ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) речевой направленности «АБВГДейка» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации программы: 1 год.
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)
- Пояснительная записка
Дополнительная программа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи и развития связной речи у дошкольников (далее Программа), предназначена для реализации работы кружка «АБВГДейка».
1.2 Актуальность программы
Проблема речевого развития и недоразвития в современном образовании очень актуальна и значима. Около 40% российских детей в возрасте пяти лет (когда фонетическая сторона речи должна быть сформирована) по-прежнему неверно произносят звуки родного языка (Т.Б.Филичева, 2002). Причём число дошкольников, имеющих фонетические нарушения, возрастает. Нарушение звукопроизношения – самая распространенная из всех речевых аномалий (Т.А.Ткаченко, 2014). Неправильное произношение для ребёнка в большинстве случаев является не только косметическим дефектом, но и серьёзным препятствием в овладении чтением и письмом. Дошкольное образовательное учреждение, отвечая современным требованиям и запросу родительского сообщества, обеспечивает условия для формирования равных стартовых возможностей дошкольников.
1.3. Направленность Программы
Программа направлена на преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников. В программе систематизированы средства и методы преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников. Работа с детьми ведется в рамках дополнительного образования, носит систематический, целенаправленный характер.
Данная Программа является нормативно-управленческим документом образовательной организации.
1.4. Отличительные особенности Программы
Отличительной особенностью данной Программы является то, что она базируется на системно – деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную позицию детей. У них решаются задачи преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи, активизации речевой деятельности.
1.5. Адресат Программы
Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет с такими речевыми нарушениями, как ФНР, ФФНР или для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики.
1.6 Образовательные форматы
Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают теоретическое и практическое обучение. Реализация Программы предполагает участие детей в подгрупповой деятельности, предусматривает следующие образовательные форматы: артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, рассказы по картинкам, решение проблемных задач, ролевые игры.
1.7.Срок освоения Программы
Программа предназначена для реализации работы кружка «АБВГДейка» на период с 1 сентября 2025 года по 31 мая 2026 года
Уровень освоения Программы: стартовый.
1.8. Цель и задачи Программы:
Цель Программы — сформировать полноценную фонетическую систему языка (звукопроизношение, как одно из необходимых средств подготовки к успешному овладению письмом и чтением); развивать фонематические процессы, скорректировать и автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки у дошкольников с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с правильным произношением звуков русского языка;
- уточнять и расширять знания детей по лексическим темам;
- сформировать правильное употребление грамматического строя речи;
- сформировать навыки фонематических процессов: представление, восприятия, анализ и синтез;
- сформировать навыки речевого общения на занятиях и в повседневной жизни детей.
Развивающие:
- формировать начальные навыки, умения формулировать и удерживать учебную задачу, следуя инструкции логопеда;
- развивать коммуникативные качества;
- развивать артикуляционную, пальчиковую, общую моторику, речевое дыхание;
- развивать неречевые психические функции (память, мышление, внимание).
- развивать познавательный интерес к окружающему миру и к красоте грамотно звучащей речи.
Воспитательные:
- воспитывать нормы поведения на занятиях;
- содействовать социальной адаптации воспитанников;
- воспитывать терпение, аккуратность, внимательность в беседе, уважение к собеседнику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»
(МДОАУ црр-д/с «Аленький цветочек»)
Принято Педагогическим советом протокол № от « » 2025г | Утверждаю: Директор МДОАУцрр –д/с «Аленький цветочек» И.И. Никонец « » 2025г . |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
речевой направленности
«АБВГДейка»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор - составитель:
Траленко Ирина Николаевна
учитель-логопед
Пыть-Ях
2025
№ п/п | Содержание | стр. |
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Содержание программы | 7 |
3 | Формы итогового и промежуточного контроля | 28 |
4 | Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы | 29 |
5 | Список литературы | 31 |
- Пояснительная записка
Дополнительная программа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи и развития связной речи у дошкольников (далее Программа), предназначена для реализации работы кружка «АБВГДейка».
1.2 Актуальность программы
Проблема речевого развития и недоразвития в современном образовании очень актуальна и значима. Около 40% российских детей в возрасте пяти лет (когда фонетическая сторона речи должна быть сформирована) по-прежнему неверно произносят звуки родного языка (Т.Б.Филичева, 2002). Причём число дошкольников, имеющих фонетические нарушения, возрастает. Нарушение звукопроизношения – самая распространенная из всех речевых аномалий (Т.А.Ткаченко, 2014). Неправильное произношение для ребёнка в большинстве случаев является не только косметическим дефектом, но и серьёзным препятствием в овладении чтением и письмом. Дошкольное образовательное учреждение, отвечая современным требованиям и запросу родительского сообщества, обеспечивает условия для формирования равных стартовых возможностей дошкольников.
Несформированное звукопроизношение у детей затрудняет успешное овладение учебным материалом, игровому взаимодействию со сверстниками в дошкольном учреждении, социализации в обществе
Законодательно – нормативное обеспечение Программы
Программа составлена в соответствии с правовыми документами, регламентирующими программы дополнительного образования:
• Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
• Федеральный Закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания»;
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
• Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017года № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 – 2025 годы;
• Целевая программа развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467 (с изменениями);
• Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09- 3242 «О направлении информации» (с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
• Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);
Документы в сфере персонифицированного финансирования дополнительного образования
• Приказ от 12.08.2022 №10-П-1692 “О внесении изменений в приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 4 августа 2016 года №1224 "Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре”.
• Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа – Югры от 4 августа 2016 г. №1224).
• О внесении изменения в приложение к приказу Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.08.2016 №1224 “Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре” (приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.10.2016 г. №1610).
• О внесении изменений в приложение к приказу Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.08.2016 №1224 “Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре” (приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.01.2017 г. №112).
• О внесении изменений в приложение к приказу Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.08.2016 №1224 “Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре” (приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.05.2017 г. №871)
• О внесении изменений в приложение к приказу Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.08.2016 №1224 “Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре” (приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.07.2017 г. №1155)
• О внесении изменений в приложение к приказу Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.08.2016 №1224 “Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре” (приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.08.2018 г. №1142).
• О внесении изменений в приложение к приказу Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04.08.2016 №1224 “Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре” (приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.10.2019 г. №1386).
1.3. Направленность Программы
Программа направлена на преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников. В программе систематизированы средства и методы преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников. Работа с детьми ведется в рамках дополнительного образования, носит систематический, целенаправленный характер.
Данная Программа является нормативно-управленческим документом образовательной организации.
1.4. Отличительные особенности Программы
Отличительной особенностью данной Программы является то, что она базируется на системно – деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную позицию детей. У них решаются задачи преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи, активизации речевой деятельности.
