НОД по художественно-эстетическому развитию «Секреты русских узоров»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме
Данная образовательная ситуация разработана с учётом возрастных особенностей детей и направлена на ознакомление детей с символикой русского народного узора. В ходе образовательной деятельности расширяются представления о русской народной культуре. Данная образовательная ситуация будет полезна для воспитателей и педагогов дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_na_konkurs_uchu_uchitsya.docx | 873.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. педагога: Юдина Елена Алексеевна, высшая квалификационная категория
Номинация: образовательная ситуация с дошкольниками
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие
Возрастная группа: подготовительная группа
Тема: «Секреты русских узоров»
Основные цели: Продолжать формирование целостной картины мира, расширять кругозор детей о русской народной культуре. Познакомить детей с символикой узора, историей русской вышивки. Упражнять составлять простейшие орнаменты. Совершенствовать технические навыки рисования (рисовать концом кисти). Формировать эстетический вкус, развивать творческие способности.
Дидактические материалы: Русские народные костюмы, куклы в национальных костюмах; иллюстрации с изображением национальной одежды, образцами вышивки; таблицы с изображением символов; игра «Составь узор»; бумажные силуэты кукол; краски гуашь; кисти; стаканчики с водой; фломастеры; макеты берёз.
Оборудование: Проектор, экран, мультимедийная презентация.
Краткая аннотация к работе: Данная образовательная ситуация разработана с учетом возрастных особенностей детей и направлена на ознакомление детей с символикой русского народного узора. В ходе образовательной деятельности расширяются представления о русской народной культуре. Данная образовательная ситуация будет полезна для воспитателей и педагогов дополнительного образования.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей возле себя.
- Дети, на адрес нашего детского сада пришло видео-письмо из Франции от куклы Софи. Прослушаем его.
(Воспитатель организует просмотр презентации, в которой кукла рассказывает, что во Франции открывается неделя показа старинного русского костюма. Софи необходимо создать коллекцию русских костюмов, но она не знакома с русской историей и она просит помочь ей в создании коллекции - прислать образцы узоров, которыми были украшены русские костюмы.)
- Дети, поможем кукле Софи создать коллекцию русских костюмов?
2. Актуализация.
Дидактические задачи:
- закреплять знания детей о предметах русского народного костюма (мужского, женского);
- активизировать познавательную деятельность, художественное мышление, творческое воображение;
- формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.
Игра «Одень куклу в русский народный костюм».
- Вспомните, какую одежду носили в далёкие времена на Руси женщины и мужчины. Подберите предметы русской национальной одежды и оденьте её на кукол. Назовите предметы мужской (женской) одежды.
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
- создать мотивационную ситуацию для «открытия» нового знания;
- формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения,
понимания его причины и опыт целеполагания;
- развивать внимание, память, сообразительность, логическое мышление, речь.
- Посмотрите, какая яркая, красивая и нарядная одежда на наших куклах, но вся разная. Чем отличаются русские костюмы друг от друга? (цветом, украшениями, узором)
- Вы знаете, из каких элементов состоит узор? Как правильно и красиво составить узор на русском костюме? (нет)
- Что делать, если чего-то не знаешь, или в чём-то сомневаешься? (нужно спросить у того, кто знает)
- А где сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть народные (национальные) костюмы? (в книгах, на выставках, в музеях)
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
- формировать подводящий диалог с детьми, направленный на открытие нового знания, формировать опыт преодоления трудностей через выявление и устранение их причин;
- развивать образное мышление, воображение, память.
- Я приглашаю вас, в музей нашего детского сада полюбоваться на одежду нарядную, да на узоры диковинные
(Воспитатель ведёт детей в мини-музей кукол).
- В старину, на Руси, употребляли слово «узор». Это слово происходит от древнеславянского слова «узреть» - увидеть. Увидеть красоту русского костюма. Русские народные костюмы мастерицы украшали цветной тесьмой, кружевом, драгоценными камнями и вышивкой. Вышивка на одежде – это не только украшение, но и «оберег». Как вы думаете, что такое «оберег»? (Ответы детей).
- Люди верили, что вышитая одежда оберегает человека от бед, злых сил, болезней и приносит в дом счастье. Посмотрите внимательно на кукол, картины, иллюстрации и скажите, на какой части одежды вышиты обереги. (Ответы детей).
(Воспитатель просит детей перейти к другому экспонату).
- Мотивы вышивки были богаты и разнообразны. Знаки – символы, которые вышивали мастерицы, были не случайными. Они отражали красоту окружающего мира. Одни символы похожи на людей, другие на животных и птиц, третьи на диковинные цветы. А есть и такие, которые похожи на геометрические фигуры. Посмотрите внимательно, какие геометрические фигуры вы видите на вышивке? (Ответы детей)
- Я вам предлагаю разгадать тайну, которая скрывается в геометрических символах (Воспитатель предлагает детям присесть на ковёр).
- О первой фигуре я расскажу сама. Это круг – означает он солнце. Есть легенда появления этого знака. Послушайте её. Давно это было, так давно, что самые старые люди знают об этом только понаслышке от своих дедов и прадедов. Там, где сейчас города стоят, раньше леса тянулись, такие густые и дремучие, что и заблудиться можно было. А в тех лесах обитали всякие чудища. Кто выезжал из дому и ехал по дороге через лес, с тем всегда случались ужасные вещи. Надоело людям терпеть эти безобразия, и решили они попросить покровительства у Солнышка. Любило ясное Солнышко людей, заботилось о них, за это и от людей были ему и почет, и слава. Забрались люди на гору и начали петь, помощи просить.
Солнышко, ведрышко!
Выгляни в окошечко.
Твои детки плачут,
Помощи просят.
Выглянуло Солнышко и спрашивает: «Чего вы желаете, дети мои?». Люди ответили ему: «Покровительства твоего просим. Совсем нас чудища замучили, житья от них нету».
- «Хорошо, так уж и быть, помогу вам. Пошлю я на землю своего старшего сына – богатыря Лучика». Смотрят люди, видят: с неба спускается богатырь – Лучик старший, весь в сверкающих доспехах, с золотым щитом и мечом. Так сверкает, что глазам смотреть больно. Идет по лесу и мечом размахивает. Увидали его чудища лесные, и давай убегать со всех ног в разные стороны. Поблагодарили люди Лучика и Солнышко, и с тех пор, чтобы отпугивать чудищ и злых духов, на одежде и оружии они изображали Солнце. Вот такая красивая легенда.
- Но знаки солнца изображаются не только одним кругом, но и крестом, крестом в круге (Воспитатель показывает таблицу с изображением знаков солнца).
- Дети попробуете вы отгадать тайну прямых линий. На какую стихию похожа линия: вода, земля, огонь, солнце (Воспитатель сопровождает вопрос движениями руки). (Ответ детей).
- А что могут означать волны? (Ответы детей).
- Часто встречаются в русских вышивках квадраты и ромбы, это знаки земли. А если они поделены крестом на четыре части и внутри есть точки, то это засеянное поле (Воспитатель показывает несколько знаков-символов).
- Ну вот, вы и разгадали тайну знаков. Какие знаки-символы вы запомнили? (Ответы детей).
5. Включение нового знания.
Дидактические задачи:
- развивать умение составлять узор из предложенных элементов;
- формировать умение самостоятельно применять усвоенное знание и способы действий для решения новых задач.
Игра «Составь узор».
- Разделитесь на три команды и соберите узор на полосе.
(Дети выполняют задание)
- Молодцы, очень красивые узоры у вас получились.
- В вышивке важно всё, даже цвет имеет своё значение. Какие цвета использовали мастерицы? (Ответы детей).
- Белый обозначал чистоту, красный – благополучие, жёлтый – тепло, ласку, синий – радость, зелёный – жизнь, чёрный – богатство.
- Я предлагаю вам расписать одежду на куклах понравившимися знаками-символами. Напоминаю, что знаки должны чередоваться, повторяться, чтобы получился настоящий русский орнамент.
(В процессе выполнения работы воспитатель наблюдаетт за последовательностью действий в нанесении узора, за его расположением на полосе, за техникой работы кистью. Готовые работы - силуэты кукол разного размера в костюмах расставляются вокруг берёз в форме хоровода).
6. Осмысление.
Дидактические задачи:
- формировать первичный опыт осмысления собственной деятельности, фиксации достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.
- Где мы сегодня побывали?
- Кому смогли помочь?
- Чем украшали костюмы мастерицы?
- Какие знаки – символы вышивали мастерицы?
- Какое значение имел цвет?
- Какие красивые, яркие работы у вас получились.
Недаром в народе говорится:
Не то дорого, что шито золотом,
А то дорого, что доброго мастера.
- Вот такими добрыми мастерами были и вы. Спасибо вам!
Комментарии к сценарию. Данная тема занимает место в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» // Науч. Рук. Л.Г. Петерсон, образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».
Используемая литература:
- Петерсон Л.Г. , Лыкова И.А. Методические рекомендации к ПООП «Мир открытий»
- М.А. Фисенко ДОУ. ОБЖ. Серия: Детский сад Издательство: Корифей (2008 г.) Мягкая обложка, 96 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.
Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...
конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом
Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...
Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста
Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития...
Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»
Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»...
Конспект НОД на конкурс «Воспитатель года 2020» по художественной литературе в средней группе Художественно – эстетическая линия развития «Волшебный сундучок»
Конспект нод по художественной литературе Интегрированные образовательные линии развития: познавательное, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое.Цель: фор...
Конспект ОД по художественно-эстетической деятельности деятельности на тему: «Узоры из песка»
Познакомить детей с нетрадиционной формой рисования кинетическим песком....
Календарно-тематический план воспитательной работы для предоставления образовательных услуг художественно-эстетической направленности в центре русской культуры и быта "Русская изба".
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно прикладному искусству, ...