Кружковая работа " Творческая мастерская"
календарно-тематическое планирование по рисованию (средняя группа)
Кружковая работа по развитию творческого мышления у детей среднего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_umelye_ruchki.docx | 49.95 КБ |
Предварительный просмотр:
План кружка «Умелые ручки»
во 2-й младшей группе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
Именно в детстве впервые все мы узнаём о существовании пластилина. Но, оказывается, этот материал может служить незаменимым художественным средством для работы в живописном жанре. Да, пластилином можно рисовать картины.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.
Лепка оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние детей, является одним из средств познания мира и развития восприятия. Малыши переживают от всего, к чему прикасаются, что имеет для них интерес. Ребенок познает мир наглядно, часто через свои ощущения. Лепка доставляет малышам радость, заряжает их положительными эмоциями. Лепка является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша.
Занятия лепкой и пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию детей. Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способности ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче.
Занятия лепкой и пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь лепкой и пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Отличительной особенностью программы «Умелые ручки» является использование нестандартного материала для работы. На ряду с традиционными материалами: глиной и пластилином на занятиях по лепке используется соленое тесто.
Тесто -хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все Что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.
В интересной игровой форме дети обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
На занятиях кружка дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, загадками, потешками, пальчиковыми играми.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
-Развитие познавательных способностей ребенка;
-Развитие творческих способностей и художественного вкуса;
-Создание условий, необходимых для психологического комфорта;
-Помощь детям в осознании и развитии своей индивидуальности и самореализации.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Обогащать и расширять художественный опыт дошкольников;
Формировать способность к изобразительной деятельности воображение и творчество;
Развивать мелкую моторику пальцев.
ПРИНЦИПЫ:
Учитывать интересы, возможности ребенка при организации занятий.
Организовать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы детей, соблюдая права ребенка.
Создавать комфортный психологический климат, стимулировать успех детей.
Не мешать ребенку творить.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА:
Занятия проводятся 1 раз в неделю, группа комплектуется по возрастному принципу. Оптимальное количество детей в группе – 10 человек. Длительность занятий 15 минут.
ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА
- индивидуально-дифференцированный;
- групповой;
- практический;
- наглядный;
- интеграция образовательных областей;
-эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений;
- практические – упражнения, игровые методы
-словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед оценка;
наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
2. Объяснение, показ приемов лепки.
3. Лепка детьми.
4. Физ. пауза.
5. Доработка изделия из дополнительного материала.
6. Рассматривание готовых работ.
СПОСОБЫ ЛЕПКИ
1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).
2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.
3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.
ПРИЕМЫ ЛЕПКИ
Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.
МАТЕРИАЛ:
- пластилин восковой мягкий различных цветов;
- пластиковые дощечки;
- стеки пластмассовые;
- салфетки влажные;
- бросовый материал;
- трафареты;
- бусинки;
- пуговицы;
- верёвочки;
- горох;
- фасоль;
- тесто для лепки (мука - 300г (2 чашки); соль – 3оог (1 чашка); вода – 200мл)
СПОСОБЫ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ТЕСТА
Муку и соль тщательно перемешать. Затем добавить воду и тщательно вымешивают до однородного состояния. Как обычное тесто. Тесто для лепки должно быть довольно крутым.
ПРЕИМУЩЕСТВО СОЛЕНОГО ТЕСТА
- можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
-легко отмывается и не оставляет следов;
- безопасно при попадании в рот, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно!
- если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
- можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе;
- краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;
- поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века.
- с готовым «изделием» можно играть — без боязни, что оно потеряет форму.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:
• Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
• Тематические выставки в ДОУ.
• Участие в выставках и конкурсах в течение года.
• Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
• Оформление эстетической развивающей среды в группе. И т. д.
Преемственность:
• сформировать умения и навыки,
• развивать личностные качества.
Перспективное тематическое планирование кружка по лепке «Умелые ручки» (вторая младшая группа)
2016–2017 учебный год.
