Программа дополнительного образования. Художественно-эстетическое и творческое развитие и компьютерные технологии. Графический дизайн для дошкольников 6-7 лет.
рабочая программа по информатике (подготовительная группа)
Программа дополнительного образования. Художественно-эстетическое и творческое развитие и компьютерные технологии. Графический дизайн для дошкольников 6-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1graficheskiy_dizayn_6-7.docx | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1213».
Дошкольное отделение
Программа
Графический дизайн.
Изостудия «Веселая кисточка»
для дошкольников 6-7 лет.
ПДО по изобразительной деятельности Тананыкина О.С.
Предисловие
Творчество подразумевает свободу , оно провоцирует рождение новых идей. Развитие творческих способностей детей воспитывает активную творческую личность. Способность творить - одно из фундаментальных свойств человеческой личности. Идея творчества - самая влекущая и загадочная в сфере вопросов о природе человека, его самобытности и предназначении.
«Всегда и везде заменяйте слово линией» - утверждает Серафима Каган.
Н. Рерих говорил, что творчество - это выражение законов.
Эффективным средством формирования творческой личности являются занятия изобразительным искусством с раннего детства. Наиболее благоприятным периодом для развития творческих способностей считается дошкольный от 2 до 7 лет.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики в современном мире. Эффективное ее развитие начинается с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Существует утверждение - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы. Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) доступными ему изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. Художественный образ, лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетического воспитания.
Творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Пояснительная записка
Важнейшим фактором обучения детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Нужно окружить ребенка такой средой и такой системой обучения, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.
Важно заметить творческие проявления ребенка, помочь их реализовать, открыть новые горизонты возможностей, заинтересовать, вдохновить. Н. К. Рерих писал: «Откройте в школах пути к творчеству, к великому искусству. Замените пошлость и уныние радостью и прозрением. Развивайте инстинкт творчества с самых малых лет ребенка, уберегите его от гримасы жизни. И дайте ему счастливую смелую жизнь, полную деятельности и светлых достижений».
Графический дизайн – направлен на развитие творческих способностей каждого ребенка, способствует развитию эстетического вкуса и погружения в многогранный мир искусства.
Графический дизайн – разновидность изобразительного искусства, в котором используется технологии, соответствующие времени.
Для развитие творческих способностей детей:
необходимо использование творческих заданий, специальной системы упражнений на развитие воображения, фантазии, творческого мышления, интеграции различных видов искусства, работа с различными художественными материалами, например, создаем пятно или линию, придумываем на что, это похоже, и из этого пятна, или линии изображаем какой-то предмет или сюжет, отображаем различные эмоциональные состояния предметов, также использование различных художественных приемов расширяет воображение ребенка;
формирование умений и навыков, необходимых для выполнения заданий, должно сочетаться с использованием визуальных ассоциаций - наглядных пособий, изучением и творческим освоением на занятиях лучших традиций мировой изобразительной культуры, дети хорошо воспринимают творческое наследие, открывают для себя много нового;
стимулировать самостоятельную работу творческого, исследовательского характера, базирующейся на раскрытии индивидуальных качеств каждого ребенка, для каждого ребенка необходим индивидуальный подход, если одним детям необходимы только наглядные пособия, и они начинают творчески мыслить, то других детей необходимо подтолкнуть и направить на развитие фантазии;
также неплохое влияние оказывает взаимодействие педагога с родителями (лекции, беседы, проведение совместных занятий детей с родителями).
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник.
Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений.
Программа предполагает освоение детьми художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Графический дизайн - художественно-проектная деятельность, направленная на создание визуальной графической программы. Графический дизайн поддерживает развитие социально-экономической и культурной сфер жизни, способствуя формированию значимого визуального ландшафта. Работа над графическим дизайном представляет собой стилизацию нужного объекта, текста или изображения. Элементы дизайна могут быть выполнены как в традиционной форме, так и в цифровой графики, так же для дизайна используют макеты. Графические дизайнеры применяют цифровые инструменты, интерактивный дизайн, мультимедиа. Графический дизайн требует осмысленности и креативности. Графический дизайн как дисциплину можно отнести к числу художественных и профессиональных дисциплин, фокусирующихся на визуальной коммуникации и представлении. Для создания и комбинирования символов, изображений или слов используются разнообразные методики с целью сформировать визуальный образ идей и посланий. Графический дизайнер может пользоваться типографским оформлением, изобразительными искусствами и техниками вёрстки страниц для производства конечного результата. Графический дизайн как термин часто применяют при обозначении самого процесса дизайна, с помощью которого создаётся коммуникация, так и при обозначении продукции (результатов), которая была получена по окончании работы.
Наступление эпохи книгопечатания
Самой первой из известных нам напечатанных книг является буддийская священная книга. Книга напечатана на ткани с помощью распиленных деревянных блоков в 868 году во времена правления китайской династии Тан (618—906). В начале XI века с помощью печатающих устройств создавались длинные свитки и книги, что делало их широко доступными во время династии Сун (960—1279). Но подлинное начало эры книгопечатания связано с изобретением печатного станка в середине 1440-х годов Иоганном Гутенбергом.
Мировые школы графического дизайна
Русский конструктивизм (1920-е годы), американская рекламная графика (1930—1950-е годы), швейцарская школа графики (1950—1970-е годы), польская школа плаката (1950—1970-е годы), кубинская школа плаката (1960—1980-е годы), японская школа плаката (1960—1980-е годы). К ведущим национальным школам графического дизайна относятся также английская, голландская, французская, немецкая, финская.
Всемирная организация по графическому дизайну — ICOGRADA, Международный совет ассоциаций по графическому дизайну. Россия представлена в ICOGRADA Академией графического дизайна, Британской высшей школой дизайна, МГХПА (Московская государственная художественно-промышленная академия) им. С. Г. Строганова и ВАШГД (Высшая академическая школа графического дизайна).
Графический дизайн можно классифицировать по категориям решаемых задач:
- Типографика, каллиграфия, шрифты, книжное оформление.
- Фирменный стиль (корпоративный стиль), в том числе фирменные знаки, логотипы.
- Визуальные коммуникации, в том числе системы ориентации (навигационные и иные пиктограммы).
- Плакатная продукция, в том числе рекламные плакаты.
- Визуальные решения для упаковок продукции, в том числе кондитерской и пищевой.
- Визуальный стиль телевизионных передач и других продуктов СМИ.
Графический дизайн становится всё более интегрирующей профессией, объединяющей в работе со сложным, многоуровневым предметом визуальной реальности принципы и методы различных профессиональных дисциплин. Кроме визуального образа, текста, пространства, графический дизайн осваивает такие реальности, как движение, время, интерактивность и оперирует все более разнообразными средствами экономических, маркетинговых и культурных коммуникаций.
Профессиональное компьютерное программное обеспечение:
- Для офсетной полиграфии: Adobe Photoshop, Gimp (работа с растровыми изображениями), Adobe Illustrator, Inkscape (работа с векторными изображениями), Adobe InDesign и QuarkXPress (вёрстка страниц).
- Для наружной рекламы и трафаретной печати: Corel Draw.
Для работы с детьми 6-7 лет используются программы Paint.net и Перволого.
Paint.NET —растровый графический редактор для Windows NT. Приложение начато как проект, разработанный группой студентов Университета штата Вашингтон для Microsoft Windows под руководством Microsoft. Этот графический редактор позволяет работать и с растровыми и с векторными изображениями. Упрощенный интерфейс программы хорошо подходит для детей, с 6-7 лет дети могут освоить эту программу.
ПервоЛого – это интегрированная творческая среда на базе языка Лого для начального школьного и внешкольного образования. Версия ПервоЛого для настольных компьютеров получила широкое распространение и используется в образовательном процессе российских школ.
Основные продукты графического дизайна
Общепринятое использование графического дизайна включает в себя книги, журналы, реклама, упаковка и веб-дизайн. Например, упаковка товара может включать в себя логотип или другое изображение, организованный текст и чистые элементы дизайна, такие как формы и цвет, способствующие единому восприятию картинки. Композиция — одно из важнейших свойств графического дизайна, в особенности при использовании предварительных материалов или иных элементов.
- книжные макеты и иллюстрации
- рекламные и информационные плакаты
- графическое решение открыток и почтовых марок
- оформление грампластинок и DVD дисков
- корпоративный стиль компании и его основной элемент — логотип
- буклеты, брошюры, календари и другая рекламная полиграфическая продукция
- упаковки, этикетки, обложки
- сувенирная продукция
- интернет-сайты
Графический дизайн — обширная сфера деятельности и неотъемлемая часть современного мира, создание визуального языка. Графический дизайн может использовать разные средства, быть цифровым или печатным.
