Программа кружка "Тропинки творчества"
рабочая программа по рисованию (младшая группа)
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_tropinki_tvorchestva.docx | 68.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Великолукского района
Псковской области
Детский сад «Журавушка» филиал
муниципального общеобразовательного учреждения
«Лычёвская средняя школа имени М.К. Кузьмина»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Директор
детского сада «Журавушка» ___________Б.П.Захаров
Протокол № от 2019 г.
Рабочая программа
Воспитателя дополнительных занятий по художественно-эстетическому развитию (рисование)
«Тропинки творчества»
Составитель: воспитатель Лазуто Т.Л..
Великолукский район
Содержание
1. Целевой раздел………………………………………………………………3
- Пояснительная записка…………………………………………………..3
- Цели и задачи программы……………………………………………….5
- Принципы и подходы к формированию программы………………….6
- Планируемые результаты……………………………………………….6
2. Содержательный раздел…………………………………………………...8
- Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………………..8
- Перспективное планирование………………………………………….10
3. Организационный раздел………………………………………………..19
3.1. Количество занятий по направлениям работы……………………..19
3.2. Расписание занятий кружка…………………………………………..20
3.3.Организационно-методическое обеспечение программы…………..21
3.4. Формы и методы организации деятельности……………………….21
3.5. Методическое обеспечение программы…………………………….22
1. Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка
Программа кружка «Тропинки творчества» разработана на основе основной образовательной программы детского сада«Журавушка» филиала МОУ «Лычёвская СШ», а также на основе авторской программы «Цветные ладошки» Лыкова И. А.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Конституция РФ, ст. 43, 72.
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.) .
• Закон РФ «Об образовании в РФ» (2012г.).
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014)
• СанПиН 2.4.1.3049-13
• Устав МОУ.
• ФГОС ДО.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Программа обусловлена тем, что происходит знакомство с нетрадиционными материалами и техниками исполнения. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
1.2.Цели, задачи реализации программы
Цель: Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
-Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.
-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству под средством нетрадиционной формы, как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
-Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
-Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных навыков рисования.
-Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
1.Принцип систематичности. Заключается в непрерывности , регулярности, планомерности воспитательно-образовательнго процесса.
2.Принцип сознательности. Когда ребёнок узнаёт что-либо новое, он всегда задаёт вопросы: для чего? почему? как? Чтобы на них ответить, ребёнок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознать, каким образом он будет решать эту задачу.
3.Принцип поэтапности. От простого к сложному – важное условие при обучении лепке.
4.Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желание его сотворить.
5.Принцип цикличности. Построение содержание программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
6.Принцип доступности и индивидуальности. Детям присущи возрастные и половые различия, более того, дети одного возраста имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаем ребенка не только тому, что он сможет усвоить без труда, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполнил эту работу с помощью взрослого, а завтра это сможет сделать сам.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
-развитию мелкой моторики;
-обострению тактильного восприятия;
-улучшению цветовосприятия;
-концентрации внимания;
-повышению уровня воображения и самооценки;
-расширение обогащение художественного опыта;
-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
2.Содержательный раздел
2.1.Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста.
