Календарно-тематическое планирование по изобразительной деятельности
календарно-тематическое планирование по рисованию (средняя, старшая, подготовительная группа)
Календарно-тематическое планирование по изобразительной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_izodeyatelnosti.doc | 338.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План по изодеятельности в средней группе. Литература:
| |||||||
Месяц | № занятия дата | Вид деятельности | Название занятия | Задачи занятия | Предварительная работа | Лит-ра | |
Сентябрь | 1 | Рисование сюжетное по замыслу (педагогическая диагностика) | 1.Посмотрим в окошко. 2. Нарисуй картинку про лето. | Учить рисовать простые сюжеты по замыслу. Выявить уровень графических умений и композиционных способностей. Воспитывать интерес к познанию своего ближайшего окружения и его отражению в рисунке | №1, с. 18 №2, с. 27 | ||
2 | Рисование предметное с натуры | Красивые цветы | Развивать наблюдательность. Учить передавать в рисунке части растения. Закреплять умение рисовать кистью и красками. Правильно держать кисть, хорошо промывать и осушать кисть. Развивать образное восприятие, воображение, творчество | Наблюдение на прогулке за цветами на клумбе, Рассматривание иллюстраций с изображением цветов, закрепление знаний о строении цветка Закрепить технический навык - проведение тонких линий концом кисти и широких линий всей кистью | №2, с. 31 | ||
3 | Рисование предметное | Цветные шары | Учить передавать в рисунке отличительные особенности круглой и овальной формы. Закреплять навыки закрашивания, Развивать образное восприятие, воображение, творчество | Продолжать знакомить с приемами изображения предметов круглой и овальной формы, учить сравнивать эти формы, выделять отличия. Закрепить технический навык - ровное закрашивание предмета сначала по краю, потом – в середине | №2, с. 34 | ||
4 | Рисование по представлению | На яблоне поспели яблоки | Продолжать учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности. Учить передавать в рисунке образ фруктового дерева. Учить быстрому приему рисования листвы. Подводить детей к эмоциональной оценке своих работ | Рассмотреть иллюстрации с изображением плодовых деревьев, закрепить знания о строении дерева. Закрепить технический навык - проведение тонких линий концом кисти и широких линий всей кистью | №2, с. 29 | ||
Октябрь | 5 | Рисование сюжетное по замыслу | Золотая осень | Учить изображать осень. Упражнять в умении рисовать дерево. Закреплять технические умения при работе с красками Развивать образное восприятие, воображение, творчество | Во время прогулок рассматривать осеннюю природу, листья обратить внимание на их разнообразную окраску. Закреплять технические умения проводить тонкие линии концом кисти и широкие линии всей кистью | №2, с. 35 | |
6 | Рисование по представлению | Яблоко – спелое, красное, сладкое | Учить рисовать многоцветное яблоко, показать способ получения оранжевого цвета путем смешивания желтого и красного цвета Развивать образное восприятие, воображение, творчество | Дидактические игры «Фрукты-овощи», «Чудесный мешочек» Закрепить технический навык - ровное закрашивание предмета сначала по краю, потом – в середине | №1, с. 42 | ||
7 | Рисование модульное | «Кисть рябинки, гроздь калинки… | Учить рисовать кисть рябины ватными палочками, а листок – приемом ритмичного примакивания ворса кисти. Закрепить представление о соплодиях и их строении. Развивать чувство ритма и цвета. | Наблюдение за деревьями, рассматривание их плодов. Дидактические игры «С какого дерева листок», «Листья и плоды» Освоение техники рисования ватными палочками, пальчиками | №1, с. 46 | ||
8 | Рисование декоративное | Украшение фартука | Учить составлять простой узор из элементов народного орнамента на узкой полосе. Развивать цветовосприятие, чувство ритма, воображение, творчество | Рассмотреть с детьми различные виды изделий, декорированных в народном стиле: платки, фартуки, скатерти, выделяя ритмичность узора, цветовое оформление. Упражнять в выкладывании ритмичного узора из бумажных форм | №2, с. 38 | ||
Ноябрь | 9 | Рисование по представлению | Маленький гномик | Учить передавать в рисунке образ маленького человечка – лесного гномика, составляя изображение из простых частей: круглая голова, конусообразная рубашка, треугольный колпачок, соблюдая при этом в упрощенном варианте соотношение по величине. Закреплять умение рисовать красками и кистью | Прочитать с детьми сказки, где присутствуют гномики, обсудить кто они, как выглядят, рассмотреть иллюстрации с изображением гномов. Изготовить вместе с детьми гнома из бумаги: объемный конус – туловище, плоские – голова, колпачок, руки. | №2, с. 46 | |
10 | Рисование сюжетное | Рыбки плавают в аквариуме | Учить изображать рыбок, плавающих в различных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера. Воспитывать самостоятельность. Развивать образное восприятие, воображение, творчество | Рассматривание рыб в аквариуме, изображений рыб на иллюстрациях. Чтение сказки А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Составление фигур рыб из разных геометрических фигур (туловище – овал и круг) | №2, с. 47 | ||
11 | Рисование декоративное | Украшение свитера | Закреплять умение детей украшать предметы одежды, используя линии, мазки, точки, кружки; оформлять украшенными полосками одежду, вырезанную из бумаги. Развивать образное восприятие, воображение, творчество | Рассмотреть с детьми различные виды изделий, декорированных в народном стиле: платки, фартуки, скатерти, выделяя ритмичность узора, цветовое оформление. . | №2, с. 44 | ||
12 | Рисование сюжетное | Кто в домике живет | Развивать представления детей о том, где живут насекомые, птицы. Собаки и другие живые существа. Учить создавать изображения предметов, состоящих из прямоугольных, квадратных, треугольных частей (скворечник, улей, конура) | Беседа о природе, жизни насекомых, птиц, животных, рассматривание иллюстраций, с изображением различных домов. Выкладывание из бумажных форм разные виды домов | №2, с. 49 | ||
Декабрь | 13 | Рисование декоративное | Морозные узоры | Учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения. Совершенствовать технику рисования концом кисти. Развивать чувство композиции,образное восприятие, воображение, творчество | Беседа об искусстве кружевоплетения на примере вологодских мастериц. Рассматривание кружевных изделий. Создание альбома «Вологодская сказка», рисование кружев белой краской на темном фоне. | №1, с. 66 | |
14 | Рисование по представлению | Снегурочка | Учить детей изображать Снегурочку в шубке. Закреплять умение рисовать кистью и красками, вносить декоративные элементы дополнительными материалами: ватными палочками, колпачками. | Рассматривание изображений Снегурочки на открытках. Чтение сказки «Снегурочка» | №2, с. 51 | ||
15 | Рисование сюжетное | Наша елочка | Учить детей рисовать новогоднюю ёлку, передавая особенности её строения и размещения в пространстве. Развивать образное восприятие, воображение, творчество | Беседа о хвойных деревьях, рассматривание еловой и сосновой веток в сравнении. Рассматривание и зрительное обследование искусственной и живой ёлок. | №1, с. 74 №2, с. 54 | ||
16 | Рисование предметное | Новогодняя открытка | Учить детей самостоятельно определять содержание рисунка и изображать задуманное. Закреплять технические приемы рисования Развивать образное восприятие, воображение, творчество | Беседа о новогоднем празднике. | №2, с. 52 | ||
Январь | 17 | Рисование декоративное | Украшение платочка | Знакомить детей с росписью дымковской игрушки, учить выделять элементы узора. Учить равномерно покрывать лист слитными линиями, горизонтальными и вертикальными, в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы. Развивать чувство ритма, композиции и цвета. | Знакомство с видом ДПИ – Дымковской росписью, беседа о Дымке, как одном из традиционных промыслов, с выделение традиционных элементов росписи – кругов, точек, линий. Повторение технического приема: проведение прямых линий краской. | №2, с. 61 | |
18 | Рисование сюжетное | Развесистое дерево | Учить детей изображать дерево с толстыми и тонкими ветвями, рисуя толстые и тонкие линии. Воспитывать стремления добиваться хорошего результата. Развивать образное восприятие, воображение, творчество. | Наблюдение на прогулке за деревьями, рассматривание иллюстраций, репродукций с изображениями деревьев. | №2, с. 56 | ||
19 | Рисование по представлению | Снеговики в шапочках | Учить детей рисовать нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Показать приемы декоративного оформления зимней одежды. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций. Воспитывать уверенность, инициативность, интерес к экспериментированию. Развивать образное восприятие, воображение, творчество | Чтение сказок, стихов. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением различных снеговиков. Уточнение представления о строении снежных баб и снеговиков. Рассматривание комплектов зимней одежды, Экспериментирование со снегом и пластилином | №1, с. 78 | ||
20 | Рисование декоративное | Перчатки и котятки | Вызвать интерес к изображению и оформлению перчаток по своим ладошкам – правой и левой. Формировать точные графические умения – аккуратно и уверенно обводить кисть руки. Учить самостоятельно создавать орнамент – по представлению или по замыслу. Развивать воображение. Дать наглядное представление о симметрии парных предметов. | Беседа о руках человека, обогащение словаря новыми словами. Рассматривание зимней одежды с орнаментом – перчаток, варежек, шапок, шарфиков. Учить обводить кисть руки (правой и левой), удерживая карандаш возле руки и не отрывая его от бумаги. | №1, с. 64 | ||
Февраль | 21 | Рисование сюжетное | Красивая птичка | Учить детей рисовать птичку, используя шаблон – отпечаток руки. На наглядном примере показать как можно сделать фантазийное существо, используя разнообразные техники рисования. Упражнять в рисовании красками, кистью. Развивать образное восприятие, воображение. | Наблюдение на прогулке за птицами. Рассматривание иллюстраций, открыток, календарей с изображением птиц. Рассматривание народных игрушек, изображающих птиц. | №2, с. 65 | |
22 | Рисование сюжетное | Как розовые яблоки на ветках снегири | Учить детей рисовать снегирей на заснеженных ветках: строить простую композицию, передавать особенности внешнего вида – строение тела и окраску. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками. Воспитывать интерес к природе, желание отражать в рисунке эстетические эмоции и полученные представления. | Наблюдение на прогулке за птицами. Беседа о зимующих птицах. Изготовление кормушек вместе с родителями. Подкормка птиц на кормушках. Рассматривание изображений разных птиц. | №1, с. 90 | ||
23 | Рисование декоративное | Укрась свои игрушки | Продолжать знакомить детей с росписью дымковской игрушки, учить выделять элементы узора. Учить равномерно покрывать лист слитными линиями, горизонтальными и вертикальными, | Знакомство с видом ДПИ – Дымковской росписью, беседа о Дымке, с выделение традиционных элементов росписи – кругов, точек, линий. | №2, с. 66 | ||
