Кружковая работа "Волшебная мастерская"
материал по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему
Кружок для детей 2-3 лет "Волшебная мастерская"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_masterskaya.docx | 40.57 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию личности детей. Исходя из задач ФГОС ДОО - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, и взрослым, разработала программу кружковой работы для старшей группы, которая направлена на оптимизацию художественно-эстетического развития дошкольников.
Многие специалисты, педагоги утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Идея кружка «Волшебная мастерская» являются разные виды продуктивной деятельности: лепка, работа с подручными материалами, а также работа с разными видами круп и шерсти. Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует отличная мышечная нагрузка на пальчики. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. В процессе организации кружка происходит реализация знаний, впечатлений, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Цель программы: развитие мелкой моторики через занятия продуктивной деятельностью в рамках кружка; творческих способностей, способствование формированию у детей чувства прекрасного, развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия.
Задачи:
Образовательные: Формировать умение выполнять практические действия с крупой, природным, бросовым материалом, и т.д.; предоставить возможность закреплять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Сформировать у детей интерес к разным видам труда. Совершенствовать выработку навыков работы с различными материалами. Обогащать словарь ребенка специальными терминами. Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом. Формировать художественный вкус.
Развивающие: Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения. Развивать мелкую моторику рук и глазомер. Развивать воображение, творческие способности и фантазии детей. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук. Развивать пространственное воображение.
Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Актуальность темы
Актуальность темы заключается в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка. Именно поэтому мы приняли решение работать в этом направлении.
Новизна дополнительной образовательной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов.
Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе.
«Волшебная мастерская» составлена на основе методических пособий «Творим и мастерим» Куцаковой Л.В., «Изобразительная деятельность в детском саду от 2-3года» Комаровой Т.С., «Изобразительная деятельность в детском саду» Лыковой И.А.
Моя программа рассчитана на один год.
Количество воспитанников - 27.
Контингент воспитанников – 2-3 года.
Режим работы - 1 раз в неделю.
Длительность занятий - 10 минут.
Принципы программы:
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей, уровня их психического и физического развития, их сопутствующих дефектов;
- принцип интеграции работы с различной деятельностью детей (развитие речи, театрализованная направлениями воспитательной работы и видами деятельность, игры, музыка);
- принцип доступности;
- принцип постепенности.
Ожидаемые результаты:
К концу года дети могут:
Познавать свойства разных материалов, возможности их соединения, комбинирования, оформления, приобщается к художественному, техническому творчеству, овладеет навыками, необходимые к жизни.
Создавать сюжетные и декоративные композиции (индивидуальные и коллективные).
Воспитывать активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности.
Уметь находить новые способы для художественного изображения.
Передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Формировать умения взаимодействовать друг с другом.
II. Учебно-тематический план
№ | Тема | Время проведения | Теоретические занятия | Практические занятия | ||||||
Поделки из природного материала | ||||||||||
1.1 | Знакомство с новым материалом для поделки - шишка, желудь… (природный материал) | 10 минут | Беседа, рассматривание поделок, выполненных из природного материала | |||||||
1.2 | Сбор и подготовка природного материала | 10 минут | Составление гербария из листьев | |||||||
1.3 | «Лесные зверушки» | 10 минут | Чтение художественной литературы | Изготовление лесных зверушек (поделка из природного материала) | ||||||
1.4 | «Ежик» | 10 минут | Рассматривание образца- поделки | Изготовление ежика (поделка из природного материала) | ||||||
Итого: | 40минут | 3 | 3 | |||||||
Аппликация из салфеток | ||||||||||
2.1 | Знакомство с новыми материалами для аппликации – салфетки | 10 минут | Беседа, рассматривание образцов -поделок | |||||||
2.2 | Знакомство с пальчиковой игрой «Сорока- белобока» | 10 минут | Разучивание пальчиковой игры | Изготовление поделки «Каша для сороки- белобоки» (обрывная аппликация) | ||||||
2.3 | Знакомство с подвижной игрой «У медведя во бору» | 10 минут | Обыгрывание подвижной игры | |||||||
2.4 | «Малина для мишки» | 10 минут | Коллективная работа «Малина для Мишки» (Аппликация из салфеток) | |||||||
Итого: | 40минут | 3 | 2 | |||||||
Нетрадиционные техники рисования | ||||||||||
3.1 | Знакомство с нетрадиционными видами рисования | 10 минут | Рассматривание рисунков, выполненных в разных техниках рисования | |||||||
3.2 | «Дождик, дождик, веселей!» | 10 минут | Рисование дождя ватными палочками | |||||||
3.3 | «Листочки танцуют» | 10 минут | Рисование в технике «отпечатка» | |||||||
3.4 | «Грибочек» | 10 минут | Знакомство с пальчиковой игрой «Грибочек» | Рисование в технике «рисование пальчиком» | ||||||
Итого: | 40минут | 2 | 3 | |||||||
Аппликация из соленого теста | ||||||||||
4.1 | Знакомство с новым материалом- соленое тесто | 10 минут | Рассказ о соленом тесте, способе изготовления соленого теста, рассматривание поделок, выполненных соленым тестом. | |||||||
4.2 | «Бублики- баранки» | 10 минут | Беседа, рассматривание иллюстраций | Лепка баранок из соленого теста | ||||||
4.3 | «Колобок покатился по лесной дорожке» | 10 минут | Чтение сказки «Колобок» | Лепка колобка из соленого теста | ||||||
4.4 | «Вот какие ножки у сороконожки!» | 10 минут | Лепка «ножек» для сороконожки из соленого теста | |||||||
Итого: | 40минут | 3 | 3 | |||||||
5 | Аппликация из крупы | |||||||||
5.1 | Знакомство с разнообразием круп | 10 минут | Беседа, рассматривание картин, выполненных из разнообразных круп | |||||||
5.2 | «Крупинка к крупинке— получается картинка» | 10 минут | Изготовление картины из крупы (пшено) | |||||||
5.3 | «Овечка» | 10 минут | Беседа, рассматривание иллюстраций | Изготовление овечки из крупы (рис) | ||||||
5.4 | «Цыпленок» | 10 минут | Чтение художественной литературы | Изготовление картины из крупы (манка) | ||||||
Итого: | 40минут | 3 | 3 | |||||||
6 | Аппликация из бумаги | |||||||||
6.1 | Знакомство с новым материалом для аппликации - бумагой | 10 минут | Беседа, рассматривание работ- поделок | |||||||
6.2 | Праздник- День Защитника Отечества | 10 минут | Беседа о празднике | |||||||
6.3 | «Открытка папе» | 10 минут | Изготовление открытки к празднику | |||||||
6.4 | «Снеговик» | 10 минут | Изготовление снеговика из готовых форм | |||||||
40минут | 2 | 2 | ||||||||
7 | Объемная аппликация | |||||||||
7.1 | Знакомство с объемной аппликацией, способах выполнения | 10 минут | Беседа, рассматривание работ- поделок | |||||||
7.2 | Праздник наших бабушек и мам | 10 минут | Чтение стихотворения «Про мамочку» | |||||||
7.3 | Открытка для любимой мамочки | 10 минут | Изготовление объемной открытки для мамы | |||||||
7.4 | «Мимоза» | 10 минут | Рассказ, рассматривание цветка- мимозы | Изготовление объемной мимозы. | ||||||
Итого | 40минут | 3 | 2 | |||||||
8 | Аппликация из пряжи | |||||||||
8.1 | Знакомство с новым материалом для аппликации- пряжей | 10 минут | Беседа, рассматривание поделок | |||||||
8.2 | «Мать-и-мачеха» | 10 минут | Рассматривание, чтение художественной литературы | Изготовление поделки в технике аппликации из пряжи | ||||||
8.3 | «Шарики воздушные - ветерку послушные | 10 минут | Изготовление шарика из пряжи | |||||||
8.4 | «Распустились первые листочки» | 10 минут | Чтение художественной литературы | Изготовление поделки из пряжи | ||||||
Итого: | 40минут | 3 | 3 | |||||||
9 | Лепка из пластилина | |||||||||
9.1 | Знакомство с новым материалом для лепки- пластилином | 10 минут | Рассматривание поделок, выполненных из пластилина | |||||||
9.2 | «День Победы!» | 10 минут | Беседа о празднике, чтение художественной литературы | |||||||
9.3 | «Салют цветов» | 10 минут | Лепка цветов из пластилина | |||||||
9.4 | «Первые цветы» | 10 минут | Беседа, рассматривание картин с подснежниками | Лепка подснежника из пластилина | ||||||
Итого | 40минут | 3 | 2 |
III. Содержание программы
Тема№1 (40 минут)
«Поделки из природного материала»
Основные вопросы:
Знакомство с новым материалом для поделки- шишки, желуди, ветки. Сбор и подготовка природного материала для поделки. Экскурсия в парк. Приемы работы. Рассмотрение поделок из природного материала. Пальчиковая гимнастика «Кошка и мышка». Чтение художественной литературы «Моя первая зоология»
Практическая работа: « Лесные зверушки», «Ежик»
Материал к занятию: шишки, ветки, желуди…- природный материал картон, пластилин, дощечка. Образцы поделок из природного материала.
