Конспект занятия «Голубая гжель»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Учить элементу гжельской росписи (сочетание дугообразной, петельной линии с мазками, точками).
- Учить детей приемам рисования гжельской розы.
- Закреплять навыки рисования концом кисти и всей кистью.
- Поддерживать интерес к народному творчеству.
Образовательная область «Познавательное развитие»
- продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством.
Образовательная область «Речевое развитие»
- развивать коммуникативные умения;
- развивать связную речь, умение отвечать полными ответами;
Образовательная область «Физическое развитие»
- Формировать точные координированные движения.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- воспитывать уважение к народным умельцам, желание продолжать традиции народных мастеров.
- учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий.
Оборудование и материалы: игра «Собери посуду», иллюстрации изделий гжельских мастеров, гуашь синяя, белая, кисточки разных размеров, вода, салфетки, палитры, трафареты посуды.
Предварительная работа: знакомство с промыслом Гжели, рассматривание альбома “Сказочная гжель», посуды, игрушек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_gzhel.docx | 26.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №25 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию детей
Красносельского района
Санкт-Петербурга
Составил: воспитатель
высшей квалификационной категории
Орлова Елена Рэмовна
Дата проведения:
Апрель 2019
Конспект занятия в подготовительной группе «Голубая гжель»
Тема: "Роспись гжельской посуды"
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Учить элементу гжельской росписи (сочетание дугообразной, петельной линии с мазками, точками).
- Учить детей приемам рисования гжельской розы.
- Закреплять навыки рисования концом кисти и всей кистью.
- Поддерживать интерес к народному творчеству.
Образовательная область «Познавательное развитие»
- продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством.
Образовательная область «Речевое развитие»
- развивать коммуникативные умения;
- развивать связную речь, умение отвечать полными ответами;
Образовательная область «Физическое развитие»
- Формировать точные координированные движения.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- воспитывать уважение к народным умельцам, желание продолжать традиции народных мастеров.
- учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий.
Оборудование и материалы: игра «Собери посуду», иллюстрации изделий гжельских мастеров, гуашь синяя, белая, кисточки разных размеров, вода, салфетки, палитры, трафареты посуды.
Предварительная работа: знакомство с промыслом Гжели, рассматривание альбома “Сказочная гжель», посуды, игрушек.
Ход занятия
Мотивационно - организационный этап.
Воспитатель обращает внимание детей на «Волшебный ящик», находящийся в группе. Какой красивый и конечно он с секретом. Угадайте, что в нем?
Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла и цветами расцвела:
голубыми, синими, нежными, красивыми.
(Гжельская роспись)
Друзья мои, беда, моя посуда разбилась. Одни осколочки остались. (Показать «разбитую» посуду). Вы поможете мне?
Желание детей помочь определяет цель их последующей работы.
Поисковый этап
Воспитатель организует обсуждение ситуации, предлагает детям подумать, как можно помочь. Дети вместе с воспитателем составляют план предстоящей работы:
- Узнать, как работают гжельские мастера?
- Нарисовать гжельскую посуду.
Практический этап
Познавательный рассказ «Гжельская посуда»
Сегодня расскажу вам быль. Быль – это то, что было в действительности, происходило на самом деле. Так вот. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь полей и лесов стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые, весёлые да красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать, да людей всех порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё посуду разную.
Вот посмотрите – с чего все начинается. (показ картинок). Разводят глину в огромных чанах. Заливают ее в специальные формы-заготовки. И оставляют на просушку. Затем получаются вот такие изделия. Привлекательно ли выглядят они, радуют ли глаз? Нет. Они белые, не яркие.
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице дворника, который метёлкой улицы метёт, да вылепил его. И расписал его мастер разными узорами.
Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Вот так и повелось, что каждый мастер, своим мастерством всех радовал, своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были.
Мастера не только лепили свои изделия, но и расписывали посуду синей краской разных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись.
Рассматривание и описание гжельской посуды.
Воспитатель организует беседу и обращает внимание детей на элементы росписи. Обыкновенная, казалось бы, чашка. Но сколько умения и старания вложил мастер для её украшения.
Это ваза. Чем украшено её горлышко и донышко?
Что располагается на самой широкой части вазы?
А это – гжельский чайник. Расскажите, какими элементами мастер украсил носик, крышечку, ручку и, конечно же, сам чайник.
Роспись гжельская необычная. По белому фону рука художника кисточкой с краской то сильнее нажмёт, то слабее. И всё, что нарисует, становится синим и голубым – цветы, листья, травка.
Физкультминутка «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник,
("Надуть" живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник.
(Другая изогнута, как носик.)
Вот фарфоровые чашки,
(Приседать, одна рука на поясе.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
(Кружиться, рисуя руками круг.)
Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки,
(Потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес.
(Сделать большой круг.)
Дидактическая игра «Собери посуду»
Воспитатель предлагает детям игру «Собери посуду». На подносе лежат разрезанные, нарисованные изделия гжельских мастеров: чайник, сахарница, блюдце, чашка.
Как называется посуда, которую вы сложили из осколков? (гжельская).
Кто расписывает такими узорами? (гжельские мастера)
Есть в Подмосковье такое местечко –
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлее вода родничковая,
И дыхание ветра свежей,
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель…
Ребята, посуду мы собрали, только ее не склеишь теперь. Вот что, а чем вы не мастера? Поможете посуду расписать?
Ещё раз вспомним, какие цвета используют в гжельской росписи? (Синий). Чем украшается середина изделия? (гжельской розой). Из каких элементов состоит цветок? (из мазков). Как они расположены? (два мазка с одной стороны, два – с другой, в середине – тонкая сеточка). Что располагается вокруг большого цветка? (листья, веточки). Что будем рисовать широкой кистью? (лепестки розы, листья). Что нарисуем концом кисти? (сеточку, усики, завитки).
Рисование гжельской посуды.
Пальчиковая гимнастика: «Цветы»
Наши синие цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
Дети выбирают предмет посуды и приступают к украшению гжельским узором.
В ходе работы обращаю внимание на последовательность рисования, на правильность составления мазка, на украшение цветка, усиками, листочками, завитками.
По окончании работы предлагаю детям поставить свои работы на стол. (стол свободный со скатертью приготовлен заранее).
Рефлексивно-оценочный этап.
Воспитатель предлагает детям высказать предположения о том, удалось ли им помочь, аргументировать свои ответы.
Воспитатель благодарит детей за помощь, отмечаю какая расписная получилась посуда. Будто голубые узоры ожили на них. На каждом расцвела пышная гжельская роза в окружении листьев, бутонов, завитков. И как у настоящих мастеров, ни один узор не повторяется, у каждого есть что-то своё, особенное.
Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.
Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Сказочная Гжель"
Конспект открытого занятия«Сказочная гжель» Программное содержание:· Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельско...
Конспект занятия «Чудо-гжель»
старшая группа...
Конспект интегрированного занятия " Голубая гжель" по ИЗО и окружающему миру в старшей группе.
Содержание конспекта дает возможность детям в интересной увлекательной форме закрепить знания о различных видах декоративного-прикладного исскуства и применить знания на практике....
конспект занятия "Сказочная гжель"
конспект занятия в старшей группе "Сказочная гжель"...
конспект занятия "Сказочная гжель"
конспект...
конспект занятия " Кружка-гжель" рисование
конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) в технике гжель...