КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Кладовая Земли»
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме
Программное содержание:
1. Формировать представление у детей о подземных богатствах.
2. Познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи.
3. Расширять и закреплять знание детей о свойствах полезных ископаемых.
4. Развивать познавательную активность, умение работать коллекционным материалом.
5. Развивать речь детей, умение общаться, работать в группах.
Активизация словаря: полезные ископаемые, чугун, сталь, железная руда, гранит, торф, каменный уголь, шахта, шахтер, нефть
Наглядный материал:
- проектор с экраном , компьютер,
- презентация на тему «Полезные ископаемые»,
- магнитофон,
- CD-диск с записью мелодии ______________________________________,
Раздаточный материал:
- кусок породы песок, глина,
- воронка,
- стаканы,
- ложечки.
Предварительная работа:
1. Наблюдение на прогулке за неживой природой (глиной, песком).
2. Чтение детской энциклопедии «Все обо всем» сост. О.И. Перфильев
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель: Очень часто богатством, сокровищами мы называем золото, серебро, драгоценные камни, но в недрах земли хранятся и другие богатства. И сегодня мы поговорим о этих богатствах, которые находятся глубоко под землей. Это полезные ископаемые. А еще их можно назвать по-другому: сокровища Земли, недра Земли, кладовая Земли, хранилище Земли.
Воспитатель: Мы рассмотрим, какие полезные ископаемые добывают на территории нашей страны.
Просмотр презентации: «Полезные ископаемые»
Слайд №2
Воспитатель: Эта коллекция полезных ископаемых, которые человек использует в хозяйстве. Полезные ископаемые бывают твердые, газообразные и жидкие. Большинство полезные ископаемые твердые. Места, где в глубинах залегают полезные ископаемые, называют месторождениями.
Слайд №3,4
Воспитатель: Это песок. Его используют в строительстве, для изготовления стекла и зеркал.
Слайд № 5,6
Воспитатель: Эта глина. Из глины изготавливают: кирпичи, черепицу для крыш, посуду, цветочные горшки, вазы, делают игрушки.
Воспитатель: Наша Россия очень богата песком и глиной.
Слайд №7,8
Воспитатель: Железная руда. Добывают железную руду в шахтах и карьерах. На заводе в больших печах по переработке руда плавится. А из руды выплавляют - чугун, сталь. А одним словом - металл. Из металла делают очень многое от обыкновенных кухонных ножей до космических кораблей.
Слайд № 9, 10
Воспитатель: Гранит издавна используется при строительстве и сооружении памятников.
Слайд № 11, 12
Воспитатель: Это торф, образуется торф на болотах. Торф хорошо горит и он используется как топливо в жилых домах. На фермах торф служит подстилкой для животных. Торф - хорошее удобрение. А на промышленных предприятиях из него получают некоторые лекарства и другие нужные вещества.
Слайд № 13
Воспитатель: Каменный уголь в народном хозяйстве используют как топливо. При горении он дает много тепла. Кроме того, из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы. Добыча угля - нелёгкий труд. Уголь залегает и глубоко под землёй, и на её поверхности. Уголь добывают в шахтах. Профессия человека, который трудится в шахте называется шахтер.
Слайд № 14
Воспитатель: Нефть в народном хозяйстве используют как топливо. При горении он дает много тепла. нефти получают: керосин, бензин, ракетное, моторное топливо. Ни автомобиль, ни космический корабль, ни поезд не смогли бы отправиться в путь, если бы не было нефти Нефть добывают на суше и в воде.
Слайд № 15
Воспитатель: Земные богатства даже помогают делать замечательные рисунки. Разноцветные мелки для рисования на асфальте — это мел. Из него еще изготавливаются таблетки, витамины, зубные пасты, используют для изготовления косметики.
Слайд № 16
Воспитатель: Готовить еду нам помогает одно ценное "ископаемое" — соль.
Слайд № 17
Воспитатель: Это драгоценные камни, которые добывают в горах, в воде. Из них делают украшения: браслеты, колечки и многое другое.
Воспитатель: Дети, вот мы поговорили о полезных ископаемых, которые использует человек.
Физкультминутка.
Воспитатель: Вот какая богатая наша страна! А чтобы уметь пользоваться богатствами нашей Земли – их изучают и исследуют. Изучают полезные ископаемые исследователи.
Воспитатель: Мы сейчас представим, что мы с вами исследователи. А это наша научная лаборатория, где мы будем исследовать богатства нашего края.
Воспитатель: Посмотрите полезные ископаемые, которые находятся в нашей коллекции.
(Воспитатель вместе с детьми подходить к столу, на котором размещена коллекция полезных ископаемых.)
Воспитатель. Какие полезные ископаемые есть в нашей коллекции?
Дети. песок, глина.
Воспитатель: А теперь сравним эти полезные ископаемые.
Воспитатель: по цвету песок какой? Глина какая? (ответ детей)
Воспитатель: Назовите свойства песка, глины? (ответ детей)
Воспитатель: Песок - сыпется, не лепится, глина не сыпется, лепится. Мокрый песок - лепится, но не сохраняет форму, глина сохраняет.
Опыт. Берём мокрый песок и глину лепим колобки, затем оставляем для наблюдения. Из песка колобок высох и рассыпался, а из глины сохранил форму.
Воспитатель: Если рассмотрим через лупу, песок состоит из мелких крупинок, а глина нет. Песок в воде не растворяется, а глина частично.
Проверим.
Опыт. Берем 2 стакана в одном песок в другом глина. Добавляем воду, размешиваем ложечкой и наблюдаем .
Делаем вывод: песок оседает на дно. Глина растворяется частично, а остатки оседают на дно.
Воспитатель: Песок пропускает воду, глина нет.
Опыт: берем две воронки в одной песок, в другой глина ставим, в стакан наливаем воду и наблюдаем.
Делаем вывод: Вода свободно проходит через песок, а глина воду не пропускает.
Воспитатель. Дети, проделав опыты-эксперименты, что нового вы узнали о свойствах песка и глины? (ответ детей)
Воспитатель. Как много мы узнали о полезных ископаемых. Вашу работу, юные исследователи, можно оценить на отлично. На сегодня наши исследования закончились, спасибо всем за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в страну шахмат"
Цель:1. Вызвать у детей интерес к игре в шахматы, познакомить детей в игровой форме с историей шахмат.Задачи:1. Воспитывать у детей интерес к шахматам.2...
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Осенние фантазии""
Цель: Формировать представления детей о пейзажной живописи, подведение детей к созданию образа осени посредством поэзии великих русских поэтов. Задачи:Воспитывать любовь к родной русской пр...
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Осенние фантазии""
Цель: Формировать представления детей о пейзажной живописи, подведение детей к созданию образа осени посредством поэзии великих русских поэтов. Задачи:Воспитывать любовь к родной русской пр...
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Сказка ложь да в ней намек".
Цель:Продолжать формировать представление об особенностях сказочного жанра (типичных героях, сюжетах, средствах выразительности, воспитательной ценности).Задачи:Воспитывать бережное отношение к книгам...
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Наша земля- Зеленый дом!»
Тема «Наша земля- Зеленый дом!» » Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Речевое развитие, «Социально-ко...
КОНСПЕКТ образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Изобразительная деятельность) «Золотая осень»
Стимулировать желание создать свой рисунок (осенний лес) с помощью нетрадиционной техники рисования манной крупой, (заранее окрашенной в различные оттенки). Совершенствовать технику рисования. Заклады...
КОНСПЕКТ образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Изобразительная деятельность) «Морозные узоры»
Изобразительная деятельность "Морозные узоры".Методические приёмы:1. Игровая ситуация «Путешествие в сказку».2. Игровая ситуация «Письмо от деда Природоведа».3. Игров...