Программа дополнительного образования художественно – эстетического развития «Журавлик».
методическая разработка (старшая группа) по теме
Кружок «Журавлик» разработан для того, чтобы через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, через применение разных способов и приемов работы с ней, учить детей эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_zhuravlik.docx | 25.51 КБ |
perspektivnyy_plan_kruzhka.docx | 12.96 КБ |
retsenziya_kruzhok.docx | 12.91 КБ |
diagnosticheskaya_karta_urovnya_razvitiya_detey.docx | 11.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание программы
Внимание одно из главных явлений у ребёнка, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребёнка. У дошкольников преобладает непроизвольное внимание.
Ребёнок не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних проявлений. Это проявляется в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чём-то одном, в частой смене деятельности.
Если ребёнку оказать помощь, то произвольное внимание начинает развиваться довольно интенсивно, по мере развития таких свойств, как объём, концентрация, устойчивость внимания. Все свойства внимания значительно развиваются в результате целенаправленного систематического обучения.
В результате специально организованных занятий с детьми, интенсивно формируется мышление, в частности, словесно-логическое, которое с использованием и преобразованием понятий.
Это позволит ребёнку - дошкольнику, опираясь на словесные рассуждения, схематические изображения, понимать главную мысль текста.
Одним из важнейших условий обучения, приобретением знаний является способность к получению, хранению и воспроизведению информации, памяти.
Важно научить ребёнка ориентироваться в большей степени на смысловую память и обучить приёмам, помогающим лучше запоминать.
Для познавания и освоения ребёнком художественно – эстетического развития, к концу дошкольного возраста должно быть в достаточной степени развито творческое воображение, сформирован рациональный подход к действительности.
Ребёнка нужно научить представлять ситуации, с которыми он некогда не сталкивался, создавать образы, не имеющие конкретного аналога.
Пояснительная записка
Ребёнок - дошкольник обладает огромными возможностями к познанию.
Интеллектуальная готовность ребёнка к обучению предполагает форсированность различных мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения, последовательность, аналогии
Дети, готовые к дальнейшему обучению успешно овладевают художественно – эстетическими знаниями, умениями и навыками, а так же умеют поддерживать оптимальный темп интеллектуальной деятельности, чтобы ребёнок успевал работать вместе со сверстниками.
Для предупреждения нагрузок и переутомлений, риска неуспеваемости, многие дети требуют особого внимания ещё до начала обучения.
Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
Обучающие :
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
· Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
· Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
·Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
· Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
· Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
· Воспитывать интерес к искусству оригами.
· Расширять коммуникативные способностей детей.
· Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
· Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
· Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Занятие в группе развивающего обучения позволяет ребёнку развить и реализовать свои возможности.
В основе занятий в группе развивающего обучения лежат принципы, позволяющие подводить занятия более эффективно, а именно:
- Не допускайте, чтобы ребёнок скучал во время занятий. Если ребёнку интересно заниматься, а интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и даёт им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
- Не проявляйте излишней тревоги по поводу не достаточных успехов и малого продвижения вперёд.
- Будьте терпеливы, не спишите, не давайте ребёнку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
- В занятиях с ребёнком нужна мера. Предоставьте ребёнку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравиться.
- Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому лучше выбирать игровую форму занятий.
- Развивайте в ребёнке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, научите его дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи – всё это ему пригодиться в социально сложной атмосфере.
- Избегайте не одобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребёнка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчёркивайте его слабость в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
Кружок «Журавлик» могут посещать дети старшего дошкольного возраста от 5-7 лет, два раза в месяц, 20-25 минут с динамичными паузами.
Отличительные особенности программы.
-Присутствует показ изображения предметов и образец, созданный взрослым;
- активно используются модели, конструкции, схемы для естественного освоения художественно – эстетического развития.
- занятия по оригами проводятся только в сочетании творческого подъёма и желания творить.
На занятиях используются разнообразные наглядные пособия (иллюстрации, беседа, рассказ, показ образца последовательного выполнения работы).
Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Срок реализации 2 года.
Программа реализуется в форме игры с подгруппами 1 раз в две недели (2 и 4 недели месяца).
Четверг 15.30-15.55
В результате реализации данной программы даже неуверенные в себе дети обретают уверенность в своих силах, проявление скрытой возможности.
Способ проверки достигнутого результата - диагностика, по средствам диагностических карт.
Форма подведения итогов - проведение для родителей занятия и просмотр игр – занятий, по достигнутым результатам.
Особенности процесса восприятия
и практической деятельности детей.
Особенности организации процесса восприятия:
Воспитатель знакомит детей с особенностями художественно - эстетической деятельности, использует моменты на развитие внимания, памяти и мышления.
Например: « Кто больше увидит и запомнит», « Правильно услышим и покажем».
В дошкольном возрасте внимание ребёнка неустойчиво, он не может длительное время наблюдать за объектами. Если процесс созерцания не доставляет ему удовольствия, то и сам предмет, попавший в поле его внимания, перестаёт быть для него интересен.