Значительное развитие старшего дошкольного возраста получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя сдругим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
2.2. Перспективный план занятий по изо деятельности
№ п\п | Тема | Задачи | Материалы | |
сентябрь | ||||
1 | Знакомство с техникой | Расширять представления о нетрадиционном изобразительном материале, вызвать интерес у детей. Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. | Краски, гуашь, альбомные листы. | |
2 | «Путешествие по радуге».(пальчиками) | Учить детей рисовать пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма. Уметь подбирать соответствующий цвет. | Краски, гуашь, альбомные листы, стакан, салфетки | |
3 | «Дары осени»(мятая бумага) | Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать мелкую моторику. Умение делать отпечатки от комочков бумаги, развивать фантазию. Совершенствовать умение работать аккуратно. | Гуашь, альбомные листы, мятая бумага, стакан, салфетки. | |
4 | «Осенний пейзаж»(по замыслу + манка) | Познакомить с техникой - по сырому. Воспитать у ребенка художественный вкус. Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках. | Гуашь, альбомные листы, мятая бумага, стакан, салфетки. | |
5 | «Осенний натюрморт в вазе».(печатание листьями + набрызг) | Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. Развивать чувство композиции. | Гуашь,зубные щетки, листья, альбомные листы, стакан, салфетки. | |
6 | «Веточка рябины» (пальчиками) | Учить детей рисовать точки плотно прижатыми пальчиками. Уметь ритмично наносить штрихи и пятна, развивать мелкую моторику рук. Рисовать линиями и мазками простые предметы. Совершенствовать умение работать аккуратно. Воспитывать самостоятельность в создании образа. | Гуашь, альбомные листы, стакан, салфетки. | |
1 | «Сказочные животные в осеннем лесу». ( тычок жесткой полусухой кистью + соль + аппликация) | октябрь Познакомить с техникой рисования тычком, полусухой жесткой кистью. Учить детей создавать образ животного, используя технику тычка. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Жесткая кисть, соль, клей, гуашь, альбомные листы, стакан, салфетки. | |
2 | «Портрет моей мамы» (ватные палочки + разноцветная соль) | Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками. Учить детей изображать лицо своей мамы. Развивать у детей воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать чувство гордости за свою маму. | Ватные палочки, разноцветная соль, альбомные листы, стакан, салфетк | |
3 | Заготовка на зиму «Компот из яблок» (оттиск печаткой из яблок» | Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать прием получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, в банке. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитывать у ребенка художественный вкус. | Яблоки, поролон, альбомный лист с изображением банки гуашь, салфетки. | |
4 | Улитка (восковыми мелками, солью) | Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально | Восковые мелки, соль, альбомный лист. | |
5 | Цыпленок Рис, ватные палочки | Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Рис, ватные палочки, альбомный лист с изображением цыпленка, клей, гуашь, салфетки | |
6 | «Два петушка». Рисование ладошкой. | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовать их до определенного образа(петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитывать у ребёнка художественный вкус. | Гуашь, альбомные листы, стакан, салфетки. | |
7 | Рисование по мокрому фону «Краски осени». | Закрепить с детьми технику рисования по мокрому фону; вызвать желание передавать характерные признаки осенних явлений на основе представлений, полученных из наблюдений; учить детей отражать в своих работах обобщѐнные представления о цикличности изменений в природе. | Гуашь, альбомные листы, стакан, салфетки. | |
8 | «Моѐ любимое дерево осенью» (кляксография трубочкой). | Упражнять в умении рисовать в технике – кляксография трубочкой. Развивать воображение. | Гуашь, альбомные листы, стакан, салфетки, трубочки. | |
9 | Рисование с использованием манки «Яблоко и груша». | Упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, расширять представления о форме, размере и цвете предметов. Развивать изобразительные навыки и умения. | Крупа манка,гуашь, альбомные листы, стакан, салфетки. | |
ноябрь | ||||
1 | «Улетаем на юг» (кляксография). | Познакомить с правилами нанесения клякс на стекло и накладывание сверху бумаги. Развивать фантазию при выборе содержания и способов изображения. Развивать воображение, фантазию, интерес к нетрадиционным способам рисования. | Стекло,гуашь, альбомные листы, стакан, салфетки. | |
2 3 | «Пейзаж у озера» (монотипия). «Ёжик» (тычок жесткой полусухой кистью). | Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства. Развивать умение рисовать в технике – монотипия; показать еѐ изобразительные особенности рисования, закрепить понятие о симметрии. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельноподбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом. Развивать умение выполнять рисунок тела тычками без предварительной прорисовки, дополнять деталями. Закреплять умения детей рисовать кисточкой разными способами. Расширять знания о животных. | Гуашь, альбомные листы, стакан, салфетки. Гуашь, альбомные листы, стакан, салфетки. | |
4 | «Перчатки» (рисование ватной палочкой). | Закрепить умения детей рисовать с помощью ватной палочки, методом тычка. Развивать изобразительные навыки и умения. | Ватные палочки, гуашь, альбомные листы, стакан, салфетки. | |
5 | «Мой любимый свитер» (оттиск печатками из картофеля | Знакомить с техникой рисования. Развивать воображение и инициативу. Закреплять знание цветов. Учить составлять элементарные узоры. | Печатки из картофеля, гуашь, салфетки, альбомные листы. | |
6 | «Первый снег» (монотипия, рисование пальчиками). | Учить рисовать дерево без листьев; изображать снег пальчиками; составлять композицию. Развивать инициативу, закреплять знание цветов | Гуашь, альбомные листы, стакан, салфетки | |
7 | «Красивые картинки из разноцветной нитки» (освоение техники рисования – ниткография). | Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новой техникой - ниткография (рисование нитью). Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое Мышление | Нити, Гуашь, альбомные листы, стакан, салфетки | |
8 | «Цветное небо» (рисование по мокрой бумаге). | Продолжать учить детей рисовать по мокрой бумаге. Развить чувство композиции, формы цвета. Привить желание восхищаться природой. | Гуашь, альбомные листы, стакан, салфетки | |
9 | «Красивые картинки из разноцветной нитки» (освоение техники рисования – ниткография). | Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новой техникой - ниткография (рисование нитью). Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление. | Нити, Гуашь, альбомные листы, стакан, салфетки | |
декабрь | ||||
Выставка работ «Скоро, скоро Новый год! | ||||
1 | «Снежинки» (кляксографияобычная + накладывать два цвета друг на друга) | Познакомить детей с техникой – кляксография, учить детей дуть в трубочку и делать разводы зубачисткой. Уметь наносить веет на цвет, развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение. Воспитывать у ребенка художественный вкус. | Трубочки, зубочистки, гуашь, вода, стакан, салфетки. | |
2 | «Зимний лес» (набрызг + ватные палочки + зубная паста) | Продолжать закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции, художественный вкус. Познакомить детей с техникой – набрызг Воспитывать аккуратность при работе с мыльными пузырями. | Ватные палочки, зубная паста. | |
3 | «Здравствуй дедушка Мороз» (жесткой полусухой кистью + вата) | Учить детей рисовать яблоки на ветке, закреплять умение детей наносить один слой закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка; расширять знания о фруктах, о полезных свойствах продуктах; пробуждать интерес к природе, внимание к ее сезонным изменениям. | Жесткая полусухая кисть, вата, гуашь, салфетки. | |
4 | «Ёлочка нарядная» (оттиск поролоном, рисование пальчиками). | Упражнять в рисовании поролоном, в рисовании пальчиками. Учить наносить рисунок равномерно по всей поверхности листа. Развивать цветовосприятие. | Гуашь, альбомные листы, стакан, салфетки, паролон. | |
5 | «Дед Мороз» (рисование мокрой солью). | Научить новому приѐму оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объѐмности изображения. Закрепить умение рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину. Закрепить навыки рисования гyашью, умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон для получения более светлого оттенка. Развивать эмоциональную отзывчивость детей. | Гуашь, альбомные листы, стакан, салфетки, соль. | |
6 | «Котенок» Рисование оттиском поролона | Продолжать знакомить с новой техникой рисования – оттиск поролоном. Учить аккуратно набирать краску. Продолжать знакомить с цветом. Развивать эстетический вкус. | Листы бумаги , гуашь, кисточки, поролон. | |
7 | «Воздушные шарики» монотипия | дать общее представление о способе рисования монотипии, продолжать учить рисовать предметы круглой формы, закреплять знания цветов, развивать внимание, речь, воспитывать доброжелательное отношение к кукле | гуашь основных цветов, кисточки, баночки с водой, тряпочки, кукла Катя, воздушный шарик | |
8 | «Салют» Методом тычка | Познакомить детей с рисованием тычком жесткой кистью, совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании, осваивать палитру (желтый, красный, зеленый, синий цвета). Развивать эстетическое восприятие. | ½ часть листа с нарисованными простым карандашом кругами, гуашь четырех цветов, принадлежности для рисования, иллюстрация и обрасти салютов. | |
январь | ||||
1 | «Снегири на ветке». (тычокполусухой жесткой кистью + крупа) | Развивать воображение, творчество, учить передавать образ птицы в рисунках, используя технику тычка. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие. Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка. | Кисти, крупа, гуашь, стакан с водой, салфетки, альбомные листы. | |
