Рабочая программа Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность» (подготовительная логопедическая группа)
рабочая программа (подготовительная группа)

Кудрявцева Марина Анатольевна

Детский сад работает по Основной образовательной программе дошкольного образования ДОУ, с учётом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2016г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hud_tvorchestvorisovanielepkaapplikatsiya.docx60.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№21 «Аленький цветочек» МО г. Саяногорска

Принято                                                                                                            Утверждаю

Педагогический совет                                                                                   Заведующий МБДОУ д/с №21

МБДОУ д/с №21                                                                                             «Аленький цветочек»МО г. Саяногорск

«Аленький цветочек»   ________________/ О.В.Пигальцева

МО г. Саяногорск                                                                                           Приказ № ____ от  «____»_______2016г.

Протокол №____  

«____»______________2016г.                        

Рабочая программа

 Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

Раздел «Изобразительная деятельность»

(подготовительная  логопедическая группа)

Авторы- составители:

Кудрявцева М.А.,

                                                                               воспитатель 1.к.к.

Пономарева Т.А. ,

                                                                               воспитатель 1.к.к.

Саяногорск, 2018

Пояснительная записка

Детский сад работает по Основной образовательной программе дошкольного образования ДОУ, с учётом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2016г.

Адаптированная основная образовательная программа – программа коррекционно – развивающей работы, реализуется в группах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи в возрасте от 5 до 7 лет, с учетом «Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», автор Нищева Н.В.; 2015.

Программы сформированы в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным стандартом. На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного образования.

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Актуальность:

Данная образовательная область включает в себя следующие дисциплины: рисование, лепка, аппликация, ручной труд.

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении

Задачи:

  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация);
  • развитие детского творчества;
  • приобщение к изобразительному искусству.

Для успешного овладения детьми художественно-творческой деятельностью и развития креативности необходимы следующие условия:

  • обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать;
  • разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций), художественных материалов;
  • уважение к творчеству детей, использование детских работ в оформлении помещений детского сада, в организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым.

Одна из важнейших задач художественно-творческой деятельности – научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, стремиться к содержательному общению, связанному с художественно-творческой деятельностью.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:

В подготовительной группе находятся дети с общим недоразвитием речи (второй год обучения), успешно усвоившие программу старшей группы, но имеющие ещё определённое отставание, как в развитии языковых средств, так и в их использовании в повседневном речевом общении.

 Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д,

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно- творческие способности в изобразительной деятельности. Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Сроки реализации программы:  

Программа разработана педагогами подготовительной группы компенсирующей направленности МБДОУ детский сад № 21 «Аленький цветочек» на 2018-2019 учебный год.

Реализуемые образовательные области: образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Формы и режим организованной образовательной деятельности:

Рассматривание произведений искусства совместно со взрослым и самостоятельно.

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям.

Планируемые результаты:

  • Знать разные виды изобразительного искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно – прикладное и народное искусство.
  • Называть основные выразительные средства.
  • Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства.
  • Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни и литературы.
  • Использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения.

Система оценки индивидуального развития детейПедагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику (по методике Н.А.Коротковой, П.Г.Нежнова)

Содержание работы

Приобщение к искусству

Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности.

Формировать интерес к классическому и народному искусству (музыке, изобразительному искусству, литературе, архитектуре).

Формировать основы художественной культуры. Развивать интерес к искусству. Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства (декоративно-прикладное, изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, театр, танец, кино, цирк).

Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства. Продолжать знакомить детей с произведениями живописи: И. Шишкин («Рожь», «Утро в сосновом лесу»), И. Левитан («Золотая осень», «Март», «Весна.Большая вода»), А. Саврасов («Грачи прилетели»), А. Пластов («Полдень», «Летом», «Сенокос»), В. Васнецов («Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке») и др.

Обогащать представления о скульптуре малых форм, выделяя образные средства выразительности (форму, пропорции, цвет, характерные детали, позы, движения и др.).

Расширять представления о художниках — иллюстраторах детской книги (И. Билибин, Ю. Васнецов, В. Конашевич, В. Лебедев, Т. Маврина, Е. Чарушин.

Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись), с керамическими изделиями, народными игрушками.

Продолжать знакомить с архитектурой, закреплять и обогащать знания детей о том, что существуют здания различного назначения (жилые дома, магазины, кинотеатры, детские сады, школы и др.).

Развивать умение выделять сходство и различия архитектурных сооружений одинакового назначения. Формировать умение выделять одинаковые части конструкции и особенности деталей.

Развивать умения передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений, сказочных построек. Поощрять стремление изображать детали построек (наличники, резной подзор по контуру крыши).

Расширять представления детей о творческой деятельности, ее особенностях; формировать умение называть виды художественной деятельности, профессии деятелей искусства (художник, композитор, артист, танцор, певец, пианист, скрипач, режиссер, директор театра, архитектор и т. п).

Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.

Формировать представление о значении органов чувств человека для художественной деятельности, формировать умение соотносить органы чувств с видами искусства (музыку слушают, картины рассматривают, стихи читают и слушают и т. д.).

Знакомить с историей и видами искусства; формировать умение различать народное и профессиональное искусство. Организовать посещение выставки, театра, музея, цирка (совместно с родителями).

Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы страны и мира). Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства.

Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.

Изобразительная деятельность

Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету.

Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; учить аргументированно и развернуто оценивать изображения, созданные как самим ребенком, так и его сверстниками, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей.

Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.

Воспитывать самостоятельность; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства.

Продолжать учить рисовать с натуры; развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета; совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию.

Продолжать развивать коллективное творчество. Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину.

Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их; вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.

Предметное рисование. Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры; развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).

Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и др.). Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа.

Учить новым способам работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разным способам создания фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью — до создания основного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как в начале, так и по завершении основного изображения.

Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, учить плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами — при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др.

Учить видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш.

Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки.

Постепенно подводить детей к обозначению цветов, например, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т. п.). Обращать их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие — красные). Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое в пасмурный). Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка.

Учить детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке, развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т. п.).

Сюжетное рисование. Продолжать учить детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа — передний план или дальше от него — задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т. п.). Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. Продолжать формировать умение передавать в рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения.

Декоративное рисование. Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.). Учить детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки.

Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать xapaктерные для него элементы узора и цветовую гамму.

Лепка. Развивать творчество детей; учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; продолжать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.

Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы (птичка подняла крылышки, приготовилась лететь; козлик скачет, девочка танцует; дети делают гимнастику — коллективная композиция).

Учить детей создавать скульптурные группы из двух-трех фигур, развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей.

Декоративная лепка. Продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку. Учить при лепке из глины расписывать пластину, создавать узор стекой; создавать из глины, разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции.

Аппликация. Продолжать учить создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению: развивать чувство композиции (учить красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов).

Развивать умение составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы; изображать птиц, животных по замыслу детей и по мотивам народного искусства.

Закреплять приемы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое; несколько предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой.

При создании образов поощрять применение разных приемов вырезания, обрывания бумаги, наклеивания изображений (намазывая их клеем полностью или частично, создавая иллюзию передачи объема); учить мозаичному способу изображения с предварительным легким обозначением карандашом формы частей и деталей картинки. Продолжать развивать чувство цвета, колорита, композиции. Поощрять проявления творчества.

Совместная деятельность во вторую половину дня.

Художественный труд: работа с бумагой и картоном. Закреплять умение складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях (пилотка); использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы (мишка физкультурник, клюющий петушок и др.).

Формировать умение создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам. Формировать умение использовать образец. Совершенствовать умение детей создавать объемные игрушки в технике оригами.

Художественный труд: работа с тканью. Формировать умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперед иголку». Закреплять умение делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры (шелк для бабочки, байка для зайчика и т. д.), наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.

Художественный труд: работа с природным материалом. Закреплять умение создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции («Лесная поляна», «Сказочные герои»). Развивать фантазию, воображение.

Закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы

Содержание работы. Раздел «Рисование»

Раздел (тематика)

Количество часов

1.

Предметное рисование

24

2.

Сюжетное рисование

9

3.

Декоративное рисование

12

4.

Коллективное рисование

9

5.

Знакомство с художниками

9

6.

По замыслу

9

Итого:

72

Календарно тематическое планирование НОД

Сентябрь

Как я провел лето

Развивать навыки  рисования цветными карандашами, восковыми мелками.

Учить создавать замысел работы на основе летних впечатлений.

Дары осени

Закреплять знания о жанре живописи – натюрморте.

Дать представление о композиции.

Учить передавать форму и цвет овощей.

Показать роль цветового фона для натюрморта.

Дары осени

Совершенствовать технику рисования фруктов с натуры ,добиваясь  более точной передачи строения  ,формы ,пропорции

Сюжетный натюрморт

Познакомить с сюжетным натюрмортом:

И Грабарь «Яблоки» , И. Хруцкий «Цветы и плоды»

О чем расскажет наша книга

Расширять представления о видах изобразительного искусства.

Познакомить с приемом оформления книги: иллюстрацией.

Рисуем натюрморт. «Ветка рябины в вазе»

Развитие композиционных навыков в составлении натюрморта.

Учить новому техническому приему – двухцветному боковому мазку и нетрадиционной технике – пальчиковой живописи.

Знакомство с жостовской росписью

Расширять представления о видах народного искусства.

Познакомить с жостовской роспись, изделиями мастеров.

Жостовский поднос «Фрукты и ягоды»

Расширять представление о разнообразии народного искусства, художественных промыслах.

Продолжить освоение кистевой росписи.

Закрепить понятие « колорит»

Воспитывать интерес к искусству родного края.

Прививать любовь и бережное отношение  к произведениям искусства.

Октябрь

Осенняя береза

Совершенствовать технику рисования с натуры.

Добиваться более точной передачи строения, формы, пропорции.

Учить размещать изображение на листе.

Учить использовать  2-3 цвета.

Закреплять технический прием рисования  «тычок»

Осенний клен и ель

Учить выделять особенности изображения деревьев разных пород.

Закреплять технику рисования щетиной кисть.

Пейзажи И.И.Левитана

Продолжать знакомить с пейзажным жанром изобразительного искусства.

Учить замечать красивое  в природе и пейзаже.

Познакомить с творчеством И.И.Левитана.

Лес точно терем расписной.

Формировать умение строить композицию рисунка, передавать колорит осенней природы.

Познакомить с перспективой.

Закреплять приемы наложения мазка на мазок.

Золотая Хохлома

Расширять знания о видах декоративно – прикладного искусства.

Познакомить с произведениями деревянных дел мастеров.

Учить видеть особенности хохломской росписи.

Продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать.

Хохломские ложки

Учить:

новой композиции хохломского узора – изображению закругленной ветки с ягодами, соответствующей форме изделия.

Учить рисовать узор на фоне разного цвета, в соответствии с фоном самостоятельно подбирать краски  для узора.

Как два художника иллюстрировали сказку « Волк и семеро козлят»

Расширять представление о художниках – иллюстраторах детской книги.

Учить:

- видеть разнообразие в рисунках

- соотносить характеры героев с их изображением

Закреплять  знания о книжной графике.

Рисование по замыслу « Гуси – лебеди» (по р.н. сказке)

Учить передавать в рисунке содержание эпизода знакомой  сказки (взаимодействие персонажей, движение фигур, окружающую обстановку).

Закреплять умение располагать рисунок на листе в соответствии с содержанием.

Развивать умение пользоваться акварелью, гуашью, пр. графическим карандашом.

Ноябрь

Волшебный карандашик

Учить рисовать недостающие детали объекта, преобразуя его в единое целое. Развивать логическое  мышление, воображение.

Путешествие с матрешкой

Дать понятие о разнообразии  популярной народной деревянной игрушки – матрешке.

Учить устанавливать  их сходство и различие.

Учить различать разные техники росписи матрешки.

Прививать любовь к народной игрушке.

Роспись семеновской матрешки

Формировать умение украшать силуэт матрешки.

Закреплять знания об особенностях росписи семеновской матрешки.

Упражнять в поиске цветового решения, соответствующего колориту игрушки.

Воспитывать интерес к народной игрушке.

Осенний хоровод

(коллективная)

Учить:

- рисовать осенний пейзаж в нетрадиционной технике  -

«печатание листьями»;

- смешивать краски, получая новые цвета и оттенки.

Артисты цирка

(коллективная)

Продолжать знакомить с анималистическим жанром.

Упражнять в соблюдении правил при создании композиции, передаче частей тела человека и животного, характерной позы, мимики.

Закреплять технику рисования акварелью, гуашью.

Нарядная упаковка для мороженого.

Расширять знания о дизайне.

Учить рисовать упаковку для мороженого с учетом формы, размера и вкуса.

Развивать проектное мышление.

Осеннее дерево под ветром и дождем

Формировать умение строить композицию рисунка, передавать колорит поздней осени.

Учить изображать деревья в ветреную погоду.

Развивать воображение.

Воспитывать интерес к явлениям природы.

Рисование по замыслу.

Учить:

- самостоятельно выбирать тему для иллюстрации к любимому рассказу;

- материал для создания рисунка.

Формировать положительное отношение к искусству.

Развивать художественное восприятие.

Декабрь

Роспись филимоновской игрушки

Продолжать внимательно рассматривать глиняную народную игрушку.

Развивать:

- умение соотносить узор на силуэте из знакомых элементов;

- чувство цвета, ритма в узоре.

Учить  выбирать цвета для узора.

Русские красавицы

(коллективная)

Знакомить с новым видом живописи – портретом.

Учить рисовать женское лицо, соблюдая пропорции, соотношение его размерам частей лица.

Закреплять умение делать набросок пр. карандашом и потом закрашивать его красками, смешивая цвета на палитре.

Гжельская сказка.

Продолжать знакомить детей с народными промыслами и, в частности с гжельской керамикой.

Учить рассматривать гжельские изделия, подмечая характерные детали узора, колорит росписи, украшение каймой.

Воспитывать  уважение к изделиям  народных мастеров, уважение к их труду.

Роспись гжельской посуды

Учить составлять узор по мотивам гжельской росписи для украшения посуды.

Учить детей видеть красоту, нежность, своеобразие гжельской росписи.

Упражнять в приеме размывания цвета, а также рисование элементов с оттенком в технике « мазок с тенью».

Развивать чувство цвета и композиции.

Ай, да коты

Продолжать знакомить с анималистическим жанром.

Учить рисовать животных, передавая особенности строения тела, пропорции.

Познакомить с техникой рисования углем.

Животные нашей тайги

Продолжать знакомить с анималистическим жанром живописи.

Закреплять умение рисовать животных.

Воспитывать любовь к животному миру.

Витражи зимушки – зимы

(коллективная)

Продолжать знакомить с пейзажной живописью.

Учить создавать картины нетрадиционным способом. Развивать творческую фантазию, воображение.

Дед Мороз

Учить рисовать сказочный персонаж, передавая строение тела, и характерные особенности наряда.

Совершенствовать стремление создавать в рисунке образ сказочного героя, используя определенную цветовую гамму.

Январь

Новогодний праздник в детском саду

(коллективная)

Учить передавать в рисунке настроение праздника.

Воспитывать положительные эмоции к окружающей обстановке и людям, которые находятся рядом.

Формировать умение оценивать свои работы.

Почему художники по разному пишут снег?

Учить рассматривать картины художников о зиме.

Развивать зрительное восприятие цвета. Обратить внимание на творческую манеру, специфику средств выразительности, с помощью которых художник создает образ зимы.

Прививать интерес к изобразительному искусству.

Идет волшебница зима

Обобщить и уточнить  знания о различных свойствах красок

( акварель, гуашь).

Воспитывать умение пользоваться знаниями свойств изобразительных средств для достижения  цели в работе.

Идет волшебница зима (продолжение)

Совершенствовать владение различными приемами рисования.

Лыжная прогулка

Учить передавать  движения.

Развивать умение задумывать содержание своего рисунка и доводить начатое до конца, умение располагать группу людей в пейзаже.

Лыжная прогулка

( продолжение)

Продолжать учить рисовать  с использованием всех известных приемов рисования.

Работы художников в детских книгах

Расширять представление о художниках  - иллюстраторах детской книги.

Познакомить с творчеством Ю.Васнецова, Е.Чарушина.

Учить:

- видеть разнообразие в рисунках;

- соотносить характеры героев с их изображением.

Звери, птицы - небылицы

Расширять представление о скульптурах малых форм, выделяя образные средства выразительности ( форма, пропорции, цвет, характерные детали), поза, движения.

Учить выделять особенности малой скульптуры.

Февраль

Сорока – белобока оглянулась

Учить рисовать птицу  с повернутой головой, передавая ее форму и величину.

Упражнять в произвольном  нажатии карандаша при штриховке.

Утки на пруду

(коллективная)

Продолжать учить рисовать группу птиц в движении, передавая их строение.

Упражнять в рисовании щетинной кистью.

Рассматривание репродукции картины И.Э.Грабаря« Февральская лазурь».

Продолжать знакомить с картинами художника И.Э.Грабаря.

Формировать представление о пейзажной живописи ,воспитывать интерес к ней.

Учить выделять средства живописи: колорит, композиционную линию.

Белая береза под моим окном. Рисование с натуры.

Учить:

- выделять особенности изображения деревьев различной породы;

- любоваться зимним пейзажем.

Закреплять умение рисовать красками.

Дымковские барышни

Продолжать учить внимательно рассматривать игрушки.

Развивать:

- умение составлять узор на юбке барышни из знакомых элементов;

- чувство цвета, ритма в узоре.

Учить самостоятельно выбирать цвета для узора.

Пограничник с собакой

Учить:

- рисовать фигуру человека, соблюдая пропорции тела, движения;

- передавать в рисунке основные детали костюма пограничника.

Воспитывать эмоциональное отношение к Российской Армии.

Легковой автомобиль.

Учить передавать в рисунке  форму и строение автомобиля.

Закреплять умение закрашивать цветными карандашами в одном направлении.

Пожарная машина спешит на пожар

Учить передавать в сюжетном рисунке пропорции между предметами, частичную заслоненность предметов.

Знакомить с расположением цветов в спектре.

Март

Взлохмаченные человечки

Познакомить с юмористическим  жанром  в  живописи.

Учить создавать юмористический портрет.

Развивать воображении, чувство юмора.

Портрет мамы

Продолжать знакомить с портретной живописью.

Учить

- передавать в рисунке знакомые черты, детали костюма мамы,

-рисовать фигуру человека, соблюдая пропорции тела.

Воспитывать эмоциональное отношение к образу.

Городецкая  роспись. Панно из цветов и листьев.

Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора.

Учить рисовать городецкие цветы и листья.

Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета.

Учить составлять узор на полосе, чередуя цветы и листья.

Развивать художественный вкус и воспитывать  любовь и интерес к народному творчеству.

Роспись доски городецким узором.

Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, особенностями.

Учить рисовать городецкую птицу по элементам.

Учить составлять законченную композицию. Используя известные элементы городецкой росписи.

Воспитывать любовь к народному творчеству.

Кактус. Рисование с натуры.

Совершенствовать технику рисования с натуры, добиваясь более точной передачи строения, формы, пропорции.

Учить размещать изображение на листе.

На дне морском.

Развивать:

- навыки рисования « по сырому», восковыми мелками;

- чувство цвета и композиции.

Учить изображать обитателей подводного мира.

Воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

Картина А.К.Саврасова

« Грачи прилетели»

Учить:

- понимать основную мысль произведения

- видеть изобразительные средства, которыми пользуется художник; для передачи своих впечатлений и чувств.

Углубить впечатления, связанные с приходом весны.

Воспитывать эстетическую любовь к природе.

Сказочный дворец

(коллективная)

Познакомить со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки, арматурный полог по периметру здания, круглая часть под куполом.

Учить передавать образ в архитектурных сооружениях.

Апрель

Знакомство с творчеством хакасского народа.

Познакомить с образцами хакасского народного творчества, характерными признаками национальной одежды и обуви.

Вызывать интерес к  искусству хакасского народа, научить понимать и оценивать красоту предметов, разнообразие их форм, красочность орнаментального оформления.

Воспитывать любовь к национальной культуре.

Укрась рукавичку

( мелей) хакасским орнаментом

Продолжить знакомство с хакасским народным декоративно- прикладным искусством.

Формировать умение создавать элементы хакасского орнамента.

Развивать творчество в подборе и трактовке хакасских мотивов орнамента.

В космосе ( по замыслу).

Развивать творческую фантазию, образное мышление.

Учить:

- рисовать цветными восковыми мелками с последующим покрытием гуашью;

- придумывать композицию и содержание рисунка.

Весенняя палитра

Познакомить с картинами художников о весне.

Учить понимать основную мысль  произведения; видеть изобразительные средства, которыми пользуется художник для передачи своих впечатлений  и чувств.

Воспитывать любовь к природе.

Пришла весна

Развивать умение задумывать содержание своего рисунка  и доводить замысел до конца.

Продолжить учить  изображать предметы, объекты с помощью новых приемов рисования.

Город вечером

Продолжать знакомить с архитектурой.

Обогащать знания о том, что существуют здания различного назначения.

Учить  создавать  образ ночного города.

Развивать чувство композиции, умение гармонично размещать рисунок на поверхности листа.

Дом, в котором я хотел бы жить.

(  по замыслу).

Продолжать:

- развивать умение  задумывать содержание своего рисунка;

- учить использовать знания, полученные ранее.

- учить передавать образ в архитектурном сооружении.

Животные жарких стран.

Закреплять навыки:

- рисование животных;

- выполнять набросок карандашом;

- задумывать рисунок.

Учить придумывать замысел и пути его реализации.

Развивать умение создавать несложный сюжет.

Май

Парад на Красной площади

(коллективная)

Закреплять навыки рисования в нетрадиционной технике.

Воспитывать эстетическое восприятие действительности, эстетическое отношение к явлениям окружающего мира.

Знакомство с творчеством И.Шишкина.

Познакомить с творчеством  И Шишкина.

Учить:

- рассматривать картины « Рожь», « Утро в сосновом бору»;

- замечать красивое в природе, рассказывать о бережном отношении к ней.

Сирень в вазе

( рисование с натуры)

Учить:

- понимать жанровую особенность натюрморта и пейзажа;

- рассматривать картину;

- передавать характерные особенности цветов сирени, используя приемы накладывания краски несколькими слоями.

Развивать навыки смешивания краски для получения нужного оттенка.

Бабочка- красавица

Совершенствовать умения  в различных изобразительных техниках.

Продолжать знакомить с симметрией .

Воспитывать интерес к природе.

Сады цветут

(коллективная)

Формировать умение строить композицию рисунка, передавать колорит весенней природы.

Развивать воображение.

Воспитывать интерес к явлениям природы.

Моя любимая сказка ( рисование по выбору)

Продолжать развивать умение задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца.

Формировать умение рассматривать свой рисунок и оценивать его.

Страна цветочных снов.

Продолжать развивать умение придумывать содержание рисунка и составлять композицию на листе бумаги.

Воспитывать умение фантазировать.

Школа

Учить самостоятельно находить средства выразительности для  осуществления замысла.

Развивать творчество, воображение,фантазию.

Содержание работы. Раздел «Лепка, аппликация»

Раздел (тематика)

Количество часов

лепка

аппликация

1.

Предметная

7

6

2.

Сюжетная

2

4

3.

Декоративная

5

2

4.

Коллективная

2

3

5.

По замыслу

2

3

Итого:

18

18

Календарно -   тематическое планирование НОД

Лексические темы

Лепка

Аппликация

Сентябрь

  1. День знаний
  2. Детский сад
  3. Овощи
  4. Фрукты

Предметная,  с натуры.

Овощи и фрукты

Учить детей лепить из целого куска, оттягивать пальцами детали.

Коллективная работа

Ваза с фруктам, ветками и цветами.

Учить детей лепить из целого куска в определённой последовательности

Предметная, с натуры.

Тарелка с овощами и фруктами.

Учить детей целесообразно размещать изображение на листе, упражнять в вырезывании различными способами.

По замыслу

Во саду ли в огороде.

Учить детей передавать колорит осени в огороде и саду.

