Программа образовательной деятельности с 2-7 лет. Изобразительная деятельность. Рисование.
рабочая программа по рисованию на тему

Ермилова Ирина Альфредовна

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 1482

Рассмотрено и одобрено

на Педагогическом совете

ГБОУ СОШ №1482

Дошкольное отделение

Протокол №          от   ____ августа 2016 г.

Утверждаю

Директор

ГБОУ СОШ №1482

______________  

«_____»______________2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

образовательного курса

для дошкольников  с 2 - 7 лет  

Изобразительная деятельность – рисование

 (модифицированная программа)

Составитель:

педагог дополнительного образования

Ермилова Ирина Альфредовна

Учебный год 2017 -2018



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

          Настоящая рабочая программа разработана на основе образовательной программы ДО -  в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования. 

         Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Конституция РФ (12.12.1993г, ред. от 30.12.2008.) ст. 43;
  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

          Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

          Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей младшего, среднего старшего и подготовительного возраста и направлена  разносторонне развивать ребенка, формировать у него универсальные, в том числе творческие, способности до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества;  обеспечивать для детей равные стандарты развития, сохранять и укреплять их здоровье. 

           При постановке целей рабочей программы ориентируемся на основные цели ФГОС дошкольного образования:

  • повышение социального статуса дошкольного образования;
  • обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
  • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

          Задачи рабочей программы определяются исходя из задач примерной основной образовательной программы дошкольного образования и парциальных программ, определенных для составления основной образовательной

программы ДОО, а также задач, на решение которых направлен ФГОС дошкольного образования:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
  • создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, создание предпосылок к учебной деятельности;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

          Реализация задач осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

  1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
  2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Коррекционно-развивающая работа, осуществляется в процессе взаимодействия со специалистами: учителя-логопеда, педагога-психолога.
  5. Индивидуальная работа с детьми.
  6. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей  программы.

Таким образом, решение программных задач осуществляется  в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой группы.

          В качестве принципов рабочей программы могут быть указаны основные принципы дошкольного образования, определенные ФГОС дошкольного образования:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, в рамках которой ребенок активно выбирает содержание своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество организации с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • стимулирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учет этнокультурной ситуации развития детей.

 



Предварительный просмотр:

Характеристика возрастных особенностей воспитанников

 

        В дошкольном детстве (от 2 – 7 лет) складывается потенциал для художественно-эстетического развития ребенка. Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Этот период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь.

        Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты её развития на последующих этапах жизненного пути человека. Характеристика возрастных особенностей развития воспитанников необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольной группы.

        От 2-3 лет  у ребенка хорошо развита фантазия, они получают яркие впечатления от красивой иллюстрации или картины. Малыши с большим энтузиазмом берутся за процесс рисования карандашами и красками, любят мазать обои и другие большие плоскости. У них развито стремление к творчеству, но изобразить многого они не могут в силу своего возраста, но это их не очень огорчает. Ранний возраст  характеризуется «каляканным» («Мы рисуем каляку-замаляку»). Не смотря на то, что они не могут понятно изображать предметы или сюжеты, им очень нравятся свои рисунки. Наблюдая за ребенком на занятиях или в игре,  можно больше узнать о нем и его характере. В 2 года ребенок не может еще придумывать композицию, после того как он нарисовал что- то, он может придумать, что это на ходу.

От 3 до 4 лет

        От 3-4 лет любимым выражением ребенка становится «я сам». Ребенок хочет стать взрослым, но понятно, быть им не может.

Отделение себя от взрослого – характерная черта кризиса трёх лет. Интерес к продуктивной деятельности неустойчив.

Замысел управляется изображением и меняется на ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов.

Работы схематичны, детали отсутствуют – трудно догадаться, что изображено ребенком. Лишь к концу года при условии систематических занятий у 70-80% детей замысел и его воплощение совпадают.

        От 4 до 5 лет

        В художественной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения изобразительного искусства, в которых с помощью выразительных средств переданы различные эмоциональные состояния людей; различное состояние природы (пейзажей), различных натюрмортов, изображение сказочных картин.

         Обнаруживается разница в предпочтениях, связанных с художественно-эстетической деятельностью, у мальчиков и девочек. Важным показателем развития ребенка-дошкольника являются занятия рисованием. К 4 годам круг изображаемых предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Начинают использовать цвет для украшения рисунка. Значительно большие возможности появляются, когда рисунок создается по замыслу ребенка. Педагог задает лишь направление выбора темы, способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для рисования.



Предварительный просмотр:

себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия.

Работа с родителями строится на принципах доверия, диалога,   партнерства, учета интересов родителей и их опыта воспитания детей. Взаимодействие педагога  дополнительного образования по изобразительному искусству с родителями осуществляется через разные формы:

  • Консультации (устные и письменные)
  • Информация для родителей на стенде (расписание занятий и обращение к родителям о занятиях с детьми дома)
  • Организация поквартальных выставок детских работ
  • Анкетирование
  • Фотовыставки (по возможности)
  • Консультация на сайте ДО.

Оценка эффективности педагогических действий

           Согласно п. 3.2.3. ФГОС дошкольного образования «...при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей... в рамках педагогической диагностики»  особое  внимание уделено оценке индивидуального развития воспитанников.

          Показателями результативности освоения программного материала являются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка, основные способы умственных действий, развитие разных видов деятельности, наличие определенных знаний и умений.

