Опыт работы "Творческая мастерская театрального искусства в ДОУ"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Уникальным средством развития творческих способностей детей является театрализованная деятельность. Решение задач, направленных на развитие творческих способностей, требует определения иной технологии использования театральных методик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
001_opyt_raboty.docx | 55.94 КБ |
001_opyt_raboty.docx | 55.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Колосок»
Тема: «Творческая мастерская театрального искусства в ДОУ»
Автор опыта: Степанова Светлана Валентиновна, музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 4 «Колосок»
ст. Геймановская2016 г.
Содержание:
1. Информационная карта ППО ……………………………………………….3
2. Целостное описание опыта………………………………………………...…6
3. Список используемой литературы………………………………..………...15
Приложение:
- Программа «Теремок»
- Проект «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
- Открытое занятие «В гостях у сказок» с использованием ЦОР
- Мастер - класс на семинаре музыкальных руководителей по теме«Изготовление ростовых кукол» (ростовые головы Царя, Кота, Вовки из тридесятого царства», мастер- класс «Новые компьютерные программы по озвучиванию театральных постановок»
- Картотека театрализованных игр,
- картотека загадок, игр-пантомим, импровизаций,
- картотека мини-сценок.
- Диагностика развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности
- Сценарий оперетты «Муха-Цокотуха»;
- Сценарий музыкальной сценки «Портфель – теремок»
- Сценарий развлечения «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
- Сценарий выпускного утренника с ростовыми куклами «Вовка в тридевятом царстве»
- Сценарий театральной постановки «Моя семья»
- Викторина «Наши любимые сказки» с использованием ЦОР
- Презентация
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
1. Ф. И. О. автора Степанова Светлана Валентиновна
2. Город (район) Тбилисский район
3. Образовательное учреждение муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Колосок»
4. Занимаемая должность музыкальный руководитель
5. Педагогический стаж и квалификационная категория 32 года, высшая
6 Тема педагогического опыта «Творческая мастерская театрального искусства в ДОУ»
7.Уровень опыта по степени новизны: улучшение музыкальной среды, неординарный подход к развитию творческих способностей детей, использование ИКТ.
8.Цель педагогического опыта: формирование творческой личности дошкольника средствами музыкально-театральной деятельности.
9.Краткое описание опыта (система работы отдельных приемов или методов):
- основные противоречия, решаемые в этом опыте: недостаточно созданная среда для самостоятельной и творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
- основные компоненты системы работы: систематичность.
- методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте, последовательность их применения и обоснование выбора: Использую метод повышения творческой активности, а именно - метод «театрального творчества». В работе с детьми использую следующие формы: индивидуальные и подгрупповые занятия, игры, развлечения; спектакли, сочинительство; фотовыставки; фольклор, сюрпризные моменты; концерты с родителями; выделяю следующие виды музыкальной деятельности, такие как восприятие,
исполнительство, музыкально-образовательнаядеятельность, музыкально-ритмическая деятельность. Все занятия построены исходя из принципа от простого к сложному, последовательно.
- приемы стимулирования, контроля, взаимоконтроля и самоконтроля: сюрпризные моменты, поощрение ребенка за правильный ответ, фиксирование результатов, диагностика детей в течении года, сводные таблицы, аналитические справки результатов детей.
- условия, обеспечивающие наибольшую эффективность: создание музыкальной среды, разнообразие демонстрационного материала, использование ИКТ при подготовке и проведения занятий, костюмы, атрибуты , реквизит, декорации.
- необходимые ограничения и запреты (чего ни в коем случае нельзя делать): нельзя запрещать ребенку экспериментировать с голосом и инструментами, выражать свои эмоции ему доступным способом, игнорировать вопросы, не оставлять вопросы без ответа.
- Результативность: развитие музыкально-творческой активности у детей.
Показатели творческой активности детей: 2013 г- высокий - 45 %, средний -46%, низкий -9%, 2014 г- высокий- 59 %, средний - 46%,низкий - 5% 2015г- высокий - 70%, средний -30%, низкий - 0%
Преимущества этого опыта: Развитие творческой активности детей через театральную деятельность
10.Эффективность опыта: эффективность данного опыта подтверждается созданием улучшенной предметно-развивающей среды, результатами, проведенной диагностики, отзывами родителей, музыкальных руководителей Тбилисского района, края.
