Конспект НОД по ХЭР с детьми подготовительной к школе группы на тему «Расписная Хохлома»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ХЭР с детьми подготовительной к школе группы на тему «Расписная Хохлома»
Задачи:
1. Образовательные: учить составлять узор, учить набирать краску на кисть определенным способом и проводить кисточкой мазок .
2.Развивающие: развивать эстетическое восприятие, творческие способности.
3. Воспитательные: воспитывать у детей вкус, чувство цвета, умение рассказывать о своей работе и о работах своих товарищей, самостоятельность при выполнении работы; воспитывать чувство гордости за умения народных мастеров.
Методы и приемы:
Наглядный (выставка, рассматривание объекта);
Практический (роспись);
Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, объяснения);
Словарная работа: хохломская роспись, растительный узор, хохломские усики, капельки, завитки,осочки, шлифовка изделия.
Предварительная работа: рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, беседы, раскрашивание книжек –раскрасок.
Оборудование: предметы с хохломской росписью - тарелочки, матрешка, ложечки, подставка.
Материалы: гуашь –красного, желтого, зеленого, черного цвета, салфетки, баночки с водой, лист белой плотной бумаги, кисти, палитра.
Ход
Воспитатель:
Есть в районе Ковернинском
Знаменитое село,
Хохломскому промыслу
Оно название дало.
- С давних времен, на Руси, была очень распространена деревянная посуда: деревянные ложки, тарелки, салфетницы, подносы, вазы. Эту посуду, можно было увидеть как на столе у зажиточных бояр, так и у бедных крестьян. Нарядную, дорогую посуду, раскрашивали в золотые и серебряные цвета, она преподносилась богатым семьям в качестве подарков. Но обычные, бедные крестьяне, придумали, как же себе разнообразить быт, чтоб и детям, и взрослым, хоть немного прикоснуться к красоте, чтоб не только богатые бояре могли наслаждаться такой красотой. Но обычную деревянную посуду, нельзя было использовать неокрашенной, т к от горячей пищи, дерево размокало, и приходило в ненадобность, в ней образовывались трещины. Поэтому местные мастера вывели такую формулу, сначала из белого дерева вырезалось изделие, затем его просушивали, примерно около 15 дней, и покрывали обычной глиной, снова просушивали. После просушки, посуда подвергалась обжигу, затем изделие шлифовали и окунали в специальный масляный раствор, для того, чтоб маслом заполнить оставшиеся поры. После того, как масло впиталось, изделие обсушивали еще раз, и оно было готово для росписи. Расписная золотая посуда была недоступна обычным крестьянам, поэтому они и придумали этот способ изготовления. А деревня, где жили основоположники этого вида росписи, называлась Хохлома, и в эту деревню, каждые выходные съезжались на базар, мастера со всей округи, чтоб сбывать свою продукцию. Ребята, а Вы хотите посетить базар, в деревне Хохлома?
Дети: - Да, хотим!
Воспитатель:- Хорошо, давайте посмотрим, какие товары свезли на базар народные мастера. Посмотрите, здесь и тарелочки, , матрешка, ложечки, подставка- все эти узоры выполнены с особым усердием и любовью, в каждое расписанное изделие, мастер вложил красоту родной деревни Хохлома.
Воспитатель-: - Ребята, посмотрите внимательно и скажите, каким цветом раскрашены узоры на посуде?
Дети: - Красный, желтый, зеленый, черный.
Воспитатель: - Ребята, это особый узор, он подарен самой природой, ведь вдохновившись ее красотой, мастера из деревни Хохлома сумели воплотить в узорах всю красоту. Посмотрите, здесь и завиток, и усики, капелька, а этот узор называется осочка. И все это – дары красоты русской природы, в деревне Хохлома.
Воспитатель :- Ребята, а скажите какими узорами украшены предметы хохломской росписи?
Дети:- Капельки, усики, завитки, осочки.
Воспитатель: - Верно, и это называется растительный узор. А вы хотите стать мастерами, чтобы уметь украшать посуду основными элементами хохломской росписи?
Дети:- Да, хотим!
Воспитатель: - Хорошо, ребята. Но сначала я предлагаю вам поиграть в игру «Что лишнее?» На столе перед ребятами, разложены карточки, им следует отобрать те, на которых изображены предметы с хохломской росписью. На карточках изображены предметы с росписью Гжель, и дымковские игрушки. Так как раннее изучали эти виды народно-прикладного искусства, предложить ребятам вспомнить их названия.
Воспитатель: - Мы с Вами поиграли, и сейчас я Вам покажу, как происходит процесс росписи. Сегодня мы изучим основные элементы хохломской росписи – усики, капельки, завитки, осочки. Кисточку держим тремя пальцами, перпендикулярно поверхности листа. Капельку мы рисуем, приемом прикладывания кисти к бумаге, усики рисуем в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль, а завитки выполняются с легким нажимом в середине элемента. Напоминаю вам ребята, что все элементы растительного узора наносятся сразу кистью, без предварительного наброска карандашом. Смотрите, как я набираю краску, не спеша, держу кисточку у железного наконечника. Осочки рисуем легким движением кисти, сверху вниз. Лишнюю краску снимаю о край баночки, веду кисточкой плавно, и у нас получился завиток. Проделываю снова эти приемы рисования, и для последующего нанесения нового элемента росписи. Обращаю ваше внимание, что все узоры рисуем основными цветами, которые предназначены именно для хохломской росписи.
Воспитатель: -Вот такими получились узоры у меня.
Воспитатель: - Дети, скажите пожалуйста, с каким видом росписи мы с Вами сегодня познакомились?
Дети: - Хохломская роспись.
Воспитатель: - Но прежде, чем приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики.
Физминутка ( пальчиковая гимнастика)
«АПЕЛЬСИН»
Мы делили апельсин. (Дети «разламывают» апельсин.)
Много нас, (Показывают 10пальцев.)
А он один. (Показывают 1палец.)
Эта долька — для ежа. (Загибают пальцы левой руки.)
Эта долька — для стрижа.
Эта долька — для утят.
Эта долька — для котят.
Эта долька — для бобра.
А для волка — кожура. (Бросательное движение правой рукой)
Он сердит на нас, беда!
Разбегайтесь - («Бегут» пальцами по столу.)
Кто куда!
(Воспитатель показывает один раз, затем дети повторяют под руководством воспитателя, и один раз самостоятельно)
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: - Ребята, какие же изделия у вас получились красивые! Скажите, как называется эта роспись и почему?
Дети: - Хохломская роспись, потому что эту роспись придумали мастера, из деревни Хохлома.
Воспитатель: - У вас получились красивые завитки, усики, осочки, капельки. Давайте сделаем вывод, что сегодня мы изучили один из приемов росписи, который придумали мастера из деревни Хохлома – усики, капельки, завитки.
Воспитатель: - Ребята, скажите, каким приемом росписи вы научились рисовать?
Дети:- Хохломская роспись.
Воспитатель :- Молодцы, ребята, спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Кладовая Земли»
Программное содержание:1. Формировать представление у детей о подземных богатствах. 2. Познакомить детей с поле...
Конспект познавательно-речевого занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме «Обитатели рек, морей и океанов».
Давайте вспомним всё, что мы знаем об обитателях красивого и загадочного подводного мира....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы, на тему: "Ремесла Кубани. Кузнечное ремесло - ковка".
Познакомить дошкольников с кузнечным ремеслом. Развивать творчество, работая в технике - квиллинг....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Рисуем счастье».
Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Направление - эмоционально-личностное развитие....
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему "Выдающиеся математики"
Это интегративное итоговое занятие по формированию математических представлений. Дети обобщают знания и закрепляют умения по всему пройденному материалу: умение считать, сравнивать числа, решать...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Бумажная фея»
Тема «Бумажная фея» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое ра...
План-конспект психолого-педагогического занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме «Внимание»
Коррекционно-развивающее занятие педагога – психолога из серии занятий по психологической подготовке детей к школе. Цель занятия - мотивация к использованию приемов развития вниманияСтатья опубликован...