Организация НОД в области "Художественно-эстетического развития" (рисование) в подготовительной группе детского сада на тему " РОСПИСЬ ДЫМКОВСКИМ УЗОРОМ"
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)
Знакомство детей с народной культурой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_dymkovskaya_igrushka.docx | 24.78 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДЕКОРАТВНОМУ РИСОВАНИЮ
НА ТЕМУ «РОСПИСЬ ДЫМКОВСКИМ УЗОРОМ »
подготовительная группа
Цель: Знакомство детей с народной культурой, воспитывать эстетическое отношение к предметам народных промыслов.
Задачи:
1Обучающие задачи:
знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки;
приобщать детей к истокам русской культуры;
закреплять знания детей о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров;
формировать умение выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины);
формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу.
2 Развивающие задачи:
развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;
развивать активную речь детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек, в поиске идентичных элементов;
развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки. Развивать чувство симметрии, ритма;
обогащать словарь детей: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись.
3 Воспитательные задачи:
воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;
способствовать проявлению положительных эмоций.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Предварительная работа: рассматривание дымковских игрушек и беседы о них; чтение и заучивание стихотворений о дымковских игрушках, рассматривание альбома с дымковскими игрушками, рисование элементов дымковского узора.
Материалы и оборудование
Демонстрационный: оригинальные дымковские игрушки, презентация «Дымковская игрушка», проигрыватель с записями русских народных мелодий.
Раздаточный: трафареты-бумажные фигурки дымковских игрушек, карточки- образцы с элементами дымковской росписи, гуашь, кисточки, ватные палочки, стаканчики с водой.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран.
Детей встречает воспитатель в русском народном костюме. Под тихую русскую народную музыку дети заходят в группу. Садятся на стульчики.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие. Проходите, присаживайтесь.
Веселая, белая глина
Кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы
А ну назовите меня!
Дети: Дымковская игрушка.
Воспитатель: Правильно, это все о дымковской игрушке.
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в Дымково, чтобы узнать, какие игрушки делаются в Дымково, как расписываются дымковские фигурки и научиться самим расписать их. Закройте глаза, и мы перенесемся с вами на берега реки Вятки. (Слайд №2)
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нет цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы! (В. Феофанов)
Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Мы с вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками. Родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка. В давние времена жители этой слободы от мала, до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Что же это за игрушки, давайте посмотрим? (Слайд №3)
II. Основная часть
1.Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Красноногий, желторогий,
Мчится глиняный олень. (Слайд №4)
2.Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост,
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алее гребешок. (Слайд №5)
3. Дымковская барышня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах. Посмотри, как хороша,
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд. (Слайд №6)
4. Даже кони в праздничных нарядах.
Кони глиняные мчатся,
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упусти. (Слайд №7)
Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?
Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются. Воспитатель: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет? Дети: Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой!!!
Воспитатель: Правильно! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым - бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?
Дети: Потому что, они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках? (Слайд №8)
Дети: На игрушках – (кружочки, точки линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы)
Воспитатель: Какие образы можно увидеть в Дымковских игрушках? (Слайд №9)
Дети: Лошадка, петушок, олень, баран, барышня.
Воспитатель: Наиболее, распространённые сюжеты: (няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.)
Дети смотрят видео на экране, воспитатель параллельно рассказывает. (Слайд №10)
Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз, она рождается, ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и примазывают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз?
Дети: В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.
Воспитатель: Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающее еще большую нарядность игрушке. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть, двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.
Физкультминутка
Мы игрушки расписные, (Стойка прямо, небольшие покачивания плечами) Хохотушки вятские (Улыбка друг другу с поворотом)
Щеголихи слободские, (Поворот вокруг себя)
Кумушки посадские. (Небольшие приседания)
У нас ручки крендельком (Показ рук вперед, на пояс)
Щёчки будто яблочки, (Легкие прикасания к своим щекам)
С нами издавна знаком (Стойка прямо)
Весь народ на ярмарке. (Поклон)
Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки (см. Приложение №1)
Для того чтобы начать работу необходимо: Выбрать рисунок-шаблон, с которым вы будете работать: Дымковская барышня, лошадка, уточка… Воспитатель: раздает напечатанные трафареты всей группе. Сегодня вы приобщитесь к мастерицам Дымковской игрушки. Мы будем украшать игрушку узорами. Вспомните элементы узоров при росписи дымковских игрушек и продумайте свой узор, состоящий из шаблонных элементов. Воспитатель: Раздает каждому ребенку набор карточек «Элементы Дымковской росписи» Давайте вспомним еще раз.
– Какие основные элементы геометрического орнамента чаще встречаются на игрушках? (Круги, овалы, клетка, полоска, точки, штрихи) Посмотрите на экран. (слайд11) На экране расположены схемы с элементами Дымковской росписи.
- Дымковскую игрушку расписывают (элементы): кружками, кольцами, полосками, змейками. Обращайте внимание на карточки розданные вам с этими элементами. А теперь, посмотрите на экран.
– Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга. в ряд; в шахматном порядке; в клетке между линиями.
– Обратите внимание на точки: между кольцами; на кольцах; по краю колец. – На цветовое сочетание элементов в узорах.
Цвета - используемые в Дымковской игрушке это (стандартно) красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зеленый и в очень небольшом количестве коричневый и черный.
Включить спокойную русскую народную музыку.
Воспитатель: Предлагаю начать.
Дети обводят фигурку па трафарету.
Дети расписывают выбранные фигурки.
Управляя процессом, художественной деятельностью детей воспитатель советует и оказывает помощь индивидуально.
4.Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, а теперь скажем волшебные слова «Закрываем мы глаза, вот такие чудеса, мы теперь не мастера, а теперь мы дети!»
Дети закрывают глаза и говорят слова.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть мастерами? Какие замечательные работы получились у всех!
- А вам нравятся ваши работы?
- Какая вам понравилась больше всех?
- Расскажите чем?
- Какие цвета использовали?
- Какие элементы узора?
Очень хорошо, что вы помните народные ремесла наших предков и продолжаете их искусство в современной жизни. Вятские мастерицы научили вас дымковскому искусству украшать игрушки. Не зря говорят в народе: «Умелец да рукодельник себе и другим людям радость приносит». Оттого и любим мы народные игрушки, что столько в них доброты и веселья. В конце занятия устраивается выставка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт организации предметно – развивающей среды гражданско-патриотической направленности в подготовительной группе детского сада.
статья описывает опыт построения предметно-развивющей среды в группе детского сада по гражданско-патриотическому воспитанию....
Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»
Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготов...
Организация НОД в ОО " Познавательное развитие" (ФЭМП) в старшей группе детского сада. На тему: "Волшебное путешествие.Порядковый счет до 10"
старшаая группа...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) для детей старшей группы детского сада
Память о блокаде – это очень трудная память. Об этом почти невозможно вспоминать, трудно писать, сложно рассказывать. Однако мы все понимаем, как важно сохранить эту историю, донести ее до новых...
Организация НОД в области "Познавательное развитие" подготовительная группа детского сада на тему "Посев семян огурцов и помидоров для выращивания рассады".
Технологическая карта НОД...
Тематическое планирование в подготовительной группе детского сада по теме недели "До свидания, детский сад!"
Тематическое планирование в подготовительной группе детского сада по теме недели "До свидания, детский сад!"...
Родительское собрание в подготовительной группе детского сада на тему « Выполнение целевых ориентиров на конец года в подготовительной группе».
Актуализация знаний родителей по проблеме готовности к школе....