11.Экспертное заключение: данный опыт можно использовать воспитателям и музыкальным руководителям на музыкальных и театральных занятиях.
12.Последователи: музыкальные руководители и воспитатели
13. Кто и когда изучал данный опыт: музыкальные руководители Тбилисского района, опыт размещен на сайте www.infourok.ru, представлен мастер-класс на семинаре музыкальных руководителей Тбилисского района по теме «Изготовление ростовых кукол» (ростовые головы Царя, Кота, Вовки из тридесятого царства», мастер-класс «Новые компьютерные программы по озвучиванию театральных постановок»
14.Выводы, рекомендации: Считаю, что для стабильности результатов необходима дальнейшая реализация опыта. Работа по теме «Творческая мастерская театрального искусства в ДОУ» способствовала повышению творческой активности дошкольников, развитию у детей речевого аппарата, основных психических процессов и качеств (воображения, восприятия, внимания, памяти, мышления, коммуникабельности, смелости публичного выступления), овладению навыками общения и коллективного творчества. Данные результаты позволяют прогнозировать успешную адаптацию детей к школьному обучению и социализацию в обществе.
Описание опыта работы
музыкального руководителя МБДОУ д/с № 4 «Колосок» Степановой Светланы Валентиновны
«Театрализованная деятельность является
неисчерпаемым источником
развития чувств, переживаний
и эмоциональных открытий ребёнка,
приобщает его к духовному богатству».
(В. А. Сухомлинский).
Тема: «Творческая мастерская театрального искусства в ДОУ»
Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Уникальным средством развития творческих способностей детей является театрализованная деятельность. Решение задач, направленных на развитие творческих способностей, требует определения иной технологии использования театральных методик.
Цель: Целью данного опыта является формирование творческой личности средствами музыкально-театральной деятельности.
Задачи:
1. Воспитание художественной чуткости к сценическому искусству.
2. Развитие речевого аппарата, песенного, импровизационно-мелодического творчества.
3. Развитие танцевального творчества, музыкально-игровых импровизаций.
4. Развитие способности воспринимать и переживать музыку, раскрытие эмоциональности как важнейшей основы внутреннего мира.
5. Развитие основных психических процессов и качеств (восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, воображения, коммуникабельности, смелости публичного самовыражения, способности к спонтанному творческому поведению).
6. Формирование у педагогов, участников педагогического опыта практической готовности в оказании помощи при организации музыкально-театрального воспитания.
7. Активное вовлечение семьи в образовательный процесс.
Научная новизна и теоретическая значимость опыта состоит в развитии музыкальных творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства на занятиях по музыкальному воспитанию и вне занятий с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и обновления предметно-развивающей среды музыкального зала.
В своей педагогической деятельности я опиралась на программs "Театр – Творчество – Дети" авт. Н. Ф. Сорокина Л.Г. Миланович; «Музыкальные шедевры» авт. О.П. Радынова.
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня музыкально - творческих способностей по всем направлениям.
- Улучшение способности к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным).
- Активное пользование средствами выразительности (мимика, жесты, движения).
- Повышение эмоциональной отзывчивости у детей.
- Проявление активности, инициативы в игре.
- Развитие нравственно-коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение, довести дело или роль до конца).
- Эмоциональное и выразительное исполнение песен, танцев, стихов.
- Появление умения выразить свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи).
- Появление желания придумать, рассказать сказку, сочинить танец и т.д.
- Проявление стойкого интереса к театрализованной деятельности.
Музыкально-театрализованная деятельность - это самая эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности ребенка. Она понятна ребенку, близка его природе, потому что связана с игрой. Через театрализованную игру ребенок получает больше информации об окружающем мире, у него развивается память и воображение, он переживает различные эмоциональные состояния, а самое основное - учится творить. Музыкально-театрализованная деятельность пользуется у детей неизменной любовью. Участие в ней формирует у ребенка артистические навыки, побуждает его к созданию новых образов. Кроме того, помогает взрослым установить с детьми тесные контакты в плане сотрудничества, являясь для педагога в то же время эффективным средством раскрытия ребенка и педагогического воздействия на него. Свою работу я начала с обновления предметно-развивающей среды музыкального зала. Окрасили стены в светлый персиковый цвет, сшили занавес, напечатали билеты, сшили костюмы, постарались воссоздать приближенную атмосферу театра.
