Рабочая программа кружка «Мои пальчики рисуют» (Вторая младшая группа)
рабочая программа по рисованию (младшая группа)

Касенкина Наталья Викторовна

Возможность создать условия для развития мелкой моторики у детей раннего возраста и творческих способностей детей дошкольного возраста, развитие творческих способностей детей, воображения, мышления, используя нетрадиционных техник рисования благосклонно влияет на ребенка.Формирует эстетическое отношение к окружающей действительности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №14 «Дружба»

                                           

 

Рабочая программа кружка

«Мои пальчики рисуют»

Возраст детей: 3 - 4 лет

2017-2018  учебный год.

Воспитатель:

Касенкина Н.В.

                                     

                                                                                                 Ярцево, 2017

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно  в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к  нему со стороны взрослых. Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.  Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности.

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорное развитие, координация движений - ключевые понятия для периода раннего возраста.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая  деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Истоки» «Развитие» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми,  далекими от реальности.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям. Использование нетрадиционных техник рисования способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности  в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:

Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

 Цель  программы:

 Создание условий для развития мелкой моторики у детей раннего возраста и творческих способностей детей дошкольного возраста, развитие творческих способностей детей, воображения, мышления, используя нетрадиционных техник  рисования.
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

Основные задачи:

  1. Развить и укрепить мелкую  моторику рук.
  2. Расширить представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
  3. Обучить некоторым приёмам нетрадиционных техник рисования.
  4. Создать развивающую среду  для самовыражения детей в творческой деятельности.

Принципы программы

1. Систематичность занятий.

2. Наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении).

3. Доступности (познание происходит от легкого к трудному, от  известного к неизвестному, от простого к сложному).

4. Личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей).

5. Творчества и самостоятельности (не делать за них то, что они могут сделать  самостоятельно, не сдерживать инициативы детей).

В работе используются следующие методы обучения:

1. Наглядный (показ образцов, схем, демонстрация наглядного пособия).

2. Словесный (беседы, рассказ, объяснение).

3. Практические упражнения.

4. Стимулирующий метод (похвала, одобрение, благодарность, поощрение).

Программа реализуется через организацию изобразительной деятельности с подгруппами детей в режимных моментах в течение дня.

Сроки реализации Программы:  1 год.

Основные методики нетрадиционных техник рисования:

  • Рисование отпечатками (штампики из пластилина, штампики из ниток, картинки-отпечатки, отпечатки «листики», отпечатки картошкой, морковкой, яблоком)
  • Рисование руками (рисуем ладошками, рисуем пальчиками)
  • Рисование солью
  • Рисование мятой бумагой
  • Монотипия (техника монотипия от греч. «моно» - один и «typos» - отпечаток, оттиск, касание, образ)
  • Кляксография
  • Ниткография
  • Рисование ватными палочками
  • Граттаж «Цап-царап»

Предполагаемые результаты освоения программы:

-динамика в развитии тонкомоторных навыков;

-знакомство с нетрадиционными техниками рисования;

-получение практических навыков и умения рисовать пальчиками, губкой, используя штампы, ватные палочки и другие подручные материалы для изодеятельности;

-появление устойчивого интереса к разнообразным видам и способам рисования;

-обогащение словарного запаса детей.

Календарно – тематическое планирование  на 2017 – 2018 учебный год

Месяц

Тема

Задачи

Нетрадиционная техника

сентябрь

«Золотая осень»

1

Диагностика

Мои ладошки.

Выявление уровня художественного развития детей на начало года.

Учить обмакивать ладошку в краску или наносить пальчиком правой руки краску на левую ладошку и делать отпечаток в «окошке» слева: пальчиком левой руки наносить краску на ладошку правой руки и делать отпечаток справа.

Рисование ладошкой

Ягодки на тарелочке

2

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность тарелочки. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Рисование пальчиками.

октябрь

«Осенний лес»

3

На пеньке опять выросло 5 опят.

 Соединение в одном рисунке рисование ладошкой и пальчиками. Отпечаток ладошке делаем в центре альбомного листа. Дальше смело включаем фантазию и дорисовываем картину: шляпки гриба, пенёк, травку.

Рисование ладошкой

4

«Осенние листики»

 Познакомить детей с нетрадиционной техникой оттиском и печатью.

 Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный). Развивать чувство цвета и композиции.

Оттиск лисьями

.

ноябрь

«Наша осень»

5

«Красные и желтые яблоки»

Продолжить знакомство с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, ластиком (тыльной стороной карандаша), показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки

 

Печатание матрицей из яблок.

6

 «Дары осени»

Учить рисовать овощи

(огурец, кабачок, морковь, свёкла, лук) с помощью поролонового

тампона, гуаши и кисти.

Развивать речь, аккуратность в работе, образное мышление,  умение подбирать необходимую краску к овощу.

Рисование с помощью трафаретов и поролонового тампона.

ДЕКАБРЬ

«Скоро Новый год»

7

«Мои рукавички»

 Формировать умение детей украшать форму узорами. Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.

Оттиск печатками из картофеля, пробкой, рисование пальчиками

8

«Наша елочка- красавица»

Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками.

Тычки жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками

ЯНВАРЬ

«Как красиво зимой»

9

«Зимние узоры на черном»

Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. Продолжить знакомство детей с рисованием с помощью клея, манки и соли.

Клееграфия (с использованием соли, манки)

10

«Снеговички»

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.).

Развивать чувство композиции.

Сочетание разных техник (комкание бумаги, скатывание)

ФЕВРАЛЬ

«Зимушка»

11

«Метелица»

Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить активно использовать в работе обе руки. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

Рисование ниточкой

12

«Кораблик в море» открытка для пап.

Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление. Учить дополнять изображение деталями.  Приучать к аккуратности в работе.

Симметричная монотипия.

МАРТ

«Все для любимых мам»

13

«Чашечка для мамы»

 Знакомить детей с понятием симметрия.

Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию.

.

Симметричная монотипия.

14

«Наряды для наших мам»

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ватными палочками. Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление. Вызвать у детей желание нарисовать красивые платья для мам.

Рисование ватными палочками

.

АПРЕЛЬ

«Цветочная мозаика»

15

«Чудо -цветочки»

Уточнять представления об окружающем мире. Знакомить со средствами художественной выразительности и развивать элементарные умения анализировать их. Закреплять умение рисовать ладошкой .

Рисование ладошкой

16

«Носит одуванчик  желтый  сарафанчик»

Продолжать знакомить детей с техникой тычкования жёсткой, полусухой кистью. Учить использовать создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

Тычок жёсткой полусухой кистью

МАЙ

«Мир красок»

17

«Салют»

Познакомить детей с техникой  тычкования жесткой, полусухой кистью. Учить равномерно наносить  тычки  по всей поверхности листа.

Метод тычка (рисование щетинной кистью).

18

«Коровки на лужайке»

Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

Рисование пальчиками

Диагностика

Выявление уровня художественного развития детей на конец года.

Список используемой литературы

1.И.А. Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития

2.Аксенова А.А. Развивающие занятия по изобразительной деятельности. М.: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2011.

3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

4. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.

5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

6. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты.

7.К. К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.

8.Р.Г. Казакова « Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.

                                                                    Литература для детей и родителей

1. Цветные ладошки, И.А.Лыкова, «Карапуз-Дидактика» 2006г.

2. Дошкольникам о живописи. Р. М. Чумичева, М., 1992 г.

3. Семицветик. Игры на восприятие цвета. В.П. Матвеев, 1999

4. Энциклопедия рисования , В. Запаренко, , 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Художественное творчество» «Семицветик» ( вторая младшая группа)

Занятия по изобразительному искусству, аппликации, лепки предоставляют неиссекаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста....

Рабочая программа кружка"Волшебные ладошки"для второй младшей группы

Рабочая программа кружка"Волшебные ладошки"для второй младшей группы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности вторая младшая группа

Для младших дошкольников характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Именно через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых....

Рабочая программа кружка по дизайну во второй младшей группе

Практические занятия по программе связаны с использованием различного природного, бросового и нестандартного материалов.Программа ориентирована на применение широкого комплекса пальчиковых и речевых и...

Рабочая программа кружка «Маленькие пешеходы» во второй младшей группе

Умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения необходимо воспитывать с раннего детства. Детей с раннего детства привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по н...

Рабочая программа кружка "Весёлые пальчики" для детей младшей группы (от 3 до 4 лет)

Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей....