Кружковая работа "Волшебная мастерская"
материал по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему

***   НИГАМАТШИНА АНЖЕЛА ВИКТОРОВНА   ***

Кружок для детей 2-3 лет "Волшебная мастерская"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_masterskaya.docx40.57 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

         В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание  уделяется художественно-эстетическому развитию личности детей. Исходя из задач ФГОС ДОО - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, и взрослым, разработала программу кружковой работы  для старшей группы, которая направлена на оптимизацию художественно-эстетического развития дошкольников.

Многие специалисты, педагоги утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Идея кружка «Волшебная мастерская» являются разные виды продуктивной деятельности: лепка, работа с подручными материалами, а также работа с разными видами круп и шерсти. Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует отличная мышечная нагрузка на пальчики. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. В процессе организации кружка происходит реализация знаний, впечатлений, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Цель программы: развитие мелкой моторики через занятия продуктивной деятельностью в рамках кружка; творческих способностей, способствование формированию у детей чувства прекрасного, развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия.

Задачи:

Образовательные: Формировать умение выполнять  практические  действия с крупой,  природным, бросовым материалом, и т.д.; предоставить возможность закреплять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Сформировать у детей интерес к разным видам труда. Совершенствовать выработку навыков работы с различными материалами. Обогащать словарь ребенка специальными терминами. Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом. Формировать художественный вкус.

Развивающие: Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения. Развивать мелкую моторику рук и глазомер. Развивать воображение, творческие способности и фантазии детей.  Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук. Развивать пространственное воображение.

Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Актуальность темы

 Актуальность темы заключается в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Так же, при  художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка. Именно поэтому мы приняли решение работать в этом направлении.

Новизна дополнительной образовательной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов.

Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе.

«Волшебная мастерская» составлена на основе методических пособий «Творим и мастерим» Куцаковой Л.В., «Изобразительная деятельность в детском саду от 2-3года»  Комаровой Т.С.,  «Изобразительная деятельность в детском саду» Лыковой И.А.

Моя программа рассчитана на один год.

Количество воспитанников - 27.

Контингент воспитанников – 2-3 года.

Режим работы - 1 раз в неделю.

Длительность занятий - 10 минут.

Принципы программы:

  • принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей, уровня их психического и физического развития, их сопутствующих дефектов;
  • принцип интеграции работы с различной деятельностью детей (развитие речи, театрализованная направлениями воспитательной работы и видами деятельность, игры, музыка); 
  • принцип доступности;
  • принцип постепенности.

  Ожидаемые результаты:

К концу года дети могут:

Познавать  свойства разных материалов, возможности их соединения, комбинирования, оформления, приобщается к художественному, техническому творчеству, овладеет навыками, необходимые к жизни.

Создавать сюжетные и декоративные композиции (индивидуальные и коллективные).

Воспитывать активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности.

Уметь находить новые способы для художественного изображения.

Передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

 Формировать умения взаимодействовать друг с другом.

II. Учебно-тематический план

Тема

Время проведения

Теоретические занятия

Практические занятия

Поделки из природного материала

1.1

Знакомство с новым материалом для поделки - шишка, желудь… (природный материал)

10 минут

Беседа, рассматривание поделок, выполненных из природного материала

1.2

Сбор и подготовка природного материала

10 минут

Составление гербария из листьев

1.3

«Лесные зверушки»

10 минут

Чтение художественной литературы

Изготовление  лесных зверушек

(поделка из природного материала)

1.4

«Ежик»

10 минут

Рассматривание образца- поделки

Изготовление ежика

(поделка из природного материала)

Итого:

40минут

3

3

Аппликация из салфеток

2.1

Знакомство с новыми материалами для аппликации – салфетки

10 минут

Беседа, рассматривание образцов -поделок

2.2

Знакомство с пальчиковой игрой «Сорока- белобока»

10 минут

Разучивание пальчиковой игры

Изготовление поделки «Каша для сороки- белобоки»

(обрывная аппликация)

2.3

Знакомство с подвижной игрой «У медведя во бору»

10 минут

Обыгрывание подвижной игры

2.4

«Малина для мишки»

10 минут

Коллективная работа «Малина для Мишки» (Аппликация из салфеток)

Итого:

40минут

3

2

Нетрадиционные техники рисования

3.1

Знакомство с нетрадиционными видами рисования

10 минут

Рассматривание рисунков, выполненных в разных техниках рисования

3.2

«Дождик, дождик, веселей!»

10 минут

Рисование дождя ватными палочками

3.3

«Листочки танцуют»

10 минут

Рисование в технике «отпечатка»

3.4

«Грибочек»

10 минут

Знакомство с пальчиковой игрой «Грибочек»

Рисование в технике «рисование пальчиком»

Итого:

40минут

2

3

Аппликация из соленого теста

4.1

Знакомство с новым материалом- соленое тесто

10 минут

Рассказ о соленом тесте, способе изготовления соленого теста, рассматривание поделок, выполненных соленым тестом.

4.2

«Бублики- баранки»

10 минут

Беседа, рассматривание иллюстраций

Лепка баранок из соленого теста

4.3

«Колобок покатился по лесной дорожке»

10 минут

Чтение сказки «Колобок»

Лепка колобка из соленого теста

4.4

 «Вот какие ножки у сороконожки!»

10 минут

Лепка «ножек» для сороконожки из соленого теста

Итого:

40минут

3

3

5

Аппликация из крупы

5.1

Знакомство с разнообразием круп

10 минут

Беседа, рассматривание картин, выполненных из разнообразных круп

5.2

«Крупинка к крупинке— получается картинка»

10 минут

Изготовление картины из  крупы (пшено)

5.3

«Овечка»

10 минут

Беседа, рассматривание иллюстраций

Изготовление овечки из крупы (рис)

5.4

«Цыпленок»

10 минут

Чтение художественной литературы

Изготовление картины из крупы (манка)

Итого:

40минут

3

3

6

Аппликация из бумаги

6.1

Знакомство с новым материалом для аппликации - бумагой

10 минут

Беседа, рассматривание работ- поделок

6.2

Праздник- День Защитника Отечества

10 минут

Беседа о празднике

6.3

«Открытка папе»

10 минут

Изготовление открытки к празднику

6.4

«Снеговик»

10 минут

Изготовление снеговика из готовых форм

40минут

2

2

7

Объемная аппликация

7.1

Знакомство с объемной аппликацией, способах выполнения

10 минут

Беседа, рассматривание работ- поделок

7.2

Праздник наших бабушек и мам

10 минут

Чтение стихотворения «Про мамочку»

7.3

Открытка для любимой мамочки

10 минут

Изготовление объемной открытки для мамы

7.4

«Мимоза»

10 минут

Рассказ, рассматривание цветка- мимозы

Изготовление объемной мимозы.

Итого

40минут

3

2

8

Аппликация из пряжи

8.1

Знакомство с новым материалом для аппликации- пряжей

10 минут

Беседа, рассматривание поделок

8.2

«Мать-и-мачеха»

10 минут

Рассматривание, чтение художественной литературы

Изготовление поделки в технике аппликации из пряжи

8.3

«Шарики воздушные - ветерку послушные

10 минут

Изготовление шарика из пряжи

8.4

«Распустились первые листочки»

10 минут

Чтение художественной литературы

Изготовление поделки из пряжи

Итого:

40минут

3

3

9

Лепка из пластилина

9.1

Знакомство с новым материалом для лепки- пластилином

10 минут

Рассматривание поделок, выполненных из пластилина

9.2

«День Победы!»

10 минут

Беседа о празднике, чтение художественной литературы

9.3

«Салют цветов»

10 минут

Лепка цветов из пластилина

9.4

«Первые цветы»

10 минут

Беседа, рассматривание картин с подснежниками

Лепка подснежника из пластилина

Итого

40минут

3

2

III. Содержание программы

 Тема№1 (40 минут)

«Поделки из природного материала»

Основные вопросы:

Знакомство с новым материалом для поделки- шишки, желуди, ветки. Сбор и подготовка природного материала для поделки. Экскурсия в парк. Приемы работы. Рассмотрение  поделок из природного материала. Пальчиковая гимнастика «Кошка и мышка». Чтение художественной литературы «Моя первая зоология»

Практическая работа: « Лесные зверушки», «Ежик»

Материал к занятию: шишки, ветки, желуди…- природный материал картон, пластилин,  дощечка. Образцы поделок из природного материала.

Знать: о способах выполнения поделок  из природного материала. Иметь представление о сборе и подготовке природного материала для поделок. Правила безопасности   труда, организации рабочего места и личной гигиены при обработке различных материалов.

