Календарно-тематическое планирование по изобразительной деятельности
календарно-тематическое планирование по рисованию (средняя, старшая, подготовительная группа)

Щелканова Людмила Константиновна

Календарно-тематическое планирование по изобразительной деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_izodeyatelnosti.doc338.5 КБ

Предварительный просмотр:

План по изодеятельности в средней группе.

Литература:

  1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность. Средняя группа – М., 2007
  2. Комарова Т. С.  Изобразительная деятельность в детском саду – М., 2008

Месяц

№ занятия дата

Вид деятельности

Название занятия

Задачи занятия

Предварительная работа

Лит-ра

Сентябрь

1

Рисование сюжетное по замыслу (педагогическая диагностика)

1.Посмотрим в окошко.

2. Нарисуй картинку про лето.

    Учить рисовать простые сюжеты по замыслу. Выявить уровень графических умений и композиционных способностей. Воспитывать интерес к познанию своего ближайшего окружения и его отражению в рисунке

№1, с. 18

№2, с. 27

2

Рисование предметное с натуры

Красивые цветы

Развивать наблюдательность. Учить передавать в рисунке части растения. Закреплять умение рисовать кистью и красками. Правильно держать кисть, хорошо промывать и осушать кисть.

Развивать образное восприятие, воображение, творчество

Наблюдение на прогулке за  цветами на клумбе, Рассматривание иллюстраций с изображением цветов, закрепление знаний о строении цветка

Закрепить технический навык -  проведение тонких линий концом кисти и широких линий всей кистью

№2, с. 31

3

Рисование предметное

Цветные шары

Учить передавать в рисунке отличительные особенности круглой и овальной формы. Закреплять навыки закрашивания, Развивать образное восприятие, воображение, творчество

Продолжать знакомить с приемами изображения предметов круглой и овальной формы, учить сравнивать эти формы, выделять отличия.

Закрепить технический навык -  ровное закрашивание предмета сначала по краю, потом – в середине

№2, с. 34

4

Рисование

по представлению

На яблоне поспели яблоки

Продолжать учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности. Учить передавать в рисунке образ фруктового дерева. Учить быстрому приему рисования листвы. Подводить детей к эмоциональной оценке своих работ

Рассмотреть иллюстрации с изображением плодовых деревьев, закрепить знания о строении дерева.

Закрепить технический навык -  проведение тонких линий концом кисти и широких линий всей кистью

№2, с. 29

Октябрь

5

Рисование сюжетное по замыслу

Золотая осень

Учить изображать осень. Упражнять в умении рисовать дерево. Закреплять технические умения при работе с красками Развивать образное восприятие, воображение, творчество

Во время прогулок рассматривать осеннюю природу, листья обратить внимание на их разнообразную окраску. Закреплять технические умения проводить тонкие линии концом кисти и широкие линии всей кистью

№2, с. 35

6

Рисование

 по представлению

Яблоко – спелое, красное, сладкое

Учить рисовать многоцветное яблоко, показать способ получения оранжевого цвета путем смешивания желтого и красного цвета Развивать образное восприятие, воображение, творчество

Дидактические игры «Фрукты-овощи», «Чудесный мешочек»

Закрепить технический навык -  ровное закрашивание предмета сначала по краю, потом – в середине

№1, с. 42

7

Рисование модульное

«Кисть рябинки, гроздь калинки…

Учить рисовать кисть рябины ватными палочками, а листок – приемом ритмичного примакивания ворса кисти. Закрепить представление о соплодиях и их строении. Развивать чувство ритма и цвета.

Наблюдение за деревьями, рассматривание их плодов. Дидактические игры «С какого дерева листок», «Листья и плоды»

 Освоение техники рисования ватными палочками, пальчиками

№1, с. 46

8

Рисование декоративное

Украшение фартука

Учить составлять простой узор из элементов народного орнамента на узкой полосе.

Развивать цветовосприятие, чувство ритма, воображение, творчество

Рассмотреть с детьми различные виды изделий, декорированных в народном стиле: платки, фартуки, скатерти, выделяя ритмичность узора, цветовое оформление.

Упражнять в выкладывании ритмичного узора из бумажных форм

№2, с. 38

Ноябрь

9

Рисование

 по представлению

Маленький гномик

Учить передавать в рисунке образ маленького человечка – лесного гномика, составляя изображение из простых частей: круглая голова, конусообразная рубашка, треугольный колпачок, соблюдая при этом в упрощенном варианте соотношение по величине. Закреплять умение рисовать красками и кистью

Прочитать с детьми сказки, где присутствуют гномики, обсудить кто они, как выглядят, рассмотреть иллюстрации с изображением гномов.

Изготовить вместе с детьми гнома из бумаги: объемный конус – туловище, плоские – голова, колпачок, руки.

№2, с. 46

10

Рисование сюжетное

Рыбки плавают в аквариуме

Учить изображать рыбок, плавающих в различных направлениях; правильно передавать  их форму, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера. Воспитывать самостоятельность. Развивать образное восприятие, воображение, творчество

Рассматривание рыб в аквариуме, изображений рыб на иллюстрациях. Чтение сказки А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Составление фигур рыб из разных геометрических фигур (туловище – овал и круг)

№2, с. 47

11

Рисование декоративное

Украшение свитера

Закреплять умение детей украшать предметы одежды, используя линии, мазки, точки, кружки; оформлять украшенными полосками одежду, вырезанную из бумаги. Развивать образное восприятие, воображение, творчество

Рассмотреть с детьми различные виды изделий, декорированных в народном стиле: платки, фартуки, скатерти, выделяя ритмичность узора, цветовое оформление.

.

№2, с. 44

12

Рисование сюжетное

Кто в домике живет

Развивать представления детей о том, где живут насекомые, птицы. Собаки и другие живые существа. Учить создавать изображения предметов, состоящих из прямоугольных, квадратных, треугольных частей (скворечник, улей, конура)

Беседа о природе, жизни насекомых, птиц, животных, рассматривание иллюстраций, с изображением различных домов.

Выкладывание из бумажных форм разные виды  домов

№2, с. 49

Декабрь

13

Рисование декоративное

Морозные узоры

Учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения. Совершенствовать технику рисования концом кисти. Развивать чувство композиции,образное восприятие, воображение, творчество

Беседа об искусстве кружевоплетения на примере вологодских мастериц. Рассматривание кружевных изделий.

Создание альбома «Вологодская сказка», рисование кружев белой краской на темном фоне.

№1, с. 66

14

Рисование

 по представлению

Снегурочка

Учить детей изображать Снегурочку в шубке. Закреплять умение рисовать кистью и красками, вносить декоративные элементы дополнительными материалами: ватными палочками, колпачками.

 Рассматривание изображений Снегурочки на открытках.

Чтение сказки «Снегурочка»

№2, с. 51

15

Рисование сюжетное

Наша елочка

Учить детей рисовать новогоднюю ёлку, передавая особенности её строения и размещения в пространстве. Развивать образное восприятие, воображение, творчество

Беседа о хвойных деревьях, рассматривание еловой и сосновой веток в сравнении. Рассматривание и зрительное обследование искусственной и живой ёлок.

№1, с. 74

№2, с. 54

16

Рисование предметное

Новогодняя открытка

Учить детей самостоятельно определять содержание рисунка и изображать задуманное. Закреплять технические приемы рисования Развивать образное восприятие, воображение, творчество

Беседа о новогоднем празднике.

№2, с. 52

Январь

17

Рисование декоративное

Украшение платочка

Знакомить детей с росписью дымковской игрушки, учить выделять элементы узора. Учить равномерно покрывать лист слитными линиями, горизонтальными и вертикальными, в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы. Развивать чувство ритма, композиции и цвета.

Знакомство с видом ДПИ – Дымковской росписью, беседа о Дымке, как одном из традиционных промыслов, с выделение традиционных элементов росписи – кругов, точек, линий.

Повторение технического приема: проведение прямых линий краской.

№2, с. 61

18

Рисование сюжетное

Развесистое дерево

Учить детей изображать дерево с толстыми и тонкими ветвями, рисуя толстые и тонкие линии. Воспитывать стремления добиваться хорошего результата. Развивать образное восприятие, воображение, творчество.

Наблюдение на прогулке за деревьями, рассматривание иллюстраций, репродукций с изображениями деревьев.

№2, с. 56

19

Рисование

 по представлению

Снеговики в шапочках

Учить детей рисовать нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Показать приемы декоративного оформления зимней одежды. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций.

Воспитывать уверенность, инициативность, интерес к экспериментированию. Развивать образное восприятие, воображение, творчество

Чтение сказок, стихов.

Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением различных снеговиков.

Уточнение представления о строении снежных баб и снеговиков.

Рассматривание комплектов зимней одежды,

Экспериментирование со снегом и пластилином

№1, с. 78

20

Рисование декоративное

Перчатки и котятки

Вызвать интерес к изображению и оформлению перчаток по своим ладошкам – правой и левой. Формировать точные графические умения – аккуратно и уверенно обводить кисть руки. Учить самостоятельно создавать орнамент – по представлению или по замыслу. Развивать воображение. Дать наглядное представление о симметрии парных предметов.

Беседа о руках человека, обогащение словаря новыми словами. Рассматривание зимней одежды с орнаментом – перчаток, варежек, шапок, шарфиков.

Учить обводить кисть руки (правой и левой), удерживая карандаш возле руки и не отрывая его от бумаги.

№1, с. 64

Февраль

21

Рисование сюжетное

Красивая птичка

Учить детей рисовать птичку, используя шаблон – отпечаток руки. На наглядном примере показать как можно сделать фантазийное существо, используя разнообразные техники рисования.  Упражнять в рисовании красками, кистью. Развивать образное восприятие, воображение.

Наблюдение на прогулке за птицами. Рассматривание иллюстраций, открыток, календарей с изображением птиц.

Рассматривание народных игрушек, изображающих птиц.

№2, с. 65

22

Рисование сюжетное

Как розовые яблоки на ветках снегири

Учить детей рисовать снегирей на заснеженных ветках: строить простую композицию, передавать особенности внешнего вида – строение тела и окраску. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками. Воспитывать интерес к природе, желание отражать в рисунке эстетические эмоции и полученные представления.

Наблюдение на прогулке за птицами. Беседа о зимующих птицах. Изготовление кормушек вместе с родителями. Подкормка птиц на кормушках. Рассматривание изображений разных птиц.

№1, с. 90

23

Рисование декоративное

Укрась свои игрушки

Продолжать знакомить детей с росписью дымковской игрушки, учить выделять элементы узора. Учить равномерно покрывать лист слитными линиями, горизонтальными и вертикальными,

Знакомство с видом ДПИ – Дымковской росписью, беседа о Дымке, с выделение традиционных элементов росписи – кругов, точек, линий.

№2, с. 66

24

Рисование декоративное

Красивые салфетки

Учить детей рисовать узоры на салфетках круглой и квадратной формы. Показать варианты сочетания элементов декора по цвету и форме. Показать зависимость орнамента от формы салфетки. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к народному творчеству.

