Конспект занятия в средней группе по рисованию: «Край мой Мордовский любимый Солнечный, радостный край!»
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему
знакомить с культурой и традициями мордовского народа, вызвать интерес к мордовской национальной культуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_sredney_gruppe_po_risovaniyu.docx | 19.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в средней группе по рисованию: «Край мой Мордовский любимый
Солнечный, радостный край!»
(Образовательные области: познание, коммуникация, художественное творчество, безопасность).
Задачи:
Образовательные :
- продолжать формировать представление о России как о многонациональной стране, закрепить понятия «большая» и «малая родина»;
- продолжать знакомить с культурой и традициями мордовского народа, вызвать интерес к мордовской национальной культуре;
-закрепить знание основных цветов, использованных в мордовском орнаменте и умения составлять элементарный узор из уже знакомых элементов мордовской вышивки.
Развивающие:
-развивать умение узнавать и называть элементы мордовского орнамента, выделять его характерные особенности.
Воспитательные:
-воспитывать любовь к своей Родине;
-воспитывать настойчивость в достижении цели, аккуратность.
Предварительная работа: чтение русских и мордовских сказок, легенд, рассматривание национальных народных костюмов, рассматривание вышивок, заучивание стихов о Мордовии, пословиц о Родине, беседы о быте людей разных национальностей. Разучивание подвижных народных игр, рассматривание иллюстраций о Мордовии. Слушание музыки народов РМ.
Обогащение словаря: панга, пулай, панар.
Активизация словаря существительными: россияне, мордва; прилагательными: русский, мордовский.
Материалы: кукла в мордовском костюме; заготовка рубахи, краски, непроливайка, кисть, подставка, салфетки, портреты поэтов и художников и их картины; образцы элементов мордовского орнамента.
Предварительная работа: беседы о России, чтение художественных произведений, заучивание стихотворений; рассматривание карты России, иллюстраций с изображением народных костюмов; знакомство с подвижными играми народов России;
Ход занятия.
Дети входят под музыку, встают полукругом.
Воспитатель:
РОССИЯ
Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.
С. Васильев
Воспитатель: Ребята, мы не случайно начали занятие со стихотворения С. Васильева «Россия», потому что сегодня мы поговорим с вами о стране, в которой мы живем. Скажите, что вы знаете о нашей Родине?
Дети (примерные ответы) :
- Наша стана называется Россия, Российская Федерация; - Столица нашей Родины – город-герой Москва; - Наша страна очень большая. В ней много лесов, рек, морей. Есть горы и степи, тайга и тундра; - Наша страна очень богатая. Она богата лесом, полезными ископаемыми, нефтью, углем, золотом.
Воспитатель: Правильно, ребята! Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А мы с вами, граждане России – россияне! Россия – это самая большая страна в мире! Тринадцать морей и два океана омывают Россию. Могучие реки несут свои воды в моря и океаны. В России больше тысячи городов, сел и деревень. Богата наша страна нефтью, газом, лесом. Но не только природными ресурсами богата наша страна, главное ее богатство – люди, которые в ней живут.
Но когда мы говорим о Родине, мы имеем в виду не только огромную страну, но и маленький уголок в этой стране – город, деревню, даже улицу или дом – место, где каждый из нас родился и вырос, где живут наши родители, близкие люди и друзья. Родина – значит родная, как мама и папа. Место, где родился человек, называют малой родиной. У каждого из нас есть малая родина. Большинство из вас родились в городе Саранск. Значит, это ваша малая родина. Как называется место, где мы с вами живем?
Дети. Город Саранск.
Воспитатель. Где находится наш город?
Дети. В республике Мордовия. В нашем городе проживают тоже много национальностей: татары, башкиры, русские, украинцы, чуваши, мордва. И у каждого своя культура, традиции.
Какие национальности проживают в России?
Дети: В России живут много людей разных национальностей: башкиры, русские, украинцы, белорусы, татары, евреи, якуты, ненцы, кабардинцы, мордва …
Воспитатель. Ребята, несмотря на то, что в России живет много людей разных национальностей, всех объединяет одно – мы все очень любим свою Родину и гордимся нашей великой страной! У всех народов свой язык, культура, национальная одежда, кухня.
Какие пословицы вы знаете о Родине и России?
1. Воздух Родины – он особенный – не надышишься им.
2. Жить – Родине служить.
3. Лучше нет родного края.
4. На родной стороне и ворона родная.
А какие пословицы есть у мордовского народа о Родине? (Дети отвечают).
1. Без ветвей не дерево – без детей не семья.
2. В родном краю, как в раю.
3. Краше Родины нет ничего.
4. На родной стороне и камушек знаком.
Воспитатель: Посмотрите на карту, вот здесь находится наша республика-Мордовия. Она расположилась в междуречье Суры и Мокши. Жителелей Мордовии называю – мордва. Я предлагаю вам поближе познакомиться с культурой и традициями мордовского народа. Ну что, ребята, интересно вам?
Воспитатель:Ю. Попков «Мордовия» (показ писателя)
Мордовия!
Пусть цветет твое имя,
Словно разбуженный май.
