Игровые приемы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством художников республики Коми
методическая разработка по рисованию на тему
Рассматривание картин в учебном процессе детского сада используется для решения различных дидактических задач. В первую очередь это помогает понять ребенку, что живопись отражает окружающую нас реальность, а также позволяет художнику изобразить плод его фантазии, воображения. Кроме того, это очень важно для развития эстетических вкусов ребенка, нравственных и эмоциональных оценок и представлений об окружающем. Рассматривание картин помогает лучше понять и даже почувствовать яркие эмоциональные переживания, учит сопереживать, формировать собственное отношение к увиденному. Помимо формирования художественных вкусов дошкольников, здесь присутствует важный познавательный момент - знакомство с произведениями знаменитых художников прошлого и современности, умение различать жанры живописи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_priemy_pri_rassmatrivanii_kartin_.docx | 18.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые приемы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством художников республики Коми
Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый снег, и когда зацветают сады. Таким образом, ребенок с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия, многие в процессе наблюдений.
Рассматривание картин в учебном процессе детского сада используется для решения различных дидактических задач. В первую очередь это помогает понять ребенку, что живопись отражает окружающую нас реальность, а также позволяет художнику изобразить плод его фантазии, воображения. Кроме того, это очень важно для развития эстетических вкусов ребенка, нравственных и эмоциональных оценок и представлений об окружающем. Рассматривание картин помогает лучше понять и даже почувствовать яркие эмоциональные переживания, учит сопереживать, формировать собственное отношение к увиденному. Помимо формирования художественных вкусов дошкольников, здесь присутствует важный познавательный момент - знакомство с произведениями знаменитых художников прошлого и современности, умение различать жанры живописи.
Историческая память народов является важнейшей предпосылкой сохранения самобытности национальной культуры. Не растерять, сохранить то богатство, каким владеет каждый народ, приобщить детей к искусству – одна из задач современного обучения и воспитания. Только усвоив свои национальные культурные ценности, можно понять идеалы других народов.
Приобщение детей к национальной культуре, фольклору, содействует воспитанию человека – патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ, его культуру и традиции.
Все это обусловило выбор нашей темы: «Игровые приемы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством художников республики Коми»
Тема является актуальной на современном этапе и имеет большое значение для воспитания развитой, целостной, творческой личности.
Процесс ознакомления старших дошкольников с произведениями художников Коми состоит из трех этапов: I этап - подготовительный, направлен на расширение представлений детей о живописи как виде изобразительного искусства.
На первом этапе одним из основных приемов ознакомления детей старшего дошкольного возраста с живописью стал искусствоведческий рассказ педагога. Выбор искусствоведческого рассказа как приема ознакомления дошкольников с живописью обусловлен содержанием и построением произведения, в котором отражены в логической взаимосвязи его элементы.
После искусствоведческого рассказа предлагали детям конкретные вопросы, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание её. Например: «Что изображено на картине? Где расположены изображенные на картине объекты? Как вы думаете, что самое главное в картине? Как это изобразил художник? Что в картине самое яркое, сразу бросается в глаза? О чем вам думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?». Для того, чтобы заинтересовать детей и привлечь внимание к более детальному рассмотрению картины использовали следующие приемы:
- «Подзорная труба» (педагог предлагает посмотреть в подзорную трубу и назвать только один из предметов, или описать этот предмет)
- Игра «Большой - маленький» (Попросите найти предметы сначала большого размера, затем маленького)
- «Найди предметы … цвета» (можно предложить разные варианты, например, найди предметы которых по два(пара), предметы которых много, один, которые можно разделить на пополам и т.д. )
Восприятие живописи, её познание невозможны без эмоций, поэтому на первом этапе мы использовали прием «вхождения» в картину (С.Торлопов «Белое утро»), воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий. «Перенесение» или «подстановка» в процессе восприятия искусства в эстетике рассматриваются как средства восприятия чувств и эстетических качеств людей.
На втором этапе решаются следующие задачи: знакомить детей с выразительными средствами и видами живописи.
Умение анализировать изображенное на полотне - основа формирования умения воспринимать целостный, обобщенный образ живописной картины. Научить дошкольников целостно воспринимать картину - процесс более сложный, поэтому требуются иные методы и приемы.
Рассматривание картины сопровождается вопросами более обобщенного характера (по сравнению с первым этапом). Они строятся с учетом более высокого уровня восприятия картины детьми и их умения анализировать произведение. Например: «О чем эта картина? Почему думаете так, расскажите? Как бы вы назвали картину? Почему именно так? Сравните с авторским названием. Что красивого и удивительного передал художник в образах живописи? Как он изобразил это в картине? Какое настроение вызывает эта картина? От чего возникает такое настроение? Что хотел сказать художник своей картиной? Что особенно он выделил, чтобы мы увидели это в картине?».
Указанные выше вопросы направляют внимание детей не перечисленные изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности.
Использование приемов композиционных и колористических вариантов способствует пониманию детьми роли цвета и композиции в живописи. Суть приемов заключается в том, что педагог словесно или наглядно показывает, как изменяется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции или колорита в картине. Мы использовали вот такие приемы при рассматривание картины Е.Ермолиной «Бабушкин сундук»:
- Рамки-помощницы (выделение предметов при помощи рамки и обсуждение)
- Разговор от лица предмета, изображенного на картине.
- Предметы задают вопросы, а дети отвечают.
- «Деревянный, вязанный, домотканый, берестяной» (педагог просит детей выстроить цепочку предметов сделанных из…)
На третьем этапе используются приемы сравнения, классификации картин, мысленное создание собственной картины по названию картины художника. Прием сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно, с некоторыми усложнениями. Вначале детям предложить две картины разных художников, одного жанра, но отражающие контрастные настроения, а затем картины одного художника, но разного колористического решения.
Используется прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником. Этот прием интересен для ребенка тем, что он ставит его в позицию «сотворчества» с художником. Также мы использовали следующие приемы:
- Распредели по жанру (пейзаж, натюрморт, портрет)
- Игра «Выложи пейзаж»
- Игровое упражнение «Собери натюрморт»
- Игровое упражнение «Выложи портрет»
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её должно начаться ещё в дошкольном возрасте.
В процессе формирования у детей эстетического отношения к живописи главное - эмоционально-образное восприятие произведений искусства, изобразительно-выразительных средств, формирование интересов, предпочтений.
Деятельность детей, связанная с живописью, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее его творческая деятельность.
Искусство способствует воспитанию различных чувств. Так, при ознакомлении с пейзажной живописью у детей активизируется интерес к общественной жизни, к различным видам человеческой деятельности, отношением его к процессам труда, к ценностям, которые создает народ, к художественному творчеству. Дети обогащают свой нравственный опыт, любовь к Родине. У них формируется нравственное сознание. Знакомство детей с живописью способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
планирование и организация деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством Л. Н. Толстого
вниманию педагогов предлагается перспективное планирование по ознакомлению дошкольников с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого...
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с творчеством А. Барто
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с творчеством А. Барто...
Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством А.С.Пушкина "Путешествие по сказкам"
Открывая вместе со взрослыми чудесный мир Пушкина, маленький слушатель, как бы открывает волшебный ларец с драгоценностями – так красивы, празднично нарядны эти сияющие всеми красками поэтически...
Проект «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с творчеством художника В.А. Федорова»
Проект «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с творчеством художника В.А. Федорова»...
Методические принципы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с творчеством С А. Есенина
В статье даны методические приемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с творчеством С.А.Есенина...
Мастер-класс «Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов»
Мастер-класс для педагогов дополнительного образования по изобразитеьной деятельности и воспитателей общеобразовательных групп, в котором содержатся методические приёмы для ознакомления детей ср...
Презентация на тему "Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов"
Презентация на тему "Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов"...