Знать: о способах выполнения поделок из природного материала. Иметь представление о сборе и подготовке природного материала для поделок. Правила безопасности труда, организации рабочего места и личной гигиены при обработке различных материалов.
Уметь: работать с инструментами; изготавливать поделки из природного материала.
Тема№2 (40 минут)
«Аппликация из салфеток»
Основные вопросы:
Беседа. Знакомство с новым материалом для поделки - салфетки.. Игровые приёмы с использованием музыкального сопровождения. Рассмотрение образцов- поделок с использованием салфеток.
Практическая работа: «Каша для сороки- белобоки» (обрывная аппликация), коллективная работа «Малина для мишки»(обрывная аппликация)
Материал к занятию: картон, салфетки разного цвета, клеенка, образцы поделок.
Материал к занятию: картон, салфетки разных цветов, цветные карандаши, ножницы, клей ПВА, кисточки, салфетки. Образцы поделок, готовые шаблоны.
Знать: о свойствах салфетки, об истории изготовления салфеток. Правила безопасности труда, организации рабочего места и личной гигиены при работе с салфеткой.
Уметь: работать с инструментами, клеем; изготавливать поделки из салфеток.
Тема№3 (40 минут)
«Нетрадиционные техники рисования»
Основные вопросы:
Знакомство с разными видами нетрадиционного рисования: рисование ватными палочками, пальчиками, техника «отпечатка». Знакомство с пальчиковой игрой «Грибочек»
Практическая работа: «Дождик, дождик, веселей» (рисование ватными палочками), «Листочки танцуют» (рисование в технике «отпечатка»), «Грибочек» (рисование пальчиком)
Материал к занятию: гуашь, кисточки, стаканчик с водой, ватные палочки, высушенные листья, клеенка, салфетка.
Знать: приемы в нетрадиционной технике рисования.
Уметь: эстетично оформлять рисунки.
Тема№4 (40 минут)
«Аппликация из соленого теста»
Основные вопросы:
Знакомство со способом подготовки соленого теста. Приемы работы. Рассматривание работ, выполненных из соленого теста. Чтение русской народной сказки «Колобок».
Практическая работа: «Бублики- баранки», «Колобок покатился по лесной дорожке», «Вот какие ножки у сороконожки»
Знать: приемы лепки из соленого теста;
Уметь: раскатывать тесто круговыми движениями между ладонями, сплющивать шарик, сдавливая его.
Тема № 5 (40 минут)
«Аппликация из крупы»
Основные вопросы:
Знакомство с разнообразием и различием круп. Игры «Весёлая крупинка». Приёмы работы. Рассматривание иллюстрации «В мире крупы», чтение художественной литературы «Сказка о маленьком цыпленке, который хотел быть главным».
Практическая работа: аппликация «Раз крупинка, два крупинка получается картинка» (изготовление картин из крупы), «Цыпленок», «Овечка».
Материал к занятию: Различные крупы (не менее 5 видов), карандаши, картон, клей ПВА, кисточки. Салфетки.
Знать: правила безопасности труда и поведения на рабочем столе; не менее 4 видов круп.
Уметь: эстетично оформлять изделия; владеть безопасными приёмами работы с инструментами.
Тема№6 (40 минут)
«Аппликация из бумаги»
Основные вопросы:
Беседа. Знакомство с новым материалом для аппликации- бумагой, с ее видами. Игровые приёмы с использованием музыкального сопровождения. Рассмотрение образцов. Беседа о празднике «День Защитника Отечества». Чтение художественной литературы.
Практическая работа: «Открытка папе», «Снеговик» (из готовых форм)
Материал к занятию: картон, цветная бумага, альбом, клей ПВА, кисточки, салфетки, ножницы.
Знать: правила безопасности труда и поведения на рабочем столе, способы работы с бумагой.
Уметь: эстетично оформлять изделия; владеть безопасными приёмами работы с инструментами.
Тема№7 (40 минут)
«Объемная аппликация»
Основные вопросы:
Беседа. Знакомство с новым видом аппликации- объемная. Игровые приёмы с использованием музыкального сопровождения. Рассмотрение образцов – поделок, выполненных в технике объемной аппликации. Беседа о празднике наших бабушек и мам. Чтение стихотворения «Про мамочку».
Практическая работа: Изготовление объемной аппликации «Открытка для любимой мамочки», «Мимоза».
Материал к занятию: картон, цветная бумага, салфетки, альбом, клей ПВА, кисточки, салфетки.
Знать: правила безопасности труда и поведения на рабочем столе, способы выполнения объемной аппликации.
Уметь: эстетично оформлять изделия; владеть безопасными приёмами работы с инструментами.
Тема№8 (40 минут)
«Аппликация из пряжи»
Основные вопросы.
Знакомство с новым материалом – пряжей. Приемы работы. Рассматривание поделок, выполненных из пряжи. Чтение художественной литературы.
Практическая работа: «Мать-и-мачеха», «Шарики воздушные, ветерку послушные», «Распустились первые цветочки».
Материал к занятию: картон, пряжа, цветные карандаши, клей ПВА, кисточки, салфетки. Образцы поделок, готовые шаблоны.
Знать: о способах работы с пряжей, правила безопасности труда, организации рабочего места и личной гигиены при обработке различных материалов.
Уметь: работать с инструментами, клеем; изготавливать поделки и игрушки из пряжи.
Тема№9 (40 минут)
«Лепка из пластилина»
Основные вопросы.
Знакомство с новым материалом для лепки- пластилином. Приемы работы. Беседа о празднике «День Победы», рассматривание работ- поделок из пластилина. Пальчиковая гимнастика.
Практическая работа: «Салют цветов», «Первые цветы».
Материал к занятию: пластилин, дощечка, стека, салфетка.
Знать: о способах лепки пластилином. Правила безопасности труда, организации рабочего места и личной гигиены при обработке различных материалов.
Уметь: изготавливать поделки из пластилина
lV. Методическое обеспечение
Программа рассчитана на художественно- эстетическое направление, которое тесно взаимодействует с познанием, что положительно влияет на развитие внутреннего мира ребёнка. Воплощение художественного образа- это непрерывный процесс познавательно - творческого и эстетического развития. Для положительного результата при организации кружковой работы используются:
Музыкальные композиции;
Чтение художественной литературы;
Воплощение задуманного в окончательный результат со стимулированием положительного настроя;
Побуждение к эмоциональной отзывчивости (удивление, восхищение, проявление интереса, увлечение).
Для средства самовыражения и развития эстетической направленности ребёнка осуществляется посредствам:
Создания благоприятной эмоциональной сферы;
Внедрение активных методов работы с детьми;
Предпочтение и интерес детей;
Проявление собственного самовыражения детей «средствами» воображения, образного мышления.
Создание рабочего места, решающего потребности ребёнка в творчестве.
Итогом творческой работы кружка для родителей являются отчёт на педагогическом совете №5 в мае месяце; конкурсы внутри группы; выставки детских работ, отчёты для родителей на родительских собраниях.
Материально - технические условия: удобное рабочее место, правильное оснащение, набор инструментов.
Наглядные пособия и дидактический материал:
- Памятки с правилами по технике безопасности.
- Дидактический материал: карточки с заданиями, загадки.
- Раздаточный материал: шаблоны для изготовления аппликации, панно, открытки.
- Технические средства: музыкальный центр, ноутбук, диски с песнями из детских кинофильмов, иллюстрированные презентации и видеоматериалы.
V. Список литературы
1.Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» от 2 до3 лет,-М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.-96с.
2. Куцакова Л.В. «Творим и мастерим». Ручной труд в детском саду и дома.Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 2-7 лет, -М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-112с.
3. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа образовательная область «Художественное творчество»): учебно- методическое пособие М.:ИД «Цветной мир», 2012.-144с.
4. Ульева Е.А. «Пальчиковые игры для детей 2-3 лет. Пособие для педагогов и родителей».-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.-19с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно-образовательная деятельность для родителей по работе кружка "Волшебная мастерская" на тему "Одуванчиковая сказка" (открытое занятие по кружковой работе)
Конструирование весенних цветов - одуванчиков....
Кружковая работа "Мастерская Самоделкина"
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овла...
Программа кружковой деятельности-Волшебная мастерская
Многие специалисты, педагоги утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это связано с тем, что ра...
Презентация кружковой работы "Мастерская чудес из бумаги"
Замечательная, интересная техника по работе с бумагой, детям чень нравится квиллинг. Работы наших детей....
Кружковая работа "Мастерская свит-дизайна"
Кружковая работа "Мастерская свит-дизайна"...
План кружковой работы «Мастерская рукоделия»
Работа кружка направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к занятиям ручным трудом, ознакомления с материалами и предметами для шитья и вязания, выработки умений и навыко...
Кружковая работа "Мастерская Деда мороза "
quot;Зайчата"-учились склеивать конус из полукруга,дополнять необходимыми деталями...