Может включать фотографии, иллюстрации или другие виды графики.
Для успешной работы в сфере графического дизайна важны профессиональные умения и навыки, а также особенности личного развития. Необходимо не только мыслить креативно, но уметь работать с большим массивом информации, организовывать собственное время, расставлять приоритеты, ориентироваться на требования клиента и знать тренды в профессии.
«Творческий процесс основывается на вдохновении автора, его способностях, традициях… Но, будучи человеком творческим, дизайнер не может себе позволить ждать озарения, или полагаться только на свою интуицию в решении задач. Креативность – это технология организации творческого процесса. В креативном процессе главным является прагматический элемент: понимание того зачем, для кого, как и что именно нужно создавать»
— А. Андреев, преподаватель дисциплины «Рекламная компания».
От дизайнера требуется понимание основ композиции, умение работать с цветом, типографикой (искусством оформления текста), необходим опыт разработки веб-интерфейсов, упаковки, фотографии, видеороликов. Для того, чтобы воплотить идею в жизнь, необходимо знать основной пакет профессиональных программ, таких как Adobe Illustrator, Photoshop, InDesign, After Effects, программ для 3d редактирования и видеомонтажа, а также понимать технологические процессы производства. Кроме этого, в современном мире очень важным становится знание английского языка — умение объясниться с клиентом, понимание профессиональной литературы.
Дизайн может привлечь внимание всего на минуту, а может мелькать перед глазами. Если вы оглянетесь вокруг, то увидите много примеров: этикетки товаров, упаковка, обложки книг, телевизионные заставки, журналы и билборды — все это создает графический дизайнер. Масштаб проекта, над которым работает графический дизайнер, может быть как совсем небольшим — почтовая марка, так и глобальным — навигационный дизайн для целого государства.
Графические дизайнеры помогают организовывать визуальную информацию так, чтобы она дошла до потребителя. Дорожные знаки, оформление учебника, фирменный бланк — именно дизайнер-график решает проблему точного и своевременного сообщения информации. Грамотное оформление текста помогает сделать его легким для восприятия.
В графическом дизайне много направлений работы: это и дизайнер многостраничных изданий, дизайнер упаковки, промоушн-дизайнер, веб-дизайнер, дизайнер-визуализатор, дизайнер-проектировщик интерфейсов сайтов и приложений, гейм- и медиа - дизайнер. Но каждая из этих сфер деятельности требует комплексного образования.
Художественные вузы Москвы: Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ), Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова (МГАХИ им. В. И. Сурикова), Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова (МГХПА им. С. Г. Строганова), Высшей школы печати и медиаиндустрии.
Графический дизайн — художественно-проектная деятельность по созданию гармоничной и эффективной визуально-коммуникативной среды.
Цель курса — научить детей основам композиции, основам цветоведения, основам рисунка и графики, расширить кругозор, развить аккуратность, наблюдательность, научить последовательному логическому мышлению, развить креативное мышление, развить координацию, мелкую моторику.
Возрастные особенности психического развития детей 6-7 лет
В этом возрасте образы окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают сюжеты на темы: техника, космос, военные сюжеты и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д. При условии правильного педагогического руководства у детей формируются художественно - творческие способности в изобразительной деятельности.
Изображение человека еще более детализируется и становится более пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
В детском саду дети овладеют обобщенными способами анализа как изображении, так и построек, не только анализируют основные конструктивные особенности различных детален, по и определяют их форму на основе сходства с знакомыми им объемными телами, их постройки становятся симметричными и многоуровневыми. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал Они достаточно точно
представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения.
В этом возрасте дети уже могут освоить весьма сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные. Однако этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен им, но и важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Детям уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных условиях действия.
Восприятие у детей подготовительной к школе группы продолжает развиваться. Однако и у них могут встречаться ошибки, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков. У детей развивается образное мышление, что во многом обусловлено развитием средств образного мышления. Однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Проверить это легко, предложив детям на листе бумаги воспроизвести образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки одного рисунка не совпадают с точками другого.
Продолжают развиваться обобщения и рассуждения. Но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение. Однако ныне часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание. Оно становится произвольным. Время произвольного сосредоточения достигает в некоторых видах деятельности 30 минут.
У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как нарастающий словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей этого возраста совершенствуется не только диалогическая, но и монологическая речь.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры: дети осваивают формы позитивного общения с людьми, формируется позиция школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.
Занятия графическим дизайном в подготовительной группе не только знакомят детей с компьютером как средством творчества, но и формируют креативность мышления, развитие воображения, развивают творческие способности детей, логическое мышление, воспитывают художественный вкус и чувство гармонии, позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму, влияет на полноту восприятия окружающего мира, формируют эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования и развитию познавательных способностей.
Цель программы:
- Развитие творческих способностей детей различными средствами графики, знакомство с графическими редакторами.
Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы взаимодействия художественно-графических средств и графических компьютерных редакторов.
Задачи:
– Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
– Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
- Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста трудолюбие вызывать желание доводить начатое дело до конца, развивать произвольную регуляцию деятельности.
- Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость.
- Развивать творческие возможности дошкольников.
- Развивать умение анализировать, планировать создавать работу по образцу, заданным условиям.
- Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в деятельности изостудии.
- Закреплять навыки и умения, полученные на занятиях рисованием в группе.
- Развивать конструктивные и творческие способности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
- Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
- Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
- Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.
- Обогащение индивидуального художественно-эстетического опыта «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание-художественно-эстетических объектов с помощью воображения и образа (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.
- Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
- Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
- Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
- Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я - концепции-творца».
Принципы организации деятельности дошкольников
● Принцип психологической комфортности, предполагающий психологическую безопасность, защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для активности, самореализации дошкольника.
● Принцип активности, инициативности и субъективности в развитии ребёнка.
● Принцип выбора.
● Принцип доверия и поддержки.
Методы взаимодействия детей и педагога на занятиях
-► информативно - рецептивный;
- ►словесный;
- ►репродуктивный;
- ►исследовательский;
- ►эвристический;
В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:
- ►зрительный ряд;
- ►наблюдение;
- ►образ, созданный педагогом;
- ►показ приемов изображения.
Словесный метод включает в себя:
- ►беседу;
- ►рассказ, искусствоведческий рассказ;
- ►художественное слово.
Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:
- прием повтора;
- работа с эскизами;
- выполнение формообразующих движений рукой.
Эвристический метод направлен на проявлении самостоятельности в каком- либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает ребенку самостоятельно выполнить всю работу, а не какую-то часть.
Основные методы обучения:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Актуальность.
В нашу жизнь активно входят компьютерные технологии, поэтому хочется показать детям взаимосвязь искусства и компьютерных технологий через синтез графического искусства и графических редакторов. Работа в изостудии ведется небольшими группами и художником-педагогом, что позволяет закрепить умения и навыки, полученные на занятиях.
Занятия в изостудии позволяют найти к каждому ребенку индивидуальный подход, закрепить полученные на занятиях знания, умения и навыки, развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в творческом процессе, учат работать в коллективе, создавая общие коллективные работы, уверенность в себе при подготовке конкурсных работ.
Педагогическая целесообразность. На занятиях в изостудии детям представлены более широкие возможности в выборе тем работ, использовании разнообразного материала, использовании нетрадиционных методик изобразительной деятельности. Также используются коллективные работы, длительное выполнение работы. Это оказывает комплексное воздействие на развитие ребенка:
- координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;
- разнообразие сенсорного;
- умение планировать работу и доводить ее до конца;
- богатое воображение;
- формирует умение планировать работу по организации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
А так же способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно эстетического вкуса. Вот почему работа изостудии является необходимой составной частью воспитательно – образовательного процесса.
Современные исследования и передовой опыт в области развития изобразительной деятельности свидетельствует, что процесс обучения не только должен иметь целью развитие творчества детей, но и сам носить творческий характер
Отличительные особенности программы:
Особенностью данной программы является сочетание разнообразных графических техник. В процессе посещения изостудии дети получают разнообразные умения, у детей развивается фантазия, формируется эстетическое восприятие, развивается точность и тонкие движения мелкой моторики руки. Создание макетов, коллективных работ позволяет развить у ребенка пространственное и логическое мышление. В итоге развитие ребенка идет разносторонне, расширяется кругозор и творческое самовыражение. Следовательно, все это будет способствовать более успешному обучению в школе.
