Программа дополнительного образования. Художественно-эстетическое и творческое развитие для дошкольников 3-4-х лет.
рабочая программа по рисованию (младшая, средняя группа)
Программа дополнительного образования. Художественно-эстетическое и творческое развитие для дошкольников 3-4-х лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselaya_kistochka_3-4.docx | 48.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1213».
Дошкольное отделение
Программа дополнительного образования.
Художественно-эстетическое и творческое развитие.
Веселая кисточка
для дошкольников 3-4-х лет.
ПДО по изобразительной деятельности Тананыкина О.С.
Предисловие
Развитие творческих способностей детей воспитывает активную творческую личность. Способность творить - одно из фундаментальных свойств человеческой личности. Идея творчества - самая влекущая и загадочная в сфере вопросов о природе человека, его самобытности и предназначении.
«Творчество необходимо сегодня более чем когда-либо, и оно должно быть переориентировано на цели сохранения человечества и всего живого на нашей планете» - утверждала академик Н.П.Бехтерева .
Н. Рерих говорил, что творчество - это выражение законов.
Эффективным средством формирования творческой личности являются занятия изобразительным искусством с раннего детства. Наиболее благоприятным периодом для развития творческих способностей считается дошкольный от 2 до 7 лет.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики в современном мире. Эффективное ее развитие начинается с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Существует утверждение - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, живопись, коллаж, объемно-пространственные композиции). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) доступными ему изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. Художественный образ, лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетического воспитания.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Пояснительная записка
Важнейшим фактором обучения детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Нужно окружить ребенка такой средой и такой системой обучения, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.
Важно заметить творческие проявления ребенка, помочь их реализовать, открыть новые горизонты возможностей, заинтересовать, вдохновить. Н. К. Рерих писал: «Откройте в школах пути к творчеству, к великому искусству. Замените пошлость и уныние радостью и прозрением. Развивайте инстинкт творчества с самых малых лет ребенка, уберегите его от гримасы жизни. И дайте ему счастливую смелую жизнь, полную деятельности и светлых достижений».
Дляразвитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительному искусству:
необходимо использование творческих заданий, специальной системы упражнений на развитие воображения, фантазии, творческого мышления, интеграции различных видов искусства, работа с различными художественными материалами, например, создаем пятно или линию, придумываем на что, это похоже, и из этого пятна, или линии изображаем какой-то предмет или сюжет, отображаем различные эмоциональные состояния предметов, также использование различных художественных материалов расширяет воображение ребенка;
формировать умений и навыков, необходимых для выполнения заданий, должно сочетаться с использованием визуальных ассоциаций - наглядных пособий, изучением и творческим освоением на занятиях лучших традиций мировой изобразительной культуры, дети хорошо воспринимают творческое наследие, открывают для себя много нового;
стимулировать самостоятельную работу творческого, исследовательского характера, базирующейся на раскрытии индивидуальных качеств каждого ребенка, для каждого ребенка необходим индивидуальный подход, если одним детям необходимы только наглядные пособия, и они начинают творчески мыслить, то других детей необходимо подтолкнуть и направить на развитие фантазии;
также неплохое влияние оказывает взаимодействие педагога с родителями (лекции, беседы, проведение совместных занятий детей с родителями).
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник.
Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений.
Программа предполагает освоение детьми художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Возрастные особенности психического развития детей 4-5 лет
В этом возрасте значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Появляется конструирование по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку - величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до семи-восьми названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения длярешения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается речь, она становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится вне ситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Ведущим становится познавательный мотив. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другими. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя сдругим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой детельности: появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательсти со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
Цель программы:
- Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности.
Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы изобразительной деятельности.
Задачи:
– Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
– Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
- Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста трудолюбие вызывать желание доводить начатое дело до конца, развивать произвольную регуляцию деятельности.
- Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость.
- Развивать творческие возможности дошкольников.
- Развивать умение анализировать, планировать создавать работу по образцу, заданным условиям.
- Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в деятельности изостудии.
- Закреплять навыки и умения, полученные на занятиях рисованием в группе.
- Развивать конструктивные и творческие способности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
- Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
- Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
- Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.
- Обогащение индивидуального художественно-эстетического опыта «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание-художественно-эстетических объектов с помощью воображения и образа (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.
- Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
- Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
- Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
- Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я - концепции-творца».
Принципы организации деятельности дошкольников
● Принцип психологической комфортности, предполагающий психологическую безопасность, защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для активности, самореализации дошкольника.
● Принцип активности, инициативности и субъективности в развитии ребёнка.
● Принцип выбора.
● Принцип доверия и поддержки.
Методы взаимодействия детей и педагога на занятиях
-► информативно - рецептивный;
- ►словесный;
- ►репродуктивный;
- ►исследовательский;
- ►эвристический;
В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:
- ►зрительный ряд;
- ►наблюдение;
- ►образ, созданныйпедагогом;
- ►показ приемов изображения.
Словесный метод включает в себя:
- ►беседу;
- ►рассказ, искусствоведческий рассказ;
- ►художественное слово.
Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:
- прием повтора;
- работа с экизами;
- выполнение формообразующих движений рукой.
Эвристический метод направлен на проявлении самостоятельности в каком- либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает ребенку самостоятельно выполнить всю работу, а не какую-то часть.
Основные методы обучения:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Актуальность.В группах воспитатели проводят большую работу по изобразительной деятельности. Но, в связи с тем, что в группах много детей, у воспитателя нет реальной возможности раскрыть творческий потенциал каждого ребенка.
Работа в изостудии ведется небольшими группами и художником-педагогом, что позволяет закрепить умения и навыки, полученные на занятиях.
Занятия в изостудии позволяют закрепить полученные на занятиях в группе знания, умения и навыки, развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в творческом процессе, учат работать в коллективе, создавая общие коллективные работы, уверенность в себе при подготовке конкурсных работ.
Педагогическая целесообразность. На занятиях в изостудии детям представлены более широкие возможности в выборе тем работ, использовании разнообразного материала, использовании нетрадиционных методик изобразительной деятельности. Широко используются коллективные работы, длительное выполнение работы. Это оказывает комплексное воздействие на развитие ребенка:
- координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;
- разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса);
- возможность создания объемных поделок;
- умение планировать работу и доводить ее до конца;
- богатое воображение;
- формирует умение планировать работу по организации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
А так же способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно эстетического вкуса. Вот почему работа изостудии является необходимой составной частью воспитательно – образовательного процесса.
Современные исследования и передовой опыт в области развития изобразительной деятельности свидетельствует, что процесс обучения не только должен иметь целью развитие творчества детей, но и сам носить творческий характер. Это положение стало для нас ведущим в разработке программы.
Отличительные особенности программы:
Особенностью данной программы является сочетание разнообразных изобразительных техник. В процессе посещения изостудии дети получают разнообразные умения одновременно и в работе с пластичным материалом, и бумагой, тканью, картоном, и др., у детей развивается фантазия, формируется эстетическое восприятие, развивается точность и тонкие движения мелкой моторики руки. Создание макетов, коллективных работ позволяет развить у ребенка пространственное и логическое мышление. В итоге развитие ребенка идет разносторонне, расширяется кругозор и творческое самовыражение. Следовательно, все это будет способствовать более успешному обучению в школе.
Посещение изостудии положительно сказывается на взаимоотношениях между детьми –они помогают друг другу, дарят подарки, сделанные своими руками, растут отзывчивыми, добрыми и творческими личностями.
Форма организации процесса обучения:
Непосредственно образовательная деятельность организуются в групповом помещении и изостудии, с учетом возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений воспитанников, три раза в неделю во вторую половину дня, продолжительностью 30 минут.
Программа рассчитана на 108 занятий.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по образовательным областям и разделам:
- «Речевое развитие». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом рисования обсуждают свою работу. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
- «Социально-коммуникативное развитие». Для занятий по изобразительное деятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы , о жизни людей, о жизни животных.
- «Познавательное развитие». Знакомство видами и жанрами изобразительного искусства. Знакомство с художниками, лучшими произведениями изобразительного искусства.
Занятия по изобразительной деятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, о свойствах используемых материалов.
- «Физическое развитие» Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки
- «Музыкальное воспитание». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
Содержание образовательного процесса
Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры, развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).
Продолжать учить детей сюжетному рисованию, размещая изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего, ближе к нижнему краю листа или дальше от него); передавать соотношение изображений по величине (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т.п.). Формировать композиционные умения, умение передавать движения людей, животных.
Качество рисунков, их выразительность зависят от овладения техникой изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Расширять материалы, которые дети могут использовать в рисовании (краски гуашь, акварель, пастель - сухая и жирная, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и др.), учить соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа, учить новым способам работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою). Учить детей разным способам создания фона для изображаемой картины: акварелью и гуашью -до создания картины; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как в начале, так и по завершении основного изображения.
Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, учить плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, при рисовании завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами - при рисовании форм небольшого размера и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др.
Учить видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; учить чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш.
Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты, обучать созданию цветов и оттенков.
Постепенно подводить детей к обозначению цветов, например включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т.п.). Обращать внимание на изменчивость цвета предметов (например, при созревании помидоры зеленые, а созревшие - красные) ) Учить замечать изменениецвета в природе в связи с погодой, освещением.
Закреплять навыки изображения предметов декоративно – прикладного искусства.
Закреплять навыки лепки и аппликации, полученные детьми в группе.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 1год.
Материальное обеспечение для реализации программы:
-краски, гуашь, цветные карандаши;
- восковые мелки и акварель;
- свеча и акварель;
-баночки для воды, простые карандаши, кисточки, ластики.
-альбомы для рисования, палитра.
-репродукции картин известных художников,
-компьютер для просмотра презентаций.
Нетрадиционные техники:
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошек;
- волшебные веревочки;
- кляксография;
- тычок жесткой кистью;
- монотопия;
Конечным результатом обучения считается умение:
В ходе прохождения курса обучения рисования дети должны освоить начальные навыки изобразительной деятельности и дизайнерского искусства, воплощать свои идеи, свободно ориентироваться в получении новых цветов и оттенков, выбирать средства выразительности для выражения задуманного образа, получать удовлетворение от занятий.
Последовательно рисовать отдельные предметы, предметы природы;
Составлять композицию из предметов;
Последовательно работать над живописным изображением рисунка;
Применять разные техники изображения.
Оценка результативности программы (сформированности уровня художественно – эстетического развития детей) проводится один раз в год (май).
Используемая программа:
Н.А.Горяева. Маленький художник,2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, Наука через искусство, Фиона Уотт. Я умею рисовать, Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники.
Литература:
1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.
4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
7. ФионаУотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
12. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
13. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
14. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
17. Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М.: ACADEMIA, - 1999. – 96с.
18. Материалы интернет сайтов социальной сети работников образования.
Календарно – тематический план занятий.
Веселая кисточка
для дошкольников 3-4лет.
Месяц | Тема занятия | Программное содержание | Материалы | Кол-во занятий |
Октябрь | ||||
Дары природы. | Изучать фрукты, овощи, грибы. Развивать восприятие окружающей природы, наблюдательность. | Бумага, акварель, гуашь. | 1 | |
Осенний лист. | Продолжаем знакомство с цветом. | Картон, восковые мелки. | 1 | |
Ежик. | Создаем образ, работа с пятном. | Бумага, гуашь, салфетки. | 1 | |
Осеннее дерево. | Пластилиновая аппликация. Продолжать знакомить детей с понятием пейзажа, работать над теплыми оттенками цвета. | Картон, пластилин. | 1 | |
Ноябрь | ||||
Пушистая кошка, пушистый цыпленок. | Учить детей создавать предмет от целого к деталям, развивать фантазию в создании образа. | Бумага, гуашь, фломастеры. | 1 | |
Моя мама. | Знакомить с портретным жанром, пропорциями. | Бумага, восковые мелки. | 1 | |
Варежка. | Создавать различные орнаменты при помощи штампов, оттисков и линий. | Бумага, гуашь, поролон, заготовки. | 1 | |
Домики. | Коллаж. Создавать образы домов, деревьев, окружающей среды в определенное время года. | Бумага, цветная бумага, фломастеры, гуашь. | 1 | |
Декабрь | ||||
Еловые ветки. | Познакомить детей с различными фактурами. | Бумага, восковые мелки. | 1 | |
Снеговики. | Учить лепить форму, доделывать детали. | Бумага, гуашь. | 1 | |
Пингвины. | Учимся создавать объемный объект. | Рулончики, цветная бумага. | 1 | |
К нам приходит Дед Мороз. | Создать портрет, выразить настроение. | Бумага, гуашь. | 1 | |
Январь | ||||
Елочки. | Коллаж. Создать форму и образ. | Цветная бумага, картон. | 1 | |
Любимые сказки. | Учить создавать литературные образы. | Бумага, мелки, карандаши, фломастеры. | 1 | |
Белый медведь. | Коллаж. Создать форму и образ. | Бумага, цветная бумага, фломастеры. | 1 | |
Февраль | ||||
Подарок для папы. | Придумать, что можно подарить. | Бумага, восковые мелки. | 1 | |
Портрет папы, дедушки, брата. | Знакомить с портретным жанром, пропорциями. | Бумага, восковые мелки. | 1 | |
Птицы и звери зимой. | Учить детей рисовать птиц и зверей,,воспитывать любовь и заботу. | Бумага, цветные карандаши. | 1 | |
Зимний пейзаж. | Продолжать знакомить детей с понятием пейзажа. | Бумага, кисти, гуашь. | 1 | |
Март | ||||
Букет для мамы. | Графика, коллаж. Учить детей передавать характерные особенности натуры, веток, листьев, цветов. | Бумага, акварель, клей, восковые мелки, крепированная бумага. | 1 | |
Гнездышко. | Коллаж. Учить совмещать плоскостные и объемные изображения. | Бумага, газета, цветная бумага. | 1 | |
Матрешка. | Создавать различные орнаменты при помощи штампов, оттисков и линий. | Бумага, гуашь, поролон, заготовки. | 1 | |
Домашние животные. Кто получился из комочка. | Учить детей рисовать животных. | Бумага, сухая пастель. | 1 | |
Весенний день. | Создать образ весны через яркие и теплые оттенки цвета. | Бумага, гуашь, акварель, мелки. | 1 | |
Апрель | ||||
Бабочки. | Учить детей рисовать симметричные объекты, изучать природу. | Бумага, акварель, гуашь. | 1 | |
В космосе. | Коллаж. Знакомить с историей космонавтики. | Бумага, цветная бумага, клей. | 1 | |
В морской глубине. | Расширять представление детей о море и его обитателях. | Бумага, гуашь. | 1 | |
День Победы. | Воспитывать патриотизм, знакомить с историей нашей Родины. Смешанные техники. | Бумага, цветная бумага, крепированная бумага, клей. | 1 | |
Май | ||||
Сказочные птицы. | Коллаж. Создавать образ сказочной птицы. | Картон, блестки, пайетки, цветная бумага. | 1 | |
По реке плывет кораблик. | Учить создавать объемно-пространственные композиции. | Природные и бросовые материалы. | 1 | |
Читаем и рисуем. | Учить создавать литературные образы. | Бумага, карандаши, мелки, фломастеры. | 1 | |
Цветущая клумба. | Тычкование. Закреплять знания о строении цветка, развивать восприятие окружающей природы, наблюдательность. | Бумага, цветная бумага, крепированная бумага, клей. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная программа дополнительного образования художественно-эстетического развития «Фабрика детского сада» для детей 5-6 лет.
Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчест...
Программа дополнительного образования художественно – эстетического развития «Журавлик».
Кружок «Журавлик» разработан для того, чтобы через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, через применение разных способов и приемов работы с ней, учить детей эстетически осмыслив...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год
Программа «Умелые мастера» разработана на основании программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия "Умелые ручки" .Возраст детей 5-6лет.Срок реализации программы : 1 год.
Программа относится к художественно- эстетической и социально –педагогической направленностям...
Программа дополнительного образования. Художественно-эстетическое и творческое развитие и компьютерные технологии. Графический дизайн для дошкольников 6-7 лет.
Программа дополнительного образования. Художественно-эстетическое и творческое развитие и компьютерные технологии. Графический дизайн для дошкольников 6-7 лет....
Организованная деятельность по программе дополнительного образования художественно-эстетического развития для детей старшей группы «Волшебная проволока» «Восемь рук, а может ног, моет утром осьминог…»
Конспект занятия по программе дополнительного образования "Волшебная проволока". Итоговое занятие для закрепления приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности при изгот...
Парциальная программа дополнительного образования художественно-эстетического развития по тестопластике "Колобок"
Программа разработана для проведения кружковой работы с детьми от 3-6 лет. Направлена на выявление и развитие творческих способностей детей и развитие мелкой моторики рук....