Программа развития творчества и воображения у детей младшего, среднего, старшего возраста "Умей-ка".
материал по аппликации, лепке (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) по теме
Воспитывать у детей стремление к творчеству.
Научить строить гармоничные отношения с природой.
Сформировать эстетические чувства и художественный вкус,
эстетическую оценку и свое суждение по отношению к
окружающему миру.
Развитие разных способностей художественных и
интеллектуальных, развитие воображения, пространственного
мышления, мелкой моторики рук.
Знакомство с разным видом материалов- соленое тесто, природный
материал, бросовый материал.
Формировать умение выстраивать последовательность создания
поделки, умение видеть и воспроизводить образ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
«Умей – кА»
Развитие творчества и воображения у детей младшего и среднего возраста
Объяснительная записка
Чувство прекрасного, умение видеть и чувствовать красоту родной природы у ребенка закладывается в раннем возрасте. Ребенок может быть не просто пассивным наблюдателем, но и творцом участвующем в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.
Природный материал-кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Создание поделок из природного материала дает возможность взглянуть на мир глазами создателя, а не потребителя, и принесут много радости и творческого удовлетворения.
Лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, созидать и оценивать по законам красоты. Лепка - самый осязаемый вид творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки, по мере необходимости изменяет. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем.
Цели и задачи обучения
Воспитывать у детей стремление к творчеству.
Научить строить гармоничные отношения с природой.
Сформировать эстетические чувства и художественный вкус,
эстетическую оценку и свое суждение по отношению к
окружающему миру.
Развитие разных способностей художественных и
интеллектуальных, развитие воображения, пространственного
мышления, мелкой моторики рук.
Знакомство с разным видом материалов- соленое тесто, природный
материал, бросовый материал.
Формировать умение выстраивать последовательность создания
поделки, умение видеть и воспроизводить образ.
Методы и формы
Групповые занятия, индивидуальная работа с детьми, беседы,
экскурсии на природу.
Учебный план дополнительной программы первый год обучения
- Знакомство с техникой работы с соленым тестом -2 ч.
- Знакомство с техникой работы с разноцветным соленым тестом - 5ч.
- Знакомство с техникой работы со скалкой -1ч.
- Работа с тестом (вырезывание теста формами для печения) - 2ч.
- Знакомство с бросовым материалом - 4ч.
- Знакомство с природным материалом - 4ч.
- Диагностика - 2ч.
Итого - 20 ч.
Учебный план дополнительной программы второй год обучения
- Знакомство со свойствами колючего коврика - 2ч.
- Знакомство с техникой работы со стекой - 4ч.
- Использование в лепке дополнительных деталей - 4ч.
- Знакомство с бросовым материалом - 4ч.
- Знакомство с природным материалом - 4ч.
- Диагностика - 2ч.
Итого - 20ч.
Тематический план занятий 1-го года обучения 2-ая мл. группа
Название занятий | Програмные задачи |
"Волшебное тесто"2 | Знакомство с соленым тестом, с разноцветным соленым тестом. Учить скатывать, разделять тесто, придавать изделиям разную форму. Учить приемам соединения соленого теста. |
"Браслеты" 2 | Учить скатывать длинные колбаски из розноцветного соленого теста (2 цвета), переплетать их, придавать форму круга. Знакомство детей со скалкой,Учить использовать в работе с соленым тестом формы для печения. |
"Улиточка" | Учить использовать в работе с соленым тестом три цвета: синий, зеленый, черный. Продолжать учить скатывать из ст. колбаски, предовать им форму улитки, украшать мелкими деталями. |
"Снеговик на льду" | Продолжать использовать в работе ст. трех цветов: белого, черного, красного. Знакомство детей сфольгой. |