Край мой Мордовский любимый
Солнечный, радостный край!
Богат и щедр край земли мордовской, талантлив ее народ. Писатели и поэты Валентина Ивановна Мишанина, Григорий Ильич Пинясов. Великие художники: Федот Васильевич Сычов, Щедрин Семен Федотович.
Физминутка
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
Воспитатель: А сейчас я расскажу вам о культуре мордовского народа: «Мордовский народ делится на две группы: мокша и эрзя. У них отличается язык, национальные костюмы, обычаи, но объединяет их одно – все они любят свою мордовскую землю и чтут обычаи своих предков. В давние-давние времена мордва- эрзя селились в лесах в деревянных избах – «кудо». Мордовские семьи были очень большими. Самым главным в семье был «тятяй» - папа. А мама по-мордовски называется ласково – «авай».. Они собирались все за большим столом и кушали национальные блюда, (перечисляет блюда: Рыба – кал, была одним из основных видов пищевого сырья; Мясо - сиволь в вареном виде; яйца ал. Чаще они употреблялись сваренными вкрутую; из пшена с добавлением небольшого количества картофеля готовили супы - шонгарям. любимое блюдо мордвы — блины пачат ; важное место в питании мордвы занимало молоко лофц .Предки мордвы славились своим трудолюбием. Мужчины занимались охотой, рыболовством, земледелием. А женщины были искусными рукодельницами и хорошими хозяйками. Давайте рассмотрим национальный костюм на нашей кукле Алдуньи. Какие замечательные костюмы вышивали своими руками. (Показывает костюм для кукол). Широкая рубаха (панар) подпоясывалась специальным сложным набедренным украшением - пулай. Носили его чуть ниже талии, на бедрах. Украшали пулай медными монетами, пуговицами, разноцветным бисером, бусинами, блестками. На шею одевали много бус. При ходьбе наличие таких украшений создавало звон. Поэтому говорили: мордовочку сначала слышно, а потом видно.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, как украшали девушки свою голову? (Ответы детей: лентами, тесемочками…) До замужества мордовские девочки носили простые матерчатые тесемочки, с открытыми волосами. Такой головной убор называли – увяс. Его украшали как можно наряднее. При замужестве волосы женщины прятали и носили специальный головной убор – панга. Традиционным считается мордовский платок, который завязывали высоко на макушке.
Воспитатель: - Давайте обратим внимание на цветовую гамму. Какие цвета вы можете выделить в мордовской вышивке? (Ответы детей: белый, красный, черный, зеленый)
Воспитатель: Правильно, ребята.
Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета: черный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый для расцвечивания узора. Вышивание было не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек, за которым они проводили много времени. Обучение вышиванию начиналось с 6–7 лет.
Воспитатель: - А какими элементами мордовочки украшали свои наряды? (Ответы детей: ромб, крест… .)
Воспитатель: - Правильно, ребята. Это «ромб», «крест», «треугольники», «галочки».
Вот какие красивые рубахи готовили к замужеству девушки – рукодельницы.
Воспитатель: - А сейчас ребята, вы сами попробуете расписать мордовскую рубаху, знакомыми вам мордовскими элементами.
Звучит релаксационная музыка. Дети расписывают готовый силуэт мордовской рубахи национальным орнаментом.
Воспитатель: Какие красивые рубахи у вас получились!
Итог
Ребята о чем мы с вами говорили на занятии? (Ответы детей: Родине, познакомились с поэтами и художниками, с мордовскими национальными блюдами, говорили мордовской национальной одежде). Давайте, закрепим название национальной одежды. Узор какого народа мы сегодня выполняли? (мордовского)
- Что расписывали? (Ответы детей: мордовскую рубаху-«панар»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия в средней группе по рисованию "Цветы для мамы"
Конспект занятия в средней группе по рисованию " Цветы для мамы"...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ. ТЕМА « ЗВЕЗДНОЕ НЕБО»
Нетрадиционная техника: свеча + акварель.Цель: воспитывать эстетическое восприятие природы и её изображений нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двига...
Конспект занятия в средней группе «Учимся описывать и рассказывать о любимых предметах.»
Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке; формировать умение описывать предмет, назвать его название, функции, материал; познакомить детей с материалом,...
Конспект занятия в средней группе по нравственно - патриотическому воспитанию «Тамбов – любимый край»
Конспект занятия в средней группе по нравственно - патриотическому воспитанию «Тамбов – любимый край»...
Конспект занятия в средней группе по рисованию " Мое любимое солнышко"
Программное содержание: Развивать образные представления, воображение детей. Закреплять усвоенные ранее приемы рисования и закрашивания изображений.Материалы: Квадратные (20х20 см) листы бум...
Конспект занятия в средней группе по рисованию " Мой любимое солнышко"
Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе.Тема: «Мое любимое солнышко.»Цель: продолжать учить детей замыкать линию в кольцо, развивать обр...
Конспект занятия в средней группе "Природа родного края"
Закрепить знание детей о видах деревьев, которые растут в нашем лесу и о многообразии животного мира, птиц, проживающих в лесах родного края...