2 | «Невиданный зверь». (кляксография восковые мелки) | Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками пальцами. Развивать эстетическое восприятие. Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Закреплять умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение. | Трубочки, восковые мелки, гуашь, стакан с водой, салфетки, альбомные листы. | |
3 | «Цветы в горшочке».(ниткография) | Познакомить детей с техникой рисования при помощи цветных нитей. Вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины. Воспитывать уважение к труду; развивать творчество. | Нитки, альбомные листы, гуашь, стакан с водой, салфетки. | |
4 | «Семеновские матрешки». (пальчиками мятая бумага) | Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках нарисованных матрешек. Развивать цветовосприятие. | Альбомные листы, гуашь, стакан с водой, салфетки. | |
5 | «Портрет солдат». (восковые мелки + акварель) | Закрепить умение детей рисовать в технике «свеча + акварель». Учить детей рисовать по представлению; рассматривать, придумывать и изображать морозные узоры; учить детейработатьсвечой (или белым восковым мелком). Воспитывать эстетическое отношение, развивать творчество. | Восковые мелки, акварель, стакан с водой, салфетки, альбомные листы. | |
6 | «Снеговичок». Комкание бумаги (скатывание) | Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картину со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитывать у ребенка художественный вкус. | Альбомные листы, гуашь, стакан с водой, салфетки. | |
февраль | ||||
1 | «Ёлочка пушистая, нарядная» (Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками) | Упражнять в технику рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Жесткая кисть, альбомные листы, гуашь, стакан с водой, салфетки. | |
2 | «Мимоза». (тычком набрызг аппликация) | Закрепить умение рисовать при помощи тычка. Учить рисовать цветы, расширять знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру; формировать нравственные основы; внимание и любовь к близким, желание делать подарки. | Альбомные листы, гуашь. Стакан с водой, салфетки, ватные палочки. | |
3 | «Ранняя весна». ( по- мокрому) | Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью. Развивать эстетическое восприятие весеннего пейзажа. Создать условия дляотражение в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение. | Альбомные листы, гуашь, стакан с водой, салфетки. | |
4 | «Подводное царство». (граттаж восковые мелки) | Познакомить с новой техникой рисования «граттаж». Использовать различные способы рисования. Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь. Учить детей умению отражать в рисунке признаки праздника – встречи нового года. Закрепить умение создавать композицию. Развивать образное восприятие, творчество. | Альбомные листы, гуашь, стакан с водой, салфетки, восковые мелки. | |
5 | «Волшебные узоры» (ниткография) | Продолжать развивать навыки рисования при помощи цветных нитей. Продолжать знакомить с жанром натюрморта. Вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины. Воспитывать уважение к труду; развивать творчество. Продолжать знакомить с полезными продуктами питания | Альбомные листы, гуашь, стакан с водой, салфетки, нитки. | |
6 | «Закат солца в пустыне». (акварель цветная соль) | Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объёмности изображения. Учить детей создавать изображение с помощью соли, самостоятельно дорисовывать полученное изображение для получения заката солнца. | Альбомные листы, акварель, стакан с водой, салфетки, цветная соль. | |
7 | «Галстук для папы» (оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету). | Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы. | Альбомные листы, акварель, стакан с водой, салфетки,пробки. | |
8 | «Цветное небо» (рисование по мокрой бумаге). | Продолжать учить детей рисовать по мокрой бумаге. Развить чувство композиции, формы цвета. Привить желание восхищаться природой. | Альбомные листы, акварель, стакан с водой, салфетки | |
МАРТ | ||||
1 | Ранняя весна» (монотипия пейзажная). | Воспитывать эстетическое восприятие природы. Учить рисовать состояние погоды (мокрый снег, лужи, туман, ветер). Совершенствовать цветовосприятие отбором оттенков холодного печального колорита ранней весн | Альбомные листы, акварель, стакан с водой, салфетки | |
2 3 | «Волшебные цветы» ниткография Весеннее настроение Рисование методом тычка | Совершенствовать умение детей в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление. Закреплять умение рисовать методом тычка . Закреплять умение держать правильно кисть. Закреплять представление о цвете, прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. | Альбомные листы, акварель, стакан с водой, салфетки,цветные нитки Гуашь, кисть, лист бумаги. | |
