Программа развития творчества и воображения у детей младшего, среднего, старшего возраста "Умей-ка".
материал по аппликации, лепке (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) по теме

Дорофеева Ольга Алексеевна

 

Воспитывать у детей стремление к творчеству.

Научить строить гармоничные отношения с природой.

Сформировать эстетические чувства и художественный вкус,

эстетическую оценку и свое суждение по отношению к

окружающему миру.

Развитие разных способностей художественных и

интеллектуальных, развитие воображения, пространственного

мышления, мелкой моторики рук.

Знакомство с разным видом материалов- соленое тесто, природный

материал, бросовый материал.

Формировать умение выстраивать последовательность создания

поделки, умение видеть и воспроизводить образ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

«Умей – кА»

Развитие творчества и воображения у детей младшего и среднего возраста

Объяснительная записка

Чувство прекрасного, умение видеть и чувствовать красоту родной природы у ребенка закладывается в раннем возрасте. Ребенок может быть не просто пассивным наблюдателем, но и творцом участвующем в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.

Природный материал-кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Создание поделок из природного материала дает возможность взглянуть на мир глазами создателя, а не потребителя, и принесут много радости и творческого удовлетворения.

Лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, созидать и оценивать по законам красоты. Лепка - самый осязаемый вид творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки, по мере необходимости изменяет. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем.

Цели и задачи обучения

Воспитывать у детей стремление к творчеству.

Научить строить гармоничные отношения с природой.

Сформировать эстетические чувства и художественный вкус,

эстетическую оценку и свое суждение по отношению к

окружающему миру.

Развитие разных способностей художественных и

интеллектуальных, развитие воображения, пространственного

мышления, мелкой моторики рук.

Знакомство с разным видом материалов- соленое тесто, природный

материал, бросовый материал.

Формировать умение выстраивать последовательность создания

поделки, умение видеть и воспроизводить образ.

Методы и формы

Групповые занятия, индивидуальная работа с детьми, беседы,

экскурсии    на природу.


Учебный план дополнительной программы первый год обучения

  1. Знакомство с техникой работы с соленым тестом -2 ч.
  2. Знакомство с техникой работы с разноцветным соленым тестом - 5ч.
  3. Знакомство с техникой работы со скалкой -1ч.
  4. Работа с тестом (вырезывание теста формами для печения) - 2ч.
  5. Знакомство с бросовым материалом - 4ч.
  6. Знакомство с природным материалом - 4ч.
  7. Диагностика - 2ч.
    Итого - 20 ч.

Учебный план дополнительной программы второй год обучения

  1. Знакомство со свойствами колючего коврика - 2ч.
  2. Знакомство с техникой работы со стекой - 4ч.
  3. Использование в лепке дополнительных деталей - 4ч.
  4. Знакомство с бросовым материалом - 4ч.
  5. Знакомство с природным материалом - 4ч.
  6. Диагностика - 2ч.
    Итого - 20ч.


Тематический план занятий 1-го года обучения 2-ая мл. группа

  Название занятий

Програмные задачи

"Волшебное тесто"2

Знакомство с соленым тестом, с разноцветным соленым тестом. Учить скатывать, разделять тесто, придавать изделиям разную форму. Учить приемам соединения соленого теста.

"Браслеты" 2

Учить скатывать длинные колбаски из розноцветного соленого теста (2 цвета), переплетать их, придавать форму круга. Знакомство детей со скалкой,Учить использовать в работе с соленым тестом формы для печения.

"Улиточка"

Учить использовать в работе с соленым тестом три цвета: синий, зеленый, черный. Продолжать учить скатывать из ст. колбаски, предовать им форму улитки, украшать мелкими деталями.

"Снеговик на льду"

Продолжать использовать в работе ст. трех цветов: белого, черного, красного. Знакомство детей сфольгой.

"Печенье для куклы"

Продолжать использовать в работе ст. 4-ех цветов: красного, белого, желтого, зеленого. Использовать скалку для раскатывания ст., использовать форму для печения, украшать мелкими деталями.

"Пирожное для мишки"

Продолжать использовать в работе ст. 4-ех цветов: красного, белого, желтого, зеленого. Использовать скалку для раскатывания ст., украшать мелкими деталями.