Посещение изостудии положительно сказывается на взаимоотношениях между детьми – они помогают друг другу, растут отзывчивыми, добрыми и творческими личностями.
Форма организации процесса обучения:
Непосредственно образовательная деятельность организуются в групповом помещении и изостудии, с учетом возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений воспитанников, один раз в неделю продолжительностью 30 минут.
Программа рассчитана на 108 занятий.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по образовательным областям и разделам:
- «Речевое развитие». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом рисования обсуждают свою работу. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
- «Социально-коммуникативное развитие». Для занятий по изобразительное деятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы , о жизни людей, о жизни животных.
- «Познавательное развитие». Знакомство видами и жанрами изобразительного искусства. Знакомство с художниками, лучшими произведениями изобразительного искусства.
Занятия по изобразительной деятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, о свойствах используемых материалов.
- «Физическое развитие» Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки
- «Музыкальное воспитание». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
Содержание образовательного процесса
Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры, развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).
Используется метод провоцирования на творчество.
Продолжать учить детей сюжетному рисованию, размещая изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего, ближе к нижнему краю листа или дальше от него); передавать соотношение изображений по величине (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т.п.). Формировать композиционные умения, умение передавать движения людей, животных.
Качество рисунков, их выразительность зависят от овладения техникой изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Расширять материалы – компьютер как элемент творчества, учить соединять в одном рисунке разные элементы графики и рисунка - пятна, линии, фактуры для создания выразительного образа, учить новым способам работы, способам создания фона для изображаемой картины.
Формировать умение свободно владеть компьютерной мышкой как карандашом при выполнении линейного рисунка, учить плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, при рисовании завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами - при рисовании форм небольшого размера и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др.
Учить видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; учить чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш.
Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты, обучать созданию цветов и оттенков.
Постепенно подводить детей к обозначению цветов, например включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т.п.). Обращать внимание на изменчивость цвета предметов (например, при созревании помидоры зеленые, а созревшие - красные) ) Учить замечать изменениецвета в природе в связи с погодой, освещением.
Закреплять навыки изображения предметов декоративно – прикладного искусства.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 1год.
Материальное обеспечение для реализации программы:
-репродукции картин известных художников,
-компьютер для просмотра презентаций,
-компьютеры для детей.
Конечным результатом обучения считается умение:
В ходе процесса обучения графическому искусству дети должны освоить начальные навыки изобразительной деятельности и дизайнерского искусства, воплощать свои идеи, свободно ориентироваться в линии и пятне, выбирать средства выразительности для выражения задуманного образа, начальные знания графических редакторов, получать удовлетворение от занятий.
Последовательно рисовать отдельные предметы, предметы природы;
Составлять композицию из предметов;
Последовательно работать над графическим изображением рисунка;
Применять разные техники изображения.
Оценка результативности программы (сформированности уровня художественно – эстетического развития детей) проводится один раз в год (май).
Используемая программа:
Н.А.Горяева. Маленький художник,
Колль М.-Э. Дошкольное творчество, Наука через искусство,
ФионаУотт. Я умею рисовать,
Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста:
О.Н.Тесельская . Компьютерный рисунок с детьми 6-7 лет.
Литература:
1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.
4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
12. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
13. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
14. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
17. Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М.: ACADEMIA, - 1999. – 96с.
18. Материалы интернет сайтов социальной сети работников образования.
19. В. Лесняк. Графический дизайн. Основы профессии.
20. О.Н.Тесельская. Компьютерный рисунок с детьми 6-7 лет.
21. . Н.А. Горяева Первые шаги в мире искусства. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Маленький художник – М., «Просвещение» 2011г. 2008 с.
22. Розенсон И. Основы теории дизайна. — СПб.: Питер, 2006. — 224 с.
23. Туэмлоу Э. Графический дизайн. Фирменный стиль, новейшие технологии и креативные идеи. — М.: АСТ, 2007. — 256 с.
Календарно – тематический план занятий.
Графический дизайн
для дошкольников 6-7 лет.