"Печенье для куклы" | Продолжать использовать в работе ст. 4-ех цветов: красного, белого, желтого, зеленого. Использовать скалку для раскатывания ст., использовать форму для печения, украшать мелкими деталями. |
"Пирожное для мишки" | Продолжать использовать в работе ст. 4-ех цветов: красного, белого, желтого, зеленого. Использовать скалку для раскатывания ст., украшать мелкими деталями. |
«Овощи и фрукты» | Продолжать использовать в работе ст. 4-ех цветов: красного, коричневого, желтого, зеленого, украшать мелкими деталями. |
«Новогодняя елочка» | Продолжать использовать в работе ст. 4-ех цветов: красного, коричневого, желтого, зеленого. Использовать скалку для раскатывания ст., украшать мелкими деталями. Использовать форму для печения в виде елочки. |
"Колобок" | Учить детей разминать пластилин, скатывать круглую форму, называть цвет, украшать бусами. |
Название занятий Программные задачи | |
"Угощение для куклы" | Продолжать учить детей разминать пластилин, скатывать круглую форму, сплющивать, дополнительно использовать в работе семена арбуза и тыквы. |
"Красивый круг" | Учить детей выкладывать узор из семян тыквы на покрытой пластилином крышке из-под майонеза. Развивать мелкую моторику рук, фантазию при составлении узора. |
"Гусеница" (коллективная работа) | Учить детей объединяться для совместной работы, показать прием скрепления пластилином футляров из «Киндер-сюрприза», украшать мелкими деталями из пластилина. |
"Черепаха" | Учить детей лепить из пластилина мелкие детали соединять их со скорлупой от грецкого ореха, Развивать мелкую моторику рук, игровой замысел. |
"Зайчик" | Учить детей лепить из пластилина мелкие детали соединять их с желудями. Развивать мелкую моторику рук, игровой замысел. |
"Маленький лес" | Использовать в работе шишки сосны, гуашь зеленого цвета, пластилин. Учить соединять поделки в единую композицию. Радоваться полученному результату. |
"Ромашки на поляне" | Продолжать использовать в работе пластилин, раскатывать и сплющивать, придавая форму круга, соединять с семенами ясеня, соединять поделки в единую композицию. Радоваться полученному результату. |
Диагностика | Выявление полученных умений и навыков у детей. |
К концу первого года обучения ребенок должен уметь:
- лепить предметы из с. т. и пластилина, состоящие из 1-3 частей одинаковой и разной формы;
- использовать приемы скатывания прямыми и круговыми движениями; сплющивать, защипывать края формы кончиками пальцев;
- использовать в лепке природный и бросовый материал;
- использовать при работе с соленым тестом скалку;
- создавать композиции с помощью воспитателя.
Тематический план занятий второго года обучения
средняя группа
Темы занятий | Программные задачи |
«Улитка на траве» | Продолжать учить детей приемам работы с соленым тестом. Знакомство детей с колючим ковриком, учить накалывать улитку на коврик. |
«Бабочка в небе» | Продолжать учить детей приемам работы с соленым тестом, продолжать использовать скалку для раскатывания соленого теста, учить использовать формы для печения в виде бабочки, украшать мелкими деталями, накалывать на колючий коврик. |
«Осьминог в воде» | Продолжать учить детей приемам работы с соленым тестом, синего и зеленого. Знакомство детей со стекой, использование фольги. |
«Черепаха в пруду» | Продолжать учить детей приемам работы с соленым тестом двух цветов: коричневого и зеленого, работа со стекой, использование фольги, украшение мелкими деталями. |
«Мышка» | Продолжать учить детей приемам работы с соленым тестом серого цвета, работа со стекой, бросовым материалом (бусинками и веревочкой). Развивать мелкую моторику рук. |
«Елочные украшения» | Продолжать учить детей приемам работы с соленым тестом четырех цветов - зеленого, красного, желтого и синего. Работа со скалкой. Продолжать использовать формы для печения в виде елочки, украшать изделие мелкими деталями. |
«Тарелочка для куклы» | Продолжать учить детей приемам работы с соленым тестом трех цветов: белого, синего и зеленого. Работа со скалкой, украшение мелкими деталями. Развитие мелкой моторики рук, фантазии. |