Любая работа с детьми подразумевает работу с педагогами и родителями, так как ребенок на музыкальном занятии находится всего 20-25 минут, а все остальное время он проводит в группе и дома, поэтому свою работу строила в тесной взаимосвязи с педагогами и с родителями воспитанников.
В развитии театрализованной деятельности использовала:
- просмотр кукольных спектаклей, сказок, мультфильмов и беседы о театре, поведении во время спектаклей артистов и зрителей (в свободное у детей время);
- игры-драматизации (на подгрупповых и индивидуальных занятиях);
- артикуляционная гимнастика (во время распевания);
- упражнения на развитие детской пластики(во время разучивания музыкально-ритмических движений);
- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы (в музыкальных играх);
- театральные этюды (на индивидуальных и подгрупповых занятиях);
- подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок -инсценировок (во время развлечений или вечернее время).
Первая постановка была оперетта «Муха-Цокотуха идет в школу» для детей 6-7 лет.
Работа над спектаклем длилась полгода, от простого к сложному, постепенно. Использовала упражнения, игры, этюды, много работала над вокалом. Репетиции проводились по всем правилам театрального искусства, (конферансье, объявление артистов, занавес) что создавало у детей дополнительную мотивацию: «Я - артист».Занимались индивидуально, по подгруппам, на музыкальных занятиях, в свободное время в группе играли в театрализованные игры. С помощью родителей сшили костюмы, сделали декорации. Спектакль прошел с большим успехом. Проанализировав свои успехи и промахи, сделала вывод, что для того, чтобы дети получали необходимые навыки театрального искусства, необходимо, с более раннего возраста знакомить детей с театром. Поэтому для детей 3-4 лет, включила в музыкальную деятельность мультфильмы о театре, игры-театрализации по известным песням В.Я Шаинского, прививала навыки выразительного чтения знакомых стихотворений «Мишка косолапый», «Матросская шапка», «Зайка». Дети принимали участие в коротких музыкальных сказках и инсценировках «Репка», «Курочка Ряба», «Жили у бабуси»», которые показывали на вечерах - развлечениях и утренниках.
В песенном творчестве предлагала детям придумывать мелодии на отдельные слова: «Спой свое имя» «Я- колобок-колобок» Затем ненавязчиво песенную импровизацию использовала в сценках или сказках.
С появлением в нашем детском саду мультимедийной установки стала использовать на занятиях по развитию творческих способностей детей специально применяемые средства ИКТ, которые дали ощутимый положительный результат. Сначала показывала спектакль (фрагменты) детям на экране, затем обсуждала с детьми выразительные средства, которые использовали актеры для передачи особенностей той или иной роли. По желанию дошкольники выбирали себе роли, без какого-либо принуждения. В дальнейшей работе я использовала игры на внимание, фантазию, добиваясь яркой передачи разнопланового образа.
Следующий спектакль «Вовка в тридевятом царстве» был поставлен при участии всего педагогического коллектива. В работе использовали ростовые куклы Царя, Вовки, Кота, костюмы сшили сами, ростовые головы склеили из поролона. Сказочные персонажи активизировали внимание и участие детей-артистов в спектакле, доставили настоящее удовольствие зрителям. В процессе работы освоила компьютерную музыкальную программу «Sound Forge» для записи и обрезки мелодий.
В 2015 г. работая над проектом «Классическая музыка и дети» решили поставить балет «Лебединое озеро». И снова потребовалось обновление интерьера музыкального зала. Решение было найдено. С помощью потолочной плитки и плинтуса-молдинга получились прекрасные легкие и светлые рамочки, в которых мы размещаем вытынанки – силуэты, соответствующие тематике наших театральных мероприятий. Действуя по принципу, все то, что видит ребенок должно нести определенную информацию, развивать и воспитывать, сделали интерьер зала вариативным.
Для спектакля родители приобрели костюмы. Представление получилось красочное, а классическая музыка затронула не только детские струнки души, но и всех присутствующих.