Рассматривание узоров в разных видах декоративно-прикладного искусства. Знакомство с ткачеством как видом прикладного искусства. Показать зависимость орнамента от формы салфетки

№1, с. 110

Март

25

Рисование декоративное

Веселые матрешки

Познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки. Учить рисовать матрешку с натуры, по возможности точно передавая форму, пропорции и элементы оформления. Развивать чувство ритма и цвета, пропорций. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.

Познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал и способ изготовления, наиболее известные промыслы и их отличия). Рассматривание и обследование матрешек.

№1, с. 106

26

Рисование сюжетное по замыслу

«Крючка, Злючка и Зака-Закорючка

Учить детей рисовать фантазийные образы. Инициировать самостоятельный поиск выразительных средств (выбор линии, передающих очертания «закорючек»). Раскрепостить рисующую руку, показать возможность рисования обеими руками.

Чтение небылиц К. Чуковского и рассматривание иллюстраций, созданных разными художниками на тему небылиц.

№1 с. 86

27

Рисование сюжетное по замыслу

Сказочный домик-теремок

Учить детей передавать в рисунке сказочный образ. Инициировать самостоятельный поиск выразительных средств. Развивать образные представления, воображения и самостоятельное творчество в изображении и украшении сказочного домика.

Рассматривание иллюстраций с изображением различных домов, выделение необычных деталей: окон, украшений.

Вспомнить в каких сказках есть необычные домики: Рукавичка, Теремок, Пряничная избушка.

№2, с. 76

28

Рисование сюжетное по замыслу

Нарисуй, какую хочешь картинку

Учить детей самостоятельно определять содержание своей работы. Закреплять умение рисовать, исп ользуя разные приемы. Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать воображение, умение рассказывать о созданном образе.

№2, с. 86

Апрель

29

Рисование сюжетное по замыслу

Перо Жар-птицы

Закреплять приемы рисования разными изобразительными материалами. Познакомить с изобразительным приёмом – контрастом в искусстве. Развивать эстетическое восприятие, образные представления.

Чтение сказок, в которых присутствует жар-птица. Рассматривание иллюстраций с изображением жар-птицы.

№2, с. 87

29

Рисование декоративное по замыслу

Мое любимое солнышко

Развивать образные представления и воображение детей. Инициировать самостоятельный поиск выразительных средств передающих образ солнышка

Наблюдение на прогулке. Рассматривание иллюстраций с изображением солнца. Чтение стихов, потешек, закличек. Рассматривание изображений солнца в ДПИ

№2, с. 78

30

Рисование сюжетное по замыслу

Моя любимая кукла

Учить детей создавать в рисунке образ любимой игрушки. Закреплять умение передавать форму, расположение частей фигуры человека, их относительную величину. Продолжать учить рисовать крупно во весь лист.

В процессе игр рассмотреть разных кукол: во что одеты, части тела, как с ними играют. Провести аналогию человек – кукла.

№2, с. 79

31

Рисование сюжетное

Красивый дом

Учить детей передавать впечатления от праздничного города в рисунке. Закреплять умение рисовать дом и украшать его флагами, цветами. Закреплять умение пользоваться разнообразными изобразительными материалами.

Рассматривание иллюстраций, календарей с видами родного города  в праздничном оформлении. Обратить внимание на разнообразие архитектуры (дома, магазины, больница)

№2, с. 82

Май

32

Рисование по представлению

Храбрый петушок

Учить детей рисовать петушка гуашевыми красками, красиво сочетая формы и цвета. Совершенствовать технику владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания силуэта.  

Рассматривание иллюстраций с изображением фермы, деревни. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Петушок с семьей», сказок «Колосок», «Петушок и волшебная меленка», обсуждение характера петушка.

№1 с, 34

33

Рисование сюжетное по замыслу

Путаница-перепутаница

Продолжать учить детей рисовать фантазийные образы. Инициировать самостоятельный поиск оригинального содержания и соответствующих изобразительно-выразительных средств. Напомнить нетрадиционные техники рисования развивать творческое воображение и чувство юмора.

Чтение небылиц К. Чуковского и рассматривание иллюстраций, созданных разными художниками на тему небылиц.

№1, с. 140

34

Рисование сюжетное

Нарисуй картинку про весну

Учить детей передавать в рисунке впечатления от весны. Развивать композиционные, изобразительные  умения. Инициировать самостоятельный поиск выразительных средств передающих образ весны

Наблюдения на прогулках за приметами весны. Чтение книг, стихов про весну. Рассматривание иллюстраций, календарей с изображением весны. Продолжать знакомство с жанром живописи – пейзажем

№2, с. 85

35

Рисование сюжетное по замыслу

Нарисуй, какую хочешь картинку

Учить детей самостоятельно определять содержание своей работы. Закреплять умение рисовать, используя разные приемы. Развивать воображение, умение рассказывать о созданном образе.

№2, с. 86

План по изодеятельности в старшей  группе.

Литература:

  1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность. Старшая группа. – М., 2007
  2. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М., 1999
  3. Лыкова И. А. Изобразительное творчество в детском саду. Конспекты занятий в ИЗОстудии. – М., 2008.

Месяц

№ занятия, дата

Вид деятельности

Название занятия

Задачи занятия

Предварительная работа

Лит-ра

1

Рисование

сюжетное

Веселое лето

Учить рисовать простые сюжеты, передавая движения человека. Создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений. Вовлекать детей в коллективный разговор и речевое взаимодействие со сверстниками.

Беседа о летних занятиях и развлечениях.

Схематическое изображение человека с помощью спичек, карандашей.

Рисование схематичных человечков палочками на песке.

№2, с. 35

№1, с. 20

2

Рисование декоративное

Лето красное прошло

Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о лете. Познакомить с новым способом создания абстрактной композиции – «линия на прогулке».

Совершенствовать технику рисования акварельными красками.

Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, знакомящих с летними пейзажами.

Знакомство с творчеством художников абстракционистов.

№1, с. 26

3

Рисование

 по содержанию загадок и стихов

Загадки с грядки

Учить передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках, создавать выразительные и цветовые образы; самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка.

Беседа  об овощах, уточнение представлений о том, что такое овощи, что из них можно приготовить

Загадывание и отгадывание загадок , рассматривание овощей,

№1, с. 44

4

Рисование

по замыслу

Разные дома

Учить детей передавать многообразие домов: высоких и длинных, низких и коротких. Закреплять умение передавать форму частей домов. Упражнять в умении рисовать цветными мелками, восковыми карандашами.

Рассматривание домов на улице, а также изображений домов в журналах, каталогах, календарях и т. д.

Знакомство с разнообразной архитектурой (разные времена и народы)

№2, с. 54

5

Рисование

 сюжетное

Идет дождь

Учить детей образному отражению в рисунках впечатлений от окружающей жизни. Закреплять умение строить композицию рисунка. Учить детей пользоваться приобретенными приемами разнообразной передачи явления. Упражнять в рисовании простым графитным и цветными карандашами

Наблюдение за природным явлением – дождем.

Рассматривание иллюстраций с изображением пасмурной, дождливой погоды, обратить внимание на цвет неба, мокрых деревьев.

№2, с. 43

6

Рисование

 по представлению

Деревья в парке

Учить рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны, цвета; развивать технические навыки в рисовании карандашами и красками.

Рассматривание деревьев на прогулке, изображений деревьев на иллюстрациях; знакомство с пейзажами известных художников

№1, с. 32

7

Рисование декоративное

Нарядные лошадки

Декоративное оформление лошадок по мотивам дымковской росписи.

Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками.

 Знакомство с видом ДПИ – Дымковской росписью, беседа о Дымке, как одном из традиционных промыслов. №1, с. 58

Дидактическая игра Народные промыслы

№1, с. 62

8

Рисование

 по представлению

Девочка в нарядном платье

Продолжать учить детей рисовать фигуру человека, более точно передавая его внешний вид. Закреплять умение рисовать крупно, во весь лист, аккуратно закрашивать рисунок карандашами.

Беседа о строении человека, с использованием иллюстраций с изображением человека в разной одежде.

Выкладывание из спичек схемы человека и зарисовывание.

№2, с. 48

9

Рисование декоративное с элементами аппликации силуэтной

Кошки на окошке

Учить детей создавать сюжетную композицию, самостоятельно применяя освоенные приемы декоративного рисования, показать новые способы декоративного оформления.

Развивать чувство композиции и эстетическое восприятие.

Знакомство с внешним видом разных пород кошек. Беседа о кошках с опорой на опыт детей.

Рассматривание картины «Кошка с котятами». Вырезание каждым ребенком силуэта кошки или нескольких кошек с помощью симметричного или силуэтного вырезывания.

№1, с. 38

10

Рисование декоративное

Птицы на кормушке

Учить детей передавать в рисунке образ птиц, подбирая соответствующую цветовую гамму. Красиво располагать птиц на листе бумаги. Развивать эстетический вкус и любовь к природе.

Знакомство с внешним видом разных птиц. Беседа о птицах с опорой на опыт детей; где зимуют, что едят.

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

№2, с. 64

11

Рисование-

экспериментирование

Чудесные превращения кляксы

Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами. Показать новые формы получения абстрактных изображений. Развивать творческое воображение.

Наблюдение на прогулке и беседа о том, на что похожи облака, лужи? 

№1, с. 80

12

Рисование

По замыслу

Я люблю рисовать

Закрепление полученных умений и навыков в рисовании. Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для создания художественного образа.

13

Рисование

по замыслу

Белая береза под моим окном

Вызвать интерес к созданию выразительного образа по мотивам стихотворения. Совершенствовать технические умения. Учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей заснеженной кроны и стройного ствола.

Наблюдение на прогулке за заснеженными деревьями. Рассматривание изображение деревьев. Знакомство с репродукциями картин зимних пейзажей известных художников.

№1, с. 92

№2, с. 61

14

Рисование декоративное

Волшебные снежинки

Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путем симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии, растительные элементы. Совершенствовать технические умения.  

Знакомство с кружевоплетением как видом народного искусства. Наблюдение за снегопадом, рассматривание снежинок (настоящих и на картинках и открытках). Сравнивание кружев с морозными узорами и снежинками.

№1, с. 94

№2, с. 67

15

Рисование

по замыслу

Ели большие и маленькие

Учить детей располагать изображения на широкой полосе  (расположение близких и далеких деревьев ниже и выше по листу). Учить передавать различие по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение (старые ели – темнее, молодые – светлее). Развивать эстетические чувства, образные представления.

Наблюдение на прогулке, отметить отличительные признаки  старых и молодых елей. Рассматривание иллюстраций, открыток, календарей с изображением различных елей. Рассматривание репродукций известных художников с зимними пейзажами.

№2, с. 63

16

Рисование

с натуры

Зимний венок

Учить детей рисовать с натуры еловую ветку, передавая особенности её строения, окраски. Пояснить необходимость соблюдения общих условий при выполнении коллективной работы. Развивать координацию  в системе «глаз-рука»

Беседа о хвойных деревьях, рассматривание еловой и сосновой веток в сравнении. Знакомство  с натюрмортом и его специфическими особенностями. Рассказ о рождественском веке.

№1,

с. 100

17

Рисование

декоративное

Городецкая роспись

Познакомить детей с Городецкой росписью. Учить рисовать узор, используя элементы Городецкой росписи. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Воспитывать любовь к народному творчеству.

Знакомство с Городецкой росписью, как одним из видов народного декоративного искусства. Обратить внимание на характерные особенности Городецкой росписи (симметричность, цветовая гамма)

№2, с. 74

18

Рисование

сюжетное

по замыслу

Где-то на белом свете

Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для создания сюжетной композиции из фигурок, выполненных на основе треугольника и дополнение разными художественными техниками.

Беседа о жизни людей на Крайнем Севере. Рассматривание открыток, календарей. Ознакомление с произведениями ДПИ народов севера.

№1,

с. 110

19

Рисование

сюжетное

«Весело качусь я под гору в сугроб…»

Учить передавать сюжет доступными изобразительными средствами. Показать средства изображения сюжетной связи между объектами. Выделение главного и второстепенного, передача взаимодействия, изменение формы в связи с характером движения. Развивать композиционные умения.

Наблюдение во время прогулки за гуляющими и играющими детьми. Беседа о зимних забавах, играх. Рассматривание иллюстраций, составление рассказов.

№1,

с. 116

20

Рисование

по замыслу

Веселый клоун

Учить рисовать фигуру человека в движении, показывая изменение внешнего вида в связи с передачей движения. Вызвать интерес к поиску изобразительных возможностей для передачи более выразительного образа. Подбирать контрастное цветосочетание в соответствии с характером образа.

Беседа о цирке и цирковых выступлениях. Рассматривание рисунков, фотографий с изображением клоунов. Рассматривание схематических рисунков, передающих разные движения. Изучение мимики с помощью зеркала. Беседа о эмоциях.

№1,

 с. 120

21

Рисование

по замыслу

Деревья в инее

Закреплять умение передавать в рисунке впечатления, полученные в реальной жизни. Развивать эстетическое восприятие. Закреплять технические умения при рисовании гуашью.

Наблюдение на прогулке за красотой зимней природы, обратить внимание на заснеженные деревья.

Рассматривание изображений зимних пейзажей.

№2, с. 83

22

Рисование

По замыслу

Я люблю рисовать

Закрепление полученных умений и навыков в рисовании. Развитие воображения, фантазии

23

Рисование

с опорой на фотографию

Папин портрет

Учить рисовать мужской портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер конкретного человека. Вызвать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально.

Знакомство с портретом как с жанром живописи. Рассматривание репродукций картин известных художников.

Принести и рассмотреть фотографии (брата, папы, дедушки, дяди).

№1,

с. 136

24

Рисование

по представлению

Милой мамочки портрет

Учить рисовать женский портрет. Инициировать самостоятельный поиск изобразительно-выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально. Продолжать знакомство с жанрами изобразительного искусства.

Знакомство с портретом как с жанром живописи. Рассматривание репродукций картин известных художников.

Принести и рассмотреть фотографии мамы.

№1,

 с. 142

25

Рисование

по замыслу

Фантастические цветы

Вызвать интерес к рисованию фантазийных цветов по мотивам экзотических растений. Показать приёмы видоизменения и декорирования лепестков с целью создания оригинальных образов. Развивать творческое нестандартное мышление, чувство цвета и композиции. Активизировать в речи прилагательные.

Знакомство с экзотическими растениями. Беседа об условиях жизни, особенностях внешнего вида. Чтение сказки «Аленький цветочек» и рассматривание иллюстраций. Рассматривание изделий хохломских и гжельских мастеров.

№1,

с. 132

26

Рисование

сюжетное

Как я с мамой (папой) иду из детского сада домой.

Закреплять умение детей рисовать человека в движении. Учить рисовать человека в соответствии с ростом (взрослый – выше, ребенок – ниже). Инициировать самостоятельный поиск изобразительно-выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально.

Наблюдение на прогулке за движениями взрослых и детей, за соответствием размеров между взрослыми и детьми.

Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением взрослых и детей.

№2, с. 99

27

Рисование

декоративное

Солнышко, нарядись!

Вызвать у детей желание создать образ солнца по мотивам декоративно-прикладного искусства; обратить внимание на декоративные элементы, объяснить символику. Развивать воображение и нестандартное мышление. Использовать в узоре разнообразные линии. Умело пользоваться кистью.

 Сравнение солярных элементов в разных видах народного творчества.

Беседа о солнце как источнике жизни на земле

№1,

 с. 153

28

Рисование-экспериментирование

Крошки-осьминожки

Создавать условия для экспериментирования с отпечатками ладошек. Показать сходство очертаний осьминога с силуэтом перевернутой ладони. Учить создавать выразительные образы морских существ с помощью волнистой линии. Развивать восприятие, чувство формы и ритма.

Рассматривание изображений осьминога и водных растений в детских книгах, энциклопедиях, открытках.

№3,

 с. 105

29

Рисование

сюжетное

по замыслу

Корабли пустыни

Учить детей отражать в рисунке представление о пустыне и её обитателях. Познакомить с техникой шаблонного рисунка – создание каравана верблюдов с помощью одного шаблона. Продолжать знакомство с явлением контраста. Развивать чувство цвета и композиции.

Рассматривание изображений пустыни и верблюдов на открытках, иллюстрациях. Знакомство с шаблоном и трафаретом как техническими средствами для создания силуэтных изображений

№3,

 с. 76

30

Рисование коллективное

Пестрые попугаи

Закреплять умение пользоваться шаблонами для создания рисунка, усложнять изображение, используя разрезной шаблон.

Учить передавать графическими средствами строение птицы, движение и эмоциональное состояние. Развивать чувство цвета и композиции. Закреплять умение отражать полученные представления в изобразительной деятельности.