«Узор на ковре» | Продолжать учить детей приемам работы с соленым тестом трех цветов: красного, желтого и синего. Работа со скалкой. Учить составлять простые узоры. Развитие мелкой моторики рук, фантазии. |
«Торт для медвежонка» | Продолжать учить детей приемам работы с соленым тестом трех цветов: белого, желтого и красного. Работа со скалкой, развитие мелкой моторики рук. |
Темы занятий | Программные задачи |
«Лесная сказка» | Продолжать учить детей приемам работы с соленым тестом трех цветов: белого, зеленого и коричневого. Работа со скалкой. Продолжать учить накалывать изделия на колючий коврик, использовать в работе бросовый материал (вату и заколки). Использовать в работе формы для печения в виде елочек и цветочков. Развивать у детей игровой замысел и фантазию. |
«Ежик» | Продолжать учить детей технике работы с пластилином: разминать, раскатывать, придавать нужную форму. Учить лепить мелкие детали. Использовать для украшения ежика природный материал - семечки. |
«Панно из сухоцветов» | Учить детей выкладывать узор из сухих цветов на покрытой пластилином крышке от майонеза. Учить детей наносить пластилин на крышку тонким слоем. Развивать мелкую моторику рук и фантазию при составлении узора. |
«Попугай» | Продолжать учить лепить из пластилина мелкие детали, соединять их с шишками. Использовать в работе бросовый материал - перья, кожу. Развивать мелкую моторику рук. |
«Человечек» | Продолжать учить лепить из пластилина мелкие детали, соединять их с шишками, желудями, веточками. Развивать игровой замысел. |
«Шишок» | Использовать в работе сырой картофель (из клубней картофеля предварительно вырезать середину). Работа детей с ножницами и шерстяными нитками. Учить сеять семена в нитки. Украшать изделие мелкими деталями - пуговицами. Воспитывать у детей терпение, умение добиваться конечного результата, развивать игровой замысел и фантазию. |
«Снеговик» | Продолжать использовать в работе бросовый материал - яичную скорлупу. Учить аккуратно намазывать клеем готовый контур снеговика на листе бумаги, насыпать яичную скорлупу на клей. Развивать мелкую моторику рук. |
«Черепашка» | Продолжать использовать в работе бросовый материал - ватные диски. Работа детей с ножницами и клеем. Учить отрезать от ватного диска разные части, складывать и склеивать в разные формы. Дорисовывание мелких деталей. Развивать мелкую моторику рук и фантазию. |
Темы занятий | Программные задачи |
«Дерево» | Работа детей с рваной бумагой трех цветов: коричневого, красного и желтого. Учить отрыванию мелких кусочков бумаги от большого листа и нанесение их на, заранее намазанный клеем, контур. Развивать фантазию и мелкую моторику рук. |
Диагностика | Выявление полученных умений и навыков у детей. |
К концу второго года обучения ребенок должен уметь:
- Лепить предметы из соленого теста и пластилина, состоящие из нескольких частей;
- использовать приемы скатывания прямыми и круговыми движениями;
- уметь сплющивать, защипывать края формы кончиками пальцев, вдавливать и сглаживать;
- использовать в работе стеку, различные формы для печения, скалку;
- использовать в лепке природный и бросовый материал;
- создавать композиции по замыслу.
Цели и задачи работы кружка «Умей-ка»
- Развивать у детей творческое воображение, образное мышление, фантазию, наблюдательность, трудолюбие, терпение, аккуратность, мелкую моторику пальцев.
- Продолжать знакомить детей с природным и бросовым материалом; создавать декоративные композиции из растительных форм и бросового материала.
- Продолжать учить работать детей с соленым тестом: цветным и белым (для выпечки).
- Учить расписывать тесто гуашью. При помощи стеки, ножниц, расчески создавать новые узоры.
- Воспитывать познавательный интерес, художественный вкус, аккуратность в работе,
трудолюбие и терпение. - Формировать у детей коллективные чувства, умение договариваться друг с другом во время общей работы, оказывать друг другу помощь, анализировать свою работу и работу товарищей, радоваться результатам труда.
