«Роль художественно-эстетического воспитания в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"
статья
Из опыта работы. Какую роль играет художественно - эстетическое воспитание в развитии творческих способностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Из опыта работы
«Роль художественно-эстетического воспитания в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"
Подготовила воспитатель первой квалификационной категории Ковалева С.Т.
Добрый день уважаемые коллеги, наша сегодняшняя встреча посвящена художественно – эстетическому воспитанию, а именно какую роль оно играет в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.
Мы сегодня Вам расскажем, поделимся своим опытом, какую работу мы ведем в этом направлении. А также покажем несколько мастер классов по этому направлению.
Начать мне хочется с высказывания замечательного педагога В. А. Сухомлинского: «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество верная дорога к сердцу ребенка». Сухомлинский В.А.
Целью развития человека в каждом возрасте является гармоничное развитие. В детском возрасте фактором гармоничного развития является творческая деятельность, именно дошкольное детство наиболее благоприятный период развития у детей способности воспринимать, чувствовать прекрасное в жизни и искусстве, восхищаться красотой, творить, а также стремление ребенка самому участвовать в преображении окружающего мира по законам красоты. Уметь танцевать, конструировать, рисовать, лепить, петь и т.д.
Именно поэтому мы уделяем большое внимание художественно – эстетическому развитию своих воспитанников
Основная цель системы работы детского сада в рамках художественно-эстетического развития детей – это развитие творческих способностей каждого воспитанника, с учетом их индивидуальных особенностей. Возможно это благодаря созданию необходимых условий предметно-развивающего пространства учреждения, синтеза различных видов искусства (музыки, театра, живописи и литературы) и интеграции образовательных областей.
Основные задачи организации системы работы ДОУ в рамках художественно-эстетического развития это:
- сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и интересными делами, радостью сотворчества взрослых и детей;
- вызвать интерес к музыкально-театрализованной, литературной и художественно-изобразительной деятельности;
- побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности;
- учить согласовывать свои действия с действиями партнеров;
- создавать условия для развития грамматически правильной речи.
Для получения ожидаемых результатов в нашем дошкольном учреждении создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
обновление содержания образования педагоги постоянно осваивают новые нетрадиционные техники изобразительной деятельности, применяют их в своей работе, делая занятия с детьми интересными, познавательными, занимательными
создание условий для эстетического воспитания (Это конечно же кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды. Каждая группа детского сада эстетически оформлена в определенном стиле, имеются театральные, игровые уголки, центры искусства. Для занятий музыкой имеется музыкальный зал, костюмерная с небольшим театральным реквизитом, к каждому утреннику стараемся украсить зал, имеются разнообразные виды театра. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала.
Предметно – развивающая среда это не только оформление групп, но и и оформление территории нашего сада. на прогулках мы с детьми наблюдаем, восхищаемся красотой, строим, рисуем.
Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями);
Работа в детском саду строится в соответствии с требованиями комплексной образовательной программы "от рождения до школы" в сочетании с разработанными педагогами проектами «Фантазии полет и мир творенья», «Малыши - карандаши», «Театр – это чудо», «Чудеса пластинографии», «Маленькими ручками – целый мир»
При работе с родителями используем различные приемы и формы: дни открытых дверей, когда родители имеют возможность не только посетить любые занятия и режимные моменты в детском саду, но и принять активное в них участие; организация выставок – конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов и театральных кукол. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания, консультации, семинары-практикумы, мастер - классы.
- координация работы с другими учреждениями и организациями.
Тесно сотрудничаем с ЦГБ совместно с ней проводим и организуем различные конкурсы «Покормите птиц зимой», «Конкурс рисунков по мотивам русской народной сказки «Морозко»», «Фотоконкурс «Я, в этом городе живу», конкурс чтецов, где дети наши занимали призовые места.
Принимаем участие в конкурсах, проводимых музеем «Пожарная ярмарка» есть призовые места.
Активно участствуем в рамках ШО
Педагоги активно с детьми и родителями принимают участие в различных конкурсах (разного уровня) занимают призовые места.
Такая система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей, всех специалистов ДОУ, заведующей детским садом, старшего воспитателя. Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:
групповые и подгрупповые занятия,
праздники
развлечения,
дидактические игры,
выставки рисунков и поделок
занятия в библиотеке,
создание книг – самоделок.
Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.
Работа всего коллектива, акцент на эстетическом воспитании в течение четырех лет пребывания детей в стенах детского сада, дает свои результаты. К концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство. Большинство детей продолжают занятия, посещают кружки, музыкальную школу и школу искусств. По отзывам учителей, наших выпускников дети неплохо учатся. Готовность к школе выступает своеобразным итогом и качественным показателем достижений развития ребенка в дошкольные годы в условиях воспитания и обучения в детском саду.
Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником или актером, но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а созревают в его деятельности.
Интеграция образовательных областей позволяет синтезу различных видов искусства плавно проникнуть во все виды детской жизнедеятельности, обогащая и насыщая ее радостью созидания.
Введите в мир искусства малыша,
И он узнает, как сказка хороша,
Проникнется и мудростью и добротой,
И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественно-эстетическое воспитание как одно из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Работа по художественно-эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса. Формы организации эс...
Художественно –эстетическое воспитание как одно из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, поэтому мы, педагоги, заинт...
Обобщение опыта: Роль пластилинографии в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста
обобщение опыта по программе доп образования "Пластилиновое чудо"...
Художественно-эстетическое воспитание как одно из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Консультация для родителей....
Система работы ДОУ по художественно-эстетическому направлению в рамках развития творческих способностей детей дошкольного возраста
laquo;То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности. Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания». В.А.Сухомлинский ...