Конспект НОД по рисованию в подготовительной к школе группе на тему «Дикие животные в лесу»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Воронцова Ирина Викторовна

Данный конспект ориентирован на детей 6-7 лет, показана совместная работа педагога с детьми по рисованию с применением интерактивной доски

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Д/с №97 «Хрусталик»

АНО ДО «Планета детства «Лада»

Конспект

 НОД по рисованию в

 подготовительной к школе группе на тему

 «Дикие животные в лесу».

Составила воспитатель по изодеятельности

Воронцова И.В.

г.о. Тольятти, 2019г.

Программное содержание:

ОО Художественно – эстетическое развитие – развивать умение детей изображать диких животных, используя знакомые приёмы рисования. Закрепить навыки работы кистью.

ОО Познавательное развитие – продолжать знакомить детей с дикими животными средней полосы. Формировать знания о художниках – анималистах.

ОО Речевое развитие – продолжать развивать умение детей выразительно читать стихи и загадки.

ОО Физическое развитие – упражнять детей в умении сочетать слова с движениями.

ОО Социально-комуникативное развитие – воспитывать эмоциональное отношение к живой природе, любовь к животным.

Предварительная работа:

Рассматривание серии картин, выполненных разными художниками – анималистами. Беседа на тему « Что ты знаешь о диких животных?». Дидактическое упражнение «Определи животное», «Чьи следы на снегу?». Дидактическая игра «»Кто живёт в лесу?». Заучивание стихов и загадок о диких животных. Рисование диких животных по схемам.

Материал:

Иллюстрации леса, диких животных, следов диких животных на снегу. Схемы рисования диких животных. ( На интерактивной доске). Рисунки детей с изображением леса с предыдущего занятия, кисти тонкая и щетинная, гуашь, ватные палочки.

Методические приемы

1часть:

Дети, какое сейчас время года? (Зима).

Я приглашаю вас сегодня на прогулку в зимний лес. Вы согласны? Закройте глаза (изображение леса).

Перед вами зимний лес,

Полон тайны и чудес.

 Идём по широкой дороге, а слева и справа мы видим какие деревья? (дети называют деревья). А вот мы сворачиваем на узкую дорожку. А в лесу?

Всем знакома чародейка

Матушка – зима.

Лёгкой поступью небрежной,

Вот она сама! Тютчев.

 Нас встречают,  какие деревья? (берёзы). Это какой лес? (берёзовая роща).

Посмотрите, какой красивый здесь снег.

Снег, снег, снег, снег,

Белый снег пушистый

Снег, снег, снег, снег,

Белый серебристый. Горин А.

Идём дальше и перед нами какие деревья (ели)? Это какой лес (еловый)?

Невольно вспоминается стихотворение Ф. Тютчева «Зима».

 Чтение стихотворения ребёнком.  Сейчас мы с вами на полянке где растут разные деревья. Поиграем с вами в игру «Узнай дерево». Чтение стихотворения С. Есенина «Берёза». А сейчас мы встретимся с дикими жителями леса. Как сказать  одним словом? (Дикие животные).

Животное появиться перед вами, если вы отгадаете загадку. Ребёнок загадывает загадку, дети отгадывают загадки, и появляется животное. Загадки:

Зверька узнали мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой

А в рыжей шубке летом (белка).

По лесу скачет –

Ушки прячет,

Встаёт столбом –

Ушки торчком (заяц).

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый -  краса!

А зовут её..(лиса).

Есть у нас такой обычай,

 Стаей ходим за добычей,

Прячемся у тёмной ёлки.

Кто мы  - лисы или волки (волки)?

Снега копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога, раскинув широко (лось).

Люблю я под дубами

Кормиться желудями,

Хоть я родственник свиней,

Я выносливей, сильней.

Смелость, ловкость мне дана.

Узнаёте …(кабана).

Дальше мы будем узнавать диких животных по следам. Перед вами будут появляться следы животных, а вы должны сказать, чьи это следы, и животное перед вами появится (следы белки, волка, зайца, лисы, лося).

На предыдущем занятии мы с вами были художниками пейзажистами и рисовали что (зимний лес)? А сегодня мы с вами будем художниками – анималистами и будем рисовать в это лесу что (диких животных)?

Сейчас мы вспомним, чем отличаются друг от друга все дикие животные: (ушами, хвостами, мордочками, окраской шерсти). А чем они похожи: (у всех есть овальное туловище, круглая голова, четыре лапы, хвост, шерсть на всех частях тела)? Вы рисовали в группе и на занятиях животных по схемам, вот они перед вами.

2 часть:

 Сейчас вы возьмёте схему животного, которого вы хотели нарисовать в своём лесу и нарисуете его.