Октябрь

  1. Осень

  1. Одежда

  1. Обувь

  1. Россия

Р.К     Декоративная

Коврик

Учить детей лепке декоративных пластин с изображением  хакасского орнамента способами налепа и углублённого рельефа.

Предметная с натуры.

Кукла-барышня (дымковская) коллективная

Учить детей лепить из целого куска в определённой последовательности: придавать кому глины удлинённую форму,

Установить прочно на подставке, пальцами либо стекой вылепить детали.

Сюжетная

Золотая осень

Учить детей передавать колорит осени, подбирать бумагу тёплых оттенков, составлять из вырезанных силуэтов простой пейзаж, самостоятельно размещать изображение на листе.

По замыслу

Платье для осени.

Учить детей передавать признаки осени в её наряде.

Ноябрь

  1. Москва
  2. Игрушки
  3. Посуда,
  4. Продукты

Предметная игрушка

Конь (дымковская)

Закрепить умение лепить из целого куска; побуждать к проявлениям самостоятельности при передаче объёмности и устойчивости фигур.

Р.Декоративная

Чайник для сервиза

Кружка (из налепов)

Коллективная

Закреплять умения обрабатывать поверхность влажной тряпочкой при изображении посуды, в процессе создания предметов по мотивам народного творчества.

Предметная. Игрушка

Черепаха

Закреплять умение составлять законченную композицию из частей.

Р.к. Декоративная

(кухня)

Доска, блюдо.

Воспитывать вкус к красивым вещам; вырезывать сразу много силуэтов цветов, птиц, животных и составлять из них декоративную композицию.

Декабрь

  1. Мебель
  2. Дикие животные
  3. Домашние  животные
  4. Зима

Коллективная,  по замыслу.

Собаки разных пород.

Закреплять умение передавать сходство с собакой - объёмность, пропорции, характерные признаки и движение.

Сюжетная. Медведь

По сказки Маша и медведь.

Учить передавать сходства, подчёркивая наиболее выразительные признаки данного животного.

С натуры

Лиса с лисёнком.

Учить передавать сходство, изображая правильно форму и пропорции игрушек, приёмом обрывания изображать пушистую фактуру игрушки.

Р.По замыслу.

Пушистые животные.

Продолжать учить детей изображать пушистую фактуру игрушки приёмом обрывания.

Январь

  1. Новый год.
  2. Зимние забавы

Предметная.

Кукла – снегурочка.

Учить лепить из целого куска, оттягивать пальцами детали, прочно устанавливать фигуру, передавать пропорции фигуры человека.

Сюжетная.

Зимний парк.

Продолжать учить детей вырезывать деревья разными способами и размещать их на двух линиях.

Февраль

  1. Птицы
  2. Домашние  птицы
  3. Наша Армия
  4. Транспорт

Сюжетная

Хроменькая уточка

Учить детей изображать эпизоды из произведения, проявлять творческую инициативу в выборе эпизода, композиционной постановке скульптурной группы.

Сюжетная,  по замыслу Пограничник с собакой.

Учить детей передавать несложный сюжет, лепить из целого куска, делать фигуры объёмными и устойчивыми.

Сюжетная, коллективная

Птичий двор.

Поощрять проявления творческой инициативы детей в способах вырезывания птиц, в подборе украшений и в оригинальном расположении их на общем листе бумаги.

Декоративная

Сказочная машина

Учить детей украшать силуэт машины, создавать декоративную композицию по контуру.

Март

  1. Семья.
  2. Народная культура и традиции
  3. Профессии

Декоративная                  Ваза для цветов.

Учить детей лепить разными способами. Для росписи предложить гуашь.

По замыслу

Кем быть

Закрепить знания детей о профессиях. Учить рисовать фигуру человека.

Предметная                          Цветы на участке.Закреплять умение составлять законченную композицию из цветов, вырезанных различными приёмами: из бумаги, сложенной вдвое, силуэтно, обрыванием; самостоятельно подбирать цвет и формат бумаги.

Сюжетная

Пусть всегда будет солнце.

 Поощрять творческую инициативу в выборе предметов для изображения, их размещения на бумаге и в применении приёмов вырезывания; учить выделять сюжет на слова песни и изображать его в декоративной композиции.

