РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО — ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В РАМКАХ ФГОС
статья по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Ваткушева Юлия Вячеславовна

В статье говорится,  какую роль играет художественно-эстетическое воспитание на развитие гармоничной личности ребенка.  Благодаря искусству ребенок становится физически, нравственно и психически здоровым человеком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО — ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В РАМКАХ ФГОС

Ваткушева Ю.В.

        Воспитатель МБДОУ  «Детский сад №114 г. Казань» Республики    Татарстан

 «Красота спасет мир…»

На первый взгляд знаменитое высказывание  Ф.М. Достоевского – просто красивая фраза. Однако это высказывание имеет отчетливо – конкретный смысл. Речь идет о красоте человека, внутренней красоте, о красоте души. Именно красота души каждого человека и способна в совокупности изменить мир, в котором человек живет.

       Здоровье-понятие многогранное, оно включает в себя не только физическое здоровье, но еще и духовное. Существует три вида понятия «здоровье»: Физическое здоровье Психическое здоровье Нравственное здоровье Рассмотрим все 3 вида. Под физическим здоровьем подразумевается такое состояние организма, при котором все органы и системы человека хорошо функционируют, и человек чувствует себя здоровым. Вторым видом считается психическое здоровье. Под этим понятием понимается состояние головного мозга, эмоциональной устойчивостью, мышлением, развитием памяти. И, наконец, третий вид здоровья-нравственное. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т. е. жизни в определённом человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он  пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

       Хотелось бы остановиться на художественно — эстетическом  воспитании, которое всесторонне гармонично развивает здоровую личность ребенка, т.е нравственное, интеллектуальное, социальное здоровье.

       Важным фактором целенаправленного эстетического воздействия на личность является ИСКУССТВО.  

Искусство — это источник формирования творческих способностей ребенка.

К Искусству относятся:  изобразительное искусство, музыка, литература,

архитектура, дизайн, театр и т.д.

ИСКУССТВО— побуждают творческое начало, формируют и развивают человека разносторонне  

  Кроме искусства на личность влияют и другие условия и средства:

- развивающая среда:

- красота отношений между людьми;

- обстановка;

- внешний вид человека.

- природа:

- животные мир;

- природа.

- художественная деятельность:

- театрализованные игры;

- музицирование;

- словесно — художественное творчество;

- изобразительное и декоративно — прикладное творчество

Занятия художественно — эстетического цикла (ИЗО, лепка, музыка, аппликация) в детском саду,  являются важными для  всестороннего развития детей.

- учатся видеть и чувствовать прекрасное и великое;

-  развивается художественный вкус;

-  учатся выражать свои чувства, эмоции, от увиденного и услышанного;

        - учатся мыслить, рассуждать,

- развитие творческих способностей, речи;

-  формируются  навыки восприятия художественных произведений;

- развитие культуры поведения, культуры речи;

-развивается бережное отношение к природе, к братьям нашим меньшим, человечеству;

- учатся трудится, доводить работу до конца;

- становятся более ответственными

        - развитие культурно — гигиенических навыков и навыков самообслуживания

 Кроме этого, на занятиях художественно — эстетического цикла идет не только нравственное развитие , но и физическое развитие:

- на занятия  художественной деятельности (изо, аппликация, лепка)

  • развитие мелкой моторики рук;

- на уроках музыки (пения)

  • происходит дыхательная гимнастика,
  • укрепляются хрупкие голосовые связки;
  • профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

- при прослушивании музыки -

  • повышает иммунитет детей;
  • снимает напряжение и раздражительность;
  • уменьшает головную и мышечную боль;
  •  восстанавливает дыхание.

- на танцах —

  • развитие мускулатуры тела;
  • благотворное влияние на внутренние органы сердце, легкие;
  • общее физическое развитие.

 Исходя из всего выше сказанного, можно сделать следующие выводы:

- одним из важных условий, от которых зависит успешность приобщения дошкольников к эстетическим ценностям, является руководство этим процессом со стороны педагога, ибо характер и уровень отношений в этом возрасте определяют взрослые;

- педагог должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок;

- данная работа кропотливая, требующая от педагога умение систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольиков в соответствии с ФГОС ДО

Искусство начинается с удивления.  Умение удивляться (казалось бы  обыденному), и есть начало творчества. К сожалению, людей   которые видят лужу под ногами, а не звезды отр...

Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Искусство начинается с удивления.  Умение удивляться (казалось бы  обыденному), и есть начало творчества. К сожалению, людей   которые видят лужу под ногами, а не звезды отра...

Методические рекомендации для педагогов: «Использование рефлексии как технологии становления и развития личности дошкольника в рамках ФГОС ДОУ»

Материал будет интересен начинающим педагогам ДОУ в качестве рекомендаций к применению технологии рефлексии в своей педагогической деятельности....

«Роль художественно-эстетического воспитания в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"

Из опыта работы. Какую роль играет художественно - эстетическое воспитание в развитии творческих способностей....

Роль художественно-эстетического воспитания в развитии дошкольников

Художественно- эстетическое воспитание дошкольников это – организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекр...

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетического воспитания и развития ребёнка-дошкольника.

В статье раскрываются  важные вопросы о сотрудничестве детского сада и семьи в контексте музыкального воспитания и развития ребёнка....