Разомнём наши пальчики перед рисованием:

Пальчиковая гимнастика «Кто в лесочке живёт?» (И. Гурина).

Кто в лесочке живёт? (Переплести пальчики, имитируя лес.)

Под корягой – серый крот, (Загибать указательным пальцем левой руки пальчики на правой руке, начиная с мизинчика).

В ельнике – лосёнок.

За холмом зайчонок,

Под кустом – лисичка,

 На сосне – синичка!

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальцы загибать (Сжимать и разжимать кулачок).

Дети рисуют диких животных под музыку.

3 часть:

Динамическая пауза «Звериная зарядка» (по стихотворению А. Барто). Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Раз – присядка,

Два – прыжок

Это заячья зарядка.

А лисята как проснутся,

Любят долго потянуться,

Обязательно зевнуть,

Ну и хвостиком вильнуть.

А волчата спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть.

Ну и мишка косолапый,

Широко расставив лапы-

То одну, то обе вместе, -

Начинает бег на месте.

4часть:

А сейчас мы с вами из рисунков сделаем выставку «Дикие животные в лесу».

Дети вы были очень хорошими художниками – анималистами, красиво нарисовали диких животных, они получились у вас как живые. Какие же они у вас по характеру получились и как вы это показали в рисунке, (рассказа детей).

Литература:

А.Т. Волобуев Загадки и стихи о животных для детей, Творческий центр     «Сфера», М, 2009г.

Л.Н. Калмыкова Здравствуй, пальчик! Как живёшь? Издательство «Учитель», В, 2014г.

Н.Н.Леонова Художественно – эстетическое развитие детей в подготовительной к школе группе ДОУ, Детство «Пресс», С/п, 2015г.

Воспитание эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности (рисование).

(Сообщение из опыта работы к педсовету).

Воспитатель по изодеятельности

 Е. И. Павлова.

Д/с № 97 «Хрусталик»

«АНО ДО «Планета детства «Лада»

г.о. Тольятти, 2016год.

Человек, развитый эстетически с малых лет, ко всему в мире относится как к живому и ценному самим фактором своего существования, С.Г. Лупан.

 

        Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение, В этот период развитие идёт как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного существа младенец превращается в активную личность. Получают определённое развитие все стороны психики ребёнка, закладывается фундамент для дальнейшего роста. Усложняется эмоциональная жизнь ребёнка: обогащается содержание эмоций.

        Эмоции – это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную и субъективную окраску. Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний. А для ребёнка эта задача становится ещё более трудной. Ребёнок -  существо эмоциональное: чувства господствуют над всеми сторонами жизни, придавая им особую окраску. Маленький ребёнок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребёнок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

        Огромная роль в развитии эмоциональной сферы дошкольников принадлежит искусству. С его помощью ребёнок эмоционально познаёт себя и других людей. Организация взаимодействия детей с искусством помогает ребёнку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами, звуками, красками, движениями, словом.

        Для детей характерен перенос испытываемых эмоций в процессе общения с произведениями в различные виды деятельности. Наиболее часто в рисовании. Важным показателем в рисовании является цвет. Хорошо развитое чувство цвета, помогает полнее почувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить духовный комфорт. С давних времён люди придавали цвету особое значение. Цвет оказывает на людей эмоциональное воздействие. Одни цвета успокаивают нервную систему, другие, наоборот, раздражают.

        О факте воздействия цвета на эмоциональное состояние свидетельствуют реакции ребёнка дошкольного возраста на объекты различных цветов. В своей работе я столкнулась с тем, что дети даже в старшем возрасте имеют слабо развитое цветовосприятие и навыки работы с цветом. Овладение детьми цветом организуется с целью решения двух взаимозависящих друг от друга задач. С одной стороны, формирование чувства цвета является неотъемлемой частью сенсорного восприятия. С другой стороны, дети учатся соответствующим образом отражать свойства и признаки предметов в рисунке. В процессе развития в эмоциональной сфере ребёнка происходят изменения.  Как говорил Н. Заболоцкий: «Два мира есть у человека. Один, который нас творил, другой, который мы от века творим по мере наших сил». Каким будет второй мир у ребёнка, зависит от нас взрослых.

        В рисунках дети отображают не только определённый сюжет, но и передают своё настроение. Для этого они используют цвет как ведущее эмоциональное средство. Надо отметить, что в цветовом решении рисунки детей отличаются разнообразием палитры используемых красок. Некоторые дети отображают собственное эмоциональное состояние только посредством цвета, что свидетельствует о выделении детьми данных средств  выразительности для изображения переживаний, о творческом характере детской деятельности.