Рассматривание попугаев на иллюстрациях в детских энциклопедиях, фотографиях;

Рассказ воспитателя о жизни и привычках попугаев, о его особенности – умении говорить.

Составление фигуры попугая из геометрических форм

№3,

 с. 84

31

Рисование сюжетное

по замыслу

Полосатая зебра

Учить детей анализировать художественный образ – из каких форм он составлен. Формировать умение создавать изображение животного из овалов разной величины. Инициировать поиск способов изображения полосок на шкуре зебры. Развивать чувство формы, пропорций, глазомер.

Знакомство с внешним видом копытных животных - туловище, голова, шея, четыре тонкие ноги с копытами. Рассматривание изображений зебры.  Составление фигуры зебры из разных геометрических фигур

№3,

 с. 80

32

Рисование

декоративное

Барыни-франтихи

Инициировать декоративное оформление фигурок – украшать элементами декоративной росписи по мотивам дымковской игрушки. Обратить внимание на зависимость узора от формы изделия. Совершенствовать технику рисования красками. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.

рассматривание дымковской игрушки - барыни, обратить внимание на характерные особенности цветового и орнаментального решения.

№1,

 с. 164

33

Рисование

фантазирование

Путаница

Вызвать интерес к сюжетному рисованию по мотивам шуточного стихотворения. Учить выбирать из текста один эпизод и передавать событие графическими средствами. Формировать композиционные умения. Развивать чувство юмора. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

Чтение стихотворения К. Чуковского «Путаница», беседа по содержанию, обсуждение шуточных моментов.

№3,

с. 188

34

Рисование

сюжетное

Зеленый май

Вызвать интерес к созданию образа весны различными нетрадиционными техниками рисования. Создать условия для экспериментирования с разными художественными материалами и инструментами.

Наблюдение на прогулке за весенними изменениями в природе; рассматривание иллюстраций, открыток с весенними пейзажами.

№1,

с. 196

35

Рисование

сюжетное

Бабочки над лугом

Учить детей отражать в рисунках несложный сюжет. Развивать восприятие цвета и формы. Учить передавать контуры бабочек неотрывной линией. Закреплять умение смешивать в рисунке разные изобразительные материалы.

Рассматривание изображений бабочек. Обследование форм крыльев вырезанных бабочек. Беседа о роли бабочек в природе для опыления растений. Выкладывание бабочек из геометрических форм.

№2,

с. 110

36

Рисование

По замыслу

Я люблю рисовать

Закрепление полученных умений и навыков в рисовании. Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для создания образа.

План по изодеятельности в подготовительной  группе. (рисование)

Литература:

  1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность. Подготовительная группа – М., 2007
  2. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду – М., 1991
  3. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет – М., 2001
  4. Лыкова И. А. Изобразительное творчество. Занятия в Изостудии – М., 2008

Месяц

№ занятия, дата

Вид деятельности

Название занятия

Задачи занятия

Предварительная работа

Лит-ра

Сентябрь

1

Рисование

сюжетное

 по замыслу

Улетает наше лето

Создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений. Выявить уровень способностей к сюжетосложению и композиции

Беседа о летних занятиях и развлечениях.

Схематическое изображение человека с помощью спичек, карандашей.

Рисование схематичных человечков палочками на песке.

№1, с. 20

2

Рисование

с натуры

Ветка рябины

Учить детей передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение ветки и листа, их цвет. Закреплять умение располагать красиво ветку на листе бумаги.

Наблюдение на прогулке за рябиной, обратить внимание на строение дерева, ветки, листа, грозди.

Беседа о рябине как плодовом полезном дереве.

№1, с. 142

3

Рисование сюжетное

Золотая осень

Учить детей отражать в рисунке впечатление от золотой осени, передавать ее колорит.

Закреплять умение рисовать разнообразные деревья, используя разные цвета красок для изображения стволов и различные приемы работы кистью. Учить располагать изображение по всему листу.

Во время прогулок наблюдать осеннюю природу, обратить внимание на отличие разных пород деревьев.

Рассматривание репродукций с изображением осенних пейзажей.

Создание альбома с изображением разных пород деревьев.

№2, с. 140

4

Рисование

декоративное

Такие разные зонтики

Учить детей рисовать узоры на полукруге. Показать связь между орнаментом и формой украшаемого изделия. Систематизировать представления о декоративных мотивах. Готовить руку к письму – учить уверенно проводить прямые и волнистые линии.

Рассматривание ярких, красивых  зонтиков с разных сторон. Беседа о зонтах, их внешнем виде, строении и назначении. Поиск  связей и аналогий между бытовыми предметами и растительными формами.

№1, с. 68

5

Рисование

декоративное

Декоративный натюрморт

Развивать чувство формы и композиционные умения. Вызвать интерес к рассматриванию и созданию многокрасочных декоративных натюрмортов, показать как обычные предметы можно превратить в декоративные с помощью декоративных элементов. Развивать чувство цвета при подборе колорита.

Рассматривание репродукций и художественных открыток с изображением натюрмортов.

Составление натюрмортов из цветов, муляжей фруктов и овощей, посуды. Составление натюрмортов на плоскости из бумажных форм.

№1, с. 44

6

Рисование

декоративное

Чудесная мозаика

Познакомить детей с декоративными оформительскими техниками и вызвать интерес к рисованию в стилистике мозаики.

Совершенствовать изобразительную технику

Рассматривание репродукций, открыток знакомящих с техникой мозаики. Беседа о работе художников-декораторов.

№1, с. 26

7

Рисование

По замыслу

(коллективный альбом)

С чего начинается Родина?

Создать условия для отражения в рисунке представления о месте своего жительства как одном из уголков своей Родины. Продолжать учить рисовать несложные сюжеты или пейзажи. Развивать творческое воображение, способности к композиции

Беседа о Родине, большой и малой.

Подготовка альбома с семейными фотографиями, фотографиями или открытками своего города, страны.

№1, с. 38

8

Рисование

 по представлению

Вечерний свет

Учить детей передавать картину вечернего города, его цветовой колорит. Закреплять умение композиционно располагать изображение на листе бумаги. Учить создавать на основе цветного фона сюжетные композиции, самостоятельно применять разнообразные приёмы рисования.

Рассматривание открыток, календарей с видами вечернего города.

Вечерняя прогулка с родителями и наблюдение за вечерними домами с освещенными окнами.

№4, с. 54

9

Рисование

по замыслу

Мы едем, едем, едем в далекие края...

Создать условия для отражения в рисунках впечатлений о поездках и путешествиях. Развивать композиционные и творческие способности. Поощрять применение разнообразных изобразительных техник и материалов.

Беседа о поездках и путешествиях.

Рассматривание разного вида транспорта предназначенного для путешествий.

№1, с. 74

10

Рисование

по замыслу

(коллективный альбом)

По горам, по долам

Учить передавать в рисунке свои представления о природных ландшафтах. Инициировать создание сюжета на основе горного пейзажа. Расширить возможности применения техники ленточной аппликации. Готовить руку к письму (освоение начертательного элемента – завиток или спираль)

Чтение отрывка из рассказа Ушинского «Горная река». Беседа о том, как выглядят горы, что на них растет, кто живет.

№1, с. 80

11

 Рисование-фантазирование

Домик с трубой и фокусник-дым

Учить детей создавать фантазийные образы. Вызвать интерес к сочетанию изобразительно-выразительных средств при создании зимней композиции по мотивам литературного произведения.

Рассматривание репродукций и открыток с зимними пейзажами. Чтение стихотворений и загадок о зиме.

№1,

с. 120

12

Рисование по замыслу

Я люблю рисовать

Учить детей выбирать содержание своего рисунка, продумывать композицию, цветовое решение. Закреплять технические навыки рисования красками.

№2,

с. 157

13

Рисование

декоративное

Фонарик

Познакомить детей с графическим рисованием по большим клеткам, полученным способом складывания бумаги. Закрепить навык рисования прямых линий, показать особенности рисования прямых линий. Сформировать навыки работы над орнаментальной композицией

Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображениями фонарей и фонариков. Беседа о назначении и появлении фонарей и декоративных фонариков.

№3, с. 38

14

Рисование

графическое

Ёлочка

Развитие графомоторных навыков, подготовка руки к письму.

Закрепление образных представлений о дереве и развитие навыков рисования по осям.

Закрепление умения использовать разные техники и приемы рисования для декорирования образа.

Беседа о предстоящем празднике, способах украшения интерьера, новогодних и рождественских елок

№3, с. 92

15

Рисование

 по представлению

Где живет Дед Мороз

Закреплять знание детьми холодной гаммы цветов. Учить создавать декоративную композицию, используя ограниченную  гамму. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Совершенствовать технические умения.

Чтение сказки «Снежная королева». Рассматривание иллюстраций с изображением букетов.

Рисование снежинок графическими материалами.

№2, с. 160

16

Рисование

 по представлению

Рисунок по замыслу

Закреплять умение  выбирать содержание своего рисунка, продумывать композицию, цветовое решение. Закреплять технические навыки рисования красками.

№2, с. 157

17

Рисование

 по представлению

Иней покрыл деревья

Учить детей передавать образ зимней природы разными изобразительными материалами, передавая ее красоту, разнообразие деревьев.

Наблюдение на прогулке за зимней природой, обратить внимание на заснеженные деревья, кусты.

Рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций с изображением зимней природы.

№2, с. 160

18

Рисование

сюжетное по представлению

Белый медведь и северное сияние

Побуждать к самостоятельному поиску способов изображения северных животных. Формировать умение изображать животных в движении, точно передавая особенности внешнего вида и пропорций. Учить рисовать пастелью северное сияние.

Беседа о разных частях света и климатических зонах. О Севере, его характерных приметах. Рассматривание изображений белого медведя, тюленя, моржа. Обсуждение понятий «льдина», «айсберг».

№1,

с. 140

19

Рисование

 Фантазирование по представлению

Сказочный дворец

Учить детей создавать сказочные образы. Закреплять умение рисовать основу здания и придумывать украшающие детали. Учить делать набросок простым карандашом и раскрашивать красками, добиваясь наиболее интересного решения.

Чтение сказок, рассматривание иллюстраций с изображением различных дворцов, теремов, не только положительных, но и отрицательных героев.

№1,

 с. 128

20

Рисование

декоративное

Пир на весь мир

Учить детей рисовать посуду по мотивам «гжели», дополнять изображениями сказочных яств и составлять из индивидуальных работ коллективную ленточную композицию. Развивать чувство формы и композиции.

Беседа о концовках русских сказок, завершающихся пиром. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. Обсуждение убранства праздничных столов. Ознакомление с керамической и деревянной посудой

№1,

с. 143

февраль

Январь

21

Рисование

 Сюжетное с элементами аппликации

Русалочки в подводном царстве

Вызвать интерес к созданию сказочного сюжета. Учить рисовать сказочных героев, созданных на основе компилирования (соединения) разных частей. Познакомить со способом создания фантазийных образов. Формировать композиционные и творческие умения.

Знакомство с подводным миром. Рассматривание фотографий и иллюстраций на морсую тему. Беседа на тему: «Сказочные существа», рассматривание изображений несуществующих животных: Пегас, Медуза-горгона, Конек-горбунок, Русалочка, Единорог.