План обучения
Работа с тестом - 22 часа
Работа с бумагой, бросовым и природным материалом - 14 часов
Тематический план обучения детей старшего и подготовительного к школе возрастов
Тема | Материал | Программные задачи |
СЕНТЯБРЬ 1.«Диагностика» | Соленое тесто, скалка, стека, различные формы для вырезания из теста | Вспомнить навыки работы с соленым тестом, создание различных фигурок. |
2.«Ежик» Объемная фигурка | Коричневое соленое тесто, ножницы, камешки для глаз, колючий зеленый коврик для каждого ребенка. | Продолжать учить создавать объемную фигурку из соленого теста, делать колючки при помощи ножниц, украшать. |
3.4. «Грибы» | Соленое тесто, скалка, стека, цветная гуашь | Продолжать работу с соленым тестом, учить расписывать готовые изделия, развивать фантазию, терпение. |
ОКТЯБРЬ
Объемные | Соленое тесто, скалка, стека | Учить детей переплетать полоски из соленого теста, придавая им вид корзинок. |
Объемные. | Соленое тесто, скалка | Продолжать учить создавать объемные фигурки, развивать фантазию и воображение. |
4.«Корзинка с овощами и корзинка с фруктами» | Цветная гуашь по набору на каждого ребенка. | Продолжать учить расписывать готовые работы, используя нужную цветовую гамму, закреплять знания детей об овощах и фруктах. |
НОЯБРЬ 1.«Мухомор» Объемная фигурка | Соленое тесто двух цветов (красное и белое, белые бусины, колючий коврик зеленого цвета | Продолжать учить лепить объемную фигурку из соленого теста 2 цветов, использовать в работе бросовый материал. |
| Соленое желтое тесто, стека, черные камешки для глаз, расческа для гривы. | Продолжать учить лепить объемную фигурку из соленого теста, использовать расческу для гривы, бросовый материал. Развивать фантазию, творчество. |
4. «Львы в | Цветной картон, цв. бумага, | Учить детей создавать общую |
джунглях». | клей, фигурки львов. | композицию, развивать замысел, |
умение работать вместе. | ||
Тема | Материал | Программные задачи |
ДЕКАБРЬ | ||
1. «Кулон» | Две полоски соленого белого | Учить переплетать полоски теста |
теста. Мелкий и крупный | косичкой, складывать их сердечком, | |
бисер. | развивать фантазию и воображение | |
при украшении мелкими деталями | ||
после выпечки. | ||
2. «Кулон». | Соленое тесто красного цвета, | Продолжать использовать в работе |
форма для вырезывания - | соленое цветное тесто, развивать | |
сердечко, несколько комочков | мелкую моторику рук. | |
теста другого цвета для | ||
украшения. | ||
3. «Смешные | Белое и цветное соленое тесто, | Продолжать работу с соленым |
рожицы». | скалка, стека. | тестом, используя скалку и стеку |
ч | для создания плоскостной фигурки | |
по замыслу ребенка. | ||
4. «Цепочка из | Скрепки, ножницы, старые | Учить детей вырезать маленькие |
скрепок». | открытки. | прямоугольники из целой открытки |
по чертежу, складывать вырезанные | ||
прямоугольники в распрямленные | ||
скрепки, соединять их в одну | ||
цепочку. Развивать мелкую | ||
моторику рук. | ||
ЯНВАРЬ. | ||
1. «Рамка для | Соленое белое тесто, | Продолжать работу с соленым |
фотографии». | фотография ребенка, | тестом, раскатывать его колбаской, |
ножницы, клей. | вырезать ножницами круг по | |
контуру фотографии, соединять | ||
детали. Воспитывать желание | ||
сделать работу аккуратно, доводить | ||
до конца начатое. | ||
2. «Черепашки» | Ватные диски, ножницы, клей, | Продолжать использовать в работе |
цветная бумага, фломастеры. | бросовый материал, ножницы и | |
цветную бумагу. Учить отрезать от | ||
ватного диска небольшие кусочки и | ||
выкладывать из них различные | ||
фигуры, дорисовывать мелкие | ||
детали. Развивать фантазию и | ||
мелкую моторику рук. | ||
Тема | Материал | Программные задачи |
