План- конспект занятия "Сказочная гжель"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

 Смолина Лариса Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gzhel.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность в старшей группе «Сказочная гжель

Цели:

1. Познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.

2. Формировать практические умения и навыки рисования. Учить детей составлять узор по мотивам гжельской росписи. Совершенствовать навыки работы с красками. Закрепить навык рисования двойным мазком.

3. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Ход организованной образовательной деятельности:

Сегодня, ребята, наше занятие посвящено «Сказочной гжели». Но расскажу я вам не сказку, а быль.

Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Стали дальше дум - думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день,  жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

- Русские  живописцы  говорили, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков:  от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.

Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!..

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Л. Куликова.

- Пожалуй,           самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, можно  написать                     тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны.

 Очень привлекают  нынче, как вчера!

Л. Куликова.

- Используются завитки, дуги, сеточки, полос очки, травинки, точки.

 - Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее название – Гжель.

- Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.

Вопрос: Что украшают гжельскими узорами?

Ответ: Вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, блюдца, чайные сервизы.

Учитель: А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами.

Вопрос: А кто из вас скажет, что же такое сервиз?

Ответ: Это полный комплект столовой или чайной посуды, рассчитанный на определенное количество человек.

Есть у меня набор чайного сервиза (дети называют имеющиеся модели для раскрашивания), но только они белые, не раскрашенные. Поможете мне расписать их?

А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.

В процессе самостоятельной работы детям предоставляется полная творческая свобода, оказывается индивидуальная помощь. В конце занятия устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе любуются на плоды своего труда. Главное не забыть похвалить каждую работу, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!

Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.

Всем ты в душу запала,

Наша русская Гжель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Расцветает Гжель васильковая"

Продолжать знакомить детей с гжельским промыслом, формой изделий, их назначением, характерными особенностями росписи гжельского фарфора – колорит, композицияУчить изображать гжельскую розу при помощи ...

конспект занятия "Гжель"

конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе...

Конспект НОД "Гжель - сказочная роспись"

Декоративно-прикладное творчество...

Конспект «Сказочная гжель»

Тема: «Сказочная гжель»...

План-конспект организации и проведения рисования в подготовительной группе "Гжель"

Тема: гжельВозраст: 6-7 летЦель: продолжать учить детей рисованию гжельской росписьюЗадачи:1.Образовательные: Продолжать знакомить детей с гжельской  росписью,  ее историей, Учить составлять...

План-конспект организации и проведения рисования в подготовительной группе "Гжель"

Тема: гжель Возраст: 6-7 лет Цель: продолжать учить детей рисованию гжельской росписью...