24 | Рисование декоративное | Красивые салфетки | Учить детей рисовать узоры на салфетках круглой и квадратной формы. Показать варианты сочетания элементов декора по цвету и форме. Показать зависимость орнамента от формы салфетки. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к народному творчеству. | Рассматривание узоров в разных видах декоративно-прикладного искусства. Знакомство с ткачеством как видом прикладного искусства. Показать зависимость орнамента от формы салфетки | №1, с. 110 | ||
Март | 25 | Рисование декоративное | Веселые матрешки | Познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки. Учить рисовать матрешку с натуры, по возможности точно передавая форму, пропорции и элементы оформления. Развивать чувство ритма и цвета, пропорций. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус. | Познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал и способ изготовления, наиболее известные промыслы и их отличия). Рассматривание и обследование матрешек. | №1, с. 106 | |
26 | Рисование сюжетное по замыслу | «Крючка, Злючка и Зака-Закорючка | Учить детей рисовать фантазийные образы. Инициировать самостоятельный поиск выразительных средств (выбор линии, передающих очертания «закорючек»). Раскрепостить рисующую руку, показать возможность рисования обеими руками. | Чтение небылиц К. Чуковского и рассматривание иллюстраций, созданных разными художниками на тему небылиц. | №1 с. 86 | ||
27 | Рисование сюжетное по замыслу | Сказочный домик-теремок | Учить детей передавать в рисунке сказочный образ. Инициировать самостоятельный поиск выразительных средств. Развивать образные представления, воображения и самостоятельное творчество в изображении и украшении сказочного домика. | Рассматривание иллюстраций с изображением различных домов, выделение необычных деталей: окон, украшений. Вспомнить в каких сказках есть необычные домики: Рукавичка, Теремок, Пряничная избушка. | №2, с. 76 | ||
28 | Рисование сюжетное по замыслу | Нарисуй, какую хочешь картинку | Учить детей самостоятельно определять содержание своей работы. Закреплять умение рисовать, исп ользуя разные приемы. Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать воображение, умение рассказывать о созданном образе. | №2, с. 86 | |||
Апрель | 29 | Рисование сюжетное по замыслу | Перо Жар-птицы | Закреплять приемы рисования разными изобразительными материалами. Познакомить с изобразительным приёмом – контрастом в искусстве. Развивать эстетическое восприятие, образные представления. | Чтение сказок, в которых присутствует жар-птица. Рассматривание иллюстраций с изображением жар-птицы. | №2, с. 87 | |
29 | Рисование декоративное по замыслу | Мое любимое солнышко | Развивать образные представления и воображение детей. Инициировать самостоятельный поиск выразительных средств передающих образ солнышка | Наблюдение на прогулке. Рассматривание иллюстраций с изображением солнца. Чтение стихов, потешек, закличек. Рассматривание изображений солнца в ДПИ | №2, с. 78 | ||
30 | Рисование сюжетное по замыслу | Моя любимая кукла | Учить детей создавать в рисунке образ любимой игрушки. Закреплять умение передавать форму, расположение частей фигуры человека, их относительную величину. Продолжать учить рисовать крупно во весь лист. | В процессе игр рассмотреть разных кукол: во что одеты, части тела, как с ними играют. Провести аналогию человек – кукла. | №2, с. 79 | ||
31 | Рисование сюжетное | Красивый дом | Учить детей передавать впечатления от праздничного города в рисунке. Закреплять умение рисовать дом и украшать его флагами, цветами. Закреплять умение пользоваться разнообразными изобразительными материалами. | Рассматривание иллюстраций, календарей с видами родного города в праздничном оформлении. Обратить внимание на разнообразие архитектуры (дома, магазины, больница) | №2, с. 82 | ||
Май | 32 | Рисование по представлению | Храбрый петушок | Учить детей рисовать петушка гуашевыми красками, красиво сочетая формы и цвета. Совершенствовать технику владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания силуэта. | Рассматривание иллюстраций с изображением фермы, деревни. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Петушок с семьей», сказок «Колосок», «Петушок и волшебная меленка», обсуждение характера петушка. | №1 с, 34 | |
33 | Рисование сюжетное по замыслу | Путаница-перепутаница | Продолжать учить детей рисовать фантазийные образы. Инициировать самостоятельный поиск оригинального содержания и соответствующих изобразительно-выразительных средств. Напомнить нетрадиционные техники рисования развивать творческое воображение и чувство юмора. | Чтение небылиц К. Чуковского и рассматривание иллюстраций, созданных разными художниками на тему небылиц. | №1, с. 140 | ||
34 | Рисование сюжетное | Нарисуй картинку про весну | Учить детей передавать в рисунке впечатления от весны. Развивать композиционные, изобразительные умения. Инициировать самостоятельный поиск выразительных средств передающих образ весны | Наблюдения на прогулках за приметами весны. Чтение книг, стихов про весну. Рассматривание иллюстраций, календарей с изображением весны. Продолжать знакомство с жанром живописи – пейзажем | №2, с. 85 | ||
35 | Рисование сюжетное по замыслу | Нарисуй, какую хочешь картинку | Учить детей самостоятельно определять содержание своей работы. Закреплять умение рисовать, используя разные приемы. Развивать воображение, умение рассказывать о созданном образе. | №2, с. 86 |
План по изодеятельности в старшей группе.
Литература:
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность. Старшая группа. – М., 2007
- Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М., 1999
- Лыкова И. А. Изобразительное творчество в детском саду. Конспекты занятий в ИЗОстудии. – М., 2008.