«Овощи и фрукты»

Продолжать использовать в работе ст. 4-ех цветов: красного, коричневого, желтого, зеленого, украшать мелкими деталями.

«Новогодняя елочка»

Продолжать использовать в работе ст. 4-ех цветов: красного, коричневого, желтого, зеленого. Использовать скалку для раскатывания ст., украшать мелкими деталями. Использовать форму для печения в виде елочки.

"Колобок"

Учить детей разминать пластилин, скатывать круглую форму, называть цвет, украшать бусами.

Название занятий        Программные задачи

"Угощение для куклы"

Продолжать учить детей разминать пластилин, скатывать круглую форму, сплющивать, дополнительно использовать в работе семена арбуза и тыквы.

"Красивый круг"

Учить детей выкладывать узор из семян тыквы на покрытой пластилином крышке из-под майонеза. Развивать мелкую моторику рук, фантазию при составлении узора.

"Гусеница" (коллективная работа)

Учить детей объединяться для совместной работы, показать прием скрепления пластилином футляров из «Киндер-сюрприза», украшать мелкими деталями из пластилина.

"Черепаха"

Учить детей лепить из пластилина мелкие детали соединять их со скорлупой от грецкого ореха, Развивать мелкую моторику рук, игровой замысел.

"Зайчик"

Учить детей лепить из пластилина мелкие детали соединять их с желудями. Развивать мелкую моторику рук, игровой замысел.

"Маленький лес"

Использовать в работе шишки сосны, гуашь зеленого цвета, пластилин. Учить соединять поделки в единую композицию. Радоваться полученному результату.

"Ромашки на поляне"

Продолжать использовать в работе пластилин, раскатывать и сплющивать, придавая форму круга, соединять с семенами ясеня, соединять поделки в единую композицию. Радоваться полученному результату.

Диагностика

Выявление полученных умений и навыков у детей.

     К концу первого года обучения ребенок должен уметь:

  1. лепить предметы из с. т. и пластилина, состоящие из 1-3 частей одинаковой и разной формы;
  2. использовать приемы скатывания прямыми и круговыми движениями; сплющивать, защипывать края формы кончиками пальцев;
  3. использовать в лепке природный и бросовый материал;
  4. использовать при работе с соленым тестом скалку;
  5. создавать композиции с помощью воспитателя.

Тематический план занятий второго года обучения

средняя группа

Темы занятий

Программные задачи

«Улитка на траве»

Продолжать учить детей приемам работы с соленым тестом. Знакомство детей с колючим ковриком, учить накалывать улитку на коврик.

«Бабочка в небе»

Продолжать учить детей приемам работы с соленым тестом, продолжать использовать скалку для раскатывания соленого теста, учить использовать формы для печения в виде бабочки, украшать мелкими деталями, накалывать на колючий коврик.

«Осьминог в воде»

Продолжать учить детей приемам работы с соленым тестом, синего и зеленого. Знакомство детей со стекой, использование фольги.

«Черепаха в пруду»

Продолжать учить детей приемам работы с соленым тестом двух цветов: коричневого и зеленого, работа со стекой, использование фольги, украшение мелкими деталями.

«Мышка»

Продолжать учить детей приемам работы с соленым тестом серого цвета, работа со стекой, бросовым материалом (бусинками и веревочкой). Развивать мелкую моторику рук.

«Елочные украшения»

Продолжать учить детей приемам работы с соленым тестом четырех цветов - зеленого, красного, желтого и синего. Работа со скалкой. Продолжать использовать формы для печения в виде елочки, украшать изделие мелкими деталями.

«Тарелочка для куклы»

Продолжать учить детей приемам работы с соленым тестом трех цветов: белого, синего и зеленого. Работа со скалкой, украшение мелкими деталями. Развитие мелкой моторики рук, фантазии.

«Узор на ковре»

Продолжать учить детей приемам работы с соленым тестом трех цветов: красного, желтого и синего. Работа со скалкой. Учить составлять простые узоры. Развитие мелкой моторики рук, фантазии.

«Торт для медвежонка»

Продолжать учить детей приемам работы с соленым тестом трех цветов: белого, желтого и красного. Работа со скалкой, развитие мелкой моторики рук.

Темы занятий

Программные задачи

«Лесная сказка»

Продолжать учить детей приемам работы с соленым тестом трех цветов: белого, зеленого и коричневого. Работа со  скалкой.  Продолжать учить накалывать изделия на колючий коврик, использовать в работе бросовый материал (вату и заколки). Использовать в работе формы для печения в виде елочек и цветочков. Развивать у детей игровой замысел и фантазию.

«Ежик»

Продолжать     учить     детей    технике     работы    с пластилином:    разминать,    раскатывать,    придавать нужную форму. Учить лепить мелкие детали. Использовать   для   украшения    ежика   природный материал - семечки.

«Панно из сухоцветов»

Учить детей выкладывать узор из сухих цветов на покрытой пластилином крышке от майонеза. Учить детей наносить пластилин на крышку тонким слоем. Развивать мелкую моторику рук и фантазию при составлении узора.

«Попугай»

Продолжать учить лепить из пластилина мелкие детали, соединять их с шишками. Использовать в работе бросовый материал - перья, кожу. Развивать мелкую моторику рук.

«Человечек»

Продолжать учить лепить из пластилина мелкие детали, соединять их с шишками, желудями, веточками. Развивать игровой замысел.

«Шишок»

Использовать в работе сырой картофель (из клубней картофеля предварительно вырезать середину). Работа детей с ножницами и шерстяными нитками. Учить сеять семена в нитки. Украшать изделие мелкими деталями - пуговицами. Воспитывать у детей терпение, умение добиваться конечного результата, развивать игровой замысел и фантазию.

«Снеговик»

Продолжать использовать в работе бросовый материал - яичную скорлупу. Учить аккуратно намазывать клеем готовый контур снеговика на листе бумаги, насыпать яичную скорлупу на клей. Развивать мелкую моторику рук.

«Черепашка»

Продолжать использовать в работе бросовый материал - ватные диски. Работа детей с ножницами и клеем. Учить отрезать от ватного диска разные части, складывать и склеивать в разные формы. Дорисовывание мелких деталей. Развивать мелкую моторику рук и фантазию.

Темы занятий

Программные задачи

«Дерево»

Работа детей с рваной бумагой трех цветов: коричневого, красного и желтого. Учить отрыванию мелких кусочков бумаги от большого листа и нанесение их на, заранее намазанный клеем, контур. Развивать фантазию и мелкую моторику рук.

Диагностика

Выявление полученных умений и навыков у детей.

К концу второго года обучения ребенок должен уметь:

  1. Лепить предметы из соленого теста и пластилина, состоящие из нескольких частей;
  2. использовать приемы скатывания прямыми и круговыми движениями;
  3. уметь сплющивать, защипывать края формы кончиками пальцев, вдавливать и сглаживать;
  4. использовать в работе стеку, различные формы для печения, скалку;
  5. использовать в лепке природный и бросовый материал;
  6. создавать композиции по замыслу.

Цели и задачи работы кружка «Умей-ка»

-        Развивать у детей  творческое воображение,  образное  мышление, фантазию, наблюдательность, трудолюбие, терпение, аккуратность, мелкую моторику пальцев.

-        Продолжать   знакомить   детей   с   природным   и   бросовым материалом;   создавать декоративные композиции из растительных форм и бросового материала.

  1. Продолжать учить работать детей с соленым тестом: цветным и белым (для  выпечки).
  2. Учить расписывать тесто гуашью. При помощи стеки, ножниц, расчески создавать новые узоры.
  3. Воспитывать познавательный интерес, художественный вкус, аккуратность в работе,
    трудолюбие и терпение.
  4. Формировать у детей коллективные чувства, умение договариваться друг с другом во время общей работы,  оказывать друг другу  помощь,  анализировать  свою работу и работу товарищей, радоваться результатам труда.

План обучения

Работа с тестом - 22 часа

Работа с бумагой, бросовым и природным материалом - 14 часов

Тематический план обучения детей старшего и подготовительного к школе возрастов

        


Тема

Материал

Программные задачи

СЕНТЯБРЬ

1.«Диагностика»

Соленое тесто, скалка, стека, различные формы для вырезания из теста

Вспомнить навыки работы с соленым тестом, создание различных фигурок.