Уметь: работать с инструментами; изготавливать поделки из природного материала.

Тема№2 (40 минут)

«Аппликация из салфеток»

Основные вопросы:

Беседа. Знакомство с новым материалом для поделки  - салфетки.. Игровые приёмы с использованием музыкального сопровождения. Рассмотрение образцов- поделок с использованием салфеток.

Практическая работа:  «Каша для сороки- белобоки» (обрывная аппликация), коллективная работа «Малина для мишки»(обрывная аппликация)

Материал к занятию: картон,  салфетки разного цвета, клеенка, образцы поделок.

Материал к занятию: картон, салфетки разных цветов, цветные карандаши, ножницы, клей ПВА, кисточки, салфетки. Образцы поделок, готовые шаблоны.

Знать: о свойствах салфетки, об  истории изготовления  салфеток. Правила безопасности   труда, организации рабочего места и личной гигиены при работе с салфеткой.

Уметь: работать с инструментами, клеем; изготавливать поделки из салфеток.

Тема№3 (40 минут)

«Нетрадиционные техники рисования»

Основные вопросы:

Знакомство с разными видами нетрадиционного рисования: рисование ватными палочками, пальчиками, техника «отпечатка». Знакомство с пальчиковой игрой «Грибочек»

Практическая работа: «Дождик, дождик, веселей» (рисование ватными палочками), «Листочки танцуют» (рисование в технике «отпечатка»), «Грибочек» (рисование пальчиком)

Материал к занятию: гуашь, кисточки, стаканчик с водой, ватные палочки, высушенные листья, клеенка, салфетка.

Знать: приемы в нетрадиционной технике рисования.

Уметь: эстетично оформлять рисунки.

Тема№4 (40 минут)

«Аппликация из соленого теста»

Основные  вопросы:

Знакомство со способом подготовки соленого теста. Приемы работы. Рассматривание работ, выполненных из соленого теста. Чтение русской народной сказки «Колобок».

Практическая работа: «Бублики- баранки», «Колобок покатился по лесной дорожке», «Вот какие ножки у сороконожки»

Знать: приемы лепки  из соленого теста;

Уметь: раскатывать тесто круговыми движениями между ладонями, сплющивать шарик, сдавливая его.

Тема № 5 (40 минут)

«Аппликация из крупы»

Основные вопросы:

Знакомство с разнообразием и различием круп. Игры «Весёлая крупинка». Приёмы работы. Рассматривание  иллюстрации «В мире крупы», чтение художественной литературы «Сказка о маленьком цыпленке, который хотел быть главным».

Практическая работа: аппликация «Раз крупинка, два крупинка получается картинка» (изготовление  картин из крупы), «Цыпленок», «Овечка».

Материал к занятию: Различные крупы (не менее 5 видов), карандаши, картон, клей ПВА, кисточки. Салфетки.

Знать: правила безопасности труда и поведения на рабочем столе; не менее 4 видов круп.

Уметь: эстетично оформлять изделия; владеть безопасными приёмами работы с инструментами.

Тема№6 (40 минут)

«Аппликация из бумаги»

Основные вопросы:

Беседа. Знакомство с новым материалом для аппликации- бумагой, с ее видами.  Игровые приёмы с использованием музыкального сопровождения. Рассмотрение образцов. Беседа о празднике «День Защитника Отечества». Чтение художественной литературы.

Практическая работа:  «Открытка папе», «Снеговик» (из готовых форм)

Материал к занятию: картон, цветная бумага, альбом,  клей ПВА, кисточки, салфетки, ножницы.

Знать: правила безопасности труда и поведения на рабочем столе, способы работы с бумагой.

Уметь: эстетично оформлять изделия; владеть безопасными приёмами работы с инструментами.

Тема№7 (40 минут)

«Объемная аппликация»

Основные вопросы:

Беседа. Знакомство с новым видом аппликации- объемная. Игровые приёмы с использованием музыкального сопровождения. Рассмотрение образцов – поделок, выполненных в технике объемной аппликации. Беседа о празднике наших бабушек и мам. Чтение стихотворения «Про мамочку».

 Практическая работа:  Изготовление объемной аппликации «Открытка для любимой мамочки», «Мимоза».

Материал к занятию: картон,  цветная бумага, салфетки, альбом, клей ПВА, кисточки, салфетки.

Знать: правила безопасности труда и поведения на рабочем столе, способы выполнения объемной аппликации.

Уметь: эстетично оформлять изделия; владеть безопасными приёмами работы с инструментами.

Тема№8 (40 минут)

«Аппликация из пряжи»

Основные вопросы.

Знакомство с новым материалом – пряжей.  Приемы работы. Рассматривание поделок, выполненных из пряжи. Чтение художественной литературы.

Практическая работа: «Мать-и-мачеха», «Шарики воздушные, ветерку послушные», «Распустились первые цветочки».

Материал к занятию: картон, пряжа,  цветные карандаши, клей ПВА, кисточки, салфетки. Образцы поделок, готовые шаблоны.

Знать: о способах работы с пряжей, правила безопасности   труда, организации рабочего места и личной гигиены при обработке различных материалов.

Уметь: работать с инструментами, клеем; изготавливать поделки и игрушки из пряжи.

Тема№9 (40 минут)

«Лепка из пластилина»

Основные вопросы.

Знакомство с новым материалом для лепки- пластилином. Приемы работы. Беседа о празднике «День Победы», рассматривание работ- поделок из пластилина. Пальчиковая гимнастика.

Практическая работа: «Салют цветов», «Первые цветы».

Материал к занятию: пластилин, дощечка, стека, салфетка.

Знать: о способах лепки пластилином. Правила безопасности   труда, организации рабочего места и личной гигиены при обработке различных материалов.

Уметь: изготавливать поделки из пластилина

lV. Методическое обеспечение

Программа рассчитана на художественно- эстетическое направление, которое тесно взаимодействует с познанием, что положительно влияет на развитие внутреннего мира ребёнка. Воплощение художественного  образа- это непрерывный процесс познавательно - творческого и эстетического развития. Для положительного результата при организации кружковой работы используются:

Музыкальные  композиции;

Чтение художественной литературы;

Воплощение задуманного в окончательный результат со стимулированием положительного настроя;

Побуждение к эмоциональной отзывчивости (удивление, восхищение, проявление интереса, увлечение).

Для средства самовыражения и развития эстетической направленности ребёнка осуществляется посредствам:

Создания  благоприятной эмоциональной сферы;

Внедрение активных методов работы с детьми;

Предпочтение и интерес детей;

Проявление собственного самовыражения детей «средствами» воображения, образного мышления.

Создание рабочего места, решающего потребности ребёнка в творчестве.

Итогом творческой работы кружка для родителей являются отчёт  на педагогическом совете №5 в мае месяце; конкурсы внутри группы; выставки детских работ, отчёты для родителей на родительских собраниях.

Материально - технические условия: удобное рабочее место, правильное оснащение, набор инструментов.

Наглядные пособия и дидактический материал:

  1. Памятки с правилами по технике безопасности.
  2. Дидактический материал: карточки с заданиями, загадки.
  3. Раздаточный материал: шаблоны для изготовления аппликации, панно, открытки.
  4. Технические средства: музыкальный центр, ноутбук, диски с песнями из  детских кинофильмов, иллюстрированные презентации и видеоматериалы.

V. Список литературы

1.Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» от 2 до3 лет,-М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.-96с.

2. Куцакова Л.В. «Творим и мастерим». Ручной труд в детском саду и дома.Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 2-7 лет, -М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-112с.

3. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа образовательная область «Художественное творчество»): учебно- методическое пособие М.:ИД «Цветной мир», 2012.-144с.

4. Ульева Е.А. «Пальчиковые игры для детей 2-3 лет. Пособие для педагогов и родителей».-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.-19с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа "Мастерская Самоделкина"

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овла...

Программа кружковой деятельности-Волшебная мастерская

Многие специалисты, педагоги утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это связано с тем, что ра...

Презентация кружковой работы "Мастерская чудес из бумаги"

Замечательная, интересная техника по работе с бумагой, детям чень нравится квиллинг. Работы  наших детей....

Кружковая работа "Мастерская свит-дизайна"

Кружковая работа "Мастерская свит-дизайна"...

План кружковой работы «Мастерская рукоделия»

Работа кружка направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к занятиям ручным трудом, ознакомления с материалами и предметами для шитья и вязания, выработки умений и навыко...

Кружковая работа "Мастерская Деда мороза "

quot;Зайчата"-учились склеивать конус из полукруга,дополнять необходимыми деталями...