Методические рекомендации для педагогов: «Использование рефлексии как технологии становления и развития личности дошкольника в рамках ФГОС ДОУ»
учебно-методический материал по теме
Материал будет интересен начинающим педагогам ДОУ в качестве рекомендаций к применению технологии рефлексии в своей педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.zip | 537.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для педагогов:
«Использование рефлексии как технологии становления и развития личности дошкольника в рамках ФГОС ДОУ»
Вы меня спросите почему мною освещается именно эта тема? Но, ведь использование рефлексии является важнейшей составляющей современных образовательных технологий. Эта тема очень актуальна и на мой взгляд заслуживает большего внимания.
Во-первых, в основе требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования лежит принцип развития познавательной деятельности дошкольников, необходимость становления самостоятельности, их целенаправленности и саморегуляци собственных действий. Педагогу в данном контексте необходимо обеспечить преемственность целей, задач и содержание образования, помогать детям осваивать новые технологии познания, не только окружающего мира, но и самого себя.
Во-вторых, в образовании так же ставится задача по реализации метапредметного рефлексивного обучения.
А, в-третьих, формирование предпосылок рефлексии в дошкольном возрасте, процесс сложный, последовательный, требует массу времени и усилий. Самый популярный итоговый вопрос педагогов после образовательного мероприятия: «Понравилось ли вам дети»? Кто-то ответит «да», кто-то «нет», а некоторые просто промолчат. Промолчат по разным причинам. Одни, чтобы их не осудили за мнение, которое отличается от мнения большинства группы. Другие, просто стесняясь высказаться. А ведь задача педагога узнать мнение каждого ребенка. Если рефлексия проводится системно, регулярно то этот алгоритм дошкольники достаточно быстро осваивают и уверенно применяют, начиная с простейшего вида, а затем постепенно уточняя и детализируя изо дня в день.
Чтобы реализовать эти задачи, педагог должен сам владеть рефлексивными умениями.
Так, что же такое - эта загадочная и многогранная «рефлексия»?
Рефлексия (лат. reflexus — отражение) - форма психической деятельности, проявляющаяся в стремлении к постоянному анализу своих мыслей, поступков, переживаний, эмоций.
Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
Из определений термина «рефлексия», общим для них является связь рефлексии с самооценкой, самонаблюдением, осознанием своего состояния. В возрастной психологии существуют разные мнения о том в каком возрасте происходит формирование рефлексии у ребенка. Одни утверждают, что к 5-6 годам, другие, что формирование проходит в возрасте 7-8 лет. Но, точно то, что в дошкольном возрасте формируются предпосылки к рефлексии. И с учетом этих возможностей важно готовить воспитанника ДОУ к поступлению в школу. Рефлексия влияет на самооценку личности, а стало быть на ее становление.
Рефлексия выполняет в педагогическом процессе следующие функции:
1. диагностическую (выявление уровня взаимодействия между участниками образовательных отношений, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств);
2. проектировочную (проектирование и моделирование деятельности участников образовательных отношений);
3. организаторскую (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);
4. коммуникативную (как условие продуктивного общения участников образовательных отношений);
5. смысло-творческую (формирование в сознании участников образовательных отношений смысла их деятельности и смысла их взаимодействия);
6. мотивационную (определение направленности совместной деятельности участников образовательных отношений на результат);
7. коррекционную (побуждение участников образовательных отношений к изменению (корректировке)их взаимодействия и деятельности).
Учитывая все эти функции, педагог может придавать разную направленность воспитательно-образовательному процессу.
Отечественными и зарубежными учеными описано множество различных классификаций рефлексии. Но, мне хотелось бы остановится на наиболее часто используемой классификации при взаимодействии с дошкольниками.
• рефлексия эмоционального состояния и настроения;
• рефлексия деятельности;
• рефлексия содержания образовательного материала.
При использовании в образовательном процессе приемов для формирования предпосылок рефлексии рекомендуется соблюдать следующие правила:
• выражение чувств, переживаний, эмоций, настроений ребенком может быть только по его собственному желанию и не должно доставлять ему (ребёнку) внутреннего дискомфорта;
• не допустимо оценивание высказываний ребенка педагогом и другими детьми.
Чтобы реализовать современные требования к дошкольному образованию, педагогу надо знать особенности психического развития детей, их половые, гендерные и индивидуальные особенности.
Важным психологическим условием, побуждающим детей к рефлексии, является поддержка педагога: его неторопливость в ожидании ответа ребенка, открытость к разным точкам зрения, приветливость, положительно-эмоциональное отношение и оценка, вселяющая в ребенка уверенность в своих возможности.
Успешное овладение детьми навыками осмысления возникающих ситуаций позволит им переходить от импульсивного поведения к поведению осмысленному, управляемому.
Осмысленное поведение ребенка позволит ему полноценно подготовиться к обучению в школе, где основными новообразованиями становятся:
– внутренний план действия – как способность к планированию и выполнению действий;
– рефлексия – как способность анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности;
Очень важно, чтобы и педагог мог проводить саморефлексию, находится в постоянном поиске. Попробуем задать рефлексивные вопросы сами себе:
- Что я делаю?
- С какой целью?
- Каковы результаты моей деятельности?
- Как я этого достиг?
- Можно ли сделать лучше?
- Что я буду делать дальше?
Пока педагог задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации: воспитание нравственности в общении с природой как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГТ в образовательном процессе ДОУ.
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильное отношение ребёнка к природе, его окружающей. Воспитатель в группе является носителем экологической ...
МАСТЕР-КЛАСС «Рефлексия - технология становления и развития личности»
Цель мастер-класс: Познакомить коллег – педагогов с понятием «рефлексия» и «саморефлексия» в ДОУ и освоение ими новой педагогической технологии становления и развития личности, а также повышения профе...
Использование современных педагогических технологий в процессе экологического воспитания дошкольников (в рамках ФГОС ДОУ).
Главная задача современных технологий экологического образования детей дошкольного возраста - формирование осознанно-правильного отношения к тем объектам природы, которые рядом с ними. Рассмотрим неко...
РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО — ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В РАМКАХ ФГОС
В статье говорится, какую роль играет художественно-эстетическое воспитание на развитие гармоничной личности ребенка. Благодаря искусству ребенок становится физически, нравственно и психич...
Методические рекомендации для педагогов "Использование современных игровых технологий математического развития детей дошкольного возраста"
Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).Методические рекомендации представляют с...
Мастер-класс "Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию старших дошкольников в рамках ФГОС ДО."
Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию...