Рабочая программа кружка "Весёлые пальчики" для детей младшей группы (от 3 до 4 лет)
рабочая программа (младшая группа)
Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 302.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Так учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так же установлено, что уже к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Из этого следует, что начинать работу в данном направлении необходимо с двух лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована.
Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребенка.
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребенка. Работа кружка направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет.
При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 3-4 лет.
Цель: укреплять и развивать руку, координацию, ритмику, общую и артикуляционную моторику.
Задачи: прививать детям любовь к художественному слову; познакомить детей с пальчиковыми играми и пальчиковым театром; развивать фантазию и творческое воображение; развивать коммуникативные навыки; развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно – двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве; способствовать объединению детей в группы по интересам, их умению сотрудничать: взаимодействовать между собой и педагогом; обогащать детей новыми знаниями, умениями, навыками и закреплять их; развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке; развивать умение подражать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.
Методы обучения:
Словесный метод. Словесные обращения воспитателя к детям объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
Наглядно-действенный метод обучения. Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, действуют с ними.
Практический метод. Применение полученных знаний в практической деятельности.
Игровой метод.
- игровые упражнения; обыгрывание различных ситуации;
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
- решение проблемных ситуаций, возникающих у игрушек, сказочных героев
Планируемые результаты:
К концу года дети должны знать:
- приемы самомассажа рук
- названия 5-6 предметов из изучаемых обобщающих групп
Уметь:
- соизмерять, подчинять движения контролю взора;
- владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.)
- выполнять различные движения кистями и пальцами рук
- работать с трафаретами
- застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки
- завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки
- пользоваться ножницами, врезать простейшие детали по контуру
- выполнять шнуровку
- применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, сплющивание
Программа рассчитана на 1 год обучения детей 3-4 лет и предполагает проведение 4 занятий в месяц во вторую половину дня. Диагностика проводится 1 раз в год в мае. Занятия кружка проводятся с октября по май по средам с 15 ч. 30 мин. до 15 ч. 45 мин.
Возрастная группа: вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
Периодичность проведения занятий: 1 раз в неделю до 15 минут
Количество занимающихся: 12 детей
Расписание занятий на 2021-2022 учебный год: Среда, 15.30
Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук у детей второй младшей группы (от 3 до 4 лет)
№ занятия | Содержание | Примечания |
ОКТЯБРЬ | ||
1 |
Е. Железновой – «мошка», «дятел», «дождик»
| Катаем мяч в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу. Учимся засовывать шнурок в отверстие, делать крестик. Перебираем фасоль, горох и семечки |
2 |
2) Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ква-ква», «гуси-гуси», «автобус»
3) С предметами: бельевые прищепки, знакомство с блоками Дьенеша: все формы, цвета, толстый, тонкий | Катаем шишку в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу Учимся правильно держать прищепки, открывать и нанизывать их на форму |
3 |
Е. Железновой – «мошка», «дятел», «гуси-гуси»
Е. Железновой
| Поглаживание пальчиков в разных направлениях. Делаем крестик, учимся делать узор «дождик» |
4 |
Е. Железновой – «щенок», «жираф», «зайка»
| Катаем мяч в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу. Учимся правильно держать прищепки, нанизывать их на форму; учимся не выходить за контур |
НОЯБРЬ | ||
1 |
Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил»
| Катаем орех в ладошках, обкатываем по столу. Делаем бусы разные по размеру и цвету. Собираем маленькую пирамидку |
2 |
Е. Железновой – «едем-едем», «ручки», «массаж»
| Катаем мяч в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу. Учимся правильно держать прищепки, нанизывать их на форму Альбом «Маленькие логики» 2,3 стр. |
3 |
Е. Железновой – «ква-ква», «гуси-гуси», «автобус»
| Учимся правильно держать нанизывать на форму, делаем лучики у солнца |
4 |
2) Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ква-ква», «гуси-гуси», «автобус» 3) С предметами: шнуровка, коробочка с крупой | Делаем дорожку. Перебираем фасоль, горох и семечки |
ДЕКАБРЬ | ||
1 |
2) Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил» 3) С предметами: пуговицы | Выкладываем на форме колеса машины и фары |
2 |
Е. Железновой – «щенок», «жираф», «зайка»
| Делаем «сороконожку», учимся не выходить за контур рисунка, правильно нажимать на карандаш |
3 |
2) Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «дом», «ослик» 3) Шнуровка, счетные палочки