Месяц | № занятия, дата | Вид деятельности | Название занятия | Задачи занятия | Предварительная работа | Лит-ра | |
1 | Рисование сюжетное | Веселое лето | Учить рисовать простые сюжеты, передавая движения человека. Создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений. Вовлекать детей в коллективный разговор и речевое взаимодействие со сверстниками. | Беседа о летних занятиях и развлечениях. Схематическое изображение человека с помощью спичек, карандашей. Рисование схематичных человечков палочками на песке. | №2, с. 35 №1, с. 20 | ||
2 | Рисование декоративное | Лето красное прошло | Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о лете. Познакомить с новым способом создания абстрактной композиции – «линия на прогулке». Совершенствовать технику рисования акварельными красками. | Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, знакомящих с летними пейзажами. Знакомство с творчеством художников абстракционистов. | №1, с. 26 | ||
3 | Рисование по содержанию загадок и стихов | Загадки с грядки | Учить передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках, создавать выразительные и цветовые образы; самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка. | Беседа об овощах, уточнение представлений о том, что такое овощи, что из них можно приготовить Загадывание и отгадывание загадок , рассматривание овощей, | №1, с. 44 | ||
4 | Рисование по замыслу | Разные дома | Учить детей передавать многообразие домов: высоких и длинных, низких и коротких. Закреплять умение передавать форму частей домов. Упражнять в умении рисовать цветными мелками, восковыми карандашами. | Рассматривание домов на улице, а также изображений домов в журналах, каталогах, календарях и т. д. Знакомство с разнообразной архитектурой (разные времена и народы) | №2, с. 54 | ||
5 | Рисование сюжетное | Идет дождь | Учить детей образному отражению в рисунках впечатлений от окружающей жизни. Закреплять умение строить композицию рисунка. Учить детей пользоваться приобретенными приемами разнообразной передачи явления. Упражнять в рисовании простым графитным и цветными карандашами | Наблюдение за природным явлением – дождем. Рассматривание иллюстраций с изображением пасмурной, дождливой погоды, обратить внимание на цвет неба, мокрых деревьев. | №2, с. 43 | ||
6 | Рисование по представлению | Деревья в парке | Учить рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны, цвета; развивать технические навыки в рисовании карандашами и красками. | Рассматривание деревьев на прогулке, изображений деревьев на иллюстрациях; знакомство с пейзажами известных художников | №1, с. 32 | ||
7 | Рисование декоративное | Нарядные лошадки | Декоративное оформление лошадок по мотивам дымковской росписи. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками. | Знакомство с видом ДПИ – Дымковской росписью, беседа о Дымке, как одном из традиционных промыслов. №1, с. 58 Дидактическая игра Народные промыслы | №1, с. 62 | ||
8 | Рисование по представлению | Девочка в нарядном платье | Продолжать учить детей рисовать фигуру человека, более точно передавая его внешний вид. Закреплять умение рисовать крупно, во весь лист, аккуратно закрашивать рисунок карандашами. | Беседа о строении человека, с использованием иллюстраций с изображением человека в разной одежде. Выкладывание из спичек схемы человека и зарисовывание. | №2, с. 48 | ||
9 | Рисование декоративное с элементами аппликации силуэтной | Кошки на окошке | Учить детей создавать сюжетную композицию, самостоятельно применяя освоенные приемы декоративного рисования, показать новые способы декоративного оформления. Развивать чувство композиции и эстетическое восприятие. | Знакомство с внешним видом разных пород кошек. Беседа о кошках с опорой на опыт детей. Рассматривание картины «Кошка с котятами». Вырезание каждым ребенком силуэта кошки или нескольких кошек с помощью симметричного или силуэтного вырезывания. | №1, с. 38 | ||
10 | Рисование декоративное | Птицы на кормушке | Учить детей передавать в рисунке образ птиц, подбирая соответствующую цветовую гамму. Красиво располагать птиц на листе бумаги. Развивать эстетический вкус и любовь к природе. | Знакомство с внешним видом разных птиц. Беседа о птицах с опорой на опыт детей; где зимуют, что едят. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. | №2, с. 64 | ||
11 | Рисование- экспериментирование | Чудесные превращения кляксы | Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами. Показать новые формы получения абстрактных изображений. Развивать творческое воображение. | Наблюдение на прогулке и беседа о том, на что похожи облака, лужи? | №1, с. 80 | ||
12 | Рисование По замыслу | Я люблю рисовать | Закрепление полученных умений и навыков в рисовании. Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для создания художественного образа. | ||||
13 | Рисование по замыслу | Белая береза под моим окном | Вызвать интерес к созданию выразительного образа по мотивам стихотворения. Совершенствовать технические умения. Учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей заснеженной кроны и стройного ствола. | Наблюдение на прогулке за заснеженными деревьями. Рассматривание изображение деревьев. Знакомство с репродукциями картин зимних пейзажей известных художников. | №1, с. 92 №2, с. 61 | ||
14 | Рисование декоративное | Волшебные снежинки | Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путем симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии, растительные элементы. Совершенствовать технические умения. | Знакомство с кружевоплетением как видом народного искусства. Наблюдение за снегопадом, рассматривание снежинок (настоящих и на картинках и открытках). Сравнивание кружев с морозными узорами и снежинками. | №1, с. 94 №2, с. 67 | ||
15 | Рисование по замыслу | Ели большие и маленькие | Учить детей располагать изображения на широкой полосе (расположение близких и далеких деревьев ниже и выше по листу). Учить передавать различие по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение (старые ели – темнее, молодые – светлее). Развивать эстетические чувства, образные представления. | Наблюдение на прогулке, отметить отличительные признаки старых и молодых елей. Рассматривание иллюстраций, открыток, календарей с изображением различных елей. Рассматривание репродукций известных художников с зимними пейзажами. | №2, с. 63 | ||
