Парциальная программа "Маленькие художники"
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая, средняя группа) на тему
Парциальная программа "Маленькие художники".
Данную программу провожу в течении трех лет с детьми от 3 до 5 лет. Дети с удовольствием занимаются, проявляют интерес и творческую активность, по окончании года уже сами предлагают различные техники для выполнения какой либо композиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivno-tematicheskiy_plan_raboty_kruzhka_malenkie_hudozhniki.doc | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директором МБОУ СОШ № 196
_____________Третьяковой Е.Н.
«___» _______________2015г.
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа № 196
Дошкольное Отделение
Перспективно-тематический план работы кружка
«Маленькие художники»
(нетрадиционные техники художественного творчества)
Руководитель кружковой
деятельности:
Сидненко А.О.
Новосибирск 2016г.
Паспорт программы
Направленность | Художественная |
Тип программы | Модифицированная |
Уровень освоения | Общеразвивающий |
Срок реализации программы | 1 год |
Возраст детей, на которых рассчитана программа | 3-5 лет |
Программа разработана | В 2014 году |
Утверждена на педагогическом совете | 25.08.2014 года |
Пояснительная записка.
Направленность программы
Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности, что поможет старшим дошкольникам при освоении других направлений развития, а в дальнейшем станет основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Актуальность
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Педагогическая целесообразность
Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Художество необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Данная программа направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучение нетрадиционными техниками рисования.
Целеполагание
Основная цель занятий - развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного художественного творчества
Задачи программы
Образовательные:
- Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
- Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
Развивающие:
- Развивать умение у детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
- Развивать творчество, фантазию.
- Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
- Активизировать детей при выборе тематики.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
- Формировать умение сопереживать, воспитывать чувство толерантности.
Условия вхождения в программу
Заниматься в художественном кружке может каждый ребенок 3-4 лет.
Организация деятельности
Режим работы: 1 раз в неделю по 15 минут, всего – 9 часов (36 недель по 15 минут)
Срок реализации программ. Возраст обучающихся
Программа рассчитана на один год обучения для детей второй младшей группы (3-4 года)
Особенности программы
Программа разработана на основе методических рекомендаций «Изобразительная деятельность в детском саду». Автор-составитель Лыкова И.А., издательство «Карапуз», Москва, 2007 год.
Данная программа кружковой работы «Маленькие художники» дополняет материал, который получают дети на занятиях по художественно-эстетическому развитию. Дети узнают, что рисовать можно не только кисточкой и красками, но и другими различными предметами. Программа рассчитана на изучение 18 нетрадиционных техник рисования, по два занятия на одну технику.
Основная задача воспитателя – воспитание ребят, овладение различными нетрадиционными техниками рисования и совершенствования личностных взаимоотношений. Воспитатель на основе изучения личностных особенностей каждого ребенка, находит индивидуальный подход, позволяющий благоприятно воздействовать на художественное развитие ребенка и его психическое состояние, поддерживает тесную связь с родителями.
При подборе средств и методов практических занятий воспитатель организует работу так, чтобы каждое занятие было интересным и увлекательным, используя для этой цели комплексно-тематические занятия, в содержание которых включаются занятия по разным нетрадиционным техникам рисования.
Занятия подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и развивающими целями развития детей.
Форма обучения
Занятия длительностью 15-20 минут с использованием техник нетрадиционного рисования:
Метод тычка; рисование свечой; пластилинография; обрывная аппликация; пальчиковое рисование; ватной палочкой; рисование бумагой; гротаж; рисование манной крупой; монотопия; выдувание; рисование цветными мыльными пузырями; рисование ладошками; декупаж; штампинг; фроттаж; рисование ластиком; цветным песком; тычком жесткой полусухой кистью; пуантилизм; рисование по мокрому; рисование пищевыми красителями; техника примакивание; рисование репчатым луком;
Принципы работы с детьми:
- доступность отбираемого материала;
- постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
- индивидуальный подход к детям;
Ожидаемый результат
Дети будут знать:
- о разнообразии техник нетрадиционного рисования
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о технике безопасности во время работы.