1.5. Адресат Программы
Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет с такими речевыми нарушениями, как ФНР, ФФНР или для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики.
1.6 Образовательные форматы
Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают теоретическое и практическое обучение. Реализация Программы предполагает участие детей в подгрупповой деятельности, предусматривает следующие образовательные форматы: артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, рассказы по картинкам, решение проблемных задач, ролевые игры.
1.7.Срок освоения Программы
Программа предназначена для реализации работы кружка «АБВГДейка» на период с 1 сентября 2025 года по 31 мая 2026 года
Уровень освоения Программы: стартовый.
1.8. Цель и задачи Программы:
Цель Программы — сформировать полноценную фонетическую систему языка (звукопроизношение, как одно из необходимых средств подготовки к успешному овладению письмом и чтением); развивать фонематические процессы, скорректировать и автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки у дошкольников с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с правильным произношением звуков русского языка;
- уточнять и расширять знания детей по лексическим темам;
- сформировать правильное употребление грамматического строя речи;
- сформировать навыки фонематических процессов: представление, восприятия, анализ и синтез;
- сформировать навыки речевого общения на занятиях и в повседневной жизни детей.
Развивающие:
- формировать начальные навыки, умения формулировать и удерживать учебную задачу, следуя инструкции логопеда;
- развивать коммуникативные качества;
- развивать артикуляционную, пальчиковую, общую моторику, речевое дыхание;
- развивать неречевые психические функции (память, мышление, внимание).
- развивать познавательный интерес к окружающему миру и к красоте грамотно звучащей речи.
Воспитательные:
- воспитывать нормы поведения на занятиях;
- содействовать социальной адаптации воспитанников;
- воспитывать терпение, аккуратность, внимательность в беседе, уважение к собеседнику.
1.9. Условия реализации Программы
Условия набора детей: в группу зачисляются обучающиеся МДОАУ црр-д/с «Аленький цветочек», по заявлению родителей.
Кадровое обеспечение:
- Заместитель директора по МР – составляет расписание кружковой работы, осуществляет педагогический контроль за выполнением программного материала, осуществляет контроль методики преподавания и программного обеспечения.
Учитель-логопед: осуществляет организацию и обучение программного материала, обеспечивает безопасные условия для проведения занятий, несет ответственность за охрану жизни и здоровья воспитанников
Материально-техническое обеспечение: кабинет учителя-логопеда, зеркала, столы, дидактический, игровой, демонстрационный материал.
Особенности организации образовательного процесса
Срок освоения программы – 1 год. На полное освоение Программы требуется 72 занятия.
Занятия по Программе осуществляются с 1сентября про 31 мая.
- Планируемые результаты освоения Программы
- Нормализация фонетической стороны речи:
ребенок:
- правильно артикулирует все поставленные звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- Дифференцирует все изученные звуки;
- Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
- свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств;
- в игровом взаимодействии использует разнообразные ролевые высказывания.
- Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:
- использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;
- использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы словообразования;
- составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личного опыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:
- способен проводит звуковой анализ слов различной звуковой структуры;
- способен качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук);
- правильно употребляет соответствующие термины.
2. Содержание Программы
Структура подгруппового логопедического занятия.
- Закрепление навыков произношения изученных звуков.
- Отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков.
- Воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов.
- Расширение лексического запаса в процессе автоматизации звуков.
- Закрепление грамматических категорий.
- Развитие связной речи.
На занятиях дети приобретают много конкретных и обобщенных знаний и умений, умения слушать и выполнять требования взрослого, подчинять свои действия заданным правилам, действовать в точном соответствии со словесной инструкцией или наглядным образцом. Все это — важные предпосылки будущей деятельности, т. е. самостоятельно учиться, приобретать знания. Дети постепенно учатся контролировать свои действия в соответствии с образцом, приобретают умения правильно оценивать результаты своей работы и самостоятельно исправлять допущенные ошибки, у них формируется чувство ответственности.
При коррекции фонетических, фонематических и фонетико-фонематических нарушений речи у дошкольников работа проходит по разделам, которые могут использоваться отдельно, одновременно или дополнять друг друга на определённом этапе работы:
- Совершенствование функций артикуляционного аппарата, путём выполнения специальных комплексов артикуляционной гимнастики, развитие речевого дыхания.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие фонематических процессов.
- Коррекция, формирование и развитие навыков правильного звукопроизношения.
- Коррекция слоговой структуры слова.
- Работа над просодикой.
- Формирование выразительной речи на базе правильно произносимых звуков, воспитание самоконтроля за речью, формирование практических умений и навыков пользования правильной, грамотной связной речью.
I.Подготовительный этап — (подготовка психологической базы речи; знакомство с артикуляционным аппаратом; подготовка периферического отдела артикуляционного аппарата к постановке звуков, уточнение произношения звуков; развитие мелкой моторики рук, артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики), (1–5 занятий).
Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.
Задачи: укрепить мышцы артикуляционного аппарата (снять гипотонус или гипертонус, удалить тремор языка, улучшить иннервацию мышц и т. п.); выработать чёткие и скоординированные движения органов речевого аппарата; обучить детей короткому, бесшумному вдоху и спокойному, плавному выдоху; выработать целенаправленную сильную или слабую воздушную струю; развивать мелкую моторику рук; развивать фонематический слух; отрабатывать опорные звуки.
На первом (подготовительном) этапе готовятся органы артикуляции к постановке звука. Для этого проводится работа по развитию артикуляционной и мелкой моторики, по формированию фонематических процессов, по выработке направленной воздушной струи, по отработке опорных звуков. Основным приёмом является артикуляционная гимнастика.
II. Постановка звука — непосредственно постановка звука разными способами: по подражанию; механический; смешанный, с опорой на сохранный фонематический слух, работа перед зеркалом, (2–15 занятий).
Цель: добиться правильного звучания изолированного звука.
Задачи: объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата; создать артикуляционную базу звука, с добавлением воздушной струи и голоса; развивать мелкую моторику рук; развивать фонематический слух.
На этом этапе используются все возможные приёмы, чтобы добиться правильного звучания того или иного звука: подражание артикуляции, описание правильной артикуляции в доступной для детей форме, постановку звуков с опорой на артикуляцию других, имеющихся в речи детей, звуков, использование шпателей, зондов. При постановке звуков используется зрительно – моторно-кинестетический метод с одновременной опорой на речеслуховой анализатор.
При постановке правильного произношения звуков пользуются тремя основными способами.