За три года опыта работы с участием детей и взрослых были поставлены спектакли: «Вовка в тридевятом царстве»,«Золушка», Оперетта «Муха-Цокотуха», сказки «Колобок», «Репка», «Гуси-Лебеди», «Кощей-Бессмертный», музыкальные сценки «Семья», «Музыкальный букварь», Балет «Лебединое озеро». В постановках спектаклей участвовали дети 5-7 лет, разной степени подготовленности. Развитие творческих способностей в контексте театрализованной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям нравственно-эстетического воздействия на детей со стороны педагогов. Театрализованная деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность.
Опыт работы показывает, что при соблюдении основных условий развития творческих способностей, т.е систематичность, последовательность, дети ждут каждого занятия с нетерпением, занимаются с желанием и радостью, что, несомненно способствует раскрытию их творческих проявлений.
Конечно же, немаловажную роль в проведении занятий играли воспитатели и младшие воспитатели. Они первые помощники. Активно включались в процесс подготовки и проведения музыкально-театрализованных занятий. Играли роли в спектаклях, принимали участие в оформлении зала, изготовлении костюмов и атрибутов. Рекомендовала воспитателям проводить предварительную подготовку детей: тематические беседы, рассматривание картин, чтение литературного произведения, разучивание текста. Это помогло более рационально использовать время на занятиях, что решило проблему нехватки времени. Кроме того, творческое взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя дает возможность детям получать массу впечатлений и эмоций.
Наш коллектив придает большое значение работе с родителями. Участие родителей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях помогло повысить качество творческого развития детей. Работа детского сада и семьи строится на принципах взаимодействия, сотрудничества. Родители оказывают посильную помощь в изготовлении костюмов, поделок и кукол для спектаклей.
Театрализованная деятельность приобрела новую окраску, так как родители находились вместе с детьми и педагогическим коллективом, что укрепило наши взаимопонимание в вопросах воспитания подрастающего поколения и способствовало повышению уровня развития творческих способностей детей.
Результативность опыта
Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна,
Это видно по следующим результатам:
- У детей музыкально творческие способности стали на более высоком уровне по всем направлениям.
- Значительно улучшилась способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным).
- Дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения).
- Повысилась эмоциональная отзывчивость, развилась ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями.
- Дети стали больше проявлять активность, инициативность, участвуя в игре.
- Развились нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение, довести дело или роль до конца).
- Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
- Появилось умение выразить свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи), появилось желание придумать, рассказать сказку, сочинить танец и т.д.
- Дети стали проявлять стойкий интерес к театрализованной деятельности.
Сводная таблица диагностики музыкально-театральных способностей детей.
Из диаграмм видно, что до начала опыта работы детей с высоким уровнем музыкально-творческого развития в театрализованной деятельности было 30 %, с низким уровнем – 26%, со средним – 44 %. В конце опыта работы значительно увеличился результат. Детей с высоким уровнем стало значительно больше – 70 %, со средним – 30%, низкий уровень отсутствует.
Заключение Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Подводя итог проведенной работы, можно сказать, что цели и задачи достигнуты, но на этом не исчерпываются.
На протяжении трех лет дети показывали свои достижения на праздниках и развлечениях. Их выступления отличались ярким, уверенным артистическим исполнением. И перспективой дальнейшей работы для меня является разработка новых постановок в театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Список используемой литературы:
- В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения». В.А. Жилин «Речевые упражнения». – Челябинск, 1996.
- А.И. Буренина Музыкальная палитра №11, №12, 2012 – Санкт-Петербург, 2012.
- Журнал «Музыкальный руководитель» ООО Издательский дом: «Воспитание дошкольника», Москва, 2007, № 6,7.
- О.И. Крупенчук Пальчиковые игры для малышей, Издательский дом «Литера», Санкт-Петербург, 2006.
- С.В. Канкевич «Музыкальные праздники в детском саду и начальной школе», Издательский дом «Литера», 2005.
- Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия, 2000 г.
Электронные ресурсы:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Колосок»
Тема: «Творческая мастерская театрального искусства в ДОУ»
Автор опыта: Степанова Светлана Валентиновна, музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 4 «Колосок»
ст. Геймановская2016 г.
Содержание:
1. Информационная карта ППО ……………………………………………….3
2. Целостное описание опыта………………………………………………...…6
3. Список используемой литературы………………………………..………...15
Приложение:
- Программа «Теремок»
- Проект «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
- Открытое занятие «В гостях у сказок» с использованием ЦОР
- Мастер - класс на семинаре музыкальных руководителей по теме«Изготовление ростовых кукол» (ростовые головы Царя, Кота, Вовки из тридесятого царства», мастер- класс «Новые компьютерные программы по озвучиванию театральных постановок»
- Картотека театрализованных игр,
- картотека загадок, игр-пантомим, импровизаций,
- картотека мини-сценок.
- Диагностика развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности
- Сценарий оперетты «Муха-Цокотуха»;
- Сценарий музыкальной сценки «Портфель – теремок»
- Сценарий развлечения «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
- Сценарий выпускного утренника с ростовыми куклами «Вовка в тридевятом царстве»
- Сценарий театральной постановки «Моя семья»
- Викторина «Наши любимые сказки» с использованием ЦОР
- Презентация
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
1. Ф. И. О. автора Степанова Светлана Валентиновна
2. Город (район) Тбилисский район
3. Образовательное учреждение муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Колосок»
4. Занимаемая должность музыкальный руководитель
5. Педагогический стаж и квалификационная категория 32 года, высшая
6 Тема педагогического опыта «Творческая мастерская театрального искусства в ДОУ»
7.Уровень опыта по степени новизны: улучшение музыкальной среды, неординарный подход к развитию творческих способностей детей, использование ИКТ.
8.Цель педагогического опыта: формирование творческой личности дошкольника средствами музыкально-театральной деятельности.
9.Краткое описание опыта (система работы отдельных приемов или методов):
- основные противоречия, решаемые в этом опыте: недостаточно созданная среда для самостоятельной и творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
- основные компоненты системы работы: систематичность.
- методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте, последовательность их применения и обоснование выбора: Использую метод повышения творческой активности, а именно - метод «театрального творчества». В работе с детьми использую следующие формы: индивидуальные и подгрупповые занятия, игры, развлечения; спектакли, сочинительство; фотовыставки; фольклор, сюрпризные моменты; концерты с родителями; выделяю следующие виды музыкальной деятельности, такие как восприятие,
исполнительство, музыкально-образовательнаядеятельность, музыкально-ритмическая деятельность. Все занятия построены исходя из принципа от простого к сложному, последовательно.
- приемы стимулирования, контроля, взаимоконтроля и самоконтроля: сюрпризные моменты, поощрение ребенка за правильный ответ, фиксирование результатов, диагностика детей в течении года, сводные таблицы, аналитические справки результатов детей.
- условия, обеспечивающие наибольшую эффективность: создание музыкальной среды, разнообразие демонстрационного материала, использование ИКТ при подготовке и проведения занятий, костюмы, атрибуты , реквизит, декорации.
- необходимые ограничения и запреты (чего ни в коем случае нельзя делать): нельзя запрещать ребенку экспериментировать с голосом и инструментами, выражать свои эмоции ему доступным способом, игнорировать вопросы, не оставлять вопросы без ответа.
- Результативность: развитие музыкально-творческой активности у детей.
Показатели творческой активности детей: 2013 г- высокий - 45 %, средний -46%, низкий -9%, 2014 г- высокий- 59 %, средний - 46%,низкий - 5% 2015г- высокий - 70%, средний -30%, низкий - 0%
Преимущества этого опыта: Развитие творческой активности детей через театральную деятельность
10.Эффективность опыта: эффективность данного опыта подтверждается созданием улучшенной предметно-развивающей среды, результатами, проведенной диагностики, отзывами родителей, музыкальных руководителей Тбилисского района, края.
11.Экспертное заключение: данный опыт можно использовать воспитателям и музыкальным руководителям на музыкальных и театральных занятиях.
12.Последователи: музыкальные руководители и воспитатели
13. Кто и когда изучал данный опыт: музыкальные руководители Тбилисского района, опыт размещен на сайте www.infourok.ru, представлен мастер-класс на семинаре музыкальных руководителей Тбилисского района по теме «Изготовление ростовых кукол» (ростовые головы Царя, Кота, Вовки из тридесятого царства», мастер-класс «Новые компьютерные программы по озвучиванию театральных постановок»
14.Выводы, рекомендации: Считаю, что для стабильности результатов необходима дальнейшая реализация опыта. Работа по теме «Творческая мастерская театрального искусства в ДОУ» способствовала повышению творческой активности дошкольников, развитию у детей речевого аппарата, основных психических процессов и качеств (воображения, восприятия, внимания, памяти, мышления, коммуникабельности, смелости публичного выступления), овладению навыками общения и коллективного творчества. Данные результаты позволяют прогнозировать успешную адаптацию детей к школьному обучению и социализацию в обществе.
