование с эле-ментамиапплика-ции. | «Перчатки и котятки». «Зимние деревья в лесу». «Морозные узоры на окне». «Наша ёлочка». | Изображение и оформление «перчаток» по своим ладошкам. Формирование графических умений обведение кисти руки, создание орнамента. Воспитывать у детей любовь к природе, развивать эстетичес-кое восприятие, учить переда-вать контрастным сочетанием цветовых пятен, линий красоту зимних деревьев. Рисование морозных узоров в стилистике кружевоплетения. Экспериментирование с краска-ми для получения разных оттенков голубого цвета. Учить детей рисовать новогод-нюю ёлку гуашевыми красками, передавая особенности её строения и размещения в прост-ранстве. Развивать способы зрительного обследования. | Рассматривание перчаток. Картина о зиме, бумага, краски, кисти. Песок, глина, лист бумаги. Ёлка, листы бу-маги для рисо-вания и аппли-кации. | 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин Всего: 2 часа | Дидактическая игра «Найди пару.». Наблюдение зимних деревьев. Рисование на тему «Наш дом – природа». Беседы о хвойных деревьях. |
Январь Январь Январь Январь | Предметное рисование. Сюжетное рисование. Декоративное рисование. Рисование по пред-ставлению. | «Снегурочка из леса к нам пришла». «Снег, снег кру-жится, белая вся улица». «Украсим узором салфеточки для чашек». «Снеговики в ша-почках и шарфи-ках». | Вызывать у детей интерес к сказочному образу, стремление передавать его в рисунке, ис-пользовать мягкие, нежные цве-та для передачи образа Снегу-рочки. Подводить детей к передаче несложного сюжета, места действия, учить рисовать по желанию дом, деревце, ёлочку, заборчик, скамеечку около дома, самостоятельно пользо-ваться красками, кистью. Развивать у детей чувство цвета умение сравнивать узоры по цвету, выбирать наиболее кра-сивые, украшать узором салфетку, используя элементы дымковской росписи. Учить детей рисовать нарядных снеговиков в шапочках и шар-фиках. Показать приёмы деко-ративного оформления комп-лектов зимней одежды. Разви-вать глазомер, чувство цвета. | Скульптура Снегурочки, краски холод-ных тонов, кис-ти. Бумага голубая, серая, краски, кисти. Чашка с блюд-цами, белая бу-мага, краски, кисти. Листы бумаги, краски, кисти. | 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин Всего: 2 часа | Чтение русской народ-ной сказки «Снегуроч-ка». Наблюдение на улице. Рассматривание дым-ковской росписи. Чтение «Зима» А. Блока. |
Февраль Февраль Февраль Февраль | Рисование по замыслу. Рисование с натуры Сюжетное рисование. Сюжетное рисование. | «Кто, кто в рукавичке живёт?» «Дымковская птица». «Как розовые яблоки, на ветках снегири». «Мышка и мишка». | Учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев. Вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными средствами. Создать у детей интерес к на-родной игрушке, желание са-мостоятельно нарисовать такую же игрушку, передавать харак-терные признаки птицы. Учить детей рисовать снегирей на заснеженных ветках: строить простую композицию, переда-вать особенности внешнего вида птицы – строение тела и окраску. Учить детей выделять в сказке один эпизод и создавать прос-тую сюжетную композицию. Создать творческую ситуацию – предложить нарисовать конт-растные по размеру образы – мишку и мышку – и передавать взаимоотношения. | Листы бумаги, рукавички для рассматривания цветные каран-даши. Дымковская игрушка, крас-ки, кисти. Листы бумаги светло-голубо-го цвета, гуашвые краски. Листы бумаги белого цвета, гуашевые крас-ки, кисти. | 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин Всего: 2 часа | Чтение украинской народной сказки «Рукавичка». Рассматривание дымковских игрушек. Дидактическое упражнение на цвето-вой модели «Радуга». Отгадывание загадок о мишке и мышке. |