1-й способ — основан на подражании. Пользуясь слухом, зрением, тактильно-вербальными и мышечными ощущениями, дети воспринимают звучание и артикуляцию фонемы и сознательно пытаются воспроизвести требуемые движения речевых органов, требуемое звучание. При этом непосредственное слуховое восприятие звучания, восприятие видимых речевых движений, в том числе собственных (с помощью зеркала), ощущение рукой струи выдыхаемого воздуха, вибрации гортани могут быть дополнены восприятием работы речевых органов, отображенной с помощью различных пособий. В тех случаях, когда не удается получить нужную артикуляцию по подражанию целиком, приходится сначала довольствоваться воспроизведением отдельных ее элементов. Иногда малоподвижность или недостаточная управляемость речевых органов вынуждает прибегать к целой системе подготовительных артикуляционных упражнений, к своеобразной артикуляционной гимнастике.
2-й способ — состоит в механическом воздействии на речевые органы при помощи каких-либо приспособлений (шпатель, зонд). При этом способе используется некоторая сходная артикуляция, и на ее основе механическим путем речевые органы пассивно приводятся в требуемое положение или движение. Связанные с определенным положением или движением речевых органов кинестетические раздражения в сочетании с сопутствующими им слуховыми раздражениями закрепляются в коре головного мозга в виде системы следов, что в дальнейшем является предпосылкой для активного, произвольного воспроизведения требуемой артикуляции.
3-й способ — смешанный. При нем механическое воздействие на речевые органы служит для того, чтобы помочь более полному и точному воспроизведению требуемой артикуляции, осуществляемому в основном путем подражания и с помощью словесных пояснений. При постановке звуков широко используется опора на различные анализаторы (слуховой, зрительный, кожный, двигательный), облегчающую воспроизведение требуемой артикуляции по образцу и контроль над ней. По мере автоматизации навыков правильного произношения звука необходимость в зрительном контроле отпадает. Дальнейшая работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль.
III. Автоматизация поставленного звука — проводится в определённой последовательности (опираясь на принцип «от простого к сложному») путём отраженного проговаривания различного дидактического материала; параллельно идёт работа над развитием фонематических процессов, коррекцией слоговой структуры слова.
Цель: добиться правильного произношения звука во фразовой речи.
а) Автоматизация звука изолированно и в слогах: прямых, обратных, закрытых, открытых, со стечением согласных (4–5 занятий).
Задачи: постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги; развивать мелкую моторику рук; развивать фонематический слух; формировать навыки звукового анализа и синтеза слов.
б) Автоматизация звука в словах разного вида и разной слоговой структуры (18–20 занятий).
Задачи: вырабатывать навык правильного уклада при произнесении звука в начале, конце и середине слова; развивать фонематические процессы; формировать навыки звукового анализа и синтеза в словах; работать над слоговой структурой слова; активизировать словарь; формировать грамматический строй речи
в) Автоматизация звука во фразе, в простом предложении(8–10 занятий).
Задачи: закреплять навык правильного произношения звука в словах фраз и предложений; развивать фонематические процессы, память, мышление, воображение; работать над слоговой структурой слов во фразах и предложениях; формировать грамматический строй речи.
г) Автоматизация звука в связной речи (8–15 занятий).
Задачи: продолжать закреплять навык правильного произношения поставленного звука в предложениях; закреплять навык правильного произношения поставленного звука в стихотворениях, чистоговорках, скороговорках, потешках; развивать фонематические процессы, память, мышление, воображение; работать над слоговой структурой слов в предложениях; развивать чувство языка.
На третьем этапе поставленный звук вводится в слог, слово, предложение, в связную речь. При этом отрабатываемый звук должен вводиться в прямые и обратные слоги, в слоги со стечением согласных, постепенно включаться в слова и предложения. На данном этапе подбирается речевой материал таким образом, чтобы в предлагаемых словах, предложениях и связных текстах не встречались другие сложные по артикуляции звуки и звуки, которые ещё у детей не поставлены.
IV. Дифференциация поставленного звука — различение дефектно произносимого звука среди других, схожих по звучанию и артикуляции звуков. Параллельно идёт работа над развитием фонематических процессов, коррекцией слоговой структуры слова, работа над дикцией, просодикой и интонацией (8–15 занятий).
Цель: учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Задачи: дифференцировать смешиваемые звуки по артикуляторным и акустическим признакам; учить детей различать звуки изолированно в слогах, словах, фразах, предложениях, стихотворениях, чистоговорках, скороговорках, потешках, рассказах и в самостоятельной речи; развивать память, мышление, воображение, работать над слоговой структурой слов в предложениях; развивать чувство языка. Четвёртый этап связан с обучением детей различать смешиваемые, близкие по звучанию или произнесению звуки. Последовательность работы та же, что и при автоматизации звука.
V. Итоговый этап — формируется самостоятельная грамотная, выразительная речь; воспитывается самоконтроль за собственной речью; развиваются практические умения и навыки использования связной речи (на базе скорректированных звуков), (6–10 занятий).
Цель: сформировать самостоятельную грамотную, выразительную речь.
Задачи: воспитывать самоконтроль за собственной речью; развивать практические умения и навыки использования связной речи (на базе скорректированных звуков); развивать память, мышление, воображение.
Традиционные методы и технологии в арсенале учителя-логопеда
Оптимизировать время работы с каждым ребенком помогает включение в базовые логопедические методики элементов инновационных технологий. Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с физическими индивидуальными возможностями каждого ребенка.
Базовые методы
1. Наглядные (непосредственное наблюдение и его разновидности; опосредованное наблюдение (рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам);
2. Словесные (чтение и рассказывание художественных произведений; заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок, чистоговорок; пересказ; обобщающая беседа; рассказывание без опоры на наглядный материал);
3. Практические (дидактические игры и упражнения; игры-драматизации и инсценировки; элементы логоритмики).
Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические методы используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр.
Педагогические технологии
1. Информационно-коммуникативные
Цель - повышение интереса детей и родителей к изучаемому материалу и качеству коррекционной работы. Данная технология позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения.
2. Здоровьесберегающие:
-пальчиковая гимнастика;
-двигательная гимнастика;
-артикуляционная гимнастика;
-дыхательная гимнастика.
Цель - способствовать развитию мышц артикуляционного аппарата, развивать координацию движений, вырабатывать правильное дыхание. Данная технология повышает эффективность образовательного процесса за счёт её применения.
3. Телесноориентированные техники:
- биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;
- упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению;
- кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы.
Применение кинезиологических упражнений дает результаты при соблюдении следующих условий: систематичность выполнения; постепенное увеличение темпа и сложности; точность выполнения движений и приемов.
В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у детей развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями.
Цель - способствовать развитию и совершенствованию произвольных движений (одеваться, ходить, играть, говорить), контролю своих телесных проявлений на развитие характера ребенка, речи. Данная технология учит детей самовыражаться, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.