4 | Букет (тюльпанов коллективная работа) Рисование- ладошка | Дать ребенку самому экспериментировать с изобразительными средствами. Учить ребенка воображать и фантазировать. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки. Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату. | Гуашь, салфетки. | |
5 | «Солнышко» | Познакомить с техникой рисования по крупе. Развивать творчество детей . Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук. | Крупа | |
6 | «Мой портрет» (чѐрно - белый граттаж; восковые мелки и акварель). | Формировать интерес к самопознанию через отображение в рисунке особенностей своей внешности; развивать чувство композиции. | восковые мелки и акварель | |
7 | «Превращение ладошки» (рисование ладошками). | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество. | Гуашь, кисть, лист бумаги | |
8 | .«Весеннее дерево» (кляксография, пуантилизм). | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «кляксография». Учить совмещать две техники в одном изображении (кляксография и пуантилизм). Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения, развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы. Развивать дыхательную систему, воображение и мышление. | Гуашь, кисть, лист бумаги | |
9 | «Цветы» рисование манкой | Закрепить знания рисования по крупе, развивать творчество детей, воспитывать аккуратность и способность начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук. | Манка , клей, кисти, салфетки. Бумага. | |
АПРЕЛЬ выставка работ ко Дню Космонавтики | ||||
1 | «Космос». (граттаж + набрызг + восковые мелки) | Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов (восковые мелки, гуашь, стеку). Вызывать эмоциональные отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. | Альбомные листы, гуашь, стакан с водой, салфетки, восковые мелки. | |
2 | «Сказочная поляна». (монотипия предметная) | Учить изображать распускающие деревья, цветы. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту. | Альбомные листы, гуашь, стакан с водой, салфетки. | |
3 | «Бабочка» (рисование в технике «пуантилизм»). | Познакомить детей с техникой рисования точками. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать у детей усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца. Учить составлять несложные композиции. Прививать любовь ко всему живому. | Альбомные листы, гуашь, стакан с водой, салфетки | |
4 | «Пасхальное яйцо» (рисование ватными палочками, оттиск пробкой). | Воспитывать интерес к народной культуре. Учить элементам декора, цветовосприятия. | Альбомные листы, гуашь, стакан с водой, салфетки, ватные палочки, пробки. | |
5 | «Цветы» рисование ладошкой | Дать ребенку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами. Учить ребенка воображать и фантазировать. Совершенствовать работу руки, что способствует глаз и руки. Знакомство с цветом. | Гуашь . кисти, салфетки. | |
6 | «Салют» Рисование на наждачной бумаги | создать условия для поддержания интереса к изобразительной деятельности, | Наждачная бумага мелкозернистая. | |
май | ||||
1 | « Сакура».(по – мокрому + набрызг + ватные палочки + пластиковая бутылочка) | Продолжать учить изображать цветущие деревья, строение дерева. Учить наносить рисунок с помощью пластиковой бутылки. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту. | Альбомные листы, гуашь, стакан с водой, салфетки. | |
2 | «Праздничный салют».( восковые мелки + гуашь + гранттаж) | Продолжить знакомство с техникой граттаж. Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника победы; создавать композицию рисунка, располагая внизу – дома, а вверху – салют.развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов ( восковые мелки, гуашь, стеку.) воспитывать чувство гордости за свою страну. | Альбомные листы, гуашь, стакан с водой, салфетки. | |
3 | «Вот и лето пришло» (роспись на камушках) | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Развивать воображение и творчество. | Альбомные листы, гуашь, стакан с водой, салфетки. |
3. Организационный раздел
3.1. Количество занятий по направлениям работы
Направление работы | Месяц | Количествозанятий | |
1 | Знакомство с техникой | сентября | 1 |
2 | Рисование пальчиками | сентябрь | 1 |
октябрь | 1 | ||
февраль | 2 | ||
3 | Рисование по- мокрому | сентябрь | 1 |
март | 1 | ||
4 | Рисование восковыми мелками | ноябрь | 1 |
февраль | 1 | ||
5 | Граттаж | декабрь | 1 |
Март | 1 | ||
май | 1 | ||
6 | Набрызг | Декабрь | 1 |
Март | 1 | ||
Апрель | 2 | ||
Май | 1 | ||
7 | Монотипия | Апрель | 1 |
8 | Ниткография | Январь | 1 |
март | 2 | ||
9 | Тычок полусухой кистью | Октябрь | 1 |
Декабрь | 1 | ||
Январь | 1 | ||
Февраль | 1 | ||
Март | 1 | ||
10 | Рисование мятой бумагой | Сентябрь | 1 |
февраль | 2 | ||
11 | Кляксография | Январь | 1 |
декабрь | 1 | ||
12 | Рисование ладошкой | декабрь | 1 |
13 | Оттиск печаткой | Ноябрь | 1 |
октябрь | 1 | ||
14 | Рисование пальчиками | Октябрь | 1 |
февраль | 1 |
3.2.Расписание занятий кружка.