| Шнуруем «ботинок», из цветных счетных палочек выкладываем заборчик, дом |
4 |
2) Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «гуси», «пальчики» 3) С предметами: пуговицы | Делаем части лица на картоне |
ЯНВАРЬ | ||
1 |
2) Пальчиковая гимнастка под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил» 3) С предметами: пуговицы, кубики Никитина | Делаем чешую рыбе, из кубиков выкладываем только красный цвет |
2 |
2) Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ква-ква», «гуси-гуси», «автобус» 3) Канцелярские скрепки | Делаем цепочку |
3 |
2) Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «машина», «ручки», «массаж» 3) С предметами: бельевые прищепки, соленое тесто | Делаем длинную цепочку, лепим из соленого теста тарелочку с зернышками |
4 |
2) Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ослик», «мошка», «дом» 3) С предметами: счетные цветные палочки, раскраска «Яблоко» | Выкладываем лучики солнца, пальчиками закрашиваем яблоко |
ФЕВРАЛЬ | ||
1 | 1) Массаж пальчиков грецким орехом. 2) Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «гуси-гуси», «мошка», «дятел», «автобус» 3) С предметами: шнуровка | Повторяем «крестик», «дождик» |
2 |
2) Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «щенок», «жираф», «зайка» 3) С предметами: бельевые прищепки, кубики Никитина | Выкладываем по образцу дом из кубиков, используя красный и белый цвет |
3 |
2) Пальчиковая гимнастка под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил» 3) С предметами: пуговицы | Отделяем большие от маленьких |
4 |
2) Пальчиковая гимнастка под муз. Е. Железновой – «игрушки-зверюшки», «две чашки», «массаж» 3) С предметами: лепка из теста «Улитка» | |
МАРТ | ||
1 |
2) Пальчиковая гимнастка под муз. Е. Железновой – «ква-ква», «дождик», «автобус» 3) С предметами: мозаика мелкая | Выкладываем цветок |
2) Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ручки», «краб», «зайка» 3) Шнуровка
| Делаем дорожку Перебираем фасоль, семечки | |
3 |
2) Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «зверята», «крокодил», «автобус» 3) С предметами: пуговицы, кубики Никитина | Отделяем черные и белые пуговицы Выладываем узор по образцу |
4 |
2) Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ослик», «мошка», «дом» 3) С предметами: счетные палочки Рисование пальчиками | Выкладываем зиг – заг Рисуем пальчиками гусеничку. |
АПРЕЛЬ | ||
1 |
2) Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «гуси-гуси», «автобус», «дятел» 3) Шнуровка | Повторяем узоры: «крестик», «дождик», учимся привязывать предмет |
2 |
2) Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «щенок», «жираф», «зайка» 3) С предметами: бельевые прищепки, кубики Никитина | Делаем осьминога, Выкладываем узор по образцу |
3 |
2) Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «зверята», «крокодил», «автобус» 3) С предметами: пуговицы, пирамида | Отделяем большие пуговицы от маленьких Собираем пирамиду |
4 |
2) Пальчиковая гимнастка под муз. Е. Железновой – «ква-ква», «дождик», «автобус» 3) С предметами: мелкая мозаика | Выкладываем грибы в корзинке |
МАЙ | ||
1 |
| Перебираем фасоль, горох, семечки |
2 |
2) Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «зверята», «крокодил», «автобус» 3) С предметами: пуговицы, кубики Никитина | Отделяем черные и белые пуговицы Выкладываем узор по образцу |
3 |
2) Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ослик», «мошка», «дом» 3) С предметами: счетные палочки | Выкладываем параллельные дорожки |
4 |
| Делаем браслет, строим самую высокую башню |
Список использованой литературы.
- Бодраченко И.В. Озорные пальчики / И.В. Бодраченко // Музыкальный руководитель. – 2007. – №8.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
- Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
- Дмитриева В.Г Альбом по развитию мелкой моторики. Умные пальчики. – М.: АСТ, 2014. – 80 с.
- Пальчиковые игры для малышей / Д.А Костраба // Музыкальный руководитель. – 2008. – №5.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 176 с.
- Мёдов В.М. Упражнения для развития мелкой моторики рук. Пуговки и пальчики. Рабочая тетрадь для детей от 3 лет. ФГОС. – М.: Вако, 2016. – 32 с.
- Речь и развитие психических процессов у ребенка: Эксперим. Исследование Лурия А.Р., Юдович Ф.А. ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дефектологии. – Москва: Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1956. – 94 с.
- Трушина Л.П. Игры на развитие мелкой моторики рук. Набор развивающих карточек. – М.: Речь, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Презентация рабочей программы по развитию детей младшей группы МБДОУ д/с №18 "Аленка"
Уважаемые родители! Здесь вы можете познакомиться с рабочей программой развития ваших детей....

Рабочая программа по развитию детей младшей группы
Рабочая программа по развитию детей младшей группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой детского сада «От рождения до шк...

Рабочая программа воспитателя для детей второй группы младшей группы(3-4 года)
Рабочая программа разработана на основе примерной оббразовательной программы "От рождения до школы"...

Рабочая программа по развитию детей младшей группы
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характе...