Апрель

  1. Весна
  2. Космос
  3. Наш город
  4. Признаки весны

По замыслу

Дед Мазай и зайцы.

Лепить по замыслу с целью закрепления умения изображать сюжет, устанавливать фигуры на подставке в скульптурную группу, лепить из целого куска.

Коллективная

Улица нашего города.

Учить лепить из целого куска; побуждать к проявлениям самостоятельности при передаче объёмности и устойчивости домов.

Коллективная

Весна в парке.

Продолжать учить составлению композиций из силуэтов, вырезанных из бумаги, сложенной втрое и более, передавать признаки весны цветом.

Космос

Закреплять умение вырезывать силуэты на глаз, составлять фантастическую композицию из силуэтов космонавтов, звёзд, ракет, согласованно действовать с товарищами.

Май

  1. Гражданство
  2. День победы
  3. Лес, растения,

насекомые

  1. Школа        

Предметная          Мальчик с флажком.Закрепит умения детей лепить образ по словесному описанию. Декоративная             Бабочка. Учить детей лепить разными способами,  пластилином  разного цвета, пользоваться стеками разной формы и влажными тряпочками.

Сюжетная                             Цветущий сад.Учить составлять композицию из цветов, вырезанных из бумаги сложенной в несколько раз и размещать их в композицию.С натуры

Ученик                                           Учить детей вырезать по контуру фигуру человека, дополнять недостающими деталями

Средства образовательной деятельности:

  1. Цветная бумага
  2. Картон
  3. Клей
  4. Кисточки для клея.
  5. Гофрированная бумага
  6. Природный материал (листья, семена, шишки)
  7. Бросовый материал (пуговицы, бусинки)
  8. ТСО (аудиозаписи, ноутбук)
  9. Ножницы с тупыми концами.
  10. Салфетки или тряпочки для придерживания.
  11. Альбомные листы большие и маленькие.
  12. Предметные и сюжетные картинки по темам.
  13. Игрушки
  14. Пластилин, глина.
  15. Стеки.
  16. Доски.
  17. Коробки с палками-каркасами различной толщины и длины.
  18. Коробки с природным материалом.

Список литературы:

  1.  Волшебный пластилин. –М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  2. Голицына Н.С. «Занятия в детском саду» Перспективное планирование. Подготовительная группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.-32с.

          Дымковская игрушка. –М.:Мозаика-Синтез, 2005.

  1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.
  2. Комарова Т.С., Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  3. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала.– М.: Мозаика-Синтез, 2016
  4. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  5. Малышева А.Н. , Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду» - Ярославль:  Академия развития 2001.-144с.: ил.
  6. Методические рекомендации к Программе воспитание и обучение в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005-320с.
  7. Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой.        - М.: Педагогическое общество России,2005.
  8. Новикова И.В. «Аппликация из природных материалов в детском саду». Средняя, старшая и подготовительная групп. – Ярославль: Академия развития, 2008-80с.: ил.
  9. Основная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией H.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  Издательство: М.;  Мозаика-Синтез, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Грибы для белочки» Возрастная группа: средняя

конспект составлен для детей средней группы. Основная цель: научить детей рисовать грибы. Задачами являются: продолжать знакомить детей с овальной формой, познакомить с геометрической фигурой - полукр...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Ежик» Возрастная группа: старшая

данное занятие составлено для детей старшей группы с использованием нетрадиционной техники рисования: оттиск скомканной бумагой. Использовалась литература Д.Н. Колдина "Рисование в детсом саду&qu...

Конспект непрерывной образовательной деятельности образовательная область «Художественно – эстетическое развитие», раздел «Изобразительная деятельность - Лепка» на тему «Петя-петушок» для детей средней группы (4–5 лет)

Цель: создать условия для выполнения работы в технике пластилинография.Задачи:Образовательные: закреплять умения и навыки в работе с пластилином – отщипывание, сплющивание, размазывание на основ...

«ФГОС дошкольного образования. Раздел основной образовательной программы дошкольной образовательной организации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие, раздел "Изобразительная деятельность"»

Художественно-эстетическая деятельность дошкольника – это деятельность, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности, одним словом р...