Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования
статья по рисованию на тему

 Искусство начинается с удивления.  Умение удивляться (казалось бы  обыденному), и есть начало творчества. К сожалению, людей   которые видят лужу под ногами, а не звезды отраженные в ней ,  становится все больше и больше.  Их мир сузился до экранов телевизоров и мониторов.  Люди стали меньше общаться, читать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 15.docx_iskusstvo.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников в соответствии с  ФГОС дошкольного образования

                                   Двое смотрят вниз: один видит лужу под ногами,

                                     другой – звезды, отраженные в ней…          

                                                                                                                  (Эзейнштейн)

                                                                                                             

 Искусство начинается с удивления.  Умение удивляться (казалось бы  обыденному), и есть начало творчества. К сожалению, людей   которые видят лужу под ногами, а не звезды отраженные в ней ,  становится все больше и больше.  Их мир сузился до экранов телевизоров и мониторов.  Люди стали меньше общаться, читать.  Падает общая культура человека.  Одной из необходимых предпосылок повышения общей культуры человека, становления его как духовной сущности понимающей себя и мир вокруг себя, является художественно эстетическое воспитание. В процессе художественно- эстетического воспитания развиваются все стороны личности. Сегодня цель художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования рассматривается в системе основ художественно-эстетической культуры ребенка, в результате которой у него формируется интегральное качество личности, характеризующееся гуманистической направленностью в художественно-эстетической  деятельности, выражающейся в эстетико-поведенческих элементах культуры и создании продуктов собственного творчества.                                                                                                                            В настоящее время художественно-эстетическое развитие включает в себя следующий круг задач:                                                                                                                                  -развитие творческого потенциала ребенка;                                                                     -развитие образного, ассоциативно мышления;                                                                                             -развитие самостоятельности и творческой активности.                                                                            В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:                                                                                                                                                      - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.                                                                                                                                                                                – становление эстетического отношения к окружающему миру;                                                                          - формирование элементарных представлений о видах искусства;                                                           - восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;                                                                      - стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;                                                                                                                       - реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).                                     Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:                                                                                                                                                                1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенной в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;                                                                                                                                      

2) опыт художественно-творческой деятельности.

     Художественные впечатления раннего детства сильны и остаются в памяти надолго, возможно на всю жизнь. Для успешного художественно-эстетического развития ребенка педагогу необходимо правильно использовать  в соответствии с возрастом разнообразные формы и виды детских занятий и развлечений. При этом надо помнить, что прямое педагогическое воздействие не приводит к одинаковому развитию детей. Поэтому нужна умелая, кропотливая работа с каждым ребенком, исходя из его растущих потребностей, интересов, желаний и возможностей.                                                                  В современном дошкольном образовании пересмотрены содержательные стороны условий и оценка их роли в художественно-эстетическом и творческом развитии личности. Обоснованием  основных содержательных условий в педагогике занимались многие исследователи: (В.И. Волынкин, А.Г. Гогоберидзе, И.А. Лыкова, Е.В. Бондаренко и др.), которые рассматривали их как культурные ресурсы и выделяли следующие условия:                                     - организация творчески наполненной , содержательной жизни ребенка в образовательном учреждении;                                                                                                                          - развитие эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения творческих замыслов ребенка и материалом  для развития воображения и фантазии;                                                                                                                          - обогащение культурного опыта и личностного опыта каждого ребенка с учетом особенностей его развития;                                                                                   - взаимосвязь организованных занятий с экспериментированием и самостоятельным творчеством.                                                                                                                   Собственная предметно-манипулятивная деятельность ребенка дает ему возможность при освоении мира через его преображение проживать чувство сопричастности, самореализации, художественно-эстетического наслаждения. Она аналогична деятельности взрослого, так как тоже предполагает созерцание, размышление и практическую реализацию замысла. Рождение идеи в голове ребенка, работа над замыслом, поиск средств его выполнения – важный и неотъемлемый этап любой творческой деятельности. Выход за рамки репродуктивного труда, расширение возможностей для творческой деятельности на занятиях – путь к формированию развивающейся , духовно богатой личности.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Художественное творчество дает возможность каждому ребенку выразить себя и реализовать свои способности с наибольшей полнотой.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Основной подход в работе с детьми личностно-ориентированный, определяющий степень взаимодействия педагога и ребенка особенностями их личностного развития. Ведущими методическими принципами при этом становятся:                                                                                                                                                                - принцип деятельности подразумевает активное включение ребенка в познавательную деятельность через участие в разрешении проблемной ситуации, освоении необходимых знаний, навыков и умений как фундамента для решения творческих задач;                                                                                                                                                                                              - принцип гуманности – уважении личности ребенка, признание его права на собственное мнение, на участие в художественно-эстетическом переживании и рефлексии, творческой свободы детей на занятиях;                                                                                                                                                                      

 - принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в деятельности ребенка, приобретение им собственного чувственного, интеллектуального опыта, технологического опыта;                                                                                                                                                                        -   принцип вариативности, который дает возможность развивать у детей вариативное (нестандартное, нелинейное) мышление;                                                                                               - принцип непрерывности должен обеспечить непрерывность художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении от возраста к возрасту, в семье.                                                                                                                              

  Необходимым условием в художественно-эстетическом воспитании детей является знакомство детей с народным искусством. Элементы народного творчества могут быть использованы:                                                                                                               - для оформления интерьеров, праздников, досугов;                                                                                                                                                                             - для слушания сказок, потешек, пословиц, поговорок, колыбельных песен, рассматривания изделий народных мастеров;                                                                                                                                                                              - для развития детского творчества (народное искусство в качестве образцов-эталонов – сначала  для воспроизведения, а затем для творческого осмысления и собственного творчества.                                      

   Развивая культуру эстетического восприятия ребенка, педагог одновременно формирует у него потребность самому создавать узоры, украшать предметы, высказывать свои оценочно-эстетические суждения при восприятии предметов окружающей действительности. Педагог учит детей видеть характерные признаки окружающих их предметов с эстетических позиций.

   Художественно-эстетическое воспитание помогает ребенку приобщиться к художественно-эстетической культуре, что открывает для него возможность полноценного духовного бытия. Необходимо отметить,  что высокая художественно-эстетическая культура во многом обладает важным позитивным значением для всех окружающих, так как является одной из составляющих культуры современного общества.

Библиографический список

1 Бутенко Н.В. Теоретико-методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста;

Теоретико-методологический аспект; монография (текст)/ Н.В. Бутейко,-М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2012 -410с.

 2 ФГОС,  - М. – центр педагогического образования 2014

------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями как условие активного физического развития дошкольников: реализация требования ФГОС дошкольного образования

Взаимодействие с родителями как условие активного физического развития дошкольников: реализация требования ФГОС дошкольного образования...

Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности с детьми Художественно-эстетическое, познавательное и речевое развитие дошкольников Тема: «Путешествие колобков».

Тема: «Путешествие колобков». Возрастная группа:1 младшая группа, дети 2-3 лет. Форма НОД: занятие Форма организации: групповая. Учебно-методический  комплект: Про...

Познавательное развитие дошкольников в контексте ФГОС дошкольного образования

Познавательное развитие дошкольников в контексте ФГОС дошкольного образования...

Презентация "Реализация современных подходов к художественно – эстетическому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования"

Презентация "Реализация современных подходов к художественно – эстетическому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования"...

консультация для педагогов "Речевое развитие дошкольников с учетом ФГОС дошкольного образования"

консультация раскрывает задачи речевого развития детей по ФГОС ДО в разрезе всех направлений по всем возрастным группам....

Эмоционально-личностное развитие дошкольников - актуальное направление в дошкольном образовании

Эмоционально-личностное развитие дошкольников - актуальное направление в дошкольном образовании...