4. Логопедический массаж:
- классический ручной;
- точечный;
- самомассаж.
Цель - укрепление или расслабление артикуляционных мышц, стимуляция мышечных ощущений. Данная технология направлена на коррекцию речевых нарушений, нормализацию мышечного тонуса.
5. Мнемотехника (на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), весь текст зарисовывается схематично, глядя схемы – рисунки, дети легко воспроизводят текстовую информацию).
Цель - способствовать увеличению объема памяти, путем образования дополнительных ассоциаций. Данная технология помогает в развитии связной речи, ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения, ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
6. СУ-ДЖОК терапия:
- массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или
стеклянными разноцветными шариками;
- прищепочный массаж;
- массаж орехами, каштанами;
- массаж шестигранными карандашами;
- массаж чётками;
- массаж зондами, зондозаменителями.
Цель - активизировать мыслительную деятельность, стимулировать речевую область в коре головного мозга, нормализация мышечный тонус. Данная технология помогает скорректировать речевые нарушения, оказывает положительный эмоциональный настрой, благоприятно влияет на мелкую моторику пальцев, тем самым способствуя развитию речи.
7. Игровая технология:
- физминутки;
- разминки.
Цель - способствовать успешной социализации, формированию социально- активной личности, самореализации. Данная технология стимулирует детей к учебной деятельности, вызывает интерес и потребность общения, развивает когнитивные процессы.
Таким образом, использование педагогических технологий в коррекционно-логопедической работе позволяет учителю — логопеду не только идти в ногу со временем, но и индивидуализировать процесс коррекции речи, способствовать положительному эмоциональному состоянию детей на протяжении всей образовательной деятельности и значительно повысить эффективность своей работы.
2.1.Учебный план на 2025 – 2026 учебный год
Дополнительная образовательная деятельность | Количество занятий в неделю/ месяц | Длительность занятий в неделю/месяц | Итого занятий в год |
01.09.2025 -31.05.2026 | 2/8 | 25/100 | 72 |
Программа предусматривает подгрупповые формы работы с детьми.
Основной формой работы являются занятия, которые составлены с учетом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей.
Занятия по реализации Программы проводятся 2 раз в неделю, 8 раз в месяц, продолжительность занятия 25 - 30минут.
2.2. Календарный учебный график реализации Программы
Дата | Количество | Режим занятий | |||
Начало занятий | Окончание занятий | Учебных недель | Учебных дней | Учебных часов | |
1 сентября | 31 мая | 36 | 72 | 72 | 2 раза в неделю |
2.3. Календарно – тематический план
№занятия | Тема занятия | Задачи |
Сентябрь | ||
Логотренинг «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить» | Познакомиться с детьми; рассказать об органах артикуляции; развивать мелкую моторику пальцев рук, работать над речевым дыханием, ритмической стороной речи. Познакомить детей с « Гласными звуками». | |
Логотренинг «Знакомство с домиком Язычка» | Познакомить детей с артикуляционными упражнениями; рассказать о звуках речи; продолжать знакомить детей с пальчиковыми упражнениями и массажными приемами; продолжать работу над просодическими компонентами речи; уточнить лексико-грамматические представления по теме «Фрукты». | |
Логотренинг «В гостях у Язычка» | Продолжать работу по развитию артикуляционной и мелкой моторики; продолжать работу над просодическими компонентами речи; учить детей образовывать слова с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным и увеличительно - пренебрежительным значениями по теме «Фрукты»; начать знакомить детей со слоговой структурой слова; развивать слуховое внимание и память. | |
Логотренинг «Прогулка Язычка» | Уточнить знания детей по лексической теме «Домашние животные»; повторить понятия «согласные звуки», «Домик звуков»; совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику; работать над просодическими компонентами речи, речевым дыханием. | |
Логотренинг «Друзья Язычка. Возвращение домой» | Совершенствовать пальчиковую и артикуляционную моторику; активизировать словарь по теме «Транспорт»; работать над просодическими компонентами речи; познакомить детей с понятиями «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук». | |
6,7. | Логотренинг «Язычок в гостях у Свистящей семейки» | Отрабатывать артикуляционные упражнения, необходимые для постановки нарушенных звуков; продолжать работу по совершенствованию мелкой моторики пальцев, добиваясь легкости и быстроты в выполнении выученных упражнений; познакомить с артикуляционным укладом свистящих звуков; продолжить работу над лексической темой «Транспорт»; упражнять детей в образовании глаголов с помощью приставок; развивать слуховую память и внимание, мышление. |
Октябрь | ||
8,9. | Логотренинг «Язычок в гостях у Шипящей семейки» | Отрабатывать артикуляционные упражнения, необходимые для постановки нарушенных звуков; уточнить артикуляционный уклад шипящих звуков; развивать фонематический слух; уточнять и расширять словарь по теме «Одежда». |
10. | Логотренинг «В гостях у братьев Л, Ль» | Вырабатывать правильную артикуляцию звуков Л, Ль; совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук, слуховое внимание, память; активизировать словарный запас по теме «Обувь». |
11. | Логотренинг «В гостях у братьев Р, Рь» | Уточнить артикуляцию звуков Р и Рь; учить детей находить эти звуки в словах; уточнить и расширить словарь по теме «Человек. Части тела»; дать понятие о слоге; отрабатывать артикуляционные упражнения, добиваясь легкости, точности, быстрой переключаемости; работать над мелкой моторикой пальцев рук. |
12. | Логотренинг «Язычок на Поляне скороговорок» | Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; отрабатывать произвольность выполнения артикуляционных упражнений; дать детям понятие об ударении; совершенствовать фонематический слух. |
13. | Звук и буква А | Познакомить детей со звуком и буквой А. Уточнить артикуляцию звука А. Формировать умение выделять звук А из ряда гласных, слогов, слов. Формировать умение воспроизводить звук А с различной интонацией. Формировать умение определять позицию звука А в слове (начало, середина, конец). Формировать умение образовывать относительные прилагательные от существительных. Познакомить с графическим обозначением звука. Обучать соотносить звук и букву. |
14 | Звук и буква У | Познакомить детей со звуком и буквой У. Уточнить артикуляцию звука У. Формировать умение выделять звук У из ряда гласных, слогов, слов. Формировать умение воспроизводить звук У с различной интонацией. Формировать умение определять позицию звука У в слове (начало, середина, конец). Продолжать формировать умение делить слова на слоги. Упражнять в образовании глаголов прошедшего времени с приставкой У. Познакомить с графическим обозначением звука. Познакомить с предлогом У. |
15. | Звуки и буквы А-У | Развивать фонематические процессы, графические навыки. Упражнять в составлении и анализе предложений. Воспитывать доброжелательность, позитивное отношение друг к другу, готовность прийти на помощь. |
16. | Звук и буква О | Познакомить детей со звуком и буквой О. Уточнить артикуляцию звука О. Формировать умение выделять звук О из ряда гласных, слогов, слов. Формировать умение воспроизводить звук О с различной интонацией. Формировать умение определять позицию звука О в слове (начало, середина, конец). Формировать умение образовывать существительные в форме именительного падежа единственного числа от существительных в именительном падеже множественного числа. Познакомить с графическим обозначением звука. |