        Изобразительное творчество – это особая деятельность, поскольку её результат относится к сфере духовного, личностного самовыражения.Строя отношения со специалистом, владеющим языком искусства, ребёнок получает новый опыт, который он может нести в жизнь. Главное – это создать пространство безопасности и доверия. Этим пространством для ребёнка на время становится белый лист бумаги. Через творчество ребёнок адаптируется к окружающему миру. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий. В своих рисунках дети изображают фантастические элементы, которые выражают их уровень видения больших проблем человека, а, следовательно, их отношений с собой, семьёй и окружающим миром.

        В основном на занятиях по рисованию дети использую разные изоматериалы: гуашь, акварель, восковые мелки, цветные карандаши, и так далее. Используя все эти материалы, дети передают своё отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке.

        Для того чтобы ребёнок мог творить, сначала нужно его научить, как перенести на бумагу то, что возникло в воображении. Если этого не сделать то, замечательные фантазии ребёнка, которые возникают в сознании ребёнка, могут превратиться в бессмысленную мазню, которая вызовет у ребёнка разочарование и даже оттолкнуть от занятия живописью. Психологи считают, что эмоциональное развитие ребёнка тесно связано с тем, как и что он рисует. Ребёнок, в силу того, что он незнаком с изобразительной техникой, просто не может выразить то, что он чувствует и понимает. Только после овладения ребёнком хотя бы элементарными основами живописи можно говорить об отражении в рисунке его эмоционального восприятия окружающего мира.

        На занятиях вместе с детьми овладеваем навыками работы разными изоматериалами, выбираем собственную манеру письма и колорита, смешиваем цвета в разных сочетаниях, наблюдаем, обсуждаем, как меняется характер, настроение. Всё это способствует развитию в душе ребёнка особых переживаний, наполненных фантазией.

        Особенно детей увлекает гуашь. Быстро написанный рисунок гуашевыми красками может быть с лёгкостью покрыт новым слоем. Комбинируя изобразительные материалы, технику письма, дети добиваются различных колористических вариантов. Интересны работы выполненные гуашевыми красками, такие как: «Мой космос», «Зимний лес», «На морском дне», «Лес точно терем расписной». У них каждый цвет звучит самостоятельно, ярко. В их загадочных каракулях родители с удовольствием узнают реальные образы.

        В произведениях искусства и в собственных рисунках дети наблюдают за цветовыми взаимодействиями, гармонизируют внутренние процессы, связанные с цветосенсорикой. Поэтому положительные эмоции составляют основу психического здоровья детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребёнка, то, поддерживая и развивая интерес ребёнка к изобразительному творчеству, способствуют их эмоциональному благополучию.

        Музыкальное сопровождение во время рисования вдохновляет детей на создание выразительных, эмоционально значимых для них образов. Много точек соприкосновения между словами и изобразительным искусством. Они дополняют друг друга, активизируют художественное восприятие образа. В рисунках на тему «Рисуем музыку» в подготовительной группе, дети изобразили свои эмоции в образах: море, бабочки, цветы, лес, девочка играет на скрипке, цветной коврик.

        Эмоциональный отклик вызывает у детей рисование по стихотворению поэтов.  Например: такие стихи как: «Белая берёза», «Чародейкою зимою околдован лес стоит», «Ели на опушке до небес макушки», «Лес, точно терем расписной» и так далее. Стихи дают детям эмоциональный заряд для рисования, и они стремятся изобразить предметы в стихах похожими, вкладывая в тоже время своё впечатление в изображаемый предмет.

        «Минутки любования» – один из любимых детьми вид деятельности. Наблюдая за природой на прогулках, дети разглядывают её красоту и многоцветье. Любование природой помогает развивать цветовосприятие у детей эмоционально – чувственным образом, что особенно важно для дошкольников. Рассматривая облака, дети отмечают их оттенки, и сходство с реальными объектами; собирая осенние листья, прислушиваются к их шуршанию, замечают, что они становятся хрупкими, убеждаются, что на одном дереве листочки разных цветосочетаний, сортируют их по оттенкам, находят самые красивые. Любуясь снегом, обращают внимание на его палитру, на цвет теней, на узоры следов, знакомятся с его свойствами. Дети узнают о красках времён года и используют их в своих рисунках.

        В своей работе использую проблемно – поисковый метод, то есть ставлю перед детьми проблему, в которой нет готовых ответов, Детям предлагаю нарисовать своё настроение, песенку весны, грустную и весёлую сказку, если бы я был волшебником, в стране хохотании. В этих работах у детей появляется индивидуальное видение мира, они отличаются самобытностью и фантазией. В процессе решения проблемы дошкольники открывают связи между предметами и явлениями, общие закономерности изменений в природе, разворачивают обобщённые схемы окружающей действительности.

        Чаще на практике интегрирую разные образовательные области, такие как: социально-познавательную, физическую, художественно-эстетическую. Например на занятии «Дикие животные в лесу». Используя выразительные средства, учу детей передавать эмоциональное состояние героев, настроение, сезонные и временные отношения в природе. Важно для меня закрепить у ребёнка сознание уверенности в том, что он сумеет всё. Не заставляю стремиться к точному воспроизведению героя, предмета на бумаге. Главное  - помочь сохранить его индивидуальность, подчеркнуть в нём важные для юного художника качество, умение передать своё эмоциональное отношении через цвет, свет, форм у, ритм, художественные средства. Проведение интегрированных занятий позволяет детям самостоятельно ставить изобразительные цели и задачи, активно искать способы реализации задуманного и выразительности создаваемых образов.

        Для эмоционального и творческого развития ребёнка важную роль играют нетрадиционные техники рисования, которые я часто использую в своей практике, Доступность использования нетрадиционных техник определяю возрастными особенностями дошкольников. Работы, выполненные в нетрадиционной технике, дают детям неожиданный результат их работы и вызывают большие эмоции. Например: рисование весёлые и грустные кляксы, рисование бабочки в технике монотипии и так далее.

        Ознакомление дошкольников с произведениями изобразительного искусства провожу с использованием репродукций картин, чтобы показать особенности разных предметов, времён года, средства выразительности. Знакомство дошкольников с произведениями изобразительного искусства ведётся как в обучающей деятельности, так и во втором блоке. Эта работа направлено на формирование у детей интереса к природе, красивым предметам быта, народного, декоративно- прикладного и изобразительного искусства.

        Для закрепления  использую игровые приёмы, которые помогают расширять необходимые знания и умения владения основными техниками, для отражения в рисунке его эмоционального уровня. Игры использую в соответствии с возрастом детей. Например: в младшей группе использую игровую мотивацию. В средней такие игры как, «Узнай по силуэту». «На что это похоже».В старших, подготовительных группах «Сложи натюрморт», «Узнай узор», «Тайны живописи» и так далее.

        Использую в работе рисование коллективных работ, готовые работы вызывают восторг детей. Это такое рисование как морозное окошко, букет для снегурочки, яблоки поспели и так далее.

        Особое место в работе по эмоционально – творческому развитию занимает самостоятельная изобразительная деятельность, в процессе которой ребёнок самостоятельно выбирает для себя вид занятий и изменяет его в случае необходимости. Большое значение имеет создание в группе развивающей среды для свободного и совместного творчества взрослых и детей. И конечно надо уделять внимание для просматривания работ или рисунков детей, для того чтобы подсказать или вдохновить ребёнка на завершение работы.

        В работе использую методическую литературу для творческого рисования. Такие как: Н. В. Дубровская «Рисунки, спрятанные в пальцах, Маргрет Реттих «Я научился» и другие. Творческое рисование развивает воображение, творчество и конечно эмоции ребёнка.

        Одна из ценностей дошкольного возраста – повышенная эмоциональность ребёнка. Рассмотрев основы развития эмоций у дошкольников, мы пришли к выводу, что роль эмоций в управлении поведением человека переоценить трудно. Не случайно практически все авторы, исследовавшие эмоции, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением. Эмоциональная сфера дошкольника – важнейшая система, которая оказывает огромное влияние на психическую жизнь и поведение ребёнка.

Методические рекомендации:

  1. Воспитателям групп обратить особое внимание на развитие эмоциональной сферы дошкольников путём развития изобразительной деятельности.
  2. Шире использовать интеграцию различных видов деятельности для развития эмоциональной сферы ребёнка в изодеятельности.
  3. Для развития положительных эмоций детей использовать в разных видах деятельности произведения художников, скульпторов, композиторов.        

                 

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие в подготовительной к школе группе на тему "Дикие животные наших лесов"

Цель:  Активизация и расширение словаря по теме, закрепление названий жилищ и семей диких животных...

конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе по теме « Дикие животные»

Цель. Закрепление знаний детей о диких животных через интеграцию всех 5 образовательных областей: Познавательное развитие  (ФЭМП), познавательное развитие (ФЦКМ), социально – коммуникативно...

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в подготовительной к школе группе по теме "Дикие животные наших лесов"

Планирование воспитательно- образовательной работы в подготовительной группе №14 «Смешарики» на неделю.Тема недели:«Дикие животные наших лесов».Цель: Создание условий для расши...