         

Ожидаемые результаты:

        В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», к концу обучения, дети 2-3 лет умеют:

  • реагировать на яркие картинки или картины;
  • самостоятельно выбирают цвет карандаша, умеют открывать колпачок фломастера (не очень уверенно);
  • умеют зажимать карандаш в кулачке и сильно нажимать им на бумагу;
  • создают не очень понятные образы, но очень довольны тем, что рисуют и постоянно спрашивают взрослого: « хорошо ли он нарисовал?»
  • могут рисовать коллективно, но не очень дружно.
  • могут  отличать один цвет от другого.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», к концу обучения,  дети 3-4 лет умеют:



Предварительный просмотр:

  • эмоционально реагировать  на произведения декоративно-прикладного искусства, книжной графики (Е.Чарушин, Ю.Васнецов);
  • умеют находить в объемном и плоскостном изображении черты знакомых предметов, персонажей, явлений и называет их.
  • самостоятельно выбирают цвет, фон и размер листа бумаги, способ рисования  для создания яркого образа мазками, пятнами, штрихами, линиями);
  • создает выразительные образы, используя  начальные навыки и умения.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», к концу обучения, дети 4-5 лет умеют:

  • с интересом изображать знакомые объекты и явления (бытовые, природные, социальные), самостоятельно находить и воплощать в рисунке простые сюжеты на темы окружающей жизни.
  • в создаваемых образах передают доступными графическими  средствами различные признаки изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет и характерные детали);
  • развито эстетическое восприятие, воображение, образное представление.
  • умеют создавать коллективные композиции в рисовании.
  • умеют проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.
  • умеют быть аккуратным, сохранять свое рабочее место в порядке.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», к концу обучения, дети 5-6 лет умеют:

  • самостоятельно создать выразительные образы различных объектов и явлений окружающего мира на основе сформированных представлений о них, при этом передают не только основные признаки (форму, цвет, пропорции, фактуру) изображаемых объектов, но и различные взаимосвязи между ними, а также свое личное отношение.
  • умеют  рисовать развернутые сюжеты в своих композициях;
  • самостоятельно планируют работу и анализируют результат;
  • успешно применяют освоенные художественные техники и способы, свободно сочетают их для реализации своих творческих замыслов;
  • осваивают новые техники (монотипия, коллаж, техникой кистевого мазка в виде мозаики, граттаж) и различные изобразительные средства;

интересуются изобразительным и декоративно-прикладным



Предварительный просмотр:

  • замечают красоту и гармонию в окружающем мире.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», к концу обучения дети 6-7 лет умеют:

  • с интересом, свободно, самостоятельно создают оригинальные сюжетные композиции различной тематики из близкого окружения (семья, детский сад, бытовые и природные явления, праздники);
  • в творческих работах предают свои личные впечатления об окружающем мире (грустный или веселый, добрый и злой персонаж).
  • умеют видеть красоту созданного изображения;
  • умеют передавать форму, плавность, слитность линии или их тонкости; умеют свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка;
  • умеют рисовать различными выразительными средствами (масляная и сухая пастель, акварель, гуашь, уголь, сангина, простой карандаш, гелевая ручка и т.д.)
  • умеют создавать фон для предварительных работ, рисую акварелью по сырой бумаге, гуашью по сырому и сухому;
  • умеют передавать в рисунках сюжеты народных сказок;
  • умеют создавать узоры по мотивам народных росписей (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская);
  • умеют создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтов предметов и игрушек; расписывать вылепленные игрушки;
  • составляют декоративные композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.
  • у детей 6-7 лет развито воображение, фантазия и творчество.

Условия и средства реализации рабочей программы

           Развивающая предметно-пространственная среда  создана согласно требованиям ФГОС дошкольного образования, которая содержательно насыщенна, трансформируема,  полифункциональна, вариативна,  доступна и безопасна.

        Помещение для рисования хорошо проветривается; светлый,  в нем находятся все средства  обучения  детей с 2-7 лет для реализации рабочей программы. Техника рабочей безопасности выполняется.

Организация образовательной деятельности.

       Помещение для  изобразительного искусства  посещают воспитанники с 2- 7 лет жизни.

           Образовательный процесс осуществляется по программам:  Т.С.Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду»,  «Занятия по

изобразительной деятельности» Т.А.Копцевой «Природа и художник», направленной на формирование у детей целостных представлений о природе, как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания. Процесс развития личности ребенка обеспечивается доступными выразительными средствами для освоения  образовательной деятельности.

          Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному,  познавательному, речевому и художественно-эстетическому.

          Жизнедеятельность  детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса: специально организованной образовательной деятельности взрослого и детей (групповой, подгрупповой или индивидуальной) и самостоятельной деятельности детей.

 Решение образовательных задач в рамках первой модели - совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется, как в виде непосредственно образовательной деятельности (несопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми - утренним приемом воспитанников, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).

         Дети в группе делятся на подгруппы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность (рисование)) в средней группе с использованием нетрадиционной техники рисования (печатками из ластика) «Волшебница осень»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность (рисование)) в  средней группе с использованием нетрадиционной те...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Грибы для белочки» Возрастная группа: средняя

конспект составлен для детей средней группы. Основная цель: научить детей рисовать грибы. Задачами являются: продолжать знакомить детей с овальной формой, познакомить с геометрической фигурой - полукр...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Ежик» Возрастная группа: старшая

данное занятие составлено для детей старшей группы с использованием нетрадиционной техники рисования: оттиск скомканной бумагой. Использовалась литература Д.Н. Колдина "Рисование в детсом саду&qu...

Рабочая программа Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность» (подготовительная логопедическая группа)

Детский сад работает по Основной образовательной программе дошкольного образования ДОУ, с учётом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редак...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность. Рисование» Тема: «Снег идет»

Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие»          Раздел «Изобра...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная палитра» (нетрадиционные техники: рисования, аппликации, лепки)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная ...