Рабочая программа кружка "Весёлые пальчики" для детей младшей группы (от 3 до 4 лет)
рабочая программа (младшая группа)

Анисимова Светлана Олеговна

Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka._vtoraya_mladshaya_gruppa.docx302.53 КБ

Предварительный просмотр:

I:\ДОКУМЕНТЫ АНИСИМОВА С.О\ТИТУЛ КРУЖКАанисимова с.О\волш.пальчики 001.jpg

Пояснительная записка

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Так учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так же установлено, что уже к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Из этого следует, что начинать работу в данном направлении необходимо с двух лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована.

Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребенка.

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребенка. Работа кружка  направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет.

При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 3-4 лет.

Цель: укреплять и развивать руку, координацию, ритмику, общую и артикуляционную моторику.

Задачи: прививать детям любовь к художественному слову; познакомить детей с пальчиковыми играми и пальчиковым театром; развивать фантазию и творческое воображение; развивать коммуникативные навыки; развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно – двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве; способствовать объединению детей в группы по интересам, их умению сотрудничать: взаимодействовать между собой и педагогом; обогащать детей новыми знаниями, умениями, навыками и закреплять их; развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке; развивать умение подражать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.

Методы обучения:

Словесный метод. Словесные обращения воспитателя к детям объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод обучения. Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, действуют с ними.

Практический метод.  Применение полученных знаний  в практической деятельности.

Игровой метод.

-  игровые упражнения; обыгрывание различных ситуации;

- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

- решение проблемных ситуаций, возникающих у игрушек, сказочных героев

Планируемые результаты:

К концу года дети должны знать:

  • приемы самомассажа рук
  • названия 5-6 предметов из изучаемых обобщающих групп

Уметь:

  • соизмерять, подчинять движения контролю взора;
  • владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.)
  • выполнять различные движения кистями и пальцами рук
  • работать с трафаретами
  • застегивать, расстегивать      пуговицы, кнопки, крючки
  • завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки
  • пользоваться ножницами, врезать простейшие детали по контуру
  • выполнять шнуровку
  • применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, сплющивание

Программа рассчитана на 1 год обучения детей 3-4 лет и предполагает проведение 4 занятий в месяц во вторую половину дня. Диагностика проводится 1 раз в год в мае. Занятия кружка проводятся с октября по май по средам с 15 ч. 30 мин. до 15 ч. 45 мин.

Возрастная группа: вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

Периодичность проведения занятий: 1 раз в неделю до 15 минут

Количество занимающихся: 12 детей

Расписание занятий на 2021-2022 учебный год: Среда, 15.30

Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук у детей второй младшей группы (от 3 до 4 лет)

№ занятия

Содержание

Примечания

ОКТЯБРЬ

1

  1. Массаж пальчиков массажным мячиком .

  1. Пальчиковая гимнастика   под муз.    

Е. Железновой – «мошка», «дятел», «дождик»

  1. С предметами: шнуровка, коробочка с крупой

Катаем мяч в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу.

Учимся засовывать шнурок в отверстие, делать крестик. Перебираем фасоль, горох и семечки

2

  1. Массаж пальчиков еловыми шишками.

2) Пальчиковая гимнастика под муз.    

Е. Железновой – «ква-ква», «гуси-гуси», «автобус»

   

 3)   С предметами: бельевые прищепки, знакомство с     блоками Дьенеша: все формы, цвета, толстый, тонкий

Катаем шишку в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу

Учимся правильно держать прищепки, открывать и нанизывать их на  форму

3

  1. Пальчиковая гимнастика   под муз.    

Е. Железновой – «мошка», «дятел», «гуси-гуси»

  1. Самомассаж под муз.    

Е. Железновой

  1. Шнуровка

Поглаживание пальчиков в разных направлениях.

Делаем крестик, учимся делать узор «дождик»

4

  1. Массаж пальчиков массажным мячиком

  1. Пальчиковая гимнастика под муз.    

Е. Железновой – «щенок», «жираф», «зайка»

  1. С предметами: бельевые прищепки, раскраска «Груша»

Катаем мяч в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу.

Учимся правильно держать прищепки, нанизывать их на форму; учимся не выходить за контур

НОЯБРЬ

1

  1. Массаж пальчиков грецким орехом.

  1. Пальчиковая гимнастика под муз.    

Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил»

  1. С предметами: пуговицы, пирамида

Катаем орех в ладошках, обкатываем по столу.

Делаем бусы разные по размеру и цвету. Собираем маленькую пирамидку

2

  1. Массаж пальчиков массажным мячиком.

  1. Пальчиковая гимнастика под муз.    

Е. Железновой – «едем-едем», «ручки», «массаж»

  1. С предметами: бельевые прищепки, блоки Дьенеша

Катаем мяч в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу.

Учимся правильно держать прищепки, нанизывать их на форму

Альбом «Маленькие логики» 2,3 стр.

3

  1. Массаж пальчиков карандашами.
  2. Пальчиковая гимнастика под муз.    

Е. Железновой – «ква-ква», «гуси-гуси», «автобус»

  1. С предметами: канцелярские скрепки

Учимся правильно держать нанизывать на форму, делаем лучики у солнца

4

  1. Массаж пальчиков «Сухой бассейн»

2) Пальчиковая гимнастика под муз.    

Е. Железновой – «ква-ква», «гуси-гуси», «автобус»

3) С предметами: шнуровка, коробочка с крупой

Делаем дорожку. Перебираем фасоль, горох и семечки

ДЕКАБРЬ

1

  1. Массаж пальчиков карандашами.

2) Пальчиковая гимнастика под муз.    

Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил»

        3) С предметами: пуговицы

Выкладываем на форме колеса машины и фары

2

  1. Массаж пальчиков грецким орехом.
  2. Пальчиковая гимнастика под муз.    

Е. Железновой – «щенок», «жираф», «зайка»

  1. С предметами: бельевые прищепки, раскраска «Самолет»

Делаем «сороконожку», учимся не выходить за контур рисунка, правильно нажимать на карандаш

3

  1. Массаж пальчиков еловыми шишками

2) Пальчиковая гимнастика под муз.    

Е. Железновой – «мошка», «дом», «ослик»

3) Шнуровка, счетные палочки

                             

Шнуруем «ботинок», из цветных счетных палочек выкладываем заборчик, дом

4

  1. Массаж пальчиков грецким орехом.

2) Пальчиковая гимнастика под муз.    

Е. Железновой – «автобус», «гуси», «пальчики»

3) С предметами: пуговицы

Делаем части лица на картоне

ЯНВАРЬ

1

  1. Массаж пальчиков еловыми шишками.

2) Пальчиковая гимнастка под муз.    

Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил»

3) С предметами: пуговицы, кубики Никитина

Делаем чешую рыбе, из кубиков выкладываем только красный цвет

2

  1. Массаж пальчиков массажным мячом  .

2)  Пальчиковая гимнастика под муз.    

Е. Железновой – «ква-ква», «гуси-гуси», «автобус»

     3) Канцелярские скрепки

Делаем цепочку

3

  1. Массаж пальчиков массажным мячиком

2) Пальчиковая гимнастика под муз.    

Е. Железновой – «машина», «ручки», «массаж»

3) С предметами: бельевые прищепки, соленое тесто

Делаем длинную цепочку, лепим из соленого теста тарелочку с зернышками

4

  1. Массаж пальчиков

2) Пальчиковая гимнастика под муз.    

Е. Железновой – «ослик», «мошка», «дом»

3) С предметами: счетные цветные палочки, раскраска «Яблоко»

Выкладываем лучики солнца, пальчиками закрашиваем яблоко

ФЕВРАЛЬ

1

     1) Массаж пальчиков грецким орехом.

2) Пальчиковая гимнастика под муз.    

Е. Железновой – «гуси-гуси», «мошка», «дятел», «автобус»

     3) С предметами: шнуровка

Повторяем «крестик», «дождик»

2

  1. Массаж пальчиков карандашами.

2)  Пальчиковая гимнастика под муз.    

Е. Железновой – «щенок», «жираф», «зайка»

      3) С предметами: бельевые прищепки,         кубики Никитина

Выкладываем по образцу дом из кубиков, используя красный и белый цвет

3

  1. Массаж пальчиков

2) Пальчиковая гимнастка под муз.    

Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил»

        3)   С предметами: пуговицы

Отделяем большие от маленьких

4

  1. Массаж пальчиков  массажным мячиком

2)  Пальчиковая гимнастка под муз.    

Е. Железновой – «игрушки-зверюшки», «две чашки», «массаж»

3) С предметами: лепка из теста «Улитка»

МАРТ

1

  1. Массаж пальчиков еловыми шишками

2)  Пальчиковая гимнастка под муз.    

Е. Железновой – «ква-ква», «дождик», «автобус»

3) С предметами:  мозаика мелкая

Выкладываем цветок

  1. Массаж пальчиков «Сухой бассейн».

2) Пальчиковая гимнастика под муз.    

Е. Железновой – «ручки», «краб», «зайка»

     3) Шнуровка

  1. Коробочка с крупой

Делаем дорожку

Перебираем фасоль, семечки

3

  1. Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики».

2) Пальчиковая гимнастика под муз.    

     Е. Железновой – «зверята», «крокодил»,     «автобус»

3) С предметами: пуговицы, кубики Никитина

Отделяем черные и белые пуговицы

Выладываем узор по образцу

4

  1. Массаж пальчиков еловыми шишками

2) Пальчиковая гимнастика под муз.    

     Е. Железновой – «ослик», «мошка»,     «дом»

3) С предметами: счетные палочки

Рисование пальчиками

Выкладываем зиг – заг

Рисуем пальчиками гусеничку.

АПРЕЛЬ

1

  1. Массаж пальчиков – сжимание и разжимание кулачков.

2) Пальчиковая гимнастика под муз.    

     Е. Железновой – «мошка», «гуси-гуси»,     «автобус», «дятел»

      3) Шнуровка

Повторяем узоры: «крестик», «дождик», учимся привязывать предмет

2

  1. Массаж пальчиков карандашами.

2) Пальчиковая гимнастика  под муз.    

     Е. Железновой – «щенок», «жираф»,     «зайка»

3) С предметами: бельевые прищепки,

     кубики Никитина

Делаем осьминога,

Выкладываем узор по образцу

3

  1. Массаж пальчиков мячиком – ёжиком.

2)  Пальчиковая гимнастика под муз.    

     Е. Железновой – «зверята», «крокодил»,     «автобус»

3)  С предметами: пуговицы, пирамида

Отделяем большие пуговицы от маленьких

Собираем пирамиду

4

  1. Массаж пальчиков надевание и снимание колечка.

2) Пальчиковая гимнастка под муз.    

Е. Железновой – «ква-ква», «дождик», «автобус»

3) С  предметами:  мелкая мозаика

Выкладываем грибы в корзинке

МАЙ

1

  1. Массаж пальчиков грецким орехом.
  2. Пальчиковая гимнастика под муз.           Е. Железновой «мошка», «гуси-гуси»,     «автобус», «дятел»
  3. С предметами: коробочка с крупой

Перебираем фасоль, горох, семечки

2

  1. Массаж пальчиков карандашами.

2) Пальчиковая гимнастика под муз.    

     Е. Железновой – «зверята», «крокодил»,     «автобус»

3) С предметами: пуговицы, кубики Никитина

Отделяем черные и белые пуговицы

Выкладываем узор по образцу

3

  1. Массаж пальчиков еловыми шишками

2) Пальчиковая гимнастика под муз.    

Е. Железновой – «ослик», «мошка», «дом»

3)  С предметами: счетные палочки

Выкладываем параллельные дорожки

4

  1. Массаж пальчиков грецким орехом
  2. Пальчиковая гимнастика под муз.           Е. Железновой «мошка», «гуси-гуси»,     «автобус», «дятел»
  3. С предметами: пуговицы, кубики Никитина

Делаем браслет, строим самую высокую башню

Список использованой литературы.

  1. Бодраченко И.В. Озорные пальчики / И.В. Бодраченко // Музыкальный руководитель. – 2007. – №8.
  2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
  3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
  4. Дмитриева В.Г Альбом по развитию мелкой моторики. Умные пальчики. – М.: АСТ, 2014. – 80 с.
  5. Пальчиковые игры для малышей / Д.А Костраба // Музыкальный руководитель. – 2008. – №5.
  6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 176 с.
  7. Мёдов В.М. Упражнения для развития мелкой моторики рук. Пуговки и пальчики. Рабочая тетрадь для детей от 3 лет. ФГОС. – М.: Вако, 2016. – 32 с.
  8. Речь и развитие психических процессов у ребенка: Эксперим. Исследование Лурия А.Р., Юдович Ф.А. ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дефектологии. – Москва: Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1956. – 94 с.
  9. Трушина Л.П.  Игры на развитие мелкой моторики рук. Набор  развивающих карточек. – М.: Речь, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Презентация рабочей программы по развитию детей младшей группы МБДОУ д/с №18 "Аленка"

Уважаемые родители! Здесь вы можете познакомиться с рабочей программой развития ваших детей....

Рабочая программа по развитию детей младшей группы

Рабочая  программа по развитию детей  младшей группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой детского сада «От рождения до шк...

Рабочая программа воспитателя для детей второй группы младшей группы(3-4 года)

Рабочая программа разработана на основе примерной оббразовательной программы "От рождения до школы"...

Рабочая программа по развитию детей младшей группы

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характе...