16 | Рисование с натуры | Зимний венок | Учить детей рисовать с натуры еловую ветку, передавая особенности её строения, окраски. Пояснить необходимость соблюдения общих условий при выполнении коллективной работы. Развивать координацию в системе «глаз-рука» | Беседа о хвойных деревьях, рассматривание еловой и сосновой веток в сравнении. Знакомство с натюрмортом и его специфическими особенностями. Рассказ о рождественском веке. | №1, с. 100 | ||
17 | Рисование декоративное | Городецкая роспись | Познакомить детей с Городецкой росписью. Учить рисовать узор, используя элементы Городецкой росписи. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Воспитывать любовь к народному творчеству. | Знакомство с Городецкой росписью, как одним из видов народного декоративного искусства. Обратить внимание на характерные особенности Городецкой росписи (симметричность, цветовая гамма) | №2, с. 74 | ||
18 | Рисование сюжетное по замыслу | Где-то на белом свете | Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для создания сюжетной композиции из фигурок, выполненных на основе треугольника и дополнение разными художественными техниками. | Беседа о жизни людей на Крайнем Севере. Рассматривание открыток, календарей. Ознакомление с произведениями ДПИ народов севера. | №1, с. 110 | ||
19 | Рисование сюжетное | «Весело качусь я под гору в сугроб…» | Учить передавать сюжет доступными изобразительными средствами. Показать средства изображения сюжетной связи между объектами. Выделение главного и второстепенного, передача взаимодействия, изменение формы в связи с характером движения. Развивать композиционные умения. | Наблюдение во время прогулки за гуляющими и играющими детьми. Беседа о зимних забавах, играх. Рассматривание иллюстраций, составление рассказов. | №1, с. 116 | ||
20 | Рисование по замыслу | Веселый клоун | Учить рисовать фигуру человека в движении, показывая изменение внешнего вида в связи с передачей движения. Вызвать интерес к поиску изобразительных возможностей для передачи более выразительного образа. Подбирать контрастное цветосочетание в соответствии с характером образа. | Беседа о цирке и цирковых выступлениях. Рассматривание рисунков, фотографий с изображением клоунов. Рассматривание схематических рисунков, передающих разные движения. Изучение мимики с помощью зеркала. Беседа о эмоциях. | №1, с. 120 | ||
21 | Рисование по замыслу | Деревья в инее | Закреплять умение передавать в рисунке впечатления, полученные в реальной жизни. Развивать эстетическое восприятие. Закреплять технические умения при рисовании гуашью. | Наблюдение на прогулке за красотой зимней природы, обратить внимание на заснеженные деревья. Рассматривание изображений зимних пейзажей. | №2, с. 83 | ||
22 | Рисование По замыслу | Я люблю рисовать | Закрепление полученных умений и навыков в рисовании. Развитие воображения, фантазии | ||||
23 | Рисование с опорой на фотографию | Папин портрет | Учить рисовать мужской портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер конкретного человека. Вызвать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально. | Знакомство с портретом как с жанром живописи. Рассматривание репродукций картин известных художников. Принести и рассмотреть фотографии (брата, папы, дедушки, дяди). | №1, с. 136 | ||
24 | Рисование по представлению | Милой мамочки портрет | Учить рисовать женский портрет. Инициировать самостоятельный поиск изобразительно-выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально. Продолжать знакомство с жанрами изобразительного искусства. | Знакомство с портретом как с жанром живописи. Рассматривание репродукций картин известных художников. Принести и рассмотреть фотографии мамы. | №1, с. 142 | ||
25 | Рисование по замыслу | Фантастические цветы | Вызвать интерес к рисованию фантазийных цветов по мотивам экзотических растений. Показать приёмы видоизменения и декорирования лепестков с целью создания оригинальных образов. Развивать творческое нестандартное мышление, чувство цвета и композиции. Активизировать в речи прилагательные. | Знакомство с экзотическими растениями. Беседа об условиях жизни, особенностях внешнего вида. Чтение сказки «Аленький цветочек» и рассматривание иллюстраций. Рассматривание изделий хохломских и гжельских мастеров. | №1, с. 132 | ||
26 | Рисование сюжетное | Как я с мамой (папой) иду из детского сада домой. | Закреплять умение детей рисовать человека в движении. Учить рисовать человека в соответствии с ростом (взрослый – выше, ребенок – ниже). Инициировать самостоятельный поиск изобразительно-выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально. | Наблюдение на прогулке за движениями взрослых и детей, за соответствием размеров между взрослыми и детьми. Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением взрослых и детей. | №2, с. 99 | ||
27 | Рисование декоративное | Солнышко, нарядись! | Вызвать у детей желание создать образ солнца по мотивам декоративно-прикладного искусства; обратить внимание на декоративные элементы, объяснить символику. Развивать воображение и нестандартное мышление. Использовать в узоре разнообразные линии. Умело пользоваться кистью. | Сравнение солярных элементов в разных видах народного творчества. Беседа о солнце как источнике жизни на земле | №1, с. 153 | ||
28 | Рисование-экспериментирование | Крошки-осьминожки | Создавать условия для экспериментирования с отпечатками ладошек. Показать сходство очертаний осьминога с силуэтом перевернутой ладони. Учить создавать выразительные образы морских существ с помощью волнистой линии. Развивать восприятие, чувство формы и ритма. | Рассматривание изображений осьминога и водных растений в детских книгах, энциклопедиях, открытках. | №3, с. 105 | ||
29 | Рисование сюжетное по замыслу | Корабли пустыни | Учить детей отражать в рисунке представление о пустыне и её обитателях. Познакомить с техникой шаблонного рисунка – создание каравана верблюдов с помощью одного шаблона. Продолжать знакомство с явлением контраста. Развивать чувство цвета и композиции. | Рассматривание изображений пустыни и верблюдов на открытках, иллюстрациях. Знакомство с шаблоном и трафаретом как техническими средствами для создания силуэтных изображений | №3, с. 76 | ||
30 | Рисование коллективное | Пестрые попугаи | Закреплять умение пользоваться шаблонами для создания рисунка, усложнять изображение, используя разрезной шаблон. Учить передавать графическими средствами строение птицы, движение и эмоциональное состояние. Развивать чувство цвета и композиции. Закреплять умение отражать полученные представления в изобразительной деятельности. | Рассматривание попугаев на иллюстрациях в детских энциклопедиях, фотографиях; Рассказ воспитателя о жизни и привычках попугаев, о его особенности – умении говорить. Составление фигуры попугая из геометрических форм | №3, с. 84 | ||