Описание опыта работы
музыкального руководителя МБДОУ д/с № 4 «Колосок» Степановой Светланы Валентиновны
«Театрализованная деятельность является
неисчерпаемым источником
развития чувств, переживаний
и эмоциональных открытий ребёнка,
приобщает его к духовному богатству».
(В. А. Сухомлинский).
Тема: «Творческая мастерская театрального искусства в ДОУ»
Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Уникальным средством развития творческих способностей детей является театрализованная деятельность. Решение задач, направленных на развитие творческих способностей, требует определения иной технологии использования театральных методик.
Цель: Целью данного опыта является формирование творческой личности средствами музыкально-театральной деятельности.
Задачи:
1. Воспитание художественной чуткости к сценическому искусству.
2. Развитие речевого аппарата, песенного, импровизационно-мелодического творчества.
3. Развитие танцевального творчества, музыкально-игровых импровизаций.
4. Развитие способности воспринимать и переживать музыку, раскрытие эмоциональности как важнейшей основы внутреннего мира.
5. Развитие основных психических процессов и качеств (восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, воображения, коммуникабельности, смелости публичного самовыражения, способности к спонтанному творческому поведению).
6. Формирование у педагогов, участников педагогического опыта практической готовности в оказании помощи при организации музыкально-театрального воспитания.
7. Активное вовлечение семьи в образовательный процесс.
Научная новизна и теоретическая значимость опыта состоит в развитии музыкальных творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства на занятиях по музыкальному воспитанию и вне занятий с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и обновления предметно-развивающей среды музыкального зала.
В своей педагогической деятельности я опиралась на программs "Театр – Творчество – Дети" авт. Н. Ф. Сорокина Л.Г. Миланович; «Музыкальные шедевры» авт. О.П. Радынова.
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня музыкально - творческих способностей по всем направлениям.
- Улучшение способности к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным).
- Активное пользование средствами выразительности (мимика, жесты, движения).
- Повышение эмоциональной отзывчивости у детей.
- Проявление активности, инициативы в игре.
- Развитие нравственно-коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение, довести дело или роль до конца).
- Эмоциональное и выразительное исполнение песен, танцев, стихов.
- Появление умения выразить свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи).
- Появление желания придумать, рассказать сказку, сочинить танец и т.д.
- Проявление стойкого интереса к театрализованной деятельности.
Музыкально-театрализованная деятельность - это самая эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности ребенка. Она понятна ребенку, близка его природе, потому что связана с игрой. Через театрализованную игру ребенок получает больше информации об окружающем мире, у него развивается память и воображение, он переживает различные эмоциональные состояния, а самое основное - учится творить. Музыкально-театрализованная деятельность пользуется у детей неизменной любовью. Участие в ней формирует у ребенка артистические навыки, побуждает его к созданию новых образов. Кроме того, помогает взрослым установить с детьми тесные контакты в плане сотрудничества, являясь для педагога в то же время эффективным средством раскрытия ребенка и педагогического воздействия на него. Свою работу я начала с обновления предметно-развивающей среды музыкального зала. Окрасили стены в светлый персиковый цвет, сшили занавес, напечатали билеты, сшили костюмы, постарались воссоздать приближенную атмосферу театра.
Любая работа с детьми подразумевает работу с педагогами и родителями, так как ребенок на музыкальном занятии находится всего 20-25 минут, а все остальное время он проводит в группе и дома, поэтому свою работу строила в тесной взаимосвязи с педагогами и с родителями воспитанников.
В развитии театрализованной деятельности использовала:
- просмотр кукольных спектаклей, сказок, мультфильмов и беседы о театре, поведении во время спектаклей артистов и зрителей (в свободное у детей время);
- игры-драматизации (на подгрупповых и индивидуальных занятиях);
- артикуляционная гимнастика (во время распевания);
- упражнения на развитие детской пластики(во время разучивания музыкально-ритмических движений);
- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы (в музыкальных играх);
- театральные этюды (на индивидуальных и подгрупповых занятиях);
- подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок -инсценировок (во время развлечений или вечернее время).
