Рабочая программа по кружковой работе Волшебная мастерская"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА»
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДА ЗАРИНСКА
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете, протокол от | УТВЕРЖДЕНО МБДОУ детский сад № 7 «Сказочная полянка» общеразвивающего вида города Заринска №____от « »________2014 г. Заведующий __________Л.Я. Яковлева
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружковой работы
«Развитие творческих способностей детей средствами аппликации»
(срок реализации 2015 учебный год, возраст детей 4-5 лет)
Автор:
Калинко Анна Евгеньевна,
воспитатель
Заринск
2014
- Пояснительная записка
«Нельзя растить полноценного человека
без воспитания в нем чувства прекрасного...,
в этих словах просто и ясно выражена мысль
о нерасторжимости нравственного и эстетического
воспитания, о связи между эстетическими
идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей...»
Р.Тагор
Согласно общепринятому определению, аппликация (от лат. applicatio - прикладывание), способ создания орнаментов, изображений путём нашивания, наклеивания на ткань, бумагу и т. п. разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т. п.) другого цвета или выделки, а также орнамент, изображение, созданные по такому способу, придающему им особую рельефность.
Увлечение аппликацией помогает развить наблюдательность, предполагает разные знания. Ведь для того, чтобы сделать, например, птичку или животное в технике аппликации необходимо знать их форму, повадки и манеру двигаться, иначе собака не будет похожа на собаку, а воробей на воробья. Если этого не сделать, то, скорее всего, работа не даст желаемого результата станет чисто техническим повторением движений педагога. Кроме того, необходимо видеть и чувствовать объект, который вы хотите сделать.
В системе по эстетическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста большое место должно быть отведено аппликации. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Посредством аппликации у ребенка происходит формирование любви к природе. Умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.
Аппликация – это вид изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Аппликация – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста.
Аппликация – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.
Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вырезать, а затем наклеить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.
Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.
Занимаясь аппликацией, дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.
Рабочая программа «Развитие творческих способностей детей средствами аппликации» разработана с учётом требований и отдельных положений нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ДОУ:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17.10.2013г. №1155;
- Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении САНПИН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений";
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы.
Данная программа рассчитана для реализации с детьми 4-5 лет в течение одного года. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня 15.50-16.15. Продолжительность занятия в средней группе 20-25 минут.Всего 33занятие.
Возрастные особенности детей
У детей среднего дошкольного возраста совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут вырезать ножницами, наклеивать изображения, усложняется конструирование из бумаги по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация детей на бумаге.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его способности, как оригинальность и произвольность. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
Содержание рабочей программы зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в таких видах деятельности, как конструирование из разного материала (бумага, природный и бросовый материал), изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
Цель:
Создание условий для развития творческих способностей детей, фантазии, воображения средствами аппликации.
Задачи:
- формировать умение составлять предмет из нескольких частей;
- научить располагать в узоре несколько форм (10 — 12);
- учить разбирать цвета по контрасту;
- познакомить с геометрическими формами - овал и треугольник;
- формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими
- развивать чувство цвета;
- развивать умение различать формы по величине и использовать в работе большие и маленькие формы;
- поощрять проявление активности и творчества;
- формировать желание взаимодействовать при создании коллективных композиций.
Принципы:
- принцип интеграции содержания дошкольного образования (используется интеграция содержания образовательных областей, видов детской деятельности);
- принцип индивидуализации построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- принцип игровой формы подачи материала;
- принцип сотрудничества организации с семьей;
- принцип приобщения детей к социально-культурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Форма реализации рабочей программы – непосредственная образовательная деятельность. Занятия носят, как коллективные, так и индивидуальные формы работы.
Формы подведения итогов реализации рабочей программы (1 раз в квартал):
- изготовление подарков родным к праздникам 23 февраля, 8 Марта;
- выставка работ на итоговом родительском собрании в мае 2015 года;
- участие в конкурсе ДОУ «Осенние превращения»;
- выставка творческих работ «Зимушка - зима».
Планируемые результаты освоения рабочей программы
После реализации рабочей программы в группе:
- создан цент творчества, в котором имеются разнообразные материалы для создания аппликации (разная бумага, книжки-раскраски для работы по образцу, природный и бросовый материал, открытки, салфетки, клей.)
- оформлен уголок «Мы умеем», для демонстрации успешности детей.
После реализации рабочей программы дети готовы и способны:
- выполнять работы по аппликации с разными материалами;
- самостоятельно изготовить праздничную открытку;
- освоят навыки работы с ножницами и клеем;
- научатся некоторым приемам преобразования материалов;
- научатся видеть необычное в обычном предмете.
II. Календарно-тематический план
по кружковой работе
«Развитие творческих способностей детей средствами аппликации»
на2015 год
- Содержание программы
Виды аппликации в детском саду:
1. По содержанию:
–предметная;
-сюжетная;
- декоративная.
2. По количеству используемых цветов:
- силуэтная (монохромная);
- цветная (полихромная).
3. По форме:
- геометрическая;
- не геометрическая.
4. По количеству деталей:
- целая силуэтная;
- раздробленная на части;
- мозаика.
5. По способу крепления деталей:
- однослойная;
- многослойная.
Обучение аппликации без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение – невозможно.
Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.
На занятиях по аппликации развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.
Структура занятия по аппликации:
-Вводная часть. Необходимо вызвать интерес детей к процессу, используя загадки, стихи, художественные слова. Именно в водной части происходит мотивация детей.
- Основная часть (практическая). Именно в практической части занятия происходит развитие восприятия цвета, формы, величины, пространства, времени; развитие основных свойств внимания, увеличение объема памяти; развитие наглядных форм мышления и формирования логического мышления; формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии); развитие творческих способностей ребенка, воображения, гибкого, нестандартного мышления; развитие речи, пополнение, уточнение и активизация словарного запаса; развитие мелкой моторики руки, подготовка руки к письму; развитие коммуникативных способностей и навыков контроля поведения; формирование положительной самооценки, уверенности в себе.
- Заключительная часть. Происходит сравнение работ, похвала.
- Условия реализации рабочей программы
Материально – техническое оснащение:
-образцы поделок, панно, композиций из различных материалов;
-книжки-раскраски для работы по образцу;
- природный и бросовый материал: семена растений, крылатки клена, ясеня, засушенные листья, травы и цветы, скорлупа грецких орехов, перья птиц, крупы, макароны, опилки, чай, спичечные коробки, пробки и т.д.;
- бумага: гофрированная, цветная, бархатная, копировальная;
- картон: цветной, белый, упаковочный;
- открытки, салфетки, фантики, пуговицы, стеклярус, блестки, бусины;
- цветная пряжа, нитки, вата, пластилин;
- клей ПВА, ножницы, зубочистки.
Методы и приемы работы:
- наглядный;
- словесный (объяснение хода выполнения задания);
- показ образца;
- практическое выполнение задания.
Формы работы:
- игры;
- беседы, работа с наглядными материалами;
- практические упражнения для отработки необходимых навыков;
- рассматривание репродукций картин.
- Список литературы
1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006;
2. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду средняя группа». - М.: Т Ц Сфера, 2007;
3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2012;
4. Янушко Е,А. «Аппликация с детьми среднего возраста» методическое пособие для воспитателей и родителей.-М.:-Мозаика-Синтез .: 2006.-64 с.
- Приложения к программе
"Дед мороз"
мазайчатая аппликация.
Цель:
учить детей выполнять мозаику из пластилина, симметрично располагать его по рисунку. Учить отгадывать загадки. Развивать мелкую моторику пальцев рук; мышление, память, речь, воображение. Воспитывать бережное отношение к подделки.
Материал: игрушка деда мороза,картон с изображение деда мороза, пластилин, дощечки для пластилина.
Ход занятия.
Прослушивание аудиозаписи про деда мороза.
- Ребята, о чем эта песенка?
-кто такой дед мороз?
А теперь отгадайте загадки:
Что за зверь лесной Сердитый недотрога
Встал, как столбик Живет в глуши лесной
Под сосной, и стоит среди травы - Иголок очень много,
Уши больше головы? А нитки ни одной.
(Заяц.) (Еж.)
Как вести на нем поклажу?
Подойду. Его поглажу.
Что повесил носик,
Мой упрямец… (Ослик.)
Он приходит
В зимний вечер
Зажигать на ёлке свечи.
Бородой седой оброс,
Кто же это? ...
(Дети отгадывают загадки.)