День недели | Кружки | Руководитель кружка | Время |
Вторник | Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Тропинки творчества» | Лазуто Т.Л. | 15.15 – 15.40 |
Пятница | Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Тропинки творчества» | Лазуто Т.Л. | 15.15 – 15.40 |
3.3.Организационно-методическое обеспечение программы.
Занятия проводятся 2 раза в неделю во вторую половину дня
Длительность занятий 25 минут.
При организации занятий кружка, воспитателю необходимо помнить следующие правила:
1.Не мешать ребёнку творить.
2.Поощерять все усилия ребёнка и его стремление узнать новое.
3.Избегать отрицательных оценок ребёнка и результатов его деятельности.
4.Начинать с самого простого доступного задания, постепенно усложняя его.
5.Поощерять инициативу детей. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребёнка.
Основным условием реализации программы кружка является творческое отношение самого педагога. Выдумка, творческая фантазия педагога, умение вдохновлять детей на новые достижения в творчестве – главное руководство в работе кружка.
3.4.Формы и методы организации деятельности.
Методы и формы используемые при проведения занятия:
-словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
-наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы дают возможность:
- почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
- формируют эмоционально- положительное отношение к самому процессу рисования;
- способствует более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
3.5. Методическое обеспечение программы.
1.А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки»
2.Т.Н. Давыдова «Рисуем ладошками».
3.Г.Н. Давыдова «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»- М. 2007г.
4. И.А. Лыкова « Цветные ладошки»
5.Журналы «Дошкольное воспитание», «Воспитатель».
6. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
7. И.А. Лыкова – «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».
8.Утробина К.К. «Рисованием тычком»- М., 2004г
9. Галанов А. С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ « Сфера», 2000.-80с.
10.Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», М., 1998г.
11.Аверьянова А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г
12. Кожохина С.К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития творчества и воображения у детей младшего, среднего, старшего возраста "Умей-ка".
Воспитывать у детей стремление к творчеству.Научить строить гармоничные отношения с природой.Сформировать эстетические чувства и художественный вкус,эстетическую оценку и свое суждение по отноше...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Формирование творчества в танце на занятиях ритмики» для детей старшего дошкольного возраста.
Рабочая программа «Формирование творчества в танце на занятиях ритмики» для детей старшего дошкольного возраста подготовлена для аттестации на первую квалификационную категорию педагога до...
ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "МИР КРАСОК"
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процесс...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности. По разделй программы "Художественное творчество" Тема: Бабушкин сюрприз (декоративоное рисование)
Интеграция образовательных областей: художественное творчество, коммуникация, познание, музыка, физическая культура. Цель: создать условия для развития творческих способностей д...
Реализация программы "Уроки творчества"
Знаете ли вы, что развитие творческих способностей тесно связано с формированием познавательной и эмоциональной сферы ребёнка. То есть, нужно чтобы у него была возможность как можно больше всего потро...
Реализация программы "Уроки творчества"
Знаете ли вы, что развитие творческих способностей тесно связано с формированием познавательной и эмоциональной сферы ребёнка. То есть, нужно чтобы у него была возможность как можно больше всего потро...
Дополнительная образовательная программа «Театр –творчество- дети» с элементами музыкальной игровой импровизации. Программа рассчитана на младший и старший дошкольный возраст ребенка 2-7 лет.
Дополнительная образовательная программа«Театр –творчество- дети» с элементами музыкальной игровой импровизации.Программа рассчитана на младший и старший дошкольный возраст ребенка 2...