Мастер-класс «Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов»
методическая разработка по рисованию (средняя группа)
Мастер-класс для педагогов дополнительного образования по изобразитеьной деятельности и воспитателей общеобразовательных групп, в котором содержатся методические приёмы для ознакомления детей среднего дошкольного возраста с книжной иллюстрацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_semenyako_k_mmo_21_dekabrya_21_goda.docx | 27.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД № 21 «НАДЕЖДА»
городского округа Ступино
__________________________________________________________________________ Адрес: г. Ступино, ул. Горького, владение 69 тел.: 642-45-95; 642-22-92 e-mail: ds21_nadejda@mail.ru
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
"Духовно-нравственное воспитание детей 4-5 лет
посредством интеграции различных видов деятельности"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
"Ознакомление детей среднего дошкольного возраста
с творчеством художников-иллюстраторов"
Подготовила: педагог
дополнительного образования
Семеняко Т.В.
Ступино
2021
Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов в вопросе ознакомления дошкольников с творчеством художников-иллюстраторов.
Задачи:
- Совершенствовать теоретические знания педагогов о книжной культуре;
- Раскрыть роль книжной иллюстрации в духовно-нравственном воспитании детей;
- Развивать навык подбора книжных иллюстраций с учётом психологических и возрастных особенностей детей;
- Закрепить на практике некоторые методические приёмы ознакомления детей 5-го года жизни с творчеством художников-иллюстраторов.
Книжная иллюстрация - одно из первых произведений искусства, с которым встречаются дети дошкольного возраста, и один из ярких по силе воздействия на ребёнка факторов.
Книга как произведение искусства и культуры…Эта книжная культура, ныне в значительной степени утраченная, предусматривала все – обложку, иллюстрации, текст и шрифт. И это не только для того, чтобы можно было любоваться. Это для того, чтобы "переживать прочитанное», влиять на воспитание чувств, формировать художественный вкус, стремление к красоте во всех ее проявлениях, морально-нравственным ценностям.
Целая плеяда художников посвятила свой талант искусству детской книги. Все мы с детства помним Владимира Сутеева и его "Мешок яблок" или "Кто сказал мяу?", яркие иллюстрации Юрия Алексеевича Васнецова к народным сказкам и потешкам, милых и эмоциональных героев Анатолия Михайловича Савченко.
Впечатления ребенка зависят напрямую и от техники исполнения рисунка, и от эмоциональности текста. Но насколько неодинаковы дети, настолько неодинаково и их восприятие окружающего мира. Поэтому вывести формулу "идеальной" иллюстрации для этого возраста нельзя.
Но есть три требования, которые предъявляет малыш к изображению - это ясность, простота и выразительность графического произведения.. Детское восприятие требует, чтобы предмет был изображен тщательно, с учетом всех деталей, но в то же время без нагромождений. Ребенку необходимо различать все части предмета: человек должен быть изображен в привычном и узнаваемом ракурсе, ноги у животных должны быть полностью прорисованы и т.д.
И, конечно, особое внимание уделяется цвету, так как цвет не только украшение книги, но и средство передачи настроения и характера героев.
Коллеги, предлагаю вам интерактив: давайте потренируем наблюдательность и выберем подходящую иллюстрацию для занятия и обоснуем свой выбор.
Вспомните самое начало сказки, где Лиса дразнит Зайца. Что она говорит: "У меня избушка светлая, а у тебя - тёмная!" Когда вы будете читать сказку вместе с детьми, рассмотрите иллюстрацию и задайте правильный вектор беседы и вопросы, например:
- Это домики героев. Расскажите про дом Лисы. Из чего он? (Изо льда - ледяной.) А дом Зайца? (Из коры дерева - лубяной.) Лиса считала, что её домик красивее, поэтому дразнила Зайца. Как? ("У меня избушка светлая, а у тебя - тёмная!") Это хорошее поведение? А вы себя так ведёте с друзьями?
В «Сказке о глупом маленьком мышонке» художник Владимир Владимирович Лебедев виртуозно «играет» с мышонком: тетя Лошадь заняла целый разворот и почти подавила Мышонка своей огромной пятнистой массой, Щука свернулась в полукольцо, и зажала Мышонка. А от пения Утки он наклонил голову вниз - слишком громко!
- Как вы думаете, какая иллюстрация отражает весь драматизм событий в строчках:
«Ищет глупого мышонка, а мышонка не видать»...? Почему вы так считаете?
Искусствоведы и детские психологи считают, что драма доведена до высшей точки на правом рисунке - одинокий носочек, жалкий огарочек, засохшая корка, пустое пространство. На рисунке слева лично у меня вызывают вопросы только пятна на простынке, как будто кошка съела мышонка.
Поэтому мне больше по душе эта иллюстрация, где открытое окно даёт надежду на спасение глупого Мышонка. А чтобы эта надежда превратилась в уверенность, детям нужно прочесть "Сказку об умном мышонке", где всё закончилось хорошо.
Возрастные особенности восприятия книжной иллюстрации.
Роль картинки для детей младшего возраста заключается в закреплении и углублении детского опыта. Картинка для малышей должна приближаться, по словам Е. А. Флериной, к упрощенной реальности. Так, если картина динамична («Пошёл котик на торжок»), в первую очередь обращаем внимание детей на действия персонажа. Если картина яркая, красочная или на ней изображено то, что бросается в глаза, с этого и надо начинать.
В средней группе продолжается работа по развитию у детей интереса к книге и книжной иллюстрации. Формируются радость общения с книгой, ожидание встречи с ней, эмоции, настроение героев, сопереживание им, бережное отношение к книге.
Легко сказать - заинтересовать ребёнка книгой. Как это сделать?
Используем по максимуму свои умения работать с современными техническими средствами и создаём для детей сюрпризный момент - приглашение в сказку.
Сказка - в сундуке. Отгадаете загадки - узнаете, что за сказка в гости пришла.
Загадки:
Зверь ушастый, летом - серый,
А зимою - снежно-белый.
Всех зверей она хитрей.
Шуба рыжая на ней. (Лиса)
Как будильник, на заре
Всех он будит во дворе.
Вместо шапки - гребешок.
Что за птица? - (петушок).
- Из какой сказки эти герои, ребята? (Это герои сказки "Заюшкина избушка")
Этот вопрос задаём, если дети уже знакомы со сказкой. Если нет, предлагаем узнать, из какой они сказки и что интересного с ними произошло.
Главные методические приёмы ознакомления с книжной иллюстрацией - рассматривание и беседа по ее содержанию.
Рассматривание иллюстраций, как считает Е. И. Тихеева, преследует тройную цель: упражнение в наблюдении, развитие логического мышления и воображения, и развитие речи ребенка.
Нравится ли вам сказка?
Кто из героев понравился вам больше других? Лисица? Или заяц? Или Петух? Почему?
В среднем возрасте происходят изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей.
Теперь можно использовать приём соотнесения фраз текста с рисунками. Например, перед повторным чтением сказки педагог читает крошечный отрывок (естественно, такой, к которому есть иллюстрация) и просит ребенка показать картинку, соответствующую прочитанному:
"На четвертый день лиса опять просит:
- Заинька, заинька, пусти меня на печку к себе!
- Нет, не пущу: зачем дразнилась?"
Посмотрите на рисунок. Уши прижала, хвост опустила, просит Зайца пустить её к себе. Что вы скажете о ней? Она какая? (Хитрая)
Обратный вариант: педагог показывает картинку и просит ребенка вспомнить, какой момент из сказки здесь изображен:
"Прошел день, другой - стала лиса зайца из избушки гнать:
- Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!"
Лиса выгнала зайчика из его же избушки! Лапы в бок, пасть открыта - ругается! Что вы скажете о ней? Какая Лиса здесь? (Злая, сердитая)
Согласитесь, коллеги, что выбирать книги с иллюстрациями и продумывать занятие не только увлекательно, но и важно с точки зрения нравственности, духовности, любви ко всему ближнему, что называется емким словом «мир»,-- в этом смысл и детской книги как симбиоза искусства и культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий мастер-класса по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасного поведения на дороге
Ознакомление старших дошкольников с правилами безопасного поведения на дороге посредством игр-драматизаций "Сказки на новый лад"....
Консультация для педагогов ДОУ "Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством художников- иллюстраторов по произведениям устного фольклера"
Консультация для педагогов детский садов и преподавателей по изобразительной деятельности " Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством художников- иллюстраторов по произведениям устног...
План-конспект мастер-класса для родителей детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"Волшебный песок"
Представленный мастер-класс ориентирован на родителей детей среднего дошкольного возраста с ятжелыми нарушениями речи, но может быть использован и для воспитанников общеразвивающих групп....
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ И ГРАФИЧЕСКОЙ СХЕМЕ»
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ О ТЕМЕ «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ И ГРАФИ...
Мастер-класс по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с пуантилизмом «Золотая рыбка»
Предлагаемый мастер-класс по рисованию по ознакомлению с пуантилизмом «Золотая рыбка» предназначен для педагогов дошкольного образования в работе с детьми старшего дошкольного возраста (6 ...
Конспект проведения мастер-класса для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему: «История и традиции праздника Пасха. Изготовление сувенира «Пасхальное яйцо»
Пасха - история праздникаКаждый год примерно в середине апреля весь крещёный мир, одевшись в веселье и радость, торжественно чествует светлый праздник Воскресения спасителя Иисуса Христа. Повсюду звон...
Презентация на тему "Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов"
Презентация на тему "Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов"...