Первая постановка была оперетта «Муха-Цокотуха идет в школу» для детей 6-7 лет.
Работа над спектаклем длилась полгода, от простого к сложному, постепенно. Использовала упражнения, игры, этюды, много работала над вокалом. Репетиции проводились по всем правилам театрального искусства, (конферансье, объявление артистов, занавес) что создавало у детей дополнительную мотивацию: «Я - артист».Занимались индивидуально, по подгруппам, на музыкальных занятиях, в свободное время в группе играли в театрализованные игры. С помощью родителей сшили костюмы, сделали декорации. Спектакль прошел с большим успехом. Проанализировав свои успехи и промахи, сделала вывод, что для того, чтобы дети получали необходимые навыки театрального искусства, необходимо, с более раннего возраста знакомить детей с театром. Поэтому для детей 3-4 лет, включила в музыкальную деятельность мультфильмы о театре, игры-театрализации по известным песням В.Я Шаинского, прививала навыки выразительного чтения знакомых стихотворений «Мишка косолапый», «Матросская шапка», «Зайка». Дети принимали участие в коротких музыкальных сказках и инсценировках «Репка», «Курочка Ряба», «Жили у бабуси»», которые показывали на вечерах - развлечениях и утренниках.
В песенном творчестве предлагала детям придумывать мелодии на отдельные слова: «Спой свое имя» «Я- колобок-колобок» Затем ненавязчиво песенную импровизацию использовала в сценках или сказках.
С появлением в нашем детском саду мультимедийной установки стала использовать на занятиях по развитию творческих способностей детей специально применяемые средства ИКТ, которые дали ощутимый положительный результат. Сначала показывала спектакль (фрагменты) детям на экране, затем обсуждала с детьми выразительные средства, которые использовали актеры для передачи особенностей той или иной роли. По желанию дошкольники выбирали себе роли, без какого-либо принуждения. В дальнейшей работе я использовала игры на внимание, фантазию, добиваясь яркой передачи разнопланового образа.
Следующий спектакль «Вовка в тридевятом царстве» был поставлен при участии всего педагогического коллектива. В работе использовали ростовые куклы Царя, Вовки, Кота, костюмы сшили сами, ростовые головы склеили из поролона. Сказочные персонажи активизировали внимание и участие детей-артистов в спектакле, доставили настоящее удовольствие зрителям. В процессе работы освоила компьютерную музыкальную программу «Sound Forge» для записи и обрезки мелодий.
В 2015 г. работая над проектом «Классическая музыка и дети» решили поставить балет «Лебединое озеро». И снова потребовалось обновление интерьера музыкального зала. Решение было найдено. С помощью потолочной плитки и плинтуса-молдинга получились прекрасные легкие и светлые рамочки, в которых мы размещаем вытынанки – силуэты, соответствующие тематике наших театральных мероприятий. Действуя по принципу, все то, что видит ребенок должно нести определенную информацию, развивать и воспитывать, сделали интерьер зала вариативным.
Для спектакля родители приобрели костюмы. Представление получилось красочное, а классическая музыка затронула не только детские струнки души, но и всех присутствующих.
За три года опыта работы с участием детей и взрослых были поставлены спектакли: «Вовка в тридевятом царстве»,«Золушка», Оперетта «Муха-Цокотуха», сказки «Колобок», «Репка», «Гуси-Лебеди», «Кощей-Бессмертный», музыкальные сценки «Семья», «Музыкальный букварь», Балет «Лебединое озеро». В постановках спектаклей участвовали дети 5-7 лет, разной степени подготовленности. Развитие творческих способностей в контексте театрализованной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям нравственно-эстетического воздействия на детей со стороны педагогов. Театрализованная деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность.
Опыт работы показывает, что при соблюдении основных условий развития творческих способностей, т.е систематичность, последовательность, дети ждут каждого занятия с нетерпением, занимаются с желанием и радостью, что, несомненно способствует раскрытию их творческих проявлений.
Конечно же, немаловажную роль в проведении занятий играли воспитатели и младшие воспитатели. Они первые помощники. Активно включались в процесс подготовки и проведения музыкально-театрализованных занятий. Играли роли в спектаклях, принимали участие в оформлении зала, изготовлении костюмов и атрибутов. Рекомендовала воспитателям проводить предварительную подготовку детей: тематические беседы, рассматривание картин, чтение литературного произведения, разучивание текста. Это помогло более рационально использовать время на занятиях, что решило проблему нехватки времени. Кроме того, творческое взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя дает возможность детям получать массу впечатлений и эмоций.
Наш коллектив придает большое значение работе с родителями. Участие родителей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях помогло повысить качество творческого развития детей. Работа детского сада и семьи строится на принципах взаимодействия, сотрудничества. Родители оказывают посильную помощь в изготовлении костюмов, поделок и кукол для спектаклей.
Театрализованная деятельность приобрела новую окраску, так как родители находились вместе с детьми и педагогическим коллективом, что укрепило наши взаимопонимание в вопросах воспитания подрастающего поколения и способствовало повышению уровня развития творческих способностей детей.
Результативность опыта
Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна,
Это видно по следующим результатам:
- У детей музыкально творческие способности стали на более высоком уровне по всем направлениям.
- Значительно улучшилась способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным).
- Дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения).
- Повысилась эмоциональная отзывчивость, развилась ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями.
- Дети стали больше проявлять активность, инициативность, участвуя в игре.
- Развились нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение, довести дело или роль до конца).
- Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
- Появилось умение выразить свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи), появилось желание придумать, рассказать сказку, сочинить танец и т.д.
- Дети стали проявлять стойкий интерес к театрализованной деятельности.
Сводная таблица диагностики музыкально-театральных способностей детей.
Из диаграмм видно, что до начала опыта работы детей с высоким уровнем музыкально-творческого развития в театрализованной деятельности было 30 %, с низким уровнем – 26%, со средним – 44 %. В конце опыта работы значительно увеличился результат. Детей с высоким уровнем стало значительно больше – 70 %, со средним – 30%, низкий уровень отсутствует.
Заключение Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Подводя итог проведенной работы, можно сказать, что цели и задачи достигнуты, но на этом не исчерпываются.
На протяжении трех лет дети показывали свои достижения на праздниках и развлечениях. Их выступления отличались ярким, уверенным артистическим исполнением. И перспективой дальнейшей работы для меня является разработка новых постановок в театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Список используемой литературы:
- В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения». В.А. Жилин «Речевые упражнения». – Челябинск, 1996.
- А.И. Буренина Музыкальная палитра №11, №12, 2012 – Санкт-Петербург, 2012.
- Журнал «Музыкальный руководитель» ООО Издательский дом: «Воспитание дошкольника», Москва, 2007, № 6,7.
- О.И. Крупенчук Пальчиковые игры для малышей, Издательский дом «Литера», Санкт-Петербург, 2006.
- С.В. Канкевич «Музыкальные праздники в детском саду и начальной школе», Издательский дом «Литера», 2005.
- Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия, 2000 г.
Электронные ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевны тема: « Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»
Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевнытема: « Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»...
ОПЫТ РАБОТЫ: «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства».
Наличие речевого дефекта у детей - логопатов приводит к изменениям в психической сфере, нарушение общей и речевой...
Методическая разработка «Развивающие возможности театрального искусства для детей дошкольного возраста. Организация театрального кружка в ДОУ»
Так как дети начинают познавать мир и осваивать правила и законы взрослых через ролевые игры, то именно игру, как главный вид детской деятельности, можно рассматривать в качестве импровизированных теа...
Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевны тема: « Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»
Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.В.Сухомлинский....
Консультация «Методы и приемы формирования предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания видов словесного искусства (худ.лит-ра, фольклор) средствами и формами театрального искусства»
Чтение художественной литературы и фольклора в развитии личности ребенка достаточно велико. Прежде всего, это воспитательное, затем познавательное и эстетическое. Художественные произведения закладыва...
Консультация для воспитателей «Развивающие возможности театрального искусства для детей дошкольного возраста. Организация театрального кружка в ДОУ»
Нравственно - эстетическое воспитание средствами театрального искусства способствует ознакомлению детей с выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и и...
Опыт работы по применению лэпбука «Театр» для развития творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства
Театрализованная деятельность является эффективным средством развития творческих способностей, является хорошей возможностью для раскрытия творческого потенциала детей, способствует развитию личности,...