Месяц | Тема | Программное содержание |
Ноябрь | 1. «Мухомор» 2. «Листья кружатся, падают в лужицы» 3. «Дождик- проказник» 4. «Мышка норушка и яичко» | Освоение техники рисования пластилином: скатывание шарика, расплющивание, примазывание, нанесение мазка. Развитие чувства ритма, цвета. Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук. Создание красивой композиции в сотворчестве с воспитателем. Развитие мелкой моторики, ориентировки в пространстве. |
Декабрь | 1. «Бусы» 2. «Елка» 3. «Елочка красавица, всем ребятам нравится» 4. «Снег – снежок» | Закреплять умение детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы близко друг к другу, в определенном порядке, чередую их по цвету. Совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить ее на мелкие равные части при помощи стеки. Уточнить знания детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывать их кругообразным движением пальцев рук. Закреплять знание о цвете, развивать чувство ритма. Создание образа ёлочки, ритмического рисунка веточек, направленных книзу в конусе. Обучение навыку нанесения ритмического мазка сверху вниз. Внесение дополнений в рисунок по предложению воспитателя: разноцветные огоньки, флажки. Самостоятельный выбор цвета. Развитие мелкой моторики. Закреплять умение детей раскатывать комочки прямым движением, делить готовую форму на мелкие части и скатывать из них шарики кругообразным движением на плоскости, стимулируя активную работу пальцев. Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания на поверхность основы. Учить детей располагать изображение на всей поверхности листа. Познакомить с новым подручным материалом: колпачок от фломастера и способом печатания рисунков на поверхность пластилина. Развивать пространственное восприятие. |
Январь | 1. Улитка - длинные рожки. 2. Баранки. 3. Пирамидка. | Продолжать учить детей лепить из пластилина.. Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями ладоней. Упражнять детей в раскатывании колбасок разной толщины и длины прямыми движениями обеих рук. Продолжать учить детей передавать в работе форму, строение, характерные части известных им предметов. Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и округлыми движениями, оттягивать пальцами нужные части предметов. Продолжать учить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания на поверхность основы. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином. Упражнять в раскатывании пластилина пальцами обеих рук на поверхности доски для придания предмету необходимой длины. Учить детей приему сворачивания длинной колбаски по спирали. Развивать мелкую моторику рук. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте. Развивать чувство прекрасного Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к моделированию. |
Февраль | 1. Мышка. 2. Самолет 3. Снеговик 4. Кукла в шубке | Учить детей лепить мышку на основе конусообразной формы. Показать, как создавать выразительные образы: сужающаяся мордочка, использовать дополнительные материалы(для ушей - семена, для хвоста - шерстяные нитки, глаза - бусины). Научить лепить 2 колонки разных размеров, передавая структуру, прочно соединяя части Научить делать 3 шара, но разных размеров (большие, поменьше и маленькие). Передавать характеристику, используя стеки. Научить лепить фигурку куклы из нескольких частей: головы-шар, туловище-конус, руки-столбики, плотно связанных между собой частей. Развивать чувство формы, творческое воображение, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. |
Март | 1. Маленькая птичка. 2. Мимоза (коллективная работа) 3. Угощения для кукол. 4. Ромашковое поле. | Продолжать учить детей лепить из пластилина Научить лепить птичку из нескольких частей одинаковой формы (шары) разных размеров (голова меньше туловища) Передавать структуру, характеристику (клюв, крылья), используя технику прищипывания. Учить детей лепить угощение для кукол из пластилина. Показать разнообразие хлебобулочных изделий. Учить детей лепить предметы круглые и вытянутые. Совершенствовать приемы раскатывания пластилина прямыми и круговыми движениями ладоней. Усложнять приемы, последовательность лепки. Цветочный стебель. Надежно соединять детали. Развивать воображение. Формировать желание лепить. Развивать чувство формы, пропорции, согласованность в работе обеих рук, мелкой моторики, внимания, мышления, памяти, речи. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе; вызвать желание сделать коллективную работу, лепить вместе. |
Апрель | 1. Листочек с божьей коровкой. 2. Вкусный виноград 3. Рыбка 4. Мышка в сыре | Познакомить детей с новым материалом для лепки; учить приёмам работы с солёным тестом; учить лепить шар. Продолжать учить раскатывать кусочек теста; учить лепить предметы круглой и овальной формы; учить соединять части вместе. Познакомить с приёмами украшения плоскостных форм, продолжать учить лепить круглые формы. Познакомить с методом лепки объёмных форм, закреплять умение соединять части вместе, учить работать со стеком. Познакомить с методом украшения работы краской, развитие мелкой моторики, воспитание аккуратность при работе. Развивать мелкую моторику рук, восприятие цвета и формы, величины большой-маленький. Воспитывать интерес к работе, желание помочь другу, эстетическое чувства от результата работы |
Май |
| Познакомить детей с росписью (гжель, хохломская роспись, жестовская роспись, учить выполнять узор по мотивам росписи гжель, развивать и расширять словарный запас, знания о различных формах, Учить изготовлению детали по шаблону, украшать полученную форму дополнительными деталями. Закреплять умение лепить объемные фигурки из теста. Закреплять лепить плоские фигурки, закреплять умение расписывать работу красками, , Развивать мелкую моторику рук, чувства цвета. Воспитывать аккуратность при работе, интерес к народному творчеству. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по кружковой работе Волшебная мастерская"
Рабочая программа...
Опыт работы "Творческая мастерская театрального искусства в ДОУ"
Уникальным средством развития творческих способностей детей является театрализованная деятельность. Решение задач, направленных на развитие творческих способностей, требует определения иной технологии...
программа работы творческой мастерской по квиллингу для детей старшего дошкольного возраста
в программе представлена серия занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста технике квиллинг в творческой мастерской. Программа расчитана на 1 месяц....
Программа кружковой работы «Чудесная мастерская» в технике папье-маше.
Развитие личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной деятельности, основанной на обучении технике папье-маше....
Опыт работы "Творческая мастерская в детском саду"
Меня всегда интересовала тема развития творческих способностей детей. Почему кто-то вырастает творчески развитой личностью, пышет креативностью, а кто-то…Конечно, же: все мы родом из детства и ответ н...
Кружковая работа "Волшебная мастерская"
Кружок для детей 2-3 лет "Волшебная мастерская"...