Опыт организации предметно – развивающей среды гражданско-патриотической направленности в подготовительной группе детского сада.
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

статья  описывает опыт построения предметно-развивющей среды в группе детского сада по гражданско-патриотическому воспитанию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт организации предметно – развивающей среды  гражданско-патриотической направленности  в подготовительной группе детского сада.

Кулагина Л.А., воспитатель высшей категории

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 385 г.Н.Новгород

Вашему вниманию представляем опыт работы МБДОУ № 385 по  созданию предметно-развивающей среды в ДОУ, обогащающей опыт детей и способствующей приобщению детей  к  духовно-нравственным ценностям российского народа. Учитывая тематический принцип построения воспитательно-образовательного процесса, среда в группах  проектируется в соответствии с содержанием изучаемой темы  в данный период  в 10 образовательных областях. А  интегративный принцип построения   позволяет использовать материалы, оборудование одной образовательной области  для реализации содержания других областей. Так, в течение года дети подготовительной группы изучают 11 тем (длительностью в среднем 2-3 недели) гражданско-патриотической  направленности. Соответственно среда группы содержательно меняется на протяжении года 11 раз.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Тема: «Я живу в России».

В раздевалке представлена была выставка  «Путешествуем  по  городам  России». На ней присутствовали семейные фото и экспонаты от путешествий по разным российским городам (Москва, Санкт – Петербург, Ярославль, Казань, Чкаловск, Анапа).  Выставка являлась основой для коммуникативной деятельности детей, помогала делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями от путешествий, придавала уверенность среди сверстников, являлась мотивом для игр – путешествий. На карте обозначены границы России, крупные города, а цвет помогал определять и знакомить с ландшафтом России. Таким образом решались задачи образовательных областей «Коммуникации», «Социализации» и «Познания».

В группе были созданы мини – выставки «Символика России» и «Москва – столица», где были представлены дидактические пособия и игры, сувениры, иллюстративный материал. Это помогало решать задачи образовательной области  «Познания», «Социализация» и знакомить детей с родной страной.

Экспозиция «Природа нашей Родины»  (макеты природных зон, дидактические игры и пособия, иллюстрации и энциклопедии) знакомит детей с основными природными зонами: Арктика,  тундра, смешанные леса,  черноморское побережье, с их растительным и животным миром. Здесь решались задачи образовательной области «Познание». Дети разыгрывали сюжеты, которые могли бы произойти в этих природных зонах, т.е. коснулись «Социализации»,  в индивидуальной работе и  через экскурсии (где экскурсоводами были сами дети)  для детей других групп решались задачи «Коммуникации».

Конструирование из строительного материала  «Улицы  Москвы», «Московский Кремль»,  «Здания Москвы», сбор макета  «Храм Василия Блаженного» и обыгрывание этих построек помогли решению задач областей «Познание» и «Социализация».

Рисование «Животные артисты», «Народное ополчение», раскрашивание раскрасок, аппликация «Спасская башня Московского Кремля»  решали задачи образовательной области «Художественное творчество».

Чтение стихов, рассказов о России, столице и государственных  символах, разучивание стихотворения о флаге «Белый цвет – березка,..», обоснование и разучивание пословиц и поговорок о России  решает задачи образовательной области «Чтение художественной литературы», «Коммуникация».

Тема: «Они прославили Россию».

Эта тема была представлена  несколькими экспозициями, размещенными в разных центрах детской деятельности, через интеграцию разных образовательных областей.

В коммуникационном центре была совместно с детьми и родителями создана экспозиция , посвященная творчеству  русского писателя  А.С.Пушкину. Собраны книги, иллюстрации, аудио и видеодиски со сказками, созданы интерьеры и подобраны герои сказок  «Сказка о золотом петушке»,  «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».  Был подготовлен и представлен  семьей Леры Б. проект  «Мой любимый Пушкин».   Детские работы по сказкам Пушкина представлены в центре художественного творчества. Впечатления детей были также отражены  через рисование «Сказка о царе Салтане», аппликацию «Сказочный дворец», семейные творческие  работы.  Проделанная работа решала задачи образовательных областей «Чтение художественной литературы»,  «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».

В музыкальном центре представлена экспозиция, посвященная творчеству русского композитора П.И.Чайковского.  Здесь собраны аудиозаписи его произведений, интерьеры и основные герои опер «Щелкунчик» и «Спящая красавица», иллюстративный материал. В рисовании «Что мне рассказала музыка П.И.Чайковского» дети отражали свои впечатления о прослушанных произведениях.  

В центре художественного творчества  представлена экспозиция, посвященная творчеству русского художника  И.И.Шишкина. Были подобраны репродукции картин, литературный материал для создания выразительного образа русской природы.   Был подготовлен и представлен  семьей Юли К. проект    «Великий художник И.И.Шишкин». По картинам художника дети передали свои впечатления в рисовании и сюжетной лепке.

В познавательном центре размещен и представлен детский проект семьи Саши К. о русском летчике-испытателе В.П.Чкалове.

В экспериментально – исследовательском центре представлен познавательный материал о творчестве великого русского ученого М.В.Ломоносова, собрана коллекция камней, проведены опыты об электрическом притяжении, представлен проект семьи Саши К. «М.В.Ломоносов – великий ученый».

В создании экспозиций принимали участие и сами дети, и их родители,  и коллеги.

Тем самым решались задачи образовательных областей «Музыка», «Социализация», «Коммуникация», «Труд»,  «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Познание».    

Тема «Народная культура и традиции»

  В раздевалке была представлена выставка «Русская народная кукла», где представлены образцы народных тряпичных кукол, которые хранились в домах как семейные обереги. Каждая семья приняла участие  в этой выставке и изготовила куклу – оберег с определенным назначением. Это способствовало реализации задач образовательных областей «Познание», «Социализация», «Художественное творчество» и направлено на знакомство и восстановление семейных традиций русского народа.

В группе был создан мини – музей «Старинных вещей»,  где собраны предметы народного быта, принесенные семьями детей. Это помогало реализовать задачи областей «Познание», «Социализация» и установить связь с историческим прошлым своего народа.

Выставка «Улица ремесел» представляет виды народно – декоративного и прикладного искусства и разных ремесел русского народа. Дидактические пособия и игры помогали закрепить знания детей. Этот материал  решал  задачи образовательных областей «Художественное творчество»,   «Социализация», «Познание»  и  помогал знакомить с мастерством русского народа.

Экспозиция «Русское  слово» представляет сюжеты русских пословиц и поговорок и способствует решению областей «Коммуникация»,  «Чтение художественной литературы», «Социализация».

В центре  сюжетно – ролевых игр имеются тряпичные куклы, куклы в народных костюмах, деревенские дома,  модель крестьянского двора, интерьер русской бани  и русской избы, предметы – заместители, отдельные детали для ряжения  детей , для разворачивания игровой деятельности детьми по данной теме.

В центре музыкального творчества собраны народные музыкальные инструменты, подобраны аудио и видеозаписи русской песни и танца. Был проведен  фольклорный  праздник «Приходила Коляда», где выступали и пели колядки дети разных групп. Это способствовало реализации задач  образовательных областей «Музыка»,  «Социализация»,  «Познание», «Коммуникация».

        В центре художественного творчества представлена выставка образцов народного изобразительного искусства,   дидактические  игры  «Городецкая роспись» , «Составь узор», «Лото», «». Имеются различные материалы для изобразительной деятельности, трафареты, раскраски. Родителям представлена выставка детского творчества по этой теме.

В рамках этой темы дети нашей группы посетили выставки музеев : музей района с  выставкой «Волшебная нить» и выставкой «Быт русского народа»;  музей школы № 172 с выставкой «Декоративное и прикладное искусство русского народа».  Это помогло реализовывать задачи «Социализации», «Коммуникации», «Познания».

Тема  «День защитника Отечества»:

Первая неделя была посвящена  «Богатырям – защитникам». В группе была организована выставка иллюстративного материала, посвященная богатырям, великим сражениям того времени. Это помогало реализовывать задачи  образовательных областей «Познание», «Социализация».

 Центр  сюжетно – ролевых игр  был пополнен игровыми атрибутами для разыгрывания  батальных сцен (щит, мечи, лук, шлем), велись беседы о правильном обращении с игровым материалом. Был предоставлен различный конструктор для создания построек крепостей и мелкий материал для их обыгрывания.  Здесь реализовались задачи «Социализации», «Безопасности», «Физкультуры», «Познания».

В центре художественного творчества представлен различный материал для  изобразительной деятельности, раскраски, трафареты. Совместно с детьми было создано дидактическое пособие «Собери богатыря на бой». Для родителей представлена выставка детского творчества  «Тридцать три богатыря», «Сражение Добрыни Никитича со Змеем Горынычем».  Здесь реализовывались задачи областей «Художественное творчество», «Познание», «Труд».

В коммуникационном центре были подобраны книги для чтения о русских богатырях, видеоматериалы, ребусы.

Вторая неделя была посвящена «Современной Российской Армии».  В группе совместно с родителями и детьми была создана фотовыставка «Наши защитники – деды и отцы», где были представлены фото отцов  и дедов во время службы в Армии  и боевые награды членов семей,  родственников. Был подобран иллюстративный материал о современных родах войск, создана экспозиция «Боевая техника». Это помогало решать задачи областей «Познание», «Социализация», «Коммуникация».

В центре сюжетно – ролевых игр были добавлены фуражки , пилотки, шлемы, рации. Совместно с детьми изготавливали необходимые для игры атрибуты: бинокли, радиопередатчик, миноискатель,… Это помогало решать задачи по образовательным областям «Социализация», «Коммуникация», «Труд».

В центре художественного творчества была представлена  выставка творческих работ детей «Я вместе с папой», «Пограничник на посту», «Поздравительная открытка папе».

Дети посетили  музей школы № 172 с выставкой «Боевой путь авиационного полка», что помогло реализовать задачи «Социализации», «Познания», «Коммуникации».

Тема  «Моя планета. День Космонавтики».

Совместно с детьми и их родителями в познавательном центре  была создана мини – выставка «Этот интересный космос», где был  представлен иллюстративный и познавательный материал о космическом пространстве (о планетах, звездах, метеоритах, кометах и о первых открытиях космоса, о его покорении человеком,  космонавтах), дидактические игры и пособия.  Дети выполнили творческие проекты «Мое созвездие» и представили их  в группе. Это помогало реализовывать задачи  образовательных областей «Познание», «Социализация».

В коммуникационном центре была создана подборка стихов, рассказов, сказок о космосе и космонавтах, совместно с детьми составлены и решены кроссворды и ребусы. Проводились игры «Продолжи историю в космосе»,  по схемам - моделям  составлялись рассказы о нашей планете.

Для сюжетных игр в среде был предложен различный материал предметов – заместителей  (пластиковые бутылки, веревки, куски ткани разной фактуры,  пульты и клавиатуры) для обыгрывания различных ситуаций в космических путешествиях. Для создания игровой среды дети использовали различный конструктивный материал (модули, напольный конструктор, «лего»,  металлический конструктор). А также дети использовали игровой материал, изготовленный ими  по  теме  «Защитники Отечества».  Эти условия помогли реализовывать задачи по образовательным областям «Социализация», «Коммуникация», «Труд».

В центре художественного творчества была представлена  выставка творческих работ детей «Космическое путешествие»,  «Ракета летит к звездам»,  «Пришельцы», «Космонавты на космодроме». Совместно с родителями  была проведена выставка творческих работ  «Космические мастера», где были представлены роботы, ракеты, луноходы, планеты,  инопланетные существа, сделанные своими руками. Это помогало решать задачи по образовательным областям  «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация», «Труд».

В исследовательском центре проходили эксперименты  с магнитами и воздухом, водой. Это помогло реализовывать задачи «Познания», «Коммуникации».

Надеемся, что представленные материалы помогут педагогическим коллективам ДОУ методологически грамотно спроектировать  предметно-развивающую среду в ДОУ, обогащающей опыт детей и способствующей приобщению детей  к  духовно-нравственным ценностям российского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно - развивающая среда логопедического кабинета и группы детского сада

Предметно - развивающая среда логопедического кабинета и группы детского сада служит для закрепления полученных произносительных навыков, самостоятельной деятельности детей и развития творческих спосо...

Публикация. Создание предметно – развивающей среды театрального уголка старшей группы детского сада.

Публикация. Создание предметно – развивающей среды театрального уголка старшей группы детского сада....

Создание предметно-развивающей среды во второй младшей группе детского сада.

·       Разделы: Работа с дошкольникамиПравильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности...

Организация предметно-развивающей среды ДОУ в подготовительной группе в соответствии с ФГОС.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ...

Создание предметно-развивающей среды во второй младшей группе детского сада.

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оц...

Методическая разработка " Предметно-развивающая среда во второй младшей группе детского сада"

Предметно-пространственная среда-главное средство  для формирования личности ребенка, источник получения знаний и умений и социального опыта.Это пространство, которое воспринимает ребенок в данны...

Предметно-развивающая среда по ОБЖ в группах детского сада

Рекомендации по оформлению предметно-развивающей среды по ОБЖ....