Конспект открытого занятия в старшей группе по художественно-творческой деятельности (изобразительное искусство) «Золотая хохлома»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Быковская Мария Александровна

Конспект открытого занятия в старшей группе по художественно-творческой деятельности (изобразительное искусство) «Золотая хохлома»

Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.

Задачи:

Приобщать детей к декоративно-прикладному искусству.

 Воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству.

 Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.

Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка) и видеть красоту;

 Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;

 Учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи;

Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;

Формировать знания об особенностях росписи  посуды.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект Золотая хохлома21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в старшей группе по художественно-творческой деятельности (изобразительное искусство) «Золотая хохлома»

Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.

Задачи:

Приобщать детей к декоративно-прикладному искусству.

 Воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству.

 Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.

Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка) и видеть красоту;

 Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;

 Учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи;

Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;

Формировать знания об особенностях росписи  посуды.

Оборудование:

тонированные заготовки посуды под хохломскую роспись на каждого ребенка;

 краски гуашь красного, желтого, черного, зеленого цветов, кисти, баночки, тряпочки;

обруч с лентами красного, желтого, черного, зеленого цветов для игры «Карусель»;

Для ярмарки: стол, большое полотенце, предметы для «продажи» - варежки, шапка, балалайка, матрёшка, хохломская посуда.

Ростовая кукла Петрушка.

Ход занятия:

Дети сидят в кругу на стульчиках. Заранее подготовлен стол с предметами народного быта для Ярмарки. Все накрыто красивым полотенцем.

Воспитатель: Ребята, приближается праздник «Масленица». Нас ждут гуляния, игры, заклички. А в старину на масленицу устраивали Ярмарки, где можно было купить что душенька пожелает. Давайте-ка перенесёмся на ярмарку. Закройте глаза и скажите: Ну-ка не зевай, а на ярмарку попадай!

Дети говорят слова, открывают глаза. Их встречает Петрушка (ростовая кукла).

Петрушка: Вот на ярмарке товары:
Продаются самовары,
Продаются вилы, санки
И конфеты и баранки.

Давайте разгадаем загадки Петрушки и узнаем, что можно купить на нашей ярмарке.

В этой молодице прячутся девицы,
Каждая сестрица для меньшей темница.
Красные щечки, цветастые платочки.
Хлопают в ладошки веселые…
(матрешки)

В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь.
Звонкая, нарядная, веселая, трехрядная.
Заиграет - только тронь, наша русская….
(гармонь) 

Ох, звенит, она звенит, всех в округе веселит.
А всего-то три струны ей для музыки нужны.
Кто такая отгадай-ка это наша …
(балалайка) 

Две сестренки, две плетенки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять.  
(Рукавички)

Петрушка показывает хохломскую посуду:

А вот посуда расписная- была у царя такая!
Да вся побилась!
А наша не бьется, из неё ничего не прольется!
Щи из неё вкусней, да и каша добрей!

Воспитатель:

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)

Здесь посуда знатная

Складная да ладная

Она повсюду славится,

Она и вам понравится!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой.

А хотите узнать, ребята, откуда взялась вся эта красота, кто её придумал?

Воспитатель: Все эти предметы сделаны из дерева. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев.

В окрестностях города Нижний Новгород  находится село с весёлым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из древесины липы, берёзы и ольхи. Вот и прозвали её хохломской.

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал), что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».

А сделать настоящую хохлому совсем не просто.

Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

- Давайте еще раз рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

- Кто скажет мне,  какой цвет использует  художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).

- Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).

- Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).

- А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).

- Молодцы, ребята!

- Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон. Сегодня мы будем  рисовать такие узоры.

- А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будите правильно их назвать. Согласны? (Да!).

Дидактическая игра «Назови элемент».

Физкультминутка «Хохлома»

Воспитатель: Ребята, а вам бы хотелось самим расписать нарядную хохломскую посуду для нашей ярмарки?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда превращаемся в мастеров и беремся за дело.

Дети выбирают сами заготовки для росписи, рассаживаются на рабочие места, где уже приготовлены необходимые материалы. Дети самостоятельно расписывают заготовки, а воспитатель следит за процессом, оказывая необходимую помощь.

Воспитатель: уважаемые мастера, заканчиваем работу, скоро открывается наша ярмарка.

Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ!
А на ярмарке веселье,
Люди любят карусели!
Давайте и мы с вами, ребятки покатаемся на каруселях! А наши работы пока высохнут.

Посмотрите, в лентах нашей карусели ничего особенного не замечаете?

Дети: Ленты цветов Хохломской росписи.


Игра «Карусель» с музыкальным сопровождением.

Воспитатель: пока мы играли, наши работы уже высохли. Давайте поместим их на лоток нашей ярмарки, а наши гости полюбуются.

Дети размещают свои работы на выставке, убирают рабочие места.

Собираются все вместе, рассматривают получившиеся изделия, обсуждают.

Занятие окончено.

Приложение. Текст (слова) песни «Карусель»

Родилась в России
Нашей
Расписная карусель.
И кружит она, и пляшет,
Как весенняя капель.
Впору ей остановиться,
Только нрав её иной,
Всё кружится и кружится,
Словно это шар земной.
Словно это шар земной.

Эй, кружись
Расписная кудесница,
И прабабка моя,
И ровесница.
Развесёлая,
Неугомонная,
Золотая, красная,
Черная, зелёная.

Здесь весёлые кадрили
И лошадки хороши,
Как когда-то говорили,
Что угодно для души.
Было всё у дедов просто,
А теперь который год,
С карусели этой
В космос
Начинается полёт.
Начинается полёт.

Пусть проходят
Дни за днями,
Чередой бегут года,
Но что сделано
Сердцами
Не стареет никогда.
Не найдёшь, Забавы лучше,
Веселее не найдёшь,
Если ты её раскрутишь,
То назад не повернёшь.
То назад не повернёшь.

Физкультминутка

На столе хохломской самовар,

(«надуть» живот, одна рука на поясе).

Очень важный, из носика пар.

Чашки вокруг расписные,

(кружиться, рисуя руками круг)

Красные, черные и золотые.

Вот с малинками поднос,

(взяться за руки, образовать большой круг)

Он нам все это принес.

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с детьми старшей группы по знакомству с декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»

Беседа с детьми старшей группы по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»Аппликация "Хохломская ложка"....

Конспект открытого занятия в старшей группе по изобразительной деятельности . Аппликация на тему: "Осенний букет"

Конспект открытого занятия в старшей группе поизобразительной деятельгости Апликация на тему «Осенний букет»               ...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности «Путешествие в Африку»

Занятие разработано с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Было представлено,как открытый показ для слушателей ИРО г. Мурманска....

Конспект открытого занятия в старшей группе "Посещение виртуальной выставки народного декоративно - прикладного искусства" с элементами рисования.

Конспект занятия в старшей группе "Посещение виртуальной выставки народного декоративно - прикладного  искусства"...

Конспект открытого занятия в старшей группе. Тема: «Познавательно – конструкторская деятельность на основе дидактической системы Ф. Фрёбеля с набором №3».

Цель: создать условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Задачи: раз...

Конспект открытого занятия в старшей группе по поисково – исследовательской деятельности «Магнитные силы»

Конспект открытого занятия в старшей группе по поисково – исследовательской деятельности...

Конспект открытого занятия в старшей группе «Золотая рыбка» по ознакомлению с окружающим «Путешествие в Мордовию».

Продолжать формировать представления о республике Мордовия, знакомить с ее культурой и традициями, с мордовским фольклором....