Ноябрь | ||
17. | Звуки и буквы А,У,О | Развивать фонематические процессы, графические навыки. Развивать координацию речи с движением. Развивать внимание, память, мышление. Упражнять в составлении и анализе предложений. Воспитывать доброжелательность, позитивное отношение друг к другу, готовность прийти на помощь. |
18. | Звук и буква И | Познакомить детей со звуком и буквой И. Уточнить артикуляцию звука И. Формировать умение выделять звук И из ряда гласных, слогов, слов. Формировать умение воспроизводить звук И с различной интонацией. Формировать умение определять позицию звука И в слове (начало, середина, конец). Упражнять в образовании притяжательных прилагательных от существительных. Упражнять в согласовании местоимений с глаголами. Упражнять в употреблении названий домашних животных и их детёнышей. Познакомить с графическим обозначением звука. |
19. | Звук и буква И (продолжение) | Упражнять в составлении предложений с коротким словом И. Формировать умение выполнять звуко -буквенный анализ и синтез сочетаний гласных. |
20. | Звуки и буквы А,У, И, О | Развивать фонематические процессы, графические навыки. Развивать дыхание, голос и темп речи. Развивать координацию речи с движением. Развивать внимание, память, мышление. Упражнять в составлении и анализе предложений. Воспитывать доброжелательность, позитивное отношение друг к другу, готовность прийти на помощь. |
21. | Звук и буква М | Уточнить артикуляцию и характеристику звуков М, МЬ. Закрепить навыки различения и произношения звуков М, МЬ изолированно, в слогах, словах, предложениях. Формировать умение воспроизводить звуковые ряды с различной интонацией. Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец). Познакомить с графическим изображением звуков. Формировать умение выполнять звуко – буквенный анализ и синтез обратных и прямых слогов. Формировать умение читать обратные и прямые слоги с буквой М. Упражнять в составлении предложений к заданной схеме. |
22. | Звук и буква Н | Закрепить навыки различения и произношения звуков Н, НЬ изолированно, в слогах, словах, предложениях. Формировать умение воспроизводить звуковые ряды с различной интонацией. Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец). Познакомить с графическим изображением звуков. Тренировать в подборе слов – антонимов. Формировать умение выполнять звуко – буквенный анализ и синтез обратных и прямых слогов. Формировать умение читать обратные и прямые слоги. Упражнять в составлении и анализе предложений с предлогом НА. |
23. | Звук и буква П | Закрепить навыки различения и произношения звуков П, ПЬ изолированно, в слогах, словах, предложениях. Формировать умение воспроизводить звуковые ряды с различной интонацией. Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец). Познакомить с графическим изображением звуков. Упражнять в употреблении несклоняемых существительных. Упражнять в составлении предложений с предлогом ПО. Формировать умение читать слоги, слова и предложения. Упражнять в написании слов. |
24. | Звук и буква Б | Закрепить навыки различения и произношения звуков Б, БЬ изолированно, в слогах, словах, предложениях. Формировать умение воспроизводить звуковые ряды с различной интонацией. Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец). Познакомить с графическим изображением звуков. Упражнять в составлении предложений из заданных слов. Формировать умение читать слоги, слова и предложения. Упражнять в написании слов. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. |
Декабрь | ||
25. | Звук и буква Г | Закрепить навыки различения и произношения звуков Г, ГЬ изолированно, в слогах, словах, предложениях. Формировать умение воспроизводить звуковые ряды с различной интонацией. Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец). Познакомить с графическим изображением звуков. Упражнять в подборе слов – антонимов. Упражнять в образовании существительных в форме множественного числа. Упражнять в составлении предложений из заданных слов. Формировать умение читать слоги, слова и предложения. Упражнять в написании слов. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. |
26. | Звук и буква К | Закрепить навыки различения и произношения звуков К, КЬ изолированно, в слогах, словах, предложениях. Формировать умение воспроизводить звуковые ряды с различной интонацией. Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец). Познакомить с графическим изображением звуков. Формировать умение образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме единственного и множественного числа. Упражнять в составлении предложений с предлогом К. Упражнять в написании слов. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. |
27. | Звук и буква Д | Закрепить навыки различения и произношения звуков Д, ДЬ изолированно, в слогах, словах, предложениях. Формировать умение воспроизводить звуковые ряды с различной интонацией. Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец). Познакомить с графическим изображением звуков. Формировать умение образовывать родственные слова и составлять с ними предложения. Упражнять в написании слов. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. |
28. | Звук и буква Т | Закрепить навыки различения и произношения звуков Т, ТЬ изолированно, в слогах, словах, предложениях. Формировать умение воспроизводить звуковые ряды с различной интонацией. Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец). Познакомить с графическим изображением звуков. Формировать умение образовывать глаголы с приставкой ОТ. Упражнять в написании слов. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии. |
29. | Звук и буква В | Закрепить навыки различения и произношения звуков В, ВЬ изолированно, в слогах, словах, предложениях. Формировать умение воспроизводить звуковые ряды с различной интонацией. Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец). Познакомить с графическим изображением звуков. Упражнять в образовании приставочных глаголов. Упражнять в составлении предложений с предлогом В по предложенной схеме. Упражнять в написании слов. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии. |
30. | Звук и буква Ф | Закрепить навыки различения и произношения звуков В, ВЬ изолированно, в слогах, словах, предложениях. Формировать умение воспроизводить звуковые ряды с различной интонацией. Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец). Познакомить с графическим изображением звуков. Упражнять в составлении и анализе простых распространенных предложений с однородными членами. Воспитывать у детей умение совместно выполнять предложенные задания, приходить на помощь друг другу. |
31. | Звук и буква Х | Закрепить навыки различения и произношения звуков Х, ХЬ изолированно, в слогах, словах, предложениях. Формировать умение воспроизводить звуковые ряды с различной интонацией. Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец). Познакомить с графическим изображением звуков. Упражнять в составлении и анализе предложений с заданным словом. Воспитывать у детей умение совместно выполнять предложенные задания, приходить на помощь друг другу. |
32. | Звуки Б, Б'; буква Б. | Закрепить навыки различения и произношения звуков Б, БЬ изолированно, в слогах, словах, предложениях. Формировать умение воспроизводить звуковые ряды с различной интонацией. Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец). Познакомить с графическим изображением звуков. Деление на слоги 2—3 сложных слов без стечения согласных. Звуковой анализ слов: бегемот, зебра, белка, кабан. Дифференциация Б — Б'. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. |
Январь | ||