Март Март Март Март | Декоративное рисование. Декоративное рисование с эле-ментамиапплика-ции. Рисование по представлению. Рисование с натуры | «Весёлые матрёшки» (хоровод). «Красивые салфетки». «Сказочные цветы». «Ветка тополя». | Познакомить детей с матрёшкой как видом народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора). Учить рисовать матрёшку с натуры, по возможности точно передавая форму. Учить детей рисовать узоры на салфетках круглой и квадрат-ной формы. Показать варианты сочетания элементов декора по цвету и форме. Развивать у детей воображение, учить замечать особенности сказочного образа, его отличие от реального, использовать знакомые приёмы рисования красками. Учить детей рисовать с натуры. Учить технике работы с акварелью для изображения ветки тополя. | Листы бумаги, цветные каран-даши, гуашевые краски. Бумажные кру-ги и квадраты, краски гуаше-вые, кисти. Краски, кисти. Бумага альбом-ного формата, распустившая-ся ветка тополя | 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин Всего: 2 часа | Дидактические игры с матрёшками. Рассматривание узоров на вышивках. Рассматривание книг со сказками. Наблюдение на прогулке. |
Апрель Апрель Апрель Апрель | Рисование по моти-вам литературного произведения. Сюжетное рисование с элементами аппликации. Коллективное рисование. Сюжетное рисование. | Сказка «Колобок». «Кошка с воздушными шариками». «Какие животные живут в жарких странах?»». «Весна, ручейки, солнце ярко светит». | Равивать у детей умение пере-давать характерные особеннос-ти основных персонажей сказки Овладевать умениями пользо-ваться красками. Учить детей рисовать простые сюжеты. Создать творческую ситуацию для свободного вы-бора изобразительно-вырази-тельных средств для передачи характера и настроения персо-нажа. Учить детей передавать в рисунке характерныеособен-ности животных жарких стран. Воспитывать умение работать коллективно. Воспитывать у детей любовь к природе, стремление передавать её в рисунке, располагать рисунок на широком пространстве листа, использовать разные приёмы рисования. | Бумага, краски, кисти. Листы бумаги разного цвета, краски, кисти. Большой лист бумаги, кисти, краски, цвет-ные карандаши. Бумага, краски, кисти. | 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин Всего: 2 часа | Показ кукольного театра. Сказка «Коло-бок». Чтение стихотворения Д. Хармса «Кошка с шарами». Чтение рассказов о животных жарких стран. Рассматривание ил-люстраций, картин. |
Май Май Май Май | Предметное рисование. Декоративное рисование. Рисование по пред-ставлению. Рисование по замыслу. | «Моя любимая иг-рушка». «Придумай узор». «Радуга-дуга, не давай дождя» «Путаница-перепутаница». | Вызвать стремление самостоя-тельно выбирать любимый пер-сонаж и передавать его харак-терные признаки. Развивать у детей чувство цвета, композиции, самостоятельно располагать элементы узора на форме (в углах, середине, по прямой). Продолжать учить детей самос-тоятельно и творчески отобра-жать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно-выра-зительными средствами. Выз-вать интерес к изображению радуги. Продолжать учить детей рисовать фантазийные образы. Инициировать самостоятель-ный поиск оригинального со-держания и соответствующих выразительных средств. | Бумага, кисти, краски. Бумага разного тона, краски. Листы бумаги белого цвета, краски, кисти. Бумага, кисти, краски. | 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин Всего: 2 часа | Игры с игрушками. Рассматривание узоров. Рассматривание кар-тинок, отгадывание загадок о радуге. Чтение небылиц К. Чуковского. |
Основные требования к уровню подготовки.
Воспитанник должен | Базовая программа |
1 | 2 |
Знать | Различные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, нетрадиционные виды рисования. |
Иметь представления | О произведениях искусства. Об акварели и гуаши. |
Уметь | Самостоятельно, активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства. Выделять особенности предмета; передавать в рисунке его форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию. Размещать изображение на листе, соблюдая перспективу (близко, далеко). Соединять в одном рисунке разные материалы, техники для создания выразительного образа. Определять названия цветов, различных оттенков. Смешивать краски, получая различные оттенки и использовать их в рисунке. |
Диагностика поисково-познавательной деятельности.
Рекомендации и материалы, позволяющие определить уровень изобразительной деятельности разработаныколлективом авторов: Т.Г. Казакова, И.А. Лыкова.
Фамилия, имя, возраст ребёнка. | Выяснить первоначаль-ныее знания и умения детей в изобразительной деятельности. | Определить уровень полученных знаний и умений в кружке. | Выявить уровень худо-жественного развития детей в изобразительной деятельности. | Выявить возможности интеграции видов изобразительной деятель-ности в ситуации свободного выбора ребенком вида и характера деятельности, материалов, содержания (замыслов), способов изображения. |
Проводится в сентябре. | Проводится в ноябре. | Проводится в феврале. | Проводится в апреле. |
Оценка.
Низкий уровень – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.
Средний уровень – есть незначительные искажения, движения передано неопределённо.
Высокий уровень – передана точно, части предмета расположены, верно, пропорции соблюдаются, чётко передано движение.
Перечень основных средств обучения.
- Акварельные краски.
- Гуашь.
- Кисти разных размеров.
- Восковые и масляные мелки, свеча.
- Ватные палочки.
- Поролоновые перчатки.
- Коктельные трубочки.
- Палочки или старые стержни для процарапывания.
- Матерчатые салфетки.
- Стаканы для воды.
- Подставки для кисти.
- Альбом «художники и их иллюстрации».
- Альбом «Рисуйте с нами».
- Игры для восприятия цвета и развития руки.
- Ватман.
- Обои.
- Альбомные листы бумаги.
Список литературы.
1.Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.
4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
7. ФионаУотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
12. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
13. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
14. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
17. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с.
18. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007г.
19. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. - 96с.
20. Ветрова Т.Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007. – 80с.
21. Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
22. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
23. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А.Васильевой.
24. Страунинг А. «Триз в развитии изобразительной деятельности».
Список детей посещающих кружок.
- Бедокуров Максим
- Баширова Алиса
- Лукин Саша
- Мамаев Абир
- Мамедова Айдан
- Манько София
- Митурич Максим
- Никитин Алёша
- Пасичнюк Марк
- Пудышев Серёжа
- Ретькина Марианна
- Чешева Настя
- Чумак Дима
График работы кружка.
Среда (1, 3 неделя) – 16.00-16.30.
Четверг (2,4 неделя) – 16.00-16.30.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Маленькие знатоки"
Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса. Решается она в основном средствами занимательности в обучении математике. Математика дает реальные предп...
Отчёт о проделанной работе дополнительной образовательной программы «Маленькие художники»
Рисование помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мы...
Дополнительная образовательная программа "Маленькие интеллектуалы" (4 - 5 лет)
Программа "Маленькиеинеллектуалы" (4 - 5 лет) является дополнительной общеобразовательной программой по кружковой работе. В ходе реализации програмы дети учатся основным логическим операциям...
Дополнительная образовательная программа «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка. Программа «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста разработана с учетом Федерального Закона РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ&ra...
презентация Формирование финансовой культуры детей дошкольного возраста посредством внедрения дополнительной образовательной программы «Маленькие финансисты» в воспитательно-образовательный процесс дошкольных групп
laquo;…Мы сегодня присутствуем на важном событии. Мы перешли на следующий наш этап развития отношений с Центральным банком, а именно: мы подписали соглашение, направленное на повышение финансо...
«Дополнительная образовательная программа «Маленькие исследователи» на 2019-2020 учебный год»
Дополнительная образовательная программа «Маленькие исследователи»на 2019-2020 учебный год...
Дополнительная образовательная программа "Маленькие интеллектуалы" (3-4 г.)
Цель программы - развитие у детей 3 -4 лет оснвных мыслительных операций....