ФЕВРАЛЬ | ||
1. «Лесовичок» | Шишка, пластилин, веточки, сухие листья, половинка высушенной апельсиновой корки. | Работа с природным материалом. Учить соединять детали в одно целое, создавая задуманный образ, скреплять детали при помощи пластилина, развивать творчество и фантазию. |
2. «Медальон из ракушек» | Восковой пластилин ярких цветов, мелкие ракушки (10-12 ) на каждого ребенка. | Продолжать учить технике работы с пластилином, создавать «пластину» , учить выкладывать узор, используя ракушки. Развивать художественный вкус. |
3. «Кактус» | Пластилин зеленого цвета, очищенные спички. | Продолжать работу с пластилином. Воспитывать терпение желание довести работу до конца при . отделке кактуса |
4. «Узор из листьев и манной крупы» | Засушенные листья спиреи, манная крупа, клей, лист цветной бумаги и фломастер на каждого ребенка. | Продолжать работу с природным материалом. Развивать фантазию при выкладывании узора из сухих листьев, аккуратно насыпать манную крупу на клей. |
МАРТ 1. «Подарок маме» | Стаканчик из под «ленора», гофрированная бумага для розочки ярких цветов, отделочная ленточка, керамзит, сухие веточки. | Учить делать розу из гофрированной бумаги, оттягивать края лепестков. Развивать фантазию при составлении композиции. |
2. 3. 4. «Цветы: василек, ромашка, нарцисс» | Соленое белое тесто, цветная гуашь, ножницы, расческа, стека, цветной картон, клей, цветная бумага. | Продолжать использовать в работе соленое тесто, скалку, стеку. Для создания различных форм лепестков ножницы и расческу, расписывать готовые изделия, создавать композицию. |
Тема | Материал | Программные задачи |
АПРЕЛЬ 1. «Бабочки» | Соленое белое тесто, скалка, формочка для вырезывания в виде бабочки. | Продолжать работу с соленым тестом, применять скалку. |
2. «Бабочки» | Цветная гуашь. | Развивать фантазию, аккуратность и терпение при росписи бабочек. |
| Предварительно раскрашенные бабочки, цветной картон, клей | Продолжать учить создавать общую композицию, развивать замысел, умение работать вместе. |
| Разноцветная цветная бумага | Учить складывать бумагу гармошкой, учить выкладывать бабочку из разрывной бумаги контрастных цветов, наклеивать мелкими кусочками. Развивать мелкую моторику рук. |
МАЙ 1.«Родной край» | Белое соленое тесто, скалка, формы для вырезывания из теста в виде домиков, елочек, медведей | Продолжить работу с формами для вырезывания |
| Цветная гуашь | Роспись готовых изделий. Помочь детям правильно подобрать палитру |
| Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей, готовые раскрашенные изделия | Продолжать учить общую композицию, развивать замысел, помочь детям при изготовлении деревьев, продолжать учить вытягивать бумагу ножницами. |
| Оценка результата работы детей с соленым и цветным тестом, с разными видами бумаги, с природным и бросовым материалом за год |
Цели и задачи работы кружка
- Развивать у детей творческое воображение, образное мышление, фантазию, наблюдательность,
трудолюбие, терпение, аккуратность, мелкую моторику пальцев.
- Продолжать знакомить детей с природным и бросовым материалом; создавать декоративные
композиции из растительных форм и бросового материала.
- Продолжать учить работать детей с соленым тестом: цветным и белым (для выпечки).
- Учить расписывать тесто гуашью. При помощи стеки, ножниц, расчески создавать новые узоры.
- Воспитывать познавательный интерес, художественный вкус, аккуратность в работе,
трудолюбие и терпение.
- Формировать у детей коллективные чувства, умение договариваться друг с другом во время
общей работы, оказывать друг другу помощь, анализировать свою работу и работу товарищей,
радоваться результатам труда.
План обучения
Работа с тестом – 22 часа
Работа с бумагой, бросовым и природным материалом – 14 часов
Учебно-тематический план 1-го обучения
Месяц | Тема | Материал | Программные задачи |
Сентябрь | 1. Диагностика. 2. Знакомство с соленым тестом, скалкой, формами для вырезывания. 3. Три медведя. 4. Три медведя. | Пластилин, дощечка для каждого ребенка. Соленое тесто, формы для выпечки, стека, дощечка для каждого ребенка. Соленое тесто, формы для выпечки «домик», «дерево», «медведь, стека, гуашь 3-х цветов: коричневая, бежевая, зеленая. Цветная бумага, ножницы, клей. | Познакомить детей с новым материалом: соленым тестом, цветным и белым, его свойствами и функциями. |
Октябрь | 1. Пирожки. 2. Гусеница на листе. 3. Гусеница на листе. 4. Смешные рожицы. | Соленое тесто, скалка, дощечки. Соленое тесто, камешки для глаз, гуашь для росписи зеленого и желтого цветов. Соленое тесто, скалка, дощечка, гуашь разных цветов по выбору детей. | Познакомить детей со скалкой, стекой, ножницами, формами для вырезания, с работой с бросовым материалом. Учить разминать раскатывать соленое тесто, вырезать нужные фигуры формочками, использовать стеку, расческу, нож. |
Ноябрь | 1. Ягоды на листьях. 2. Ягоды на листьях. 3. Рыбки. 4. . Рыбки. | Соленое тесто, стека формочка, гуашь зеленого и красного цвета для росписи изделий. Соленое тесто, формочки, гуашь и красного цветов. | Развивать мелкую моторику рук, желание аккуратно выполнить работу. |
Декабрь | 1. Аквариум. 2. Елочное украшение «Колокольчик» 3. Сердечко. 4. Снеговик. | Цветная бумага, ножницы, клей, бросовый материал, камешки. Соленое тесто, формочки, скалка, золотая нить, обрезки оберточной бумаги, гуашь красного, синего и белого цветов, клей. | Воспитывать усидчивость, эстетический вкус, бережное отношение к природе. |
Январь | 1. Медвежонок 2. Цыплята | Картон, силуэт медведя, клей, высушенная чайная заварка. Картон, силуэт цыпленка, клей, пшено, фломастеры, ножницы. | Познакомить детей с новым материалом: соленым тестом, цветным и белым, его свойствами и функциями |
Февраль | 1. Пластина (оттиск) 2. Пластина (рельеф) 3. Ежи 4. Приведение | Соленое тесто, скалка, веточки дерева, листья, бросовый материал Соленое тесто, скалка, стека, колпачки от фломастеров, разноцветные камешки. Соленое тесто, семечки, ножницы. Соленое тесто, скалка, гуашь разных цветов | Познакомить детей со скалкой, стекой, ножницами, формами для вырезания, с работой с бросовым материалом. Учить разминать раскатывать соленое тесто, вырезать нужные фигуры формочками, использовать стеку, расческу, нож. |
Март | 1. Подарок для мамы 2. Цветы в вазе 3. Цветы в вазе 4. Узор на картоне | Зеркало круглой формы, клей ПВА, разноцветный бисер | Развивать мелкую моторику рук, желание аккуратно выполнить работу. |
Апрель | 1. Лилии 2. Лилии 3. 4. Васильки | Силуэты цветов, цветная бумага, клей, белая кокосовая стружка, фломастеры, акварель, фломастеры. | Воспитывать усидчивость, эстетический вкус, бережное отношение к природе. |
Май | 1. Гвоздики 2. Гвоздики 3. Диагностика | Соленое тесто, формы для вырезывания, скалка, стека |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Цикл музыкальных занятий на развитие творчества и воображения у детей дошкльного возраста"
Воображение (фантазия) - это психический процесс создания нового в форме образа или идеи. Через воображение ребенок осваивает и познает окружающий мир, моделирует ситуации, которые пока еще ему не дос...
Психологические основы развития творчества и воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное раз...
Дидактические игры и упражнения для развития творчества и воображения у детей
Дидактические игры и упражнения "Развитие творчества и воображения у детей"...
ПРОГРАММА работы кружка по развитию творчества и воображения у детей младшего и среднего возраста «Мастерская Капитошки»
ПРОГРАММА работы кружка поразвитию творчества и воображения ...
Статья: "Изобразительная деятельность в развитии творчества и воображения у детей дошкольного возраста"
Статья о развитии творческих способностей у детей через изобразительную деятельность, а также о важности рисования у детей...
Развитие творчества, творческого воображения у детей среднего возраста.
Развитие творчества, творческого воображения у детей среднего возраста....