Рабочая программа кружка "Весёлые пальчики" для детей младшей группы (от 3 до 4 лет)
рабочая программа (младшая группа)
Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka._vtoraya_mladshaya_gruppa.docx | 302.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Так учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так же установлено, что уже к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Из этого следует, что начинать работу в данном направлении необходимо с двух лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована.
Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребенка.
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребенка. Работа кружка направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет.
При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 3-4 лет.
Цель: укреплять и развивать руку, координацию, ритмику, общую и артикуляционную моторику.
Задачи: прививать детям любовь к художественному слову; познакомить детей с пальчиковыми играми и пальчиковым театром; развивать фантазию и творческое воображение; развивать коммуникативные навыки; развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно – двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве; способствовать объединению детей в группы по интересам, их умению сотрудничать: взаимодействовать между собой и педагогом; обогащать детей новыми знаниями, умениями, навыками и закреплять их; развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке; развивать умение подражать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.
Методы обучения:
Словесный метод. Словесные обращения воспитателя к детям объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
Наглядно-действенный метод обучения. Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, действуют с ними.
Практический метод. Применение полученных знаний в практической деятельности.
Игровой метод.
- игровые упражнения; обыгрывание различных ситуации;
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
- решение проблемных ситуаций, возникающих у игрушек, сказочных героев
Планируемые результаты:
К концу года дети должны знать:
- приемы самомассажа рук
- названия 5-6 предметов из изучаемых обобщающих групп
Уметь:
- соизмерять, подчинять движения контролю взора;
- владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.)
- выполнять различные движения кистями и пальцами рук
- работать с трафаретами
- застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки
- завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки
- пользоваться ножницами, врезать простейшие детали по контуру
- выполнять шнуровку
- применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, сплющивание
Программа рассчитана на 1 год обучения детей 3-4 лет и предполагает проведение 4 занятий в месяц во вторую половину дня. Диагностика проводится 1 раз в год в мае. Занятия кружка проводятся с октября по май по средам с 15 ч. 30 мин. до 15 ч. 45 мин.
Возрастная группа: вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
Периодичность проведения занятий: 1 раз в неделю до 15 минут
Количество занимающихся: 12 детей
Расписание занятий на 2021-2022 учебный год: Среда, 15.30
Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук у детей второй младшей группы (от 3 до 4 лет)
№ занятия | Содержание | Примечания |
ОКТЯБРЬ | ||
1 |
Е. Железновой – «мошка», «дятел», «дождик»
| Катаем мяч в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу. Учимся засовывать шнурок в отверстие, делать крестик. Перебираем фасоль, горох и семечки |
2 |
2) Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ква-ква», «гуси-гуси», «автобус»
3) С предметами: бельевые прищепки, знакомство с блоками Дьенеша: все формы, цвета, толстый, тонкий | Катаем шишку в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу Учимся правильно держать прищепки, открывать и нанизывать их на форму |
3 |
Е. Железновой – «мошка», «дятел», «гуси-гуси»
Е. Железновой
| Поглаживание пальчиков в разных направлениях. Делаем крестик, учимся делать узор «дождик» |
4 |
Е. Железновой – «щенок», «жираф», «зайка»
| Катаем мяч в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу. Учимся правильно держать прищепки, нанизывать их на форму; учимся не выходить за контур |
НОЯБРЬ | ||
1 |
Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил»
| Катаем орех в ладошках, обкатываем по столу. Делаем бусы разные по размеру и цвету. Собираем маленькую пирамидку |
2 |
Е. Железновой – «едем-едем», «ручки», «массаж»
| Катаем мяч в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу. Учимся правильно держать прищепки, нанизывать их на форму Альбом «Маленькие логики» 2,3 стр. |
3 |
Е. Железновой – «ква-ква», «гуси-гуси», «автобус»
| Учимся правильно держать нанизывать на форму, делаем лучики у солнца |
4 |
2) Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ква-ква», «гуси-гуси», «автобус» 3) С предметами: шнуровка, коробочка с крупой | Делаем дорожку. Перебираем фасоль, горох и семечки |
ДЕКАБРЬ | ||
1 |
2) Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил» 3) С предметами: пуговицы | Выкладываем на форме колеса машины и фары |
2 |
Е. Железновой – «щенок», «жираф», «зайка»
| Делаем «сороконожку», учимся не выходить за контур рисунка, правильно нажимать на карандаш |
3 |
2) Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «дом», «ослик» 3) Шнуровка, счетные палочки
| Шнуруем «ботинок», из цветных счетных палочек выкладываем заборчик, дом |
4 |
2) Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «гуси», «пальчики» 3) С предметами: пуговицы | Делаем части лица на картоне |
ЯНВАРЬ | ||
1 |
2) Пальчиковая гимнастка под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил» 3) С предметами: пуговицы, кубики Никитина | Делаем чешую рыбе, из кубиков выкладываем только красный цвет |
2 |
2) Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ква-ква», «гуси-гуси», «автобус» 3) Канцелярские скрепки | Делаем цепочку |
3 |
2) Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «машина», «ручки», «массаж» 3) С предметами: бельевые прищепки, соленое тесто | Делаем длинную цепочку, лепим из соленого теста тарелочку с зернышками |
4 |
2) Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ослик», «мошка», «дом» 3) С предметами: счетные цветные палочки, раскраска «Яблоко» | Выкладываем лучики солнца, пальчиками закрашиваем яблоко |
ФЕВРАЛЬ | ||
1 | 1) Массаж пальчиков грецким орехом. 2) Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «гуси-гуси», «мошка», «дятел», «автобус» 3) С предметами: шнуровка | Повторяем «крестик», «дождик» |
2 |
2) Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «щенок», «жираф», «зайка» 3) С предметами: бельевые прищепки, кубики Никитина | Выкладываем по образцу дом из кубиков, используя красный и белый цвет |
3 |
2) Пальчиковая гимнастка под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил» 3) С предметами: пуговицы | Отделяем большие от маленьких |
4 |
2) Пальчиковая гимнастка под муз. Е. Железновой – «игрушки-зверюшки», «две чашки», «массаж» 3) С предметами: лепка из теста «Улитка» | |
МАРТ | ||
1 |
2) Пальчиковая гимнастка под муз. Е. Железновой – «ква-ква», «дождик», «автобус» 3) С предметами: мозаика мелкая | Выкладываем цветок |
2) Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ручки», «краб», «зайка» 3) Шнуровка
| Делаем дорожку Перебираем фасоль, семечки | |
3 |
2) Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «зверята», «крокодил», «автобус» 3) С предметами: пуговицы, кубики Никитина | Отделяем черные и белые пуговицы Выладываем узор по образцу |
4 |
2) Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ослик», «мошка», «дом» 3) С предметами: счетные палочки Рисование пальчиками | Выкладываем зиг – заг Рисуем пальчиками гусеничку. |
АПРЕЛЬ | ||
1 |
2) Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «гуси-гуси», «автобус», «дятел» 3) Шнуровка | Повторяем узоры: «крестик», «дождик», учимся привязывать предмет |
2 |
2) Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «щенок», «жираф», «зайка» 3) С предметами: бельевые прищепки, кубики Никитина | Делаем осьминога, Выкладываем узор по образцу |
3 |
2) Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «зверята», «крокодил», «автобус» 3) С предметами: пуговицы, пирамида | Отделяем большие пуговицы от маленьких Собираем пирамиду |
4 |
2) Пальчиковая гимнастка под муз. Е. Железновой – «ква-ква», «дождик», «автобус» 3) С предметами: мелкая мозаика | Выкладываем грибы в корзинке |
МАЙ | ||
1 |
| Перебираем фасоль, горох, семечки |
2 |
2) Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «зверята», «крокодил», «автобус» 3) С предметами: пуговицы, кубики Никитина | Отделяем черные и белые пуговицы Выкладываем узор по образцу |
3 |
2) Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ослик», «мошка», «дом» 3) С предметами: счетные палочки | Выкладываем параллельные дорожки |
4 |
| Делаем браслет, строим самую высокую башню |
Список использованой литературы.
- Бодраченко И.В. Озорные пальчики / И.В. Бодраченко // Музыкальный руководитель. – 2007. – №8.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
- Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
- Дмитриева В.Г Альбом по развитию мелкой моторики. Умные пальчики. – М.: АСТ, 2014. – 80 с.
- Пальчиковые игры для малышей / Д.А Костраба // Музыкальный руководитель. – 2008. – №5.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 176 с.
- Мёдов В.М. Упражнения для развития мелкой моторики рук. Пуговки и пальчики. Рабочая тетрадь для детей от 3 лет. ФГОС. – М.: Вако, 2016. – 32 с.
- Речь и развитие психических процессов у ребенка: Эксперим. Исследование Лурия А.Р., Юдович Ф.А. ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дефектологии. – Москва: Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1956. – 94 с.
- Трушина Л.П. Игры на развитие мелкой моторики рук. Набор развивающих карточек. – М.: Речь, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Презентация рабочей программы по развитию детей младшей группы МБДОУ д/с №18 "Аленка"
Уважаемые родители! Здесь вы можете познакомиться с рабочей программой развития ваших детей....
Рабочая программа по развитию детей младшей группы
Рабочая программа по развитию детей младшей группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой детского сада «От рождения до шк...
Рабочая программа воспитателя для детей второй группы младшей группы(3-4 года)
Рабочая программа разработана на основе примерной оббразовательной программы "От рождения до школы"...
• Рабочая программа воспитателя ДОУ второй младшей группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От
Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...