33. | Буква Е | Уточнить произношение звукосочетания ЙЭ, слогов, слов и предложений с ним. Познакомить с буквой Е. Упражнять в подборе слов-предметов к словам- признакам, в согласовании слов в роде, числе и падеже. Упражнять в подборе глаголов настоящего времени множественного числа. Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец). Познакомить с графическим изображением звуков. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии. |
34. | Звуки П, П'; буква П. | Закрепить навыки различения и произношения звуков П, ПЬ изолированно, в слогах, словах, предложениях. Формировать умение воспроизводить звуковые ряды с различной интонацией. Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец). Познакомить с графическим изображением звуков. Звуковой анализ слов: петух, пингвин, павлин, пеликан, цапля. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии. |
35. | Звуки В, В'; буква В. | Дифференциация звуков на слух. Домашние животные. Составление рассказов описаний и рассказов сравнений о домашних животных по опорным карточкам и картинному плану. Закрепить навыки различения и произношения звуков В, ВЬ изолированно, в слогах, словах, предложениях. Формировать умение воспроизводить звуковые ряды с различной интонацией. Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец). Познакомить с графическим изображением звуков. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии. |
36. | Звуки Ф, Ф'; буква Ф. | Закрепить навыки различения и произношения звуков П, ПЬ изолированно, в слогах, словах, предложениях. Формировать умение воспроизводить звуковые ряды с различной интонацией. Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец). Познакомить с графическим изображением звуков. Звукобуквенный анализ слов: вафли, пуф, фазан, дельфин, конфеты. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии. |
Февраль | ||
37. | Звуки Г- ГЬ. Буква Г. | Закрепить навыки различения и произношения звуков Г, ГЬ изолированно, в слогах, словах, предложениях. Формировать умение воспроизводить звуковые ряды с различной интонацией. Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец). Познакомить с графическим изображением звуков. Упражнять в образовании существительных в форме множественного числа. Звукобуквенный анализ слов: Гармошка, гитара, сапоги, книга, газета, гири, галоши. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии. |
38. | Звуки К, К'; буква К. | Закрепить навыки различения и произношения звуков К, КЬ изолированно, в слогах, словах, предложениях. Формировать умение воспроизводить звуковые ряды с различной интонацией. Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец). Познакомить с графическим изображением звуков. Формировать умение образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме единственного и множественного числа. Звуковой синтез коротких слов. Воспроизведение словесных рядов. Звуковой анализ слов: кот, кит, утки, собаки, корова, крот. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии. |
39. | Звуки Д, Д'; буква Д. | Закрепить навыки различения и произношения звуков Д, ДЬ изолированно, в слогах, словах, предложениях. Формировать умение воспроизводить звуковые ряды с различной интонацией. Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец). Познакомить с графическим изображением звуков. Формировать умение образовывать родственные слова и составлять с ними предложения. Звуковой анализ слов: медведь, динозавр, дракон, дуб, сундук. Деление слов на слоги, называние ударного слога. Развивать фонематические процессы. Развивать координацию речи с движением. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии. |
40. | Звуки Т, Т'; буква Т. | Закрепить навыки различения и произношения звуков Т, ТЬ изолированно, в слогах, словах, предложениях. Формировать умение воспроизводить звуковые ряды с различной интонацией. Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец). Познакомить с графическим изображением звуков. Формировать умение образовывать глаголы с приставкой ОТ. Упражнять в составлении предложений с предлогом ОТ. Определение места звуков Т-Ть в словах: телефон, свитер, корыто, скатерть, самолёт, танк. Звуковой анализ этих слов. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии. |
41. | Звуки С, С'; буква С. | Закрепить навыки различения и произношения звуков С, СЬ изолированно, в слогах, словах, предложениях. Формировать умение воспроизводить звуковые ряды с различной интонацией. Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец). Познакомить с графическим изображением звуков. Формировать умение образовывать слова-признаки от слов-существительных. Определение места звуков С-Сь в словах: серьги, кактус, месяц, сумка. Звуковой анализ этих слов. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии. |
42. | Звуки З, З'; буква З. | Закрепить навыки различения и произношения звуков З, ЗЬ изолированно, в слогах, словах, предложениях. Формировать умение воспроизводить звуковые ряды с различной интонацией. Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец). Познакомить с графическим изображением звуков. Упражнять в составлении предложений с предлогом ЗА + существительное в форме творительного падежа. Звуковой анализ слов: зонт, замок, зебра, медуза, корзина, земляника. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии. |
43. | Звуки М, М'; буква М. | Закрепить навыки различения и произношения звуков М, МЬ изолированно, в слогах, словах, предложениях. Формировать умение воспроизводить звуковые ряды с различной интонацией. Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец). Упражнять в образовании относительных прилагательных и согласовании их с существительными в роде, числе, падеже. Звуковой анализ слов: мандарин, лимон, морковь, смородина. Что мы знаем о транспорте?» Составление рассказов описаний и рассказов сравнений о транспортных средствах по опорным карточкам и картинному плану. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии. |
48. | Звуки Н, Н'; буква Н. | Закрепить навыки различения и произношения звуков Н, НЬ изолированно, в слогах, словах, предложениях. Формировать умение воспроизводить звуковые ряды с различной интонацией. Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец). Тренировать в подборе слов- антонимов. Звуковой анализ слов: вишни, бананы, лимон, виноград. « Что мы знаем о профессиях?» Составление рассказов описаний и рассказов сравнений о профессиях по опорным карточкам и картинному плану. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии. |
Март | ||
49. | Глухие и звонкие звуки. | Дифференциация глухих и звонких согласных. Развивать фонематические процессы. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. Развивать фонематические процессы. Развивать внимание, память, мышление. Развивать координацию речи с движением. Совершенствовать навык чтения слоговых цепочек. Воспитывать у детей умение внимание к звуковой культуре речи. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии. |
50. | Звуки и буквы Б-П | Различение звуков и букв Б - П. « Что мы знаем об инструментах?» Составление рассказов описаний и рассказов сравнений о инструментах по опорным карточкам и картинному плану. Упражнять в образовании и употреблении относительных прилагательных. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии. |
51. | Звуки и буквы Д -Т | Различение звуков и букв Д - Т. Упражнять в образовании сложных слов. Формировать умение читать слоги, слова и предложения. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии. |
52. | Звуки и буквы В-Ф | Различение звуков и букв В - Ф. « Путешествие в мир посуды?» Составление рассказов описаний и рассказов сравнений о посуде по опорным карточкам и картинному плану. Упражнять в составлении сложных предложений с союзом А. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии. |