31 | Рисование сюжетное по замыслу | Полосатая зебра | Учить детей анализировать художественный образ – из каких форм он составлен. Формировать умение создавать изображение животного из овалов разной величины. Инициировать поиск способов изображения полосок на шкуре зебры. Развивать чувство формы, пропорций, глазомер. | Знакомство с внешним видом копытных животных - туловище, голова, шея, четыре тонкие ноги с копытами. Рассматривание изображений зебры. Составление фигуры зебры из разных геометрических фигур | №3, с. 80 | ||
32 | Рисование декоративное | Барыни-франтихи | Инициировать декоративное оформление фигурок – украшать элементами декоративной росписи по мотивам дымковской игрушки. Обратить внимание на зависимость узора от формы изделия. Совершенствовать технику рисования красками. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству. | рассматривание дымковской игрушки - барыни, обратить внимание на характерные особенности цветового и орнаментального решения. | №1, с. 164 | ||
33 | Рисование фантазирование | Путаница | Вызвать интерес к сюжетному рисованию по мотивам шуточного стихотворения. Учить выбирать из текста один эпизод и передавать событие графическими средствами. Формировать композиционные умения. Развивать чувство юмора. Воспитывать самостоятельность, инициативность. | Чтение стихотворения К. Чуковского «Путаница», беседа по содержанию, обсуждение шуточных моментов. | №3, с. 188 | ||
34 | Рисование сюжетное | Зеленый май | Вызвать интерес к созданию образа весны различными нетрадиционными техниками рисования. Создать условия для экспериментирования с разными художественными материалами и инструментами. | Наблюдение на прогулке за весенними изменениями в природе; рассматривание иллюстраций, открыток с весенними пейзажами. | №1, с. 196 | ||
35 | Рисование сюжетное | Бабочки над лугом | Учить детей отражать в рисунках несложный сюжет. Развивать восприятие цвета и формы. Учить передавать контуры бабочек неотрывной линией. Закреплять умение смешивать в рисунке разные изобразительные материалы. | Рассматривание изображений бабочек. Обследование форм крыльев вырезанных бабочек. Беседа о роли бабочек в природе для опыления растений. Выкладывание бабочек из геометрических форм. | №2, с. 110 | ||
36 | Рисование По замыслу | Я люблю рисовать | Закрепление полученных умений и навыков в рисовании. Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для создания образа. |
План по изодеятельности в подготовительной группе. (рисование)
Литература:
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность. Подготовительная группа – М., 2007
- Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду – М., 1991
- Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет – М., 2001
- Лыкова И. А. Изобразительное творчество. Занятия в Изостудии – М., 2008
Месяц | № занятия, дата | Вид деятельности | Название занятия | Задачи занятия | Предварительная работа | Лит-ра | |||||||||
Сентябрь | 1 | Рисование сюжетное по замыслу | Улетает наше лето | Создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений. Выявить уровень способностей к сюжетосложению и композиции | Беседа о летних занятиях и развлечениях. Схематическое изображение человека с помощью спичек, карандашей. Рисование схематичных человечков палочками на песке. | №1, с. 20 | |||||||||
2 | Рисование с натуры | Ветка рябины | Учить детей передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение ветки и листа, их цвет. Закреплять умение располагать красиво ветку на листе бумаги. | Наблюдение на прогулке за рябиной, обратить внимание на строение дерева, ветки, листа, грозди. Беседа о рябине как плодовом полезном дереве. | №1, с. 142 | ||||||||||
3 | Рисование сюжетное | Золотая осень | Учить детей отражать в рисунке впечатление от золотой осени, передавать ее колорит. Закреплять умение рисовать разнообразные деревья, используя разные цвета красок для изображения стволов и различные приемы работы кистью. Учить располагать изображение по всему листу. | Во время прогулок наблюдать осеннюю природу, обратить внимание на отличие разных пород деревьев. Рассматривание репродукций с изображением осенних пейзажей. Создание альбома с изображением разных пород деревьев. | №2, с. 140 | ||||||||||
4 | Рисование декоративное | Такие разные зонтики | Учить детей рисовать узоры на полукруге. Показать связь между орнаментом и формой украшаемого изделия. Систематизировать представления о декоративных мотивах. Готовить руку к письму – учить уверенно проводить прямые и волнистые линии. | Рассматривание ярких, красивых зонтиков с разных сторон. Беседа о зонтах, их внешнем виде, строении и назначении. Поиск связей и аналогий между бытовыми предметами и растительными формами. | №1, с. 68 | ||||||||||
5 | Рисование декоративное | Декоративный натюрморт | Развивать чувство формы и композиционные умения. Вызвать интерес к рассматриванию и созданию многокрасочных декоративных натюрмортов, показать как обычные предметы можно превратить в декоративные с помощью декоративных элементов. Развивать чувство цвета при подборе колорита. | Рассматривание репродукций и художественных открыток с изображением натюрмортов. Составление натюрмортов из цветов, муляжей фруктов и овощей, посуды. Составление натюрмортов на плоскости из бумажных форм. | №1, с. 44 | ||||||||||
6 | Рисование декоративное | Чудесная мозаика | Познакомить детей с декоративными оформительскими техниками и вызвать интерес к рисованию в стилистике мозаики. Совершенствовать изобразительную технику | Рассматривание репродукций, открыток знакомящих с техникой мозаики. Беседа о работе художников-декораторов. | №1, с. 26 | ||||||||||
7 | Рисование По замыслу (коллективный альбом) | С чего начинается Родина? | Создать условия для отражения в рисунке представления о месте своего жительства как одном из уголков своей Родины. Продолжать учить рисовать несложные сюжеты или пейзажи. Развивать творческое воображение, способности к композиции | Беседа о Родине, большой и малой. Подготовка альбома с семейными фотографиями, фотографиями или открытками своего города, страны. | №1, с. 38 | ||||||||||
8 | Рисование по представлению | Вечерний свет | Учить детей передавать картину вечернего города, его цветовой колорит. Закреплять умение композиционно располагать изображение на листе бумаги. Учить создавать на основе цветного фона сюжетные композиции, самостоятельно применять разнообразные приёмы рисования. | Рассматривание открыток, календарей с видами вечернего города. Вечерняя прогулка с родителями и наблюдение за вечерними домами с освещенными окнами. | №4, с. 54 | ||||||||||
9 | Рисование по замыслу | Мы едем, едем, едем в далекие края... | Создать условия для отражения в рисунках впечатлений о поездках и путешествиях. Развивать композиционные и творческие способности. Поощрять применение разнообразных изобразительных техник и материалов. | Беседа о поездках и путешествиях. Рассматривание разного вида транспорта предназначенного для путешествий. | №1, с. 74 | ||||||||||
10 | Рисование по замыслу (коллективный альбом) | По горам, по долам | Учить передавать в рисунке свои представления о природных ландшафтах. Инициировать создание сюжета на основе горного пейзажа. Расширить возможности применения техники ленточной аппликации. Готовить руку к письму (освоение начертательного элемента – завиток или спираль) | Чтение отрывка из рассказа Ушинского «Горная река». Беседа о том, как выглядят горы, что на них растет, кто живет. | №1, с. 80 | ||||||||||
11 | Рисование-фантазирование | Домик с трубой и фокусник-дым | Учить детей создавать фантазийные образы. Вызвать интерес к сочетанию изобразительно-выразительных средств при создании зимней композиции по мотивам литературного произведения. | Рассматривание репродукций и открыток с зимними пейзажами. Чтение стихотворений и загадок о зиме. | №1, с. 120 | ||||||||||
12 | Рисование по замыслу | Я люблю рисовать | Учить детей выбирать содержание своего рисунка, продумывать композицию, цветовое решение. Закреплять технические навыки рисования красками. | №2, с. 157 | |||||||||||
13 | Рисование декоративное | Фонарик | Познакомить детей с графическим рисованием по большим клеткам, полученным способом складывания бумаги. Закрепить навык рисования прямых линий, показать особенности рисования прямых линий. Сформировать навыки работы над орнаментальной композицией | Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображениями фонарей и фонариков. Беседа о назначении и появлении фонарей и декоративных фонариков. | №3, с. 38 | ||||||||||
14 | Рисование графическое | Ёлочка | Развитие графомоторных навыков, подготовка руки к письму. Закрепление образных представлений о дереве и развитие навыков рисования по осям. Закрепление умения использовать разные техники и приемы рисования для декорирования образа. | Беседа о предстоящем празднике, способах украшения интерьера, новогодних и рождественских елок | №3, с. 92 | ||||||||||
15 | Рисование по представлению | Где живет Дед Мороз | Закреплять знание детьми холодной гаммы цветов. Учить создавать декоративную композицию, используя ограниченную гамму. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Совершенствовать технические умения. | Чтение сказки «Снежная королева». Рассматривание иллюстраций с изображением букетов. Рисование снежинок графическими материалами. | №2, с. 160 | ||||||||||
16 | Рисование по представлению | Рисунок по замыслу | Закреплять умение выбирать содержание своего рисунка, продумывать композицию, цветовое решение. Закреплять технические навыки рисования красками. | №2, с. 157 | |||||||||||
17 | Рисование по представлению | Иней покрыл деревья | Учить детей передавать образ зимней природы разными изобразительными материалами, передавая ее красоту, разнообразие деревьев. | Наблюдение на прогулке за зимней природой, обратить внимание на заснеженные деревья, кусты. Рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций с изображением зимней природы. | №2, с. 160 | ||||||||||
18 | Рисование сюжетное по представлению | Белый медведь и северное сияние | Побуждать к самостоятельному поиску способов изображения северных животных. Формировать умение изображать животных в движении, точно передавая особенности внешнего вида и пропорций. Учить рисовать пастелью северное сияние. | Беседа о разных частях света и климатических зонах. О Севере, его характерных приметах. Рассматривание изображений белого медведя, тюленя, моржа. Обсуждение понятий «льдина», «айсберг». | №1, с. 140 | ||||||||||
19 | Рисование Фантазирование по представлению | Сказочный дворец | Учить детей создавать сказочные образы. Закреплять умение рисовать основу здания и придумывать украшающие детали. Учить делать набросок простым карандашом и раскрашивать красками, добиваясь наиболее интересного решения. | Чтение сказок, рассматривание иллюстраций с изображением различных дворцов, теремов, не только положительных, но и отрицательных героев. | №1, с. 128 | ||||||||||
20 | Рисование декоративное | Пир на весь мир | Учить детей рисовать посуду по мотивам «гжели», дополнять изображениями сказочных яств и составлять из индивидуальных работ коллективную ленточную композицию. Развивать чувство формы и композиции. | Беседа о концовках русских сказок, завершающихся пиром. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. Обсуждение убранства праздничных столов. Ознакомление с керамической и деревянной посудой | №1, с. 143 | ||||||||||
февраль Январь | 21 | Рисование Сюжетное с элементами аппликации | Русалочки в подводном царстве | Вызвать интерес к созданию сказочного сюжета. Учить рисовать сказочных героев, созданных на основе компилирования (соединения) разных частей. Познакомить со способом создания фантазийных образов. Формировать композиционные и творческие умения. | Знакомство с подводным миром. Рассматривание фотографий и иллюстраций на морсую тему. Беседа на тему: «Сказочные существа», рассматривание изображений несуществующих животных: Пегас, Медуза-горгона, Конек-горбунок, Русалочка, Единорог. | №4, с. 182 | |||||||||
22 | Рисование по представлению | Я с папой | Учить рисовать парный портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение (себя и папы). Вызвать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более точно. Продолжать знакомство с жанрами искусства (портретом) | Рассматривание репродукций картин известных художников с изображениями мужского портрета. Рассматривание семейных фотографий, принесенных в группу. Рассматривание своего отражения в зеркале и составление словесного автопортрета. | №1, с. 147 | ||||||||||