- Сегодня мы выполним мозаику для деда мороза. (Рассматривание игрушки)
- Ребята, как вы думаете из чего мы будем с вами делать мозайку? (пластилин )
Для выполнения мозаики необходимо выбрать цвет пластилина которым вы будете рисовать деда мороза оторвать кусочек раскатать его в руках и пальчиком размазать по отдельной части деда мороза.
- А теперь приготовим наши пальчики для работы.
Пальчиковая гимнастика:
Вот встречаются зайчата,
Как согреться нам, ребята?
Конспект занятия № 2 «Лыжники»
Цель: продолжать учить детей передавать фигуру человека в движении.
Задача: учить детей передавать фигуру человека в движении способом приманивания концом кисти и всем ворсом. Продолжать учить передавать сюжет.
Материалы: композиционная основа (трафарет лыжника), кисти, цветная манка , салфетки, образцы.
Предварительная работа: Беседа «О зимних забавах, играх, спортивных занятиях», наблюдение во время прогулки за играющими детьми.
Ход непосредственной образовательной деятельности
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
- Ой, а кто это к нам стучит? Смотрите, нам принесли письмо. Интересно, от кого оно? Я вам сейчас прочитаю: «Детям средней группы для художественного творчества от Зимушки – зимы». Вот это да! А давайте посмотрим, что в конверте. Письмо. (достает письмо, читает) ну что, ребята, поможем Зимушке, нарисуем детей, которые любят кататься на лыжах?
- Ребята, а какие вы знаете игры? А какие зимние виды спорта вам известны? Для чего нужно заниматься спортом зимой?
- Ребята, мне кажется в конверте есть что - то еще. Ну конечно, это картина с изображением лыжников и фоновые листы с горкой. Это зима нам все прислала.
Рассматривание образца с изображением лыжников
Лыжник – это человек, который движется в том или ином направлении на лыжах. Посмотрите, как выглядит лыжник, который спускается с горы (туловище наклонено вперед, руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу, ноги согнуты в коленях). А как выглядит лыжник, который движется вперед по прямой, ровной дороге? (туловище прямо, одной ногой он отталкивается лыжней, другая согнута в колене, палки поочередно в снегу).
- Рисовать лыжников мы будем при помощи цветной манки.
- А теперь давайте немного поиграем:
Физминутка:
Мы зарядку начинаем
Наши руки разминаем
Вверх рука и вниз рука потянули их слегка.
Быстро поменяли руки нам сегодня не до скуки.
Показ правильного распределения манки по трафарету.
Пальчиковая гимнастика
«Лошадки»:
Вот помощники мои,
Их, как хочешь, поверни.
По дороге белой гладкой,
Скачут пальцы, как лошадки.
Цок – цок – цок
Цок – цок - цок
Цок – цок - цок
Скачет резвый табунок.
(Дети сидят за столом, руки на столе, ладонями вниз.Поочередное продвижение вперед то левой то правой рукой, с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев).
Практическая часть.
Самостоятельная деятельность детей.
Итог (выставка рисунков, самоанализ)
Молодцы, ребята! А в конверте есть еще солнышки. Выберете себе по одному .Если вам понравилось занятие и вы справились , то возьмите красное солнышко, если частично справились, то желтое , если не понравилось и не справились то синее солнышко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по кружковой работе "Волшебный пластилин"
Рабочая программа по кружковой работе " Волшебный пластилин"...
Программа по кружковой работе "Волшебная свирелька"
Рабочая программа по дополнительному образовани ДОУ, кружок "Волшебная свирелька", на 2 года, для старшей и подготовительной к школе групп....
Рабочая программа дополнительной кружковой деятельности "Волшебная бумага" для детей 3-4 лет
Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект. Дети успешно овладевают техническими навыка...
Кружковая работа "Волшебная мастерская"
Кружок для детей 2-3 лет "Волшебная мастерская"...
Рабочая программа реализации кружковой деятельности «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разновозрастной группе компенсирующей направленности
Рабочая программа «Волшебные пальчики» представляет педагогическую модель реализации содержания кружковой деятельности по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здо...
Программа по кружковой работе "Волшебное тесто"
Пояснительная запискаВ связи с введением новых федеральных образовательных стандартов возникла необходимость разработки образовательных программ вне учебной деятельности.Тестопластика – один из ...
Рабочая программа по кружковой работе "Волшебный квадрат" для детей дошкольного возраста,5-7 лет
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. П...