Дети будут уметь:
- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
- создавать индивидуальные работы;
- использовать различные техники и способы создания рисунков;
- аккуратно и экономно использовать материалы.
Методическое сопровождение программы
Основополагающими принципами программы являются:
- Постепенности и последовательности (от простого к сложному);
- наглядности;
- индивидуальности;
- связь обучения с жизнью;
- выбора (решений по теме, материалов, способов без ограничений);
- научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.).
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса:
- Создание игровой ситуации.
- Показ воспитателя.
- Использование движения руки.
- Сравнение двух техник.
- Проговаривание последовательности работы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Используемая литература:
1.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности-М, 2000.
2.Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста-М, Сфера, 2005.
3.Кожохина С.К. и Панова Е.А. Сделаем жизнь наших малышей ярче. Ярославль, 2007.
4.Лыкова И.А. Каждый охотник желает знать.-М.,Карапуз,!999.
5.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.-М., Карапуз- Дидактика, 2007.
6.Утробина К. Хвост пушистый и усы. Нет приятнее красы. /Дошкольное воспитание. 1997 №2
7.Утробина К. Уронило солнце лучик золотой./Дошкольное воспитание. 1996 №2.с.
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ КРУЖКА
«МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
СЕНТЯБРЬ
№ Недели | Тема | Техника, материал | Задачи |
1 | «Овощи» | Ниткопись Пряжа, клей, клеевые кисточки, салфетки, цветной картон, ножницы. | Формировать знания детей о технике ниткопись. Развивать умение аккуратно использовать клей. Закреплять навыки самообслуживания (уборка рабочего места). |
2 | «Веточка рябины» | Ниткопись Цветная пряжа, клей, клеевые кисточки, салфетки, цветной картон, ножницы. | Развивать умение работать в технике ниткопись. Закреплять знания о ниткописи. Развивать воображение, расширять знания детей о способах самовыражения. |
3 | «Солнечные подсолнухи» | Штампинг Репчатый лук, краски, кисточки, арбузные косточки или семена подсолнуха. | Формировать знания детей о технике штампинг. Развивать умение аккуратного пользования красками и кисточкой. Вызывать положительные эмоции в творческом процессе. |
4 | «Волшебные цветы» | Штампинг Репчатый лук, краски, кисточки. | Развивать знания детей о технике штампинг. Развивать воображение, фантазию. Воспитывать любовь к творчеству. |
ОКТЯБРЬ
№ недели | Тема | Техника, материал | Задачи |
1 | «Золотая рыбка» | Пластилинография Пластилин, акварельная бумага, поролон, акварельные краски, палитра. | Формировать знания детей о технике творческого изображения пластилинография. Развивать мекую моторику рук. Закреплять прием лепки скатывание. |
2 | «Осенний лес» | Пластилинография Пластилин, акварельная бумага, поролон, акварельные краски, палитра. | Закреплять знание и практическое умение техники пластилинография. Развивать самостоятельность при выборе цветов. |
3 | «Ёж Ежович» | Тычок жесткой полусухой кистью Жесткая кисть, акварельная краска, акварельная бумага, бумажные салфетки. | Формирование знаний о технике рисования тычок жесткой полусухой кистью. Формировать умение у детей рисовать предварительный набросок графитным карандашем. Развивать навыки аккуратного использования краски и кисти. |
4 | «Зайка» | Тычок жесткой полусухой кистью Жесткая кисть, черный картон, акварельная краска, бумажные салфетки. | Укреплять и развивать мелкую моторику рук, учиться ориентироваться на плоскости листа бумаги, формировать умение различать основные цвета и использовать их в работе. Расширять знания об окружающем мире. |
НОЯБРЬ
№ недели | Тема | Техника, материал | Задачи |
1 | «Береза» (День народного единства) | Тычок Ватные палочки, белый лист, акварельная краска. | Формировать знания детей о технике рисования тычком. Развивать умение рисовать деревья. Закреплять навыки самообслуживания. |
2 | «Веточка яблони» | Тычок, выдувание капли Трубочки, ватные палочки, краски, белый лист. | Формировать знания детей о технике рисования выдувание, развивать знания о технике рисования тычком. Закреплять аккуратное использование красок. |
3 | «Сказочная птица» | Фроттаж (натирание) Белая бумага, восковые мелки, трафарет птицы, рельефные поверхности. | Формировать знания детей о технике рисования фроттаж. Развивать интерес детей к творчеству. Закреплять правильное положение карандаша. |
4 | По замыслу детей | Фроттаж Белая бумага, графитный карандаш, восковые мелки, рельефные поверхности. | Развивать знания детей о технике фроттаж. Развивать умение задумывать композицию и расчитывать зрительно положение на листе бумаги. |
ДЕКАБРЬ
№ недели | Тема | Техника, материал | Задачи |
1 | «Морозные узоры» | Выдувание Трубочки, жидкая краска, белые листы бумаги | Формировать умение, создавать сюжет, используя, нетрадиционную технику рисования, развивать творческие способности, воспитывать усидчивость. |
2 | «Сказочное дерево» | Выдувание Трубочки, жидкая краска, белые листы бумаги | Закреплять умение в нетрадиционной технике рисования, развивать моторику, воспитывать желание рисовать . |
3 | «Снегири» | Рисование цветным песком Цветной песок, клей ПВА, клеевые кисточки, листы бумаги на каждого ребенка. | Формировать желание и интерес в использовании нетрадиционной техники рисования, воспитывать аккуратность, развивать творческие способности. |
4 | «Елочка» | Рисование цветным песком Цветной песок, клей ПВА, клеевые кисточки, листы бумаги на каждого ребенка. | Закреплять знания об техники рисования, формировать умение создавать композицию из нескольких предметов, воспитывать желание рисовать. |
ЯНВАРЬ
№ недели | Тема | Техника, материал | Задачи |
1 | «Зимний пейзаж»(подготовка) | Граттаж Лист бумаги или белого картона, свечи, гуашь, мыло, вода. | Формировать умение натирать весь лист свечой, разводить черную гуашь с мылом и водой. |
2 | «Зимний пейзаж» | Граттаж Подготовленный картон, зубочистки. | Развивать умение задумывать композицию и располагать ее на листе картона. |
3 | «Новогодняя елка» | Рисование ластиком Графитный карандаш, ластик, лист бумаги. | Развивать моторику рук в использование графитного карандаша и ластика, формировать умение и желание знакомиться с новой техникой рисования, развивать творческие способности. |
4 | «Звездочки на небе» | Рисование ластиком Графитный карандаш, ластик, лист бумаги. | Воспитывать интерес к творчеству. Закреплять знания о новой технике рисования. Развивать умение чувствовать силу нажима на карандаш. |
ФЕВРАЛЬ
№ недели | Тема | Техника, материал | Задачи |
1 | «Аквариум» | Пуантилизм Ватные палочки, лист бумаги с трафаретом. | Познакомить старших дошкольников с нетрадиционным течением в живописи - «пуантилизмом». Формировать умение создавать композиции в технике «пуантилизм». Развивать воображение, моторику, творческое мышление у детей. Воспитывать усидчивость в работе, эстетическое восприятие. |
2 | «Море» | Пуантилизм Ватные палочки, лист бумаги с трафаретом. | Закреплять умение создавать композиции в технике пуантилизм. |
3 | «Снеговик» | Рисование зубной пастой Зубная паста, темный картон. | Познакомить детей с техникой рисования зубной пастой. Формировать умение рисовать снеговиков разных размеров; закреплять навыки изображения кругов разных размеров; самостоятельно дополнять образы разными элементами. |
4 | «День защитника отечества» | Рисование зубной пастой Зубная паста, темный картон. | Развивать воображение, творческое мышление. Аккуратность при использовании зубной пасты. Умение создавать несложный сюжет. |
МАРТ
№ недели | Тема | Техника, материал | Задачи |
1 | «Мамин праздник»(маки) | Рисование пальчиками Пальцы, краски, лист бумаги. | Воспитывать интерес к творчеству, познакомить с техникой рисования пальцами. Вызывать положительные эмоции в творческом процессе. |
2 | «Моя машина» | Рисование пальчиками Пальцы, краски, лист бумаги. | Закреплять знания о технике рисования пальцами. Развивать умение создавать композиции в технике рисования пальцами. |
3 | «Зеленый, желтый, красный» | Кляксография Жидкая краска, лист бумаги. | Закреплять умение складывать лист пополам. Развивать воображение. Развивать умение дополнять кляксу деталями, видеть в кляксе определенный образ. |
4 | «Весеннее половодье» | Кляксография Жидкая краска, лист бумаги. | Закреплять знания детей о технике рисования кляксография. Развивать умение рисовать в этой технике. |
АПРЕЛЬ
№ недели | Тема | Техника, материал | Задачи |
1 | «Мороженое» | Рисование мыльными пузырями, аппликация | Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями. Воспитывать положительные эмоции при раздувании мыльных пузырей. Развивать умение пользоваться ножницами, клеем и кисточкой. Закреплять правильное положение ножниц в руке. |
2 | «Далекий космос»(День космонавтики) | Рисование мыльными пузырями, аппликация | Продолжать знакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями. |
3 | «Прилет птиц» | Рисование свечой | Познакомить детей с техникой рисования свечой. Развивать воображение, фантазию, творческие способности. |
4 | «Бабочка» | Рисование восковыми мелками, красками методом тампонирования ватными дисками | Продолжать рисовать свечой. |
МАЙ
№ недели | Тема | Техника, материал | Задачи |
1 | «Натюрморт» | Рисование пищевыми красителями | Развивать умение смешивать цвета, пользоваться палитрой. Развивать цветовосприятие, моторику рук, речь, умение пользоваться салфетками. Воспитывать чувство красоты. |
2 | «Салют» | Рисование пищевыми красителями | Воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к Героям Великой Отечественной войны. Познакомить с репродукциями картин, которые отражают Праздник Победы. Развивать умение видеть средства художественной выразительности, которые используют художники для раскрытия темы. |
3 | «Цветущий луг» | Рисование по сырому | Познакомить детей с техникой рисования по сырому. Продолжать развивать воображение, интерес к творчеству. Формировать умение чувствовать сколько нужно краски и воды. |
4 | «Закат» | Рисование по сырому | Продолжать рисовать в технике по сырому. Учить детей не бояться экспериментировать. Упражнять в умении получать дополнительные цвета и оттенки теплых красок, развивать умение правильно располагать композицию на листе бумаги, используя технику рисования по мокрому листу. |
Июнь: Подведение итогов кружковой работы и создание коллажа с использованием всех техник рисования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия "Ходит осень по дорожкам". "Вот художник, так художник, смело в руки краски взял, осень нам нарисовал!.."
Конспект открытого занятия На тему«Ходит осень по дорожке» Провела:воспитатель 1-ой мл. группыЗубкова Алла Гаяровна.Задачи:1. дать элементарные представления о ...
Развлечение к недели юных художников На тему: «В гости к художнику»
Образовательная область: Познавательное развитие.Цель: Вызвать интерес, эмоциональный отклик к изобразительному искусству.Обучающие задачи:Учить детей различать и называть цвета. Учить отг...
Мастер класс для воспитателей «техника рисования человека» с детьми 4 - 7лет «Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». Пабло Пикассо
Мастер класс для воспитателей «техника рисования человека» с детьми 4 - 7лет«Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста».Пабло ...
Парциальная программа "Маленькие художники"
Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности, что поможет старш...
Дополнительная парциальная программа по художественно-эстетическому развитию для детей младшего дошкольного возраста «Юный художник»
Педагогическая целесообразностьИз многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и с...
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ) ДЛЯ ДЕТЕЙ 3 - 4 ЛЕТ НА 2022 - 2023 ГОД "МАЛЕНЬКИЙ ХУДОЖНИК"
ГОДОВАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО НЕТРАДИЦИОННЫМ ТЕХНИКАМ РИСОВАНИЯ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ. ...
Применение парциальных программ разной направленности в работе с детьми раннего возраста на основе парциальной программы «От Фребеля, до робота. Растим будущих инженеров»
Цель: Обеспечить условия для развития сенсорных эталонов и возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей раннего возраст...