23 | Рисование по представлению | Моя мамочка - принцесса | Совершенствовать умение рисовать фигуру человека в движении. Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для создания яркого образа | Рассматривание иллюстраций из книг о принцессах, обратить внимание на детали одежды и, а также интерьера. | |||||||||||
24 | Рисование по представлению | Мы с мамой улыбаемся | Продолжать учить рисовать парный портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение. Вызвать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств. Продолжать знакомство с жанрами искусства | Продолжать знакомство с портретом. Рассматривание своего отражения в зеркале и составление словесных автопортретов. Рассматривание принесенных в группу семейных фотографий с мамами. | №1, с. 152 | ||||||||||
март март | 25 | Рисование декоративное | Веер | Развитие графомоторных навыков. Подготовка руки к письму. Освоение рисования дугообразных линий и их сочетаний на примере оформления плоской прямоугольной формы. Закрепить навыки работы с бумагой: сложение пополам и гармошкой, преобразование плоской поверхности в рельефную. | Рассматривание разных видов вееров на иллюстрациях и фотографиях, а также настоящих. Знакомство с историей появления веера в Китае | №3, с. 41 | |||||||||
26 | Рисование по замыслу | Наскальная живопись | |||||||||||||
27 | Рисование По замыслу | Динозавры и динозаврики | Продолжать освоение детьми техники рисования ладошками.. Развивать способности к композиции и сюжетосложению. | Беседа о динозаврах. Рассматривание изображений и игрушек динозавров. Игры с фигурками динозавров. | №4, с. 140 | ||||||||||
28 | Рисование По замыслу | Летающие тарелки и пришельцы из космоса | Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для создания фантазийных космических сюжетов. Показать способы получения фантазийных образов. Развивать воображение, уверенность в реализации самых смелых замыслов. | Беседа о космосе. Составление историй и рассказов о покорении космоса и неизвестных далеких мирах. Рассматривание карты звездного неба. | №4, с. 132 | ||||||||||
Апрель | 29 | Рисование По замыслу | На далекой неизведанной планете | Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для создания фантазийных космических сюжетов. Показать способы получения фантазийных образов. Развивать воображение, уверенность в реализации самых смелых замыслов. | Беседа о космосе. Составление историй и рассказов о покорении космоса и неизвестных далеких мирах. Рассматривание карты звездного неба. | №1, с. 184 | |||||||||
30 | Рисование По замыслу | Наши космонавты | Совершенствовать умение рисовать фигуру человека в движении. Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для создания фантазийных космических сюжетов. Развивать способности к композиции и сюжетосложению. | Беседа о космосе. Составление историй и рассказов о покорении космоса и неизвестных далеких мирах. Рассматривание карты звездного неба | №1, с. 188 | ||||||||||
31 | Рисование графическое | Три приятеля - точка, линия и штрих | Развитие образных представлений и осознания изобразительно-выразительных возможностей таких графических средств, как точка, линия и штрих. Развить навык работы с шаблоном, ориентацию на листе в трехчакстной композиции. | Рассматривание изображений собак разной породы – лохматых и глакошерстных. | №3, с. 71 | ||||||||||
32 | Рисование графическое | Чудесная азбука | Развитие навыков работы над изобразительно-буквенной композицией. Показать как можно составить многочастную композицию с буквами и рисунками. Закрепит навык компоновки изображения при помощи осей координат. Развивать ориентацию на листе и последовательность в работе | Рассматривание плакатов с азбукой. Найти в группе и на улице различные предметы и объекты и выделить первый звук в слове. | №3, с. 144 | ||||||||||
Май | 33 | Рисование По замыслу | Кем ты хочешь быть | Развивать эстетическое отношение к окружающему, умение передавать в рисунке образ человека труда, изображая фигуры людей в характерной профессиональной одежде, с необходимыми атрибутами. Закреплять умение рисовать основные части простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунки. | Беседа о разных профессиях. Чтение стихов, рассказов. Рассмотреть иллюстрации с изображением людей разных профессий и атрибутов их деятельности. Поиграть в дидактические игры соответствующие тематике занятия. | №2, с. 170 | |||||||||
34 | Рисование графическое | Золотая рыбка | Создание композиции из разнообразных линий (прямых, волнистых, дугообразных) при передаче формы предметов и явлений. Развивать навыки рисования разнообразных линий и разделения листа путем складывания. | Уход за аквариумом и наблюдение за рыбками. Рассматривание рыбок: строение тела, окраска. Рассматривание иллюстраций, фотографий | №3, с. 144 | ||||||||||
35 | Рисование Сюжетное по представлению | Дворец морского царя | Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для создания фантазийных морских сюжетов. Показать способы получения фантазийных образов. | Чтение сказки «Русалочка», рассматривание иллюстраций с изображением морского дна. | №2, с. 142 | ||||||||||
36 | Рисование по замыслу | Рисунок по замыслу | Учить детей выбирать содержание своего рисунка, продумывать композицию, цветовое решение. | №2 с. 157 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарное-тематическое сентябрь планирование подготовительная группа ФГОС
Календарный-тематический план подготовительная группа...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе/ Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе (дети от 4 до 7 лет)Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппе Вид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппеВид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности. Вид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)».
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в средней подгруппе, старшей подгруппеВид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)»...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе Вид ОД: «Художественно - эстетическое развитие» (чтение художественной литературы)
Планирование расписано по дням и темам недели....
Календарно-тематическое планирование по изобразительной деятельности для кружка «цветные ладошки»
Календарно-тематическое планирование по изобразительной деятельности для кружка «цветные ладошки»...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в подготовительной группе...