Беседа с детьми старшей группы по знакомству с декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Беседа с детьми старшей группы по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»
Аппликация "Хохломская ложка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 67.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа с детьми старшей группы по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»
- Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно прикладным искусством – хохломской росписью. Посмотрите на эти изделия и скажите: Нравятся ли они вам? Почему они вам понравились? Как вы думаете – что необычайного в этой посуде?
Воспитатель: - Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют Хохлома. Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.
Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте.
Воспитатель рассказавает легенду о происхождении хохломской посуды.
В народе сказывают о чудо – мастере, который жил в Нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу, на берегу реки Хохломы, и начали изготавлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил её крошками, птица захотела поблагодарить его. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда вмиг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду. И все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, м послал царь за мастером, царских солдат. Когда услышал это мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез….
И стали другие мастера изготовлять.
Воспитатель: - как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду? - конечно изготовить её не просто. Изделие надо сначала выточить на станке, потом оно шпаклюется, т. е. покрывается алюминиевым порошком, подвергается закалке в печи с высокой температурой. Воспитатель предлагает взять любой понравившийся предмет детям и рассмотреть его.
Воспитатель: - какие цвета использовал художник? - Правильно есть чёрный, красный, встречается зелёный, но больше всего золотого цвета. - Теперь вы понимаете, почему хохлому называют «золотой».
– А какие узоры использовал художник? (В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные, декоративные цветы).
– А вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка»(воспитатель показывает узор). Из травки художники составляют разные композиции. Из «травинок» составляют изображения птиц и рыбок.
- Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с ягодами, листьями и цветами. «Травка»занимает всё пространство между ними. Она лёгкая, изогнутая или похожа на завитки с острыми конечками «как осока на ветру». Узор занимает почти всю поверхность изделия, край украшен прямой каймой.
Воспитатель читает стихотворение:
И чего здесь только нету:
Хохлома, хохлома!
Весь народ с ума свела!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
И нигде на свете нет таких соцветий!
Воспитатель: - особенно красивой росписью украшали предметы, предназначенные для торжественных событий: братины, ковши, ендовы. Давайте вспомним, для чего предназначена эта посуда:
Братина – русский шаровидный сосуд из дерева, меди, серебра, золота. Из неё на братничных пирах (на всю братию) разливали напитки по чашам для питья в круговую. Также она использовалась как большая чаша для питья и еды.
Ендова – деревянный или металлический древнерусский сосуд ладьевидной формы с широким горлом, с носком и ли рыльцем, употреблявшийся для разлива напитков на пирах.
Ковш – широкий открытый сосуд с ручкой для зачёрпывания жидкости.
Давайте рассмотрим несколько хохломских изделий вместе. (Показ изделий сопровождается чтением стихотворений):
Вот ладья: цветущий хвост – корма,
Нос – петушиная голова.
Плывёт по лесу хохлома,
Расписанная очень ловко.
Наши ложки хохломские
Самый лучший сувенир.
С позолотой не простые,
Прогремели на весь мир.
А вот утица по реченьке плывёт
Выше бережка головушку несёт.
Чёрным крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.
А вот поднос
В нём алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы
Шёлковые всплески
Золотой листвы.
Братина солнечна весьма,
На нём цветы и земляника.
Семёновская Хохлома
Вся золотисто – краснолика.
Воспитатель: сейчас давайте придумаем разнообразные (слова) эпитеты и сравнения к слову «хохлома».
Дети придумывают слова (яркая, красочная, жаркая, солнечная, сочная, как золото блестит, как жар-птица горит.)
- хохломские изделия известны на весь мир, а не только у нас в стране.
- в конце нашей беседы хочется прочитать вам ещё одно стихотворение.
Послушайте:
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша Хохлома.
Аппликация "Хохломская ложка". Мастер-класс с пошаговыми фото
Цель: украшение ложек растительным орнаментом по мотивам хохломской росписи..
- учить вырезать ножницами по контуру листья и ягоды;
- учить рисовать завитки, травку, прожилки;
- познакомить детей с творчеством хохломских мастеров;
- воспитывать аккуратность в работе, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца;
- развивать творческие способности, фантазию при украшении ложек.
Материалы и инструменты:
- Цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, фломастеры, деревянные ложки.
Правила работы с ножницами:
— не играй с ножницами, это не игрушка;
— не проводи пальцами по лезвиям ножниц, ими можно обрезаться;
— нельзя класть ножницы на край стола, они могут упасть и поранить;
— нельзя передавать ножницы остриём наружу;
- нельзя размахивать ножницами;
— нужно закрывать ножницы, если ты ими больше ничего не вырезаешь.
Ход работы:
В старину в деревне под названием Хохлома мастера изготавливали деревянные ложки из берёзы, осины, ольхи. Ложки они вытачивали из специальных заготовок, затем пропитывали их льняным маслом, просушивали, а затем раскрашивали и покрывали лаком. Русские ложки славятся во всём мире.
Резные ложки и ковши ты разгляди-ка не спеши.
Там травка вьётся и цветы небывалой красоты.
Блестят они, как золотые, как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки, здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди называют хохломой.
Начинаем работу с вырезания шаблонов.
Переводим шаблоны на цветную бумагу: жёлтое основание, зелёные листья, красные ягоды. Вырезаем.
Приклеиваем большие листья.
Приклеиваем красные клубнички.
Приклеиваем маленький листик.
Приклеиваем ягодки красной смородины.
На клубничках чёрным фломастером рисуем точки-зёрнышки.
На листиках тёмно-зелёным фломастером рисуем прожилки.
На ложке рисуем зелёные завитки.
Красным цветом на ручке у ложки раскрашиваем основание и кончик.
Чёрным фломастером обводим все элементы узора для яркости. Наша работа готова.
Хохломская роспись-алых ягод россыпь.
Отголоски лета в золоте травы.
Рощи, перелески,шёлковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
Роспись хохломская словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудесней наша хохлома.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа с детьми старшей группы:«Знакомство с электричеством»
Электрический ток поступает в наши дома со специальных станций, по проводам. Он заставляет работать самые разные электрические приборы, которыми мы пользуемся и без которых сегодня не можем представит...
Тематическая беседа с детьми "Тематическая беседа с детьми старшей группы «Юные герои. Освобождение города Ростов-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков 14 февраля 1943 года»
Конспект беседы с детьми старшей группы о жизни города в военное время. Рассказ о юном герое Вите Черевичкине....
Конспект беседы с детьми старшей группы об искусстве вышивания.
Для занятий по вышиванию с детьми старшей группы....
Организация мини - музея в старшей группе "Я - экскурсовод" ( в мини - музее «Золотая Хохлома»)
Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой. Задачи: Образовательные: Р...
Организация мини - музея в старшей группе "Я - экскурсовод" ( в мини - музее «Золотая Хохлома»)
Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой. Задачи: Образовательные: Р...
Беседа с детьми старшей группы "Золотое правило"
Материал будет полезен воспитателям для формирования у детей здорового образа жизни. Закреплять представление о правилах поведения за столом, в гостях...
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста "Знакомство с художниками-иллюстраторами"
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста "Знакомство с художниками-иллюстраторами"...