Методические принципы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с творчеством С А. Есенина
статья (старшая группа)

В статье даны методические приемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с творчеством С.А.Есенина

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ЗНАЧЕНИЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТВОРЧЕСТВОМ С.А. ЕСЕНИНА

Аннотация. В статье обосновывается актуальность вопросов ознакомления детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой. Представлено описание значимости творческого наследия С.А. Есенина для развития старших дошкольников. Обозначены методические принципы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с творчеством С.А. Есенина, а также роль системного подхода в данном процессе.

Ключевые слова: дошкольное детство, старшие дошкольники, русская поэзия, С.А. Есенин, принципы ознакомления детей с поэзией.

Дошкольное детство является одним из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющим все его последующее развитие, что говорит о необходимости становления духовного начала, умения видеть красоту окружающего мира и сохранять ее в себе. Большое значение в развитии детей дошкольного возраста уделяется приобщению их к художественному и поэтическому слову.

Проблема восприятия дошкольниками поэтических произведений неоднократно исследовалась в трудах различных педагогов и психологов (М.М. Варшавской, Л.М. Гурович, Л. Г. Жабицкой, Е.В. Карсаловой, В.Г. Маранцмана и др.) и становится все более актуальной на сегодняшний день, поскольку, с сожалением можно констатировать тот факт, что в современном цифровом мире интерес к поэзии постепенно утрачивается. Поэтому педагогов дошкольных образовательных организаций не могут не беспокоить проблемы ознакомления детей с творческим наследием великих поэтов, в том числе – поэзией Сергея Александровича Есенина.

Сергей Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии. Жизнь в русской глубинке с раннего детства вдохновляла мальчика, и уже в девять лет он написал свои первые стихи.[1,с.22] Произведения великого русского поэта отличают невероятная теплота и любовь в описании Родины, ее удивительных красот. С.А. Есенин понятно и притягательно рассказывал читателям о родных просторах, и каждое свое произведение наполнял чувством патриотизма и искренней любви к своему дому. Эти незримые узы способны привить детям не только любовь к художественному творчеству, но и воспитать в них глубокие патриотические чувства.

Богатство поэзии С.А. Есенина многогранно и неисчерпаемо, а потому является важнейшим источником для развития образной речи дошкольников. Гармония и ритм стихов великого поэта настолько естественны и изящны, что способны благоприятно влиять на развитие поэтического слуха у детей старшего дошкольного возраста. Отсюда следует, что ознакомление детей старшего дошкольного возраста с творчеством С.А. Есенина является ценнейшим инструментом по привитию им любви к поэзии, русской литературе.

Учитывая, что воспитательная функция литературы осуществляется благодаря силе воздействия художественного образа, целесообразно выделить ряд принципов, определяющих подбор материала, тем, методов и приемов по ознакомлению старших дошкольников с поэзией С.А. Есенина:

1. Принцип доступности.

Говоря о принципе доступности поэтических произведений С.А. Есенина для старших дошкольников, важно отметить, что творчество поэта в полной мере изучается на школьном этапе образования. Однако, в старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Дети становятся способными улавливать подтекст. Потому, некоторые произведения великого русского поэта («Восход солнца», «С добрым утром», «Зима», «Поет зима - аукает», «Береза», «Пороша», «Черемуха», «Ночь» и другие) вполне доступны для восприятия старших дошкольников. Следовательно, данные стихотворения нужно читать детям, учить их анализировать повествование и заучивать стихи наизусть.

2. Принцип усиления художественного образа.

При осуществлении педагогической работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста способности воспринимать и понимать художественный образ, педагог дошкольной образовательной организации должен использовать эффективные средства, помогающие сделать этот образ более объемным, красочным, иллюстративным. С этой целью можно применять такие методы и приемы, как демонстрация картин и иллюстраций, прослушивание музыкальных произведений, наблюдения, передача образа посредством рисунка, дизайна и др. Принцип усиления художественного образа поможет, с одной стороны, повысить общий культурный уровень детей, а с другой - создать позитивный эмоциональный фон для усвоения новой информации.

3. Принцип внедрения инноваций.

Значительно увеличить продуктивность работы педагогов дошкольных образовательных организаций по ознакомлению детей с творчеством С.А. Есенина поможет использование принципа внедрения инноваций. Так, по мнению, А.С. Грачевой и О.И. Локтюхиной[2], будет целесообразно преобразовать воспитательно-образовательный процесс в проектную деятельность. Авторы рекомендуют выбирать различные типы проектов (информационные, творческие, познавательные, игровые), которые отвечают поставленным целям и задачам. Проектную деятельность можно осуществлять внутри одной группы, в рамках дошкольной образовательной организации, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями.

Внедряя инновации, стоит уделить особое внимание использованию информационно-коммуникационных технологий, что позволит удержать интерес дошкольников к теме, идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Так, например, при знакомстве с поэтическим произведением С.А. Есенина, можно подготовить презентацию, иллюстрирующую его содержание.

Применение совокупности различных инноваций позволят педагогу добиться положительной динамики усвоения знаний у дошкольников при ознакомлении с творчеством С.А. Есенина, разнообразят и дополнят традиционные подходы предоставления информации.

4. Проникновение поэзии С.А. Есенина в различные сферы деятельности дошкольника.

Творчество С.А. Есенина целесообразно ежедневно вплетать в повседневные занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Так, педагоги могут с утра приветствовать детей стихотворением «С добрым утром!»; на занятиях изобразительного  искусства в рисунках воплощать есенинскую березу (стихотворение «Береза»); на прогулке в зимнее время гармонично сочетать наблюдение за птицами и стихотворение поэта «Поет зима - аукает». Конечно же, следует помнить и о традиционных методах и приемах в изучении поэтического творчества: выразительное чтение, заучивание наизусть, драматизация, театрализованная и культурно-досуговая деятельность.

Благодаря знакомству с творчеством С.А. Есенина, могут быть расширены представления детей старшего дошкольного возраста о быте и укладе прошлых лет в русской глубинке. Подобного рода работа позволит обогатить словарный запас детей. Дети любознательны по своей природе, а потому им будет интересно узнавать значение новых для них слов – «зыбка», «взрыкает» (стихотворение «Вечер, как сажа…»).

5. Принцип активного взаимодействия ДОО и семьи.

Любовь к поэзии рождается в семье. Следовательно, в развитии детей старшего дошкольного возраста важным является плодотворное взаимодействие педагогов дошкольных образовательных организаций с семьями. Целями данной работы должны стать:

  • повышение компетентности родителей по изучаемой теме;
  • пробуждение интереса к изучению творчества русских писателей и поэтов, в том числе С.А. Есенина.

В качестве методов и приемов взаимодействия ДОО и семьи по ознакомлению старших дошкольников с творчеством великого русского поэта можно использовать:

  • информационную и методическую помощь;
  • консультации;
  • мониторинги;
  • анкетирования;
  • наглядную информацию;
  • совместные поэтические чтения;
  • творческие мастерские;
  • мастер-классы.[3,с.153]

Важно отметить, что знакомство детей старшего дошкольного возраста с творчеством С.А. Есенина, как, впрочем, и других писателей, поэтов, должна носить системный характер. Педагогам дошкольных образовательных организаций необходимо систематизировать работу в данном направлении посредством составления перспективных тематических планов, в которых необходимо отразить темы и сроки проведения занятий, а также результаты усвоения каждой темы и необходимость корректировки.

Таким образом, знакомство с творчеством С.А. Есенина является важной и значимой работой по развитию детей старшего дошкольного возраста. Многогранность творческого наследия великого русского поэта позволит духовно обогатить внутренний мир детей, привить им любовь и уважение к родному краю, научит ценить жизнь, близких людей и быть истинным патриотом своей Родины.


Список литературы

  1. Грачева, А.С. Особенности работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством С. А. Есенина: методические принципы и практические инновации / А.С. Грачева, О.И. Локтюхина // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). - Казань: Бук, 2016. - С. 22-26.
  2. Койнова, Е.Г. «Есенин – это сама Россия» [Электронный ресурс] / Е.Г. Койнова. – Режим доступа: https://esenin.ru/o-esenine/stati/koinova-e-g-esenin-eto-sama-rossiia (дата обращения: 26.08.19).
  3. Фадеева, М.В. К проблеме ознакомления дошкольников с особенностями поэтической речи / М.В. Фадеева // Сборник материалов LVII Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения». – Новосибирск, 2017. – С. 153-157.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование и организация деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством Л. Н. Толстого

вниманию педагогов предлагается перспективное планирование по  ознакомлению дошкольников с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого...

Игровые приемы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством художников республики Коми

Рассматривание картин в учебном процессе детского сада используется для решения различных дидактических задач. В первую очередь это помогает понять ребенку, что живопись отражает окружающую нас реальн...

Методическая разработка - "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности".

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими слова...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с творчеством А. Барто

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с творчеством А. Барто...

Методические аспекты ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом

Базовым этапом формирования у детей любви к родному краю является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его ...

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством А.С.Пушкина "Путешествие по сказкам"

Открывая вместе со взрослыми чудесный мир Пушкина, маленький слушатель, как бы открывает волшебный ларец с драгоценностями – так красивы, празднично нарядны эти сияющие всеми красками поэтически...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основными принципами природосбережения в рамках проекта "Международный день Матери-Земли"

Учебно-методический материал  к Международному дню Матери-Земли предназначен для ознакомления детей старшего дошкольного возраста и их родителей с историей возникновения этого празника, экологиче...