Тема занятия | Программное содержание | Материалы | Кол-во занятий | ||||||
Сентябрь | |||||||||
Знакомство с графическими программами Paint.NET ,Перволого | Учить детей работать с графическими редакторами. | Ноутбуки. | 2 | ||||||
Октябрь | |||||||||
Дерево. | Учить детей работать с графическими редакторами, развивать руку, креативное мышление. | Ноутбуки. | 2 | ||||||
Рябина. | Учить детей работать с графическими редакторами, развивать руку, креативное мышление. | Ноутбуки. | 2 | ||||||
Образ кота, собаки. | Учить детей работать с графическими редакторами, развивать руку, креативное мышление. | Ноутбуки. | 1 | ||||||
Ноябрь | |||||||||
Образ кота, собаки. | Учить детей работать с графическими редакторами, развивать руку, креативное мышление. | Ноутбуки. | 1 | ||||||
Фазан (городецкая роспись). | Учить детей работать с графическими редакторами, развивать руку, креативное мышление. | Ноутбуки. | 2 | ||||||
На Севере. | Учить детей работать с графическими редакторами, развивать руку, креативное мышление. | Ноутбуки. | 1 | ||||||
Декабрь | |||||||||
На Севере. | Учить детей работать с графическими редакторами, развивать руку, креативное мышление. | Ноутбуки. | 1 | ||||||
Новогодняя открытка. | Учить детей работать с графическими редакторами, развивать руку, креативное мышление. | Ноутбуки. | 2 | ||||||
Снегирь. | Учить детей работать с графическими редакторами, развивать руку, креативное мышление. | Ноутбуки. | 1 | ||||||
Январь | |||||||||
Снегирь. | Учить детей работать с графическими редакторами, развивать руку, креативное мышление. | Ноутбуки. | 1 | ||||||
Посуда, орнаменты. | Учить детей работать с графическими редакторами, развивать руку, креативное мышление. | Ноутбуки. | 2 | ||||||
Февраль | |||||||||
Транспортное средство. | Учить детей работать с графическими редакторами, развивать руку, креативное мышление. | Ноутбуки. | 2 | ||||||
Буквы. | Учить детей работать с графическими редакторами, развивать руку, креативное мышление. | Ноутбуки. | 2 | ||||||
Март | |||||||||
Букет. | Учить детей работать с графическими редакторами, развивать руку, креативное мышление. | Ноутбуки. | 2 | ||||||
Человек. | Учить детей работать с графическими редакторами, развивать руку, креативное мышление. | Ноутбуки. | 2 | ||||||
Апрель | |||||||||
Архитектурные формы. | Учить детей работать с графическими редакторами, развивать руку, креативное мышление. | Ноутбуки. | 2 | ||||||
Космический корабль. | Учить детей работать с графическими редакторами, развивать руку, креативное мышление. | Ноутбуки. | 2 | ||||||
Май | |||||||||
Сказки. | Учить детей работать с графическими редакторами, развивать руку, креативное мышление. | Ноутбуки. | 2 | ||||||
Моя книга. | Учить детей работать с графическими редакторами, развивать руку, креативное мышление. | Ноутбуки. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная программа дополнительного образования художественно-эстетического развития «Фабрика детского сада» для детей 5-6 лет.
Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчест...
Программа дополнительного образования художественно – эстетического развития «Журавлик».
Кружок «Журавлик» разработан для того, чтобы через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, через применение разных способов и приемов работы с ней, учить детей эстетически осмыслив...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год
Программа «Умелые мастера» разработана на основании программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия "Умелые ручки" .Возраст детей 5-6лет.Срок реализации программы : 1 год.
Программа относится к художественно- эстетической и социально –педагогической направленностям...
Программа дополнительного образования. Художественно-эстетическое и творческое развитие для дошкольников 3-4-х лет.
Программа дополнительного образования. Художественно-эстетическое и творческое развитие для дошкольников 3-4-х лет....
Организованная деятельность по программе дополнительного образования художественно-эстетического развития для детей старшей группы «Волшебная проволока» «Восемь рук, а может ног, моет утром осьминог…»
Конспект занятия по программе дополнительного образования "Волшебная проволока". Итоговое занятие для закрепления приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности при изгот...
Парциальная программа дополнительного образования художественно-эстетического развития по тестопластике "Колобок"
Программа разработана для проведения кружковой работы с детьми от 3-6 лет. Направлена на выявление и развитие творческих способностей детей и развитие мелкой моторики рук....