53. | Звуки и буквы К -Г | Различение звуков и букв К - Г. Уточнить артикуляцию и характеристику звуков К, Г. Упражнять в подборе слов – предметов к словам – признакам, в согласовании слов и роде и числе. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии. |
54. | Звуки и буквы Ш - Ж | Различение звуков и букв Ш - Ж. « Что мы знаем о мебели?» Составление рассказов описаний и рассказов сравнений о мебели по опорным карточкам и картинному плану. Упражнять в образовании формы 2 –го лица единственного числа глаголов. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии. |
55. | Звуки и буквы С - З | Различение звуков и букв С - З. « Такие разные насекомые» Составление рассказов описаний и рассказов сравнений о насекомых по опорным карточкам и картинному плану. Упражнять в составлении предложений с предлогами ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД + существительное. В форме родительного падежа. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии. |
56. | Звуки и буквы К - Т | Различение звуков и букв К – Т Упражнять в составлении сложных предложений с союзом «А». Упражнять в правильном употреблении предлогов «К», «ОТ». Развивать фонематические процессы. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии. |
Апрель | ||
57. | Звук и буква Й | Уточнить артикуляцию и характеристику звука Й. Продолжать формировать умение определять позицию звука в слове. Упражнять в образовании прилагательных от глаголов и подборе к ним существительных. Развивать фонематические процессы. Познакомить с графическим обозначением звука. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии. |
58. | Звуки и буквы Ль, Й | Закрепить навыки различения и произношения звуков ЛЬ, Й изолированно, в слогах, словах, предложениях. Продолжать формировать умение определять позицию звука в слове. Упражнять в образовании относительных прилагательных. Закрепить представления о графическом обозначении звуков. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии. |
59. | Звуки и буквы С-Ш | Закрепить навыки различения и произношения звуков С, Ш изолированно, в слогах, словах, предложениях. Продолжать формировать умение определять позицию звука в слове. Упражнять в составлении предложений по сюжетным картинам. Упражнять в чтении слогов, слов и предложений. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии. |
60. | Звуки и буквы Р-Л | Закрепить навыки различения и произношения звуков Р, Л изолированно, в слогах, словах, предложениях. Продолжать формировать умение определять позицию звука в слове. Упражнять в составлении предложений с предлогом «РЯДОМ» + существительное в форме творительного падежа единственного числа. Развивать фонематические процессы. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии. |
61. | Звуки и буквы З-Ж | Закрепить навыки различения и произношения звуков З, Ж изолированно, в слогах, словах, предложениях. Продолжать формировать умение определять позицию звука в слове. Упражнять в запоминании и воспроизведении слов с обоими звуками. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии. |
62. | Буква Ё | Уточнить произношение звукосочетания «ЙО», слогов, слов и предложений с ним. Совершенствовать умение делить слова на слоги. Упражнять в образовании форм глагола 3-го лица настоящего времени. Упражнять в употреблении названий детёнышей и птенцов с суффиксом «ЁНОК» в форме именительного падежа единственного числа и с суффиксом «ЁНК» в форме родительного падежа единственного числа. Познакомить с графическим обозначением звука. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии. |
63. | Буква Я | Уточнить произношение звукосочетания «ЙА», слогов, слов и предложений с ним. Совершенствовать умение делить слова на слоги. Упражнять в подборе прилагательных к существительным и согласовании их в роде, числе, падеже. Познакомить с графическим обозначением звука. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии. |
64. | Буква Ю | Уточнить произношение звукосочетания «ЙУ», слогов, слов и предложений с ним. Совершенствовать умение делить слова на слоги. Упражнять в образовании формы глагола 1-го лица настоящего времени. Упражнять в образовании прилагательных от существительных. Познакомить с графическим обозначением звука. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии. |
Май | ||
65. | Звуки и буквы Ч-Т | Совершенствовать навыки различения и произношения звуков Ч, Т изолированно, в слогах, словах, предложениях. Совершенствовать умение определять позицию звука в слове. Упражнять в сочетании местоимений и глаголов. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии. |
66. | Звуки и буквы Ч-Щ | Совершенствовать навыки различения и произношения звуков Ч, Щ изолированно, в слогах, словах, предложениях. Совершенствовать умение определять позицию звука в слове. Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии. |
67. | Звуки и буквы Ч-С | Совершенствовать навыки различения и произношения звуков Ч, С изолированно, в слогах, словах, предложениях. Совершенствовать умение определять позицию звука в слове. Упражнять в употреблении существительных в творительном падеже с предлогом «С». Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии. |
68. | Звуки и буквы Щ-С | Совершенствовать навыки различения и произношения звуков Щ, С изолированно, в слогах, словах, предложениях. Совершенствовать умение определять позицию звука в слове. Упражнять в образовании возвратных глаголов с частицей «СЯ». Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии. |
69. | Звук и буква Ц | Формировать навыки выделения и произношения звука «Ц» изолированно, в слогах, словах, предложениях. Совершенствовать умение определять позицию звука в слове. Упражнять в образовании существительных с суффиксом «НИЦ». Познакомить с графическим обозначением звука. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии. |
70. | Звук и буква Ч | Формировать навыки выделения и произношения звука «Ч» изолированно, в слогах, словах, предложениях. Совершенствовать умение определять позицию звука в слове. Упражнять в составлении притяжательных прилагательных. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений с союзом «Потому что». Познакомить с графическим обозначением звука. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии. |
71. | Тема «Звуки речи» | Закреплять представление о гласных и согласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких звуках. Совершенствовать умение выделять и различать твёрдые и мягкие, звонкие и глухие звуки изолированно, в слогах, словах. Совершенствовать навыки выполнения звукового анализа и синтеза слов. Развивать фонематические процессы. Развивать внимание, память, мышление. Развивать координацию речи с движением. Совершенствовать навык чтения слоговых цепочек. Воспитывать у детей умение внимание к звуковой культуре речи. |
72. | Тема «Буквы» | Закреплять представления о графическом обозначении звуков. Совершенствовать навык выделения первых букв и составления из них нового слова. Совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений, рассказа. Упражнять в написании букв, слогов и слов. Развивать фонематические процессы. Развивать внимание, память, мышление. Развивать координацию речи с движением. Воспитывать у детей умение внимание к звуковой культуре речи. Воспитывать у детей желание учиться читать и писать. |
3.Формы итогового и промежуточного контроля освоения Программы
3.1.Мониторинг речевого развития детей
Мониторинг речевого развития проводится по следующим методикам:
- Альбом для логопеда О.Б. Иншаковой.