№4,

с. 182

22

Рисование

по представлению

Я с папой

Учить рисовать парный портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение (себя и папы). Вызвать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более точно. Продолжать знакомство с жанрами искусства (портретом)

Рассматривание репродукций картин известных художников с изображениями мужского портрета. Рассматривание семейных фотографий, принесенных в группу. Рассматривание своего отражения в зеркале и составление словесного автопортрета.

№1,

с. 147

23

Рисование

 по представлению

Моя мамочка - принцесса

Совершенствовать умение рисовать фигуру человека в движении. Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для создания яркого образа

Рассматривание иллюстраций из книг о принцессах, обратить внимание на детали одежды и, а также интерьера.

24

Рисование

 по представлению

Мы с мамой улыбаемся

Продолжать учить рисовать парный портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение. Вызвать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств. Продолжать знакомство с жанрами искусства

Продолжать знакомство с портретом. Рассматривание своего отражения в зеркале  и составление словесных автопортретов.

Рассматривание принесенных в группу семейных фотографий с мамами.

№1,

 с. 152

март

март

25

Рисование

декоративное

Веер

Развитие графомоторных навыков. Подготовка руки к письму. Освоение рисования дугообразных линий и их сочетаний на примере оформления плоской прямоугольной формы. Закрепить навыки работы с бумагой: сложение пополам и гармошкой, преобразование плоской поверхности в рельефную.

Рассматривание разных видов вееров на иллюстрациях и фотографиях, а также настоящих.

Знакомство с историей появления веера в Китае

№3,

с. 41

26

Рисование

 по замыслу

Наскальная живопись

27

Рисование

По замыслу

Динозавры и динозаврики

Продолжать освоение детьми техники  рисования ладошками.. Развивать способности к композиции и сюжетосложению.

Беседа о динозаврах. Рассматривание изображений и игрушек динозавров. Игры с фигурками динозавров.

№4,

с. 140

28

Рисование

По замыслу

Летающие тарелки и пришельцы из космоса

Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для создания фантазийных космических сюжетов. Показать способы получения фантазийных образов. Развивать воображение, уверенность в реализации самых смелых замыслов.

Беседа о космосе. Составление историй и рассказов о покорении космоса и неизвестных далеких мирах. Рассматривание карты звездного неба.

№4,

с. 132

Апрель

29

Рисование

По замыслу

На далекой неизведанной планете

Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для создания фантазийных космических сюжетов. Показать способы получения фантазийных образов. Развивать воображение, уверенность в реализации самых смелых замыслов.

Беседа о космосе. Составление историй и рассказов о покорении космоса и неизвестных далеких мирах. Рассматривание карты звездного неба.

№1,

 с. 184

30

Рисование

По замыслу

Наши космонавты

Совершенствовать умение рисовать фигуру человека в движении. Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для создания фантазийных космических сюжетов. Развивать способности к композиции и сюжетосложению.

Беседа о космосе. Составление историй и рассказов о покорении космоса и неизвестных далеких мирах. Рассматривание карты звездного неба

№1,

 с. 188

31

Рисование графическое

Три приятеля - точка, линия и штрих

Развитие образных представлений и осознания изобразительно-выразительных возможностей таких графических средств, как точка, линия и штрих. Развить навык работы с шаблоном, ориентацию на листе в трехчакстной композиции.

Рассматривание изображений собак разной породы – лохматых и глакошерстных.

№3,

 с. 71

32

Рисование графическое

Чудесная азбука

Развитие навыков работы над изобразительно-буквенной композицией. Показать как можно составить многочастную композицию с буквами и рисунками. Закрепит навык компоновки изображения при помощи осей координат. Развивать ориентацию на листе и последовательность в работе

Рассматривание плакатов с азбукой. Найти в группе и на улице различные предметы и объекты и выделить первый звук в слове.

№3,

 с. 144

Май

33

Рисование

По замыслу

Кем ты хочешь быть

Развивать эстетическое отношение к окружающему, умение передавать в рисунке образ человека труда, изображая фигуры людей в характерной профессиональной одежде, с необходимыми атрибутами.

Закреплять умение рисовать основные части простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунки.

Беседа о разных профессиях. Чтение стихов, рассказов.

Рассмотреть иллюстрации с изображением людей разных профессий и атрибутов их деятельности. Поиграть в дидактические игры соответствующие тематике занятия.

№2,

с. 170

34

Рисование графическое

Золотая рыбка

Создание композиции из разнообразных линий (прямых, волнистых, дугообразных) при передаче формы предметов и явлений. Развивать навыки рисования разнообразных линий и разделения листа путем складывания.

Уход за аквариумом и наблюдение за рыбками. Рассматривание рыбок: строение тела, окраска. Рассматривание иллюстраций, фотографий

№3,

 с. 144

35

Рисование

Сюжетное по представлению

Дворец морского царя

Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для создания фантазийных морских сюжетов. Показать способы получения фантазийных образов.

Чтение сказки «Русалочка», рассматривание иллюстраций с изображением морского дна.

№2,

с. 142

36

Рисование

по замыслу

Рисунок по замыслу

Учить детей выбирать содержание своего рисунка, продумывать композицию, цветовое решение.

№2

с. 157


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное-тематическое сентябрь планирование подготовительная группа ФГОС

Календарный-тематический план подготовительная группа...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе/ Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе (дети от 4 до 7 лет)Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппе Вид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппеВид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности. Вид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)».

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в средней подгруппе, старшей подгруппеВид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)»...

Календарно-тематическое планирование по изобразительной деятельности для кружка «цветные ладошки»

Календарно-тематическое планирование по изобразительной деятельности для кружка «цветные ладошки»...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в подготовительной группе...