2.«Ежик»

Объемная фигурка

Коричневое соленое тесто, ножницы, камешки для глаз, колючий зеленый коврик для каждого ребенка.

Продолжать учить создавать объемную фигурку из соленого теста, делать колючки при помощи ножниц, украшать.

3.4. «Грибы»

Соленое тесто, скалка, стека, цветная гуашь

Продолжать работу с соленым тестом, учить расписывать готовые изделия, развивать фантазию, терпение.

ОКТЯБРЬ

  1. Корзинки для овощей и фруктов.

Объемные

Соленое тесто, скалка, стека

Учить детей переплетать полоски из соленого теста, придавая им вид корзинок.

  1. «Овощи, фрукты».

Объемные.

Соленое тесто, скалка

Продолжать учить создавать объемные фигурки, развивать фантазию и воображение.

4.«Корзинка с овощами и корзинка с фруктами»

Цветная гуашь по набору на каждого ребенка.

Продолжать учить расписывать готовые работы, используя нужную цветовую гамму, закреплять знания детей об овощах и фруктах.

НОЯБРЬ

1.«Мухомор»

Объемная фигурка

Соленое тесто двух цветов (красное и белое, белые бусины, колючий коврик зеленого цвета

Продолжать учить лепить объемную фигурку из соленого теста 2 цветов, использовать в работе бросовый материал.

  1. «Львы»

Соленое желтое тесто, стека, черные камешки для глаз, расческа для гривы.

Продолжать учить лепить объемную фигурку из соленого теста, использовать расческу для гривы, бросовый материал. Развивать фантазию, творчество.

4. «Львы в

Цветной картон, цв. бумага,

Учить детей создавать общую

джунглях».

клей, фигурки львов.

композицию, развивать замысел,

умение работать вместе.

Тема

Материал

Программные задачи

ДЕКАБРЬ

1. «Кулон»

Две полоски соленого белого

Учить переплетать полоски теста

теста. Мелкий и крупный

косичкой, складывать их сердечком,

бисер.

развивать фантазию и воображение

при украшении мелкими деталями

после выпечки.

2. «Кулон».

Соленое тесто красного цвета,

Продолжать использовать в работе

форма для вырезывания -

соленое цветное тесто, развивать

сердечко, несколько комочков

мелкую моторику рук.

теста другого цвета для

украшения.

3. «Смешные

Белое и цветное соленое тесто,

Продолжать работу с соленым

рожицы».

скалка, стека.

тестом, используя скалку и стеку

ч

для создания плоскостной фигурки

по замыслу ребенка.

4. «Цепочка из

Скрепки, ножницы, старые

Учить детей вырезать маленькие

скрепок».

открытки.

прямоугольники из целой открытки

по чертежу, складывать вырезанные

прямоугольники в распрямленные

скрепки, соединять их в одну

цепочку. Развивать мелкую

моторику рук.

ЯНВАРЬ.

1. «Рамка для

Соленое белое тесто,

Продолжать работу с соленым

фотографии».

фотография ребенка,

тестом, раскатывать его колбаской,

ножницы, клей.

вырезать ножницами круг по

контуру фотографии, соединять

детали. Воспитывать желание

сделать работу аккуратно, доводить

до конца начатое.

2. «Черепашки»

Ватные диски, ножницы, клей,

Продолжать использовать в работе

цветная бумага, фломастеры.

бросовый материал, ножницы и

цветную бумагу. Учить отрезать от

ватного диска небольшие кусочки и

выкладывать из них различные

фигуры, дорисовывать мелкие

детали. Развивать фантазию и

мелкую моторику рук.

Тема

Материал

Программные задачи

ФЕВРАЛЬ

1. «Лесовичок»

Шишка, пластилин, веточки, сухие листья, половинка высушенной апельсиновой корки.

Работа с природным материалом. Учить соединять детали в одно целое, создавая задуманный образ, скреплять детали при помощи пластилина,

развивать творчество и фантазию.

2. «Медальон из ракушек»

Восковой пластилин ярких цветов, мелкие ракушки (10-12 ) на каждого ребенка.