- Тестовая методика «Диагностика речи детей старшего дошкольного возраста» (первичная и итоговая) Ю.В.Иванова.
- Картинный материал и речевая карта ребёнка 5-7 лет Н.В. Нищева.
Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей применяется следующая система мониторинга:
Приёмы диагностического изучения:
- беседы с родителями
- наблюдение за детьми
- беседа с детьми
Результаты логопедического мониторинга заносятся в диагностическую карту:
Диагностическая карта речевого развития дошкольников
________ месяц 20___ 20 ___учебный год учитель-логопед
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Заключение логопеда | Уровни развития | ||||||||||||||||||||
Слоговая структура слова | Словарный запас | Грамматический строй речи | Связная речь | Уровень речевого развития. | |||||||||||||||||||
Звукопроизношение | Фонематические процессы | ||||||||||||||||||||||
Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К |
Уровень речевого развития определяется суммой баллов:
Уровень развития | Количество баллов |
Высокий | 41 – 45 баллов |
Выше среднего | 32 – 40 баллов |
Средний | 23 – 31 балл |
Низкий | 14 – 22 балла |
Низший | 9 – 13 баллов |
В графе «итого» подсчитывается коэффициент выполнения:
коэффициент = сумма баллов / количество детей.
4. Методическое обеспечение Программы
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда в соответствии с Программой обеспечивает:
- экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой для дыхательных упражнений и развития моторики рук);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Предметно-развивающее пространство организовано таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его руководством.
Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем выделены несколько основных зон:
- Зона коррекции речи;
- Зона методического, дидактического и игрового сопровождения;
- Рабочая зона логопеда.
- Зона «Волшебный ветерок».
- Информационная зона для педагогов и родителей.
Перечень наглядно – дидактических материалов:
Обследование речевого и общего развития детей.
1.Материал по обследованию интеллекта:
- счетный материалы;
- разрезные картинки;
- исключение 4-го лишнего предмета;
- картинки и тексты со скрытым смыслом;
- картинки- шутки (что нарисовано неправильно);
- предметы для группирования их по цвету, форме, общей принадлежности к данной группе.
2.Материал для обследования всех компонентов языка:
- фонетики;
- лексики;
- грамматики;
- связной речи.
Коррекция звукопроизносительной стороны речи:
- артикуляционные упражнения;
- набор пособий для работы над речевым дыханием;
- предметные картинки на все изучаемые звуки;
- альбомы на автоматизацию поставленных звуков;
- игры на автоматизацию поставленных звуков;
- пособия для формирования слоговой структуры слова.
Формирование фонематического восприятия и звукового анализа:
- символы звуков;
- сигнальные кружки на дифференциацию звуков;
- схемы на звуко-слоговой анализ слов;
- предметные картинки на дифференциацию звуков;
- пособия для определения позиции звука в слове.
Формирование лексической стороны речи:
Предметные картинки по темам:
- овощи;
- фрукты;
- игрушки;
- мебель;
- одежда;
- обувь;
- домашние животные и птицы;
- дикие животные и птицы;
- цветы;
- деревья;
- насекомые;
- профессия;
- посуда;
- транспорт;
- водный мир.
Предметные картинки на подбор антонимов.
Картинки для расширения глагольного словаря.
Формирование грамматического строя речи:
Пособия:
- на все падежные формы существительных единственного и множественного числа;
- на все предложные конструкции;
- на все согласования;
- для формирования фразы.
Совершенствование навыков связной речи:
- серии сюжетных картинок;
- сюжетные картинки;
- наборы предметных картинок для сравнительных и описательных рассказов;
- наборы текстов для пересказов и пособия, облегчающие этот процесс.
Обучение грамоте:
- навесная азбука;
- схемы анализа предложений;
- наборы предметных картинок для деления слов на слоги.
5. Список литературы
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: метод. пособие. /А.Г.Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
2. Н.В. Нищева Картинный материал к речевой карте ребёнка с общим недоразвитием речи. Санкт-Петербург, Детство пресс 2018г.
3. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВАЛДОС, 2000. – 280 с.
4. Киреева О.Н. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта. ФГОС. Детство-Пресс, 2016.
5. Крупенчук О.И. Научите меня правильно говорить! Пособие по логопедии для детей и родителей. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 208 с.
6. Мелкозёрова Е. В. Рабочая программа коррекционной деятельности по преодолению фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи у детей 5–7 лет общеразвивающего ДОУ, не имеющего в своей структуре специализированных групп // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 479-490.
7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 224 с.
8. Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Пособие для логопеда. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008 .- 112 с.
9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. – М.: Издательство «Просвещение», 2008.
10. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием: Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждений компенсирующего вида. — М.: Школьная пресса, 2003.
11. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Коррекция нарушений речи: Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. — М.: Просвещение, 2008.
12. Филичева Т. Б. Каше Г. А. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи — М.:Просвещение,1978.
13. Н.Е. Арбекова Развиваем связную речь у детей 6-7 лет. Конспекты подгрупповых занятий логопеда. Москва, Издательство Гном 2022.
14. Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 6-7 лет с ОНР. Москва, издательство Скрипторий 2023.
15. Н.М. Миронова Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Москва, Издательство Гном 2022.
16. М.П. Белова Планы-конспекты занятий по обучению грамоте детей 6-7 лет. Санкт-петербург Детство-Пресс 2024.
17. Ю.В. Иванова Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Юные краеведы» Возраст детей: 6-7 лет Срок реализации: 1 год
Пояснительная запискаДошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной к...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направленности. Бисероплетение "Бусинка" возраст детей 5-7 лет. Срок реализации программы 2 года.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Занимательная математика» Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год
ДаннАЯ программа обусловлена рядом проблем. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организац...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА КРАСОК» Направленность: художественная Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации: 1 год (72 часа)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА КРАСОК» Направленность: художественная Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации: 1 год (72 часа) ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА КРАСОК» Направленность: художественная Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год (72 часа)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА КРАСОК» Направленность: художественная Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год (72 часа) ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Разноцветные ладошки» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года
Актуальность программы «Разноцветные ладошки» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей старше...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ» Возраст детей: 4-5 лет Срок реализации: 1 год
СОДЕРЖАНИЕ 1.Паспорт программыСтр.32.Пояснительная запискаСтр.53.Учебно-тематический планСтр.104.Содержание изучаемого курсаСтр.125Методическое обеспечение дополнительной образовательной пр...