самообразование
статья по рисованию на тему
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством художественно – творческой деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_netradits._metody.docx | 35.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование.
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством художественно – творческой деятельности"
Цель:
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники изобразительной деятельности
1.Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук, сенсорику;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
5. Развивать воображение, наглядно-образное мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
6. Познакомить детей с различными нетрадиционными формами создания апликации
Актуальность
«Источники способностей
и дарований детей -
на кончиках их пальцев…»
(В. А. Сухомлинский)
Уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики рук у детей. Появление футболок, ботинок на липучках, курток на молнии, шапок без завязок, книжек с наклейками исключает мелкие движения пальцев. В результате, то, что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребенка возможности больше работать руками. Еще известный исследователь детской речи М. М. Кольцова писала, что «движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».
Степень развития тонких движений пальцев рук - первый из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. На сегодняшний день, проблема с речевымразвитием и неготовность большинства дошкольников к письму остается актуальной. Вот почему, работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук должна стать важной частью подготовки ребенка к овладению связной речи и письма.
Существует много приемов и способов развития мелкой моторики, базирующихся на игре и творчестве. Пальчиковая гимнастика, мозаика, конструктор, «Puzzle», шнуровки интересны и полезны детям. А занятие творчеством – это не только способ выразить свои чувства и эмоции, но и необычайно эффективная деятельность, развивающая ловкость пальцев.
Гармонично развивать двигательные функции кистей рук у детей через творчество можно разными путями, наилучшим средством, на мой взгляд, является нетрадиционные техники. Поэтому, вводя в свою работу по изобразительной деятельности новые способы и материалы, ставлю перед собой цель: создание благоприятных условий для развития мелкой моторики рук у дошкольников, через нетрадиционные техники изобразительной деятельности. В соответствии с целью, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и для получения положительных результатов, ставлю перед собой следующие задачи:
1. Развивать и укреплять мелкую моторику;
2. Формировать самостоятельность в работе с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности;
3. Создавать предметно-развивающую среду, благотворно влияющую на развитие мелкой моторики у дошкольников;
4. Познакомить родителей с нетрадиционными техниками изобразительнойдеятельности для детского творчества дома.
Доказано, что у ребенка, имеющего высокий уровень развития мелкой моторики, сформирована мыслительная деятельность – он умеет логически рассуждать, достаточноразвиты память и внимание, связная речь. Именно поэтому, опираясь на Программу художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, в своей работе по изобразительной деятельности использую нетрадиционные художественные техники, которые не только дают возможность для развития творческих способностей дошкольников, но и помогают в формировании координации движения пальцев рук. Взаимодействие с детьми осуществляю с учетом дифференцированного подхода, включая разнообразные формы и методы работы:
• подгрупповая и индивидуальная деятельность;
• дидактические игры;
• театрализация;
• выставки рисунков и поделок.
Знакомя детей с нетрадиционными техниками рисования, я учу их держать деревянную палочку, кусочек поролона, добиваясь свободного движения руки во время рисования.«Шедевр», выполненный нетрадиционным способом (оттиск поролоном, рисованиеладошкой, пальцами, и т. д., дарит ребенку новую широкую гамму ощущений, развиваетвоображение и фантазию.
Используя в детской деятельности нетрадиционные техники аппликации (обрывная, объемная, с использованием оригами, мятых салфеток, природного материала, и т. д., я обучаю ловкости в работе с материалом, что способствует у детей:
• укреплению моторики рук;
• обогащению сенсорного впечатления;
• обогащению словаря;
• развитию мыслительной деятельности;
• развитию аккуратности и усидчивости.
А использование игрового самомассажа, в сопровождении легко запоминающихся стихов, позволяет организовать веселые и эмоциональные минутки отдыха, и в то же время, повышают эффективность работы.
Для более результативного решения задачи по развитию мелкой моторики рук у детей, мной в группе создана предметно-развивающая среда. Понятие «развивающая среда» - создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. В моей группе, в свободном доступе, находится множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры. Для развития руки и пальцев имеются разнообразные мячики: колючие, рифлёные, мягкие. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.
Для ежедневного развития моторики в игре, имеются такие предметы, как:
• бельевые прищепки для развития координации движений пальцев рук;
• клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон для развития дифференцированных движений пальцев рук;
• шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки.
Все эти пособия и игры находятся в свободном доступе для ребёнка. При этом я объясняю, показываю, рассказываю, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья воспитанников.
Оборудованные мной полочки, с необходимым материалом для эффективного решения задачи по развитию мелкой моторики (игры дидактические «Шнуровки», «Puzzle»,«Выложи узор» (из камешков, и многое другое, ежегодно пополняются, цели, и задачи игр усложняются.
Для развития ручной умелости большое значение имеют различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и т. д.). В группе все эти виды деятельности также нашли широкое применение в, организованном мной, центреизобразительной деятельности. Он оборудован таким образом, что ребенок в любое время может взять необходимые материалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью. По мере взросления детей, содержимое полочки меняется (большие кисточки – на маленькие, гуашь – на акварель, увеличивается цветовая гамма красок, карандашей, мелков, пластилина и т. д.).
Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, я, прежде всего, думаю о том, чему полезному могут научить ребенка самые обычные предметы, окружающие его каждый день.
Только систематическая работа по развитию мелкой моторики позволяет достичь положительных результатов. Но, ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия семьи. Вот почему работа с родителями – одно из важнейших направлений в этой области. Совместную работу с семьей разделила на несколько этапов:
• объяснение значимости нетрадиционных техник изобразительной деятельности для подготовки руки к письму;
• расширение знаний родителей о нетрадиционных техниках изобразительной деятельности;
• обучение приемам нетрадиционных техник для детской деятельности дома.
Родители всегда проявляют заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы. Одни родители удивлены и восхищены, другие начинают критиковать своего ребёнка. С такими родителями провожу индивидуальные беседы и привлекаю к творческой деятельности, приглашая на открытыйпросмотрнепосредственной образовательной изобразительной деятельности с применениемнетрадиционной техники.
Благодаря этому, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития мелкой моторики рук, повышается эффективность всего воспитательного процесса.
предполагаемый результат:
Средняя группа.
- Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
- Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
- Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
- Научатся видеть необычное в обычных предметах
- Разовьют мелкую моторику рук.
Старшая группа
- Овладеют различными приемами преобразования материалов.
- Освоят обобщенные способы работы.
- Разовьют познавательные, конструктивные способности.
- Разовьют интерес к результату и качеству поделки.
Подготовительная группа
- Разовьется поисковая деятельность.
- Освоят умение анализировать поделку.
- Сформируется положительное отношение к труду.
- Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
- Подготовится рука к письму.
Этапы самообразования:
1.Подбор и изучение методической литературы
2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования
3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
4.Представление опыта работы по теме.
предполагаемые сроки выполнения каждого этапа
1.Изучение методической литературы
- Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
- Изучение учебной и научно-методической литературы;
- Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- Изучение новых программ и педагогических технологий;
- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
- Повышение общекультурного уровня
литература по теме самообразования | |||
дата | название автор | источник (сайт; издательство, год издания) | результат |
Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. | – 2-е изд. – М.: Джан-гар, 2012. – 864 с. | Смотреть тетрадь по самообразованию | |
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – | СПб: Изд. дом «Литера», 2007. | Смотреть тетрадь по самообразованию | |
Лыкова И. "Изодеятельность в детском саду", | М. 2004; | Смотреть тетрадь по самообразованию | |
Любина Г. Рука развивает мозг. | Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г. | Смотреть тетрадь по самообразованию | |
Брыкина Е.К. “Творчество детей с различными материалами”, | Педагогическое общество России, М: 2002г.; | Смотреть тетрадь по самообразованию | |
Гульянц З.К. “Учите детей мастерить”, | М: “Просвещение”, 1979 г.; | Смотреть тетрадь по самообразованию | |
Корчинова О.В. “Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях”, Серия “Мир вашего ребенка”. | Ростов н/Д: Феникс, 2002.. | Смотреть тетрадь по самообразованию |
+Какие программы, методики, технологии изучены в процессе работы над методической темой? Кто авторы? Какой передовой педагогический опыт изучен? Какие методические рекомендации использованы?Вырезки, копии, цитаты…
2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования
участие в методической работе детского сада | ||
дата | тема | форма участия |
«Веселые пуговицы» | Мастер- класс | |
«Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности » | Консультация для педагогов |
+ фото и выдержки из материалов (доклады, выступления, рефераты)
3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
«Наши пальчики играют» | Создание картотеки | |
Артикуляционная гинастика | картотека | |
нетрадиционные методы изобразительной деятельности | Создание картотеки | |
«Развивающие игры для ребёнка, чему они способствуют». | Анкетирование родителей | |
Картотека дыхательной гимнастики для всех возрастных групп в соответствии с ФГОС | Создание картотеки | |
«Моя коллекция» | Знакомство с различными материалами | |
«РИСУЙКА» | Создание художественно-творческого центра изобразительной деятельности | |
«Ум ребенка на кончиках пальцев» | Изготовление папки-передвижки | |
«Наши достижения» | Фотовыставка | |
Влияние нетрадиционной художественной деятельности на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста | Консультация в каждую группу ДО |
- Анализ выполнения программы (диагностика)
Как отслеживается результат работы по теме? (Диагностика: таблицы, результаты работы, в %.)
Выводы по теме. Есть ли положительный результат? (Приложить диаграммы, сравнительный анализ)
4.Представление опыта работы по теме.
- способ демонстрации результата проделанной работы
- форма отчета по проделанной работе
- Формы отчета по теме самообразования могут быть разнообразными:
- Выступление на педсовете
- Консультация
- Семинар-практикум
- Показ непосредственно - образовательной деятельности с детьми
- Выставки детского творчества
«Развиваем пальчики, улучшаем речь». | Консультация для родителей |
“Рисуем шерстью” | Открытое НОД |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...