Удивление, возникающее у ребёнка, в процессе рассматривания знакомых ему вещей, стимулирует активность восприятия.
Педагог, используя метод сравнения и сопоставлений реального объекта с нереальным (сказочным) или необычным, определяет значимость вещи, её эстетическую ценность.
Так, постепенно в сознании ребёнка формируются представления о многообразии форм и способов выражения.
Восприятие будет более глубоким, если органично сольётся с игровыми действиями.
К каждому занятию, педагог готовит соответствующий его целям сценарий, обдумывает ход занятия, подбирает материал и оборудование, которое способствует к формированию в детях установки отношений к творческому миру.
Особенности организации практической деятельности детей.
В практике часто воспитатели не удовлетворены детскими ответами, из добрых побуждений, пытаясь помочь ребёнку, исправляют их неправильные результаты в ходе конкретных работ.
Если ребёнок сопротивляется вмешательства помощи взрослого, то со временем привыкает к тому, что взрослый ему пытается помочь.
Любое занятие должно проходить в виде игры, с целью заинтересовать ребёнка и привлекать развивать далее.
Особой заботой для воспитателя, являются дети малоактивные – не принимающие нигде участия.
Когда ребёнок испытывает затруднения, нерешителен, робок, подсказка со стороны взрослого бывает просто необходима.
Следует учитывать, что рассеянное внимание в 5-7 лет, способствует устойчивости замысла.
Ребёнок – активный и неуёмный «почемучка», ему всё хочется знать, всё потрогать, педагог должен дать ему в руки ту вещь (предмет), которая его заинтересовала.
Формировать заинтересованность и чувство ответственности к результатам практической деятельности помогают коллективные виды работ, с поощрением.
Программные задачи:
- Развитие психических процессов (внимания, мышления, восприятия, памяти, воображения, речи).
- Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
- Воспитывать интерес к искусству оригами.
- Продолжать развивать умение играть и заниматься со сверстниками рядом, научить играть и заниматься вместе.
- Продолжать эстетическое воспитание, развивать художественное восприятие.
№ П/П | Дата занятия | Тема | Цель | Используемая литература |
Список детей, занимающихся по программе
Художественно – эстетического развития «Журавлик»
На 20.. – 20.. уч.г.
№ п/п | Фамилия имя ребёнка | Год рождения | Начало посещения | группа | ||
Методы:
- Использование в работе наглядных материалов, карточек с изображением предметов по данной теме, игрушки.
- Использование музыкальных инструментов и записей дисков.
- Использование предметов для развития моторики рук.
- Используется в работе метод приёма в виде «образца работы
воспитателя» по данной теме изучения.
- Используется метод помощи детям при затруднении выполнении работ в поставленных задачах.
Перечень литературных источников:
- Развивающие игры от 4 до 5 лет .С.Кантер 2008г.
- Из чего сделаны предметы (сценарий игр занятий для дошкольников)
О.В. Дыбина 2005г.
3. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко 1989г.
4. Дидактические игры в детском саду А.К. Бондаренко 1991г.
Предварительный просмотр:
Перспективный план кружка «Журавлик».
Сентябрь
Тема №1 Знакомство с оригами
Цель: дать детям представление об искусстве оригами. Познакомить с правилами оригами.
Дать новое для детей понятие «базовая форма». Научить делать квадрат из прямоугольника.
Тема №2 «Стаканчик» (базовая форма «треугольник»).
Цель: Продолжать знакомить детей с оригами. Развивать интерес к складыванию из бумаги различных фигурок и форм. Учить самостоятельно, складывать простейшее изделие «стаканчик». Воспитывать выдержку, аккуратность.
Октябрь
Тема №3 «Лисёнок».
Цель: Продолжать учить детей складывать простейшие формы из квадратного листа бумаги, на основе базовой формы «треугольник». Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Тема №4 «Скворец».
Цель: Продолжать учить детей складывать простейшие формы из квадратного листа бумаги, на основе базовой формы «треугольник». Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Ноябрь
Тема №5 «Котик».
Цель: Закрепить умение складывать аккуратно базовую форму «треугольник» и выполнять различные фигурки из этой формы. Воспитывать устойчивый интерес.
Тема №6 «Лебедь» (базовая форма «воздушный змей»).
Цель: Познакомить детей с базовой формой «воздушный змей» и складыванию фигурки «лебедь» из этой формы.
Декабрь
Тема №7 «Звезда».
Цель: Продолжать учить детей складывать фигурки на основе базовой формы «воздушный змей». Составлять звезду из нескольких одинаковых деталей. Закреплять умение работать с бумагой аккуратно.
Тема №8 «Звезда».
Цель: Продолжать учить детей складывать фигурки на основе базовой формы «воздушный змей». Составлять звезду из нескольких одинаковых деталей. Закреплять умение работать с бумагой аккуратно.
Январь
Тема №9 «Ёлочка».
Цель: Продолжать развивать умение работать с бумагой, аккуратно складывать лист бумаги в разных направлениях. Воспитывать эстетические чувства, интерес к оригами.
Февраль
Тема №10 «Самолёт - 1».
Цель: Учить детей делать поделку из прямоугольного листа бумаги. Развивать глазомер. Воспитывать любовь и уважение к отцу, деду, желание сделать подарок к празднику своими руками.
Тема №11 «Самолёт – 2».
Цель: Продолжать учить детей работать с прямоугольным листом бумаги, усложняя форму знакомой поделки. Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Март
Тема №12 «Цветок»
Цель: Закрепить умение складывать из квадратного листа бумаги базовую форму «воздушный змей». Учить на основе базовой формы «воздушный змей» складывать лепестки цветка. Воспитывать любовь к матери, бабушке, уважение к женщине, желание сделать подарок своими руками.
Тема №13 «Цветок» (продолжение).
Цель: Учить детей на основе базовой формы «воздушный змей» складывать стебель для цветка. Из двух составляющих «венчик» и «стебель» собирать целостное объёмное изображение цветка. Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Апрель
Тема №14 Базовая форма «Блинчик».
Цель: Познакомить детей с новой базовой формой «блинчик». Закреплять умение работать очень аккуратно, складывать квадрат по диагонали, чётко совмещая стороны и углы, проглаживать пальцем линии сгиба.
Тема №15 «Двухтрубный корабль».
Цель: Закрепить умение складывать базовую форму «блинчик» и на основе её складывать игрушку для игр с водой. Воспитывать аккуратность.
Май
Тема №16. Базовая форма «Водная бомбочка».
Цель: Познакомить детей с новой, более сложной базовой формой. Учить детей складывать квадрат по диагоналям и по средним линиям.
Тема №17 «Кубик» («Водяная бомбочка» - классическая модель).
Цель: Закреплять навыки детей работы с бумагой. Развивать желание заниматься оригами, создавать известные и новые конструкции. Воспитывать усидчивость, аккуратность. Развивать творчество, логическое мышление.
Предварительный просмотр:
Рецензия.
В основе кружка «Журавлик» лежит художественно - эстетическое развитие ребёнка с обучением детей технологии оригами, созданной на основе методических пособий Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. «Уроки оригами в школе и дома», Т. Сержантова «365 моделей оригами», З. А. Богатеева «Чудесные поделки из бумаги».
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задания, построенные на игровых ситуациях в этом кружке, позволяют воспринимать материал целостно, образно; играя, дети становятся участниками созданных ситуаций.
Программа рассчитана для детей 5-7 лет.
В художественно – эстетическом кружке «Журавлик» занятия проводятся последовательно от менее простого к более сложному, что позволяет углубить и систематизировать опыт ребёнка в работе с бумагой.
Срок реализации программы «Журавлик» - 2 года, в форме игровых моментов (занятий).
Кружок проводится 1 раз в две недели – четверг, во второй половине дня.
В результате реализации программы в кружке раскрывается творческий потенциал ребёнка.
Развивается наблюдательность, логика, формирование пространственного воображения, способность видеть красивое в своей работе.
Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребёнку, совершенствование у детей мелкой моторики рук, точных движений пальцев, развитие глазомера.
Способ проверки достигнутого результата – проведение диагностики.
Предварительный просмотр:
Диагностическая карта уровня развития детей, результаты работы
кружка оригами «Журавлик».
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить | Умение изготовить несложную поделку, следя за показом педагога и слушая устные пояснения | Умение украсить свою поделку, добавляя недостающие детали (нос, глаза, усы и т.д.) | Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. | Умение самостоятельно изготовить поделку от начала до конца по образцу | Точность и аккуратность в выполнении работы | Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы | Общее количество баллов | Процент усвоения программы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная программа дополнительного образования художественно-эстетического развития «Фабрика детского сада» для детей 5-6 лет.
Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчест...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год
Программа «Умелые мастера» разработана на основании программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия "Умелые ручки" .Возраст детей 5-6лет.Срок реализации программы : 1 год.
Программа относится к художественно- эстетической и социально –педагогической направленностям...
Программа дополнительного образования. Художественно-эстетическое и творческое развитие для дошкольников 3-4-х лет.
Программа дополнительного образования. Художественно-эстетическое и творческое развитие для дошкольников 3-4-х лет....
Организованная деятельность по программе дополнительного образования художественно-эстетического развития для детей старшей группы «Волшебная проволока» «Восемь рук, а может ног, моет утром осьминог…»
Конспект занятия по программе дополнительного образования "Волшебная проволока". Итоговое занятие для закрепления приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности при изгот...
Парциальная программа дополнительного образования художественно-эстетического развития по тестопластике "Колобок"
Программа разработана для проведения кружковой работы с детьми от 3-6 лет. Направлена на выявление и развитие творческих способностей детей и развитие мелкой моторики рук....
Программа дополнительного образования художественно-эстетического развития детей 4-7 лет "Фантазия".
Программа направлена: научить приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, губка, нитки); научить ...
- Мне нравится (1)