Продолжать учить технике работы с пластилином, создавать «пластину» , учить выкладывать узор, используя ракушки. Развивать художественный вкус.

3. «Кактус»

Пластилин зеленого цвета, очищенные спички.

Продолжать работу с пластилином. Воспитывать терпение желание довести работу до конца при . отделке кактуса

4. «Узор из листьев и манной крупы»

Засушенные листья спиреи, манная крупа, клей, лист цветной бумаги и фломастер на каждого ребенка.

Продолжать работу с природным материалом. Развивать фантазию

при выкладывании узора из сухих

листьев, аккуратно насыпать

манную крупу на клей.

МАРТ

1. «Подарок маме»

Стаканчик из под «ленора», гофрированная бумага для розочки ярких цветов, отделочная ленточка, керамзит, сухие веточки.

Учить делать розу из гофрированной бумаги, оттягивать края лепестков. Развивать фантазию при составлении композиции.

2. 3. 4. «Цветы: василек, ромашка, нарцисс»

Соленое белое тесто, цветная гуашь, ножницы, расческа, стека, цветной картон, клей, цветная бумага.

Продолжать использовать в работе соленое тесто, скалку, стеку. Для создания различных форм лепестков ножницы и расческу, расписывать готовые изделия, создавать композицию.

Тема

Материал

Программные задачи

АПРЕЛЬ

1. «Бабочки»

Соленое белое тесто, скалка, формочка для вырезывания в виде бабочки.

Продолжать работу с соленым тестом, применять скалку.

2. «Бабочки»

Цветная гуашь.

Развивать фантазию, аккуратность и терпение при росписи бабочек.

  1. «Бабочки» (коллективная)

Предварительно раскрашенные бабочки, цветной картон, клей

Продолжать учить создавать общую композицию, развивать замысел, умение работать вместе.

  1. «Бабочки»

Разноцветная цветная бумага

Учить складывать бумагу гармошкой, учить выкладывать бабочку из разрывной бумаги контрастных цветов, наклеивать мелкими кусочками. Развивать мелкую моторику рук.

МАЙ

1.«Родной край»

Белое соленое тесто, скалка, формы для вырезывания из теста в виде домиков, елочек, медведей

Продолжить работу с формами для вырезывания

  1. «Родной край»

Цветная гуашь

Роспись готовых изделий. Помочь детям правильно подобрать палитру

  1. «Родной край»

Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей, готовые раскрашенные изделия

Продолжать учить общую композицию, развивать замысел, помочь детям при изготовлении деревьев, продолжать учить вытягивать бумагу ножницами.

  1. «Диагностика»

Оценка результата работы детей с соленым  и цветным тестом, с разными видами бумаги, с природным и бросовым материалом за год

 

 


Цели и задачи работы кружка

- Развивать у детей творческое воображение, образное мышление, фантазию, наблюдательность,

трудолюбие, терпение, аккуратность, мелкую моторику пальцев.

- Продолжать знакомить детей с природным и бросовым материалом; создавать декоративные

композиции из растительных форм и бросового материала.

-  Продолжать учить работать детей с соленым тестом: цветным и белым (для выпечки).

- Учить расписывать тесто гуашью. При помощи стеки, ножниц, расчески создавать новые узоры.

- Воспитывать познавательный интерес, художественный вкус, аккуратность в работе,

трудолюбие и  терпение.

- Формировать у детей коллективные чувства, умение договариваться друг с другом во время

общей работы, оказывать друг другу помощь, анализировать свою работу и работу товарищей,

радоваться результатам труда.

План обучения

Работа с тестом – 22 часа

Работа с бумагой, бросовым и природным материалом – 14 часов


Учебно-тематический план 1-го обучения

Месяц

Тема

Материал

Программные задачи

Сентябрь

1. Диагностика.

2. Знакомство с соленым тестом, скалкой, формами для вырезывания.

3. Три медведя.

4. Три медведя.

Пластилин, дощечка для каждого ребенка.

Соленое тесто, формы для выпечки, стека, дощечка для каждого ребенка.

Соленое тесто, формы для выпечки «домик», «дерево», «медведь, стека, гуашь 3-х цветов: коричневая, бежевая, зеленая. Цветная бумага, ножницы, клей.

Познакомить детей с новым материалом: соленым тестом, цветным и белым, его свойствами и функциями.

Октябрь

1. Пирожки.

2. Гусеница на листе.

3. Гусеница на листе.

4. Смешные рожицы.

Соленое тесто, скалка, дощечки.

Соленое тесто, камешки для глаз, гуашь для росписи зеленого и желтого цветов.

Соленое тесто, скалка, дощечка, гуашь разных цветов по выбору детей.

Познакомить детей со скалкой, стекой, ножницами, формами для вырезания, с работой с бросовым материалом.

Учить разминать раскатывать соленое тесто, вырезать нужные фигуры формочками, использовать стеку, расческу, нож.

Ноябрь

1. Ягоды на листьях.

2. Ягоды на листьях.

3.  Рыбки.

4. . Рыбки.

Соленое тесто, стека формочка, гуашь зеленого и красного цвета для росписи изделий.

Соленое тесто, формочки, гуашь и красного цветов.

Развивать мелкую моторику рук, желание аккуратно выполнить работу.

Декабрь

1.  Аквариум.

2.  Елочное украшение «Колокольчик»

3.  Сердечко.

4.  Снеговик.

Цветная бумага, ножницы, клей, бросовый материал, камешки.

Соленое тесто, формочки, скалка, золотая нить, обрезки оберточной бумаги, гуашь красного, синего и белого цветов, клей.

Воспитывать усидчивость, эстетический вкус, бережное отношение к природе.

Январь

1. Медвежонок

 2. Цыплята

Картон, силуэт медведя, клей, высушенная чайная заварка.

Картон, силуэт цыпленка, клей, пшено, фломастеры, ножницы.

Познакомить детей с новым материалом: соленым тестом, цветным и белым, его свойствами и функциями

Февраль

1. Пластина (оттиск)

2. Пластина (рельеф)

3. Ежи

4. Приведение

Соленое тесто, скалка, веточки дерева, листья, бросовый материал

Соленое тесто, скалка, стека, колпачки от фломастеров, разноцветные камешки.

Соленое тесто, семечки, ножницы.

Соленое тесто, скалка, гуашь разных цветов

Познакомить детей со скалкой, стекой, ножницами, формами для вырезания, с работой с бросовым материалом.

Учить разминать раскатывать соленое тесто, вырезать нужные фигуры формочками, использовать стеку, расческу, нож.

Март

1. Подарок для мамы

2. Цветы в вазе

3. Цветы в вазе

4. Узор на картоне

Зеркало  круглой формы, клей ПВА, разноцветный бисер

Развивать мелкую моторику рук, желание аккуратно выполнить работу.

Апрель

1. Лилии

2. Лилии

3. 4. Васильки

Силуэты цветов, цветная бумага, клей, белая кокосовая стружка, фломастеры, акварель, фломастеры.

Воспитывать усидчивость, эстетический вкус, бережное отношение к природе.

Май

1. Гвоздики

2. Гвоздики

3. Диагностика

Соленое тесто, формы для вырезывания, скалка, стека

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Цикл музыкальных занятий на развитие творчества и воображения у детей дошкльного возраста"

Воображение (фантазия) - это психический процесс создания нового в форме образа или идеи. Через воображение ребенок осваивает и познает окружающий мир, моделирует ситуации, которые пока еще ему не дос...

Психологические основы развития творчества и воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное раз...

Дидактические игры и упражнения для развития творчества и воображения у детей

Дидактические игры и упражнения "Развитие творчества и воображения у детей"...

ПРОГРАММА работы кружка по развитию творчества и воображения у детей младшего и среднего возраста «Мастерская Капитошки»

               ПРОГРАММА              работы кружка поразвитию творчества и воображения ...

Статья: "Изобразительная деятельность в развитии творчества и воображения у детей дошкольного возраста"

Статья о развитии творческих способностей у детей через изобразительную деятельность, а также о важности рисования у детей...

Развитие творчества, творческого воображения у детей среднего возраста.

Развитие творчества, творческого воображения у детей среднего возраста....